«Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении» (новые технологии управления качеством образования). Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования


Анализ текущего состояния мониторинга качества на региональном уровне: Т енденции развития региональных структур системы оценки качества образования. Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне Центры оценки качества образования: функции и используемые данные. Исследования качества образования, проводимые в России за последние годы


Этапы становления региональных структур системы оценки качества образования: I этап Сопровождения аттестационных процедур (До 2000 года) Появляются либо специализированные центры и службы, либо эти направления деятельности включаются в функционал региональных органов управления и региональных институтов (центров, служб и т.п.) развития образования. II этап Эксперимент по проведению единого государственный экзамена и широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (С 2000 г) Организационное развитие уже созданных центров, инструментально- технологическое их развитие, расширение спектра проводимых в регионах исследований Появление центров (консорциумов) мониторинга качества образования III этап Создание региональных информационных центров (РИЦ) в 32 регионах Среди задача РИЦев разработка индикаторов мониторинга качества образования, а также подготовка аналитических материалов, создание и ведение баз данных по научным и педагогическим кадрам, по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, по образовательным проектам и программам.


Направления консолидации системы мониторинга качества образования Рекомендации по организации мониторинга качества образования на суб- федеральном уровне. Возможные организационных схемы взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных структур в рамках национальной системы мониторинга качества образования Рекомендации по развитию систем мониторинга качества образования


Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ продолжительность жизни уровень доходов количество неграмотных взрослых (на 1 тыс.) % проживающих за чертой бедности уровень безработицы вакансии на рынке труда ВРП доля бюджета на образование


Популяционные характеристики: обучающиеся рождаемость планируемые показатели детей школьного возраста статистические показатели здоровья семейная статистика дети, оставшиеся без попечения родителей статистика правонарушений Популяционные характеристики: педагогические кадры количество занятых в образовании Демографические характеристики (возраст, пол) вакансии; запросы по трудоустройству уровень квалификации Экономика образования Ежегодно выделяемые средства (федеральные, региональные, муниципальные, частные Бюджеты и затраты (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) Ежегодные расходы в расчете на душу населения Зарплата преподавателей


Образовательные учреждения число образовательных учреждений число аккредитованных ОУ типы ОУ (городские, сельские, начальные, средние, … высшие, университеты …) основные и дополнительные источники финансирования ОУ посещаемость (средняя, в среднем ежедневно) охват профильным обучением (в средней школе) – по типам программ охват программами дополнительного образования охват по формам получения образования (очная, вечерняя, экстернат, дистантная …) количество учителей средней школы демографические характеристики учителей, уровень образования, вовлеченность в систему повышения квалификации) средняя наполняемость класса число учащихся на одного учителя число учащихся на 1 технический персонал количество работников администрации текучесть кадров показатели оснащенности учебного процесса (количество компьютеров для обучающихся, для администрации …) характеристика зданий, системы отопления, освещения и канализации Библиотечный фонд


Образовательные результаты количество получивших аттестат количество второгодников (основная школа) количество получивших справку (полная средняя школа) количество достигших базовый уровень по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших базовый уровень по математике (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по математике (в начальной, основной, старшей школе) показатели грамотности по результатам международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) количество успешно сдавших государственные экзамены средние баллы по предметам ЕГЭ, результаты по отдельным группам (процентили) количество поступивших в высшие профессиональные образовательные учреждения количество поступивших в начальные и средние профессиональные ОУ количество приступивших к профессиональной трудовой деятельности




Основные направления деятельности Центров: проведение аттестационных процедур (в регионах – участниках эксперимента по ЕГЭ – в их число включается и проведение итоговой аттестации выпускников средней школы); проведение мониторинговых исследований (преимущественно – уровня обученности школьников, но также и социологические, диагностические исследования, физиологический мониторинг и др.); аналитическая деятельность; научно-методическая деятельность в области теории и практики педагогических измерений.


Функции Центров оценки качества образования: -оценивать состояние региональной системы образования, - осуществлять информационную поддержку начатого процесса модернизации образования; - прогнозировать развитие региональной системы образования с позиций.


Используемые данные: данные государственной статистики, данные итоговой аттестации учащихся данные аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, мониторинговых исследований состояния и результатов обучения по отдельным предметам.






Проблема взаимодействия структур, занимающихся мониторингом качества образования на федеральном и региональном уровнях имеет несколько аспектов. С одной стороны: 1.Имеется безусловная взаимная потребность в обмене информацией 2.Имеется потребность в методической координации исследований качества образования, проводимых на различных уровнях и в различных регионах. Отсутствие такой координации часто приводит к тому, что данные результатов разных обследований не сопоставимы и, следовательно, не дают возможность проведения сравнительных исследований 3.На региональном уровне имеется потребность в методической помощи со стороны федеральных центров в разработке инструментария и при анализе результатов обследований.


С другой стороны: 1.Подчиненность региональных центров местным органам управления образованием в ряде случаев ограничивает возможность обмена информацией 2.Отсутствие средств ограничивает возможность центров федерального уровня оказывать действенную методическую помощь региональным центрам как на контрактной основе, так и за счет собственных средств. 3.Отсутствие средств ограничивает также возможность проведения в регионах исследований, инициированных центрами федерального уровня. 4.Отсутствие полномочий не позволяет центрам федерального уровня осуществлять реальную координацию исследований, проводимых в регионах, например настаивать на коррекции инструментария и программы того или иного обследования для обеспечения сопоставимости с результатами исследований, осуществляемых в других регионах или в национальных масштабах.


Решение этой проблемы видится в двух, взаимодополняющих направлениях 1. Создание на федеральном уровне центра координации исследований качества образования с бюджетом, который позволил бы контрактовать региональные центры для проведения конкретных исследований. Недостатками этого варианта являются: ограниченность деятельности исследованиями, инициированными на федеральном уровне, риск дублирования, только частичное решения проблемы сопоставимости результатов исследований, проводимых в отдельных регионах с другими исследованиями национального или регионального масштаба низкий уровень вовлеченности региональных центров в процесс формирования единого информационно-методического поля мониторинга качества образования.


2. Создание ассоциации. Региональные центры анализа качества образования – члены ассоциации соглашаются со следующим: Перед началом каждого проводимого в регионе обследования описание этого обследования (методология, инструментарий, принципы формирования выборки и т.п.) представляются в федеральный центр, который дает свое заключение и рекомендации по корректировке методологии и пр. в целях обеспечения сопоставимости с другими аналогичными исследованиями. Региональный центр имеет полное право не принимать рекомендации, но тогда он лишается возможности сравнения своих результатов с другими. Федеральный центр оценки качества образования берет на себя функции распространения информации о результатах обследований, в той мере, в которой на это имеется разрешение разработчика. А также информирования об самих исследованиях, проводимых на национальном и региональном уровне. Функции также могут быть распределены и иначе, например, один из региональных центров может взять на себя формирование и поддержку базы данных по исследованиям качества образования, но остальные участники Ассоциации обязуются предоставлять по возможности полную информацию о методологии и результатах обследований. Средства на осуществление общих координационных и информационных функций могут формироваться за счет финансирования со стороны Министерства образования, взносов участников и других источников.


Организационно-технологическая схема анализа качества образования Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Постановка задачи, Разработка методологии и программы обследования Проведение пилотного обследования Проведение обследовани я Обработка результатов Содержатель-ный анализ Разработка инструментарияПроведение ЕГЭОбработка результатов Содержательный анализ Региональные Исследования Целевые обследования Единый государ- Ственный Экзамен Международные Исследования

Введение

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом, который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий».

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Обоснование проблемы.

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг.

Опыт показывает, что многие руководители дошкольных учреждений имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в практике.

Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования

Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

· Воспитатели;

· Руководитель;

· Родители.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика - есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

· Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

· Мониторинг - целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

· Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

1. Непрерывность (постоянный сбор данных);

2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.

Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием - дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:

1. Способ сбора информации и регистрации текущей информации;

2. Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Шипулина Жанна Сергеевна, методист
Ставропольский край

В статье представлен педагогиче-ский и управленческий опыт рабо-ты Ставропольского президентско-го кадетского училища (СПКУ) по организации мониторинга качества образовательных результатов с ис-пользованием электронных тесто-вых оболочек. Раскрываются кон-цептуальные основы и структурно-содержательные элемента системы мониторинга качества образования кадет и готовности к осуществле-нию данной деятельности методи-ческой службы и педагогического коллектива училища



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Организация мониторинга качества образования воспитанников Ставропольского ПКУс использованием электронной тестовой оболочки

Информационные и коммуникационные технологии сегодня признаны ключевыми технологиями, которые являются залогом интенсивного экономического роста и двигателем научно-технического прогресса. Мы все в настоящее время живем в информационном обществе, а информатизация образования является следствием и основным фактором ускоренного развития этого общества.

Одним из приоритетных направлений информатизации образования в нашем Училище мы выделили, мониторинг и аудит знаний воспитанников с применением информационных технологий, в частности применения для этих целей электронных тестов. Сделано это было по следующим причинам: в процессе реформирования образования, введения новых государственных стандартов, коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности воспитанников и, прежде всего, на завершающих этапах обучения. Пересмотру подвергаются как само содержание оценки, так и процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений кадет, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест, т.к. данный метод контроля отличается повышенной инструментальностью.

Тестирование –– инструмент мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения воспитанниками обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления. Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности воспитанников на всех уровнях образовательного процесса.

Для создания целостной системы оценивания образовательных результатов разработан Проект «Мониторинг качества образования воспитанников СПКУ с использованием электронных тестовых оболочек», в котором были определены следующие этапы реализации:

Выбор инструментария (программного обеспечения) для проведения мониторинга, сбора и обработки информации;

Апробация инструментария;

Разработка программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста;

Обучение преподавателей;

Разработка тестов и перенос в электронную систему;

Внедрение электронного тестирования в учебный процесс; мониторинг результатов.

Специалистами лаборатории «Инновационных образовательной технологий» Училища выбрано специальное программное обеспечение: «Система виртуального тестирования – MyTest». Данное программное обеспечение позволяет на основе электронных тестов в режиме реального времени выявить уровень успеваемости воспитанников по отдельным предметам. Данная программа предложена в Internet для скачивания бесплатно, позволяет проводить тестирование и анализировать результаты. Комплекс тестирования состоит из трех условно независимых частей: программы тестирования знаний, программы создания тестов и программы администрирования. Программа тестирования позволяет определить уровень знаний ученика в той или иной области. После прохождения теста выставляется оценка, вся информация о прохождении теста записывается в журнал.

На этапе апробации выявлено, что учебный процесс, включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутриучилищный компонент системы. Выделено четыре уровня:

тестирование для проведения тренингового (в виде домашнего задания);

тестирование для проведения текущего контроля (тематическое, по разделам и собственно тестирование по предмету);

тестирование для проведения рубежного контроля (по блокам различных предметов);

тестирование для проведения итогового контроля (межпредметный экзамен, пробный итоговый контроль).

Для организации разноуровнего тестирования разработан модуль программного обеспечения для автоматизации сетевой раздачи теста.

Этапом обучения преподавателей в новой системе мониторинга с использованием электронных тестовых оболочек был построен на комплексе обучающих семинаров и мастер-классов:

Семинар «Мониторинг качества образования средствами тестирования», цель мероприятия обобщить теоретические знания преподавателей по составлению тестов;

Семинар «Тестовая оболочка MyTest. Редактор тестов MyTestEditor.», обучение всех участников навыкам работы в конструкторе тестов;

Мастер-класс «Использование оболочки MyTest для "сетевого тестирования"», проведение в форме ролевой игры - две команды «Кадет» и «Преподаватель», моделирование раздачи теста от преподавателя – воспитанникам.

По утверждению В. А. Левина , школа представляет собой сложную социальную систему, требующую осознанного управления и целенаправленного, продуманного развития. Важно подчеркнуть, что школа до сих пор остается достаточно закрытым социальным институтом. Происходящие в ней перманентные изменения, заданные как извне, так и изнутри, не всегда полностью осознаются школьным сообществом, сосредоточенным в целом на формировании знаниевого компонента образования, что предопределено существованием ЕГЭ и ГИА. Поэтому в качестве источника получения объективной информации о качестве своего функционирования педагогические коллективы зачастую используют только формальные количественные показатели.

В свою очередь, исследование процессов развития требует соответствующего методического, диагностического инструментария, адекватного тем целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Внедрение в систему управления школы разумной и эффективной психолого-педагогической экспертной деятельности является сегодня одной из перспективных и ключевых задач развития всей образовательной системы. Экспертная деятельность в образовательном учреждении, по мнению В. А. Левина - особый вид исследовательской деятельности, объектом которой является педагогическая практика . Главный смысл экспертизы состоит в прояснении той реальности, которая существует в стенах конкретного образовательного учреждения, при этом экспертиза основывается на субъективные мнения экспертов. Экспертиза предполагает осмысление всей совокупности полученных в процессе диагностических данных, получаемых из разных источников. Одним из перспективных направлений в экспертной деятельности, по мнению С. Л. Братченко (2004), является гуманитарная экспертиза, которая может ответить на вопрос: в какой мере в исследуемом воспитательном пространстве созданы условия для полноценного развития всех его субъектов. Инструментом экспертизы является внутренний мониторинг качества образования, который представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, включающее систему сбора, обработки, и распространение информации, отражающей количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Несомненно, что современное управление образовательным учреждением возможно на основе системной аналитической деятельности по отношению к получаемым результатам. Внутренний мониторинг качества образования является одним из самых важных элементов системы управления инновационным образовательным учреждением, устраняющий эффект неполноты и неточности информации о качестве образования и позволяющий принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.

Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Основными пользователями результатов внутреннего мониторинга качества образования школы являются педагогический совет школы, учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур фронтальных проверок, лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием. Система внутреннего мониторинга качества распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Система внутреннего мониторинга качества использует следующие понятия:

  • - качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам;
  • - качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе;
  • - Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса;
  • - критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг выполняет функции обратной связи (управление образовательным процессом), оценки результативности педагогической деятельности (соотнесение достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности), воспитательно-побуждающую функцию (активное включение коллектива, его субъектов в воспитательную деятельность), коммуникативную, функцию информирования участников образовательного процесса о результатах диагностики и прогностическую (определение перспективы развития диагностируемого объекта).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Основными пользователями результатов мониторинга в первую очередь является администрация и педагогический совет школы, которые обеспечивают разработку и внедрение модели системы мониторинга, проведение необходимых оценочных процедур, их количественный и качественный анализ и дальнейшее использование полученных результатов.

Внутренний мониторинг качества образования является одним из компонентов научно-методического сопровождения управления инновационной деятельностью коллектива, однако не ограничивается изучением содержания деятельности, связанной с инновациями.

Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:

  • - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • - прогнозирование развития образовательной системы школы.

В качестве критериев оценки качества образования были выбраны следующие:

  • - критерий здоровья;
  • - образовательный критерий: достижение заданного качества образования;
  • - критерий продуктивного развития воспитательного пространства школа-вуз;
  • - критерий эффективности управления образованием (системность, активность и продуктивность управления ОУ);
  • - критерий индивидуально-личностного развития;
  • - критерий профессиональной компетентности.

Мониторинг качества образования осуществляется по следующим

трем направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

  • 1. Качество образовательных результатов.
  • 2. Качество реализации образовательного и воспитательного процесса.
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. Наиболее важным, определяющим исход всей образовательной деятельности учреждения, по нашему мнению, является критерий профессиональной компетентности педагогического коллектива. Новый стандарт профессионального образования неразрывно идеологически связан с ФГОС нового поколения и предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Процесс повышения квалификации учителя современной школы должен быть ориентирован на освоение путей профессионального развития и участие в инновационной деятельности. Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку» профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта. Важнейшими критериями в этом являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (например, разработка проекта, публикации), выход педагога за пределы собственного опыта.

В Приложении 8 представлена модель внутреннего мониторинга качества образования, разработанная в процессе инновационной деятельности коллективом МБОУ «СОШ» № 15 г. Владимира. Модель содержит критерии и индикаторы, позволяющие получать полную информацию о качестве образовательных результатов, качестве реализации образовательного и воспитательного процессов и условий, обеспечивающих эти процессы. В Приложениях 2, 3 представлены диагностические методики, которые апробированы в мониторинге качества образования на базе МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира.

Мониторинг как средство повышения качества образования

Бударгин Егор Иванович, преподаватель,

ГБОУ СПО «Вознесенский агротехнический техникум»

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов .

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для преподавателя должны быть поставлены следующие задачи :

  • определение достижений обучающихся по темам изучаемой дисциплины
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. В работе используется мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого обучающегося.

Результаты контроля

№ п/п

Ф.И.

входящий

промежуточный

итоговый

вывод

Тематический мониторинг.

На каждого обучающегося составляется индивидуальная карточка. В данной карточке указываются виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаются различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Далее делается анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты с учетом индивидуальных особенностей д. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний обучающихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

Результаты учебных достижений оформляются в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет получить:

  • объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и группы в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока .

мониторинг урока

Ф.И.

Видеть ошибку

Задать вопрос

Предложить ход
(шаг) решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

Для «сильных» обучающихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» обучающихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех обучающегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и группы в целом.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволяет:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Литература

  1. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование –культура,1998
  3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1.// Екатеринбург, 1997.
  4. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  5. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”. Методическое пособие для учителя. Педагогическое общество России. М.:-1999.
  6. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно –методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России,1999.
  7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Кн.1,2.- Спб: Образоварние-культура, 1998.
  8. Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.