Особенности функционирования и взаимодействия левого и правого полушария мозга. Упражнения для синхронизирования полушарий мозга

Известно, что левое и правое полушария человека несут разные функции, которые, однако, являются взаимодополняющими. Асимметрия - это явление, которое присуще мозгу не только человека, но и животных. Причем левое полушарие не является зеркальным отражением правого и наоборот. То полушарие, в котором у каждого отдельно взятого индивидуума находится центр речи, является доминантным. В подавляющем большинстве случаев в этой роли выступает вербально-логическое левое полушарие.

Связи между полушариями

Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга. Во-первых, всегда немного больше по размеру, чем правое. Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках.
Асимметрия мозга - это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев. Асимметрия - это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.

Открытие асимметрии

Асимметрия - это особенность, которая всегда интересовала ученых. Но до определенного момента она оставалась таинственным объектом, который мог вызывать лишь уйму предположений даже у самых светлых умов человечества. Началась история освоения этой области с открытия Полем Брока взаимосвязи между речью человека и использованием правой или левой руки. Это произошло в 1861 году, когда ученый обнаружил у своего больного, который страдал от потери речи, поражения в левом

Также связь между двумя частями осуществляется при помощи особого пучка нейронов - мозолистого тела. Благодаря ему они работают слаженно, как единое целое. Некоторым тяжелобольным проводилась операция по рассечению мозолистого тела. Это дало возможность более детально изучить особенности правого и левого полушарий.

Опыты с расщепленным мозгом

Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов - ложки или клубка ниток - оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.

Опыты Сперри

Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет.
Р. Сперри доказал, что при рассечении происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия - это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.

Агнозии при повреждениях мозга

Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.


Два типа мышления

Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение на две большие сферы - пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.

Функции анализа и синтеза

Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу - от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.

Межполушарная асимметрия: другие отличия

Восприятие текущих событий в хронологическом порядке - это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас».
Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении.

Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.

Асимметрия в природе

Нужно отметить, что рассматриваемое явление свойственно многим объектам природы. Межполушарная асимметрия - прерогатива не только человека. Если симметрия представлена в строении молекул и кристаллов, то асимметрия - в расположении внутренних органов, строение спирали ДНК. Существует также асимметрия волос.

Исследования в этой сфере оставляют немало загадок. Но прогресс науки не стоит на месте. Возможно, те знания, которые сейчас кажутся очевидными, станут абсолютно устаревшими для ученых будущего. Возможно, ученые будущего смогут окончательно разгадать все тайны высшего продукта эволюции - головного мозга человека.

“Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!”
(И. Соньер)

Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

В зависимости от условий жизнедеятельности полушария головного мозга развиваются постоянно, поэтому по одной методике невозможно с точностью установить асимметрию. Давайте, исследуем работу наших полушарий по знакомым вам методикам.

Для определения профиля асимметрии (левополушарный, правополушарный, амбидекстр) можно использовать следующий метод тестирования:

Определение ведущей руки:

а) Переплетение пальцев рук - сомкните руки в “замок”. Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;

б) тест на аплодирование: активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;

в) какой рукой вы бросаете мяч в цель?

г) поза “Наполеона” или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);

Определение ведущей ноги:

а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);

б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);

в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половинах тела.

Определение ведущего глаза:

а) моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);

б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?

в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Определение ведущего уха:

а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?

б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?

в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: 1) доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение;
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

Как вы думаете, как воспринимают информацию:

Левополушарные дети? (с помощью логического характера мышления).

Правополушарные? (Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления, интуиции, эмоциональной сферы, воображения.)

Известно, что к односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам принадлежат чуть меньше половины людей. Остальные имеют равнополушарное развитие.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга.

Левое полушарие Правое полушарие
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций:

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подход, который необходим для решения математических задач, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Правое полушарие также распознает лица, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела

Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины...

Правое полушарие прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Его функция - схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного постоянного анализа.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо.

Левому полушарию , напротив, легче даются задания на анализ, потому что оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей.

Хорошо о функциональной асимметрии сказали ученые: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса".

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Отметим, что при всех неврозах происходят нарушения полушарного взаимодействия! Научить творчеству во взрослом состоянии практически невозможно. А школьник имеет все возможности развития как аналитических, так и творческих функций своего мозга. Вывод: ребенок должен иметь равные возможности для творчества, исследования и фантазирования. Что делать? (Наиболее целесообразно развивать оба полушария).

А каким образом можно узнать левополушарный или правополушарный перед вами ребенок? (анализ тетрадей, ответов на уроке, домашних заданий, асимметрия лица, куда ребенок смотрит при ответе (вверх - вправо или вверх - влево), из каких источников лучше усваивает информацию (с учебника или на слух со слов учителя, с помощью рисунков и т.д.))

Для кого схемы, таблицы лучше для восприятия? (для всех).

Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий:

  • установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
  • обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.

1. Мотивационный этап (установка на деятельность).

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха.

Что же формирует мотив?

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в обществе. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска - темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Мотивационный этап Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное

Интонационная сторона речи

Визуалы (зрительное)

Дискретное (по частям)

Смысловая сторона речи

Аудиалы (слуховое)

Переработка информации Быстрая

Мгновенная

Медленная

Последовательная

Интеллект Я Невербальный

Интуитивный

Вербальный

Логический

Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Большая эмоциональность Сдержанность
Память Непроизвольная

Наглядно-образная

Произвольная

Знаковая

Мышление Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное

Эмоциональное

Интуитивное

Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное

Рациональное

Программируемое

Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать учебный материал, в то время как правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание и не интересуются деталями.

Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: “Люблю того, кого умею научить”. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.

Обобщим сказанное. Продолжите фразы:

  • Если Я, правополушарный, работаю с учеником логиком, я.... (не буду требовать от него творческих ответов)
  • Если Я левополушарный, работаю с учеником правополушарного типа, то Я.... (жду когда он закончит мысль, ...)

Как вы думаете, есть ли разница в восприятии, обработке информации у мальчика и девочки?

Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: “Я тобой не доволен”. Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь “проиграть” в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.

2. Операционный этап (обеспечение деятельности).

Задача учителя на операционном этапе - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе - как лево так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.

3. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика - на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов. Каких, например? (агрессивность, тревожность, негативизм, отрицательное отношение к школе и т.д.)

Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы “закрытого” типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с “открытыми” вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы “открытого” типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

При планировании урока необходимо учитывать эти особенности. (приложение 1)

Следует отметить, что основные трудности, возникают у правополушарных детей при сдаче Единого государственного экзамена.

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Чем мы можем в этом отношении помочь правополушарным ученикам?

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.

Во время проведения пробного экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а во время экзамена напомнить им об этом.

Таким образом, мы с вами выработали стратегию решения проблем обучения детей с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга, которую вы можете с успехом применять в вашей деятельности.

А теперь я раздам вам памятки с упражнениями, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Некоторые из них мы сейчас сделаем. (приложение 2)

Литература

  1. Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2001.
  2. Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
  3. Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001.
  4. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., “Восхождение”, 1997.
  6. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988.
  7. Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978.
  9. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., 2001.
  10. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  11. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва – “Мир”, 1983.

автора

автора

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину,

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис.

Глава 11 Творческие силы правого и левого полушарий мозга

Из книги Почему мы хотим, чтобы вы были богаты автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 11 Творческие силы правого и левого полушарий мозга Точка зрения Роберта Если подходить к делу крайне упрощенно, то левое полушарие мозга обычно ассоциируется с линейным логическим мышлением. Считается, что если человек хорошо читает и выполняет

Кора больших полушарий головного мозга

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Кора больших полушарий мозга: чем именно обязано ей человечество?

Из книги Скрытые возможности нашего мозга автора Вейсман Михаил Г.

Кора больших полушарий мозга: чем именно обязано ей человечество? Как и гематоэнцефалический барьер (а то и гораздо больше него), кора головного мозга заслуживает того, чтобы для разговора о ней выделить самостоятельную главу.Не существует двух разных людей с абсолютно

13.1.1. Опухоли полушарий большого мозга

Из книги Неврология и нейрохирургия автора Гусев Евгений Иванович

13.1.1. Опухоли полушарий большого мозга При опухолях полушарий большого мозга отмечается разнообразная симптоматика, обусловленная спецификой тех областей, в которых они располагаются. Прежде чем перейти к описанию отдельных опухолей полушарий большого мозга,

Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение Одна из основных задач обучения и воспитания – развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает

Глава 5. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и межполушарное взаимодействие

Из книги Психофизиология сознания и бессознательного автора Костандов Эдуард Арутюнович

Глава 5. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и межполушарное взаимодействие В течение многих лет исследователи пытаются определить структуры головного мозга, в которых обрабатывается и хранится информация, поступающая из внешней среды, в частности

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве Мозг человека покрыт парным образованием – полушариями. Исследования многих лет свидетельствуют о неравнозначности их функций, которая, однако, не одинакова на разных этапах онтогенеза. Например, удаление левого

Глава 13 Использование для мышления обоих полушарий головного мозга

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Глава 13 Использование для мышления обоих полушарий головного мозга Стадии процесса мышленияРассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют

Парадоксальный дискурс для развития левого и правого полушарий мозга

автора Нестор Джеймс

Парадоксальный дискурс для развития левого и правого полушарий мозга Попробуйте поиграть в офисе!Это упражнение на языковое восприятие, придуманное «Лабораторией кайфа», затрагивает интуитивные функции, заложенные в правом полушарии головного мозга, одновременно

Синхронизация полушарий мозга (Hemi-Sync)

Из книги 175 способов расширить границы сознания автора Нестор Джеймс

Синхронизация полушарий мозга (Hemi-Sync) Эту звуковую иллюзию придумал в 1970-х годах Роберт Монро, успешный бизнесмен в области радиовещания, который в 1958 году пережил внетелесный опыт. Весь предыдущий месяц Монро экспериментировал на самом себе, проигрывая во время сна

Раздел 1 Используйте возможности обоих полушарий мозга

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Раздел 1 Используйте возможности обоих полушарий мозга Ты когда-нибудь чувствовали себя подопытной крысой в лаборатории, которая пробирается по лабиринту в поисках лучшей жизни, успеха и счастья? Предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите чистый лист бумаги и

Образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству .

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления . Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля : разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь - моторная афазия . Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии - сенсорную афазию . Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Объяснение с точки зрения этологии

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора , со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм - разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность - может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, - о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие - что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако все больше и больше накапливается данных, свидетельствующих о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней, распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных.

См. также

Примечания

  1. Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329-367.
  3. А. Вейн - «Мозг и творчество» («Наука и жизнь», № 3, 1983)
  4. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо … М.: «Молодая гвардия», 1984, с. 187.
  5. Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543-561.
  6. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323-1326.
  7. Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  8. Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170-201.
  9. Виктор Дольник , «Непослушное дитя биосферы »
  10. Там же, глава «Путшествие в мир предков».
  11. Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  12. McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122-128.
  13. McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215-263.
  14. Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  15. Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123-158.
  16. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.

У большинства людей - правшей - вопреки распространенному мнению активно левое полушарие головного мозга, которое управляет правой половиной тела. У левшей, наоборот, - правое.

Левое полушарие

3)рассуждения

4) агрессивность

5) последовательность

6) способность к обучению

Но функциональная асимметрия не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она отражается и на работе органов чувств. У человека есть доминирующие глаз и ухо, даже половина носа или языка могут по-разному чувствительными. У 62% людей ведущий глаз - правый, который в случае частичной потери зрения не теряет своего лидирующего положения. Выключение левого полушария (перестает обрабатываться информация) приводит к депрессии. Правого - к эйфории. То есть, левое полушарие улавливает негативные моменты, правое - позитивные. Не только изображения, но и слова с точки зрения эмоций воспринимаются по-разному. Правши зарекомендовали себя большими оптимистами, чем левши, наибольшую же склонность к пессимизму проявляют амбидекстры (одинаково хорошо владеющие обеими руками).

Давно установлено, что Вселенная асимметрична. В ней все - от спиралей ДНК до галактик - закручено в одну сторону. Однако, по заверениям физиков, существует и «зеркальная» Вселенная, которая в свою очередь, возможно, и объясняет появление леворуких людей. Большинство из нас считают «левизну» аномальной, хотя сама жизнь, по определению, морфологически - левая. Существует гипотеза, согласно которой праворукость - результат естественного отбора, потому что центральная нервная система левшей более подвержена воздействию ядов, отчего они и погибали в то время, когда человечество промышляло охотой и собирательством.

Можно сказать, что мозг состоит из двух одинаковых полусфер, связанных т.н. «корпус коллосум» - мостом, состоящим из нескольких миллионов нервных волокон. Для того чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно успевать анализировать полученную информацию, эти сведения передаются другому полушарию, когда большая часть полученного уже обработана. У левшей связи между полушариями не такие жесткие, как у правшей, поэтому у них информация в коре головного мозга обрабатывается, гораздо медленнее. Подтверждением особенностей функционирования и взаимодействия левого и правого полушария мозга могут служить многие документальные источники, согласно которым левшу-Эйнштейна в школьные годы считали туповатым. Однако у правшей эта связь оставляет мало пространства для свободы творчества. Вплоть до 1970-х гг. XX века в нашей стране левшей безжалостно переучивали, считая их патологией, в связи, с чем многие дети теряли свои незаурядные способности. В то же время есть исследования, доказывающие, что человек, вернувшийся к своей природе, вновь обретал «божественную искру».Если вы левша - значит, у вас гораздо больше работает правое полушарие коры головного мозга, а если вы правша - ваши мысли отвечают за взаимодействие работы левой коры головного мозга. Советуем вам по большей мере тренироваться, можно даже заниматься своеобразной тренировкой: решать ребусы, загадки, головоломки и другие кроссворды, помогающие думать.