Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с овз. Дополнительная образовательная программа "арт-терапия" для работы с ребенком овз рабочая программа на тему Арт терапия лиц с ограниченными возможностями

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Арт-терапия для детей с ОВЗ

Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Арт-терапия - это лечение искусством , творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи:

  • Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность.

  • Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства.

  • Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

  • Компенсирует недостающие возможности.

  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

  • Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

  • Оптимизирует личностные качества.

  • Обеспечивает социальную адаптацию.

  • В целом помогает достойно жить.

Механизм действия арт-терапии

Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком , глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот).
Полушария в центре связаны мозолистым телом - узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления.

При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм , создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Виды психотерапевтических техник

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

  • Вспомогательные - психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.

  • Лечебные - сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.

Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Активные методы:

  • самостоятельное творчество по созданию творческого продукта;
  • самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств.

Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.

Изотерапия. Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души».
Цель - активизация целительного потенциала самого ребенка. Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития.

Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев. Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить). Потом предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы:

  • «Этот рисунок изображает какую-то историю?»

  • «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?»

  • «У рисунка есть название?»

  • «Какие события предшествуют этом рисунку?»

  • «Что произойдет потом?»

  • «О чем ты думал, когда рисовал?»

Рисунки при этом не интерпретируются.

Результат: В беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок происходит безопасная разрядка саморазрушительных и разрушительных тенденций. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности, вплоть до того, что ребенок придумывает танец и его исполняет.

Читайте также:

Пассивная групповая методика «Поход в музей»

Цель - стимулирование процессов мышления, повышение самооценки, развитие эстетического восприятия. Рекомендуется для коррекции личности ребенка с проблемами в эмоциональной и коммуникационной сферах, а также при задержке умственного развития.

В музее детям предлагается рассмотреть картины или скульптуры. Затем даются задания:

  • повторить позу скульптуры;

  • повторить мимику скульптуры;

  • представить себя в роли героя картины;

  • придумать диалоги героев картины;

  • рассказать о развитии сюжета картины.

Результат: осуществляется мощный стимул для развития творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивается умение выражать собственные мысли. Происходит выход за рамки мышления, сформированного психическими и физиологическими особенностями развития, а также повышение самооценки и развитие эстетических чувств.

Пример лечебной арт-терапии

Цветотерапия. Основная цель - здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему. Вот ее простые, но очень действенные приемы:

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски».
Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.

Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала».
Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.
Цель - развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение. Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.

Результат: корректируется психоэмоциональное состояние. Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки. Развивается внутренний контроль и управление чувствами.

Общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии:

  • Создается положительный эмоциональный настрой.

  • Улучшается психическое здоровье.

  • Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.

  • Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.

  • Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, - безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.

  • Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально.

  • Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.

  • Повышаются адаптационные способности.

  • Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Галина Абрамова
Конспект занятия с элементами, арт-терапии и театрализации «Праздник воздушных змеев». Для детей с ОВЗ совместно с родителям

Цель : Развитие позитивных эмоций у детей через соприкосновение с бумагой.

Задачи :

Формировать способы эффективного взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров;

Гармонизировать чувства у детей , накопление положительного эмоционального опыта;

Помочь в накоплении сенсорного и образного опыта, развитие мелкой моторики;

Развивать чувства воображения, фантазии;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие умения выражать свои мысли;

Ощутить радость совместного творчества .

Количество участников :6

Длительность : 25 минут.

Материалы : мультимедийная установка, экран, компьютер, магнитофон, заранее изготовленные шаблоны бумажных змеев , ножницы, различные украшения для воздушного змея (цветная бумага, пайетки, бусинки, декоративные украшения для аппликаций, цветная тесьма, клей, разноцветная гуашь, кисти разных размеров, бумажные салфетки, клеенка для стола, гелевые воздушные шары . Полотно для большого воздушного змея . Игрушка-солнышко.

Структура :

1. Приветствие.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

Ход занятия:

Играет музыка. Входят родители и дети .

В : - Уважаемые взрослые и дети, я попрошу Вас занять место в кругу . Возьмите ребёнка за руку, подведите к кругу и займите свои места, начиная от меня.

(рассаживаются «родитель – ребенок » )

В : - Бывает так, что взрослые не понимают детей , а дети не слышат взрослых. Сегодня мы с вами научимся слышать и понимать друг друга, и для этого я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника , радости, доброты, совместного общения друг с другом и побывать в настоящей сказке, которая называется «Праздник воздушных змеев » .

В : - Но любая встреча начинается с приветствия. Для этого у меня есть волшебная звезда, которую мы будем передавать по кругу и приветствовать друг друга.

Я начинаю : «Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Я очень рада Вас видеть сегодня!»

Р : - Спасибо! Добрый день Ваня! (каждый раз благодарить и передавать звезду друг другу)

В : - На нашей планете проживает много народов и и все они здороваются по - разному.

Кто знает как можно приветствовать друг друга по-другому?

Ответы детей и родителей : - Носами – как индейцы. Рукопожатием. Объятиями.

(родитель и ребенок повторяют названные приветствия)

В : - Чтобы стать ещё ближе друг к другу, мы будем говорить добрые слова. Мама помогает своему ребёнку. Я начну : «Светлана Анатольевна, как Вы необыкновенно хороши сегодня!» и т. д.

Воздушные змеи – это древняя восточная традиция. Запуск их в небо это не только игра, забава, но и волшебное сказочное действие. Змея расписывали ярко, чтобы привлечь внимание добрых духов и отпугнуть злых. Давайте сейчас все вместе привлечём добрых духов, для этого сделаем некоторые действия. Запустим доброго змея. (Действия с парашютом. Парашют сшит из ярких тканей.) Вначале все берутся за края полотна и вибрируют им. Затем родители запускают змея , а дети прячутся под ним. Потом прячется кто-то из родителей под парашютом . И все вместе дети и родители . (все действия под музыку) .

Объяснение задания.

В : - Приглашаю Вас сесть за столы. Повернитесь друг к другу и, подумайте, каким будет ваш воздушный змей : какой формы, какого цвета, какого настроения, будет ли это мальчик или девочка, или какое-то другое сказочное существо.

У нас есть 5 образцов различной формы для изготовления воздушных змеев . Нам предстоит большая совместная работа (педагог предлагает листы бумаги разной формы) . Воздушные змеи бывают разной формы и очень яркой раскраски. Свои композиции выполняйте разнообразными материалами и цветами.

Вы распишете формы, раскрасите их различными узорами и украшениями по своему желанию, чтобы на празднике каждая ваша работа привлекла к себе внимание детей и взрослых .

(Играет музыка,»Сумерки»Шопен, выполняется творческая работа семьи)

В : - Кто закончил и навёл порядок на рабочем месте я предлагаю вернуться обратно в круг и совершить волшебство : «Раз, два, три – сказка оживи!» (Звучит «Волшебная» мелодия)

В одном городе жили разные воздушные змеи и звали их так (участники называют своих змеев ) . Все они любили : смеяться (все засмеялись, прыгать (все попрыгали, хлопать в ладоши (все похлопали, но больше всего Змей - Снежинка любила (танцевать, петь, рисовать, лепить, читать) и т. д.

Каждый из них любил хвалить себя :

Я воздушный змей- Снежинка – очень хрупкая пушинка.

Я добрый змей, я всех смелей.

Я змей – радуга-дуга, до меня не дотянется рука.

Теперь у вас в руках интересные оригинальные воздушные змеи , вы их сделали сами!

Сейчас я предлагаю вам загадать желание и запустить своего волшебного змея в небо.

Звучит детская песенка «Хорошо гулять по свету» (пристегивают Змея к воздушному шару )

Педагог благодарит всех за работу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе «В зимнем лесу» Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе на тему: «В зимнем лесу» Цель занятия: Создание условий для.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации «Путешествие в сказку» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «Путешествие в сказку» Основная образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «В гостях у зайки» Программное содержание: Содействовать патриотическому воспитанию детей через приобщение к русскому народному словесному и музыкальному.

Цель: Активизировать у детей вербальные и невербальные средства развития речи, через театральную деятельность. Использовать авторскую.

Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Образовательная.

Арт-терапия для детей с овз

Урываева Нина Валерьевна ,

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

В настоящее время арт-терапия охватывает все сферы искусства и творчества. Рисование пользуется огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания.

Терапевтическое действие этого молодого направления позволяет решать конфликты и проблемы, успокаивает, приводит мысли и чувства к гармонии. Как правило, арт-терапия назначается для детей с различными психологическими патологиями: задержка умственного развития, нарушение речи и т. д. Арт-терапевтические упражнения и занятия помогают выразить свои чувства и взгляды, побороть агрессию и негатив, повысить самооценку.

Виды арт-терапии:

· Анимационная терапия

· Артсинтезтерапия

· Библиотерапия

· Видеотерапия

· Драматерапия

· Игротерапия

· Изотерапия

· Маскотерапия

· Музыкотерапия

· Оригами

· Песочная терапия

· Работа с глиной

· Сказкотерапия

Библиотерапия используется для детей школьного возраста. Лечение книгой рекомендуется детям с проблемами личного и эмоционального плана, неврозов, для отвлечения от негативных мыслей и проблем. Для ребенка подбирают специальную литературу, которая помогает справиться с психическими расстройствами.Методика самопознания: «Автопортрет в натуральную величину»

Для выполнения данного упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.

Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.

Проективные игры - это перенос вовне переживаний, умений, возможностей ребенка.

На занятиях используются элементы сказкотерапии, арттерапии - это позволяет снизить тревожность, что особенно важно для детей, попавших в сложную социальную ситуацию

Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: психолог вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка. Сначала у ребенка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают еще несколько упражнений:

Скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),

Те же движения выполняются ребром ладони,

Пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,

Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами.

Таким образом, появляется возможность готовить ребенка к обучению, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно - кинестетическое восприятие.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

    плохой сон, ночные кошмары;

    плохо развита мелкая моторика;

    истерики, непослушание, капризы;

    логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;

    застенчивость, неуверенность в себе;

    агрессия, тревожность;

    нет взаимопонимания с родителями;

    расстройства невротического характера;

    недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

    психосоматические заболевания;

    страх перед школой, садиком;

    частая плаксивость (без повода);

    ребенок пережил сильный стресс.

Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:

    Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;

    Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;

    Развитие воображения, творческого потенциала;

    Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

    Развитие самооценки и уверенности в себе;

    Адаптация в новой среде (детский сад, школа);

    Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;

    Формирование положительных черт характера.

Игры и упражнения с песком.

Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.

Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.

Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.

Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Карта сокровищ»

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

«Отгадай загадку»

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

«Веселая ферма»

Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.

Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы»

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие».

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Упражнение"Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Игра "Строители"

Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки), теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.

Игра "Волшебные превращения"

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра "Цветные острова" (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

Буквы

Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.

Разговор с руками”

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Это небольшая часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии, в котором вас ждет масса удивительных открытий.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких пятен необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику.

Заключение

Для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои трудности из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

Формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Арт-терапия-это инструмент, позволяющий развить фантазию и изобразительные способности детей и при этом заглянуть в их внутренний мир, чтобы научиться поддерживать, понимать их психологические переживания.

Занятия подходят для детей, испытывающих трудности в общении, стеснительных, тревожных, нервозных, раздражительных.

Разделы: Работа с дошкольниками

Арт-терапия один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. Для некоторых детей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Средствами искусства ребёнок может не только выразить себя, но и больше узнать о сверстниках. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты и примирения. Творческие возможности ребёнка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью.

Современная арт-терапия включает множество направлений: изотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Метод арт-терапии эффективен, он не имеет ограничений и противопоказаний.
Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно понимать. Детям чувствуют себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребенка. В этом смысле дети - «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы рассматриваем с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны охраняем.
5. Дети рассказывают о своей работе. Мы не интерпретируем работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), дети говорят то, что считают нужным.

Основным видом арт-терапии, применяемым в нашей работе является техника рисуночной терапии (изотерапия). Одно из самых мощных выразительных средств, которым пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.

Наша задача - сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, - для того, чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.

И в процессе обсуждения мы обращаем внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребёнка с тем, чтобы при наличии у него сильного эмоционального напряжение переключить его внимание на другую тему. Также обращаем внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке, просим ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Большое значение может иметь обсуждение серии работ, созданных за определенное время. Во время проведения занятий мы стараемся создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения. Вместе с этим, структурируем и организуем деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.

Наша задача – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, то есть для диалога с ребёнком, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, – так и опосредованно изобразительными средствами.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытываю трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Обнаружить эти трудности можно, используя различные тесты:

  1. Тест американского психолога Дж.Бака «Дом, дерево, человек», который решает следующие задачи: выявление характера контакта с реальностью, установление общего эмоционального состояния ребёнка; выявление тревожности и наличие страхов;
  2. Тест Хоментаускаса «Рисунок семьи», который помогает выявить представления ребёнка о своей семье и своём положении в ней.
  3. Тест «Несуществующее животное», который расскажет нам о личностных особенностях ребёнка.

Выбор тестов обусловлен доступностью содержания детям дошкольного возраста. Анализ полученных с помощью этих методик данных помогает составить характеристики эмоционального состояния ребёнка и даёт возможность наметить действие педагогов.
Психологические особенности таких детей (тревожность, замкнутость, боязнь ошибиться, страхи) проявляются в творческой деятельности, тормозя её развитие: дети плохо ориентировались на листе, предпочитали одни формы изображения другим, не могли охарактеризовать результаты своего творчества.
Учитывая эти особенности, нами были разработаны этапы коррекционной работы по эмоциональному развитию детей в творчестве.

Первый этап

Цель - создание условий для того, чтобы помочь детям уверенно и свободно ориентироваться и располагать предметы на листе бумаги. Для этого проводились занятия в ходе которых дети пробовали располагать по всей поверхности листа геометрические фигуры разной формы и разного цвета. Работа шла не просто, но в итоге дети достигли интересных результатов: некоторые из работ имели характер законченного поэтического образа.

Второй этап

Цель - формирование осмысленного отношения к смешиванию красок с целью получения новых, «изобретённых цветов». Работа проводилась индивидуально, в парах и коллективно. Детям раздавались белые картонные полосы, на которых они изображали, как они себе представляют лазурное небо. Затем из полос составлялось небо, на котором дели коллективно изображали солнце. Важно, чтобы они почувствовали радость от работы; чтобы в процессе творчества мы помогли им наладить контакт, почувствовать нужность и важность своей работы в общем деле.

Третий этап.

Цель: Выявление особенностей творческого видения детей в процессе создания изображения в условиях, затрудняющих непосредственное его восприятие, с помощью нетрадиционных методов рисования:

1. Граттаж – в переводе с французского «скрести, царапать».

Берём плотный лист бумаги, восковую свечу, мыльную воду, гуашь, широкую кисть, банку с водой и приступаем к работе:

  1. Выбираем тему рисунка;
  2. Тонируем лист бумаги, согласно своей темы или замысла;
  3. Наносим на лист бумаги свечу (пройти по листу 3,4 раза);
  4. Тонируем гуашью ещё раз лист бумаги, чтобы был контраст;
  5. После того, как лист высох, приступаем к процарапыванию (обратной стороной кисти или не пишущим стержнем).

2. Рисование с помощью трубочек.

Берём плотный лист бумаги, гуашевые краски, кисть, баночка с водой и соломку для коктейля. Тонируем лист бумаги (можно разных оттенков: небо и земля, море и песок, небо и трава). После того, как лист высохнет, нанести на лист бумаги большую каплю краски и раздуваем её через трубочку.

3. Рисование на манной крупе.

Продумав тему рисунка, (например- пейзаж, натюрморт), тонируем бумагу раствором из клея ПВА, посыпаем лист бумаги манной крупой, затем, перевернув лист бумаги широкой кистью наносим на лист воду (с изнанки). Дав листу подсохнуть, перевернуть и приступить к рисунку.

Четвёртый этап.

Цель - поддерживать интерес к творческой деятельности.
Увлечение «творческой игрой» с новым материалом практически снимало закомплексованность детей, проявляющуюся в расположении изображений на листе, значительно облегчало их высказывания, связанные с изображаемым объектом, как в процессе работы, так и после нее.

Анализ результатов проведённой работы показал: у детей, имеющих повышенный уровень эмоциональной возбудимости, наблюдался спад расторможенности, дети стали более спокойными, темп речи стал равномерным.

Эмоциональное благополучие и уровень тревожности- достаточно сложные психические переменные. Их невозможно определить путём одномоментного среза, поэтому для выявлении их динамики, мы анализировали детские работы на протяжении всех занятий.

Творческая деятельность обладает достаточным количеством ресурсов для эмоционального раскрепощения детей. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Это очень важно, что успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Литература:

  1. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР,М.2004г.
  2. Копытин А.И. «Практикум по арт-терапии» С.-П. 2000г.
  3. Луговых Н.И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д.в. 2006г.
  4. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста» М. 1996г.

Сизова Татьяна Геннадьевна

педагог-психолог


Пояснительная записка

Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

В своей работе с такими детьми, я часто использую арт-терапию. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

    Формированию представлений о себе,

    Изучению и выражению своих чувств и эмоций;

    Формированию позитивного самовосприятия;

    Развитию коммуникативных навыков;

    Эмоциональному сближению;

    Снятию психоэмоционального напряжения;

    Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Цель занятия «Прогулка в лес»:

Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта , эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

    Учить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно.

    Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.

    Способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи.

    Развивать воображение, внимание, память.

Ход занятия

Разминка.

Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»

Основная часть.

Психолог:

Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в весенний лес.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия.

Психолог:

Вот мы и в лесу. А в лесу хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).

Психолог:

Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку (дети вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу.

В лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.

Ребята, послушайте – птички поют. (Аудиозапись пения птиц в лесу).

Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут? (в гнездышках). А гнезда, где находятся? (на деревьях).

Дети бегают, изображая птичек.

Психолог:

А сейчас я вам предлагаю наполнить весенний лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрём. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Выполнение аппликации «Птица».

Основной материал для аппликации – крашеная шерсть разных цветов: жёлтая для яйца, коричневая для гнезда. К тому же нам потребуется: картон, картинка «птица на гнезде с яйцами» (см. приложение), клей, кисточки для клея, краски, влажные салфетки.

Последовательность выполнения:

Приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.

Кончиками пальцев раскрашиваем, путём примакивания, птичку. Вытираем ручки.

Катаем шарик из жёлтой шерсти, формируем яйцо, приклеиваем.

Маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.

Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться препятствия.

Завершение.

Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам», шагают по «мостику», перешагивают через препятствия.

Звучит успокаивающая музыка, садимся вкруг, закрываем глаза, дышим спокойно.

Фото-материалы с занятия:

Приложение к занятию