Федеральный закон от 24.11 1995 181 ф3. Изменения и дополнения в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Участие инвалидов в жизни гражданского общества осложнено из-за физических недостатков. Преодолеть эти барьеры призвана социальная защита со стороны государства.

На ее основе строится особая система прав и обязанностей инвалида. В этой статье мы рассмотрим действующие гарантии и меры социальной поддержки инвалидов, покажем, созданы ли условия равенства с остальными гражданами.

Что нужно знать о статусе

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В результате, лицо частично или полностью теряет способность или возможность жить полноценно. Это проявляется в затруднении:

  • оценки текущей ситуации, своего местоположения в пространстве и времени;
  • перемещения без посторонней помощи;
  • удовлетворения своих потребностей физиологического характера, соблюдения правил гигиены;
  • восприятия информации от других людей, ее осмысления, передачи своих мыслей;
  • контроля собственных поступков в рамках принятых обществом норм;
  • запоминания и усваивания знаний, применения их на практике;
  • выполнения трудовых обязанностей.

Чтобы быть уверенным в правильности заключения МСЭ, .

Ограничение жизнедеятельности приводит к необходимости социальной защиты и поддержки со стороны государства. Создание условий для равных возможностей – главная задача такой защиты. Рамки предоставленных инвалидам прав основаны на международных нормах и оформлены в систему правовых актов России. Базовыми документами являются Конституция РФ и федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., с поправками от 5 декабря 2017 г.

Льготы и гарантии предоставляются лицам с ограниченными возможностями только после приобретения статуса инвалида. Учреждение медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки состояния здоровья принимает решение о признании инвалидности, определяет меры защиты, формирует индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Фамилии, имена, адреса, даты рождения, образование, места работы, группы инвалидности, получаемые пособия, путевки и иная информация о таких лицах объединена в единую электронную систему, получившую название «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ).

После прохождения МСЭ каждому инвалиду разрабатывается план реабилитации

Если на момент получения статуса человек имел хоть какой-то трудовой стаж, то ему положена . Если стажа нет, то следует рассчитывать на .

Реабилитация и абилитация, гарантированные права

Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти меры защиты призваны компенсировать (а, по возможности, и устранить) ограничения жизнедеятельности такого лица. Инвалид вправе получить помощь в медицинской, профессиональной, педагогической, бытовой и спортивной сферах, т.е. там, где трудно адаптироваться самостоятельно.

Для каждого инвалида составляется личная программа реабилитации или абилитации. Включенные в нее мероприятия обязательны для исполнения лицами любой организационно-правовой формы. При невозможности предоставить услугу или техническое средство реабилитации из программы инвалиду выплачивается денежная компенсация.

Участие в реабилитационной программе не обязанность, а право инвалида. Он может отказаться полностью или частично, и самостоятельно обеспечить себя техническими средствами реабилитации (протезами, слуховыми аппаратами и т.д.).

При отказе от программы инвалид не вправе требовать ее исполнения от государственных органов и компенсации непредоставленных бесплатных услуг.

Абилитация заключается в комплексе социальной и медицинской помощи

Право на помощь со стороны медицинских структур

Инвалидность подразумевает постоянное или периодическое обращение за медицинской помощью. Она бесплатна в тех же рамках, что и для остальных граждан, есть свобода выбора врача и медицинской организации. При этом созданы специальные медицинские учреждения по оказанию помощи инвалидам (центры, отделения, пансионаты, санаторно-курортные объекты).

Статус инвалида дает право и на дополнительную помощь:

  1. Бесплатные лекарства, изделия и продукты лечебного питания выдаются по рецептам специального формата. Выписывается рецепт врачом на основании данных, содержащихся в ФРИ, при предъявлении паспорта.
  2. Путевка в санаторий может быть получена на основании справки врача о необходимости проведения профилактического лечения. Срок действия справки – 6 месяцев.

Длительность лечения детей-инвалидов в санатории может достигать 21 дня. Инвалиды всех групп проведут в таком учреждении до 18 дней. За исключением инвалидов с нарушением функций мозга (спинного и головного), период лечения которых варьируется от 24 до 42 дней.

Задача общества сделать среду максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями

На доступ к информации

Инвалиды вправе пользоваться общедоступными данными наравне с остальными гражданами. Обеспечение права на информацию проводится по следующим направлениям:

  • Библиотеки пополняются учебной, справочной и иными видами литературы на нестандартных носителях. Сложности со зрением решаются за счет аудио-литературы и книг, написанных шрифтом Брайля. Источник пополнения – выпуск и закупка за счет средств государства.
  • Трудности со слухом преодолеваются через визуальные источники информации (фильмы, передачи и т.д.), дополняемые сурдопереводом или субтитрами. Помощью становится и предоставление сурдотехники таким лицам.
  • Лицам с нарушением слуха и/или зрения помогает тифлосурдоперевод (дактильный пальцевый метод) и тифлосредства.

Закон признает в качестве языка общения – жестовый русский, услуги по переводу которого должны быть предоставлены в любой государственной организации.

Бесплатное образование также является государственной задачей в рамках закона

На беспрепятственное посещение объектов социального назначения

Инвалиды могут плавать в бассейнах, пользоваться транспортом, ходить в парикмахерскую. В теории… На практике они часто ограничены в возможности попасть туда, куда нужно. Сейчас эти барьеры сняты введением обязательных норм о:

  • приведении территории в состояние доступности для таких лиц: установке специальных пандусов для кресел–колясок, расширении дверных проемов, переоборудовании лифтов и т.д. Обязательно для всех строящихся и реконструируемых сооружений с 1 июля 2016 г. Если переоборудование уже невозможно, придется согласовать с обществом инвалидов процедуру предоставления услуги иным способом (на дому, дистанционно и т.д.);
  • сопровождении слепых и тех, кто не способен передвигаться сам;
  • дублировании необходимой информации: дополнение графических изображений звуковой информацией и надписями шрифтом Брайля;
  • допуске собак – поводырей при наличии документа об их специальном обучении;
  • установке оборудования и источников информации в доступных местах;
  • предоставлении 10 % стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

Кресла-коляски и поводыри-собаки больше не препятствие для посещения общественных мест.

Из-за отсутствия подобающей инфраструктуры люди годами не покидают своих домов

Льготы в жилищной сфере

Потребность в жилье удовлетворяется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Размеры жилой площади могут превышать нормы максимум в два раза в зависимости от тяжести заболевания. При этом плата (за наем, ремонт и содержание) взимается в одинарном размере.

Если такое лицо попадает в организацию по социальному обслуживанию на длительный срок, то жилье сохраняется за ним лишь на полгода. После этого оно распределяется между другими инвалидами.

По достижении 18 лет дети-сироты, признанные инвалидами, обеспечиваются жильем в первую очередь при соблюдении двух условий:

  1. местом их проживания была организация, стационарно оказывающая услуги социального обслуживания (приюты, детские дома);
  2. они способны жить самостоятельно, имеют бытовые навыки.

Программа реабилитации и абилитации инвалида обуславливает комплекс средств и приборов, которые разрешено устанавливать в жилом помещении.

Льготы инвалидов в жилищной сфере:

  • 50% наемной платы и расходов по ремонту и содержанию жилища (за исключением жилья в частной собственности)
  • 50% оплаты услуг независимо от формы собственности (вода, свет, канализация и пр.)

Семьи с инвалидами имеют приоритет в очереди на получение участков земли для постройки дома и занятия садоводством, огородничеством.

Образование, как способ интеграции в общество

Все уровни образования доступны лицам с ограниченными возможностями на началах бесплатности. Их содержание адаптировано к программам абилитации и реабилитации.

Отдельные виды заболеваний дают право обучаться на дому. В остальных случаях образовательные структуры должны создать условия для обучения, включая санитарную обстановку и соответствие образовательных программ возможностям инвалидов.

Сотрудники образовательных учреждений обязаны оказывать поддержку вне зависимости от получения образования дома или в государственных организациях.

Законодательство предусматривает льготы ЖКХ

Повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда

Профессиональная адаптация инвалидов обеспечивается государством за счет:

  1. Установки квот для трудоустройства: от 2 до 4% (если работников более 100); до 3% (от 35 до 100 работников). Квоты обязательны для любой организации.
  2. Создания адаптированных рабочих мест (с иным оборудованием, освещением и пр.) в пределах этих квот.
  3. Требования соответствия условий труда программе реабилитации (абилитации).
  4. Обучения новым профессиям, стимулированием предпринимательства таких лиц.

Инвалидам I и II групп гарантируется полная оплата при трудовой неделе в 35 часов. Всем инвалидам положен отпуск в 30 календарных дней.

Для детей предусмотрена выдача лекарств и выдача специальных средств, например, инвалидных кресел

Обслуживание на социально-бытовом уровне

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания при содействии общественных объединений инвалидов. Такие услуги оказываются:

  • Стационарно, когда лицо живет в учреждении круглосуточно. Жилое помещение, лекарства, спецсредства, еда, одежда и пр. выдаются на месте.
  • На дневном стационаре, когда пребывание в организации и получение услуги ограничены частью суток.
  • На дому, если нет возможности выйти на улицу. Так покупаются лекарства, продукты, делается уборка и т.д.

Инвалид вправе без очереди бесплатно или на льготных условиях отдать поврежденное средство технической реабилитации (коляску, слуховой аппарат, протез и пр.) на ремонт.

Материальная помощь и ежемесячные выплаты

Это помощь в форме пособий, пенсий, выплат при причинении вреда, наступлении страхового случая и т.д. Кроме этого, каждый месяц инвалиды получают дополнительную выплату (ЕДВ).

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ

"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

И. А. СЛОБЦОВ, О. В. КУЗНЕЦОВА

При подготовке настоящего издания использовались акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 1 февраля 2009 г.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая, третья и четвертая;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

МСЭ - медико-социальная экспертиза;

ВТЭК - врачебно-трудовая экспертная комиссия;

ПДПМ - Программы дополнительных пособий малоимущим;

ВОГ - Всероссийское общество глухих;

абз. - абзац;

гл. - глава;

п., п. п. - пункт, пункты;

разд. - раздел;

с. - страница;

сб. - сборник;

см. - смотри;

ст., ст. ст. - статья, статьи;

т. п. - тому подобное.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 125-ФЗ,

от 01.01.2001 N 5-ФЗ, от 01.01.2001 N 172-ФЗ,

от 01.01.2001 N 78-ФЗ, от 01.01.2001 N 74-ФЗ,

от 01.01.2001 N 123-ФЗ, от 01.01.2001 N 188-ФЗ,

от 01.01.2001 N 196-ФЗ, от 01.01.2001 N 57-ФЗ,

от 01.01.2001 N 15-ФЗ, от 01.01.2001 N 132-ФЗ,

от 01.01.2001 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 01.01.2001 N 199-ФЗ, от 01.01.2001 N 199-ФЗ,

от 01.01.2001 N 230-ФЗ, от 01.01.2001 N 309-ФЗ,

от 01.01.2001 N 18-ФЗ, от 01.01.2001 N 110-ФЗ,

от 01.01.2001 N 160-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Целью комментируемого Закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод.

Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан. Однако понятие "социальная защита" не должно умалять возможностей инвалидов проявлять свою индивидуальность в различных сферах общественной жизни, в том числе в учебе, в работе, в искусстве, культуре и спорте.

Комментируемый Закон является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Приоритетное значение в системе законодательных актов имеют нормы Конституции РФ, а также нормы и принципы международного права и международные договоры РФ, которые определяют основные направления российской политики в отношении инвалидов. Общие нормы и принципы раскрываются в комментируемом Законе посредством определения конкретных мер, таких как обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг , выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т. п.

Основная нагрузка в части обеспечения финансирования мероприятий, направленных на предоставление инвалидам социальной защиты от государства, ложится в первую очередь на федеральный бюджет . Региональные бюджеты несут бремя оплаты только таких социальных мероприятий, которые, во-первых, отнесены федеральным законодательством к расходным обязательствам субъектов РФ, а во-вторых, повышают уровень социальных гарантий в регионе по сравнению с гарантиями, предоставляемыми на федеральном уровне.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья дает общее понятие инвалида и устанавливает основания определения группы инвалидности. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

По определению Конвенции о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; подписана Российской Федерацией 27 сентября 2008 г.) инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими и средовыми барьерами. Она мешает полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Так, например, гипертоническая болезнь, даже стойкая, не является поводом к установлению инвалидности; если же гипертония привела к осложнению в виде инсульта и параличу конечностей, человеку оформляется инвалидность.

Законом определены несколько видов ограничений жизнедеятельности: во-первых, нарушение функций самообслуживания, во-вторых, нарушение функций передвижения и, в-третьих, нарушение контроля за своим поведением, а также нарушение ориентации, общения, обучения, а также способности к трудовой деятельности.

Понятие "инвалид" конкретизируется во многих федеральных законах - н-р, в Законе РФ от 01.01.01 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", Федеральном законе от 01.01.01 года N 5-ФЗ "О ветеранах ", в Федеральном законе от 01.01.01 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в некоторых других.

2. Исторически в России понятия "инвалидность" и "инвалид" связывались с понятиями нетрудоспособности и болезни.

Специалисты долгое время рассматривали понятие "инвалидность", отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Зачастую методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности как основного показателя инвалидности.

В настоящее время некоторые из пережитков прошлого остались, во внимание принимается только социальный аспект: в определении указывается на необходимость социальной защиты инвалида, но ничего не говорится о необходимости многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

В целом инвалидность должна рассматриваться как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, которая включает в себя несколько аспектов: правовой, социальный, психологический, общественно-идеологический, экономический, анатомо-функциональный.

3. В нормах международного права термин "инвалид" трактуется несколько иначе, нежели в российском праве.

В частности, Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года) признает инвалидом "лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей".

Инвалидность означает значительное число различных функциональных ограничений. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными.

В комментируемом Законе указанные особенности никак не отражены.

4. Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и будут рассмотрены в комментарии к ст. 7.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья имеет декларативный характер: в ней дается понятие социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Оба названных понятия представляют собой систему мер, имеющих конечной целью обеспечение прав и законных интересов инвалидов.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических , правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия "социальная поддержка" и "социальная защита" соотносятся как часть и целое.

При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида. Например, для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы необходим длительный период адаптации к условиям современного общества. При этом для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы трудоспособного возраста требуется создание рабочих мест.

В целом реализация названных мер должна создавать условия для сокращения численности инвалидов и их возвращения к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Экономическими мерами социальной защиты инвалидов являются:

Создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;

Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;

Оснащение оборудованием реабилитационных организаций;

Меры социальной поддержки инвалидов, принимаемые на региональном и муниципальном уровне, могут иметь различный характер.

Пример. Инвалидам города Рязани могут безвозмездно передаваться земельные участки для проведения сезонных сельскохозяйственных работ <1>. При этом обеспечение земельными участками производится на основании заявления инвалида либо его уполномоченного представителя , которое подается в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани.

<1> См.: приложение N 5 к Постановлению главы администрации города Рязани от 01.01.01 года N 2823.

В качестве другой меры социальной поддержки инвалидов I группы и инвалидов II группы III степени ограничения трудоспособности, а также инвалидов ВОВ города Рязани предусматривается возможность размещения на муниципальном имуществе на безвозмездной основе временного сооружения ВС-2 <2>.

<2> См.: приложение N 7 к Постановлению главы администрации города Рязани от 01.01.01 года N 2823.

Право на размещение временного сооружения ВС-2, как дополнительная мера социальной поддержки, предоставляется на основании заявления гражданина либо его уполномоченного представителя, подаваемого на имя заместителя главы администрации по муниципальной собственности в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани. В заявлении указывается причина обращения, обоснование необходимости в постоянном использовании транспортного средства.

Заявление рассматривается в течение 5 дней, и подготовленные документы предоставляются в комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Рязани. Заявителю не приходится заниматься сбором многочисленных документов и хождением по инстанциям.

<5> См.: Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2годы", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 832.

В настоящее время государственная политика в области социальной защиты и поддержки инвалидов базируется на положениях Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 832.

Целями Программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

В указанной Федеральной целевой программе отмечается необходимость разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы.

Задачу создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество предполагается решить с помощью реализации инвестиционных и научно-технических проектов, а также координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

Путем совершенствования деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, реализации мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также расширения производства современных технических средств реабилитации предполагается повысить качество и увеличить объем услуг по реабилитации и интеграции инвалидов.

Исходя из поставленных в Программе целей, предполагается уменьшить удельный вес численности реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, а также увеличить количество реабилитированных инвалидов.

На настоящий момент времени в рамках Программы проведены опытные разработки и реализованы некоторые пробные инвестиционные проекты. В текущем и следующем году планируется проводить анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов.

Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации. В случае необходимости Минздравсоцразвития России подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий.

Программа реализуется путем заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Для обеспечения контроля и независимой оценки Программы создан координационный совет, состоящий из представителей государственных органов власти и общероссийских общественных организаций инвалидов. Совет проводит анализ и оценку социально-экономической эффективности результатов реализации Программы.

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, прежде всего по ежегодному показателю, характеризующему соотношение количества реабилитированных инвалидов и количества лиц, прошедших переосвидетельствование. К 2010 г. этот показатель планируется довести до 6,5% (для сравнения - в 2005 г. он был равен 5,9%), что составит примерно 162 тыс. человек в год.

Реализация мероприятий Программы позволит возвратить к профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов (из них 20,85 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы).

Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации Программы, составит в среднем 2,6 - 3,5 млрд. руб. ежегодно. При этом в расчет принимаются средства федерального бюджета , а также государственных внебюджетных фондов, сэкономленные за счет прекращения выплат гражданам, с которых в результате проведения реабилитационных мероприятий будут сняты инвалидность и ограничения трудовой деятельности (пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты, компенсации и другие расходы). Тем самым реализация Программы является экономически выгодной для государства.

4. Субъекты РФ и муниципальные образования разрабатывают собственные региональные программы в области социальной защиты и поддержки инвалидов, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

Например, в Калужской области действует Областная целевая программа "Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2годы)" <6>.

<6> Закон Калужской области от 01.01.01 года N 248-ОЗ "Об Областной целевой программе "Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2годы)".

В городе Рязани действует Муниципальная целевая программа "Обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки и помощи отдельных категорий граждан на 2годы" <7>.

<7> Решение Рязанского городского Совета от 01.01.01 г. N 70-III "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки и помощи отдельных категорий граждан на 2годы".

6. Инвалиды из числа иностранных граждан и лиц без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом или международным договором РФ (например, право на участие в общественных организациях может быть ограничено в случаях, перечисленных в комментарии к ст. 33 Закона).

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон об инвалидах в России

Инвалид - это человек, который в силу определенных причин частично или полностью утратил трудоспособность. Инвалиды являются уязвимой группой населения - их реже берут на работу, они чаще подвергаются дискриминации, их социальная адаптация затруднена и так далее. Чтобы защитить права инвалидов, был принят 181 ФЗ о защите прав инвалидов. Ниже мы узнаем основные положения этого закона, а также рассмотрим некоторые смежные вопросы.

Федеральный закон №181

181 ФЗ об инвалидах, действующий в 2019 году, был принят в 1995 году. С тех пор было внесено большое количество изменений, а некоторые статьи закона утратили силу. Узнаем основные положения этого закона, которые действуют сегодня:

  • Дается юридическое определение термину "инвалид".
  • Устанавливается, что существует несколько степеней инвалидности (I, II и III группы). группа инвалидности не присваивается.
  • Вводятся понятие о социальной защите инвалидов. Законодательный орган страны обязан совершенствовать законодательство об инвалидах, а исполнительный - осуществлять постановления законодательного органа.
  • Вводится понятие медико-социальной экспертизы, которая определяет степень инвалидности, а также устанавливает тот факт, что человек нуждается в социальной помощи.
  • Устанавливается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
  • Создается государственный реестр об инвалидах.
  • Вводится большое количество мер по поддержке инвалидов. К этим мерам относится денежные выплаты (пенсии, пособия), обеспечение инвалидов различными товарами (лекарства, продукты питания, ремонт бытовой техники и так далее), предоставление определенных услуг (например, отдых в санатории) и так далее. Также инвалиды получают возможность получить бесплатное жилье, если они в нем остро нуждаются. Именно благодаря этой части закона создаются другие ФЗ о пенсиях и льготах по инвалидности.
  • Оговариваются особенности трудовых прав инвалидов (например, закон о сокращенной рабочей недели для инвалидов I и II группы, согласно которому эти инвалиды должны работать не более 35 часов в неделю при сохранении полной заработной платы).
  • Вводится понятие о абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Некоторые другие положения и постановления.

Новые постановления и поправки к закону №181

Были ли внесены в федеральный закон об инвалидах в 2019 году какие-либо изменения? Был внесен лишь один небольшой пункт, согласно которому инвалиды получают право на первоочередный ремонт технических средств, в которых нуждаются инвалиды (инвалидные коляски, протезы и так далее). Также существует специальное постановление о преимуществах инвалидам по 44 ФЗ, которое должно помочь инвалидам. Его основные положения:

  • Во время осуществления госзакупок в некоторых случаях заказчик должен отдавать предпочтения товарам, произведенных инвалидами.
  • Заказчик обязан предоставлять преференции не инвалидам-предпринимателям, а различным общероссийским организациям инвалидов, где инвалиды и их представители составляют не менее 80%; также предпочтение нужно отдавать дочерним фирмам этих организаций, где количество инвалидов составляет не менее 50%.
  • Если во время тендера одержала победу организация инвалидов, то заказчик обязан заключить с ней контракт по цене, которая превышает заявленную величину на 1-15%.
  • Отдавать предпочтение организациям инвалидов нужно только в том случае, если инвалиды производят строго регламентированные товары и услуги (перчатки, куртки, некоторые металлические и бетонные изделия, образовательные услуги и так далее).

15.03.2019

Одним из основных показателей развитости современного государства является социальная защита, под которой находятся абсолютно все слои населения, проживающего на территории страны. К некоторым категориям граждан относятся с особым трепетом. и инвалиды - все эти люди находятся в трудной жизненной ситуации и без помощи государства им никак не справиться.

Инвалиду 3 группы положены льготы

Одной из самых многочисленных групп среди перечисленных являются люди с ограниченными возможностями. Известно, что в России конкретная является определяющим фактором социальной поддержки граждан. Отсюда следует, что, к примеру, объем льгот инвалида 3 группы будет существенно отличаться от помощи, предоставляемой человеку с 1 группой.

Кроме того, обеспечение происходит как на общегосударственном федеральном уровне, так и на местах. Региональная политика руководства отдельных областей иногда реализуется с неординарным подходом.

Отсюда следует, что прежде чем обратиться за назначением льгот, необходимо узнать точно, на что может претендовать инвалид 3 группы, какие имеет льготы.

На высшем государственном уровне нередко пересматривают рациональность предоставления соответствующих льгот и пособий. Помощь, которой пользуются люди-инвалиды, меняется из года в год, в силу чего периодически происходят отмены некоторых существующих позиций или, наоборот, прибавление дополнительных. Главным основанием для предоставления незащищенным категориям населения такой можно назвать то, что самостоятельно обеспечивать себя и осуществлять полноценную трудовую деятельность эти люди не в состоянии. Это, как правило, единственный, но самый весомый фактор, определяющий данную категорию людей в качестве социально уязвимой.

Специфика определения льгот и пособий для инвалидов

Еще одним нюансом, который стоит отметить, является то, что, как может показаться на первый взгляд, определиться с перечнем полагающейся помощи не составит никакого труда. Однако это не совсем так. Чтобы найти все законные льготы, положенные инвалидам 3 группы, придется поднять не один нормативно-правовой документ. Вопросы, в которых люди с ограниченными возможностями могут рассчитывать на помощь государства, не кодифицированы, разбросаны по множеству законов и подзаконных актов. В процессе поиска подтверждений на право пользования той или иной привилегией не единожды удивится инвалид 3 группы. Какие имеет льготы один человек, не означает, что другой будет обладать тем же пакетом социальных гарантий.

Ярким примером того может служить право человека с ограниченными возможностями на бесплатный проезд по территории города или пригорода. Однако случается и так, что права инвалидов в другом регионе не подразумевают наличия данного пункта. При этом вместо него могут быть назначены какие-нибудь альтернативные варианты.

Следующим подтверждением неравномерного распределения государственной поддержки является то, что такие льготы инвалидам (общее заболевание, 3 группа), как ежегодное бесплатное лечение в санатории и право на проезд без оплаты к месту нахождения лечебного учреждения, предоставляются в случае отсутствие постоянной занятости. Официально не трудоустроенный человек имеет возможность использовать такой шанс. При этом работающий инвалид 3 группы, льготы которого не включают в свой перечень подобного пункта, воспользоваться таким правом не сможет.

Некоторым категориям населения предоставляют бесплатные медицинские препараты. Между тем, рассчитывать на дорогостоящие лекарства не придется. В утвержденном документе, называемом социальным пакетом, содержится весь список препаратов, которые человек с соответствующим заболеванием может получить только в предназначенной для данных целей аптеке.

Где узнать о положенных инвалиду 3 группы льготах?

Желая узнать, на что может претендовать инвалид 3 группы, какие имеет льготы и как ими воспользоваться, лучше обращаться к органам социальной защиты населения по месту жительства. Не лишним будет ознакомление с Трудовым кодексом. Люди с ограниченными возможностями, имеющие 3 группу, но продолжающие работать, смогут найти в этом законе и подчеркнуть для себя достаточно важные аспекты. Вопросы, связанные с бесплатными медикаментами, протезными изделиями и другими предметами, необходимыми для полноценной жизнедеятельности, люди-инвалиды чаще всего задают непосредственно в поликлиниках, аптеках.

Достоверно проинформировать обратившегося человека в том или ином моменте, касаемом льгот, пособий, специальных прав и т. д., могут только в соответствующей организации.

Налоговые льготы для лиц с ограниченными возможностями

Среди государственных привилегий, положенных незащищенным слоям населения, весомое место занимают льготы на налоги инвалидам 3 группы. Здесь наибольший объем помощи получают люди с ограниченными возможностями, имеющие инвалидность с детства. В частности, они освобождаются от уплаты имущественных налогов физических лиц, регистрационного сбора в случае изъявления желания заниматься предпринимательством. Также они не платят фискальный сбор за получение ордера на жилое помещение. Льготы инвалидам (общее заболевание, 3 группа), не имеющим статуса инвалида детства, также положены.

Как правило, такие люди имеют право не платить налог в случае получения легкового автомобиля. Однако чтобы использовать полагающиеся транспортные льготы, инвалидам 3 группы необходимо удостовериться в наличии нескольких условий:

  • транспортное средство должно быть специально оборудовано для надобностей людей с ограниченными возможностями;
  • мощность авто не превышает 100 л. с.;
  • содействовать в получении данного транспортного средства должны были органы социальной защиты населения в соответствующем законном порядке.

Коммунальные скидки для инвалидов

Льготы на коммунальные услуги - это то, что вызывает особый интерес у слабо защищенных слоев граждан. И для матерей-одиночек, и для многодетных семей возможность экономить на квартплате, электроэнергии, водоснабжении и т. д. - это огромный плюс. В частности, таким привилегиям от государства особо будет рад и пенсионер-инвалид 3 группы. Льготы по уплате за коммунальные услуги представляют собой 50-процентную скидку на все виды предоставляемых муниципальными службами удобств, в число которых входит электроэнергия, газ, центральное отопление, холодная и горячая вода, вывоз мусора и т. д. Кроме того, льготы данного блока подразумевают и половинную уплату за проживание в домах некоммерческого жилищного фонда.

Также льготы на коммунальные услуги включают в себя 50% оплату отопления, если инвалид 3 группы проживает в помещении без индивидуального обогрева помещения.

Льготы в жилищных вопросах для инвалидов

К следующей группе льготных прав следует отнести жилищные. Немногие знают, что инвалидам 3 группы полагается дополнительная жилая площадь. Несмотря на то что это не огромная просторная квартира, а всего лишь комната, для большинства людей данный пункт имеет огромное значение. Однако претендовать на переезд на новое место жительства могут только инвалиды 3 группы, чьи заболевания относятся к утвержденному законом перечню.

Для этого необходимо стать на учет в органах социальной защиты по вопросу изменения условий проживания, с дальнейшей целью получения жилплощади в домах муниципального или федерального жилищного фонда. Оплата за жилье будет взиматься в одинарном размере, даже если площадь предоставляемого помещения превышает нормы, положенные для одного человека.

Также немаловажным моментом здесь выступают и права инвалидов по поводу сохранности за ними выделенной социальными органами жилплощади, однако здесь речь идет лишь об отсутствии вследствие уважительной причины (например, стационарное лечение в учреждении специального типа). Право первоочередного получения земельного участка при этом остается за инвалидами 3 группы.

Особенности медицинских программ для лиц с 3 группой инвалидности

Льготы инвалиду 3 группы в Москве или любых других российских регионах подразумевают и особое медицинское обслуживание, что является вполне естественным, ведь у людей с ограниченными возможностями постоянно возникает необходимость прохождения дополнительных курсов лечения. В связи с этим государство позаботилось о них, предоставив 50-процентную скидку на покупку товаров, присутствующих в рецепте от врача. И здесь также играет роль небольшая поправка: такое право распространяется лишь на безработных лиц.

При этом все инвалиды 3 группы имеют возможность прохождения стационарного или амбулаторного лечения, им дано право на оказание своевременной квалифицированной медпомощи на абсолютно бесплатной или льготной основе, а также они должны быть обеспечены всеми необходимыми техническими средствами для реабилитации или протезными, ортопедическими изделиями.

Инвалид 3 группы, продолжающий трудовую деятельность

В трудовом законодательстве об инвалидах 3 группы также не забыли. Работающим людям должны создать на предприятии все необходимые условия для осуществления трудовой деятельности параллельно с личной реабилитационной программой. Переживать о том, что положение людей с ограниченными возможностями будет на порядок ниже, не следует, поскольку закон обязал работодателя ни в коем случае не ущемлять прав инвалидов любой группы, в сравнении с остальными штатными сотрудниками. Заработная плата, количество часов для отдыха и рабочего времени, длительность ежегодных и дополнительных отпусков - все это не может быть меньше, чем у других работников.

Аналогично с остальными сотрудниками, инвалид 3 группы, продолжающий трудовую деятельность, на основании заявления может оформить отпуск за свой счет, который не должен превышать 60 календарных дней суммарно за весь год.

Работодатель не имеет права привлекать сотрудника, имеющего 3 группу инвалидности, к сверхурочным работам, труду в праздничные, выходные дни, а также ночью. Однако если работник согласен на такие условия труда и медицинские противопоказания полностью отсутствуют, то никаких преград к осуществлению деятельности в данной форме нет.

Скидки для инвалидов при удержании налогов

Работающего инвалида государство освободило от уплаты страховых платежей, взносов во множественные фонды: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости, Фонд социального страхования. Это в первую очередь касается граждан, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и получают пособия по инвалидности.

Ежемесячный налоговый вычет в размере 500 рублей - это также право, на которое может рассчитывать трудящийся инвалид 3 группы. Какие имеет льготы человек в процессе уплаты налогов, станет ясно после ознакомления с Налоговым кодексом РФ. Статья 218 данного документа гласит о том, что только могут претендовать на указанный вычет за каждый месяц налогового периода.

Дополнительные льготы

Остальные льготы, которые должны получать на территории России все инвалиды 3 группы, назначаются в случае:

  • признания и подтверждения наличия инвалидности из-за произошедших осложнений после плановой вакцинации (полагается ежемесячная компенсация в размере около 1000 рублей);
  • уплаты страховой суммы, предусмотренной договором обязательного страхования гражданской ответственности на автомобильное средство, предоставленное в законном порядке органами социальной защиты (в этом случае инвалиду 3 группы должна быть возмещена половина страхового платежа).
  • невозможности осуществления дальнейшей трудовой деятельности по специальности в соответствии с профессиональной подготовкой (государство предоставляет возможность получения дополнительного образования на бесплатных основаниях в сфере государственной службы).

Если инвалид 3 группы - ребенок

Отдельным вопросом стоят льготы, предоставляемые детям-инвалидам, имеющим 3 группу. Государство не могло оставить эту категорию населения без внимания, поэтому они могут использовать все свои права, начиная с самых малых лет.

Во-первых, таким детям предоставлена возможность внеочередного поступления в учреждения дошкольного типа, а также шанс пройти отдельный конкурс при подаче документов в выбранное высшее учебное заведение. Для детей-инвалидов существует специальная государственная программа, которая подразумевает отдельные бюджетные места.

Заключение

Не следует и забывать о том, что местные власти обладают некой автономией в рамках децентрализации управленческого процесса. За каждым регионом остается право выбирать те льготы для самых уязвимых слоев населения, которые посчитают нужными сотрудники именно этого государственного органа. Чтобы быть всегда в курсе и не терять то, что полагается по закону, необходимо самостоятельно добиваться информации о льготах, пособиях и скидках.

Зачастую льготы представляют собой надбавки к пенсии, дополнительные пособия. Иногда органы местного самоуправления принимают решение о предоставлении субсидий. Возможно, для кого-то такие суммы покажутся скромными, но для инвалидов это порой спасательный круг. Кроме того, многочисленные льготы позволят человеку, не отставая от других, пользоваться благами современной цивилизации.

Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности.

Определение закона

Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

Общие положения

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается .

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться .

Медико-социальная экспертиза

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

  • реабилитационный курс для восстановления человека;
  • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
  • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
  • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
  • степень трудоспособности инвалида;
  • заключение о группе инвалидности.

Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

Общественные объединения

В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

Видео

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте .

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.