Как избавиться от проблемы заикания — эффективные способы. Заикание лечение народные средства

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Основное орудие коммуникации человека – это, конечно же, речь. С ее помощью можно не только гармонировать с окружающим миром, но и добиваться определенных целей в жизни. Поэтому наличие даже незначительных речевых дефектов может ухудшить существование человеку. К таким проблемам речи относится заикание.

Отсутствие или частичная потеря контроля над органами речи, а также запинки при произношении слов могут создать сильный дискомфорт, что делает человека неуверенным в себе и может привести к сильным депрессиям. Подробнее о лечении заикания у взрослого человека и пойдет речь в данной статье.

Заикание – это нарушение устной речи у человека, что сопровождается судорогоподобными напряжениями лицевых мышц. Из-за этого речь становится невнятной и немного прерывистой, часто происходит повторение определенных звуков. К наиболее сложным формам этой патологии относится растягивание слогов. Зачастую заикание появляется еще в детстве, когда ребенок лишь начинает осваивать базовые фразы.

Основные причины развития заикания – это врожденная предрасположенность или сильные нервные потрясения. Но точную причину возникновения данного дефекта ученые, к сожалению, выяснить не могут. Мнение ученых сходится в одном: причина кроется в нервных центрах головного мозга.

Психологическую коррекцию заикания необходимо проводить еще в юном возрасте, когда патология лишь начала развиваться. С развитием головного мозга шансы исправить возникшую проблему и устранить проблемы в коммуникации еще достаточно большие. Но этого нельзя сказать о взрослых, лечения заикания у которых – это очень трудоемкий процесс. Со временем человек учится приспосабливаться к возникшему дефекту, поэтому процедура улучшения произношения очень сложная. К счастью, для этой цели существует немало методов и способов, позволяющих исправить патологию.

Диагностика

Квалифицированный врач-логопед прекрасно знает то, что для оказания эффективной помощи больным, имеющим проблемы с речевым общением, нужно участие не одного, а сразу нескольких специалистов, среди которых: психолог, невролог и так далее.

Какими критериями должен руководствоваться врач для постановки диагноза? В первую очередь, речь идет о таком симптоме, как ярко выраженное отклонение в произношении от нормальной артикуляции и ритма. При возникновении затруднений на лице больного могут возникать непроизвольные гримасы и тики (повторяющиеся движения лицевых мышц).

Мужская половина страдает от возникновения дефектов речи намного чаще, чем женская. Как утверждает статистика, только на двух женщин, страдающих от заикания, приходится пять мужчин. Это можно объяснить особенностями строения женского головного мозга, который создает естественную защиту от возможных проблем с речью.

Как вылечить в домашних условиях?

Быстрое и эффективное лечение заикание подразумевает применение комплексного подхода, который должен включать социальный, психологический и биологический аспект явления. Для коррекции дефектов речи существуют различные методики, включающие медикаментозное лечение, использование средств народной медицины, а также специальные физические упражнения. Рассмотрим каждый из методов отдельно.

Медикаменты

Медикаментозное лечение подразумевает прием транквилизаторов и противосудорожных препаратов. К наиболее распространенным препаратам относится «Фенибут». Он способен воздействовать на весь организм, ухудшать концентрацию внимания, тормозить психику человека. Из-за того, что прием транквилизаторов ухудшает процесс обмена веществ, люди, принимающие такие препараты, довольно быстро набирают лишние килограммы. Нередко больные страдают от аллергических реакций, раздражительности, тошноты, головных болей, сонливости и других побочных эффектов, которые могут усиливаться при длительном приеме этих препаратов.

Эти лекарства не рекомендуется принимать людям, работа которых связанная с повышенной концентрацией внимания (например, водители транспортных средств). К тому же лечебный эффект зачастую длится лишь на протяжении приема препарата, а после завершения курса терапии заикание возвращается вновь.

Народные средства

Наиболее распространенные рецепты народных средств, используемых при заикании:


Лекарственные травы

Избавиться от заикания можно и при помощи лекарственных растений:

  • залейте 500 граммами кипятка 20 грамм листьев и цветков и настаивайте 20-30 минут. Процедите готовый настой через марлю, затем используйте его для полоскания рта 2-3 раза в день;
  • приготовьте травяной сбор, смешав соплодия хмеля, траву зверобоя и , листья мелиссы, цветки и листья крапивы двудомной в равных пропорциях. Залейте 200 граммами кипятка 1 чайную ложку приготовленного сбора и настаивайте на протяжении 30 минут. Принимайте готовый настой утром и вечером по 1 стакану.

Кроме традиционной или народной медицины при заикании желательно соблюдать специальную диету, которая значительно ускорит процесс реабилитации. Рацион питания должен включать достаточное количество молочной и растительной продукции. Также нужно ограничить употребление копченостей, мяса и сократить количество жиров и белков. Но делать это нужно умеренно – в итоге углевод не должны доминировать над белками.

Упражнения

Лечение медицинскими препаратами – это одно, а специальные дыхательные упражнения – совсем другое. Люди, страдающие от различных дефектов речи, просто обязаны выполнять специальную гимнастику органов дыхания. Для этого нужно встать прямо и опустить свои руки вниз. Немного округлив свою спину, наклоните корпус вперед. При этом руки и голова должны быть опущенными, а шея – расслабленной. Выполните быстрый и глубокий вдох, а затем немного выпрямитесь, но не до конца. Выдохните через нос, после чего снова немного наклонитесь для выполнения шумного вдоха. Повторите упражнение 8 раз, после чего сделайте небольшой перерыв на 2-3 минуты. Оптимальное количество подходов – 12.

Также врачи часто рекомендуют соблюдать определенный режим дня, который заключается в рациональном распределению времени между бодрствованием и сном. Для сна нужно выделять не менее 8 часов в сутки. Чтобы сон был более углубленным, нужно принимать горячие ванны по вечерам. Помогут с этим и расслабляющие массажи. Что касаемо просмотра телевизора, активных занятий и компьютерных игр, то их необходимо исключить перед сном.

Зачастую заикание приводит к тому, что у человека возникает настороженность, мнительность и ощущения большой разницы между сверстниками и одногодками. Если заикание возникает в более юном возрасте, тогда ребенок страдает от непонимания со своими родителями. Параллельно с этим может развиться чувство неполноценности и ущемленности. Психика заикающегося человека очень сильно страдает, поэтому нужно принимать эффективные меры для устранения этой проблемы. Также заикание нередко создает проблемы при создании собственной семьи и выборе профессии.

Профилактические меры

Профилактика заикания, в первую очередь, направлена на заботу о своем собственном душевном здоровье. Невозможно защитить себя от различных стрессовых ситуаций, но можно усилить свою психику, что значительно повысит устойчивость к стрессам.

Если сбои или дефекты речи проявляются лишь в единичных случаях, необходимо заставить человека посетить клинику. При обращении за помощью к врачу в результате проявления неконтролируемых сбоев речи можно устранить проблему на корню.

В древности возникало довольно много соображений по поводу, методов лечения заикания . Других-то практически и не существовало. Людям, которые заикались, подрезали языки, помещали в рот мускатные орехи и заставляли читать речи, советовали беседовать с отражением своим в зеркале, а иногда даже поющую цикаду помещали в рот больным. Все эти метода нельзя назвать гуманными,а уж тем более эффективными. И к счастью, такими народными способами сегодня лечение не ведется в современном обществе.

Сегодня методами лечения заикания занимаются логопеды и невропатологи. Только их общими усилиями можно добиться положительного результата, подарив человеку надежду на нормальное общение. Проблема, как вылечить заикание, волнует не только детей, многие взрослые также сталкиваются с этой бедой, испытывая жуткий дискомфорт. Дети намного легче становятся заиками, испытывая неожиданный страх, переживая стрессовую ситуацию, переутомляясь и не получая достаточное количество полноценного отдыха. Просмотр фильмов, которые содержат элементы ужасов или фантастики, также могут стать причиной возникновения заикания у детей . Для нормального развития речи у детей в маленьком возрасте следует не допускать сильных потрясений и испугов, иначе последствия могут оказаться самыми серьезными. О том, как вылечить заикание, говорят многие народные целители. Некоторые даже утверждают, что народными способами можно пользоваться, обходясь даже без врачебной помощи. Однако все же лечение должно стать комплексным, и народная и традиционная медицина должны стать взаимодополняющими друг друга в победе над речевым дефектом.

Чтобы нормализовать речевую функцию, рекомендуется принимать сбор лекарственных трав: из цветков календулы, донника, мелиссы, солодки, березовых листьев. Все измельченные компоненты заливают кипятком, затем ставят на водяную баню и снимают, как только начинается процесс кипения. Настаивать средство до готовности нужно полтора-два часа, затем процедив, можно начинать прием. Рекомендуется принимать средство по четыре-пять раз в день взрослым, перед каждым приемом пищи. Средство оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект, хорошо воздействуя на нервную систему человека.

Другой рецепт готовится из сбора плодов зверобоя, аниса, мелиссы, листьев пустырника, душицы, ромашки. Сбор заливается кипятком, оставляется настаиваться на протяжении трех часов. Затем нужно процедить и употреблять перед едой, не менее четырех раз в сутки.

Известно, методы как вылечить заикание при помощи использования ароматических масел. Например, эффективными себя проявили масла розмарина и сосны, базилика и сандала, розы и бергамота. Их применение оказывает успокаивающее действие, а также снимает страх и напряжение. Применяется масло посредством нанесения на носовой платок, который прикладывается к переносице. Процедуру ароматерапии подобным образом проводят примерно три-четыре раза в день, больше не стоит, поскольку ароматическое масло при переизбытке может вызвать аллергический эффект.

С использованием ароматических масел можно и сделать себе ванну с лечебным эффектом. Для этого подойдут масла шалфея , лаванды, герани, чабреца, полыни. Для достижения лучшего эффекта в ванну выливается не само масло, а несколько его капель, добавленных в стакан кефира. Воды для приема ванны не должна быть горячей. Оптимальный вариант – 37 градусов. Для получения положительного результата ванну желательно попринимать на протяжении двух недель ежедневно, каждый раз расслабляясь в ней не менее двадцати минут.

Полезным лекарственным средством для заикающихся может стать средство, приготовленное из ста миллилитров лимонного сока, калины, отвара шиповника. К приготовленному настою добавляют свежий капустный сок и ложку меда. Лечение такими народными способами рекомендуется не только взрослым, но и детям.

Врачи из австрийских клиник рекомендуют, как вылечить заикание при помощи отвара из кожуры яблока. Очищенную кожуру отваривают на протяжении пяти минут. Не запрещается добавить в отвар для более приятного вкуса сахар или мед. При этом можно смешать данный отвар с отваром мелиссы, а можно принимать его и в чистом виде. Это прекрасное средство, которое снимает спазматические состояния, приводящие к заиканию.

Чтобы упокоить нервную систему, которая является источником спазмов, приводящих к нарушению речи, можно использовать такое средство в домашних условиях: возьмите виноградный сок, добавьте к нему щепотку измельченной травы гусиной лапчатки. Довести смесь до кипения, остудить, после процеживания можно принимать. Вместо виноградного сока можно использовать и другой напиток – кипяченое коровье молоко. Оно должно быть натуральным, а не содержать консерванты, чтобы принести ожидаемый лечебный эффект. Специалисты, рекомендующие данное лечебное средство, утверждают, что при заваривании лапчатки с помощью одной только воды не будет ожидаемого эффекта лечения заикания.

Пробовать любые из этих средств можно, даже если вам назначено основное медикаментозное лечение. Лечение народными способами не может стать помехой таблеткам, а только ускорит процесс выздоровления.

Нарушение развития речи сопровождается не только задержкой или отставанием. Частой патологией, возникающей в детском возрасте, является заикание. Повторения звуков и слогов, постоянные паузы-разрывы в виде «э-э», «эм», которые занимают более 10% всего разговора, свидетельствуют об отклонениях в темпо-ритмической составляющей речи. В педиатрической практике применяется комплексное лечение патологии: помимо курсов у логопеда и психолога, используется назначение таблеток от заикания для детей. Раннее начало терапии способствует полному устранению заболевания и формированию самодостаточной личности.

Причины и виды заикания

О заикании говорят как о патологии, поражающей координацию нервной системы и исполняющих органов - мышц глотки, гортани, губ и языка. Вследствие нарушенного проведения импульса по нервным волокнам, патологической импульсации или высокой судорожной активности в речевом центре головного мозга имеет место неврологическая составляющая заболевания.

Кроме того, нормальное произношение слов с соблюдением темпа и плавности речи требует сочетанного сокращения мышц речевого аппарата. Нарушение в данном отделе возникают вследствие патологий мышечной ткани (миопатии, миодистрофии) или нервно-мышечных соединений (синапсов).

Основные причины заикания у детей:

  • Внутриутробные патологии (заболевания матери, которые передаются через плацентарный кровоток, резус-конфликт, гипоксия и др.).
  • Родовая травма. Сдавливание головы ребенка в родовых путях женщины во время очередной схватки - частая причина внутричерепных кровоизлияний, детского церебрального паралича и других заболеваний, вызывающих заикание.
  • Психические травмы, к которым относится смерть или тяжелое заболевание близкого человека, природные и автокатастрофы, развод родителей.
  • Неблагоприятная обстановка в семье: асоциальные родители с девиантным поведением, алкоголизм или наркомания.
  • Генетическая предрасположенность к заиканию, или длительное пребывание в коллективе с человеком, который заикается.

Важно! Ученые называют ещё одну причину патологии - повышенную информационную нагрузку. Ребёнок изнуряется от требований заговорить с 7 месяцев, одновременного изучения нескольких иностранных языков и длительного пребывания перед компьютером, планшетом или телевизором

В зависимости от преобладания клинической картины различают такие варианты заикания:

  • Тоническое. В разговоре малыша чаще всего наблюдаются разрывающие паузы, которые длятся 2-5 секунд. Изменения возникают вследствие повышенного тонуса мышц или «блокированием» нервного импульса, развивается речевой паралич.
  • Клоническое - эта форма заикания характеризуется циркуляцией нервного сигнала по замкнутому кругу и судорожным сокращением речевых мышц. Результатом таких нарушений являются повторения звуков, слогов и коротких слов.

Кроме того, в некоторых случаях диагностируют смешанную форму при одинаковой выраженности симптомов клонического и тонического варианта.

Методы лечения заболевания

Терапия заикания подразумевает комплексное влияние на неврологическую, артикуляционную и психологическую составляющую нормального развития речи.

Работа логопеда заключается в постановке произношения ребенком слов и фраз в медленном и плавном темпе. При снижении скорости речи - уменьшаются признаки заикания. Используются специальные упражнения для четкого звукопроизношения, ассоциативные интегративные карточки и компьютерные программы.

Кроме того, при заикании достаточно эффективными являются дыхательные упражнения, которые направлены на увеличение объема и функциональной активности легких. Также метод работает для управления потоком воздуха, который проходит через голосовую щель.

Детский невролог занимается детальным обследованием с целью исключить органическую патологию головного мозга или черепно-мозговых нервов, которые отвечают за нормальную речь. Используются методы ЭЭГ (электроэнцефолографии), МРТ (магнитно-резонансной томографии), общий неврологический осмотр.

Важно! Лекарство от заикания имеет право назначить только врач-невролог

Психологический компонент патологии корригируется с помощью сеансов у психотерапевта. Врач помогает ребенку избавиться от внутреннего «блока», страха перед публикой, родителями и самим собой. В некоторых случаях, для большей эффективности, психологическую консультацию также должны пройти близкие.

Медикаментозные препараты для лечения заикания

Ноотропы - препараты, улучшающие обмен веществ в головном мозге (фото: www.examinedexistence.com)

Лечение нарушений речи медикаментозными средствами проводится путем воздействия на структуры головного мозга. Большинство препаратов-ноотропов (направленных на коррекцию когнитивных способностей человека) усиливают кровообращение нервной ткани, таким образом, улучшая доставку питательных веществ и кислорода.

Различают такие группы ноотропов для лечения заикания:

  • Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) - основной тормозящий медиатор нервной системы, действие которого направлено на снижение частоты импульсов, разрывания патологических «замкнутых кругов» циркуляции сигналов. Средства на основе ГАМК чаще всего назначаются заикающимся детям с клонической формой патологии и сопутствующими признаками гиперактивности и повышенной тревоги.

К препаратам группы относятся Пирацетам, Луцетам, Ноотропил.

  • Производные ГАМК: гопантеновая кислота (витамин В5 + активная часть ГАМК), аминофенилмасляная кислота. Отличительной чертой препаратов является высокая противосудорожная активность. Блокируются патологически возникающие импульсы в головном мозге, и замедляется проведение сигналов по нервным волокнам.

Лекарственные средства с гопантеновой и аминфенилмасляной кислотой: Пантогам, Ноофен, Гопантам, Пантокальцин, Фенибут.

  • Фенилпирацетам (Фенотропил) - производное препарата Пирацетама, которое отличается лучшей проницаемостью через гематоэнцефалический барьер между кровью и тканью головного мозга (ГЭБ). Вещество обладает противосудорожным, успокаивающим и анксиолитическим (противотревожным) действием. Снижает тонус напряженных мышц, повышает когнитивные способности человека. В клинических исследованиях доказано улучшение памяти у пациентов, снижение проявлений заикания, а также повышение мотивации к полезной работе.
  • Транквилизаторы - лекарства с выраженным угнетающим действием на центральную нервную систему. Аптечный отпуск средств данной группы проводится строго по рецептурным бланкам. Транквилизаторы назначаются для терапии заикания, которое значительно ухудшает качество жизни ребенка и сопровождается судорожным синдромом, нарушением сна и высоким уровнем тревоги.

Препараты группы: Сенорм, Галоперидол, Грандаксин.

Кроме того, лечение заикания, которое связано исключительно с переживаниями ребенка, проводится с помощью успокаивающих средств растительного происхождения: экстракт Валерианы, Ново-Пассит и др.

Особенности применения ноотропов

Лекарственные средства на основе ГАМК, транквилизаторы и другие обладают выраженным седативным эффектом. Поэтому таблетки и капсулы рекомендую принимать во второй половине дня, чтобы избежать повышенной сонливости и заторможенности реакции у малыша.

В каждом индивидуальном случае учитываются риски возникновения побочных эффектов (аллергия, снижения аппетита и др.) и ценности применения препарата.

Контроль результативности применения ноотропов проводится через 6-8 недель после начала курса.

Медикаментозная терапия заикания - не панацея, эффективность таблетированных препаратов доказана только при одновременном проведении логопедической и психологической коррекции патологии.

Недавно швейцарские учёные провели любопытный эксперимент. Они выяснили, что человека можно сделать более послушным и податливым, воздействуя на его мозг электрическим током.

Таким образом исследователи нашли область мозга, стимуляция которой заставляет нас соблюдать принятые в обществе нормы и правила.

«омолаживатель»

100 лет назад подобные эксперименты ещё не проводили, но догадывались: электрическим током можно не только убивать людей, усаживая их на одноимённый стул, но и оказывать целебное воздействие.

Живший в Англии инженер Отто Овербек страдал хроническим заболеванием почек и в какой-то момент попробовал лечиться, пропуская через своё тело ток небольшой силы. Недуг отступил. Шли 1920-е, европейцы были помешаны на технологиях омоложения, и Овербек решил, что пробил его час. Он разработал «Омолаживатель» - прибор, способный «лечить любые заболевания, за исключением физического уродства и инфекций». Но главное, утверждал автор, он обращает процесс старения вспять, устраняет облысение и седину.

Молодильный прибор состоял из обычной батарейки и набора электродов. Их нужно было подносить к тем или иным частям тела. Например, к векам, отчего сразу улучшается зрение. Или к волосам, отчего проходит мигрень. Медицинского образования у Овербека не было, и научных исследований он не проводил. Зато провёл рекламную кампанию по всему миру, что обеспечило ему бесперебойные продажи чудо-прибора. И через 3 года он купил себе замок в графстве Девоншир.

Понятно, что медики считали Овербека шарлатаном. Но его коммерческий успех был бы невозможен, окажись аппарат полной пустышкой. К тому же, как ясно теперь, электрический ток и впрямь способен лечить некоторые расстройства.

электродопинг

Во многих салонах красоты сейчас стоят приборы, с помощью микротоков разглаживающие морщинки вокруг глаз. А в любой поликлинике есть кабинет физиотерапии, где проводят процедуры, накладывая электроды на тело. Таким способом у пациентов улучшают кровообращение, снимают боли, восстанавливают ткани. Однако всё это никак не связано с воздей-ствием на центральную нервную систему и головной мозг. А ведь мозг - по сути огромная электросхема, и естественно, что электрические импульсы как-то должны на него влиять.

«Есть такой метод - микрополяризация, его разрабатывали как раз для коррекции нарушений центральной нервной системы, - говорит Алексей Ш-елякин, доктор биологических наук . - Очень слабые э-лектрические сигналы подаются на определённые зоны мозга через электроды, приложенные к коже головы. Это изменяет активность нерв-ной ткани, что позволяет лечить целый спектр заболеваний (см. инфо-графику)».

Алексей Шелякин работает в Институте медицинской реабилитации (Санкт-Петербург), где разработано множество приборов, в т. ч. для применения данного метода. На сегодняшний день пролечено более 2 тыс. пациентов. «Перспективы хорошие, - уверен он. - Есть данные, что метод пригодится в нейрохирургии, наркологии».

Да-да, оказывается, воздействуя электричеством на мозг, можно избавлять человека от зависимостей. Скажем, снижать у него склонность к риску (у игроманов), обучать вовремя останавливаться (проблема алкоголизма).

Разумеется, в домашних условиях практиковать это ни в коем случае нельзя (не тащите пьющего мужа к розетке!), но как знать - не появятся ли такие приборы со временем?

«Микрополяризацию можно применять только под контролем врача. И сейчас, и через 20 лет, - убеждён Леонид Чутко, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) . - Мы с её помощью лечим задержки психического развития у малышей, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития. В итоге у детей улучшаются память и внимание, снижается импульсивность, они начинают лучше говорить. Вообще возрастает интерес к познанию».

Кстати, о познании. В Окс-фордском университете (Великобритания) выяснили, что воздействие слабыми токами на мозг улучшает математические способности. А в Австралии учёные установили, что «под током» человек более склонен к творчеству.

И там не исключают, что «электродопинг» для мозга, работающий от обычной батарейки, вскоре может появиться в продаже.