Смотреть что такое "Слух" в других словарях.

Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал бы себе Нобелевскую премию.

Оригинальный текст (англ.)

Explaining hearing adequately has proven a singularly difficult task. One would almost ensure oneself a Nobel prize by presenting a theory explaining satisfactorily no more than the perception of pitch and loudness.

A. S. Reber, E. S. Reber

Слух - способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха ; специальная функция слухового аппарата , возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например воздуха или воды . Одно из биологических дистантных ощущений , называемое также акустическим восприятием . Обеспечивается слуховой сенсорной системой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    УХО ЛЕЧЕНИЕ ● НАРУШЕНИЕ СЛУХА ● ЛЕЧЕНИЕ СЛУХА /// СЛУХ УЛУЧШАЕТСЯ ДО - 97%

    Восстановление слуха- тугоухость. Как улучшить слух.Снижение слуха при тугоухости и отита - метод 1

    Как развить музыкальный слух Первое упражнение // 53 УРОК ВОКАЛА

    Слух (Анатомия)

    Как подбирать аккорды на слух [Гармонический слух] - Тоника, Доминанта, Субдоминанта

    Субтитры

Общие сведения

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, зву­ковые волны в диапазоне 300-4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном ; более высокие частоты называются ультразвуком , а более низкие - инфразвуком .

Физиология слуха

В начале 2011 г. в отдельных СМИ, связанных с научной тематикой, прошло краткое сообщение о совместной работе двух израильских институтов. В человеческом мозге выделены специализированные нейроны, позволяющие оценить высоту звука вплоть до 0,1 тона. Животные, кроме летучих мышей, таким приспособлением не обладают, и для разных видов точность ограничена от 1/2 до 1/3 октавы. (Внимание! Данная информация требует уточнения!)

Теории физиологии слуха

На сегодняшний день нет единой достоверной теории, объясняющей все аспекты восприятия звука человеком. Вот некоторые из них:

  • струнная теория Гельмгольца ;
  • теория бегущей волны Бекеши ;
  • микрофонная теория;
  • электромеханическая теория.

Поскольку достоверная теория слуха не разработана, на практике используются психоакустические модели, основанные на данных исследований, проводимых на различных людях.

Слуховые следы, слияние слуховых ощущений

Опыт показывает, что ощущение, вызываемое коротким звуковым импульсом, длится ещё некоторое время после прекращения звучания. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния. Как и при зрительном восприятии, когда отдельные изображения, сменяющие друг друга с частотой ≈ 16 кадров/сек и выше, сливаются в плавно текущее движение, синусоидальный чистый звук получается в результате слияния отдельных колебаний с частотой повторения равной нижнему порогу чувствительности слуха, то есть ≈ 16 Гц. Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение для чёткости восприятия звуков и в вопросах консонанса и диссонанса , играющих огромную роль в музыке .

Проецирование наружу слуховых ощущений

Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего слуха мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния. Эта черта в сфере слуха выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и, вероятно, приобретается также путём долгого опыта и контроля других чувств. При слуховых ощущениях способность к проецированию, объективированию и пространственной локализации не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях. Виной этому такие особенности строения слухового аппарата, как, например, недостаток мышечных механизмов, лишающий его возможности точных пространственных определений. Известно то огромное значение, какое имеет мышечное чувство во всех пространственных определениях.

Суждения о расстоянии и направлении звуков

Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности если глаза человека закрыты и он не видит источника звуков и окружающие предметы, по которым можно судить об «акустике окружения» на основании жизненного опыта, либо акустика окружения нетипична: так, например, в акустической безэховой камере голос человека, находящегося всего в метре от слушающего, кажется последнему в разы и даже десятки раз более удалённым. Также знакомые звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот. Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов. Способность суждения о направлении звуков у человека весьма ограничена: не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин , он в случаях сомнений прибегает к движениям головы и ставит её в положение, при котором звуки различаются наилучшим образом, то есть звук локализируется человеком в том направлении, с которого он слышится сильнее и «яснее».

Известно три механизма, при помощи которых можно различить направление звука:

  • Разница в средней амплитуде (исторически первый обнаруженный принцип): для частот выше 1 кГц, то есть таких, что длина звуковой волны меньше, чем размер головы слушающего, звук, достигающий ближнего уха, имеет бо́льшую интенсивность.
  • Разница в фазе: ветвистые нейроны способны различать фазовый сдвиг до 10-15 градусов между приходом звуковых волн в правое и левое ухо для частот в примерном диапазоне от 1 до 4 кГц (что соответствует точности в определении времени прихода в 10 мкс).
  • Разница в спектре: складки ушной раковины , голова и даже плечи вносят в воспринимаемый звук небольшие частотные искажения, по-разному поглощая различные гармоники, что интерпретируется мозгом как дополнительная информация о горизонтальной и вертикальной локализации звука.

Возможность мозга воспринимать описанные различия в звуке, слышимым правым и левым ухом, привело к созданию технологии бинауральной записи .

Описанные механизмы не работают в воде: определение направления по разности громкостей и спектра невозможно, так как звук из воды проходит практически без потерь напрямую в голову, и значит в оба уха, из-за чего громкость и спектр звука в обоих ушах при любом расположении источника звука с высокой точностью одинаковы; определение направления источника звука по фазовому сдвигу невозможно, так как из-за гораздо более высокой в воде скорости звука длина волны возрастает в несколько раз, а значит, фазовый сдвиг многократно уменьшается.

Из описания приведённых механизмов понятна и причина невозможности определения расположения источников низкочастотного звука.

Исследование слуха

Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр ».

Возможно определение ведущего уха с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее [ ] .

Определяют и частотные характеристики слуха, что важно при постановке речи у слабослышащих детей.

Норма

Восприятие частотного диапазона 16 Гц − 20 кГц с возрастом изменяется - высокие частоты перестают восприниматься. Уменьшение диапазона слышимых частот связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и развитием с возрастом нейросенсорной тугоухости .

Порог слышимости

Порог слышимости - минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах . За нулевой уровень принято звуковое давление 2·10 −5 Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния.

Порог болевого ощущения

Порог болевого ощущения слуховой - величина звукового давления, при котором в слуховом органе возникают боли (что связано, в частности, с достижением предела растяжимости барабанной перепонки). Превышение данного порога приводит к акустической травме. Болевое ощущение определяет границу динамического диапазона слышимости человека, который в среднем составляет 140 дБ для тонального сигнала и 120 дБ для шумов со сплошным спектром.

Воспринимающей частью слухового анализатора является ухо, проводящей - слуховой нерв, центральной - слуховая зона коры головного мозга. Орган слуха состоит их трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Ухо включает не только собственно орган слуха, с помощью которого воспринимаются слуховые ощущения, но и орган равновесия, благодаря чему тело удерживается в определенном положении.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины человек улавливает направление звука. Мышцы, приводящие в движение ушную раковину, у человека рудиментарны. Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 30 мм, выстланной кожей, в которой имеются особые железы, выделяющие ушную серу. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы. Со стороны среднего уха, в середине барабанной перепонки, укреплена рукоятка молоточка. Перепонка упруга, при ударе звуковых волн она без искажения повторяет эти колебания.

Среднее ухо представлено барабанной полостью, которая с помощью слуховой (евстахиевой) трубы сообщается с носоглоткой; от наружного уха оно отграничено барабанной перепонкой. Составные части этого отдела - молоточек, наковальня и стремечко. Своей рукояткой молоточек срастается с барабанной перепонкой, наковальня же сочленена и с молоточком, и со стремечком, которое прикрывает овальное отверстие, ведущее во внутреннее ухо. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окна находится еще круглое окно, затянутое перепонкой.
Строение органа слуха:
1 - ушная раковина, 2 - наружный слуховой проход,
3 - барабанная перепонка, 4 - полость среднего уха, 5 - слуховая трубка, 6 - улитка, 7 - полукружные каналы, 8 - наковальня, 9 -молоточек, 10 - стремечко

Внутреннее ухо, или лабиринт, расположено в толще височной кости и имеет двойные стенки: лабиринт перепончатый как бы вставлен в костный, повторяя его форму. Щелевидное пространство между ними заполнено прозрачной жидкостью - перилимфой, полость перепончатого лабиринта - эндолимфой. Лабиринт представлен преддверием, кпереди от него находится улитка, кзади - полукружные каналы. Улитка сообщается с полостью среднего уха через круглое окно, затянутое перепонкой, а преддверие - через овальное окно.

Органом слуха является улитка, остальные его части составляют органы равновесия. Улитка - спирально закрученный канал в 2 3/4 оборота, разделенный тонкой перепончатой перегородкой. Эта перепонка спирально завита и называется основной. Она состоит из фиброзной ткани, включающей около 24 тыс. особых волокон (слуховые струны) разной длины и расположенных поперек вдоль всего хода улитки: самые длинные - у ее вершины, у основания - наиболее укороченные. Над этими волокнами нависают слуховые волосковые клетки - рецепторы. Это периферический конец слухового анализатора, или кортиев орган. Волоски рецепторных клеток обращены в полость улитки - эндолимфу, а от самих клеток берет начало слуховой нерв.

Восприятие звуковых раздражений. Звуковые волны, проходя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки и передаются слуховым косточкам, а с них - на перепонку овального окна, ведущего в преддверие улитки. Возникшее колебание приводит в движение перилимфу и эндолимфу внутреннего уха и воспринимается волокнами основной перепонки, несущей на себе клетки кортиева органа. Высокие звуки с большой частотой колебаний воспринимаются короткими волокнами, расположенными у основания улитки, и передаются волоскам клеток кортиева органа. При этом возбуждаются не все клетки, а только те, которые находятся на волокнах определенной длины. Следовательно, первичный анализ звуковых сигналов начинается уже в кортиевом органе, с которого возбуждение по волокнам слухового нерва передается в слуховой центр коры головного мозга в височной доле, где происходит их качественная оценка.

Вестибулярный аппарат. В определении положения тела в пространстве, его перемещении и скорости движения большую роль играет вестибулярный аппарат. Он расположен во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, размещенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные каналы наполнены эндолимфой. В эндолимфе преддверия находятся два мешочка - круглый и овальный со специальными известковыми камешками - статолитами, прилежащими к волосковым рецепторным клеткам мешочков.

При обычном положении тела статолиты своим давлением раздражают волоски нижних клеток, при изменении положения тела статолиты также перемещаются и своим давлением раздражают другие клетки; полученные импульсы передаются в кору больших полушарий. В ответ на раздражение вестибулярных рецепторов, связанных с мозжечком и двигательной зоной больших полушарий, рефлекторно изменяются тонус мышц и положение тела в пространстве.От овального мешочка отходят три полукружных канала, имеющих вначале расширения - ампулы, в которых находятся волосковые клетки - рецепторы. Так как каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, то эндолимфа в них при изменениях положения тела раздражает те или иные рецепторы, и возбуждение передается в соответствующие отделы мозга. Организм рефлекторно отвечает необходимым изменением положения тела.

Гигиена слуха . В наружном слуховом проходе скопляется ушная сера, на ней задерживается пыль и микроорганизмы, поэтому необходимо регулярно мыть уши теплой мыльной водой; ни в коем случае нельзя удалять серу твердыми предметами. Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и даже глухота. Сильный шум снижает производительность труда до 40-60%. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными материалами, поглощающими звук, индивидуальные противошумные наушники. Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.

Аудиальные

47. Виды ощущений по модальности:

Зрительные, слуховые, вкусовые;

Определите вид ощущений по месту расположения рецепторов.

проприоцептивные;

49. Экстероцептивные виды ощущений :

Зрительные

50. Проприоцептивные виды ощущений :

Равновесие

51. Интероцептивные виды ощущений :

Боль

52. Определите свойство ощущений .

интенсивность;

Что такое восприятие?

целостное отражение свойств предметов и явлений;

Как называется зависимость восприятия от содержания психической деятельности человека, от особенностей его личности?

апперцепция;

Что в рефлекторной основе восприятия, по И.П. Павлову?

условные рефлексы;

56. Определите вид восприятия по форме существования материи .

пространство;

Определите вид восприятия по волевому усилию.

произвольное;

Каких иллюзий больше по распространенности?

Зрительных

Что такое внимание?

это психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность сознания на объекте ;

Что такое внимание?

Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте,

61. Внимание в психической деятельности человека обеспечивает :

четкость и ясность сознания;

62. Определите функцию внимания .

регуляция и контроль;

Какое внимание является наиболее простым и генетически исходным?

Непроизвольное

64. Определите вид внимания по волевому усилию .

Произвольное

65. Определите вид внимания по степени контакта с объектом .

непосредственное;

66. Определите свойство внимания .

переключаемость;

67. Память – это психический процесс :

сохранения следов опыта;

68. Определите вид памяти по характеру психической активности .

двигательная;

69. Определите вид образной памяти .

зрительная;

70. Определите вид памяти по волевому усилию .

произвольная;

Определите вид памяти по времени сохранения образов

долговременная;

Как называется память на чувства?

Эмоциональная

Как называется память на слова и мысли?

Семантическая

Определите вид памяти по продолжительности сохранения образов?

Долговременная

Сколько времени длится иконическая память?

Как называется память, образы которой сохраняются 2-3 секунды после краткого слухового раздрожителя?

Эхоическая

Какой памятью сложно управлять?

Мгновенной

Сколько времени удерживается в памяти кратковременной информация?


Какой памяти близка по значению оперативная память?

Кратковременной

Какая память обусловлена механизмом наследственности?

Генетическая

Что хранит эпизодическая память?

Фрагменты информации

Какая память присуща художникам?

Репродуктивная

Что такое автобиографическая память?

Память на события жизни

Какая память присуща инженерам?

Реконструктивная

Какая память основа прочных знаний?

Долговременная

Какая память удерживает информацию, воспринятую органами чувств без переработки?

Мгновенная

Как иначе называют мгновенную память?

Сенсорная

На чем базируется эксплицитная память?

На полученных знаниях

Какая память лучше развита в детстве?

Непроизвольная

Какая память с возрастом ухудшается?

Механическая

К чему приводит отсутствие эмоциональной памяти?

«Эмоциональной тупости»

Ихоическая и экоическая память разновидности какого вида памяти?

Мгновенной

К чему первоначально приводит забывание?

К разгрузке памяти

Что такое семантическое кодирование?

Смысловое

Что является следствием закона актуальных потребностей памяти?

Эффект Зейгарник

Что предполагает эффект Зейгарник?

запоминание незаконченных действий;

Что относят к мнемотехническим приемам запоминания?

осмысление;

Что такое мышление?

это психический процесс, обеспечивающий обобщенную и опосредованную форму отражения действительности ;

99. Определите вид мышления по сфере приложения результатов и характеру решаемых задач ?

теоретическое;

Слух - это способность организма воспринимать и различать звуковые колебания. Эта способность осуществляется слуховым (звуковым) анализатором. Т. о. слух - это процесс, при котором ухо преобразует звуковые колебания во внешней среде в нервные импульсы, которые передаются в мозг, где они интерпретируются как звуки. Звуки рождаются от различных колебаний, например, если дернуть гитарную струну, возникнут импульсы вибрационного давления молекул воздуха, более известные как звуковые волны.

Ухо может различать различные субъективные аспекты звука, такие как его громкость и тональность, путем обнаружения и анализа различных физических характеристик волн.

Наружное ухо направляет звуковые волны от внешней среды к барабанной перепонке. Ушная раковина, видимая часть наружного уха, собирает звуковые волны в слуховой проход. Чтобы звук передавался в центральную нервную систему, энергия звука претерпевает три трансформации. Во-первых, воздушные вибрации преобразуются в вибрации барабанной перепонки и косточек среднего уха. Они, в свою очередь, передают вибрации в жидкость внутри улитки. Наконец, колебания жидкости создают бегущие волны вдоль базилярной мембраны, которые стимулируют волосковые клетки кортиева органа. Эти клетки преобразуют звуковые колебания в нервные импульсы в волокнах кохлеарного (слухового) нерва, который передает их в мозг, из которого они передаются после значительной обработки в первичную слуховую область коры головного мозга, конечный слуховой мозговой центр. Только когда нервные импульсы достигают этой области, человек слышит звук.

Когда барабанная перепонка поглощает звуковые волны, ее центральная часть, вибрирует как жесткий конус, изгибающийся вовнутрь и наружу. Чем больше сила звуковых волн, тем больше отклонение мембраны и тем сильнее звук. Чем выше частота звука, тем быстрее вибрирует мембрана и тем выше высота звука.

Человеческому слуху доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 000 Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Слуховая чувствительность, или острота слуха, определяется величиной порога слухового ощущения: чем меньше величина порога, тем выше острота слуха. При увеличении силы звука ощущение громкости звука нарастает, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение давления или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляются эти неприятные ощущения, называется болевым порогом, или порогом дискомфорта. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной порога слухового ощущения, но и величиной разностного или дифференциального порога, т. е. способностью к различению звуков по силе и высоте (частоте).

При воздействии звуков острота слуха изменяется. Действие сильных звуков ведет к понижению слуха; в условиях тишины слуховая чувствительность быстро (через 10-15 сек.) восстанавливается. Это физиологическое приспособление слухового анализатора к воздействию звукового раздражителя называется слуховой адаптацией. От адаптации следует отличать слуховое , возникающее при длительном воздействии интенсивных звуков и характеризующееся временным снижением слуховой чувствительности с более длительным периодом восстановления нормального слуха (несколько минут и даже часов). Частое и длительное раздражение слухового органа сильными звуками (например, в условиях шумных производств) может повести к необратимому понижению слуха. Для предупреждения стойкого нарушения слуха рабочие шумных цехов должны пользоваться специальными заглушками - (см.).

Наличие парного органа слуха у человека и животных обеспечивает способность определять местонахождение источника звука. Эта способность носит название бинаурального слуха или ототопики. При одностороннем поражении слуха ототопика резко нарушается.

Специфической особенностью слуха человека является способность воспринимать звуки речи не только как физические явления, но и как смыслоразличительные единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового центра речи, расположенного в левой височной доле мозга. При выключении этого центра восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, сохраняется, но различение их как речевых звуков, т. е. понимание речи, становится невозможным (см. Афазия, Алалия).

Для исследования слуха применяются различные методы. Наиболее простым и доступным является исследование с помощью речи. Показателем остроты слуха служит расстояние, на котором различаются те или иные элементы речи. Практически слух считается нормальным, если шепотная различается на расстоянии 6-7 м.

Для получения более точных данных о состоянии слуха применяют исследование с помощью камертонов (см.) и аудиометра (см. ).

Ту информацию, которую человек получает благодаря способности слышать, вряд ли можно сравнить со зрительным восприятием окружающей действительности. И тем не менее не стоит забывать о том, что слух имеет огромное значение для развития и речи, и интеллекта, и психики, особенно в детском возрасте.

Механизм восприятия

Для восприятия звуковых сигналов у человека существует взаимосвязанная система механических, рецепторных и нервных структур. Ухо действует по принципу приемника наружное ухо воспринимает звуковые колебания, среднее — усиливает их, а внутреннее - передает импульсы в мозг. Механизм слуха обусловлен деятельностью слухового анализатора, имеющего очень сложное строение. Внешний отдел слухового анализатора - наружное ухо (auris exterma) состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода и представляет собой изогнутый канал длиной 2,5-3 см. Ушная раковина, образованная эластичным хрящом сложной формы, суживаясь, подобно воронке, переходит в наружный слуховой проход и заканчивается на наружной же поверхности барабанной перепонки. Наружное ухо выполняет две функции улавливает и проводит звуковые волны к месту расположения барабанной перепонки, а также защищает слуховой проход от пыли и грязи благодаря сложной конфигурации самой ушной раковины.

Как определяется источник звука

Бинауральным эффектом (от лат. bini - два и auris - ухо) называется способность человека определять источник звукового сигнала, а также его удаленность и размеры. Чем ближе к источнику раздражения находится ухо, тем меньшее расстояние преодолевает звук. Поэтому звуковые волны, поступающие в оба уха с различного расстояния (примерно 21 см), отличаются по времени получения сигнала и силе колебаний. И даже при сильном шуме, так как все звуки воспринимаются объемно, бинауральный эффект позволяет достаточно четко вычленить среди источников звука какой-то один и определить угловое перемещение источника звука в горизонтальной плоскости с точностью 3-4°.

Воспринимая звуковые колебания воздуха, она передает их по прочно срощенной с ней звукопроводящей системе среднего уха, называемой слуховыми косточками, - молоточку (3), наковальне (4) и стремечку (5), соединенными между собой миниатюрными суставами и мышцами.

Рычажная система слуховых косточек уменьшает амплитуду звуковых колебаний, одновременно увеличивая силу звука, движение же барабанной перепонки она усиливает в 20 раз.

Мышцы барабанной полости также участвуют в процессе передачи звука через окно преддверия внутреннего уха в перилимфу, препятствуя потере силы звука при переходе из воздушной среды в жидкую.

Внутреннее ухо (aurus interma) - это полое костное образование височной кости, разделенное на каналы и полости и содержащее рецепторный аппарат слухового и вестибулярного анализаторов. Его слуховой отдел представляет собой особую полость в костном веществе, так называемую улитку, спирально 2,5 раза огибающую свою горизонтальную ось. Внутри нее находится перепончатый лабиринт. Пространство костного лабиринта заполнено перилимфой, сходной по составу с цереброспинальной жидкостью, а полость перепончатого - эндолимфой. Волнообразные колебания жидких сред приводят в действие периферическую часть звуковоспринимающего аппарата - кортиева органа, выстланного волосковыми клетками, имеющими по 30-60 коротких волосков, являющихся чувствительными антеннами. В процессе ряда химических превращений в цитоплазме волосковых клеток возникает нервный импульс, который в дальнейшем по преддверноулитковому нерву (VIII пара черепно-мозговых нервов) передается в височные доли обоих полушарий, где расположены корковые центры слуха, как раз и формирующие слуховые ощущения. Полукруглые каналы не входят в звуковоспринимающую систему, а отвечают за равновесие организма.

Среднее ухо (aurus media) находится в височной кости и состоит из трех сообщающихся воздухоносных областей.

На стенке барабанной полости, напоминающей куб объемом 0,8-1 см3, расположена барабанная перепонка, рабочая площадь которой составляет около 7 мм2.

Порог слышимости

То, что слышит человек, является звуковыми волнами, возникающими в результате колебания воздуха. Интенсивность этих волн оценивается в децибелах и представляет собой частоту тона звука, которую каждый из нас слышит индивидуально. Чем больше колебаний, тем выше звук.

Человек с хорошим слухом воспринимает частоты величиной 20 герц, более низкие частоты им не слышимы. Максимально низкий порог слышимости наблюдается при частотах 100-300 гц. У разных людей и у одних и тех же, но в разное время порог слышимости может различаться в зависимости от возраста, физиологического состояния и тренированности. Измерения порога слышимости обычно производятся методами аудиометрии, что позволяет узнать разницу между самым слабым чистым звуком, услышанным человеком, и стандартной нотой, воспроизводимой специальным прибором. Способность человека определять абсолютную высоту, громкость и тембр звуков называется музыкальным слухом. Он в свою очередь делится на абсолютный, относительный и внутренний.

Абсолютный слух - это способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков и называть их, не сравнивая с эталонным звучанием ноты. Относительный слух - способность определять звуковысотные отношения, музыкальные интервалы. Внутренний - это способность вспоминать качества музыкальных звуков, мелодичность, гармонические последования.

«Жертвы» шума

Слуховой анализатор «добросовестно» перерабатывает шумы самой различной интенсивности. Сюда входят городские шумы, шумы различных предприятий, аэропортов, дискотек, не говоря уж о бытовых шумах, производимых обычными пылесосами, фенами, телевизорами и другими электроприборами. И следует знать, что часто повторяющиеся звуковые нагрузки свыше 70 дб вызывают у человека полное поражение слухового аппарата. При действии звуков высокой интенсивности (примерно на уровне 140 дб) в ушах могут возникнуть болевые ощущения.

Статистика подобных нарушений крайне неутешительна. В мире ежегодно на 15-25% увеличивается количество городских жителей, страдающих тугоухостью или глухотой. Причем болезнь эта развивается постепенно, не вызывая поначалу никаких болезненных симптомов.

Тревожный «звонок»

Первым сигналом ухудшения слуха считается утрата слышимости высоких частот, к ним относятся детские и женские голоса, а также пение птиц. На следующей стадии болезни, как правило, возникают трудности в общении с собеседником. Почувствовав это, человек начинает избегать телефонных разговоров, походов в гости, в магазины и в другие общественные места. Находясь дома, он как можно громче включает телевизор или радио, разговаривает с близкими, поворачиваясь к ним одним ухом. Если такая проблема налицо, то совершенно необходимо как можно быстрее обратиться к отоларингологу. Исследование слуха - процедура абсолютно безболезненная. Если не требуется более серьезных исследований, то характеристику порога слышимости получают следующим образом пациент повторяет за врачом слова и звуки, произнесенные им на разных уровнях громкости. После назначается реабилитационное лечение или слухопротезирование. Примерно в 10% всех подобных случаев потерю слуха удается восстановить медицинским путем, остальные же 90% - корректируются слуховыми аппаратами различного типа.

Тугоухость

Снижение слуха, как правило, возникает как осложнение при отитах и заболеваниях носоглотки. Впрочем, существует и врожденная тугоухость. У взрослых людей появление этого заболевания может возникнуть на фоне отосклероза, нарушения кровообращения внутреннего уха, возрастных изменений слухового нерва, длительного пребывания в зонах с повышенным шумом, а также хронической интоксикации организма под влиянием, например, алкоголя, никотина, ртути и т.д.

Ухудшение слуха бывает связано также с системами и звукопроведения, и звуковосприятия. Зачастую нарушение процесса звукопроведения происходит из-за образованиея плотных серных пробок, попадания в ухо инородного предмета, а также повреждения барабанной перепонки. Гораздо сложнее дело обстоит, если нарушена система звуковосприятия. В этих случаях обычно бывает повреждено внутреннее ухо, ближе всего находящееся к центру слуха. А ведь именно этот центр, располагающийся в коре головного мозга, напрямую связан с ослаблением понимания смысла тех фраз, которые произносятся собеседником. Такие люди способны отчетливо воспринимать лишь достаточно громкую речь, причем не осложненную никакими дополнительными шумами.

Глухота

Глухотой называют или полное отсутствие слуха, или столь высокую степень его понижения, когда восприятие речи становится невозможным. Причинами так называемой приобретенной глухоты являются болезненные процессы во внутреннем ухе и слуховом нерве, возникающие как осложнения после ряда перенесенных заболеваний. Наследственная, или врожденная, глухота может проявляться на фоне генетического сбоя, нередко возникающего при серьезных инфекционных заболеваниях. Еще одной причиной врожденной глухоты может стать видоизменение генов, отвечающих за развитие слуха у зародыша. Причем такие измененные гены могут быть даже у нормально слышащих родителей, о чем они, как правило, даже не подозревают. Но если в брачной паре эти рецессивные гены имеют оба потенциальных родителя, то у развивающегося плода это явление становится доминантным. Хотя, как уже говорилось выше, у здоровых, в смысле состояния слухового аппарата, родителей может родиться глухой ребенок. Причем такая глухота может передаваться по наследству из поколения в поколение.

По мере развития молекулярной генетики, когда будут досконально изучены все гены, потенциально отвечающие за развитие глухоты, определить этот недуг можно будет уже у 7-8-недельного эмбриона.

Сурдопедагогика

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой и греч. paidagogike - искусство воспитания) - это раздел дефектологии, занимающийся вопросами воспитания и образования детей с различными аномалиями слуха. Преподаватели с помощью специальных методик обучают слабослышащих и глухих детей устной речи. Любая из применяемых методик предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры. Дети, приобретшие такие навыки, в дальнейшем могут совершенно свободно учиться вместе с нормально слышащими сверстниками и даже не утратить эти полученные навыки.

Кстати говоря, глухие меломаны с удовольствием посещают музыкальные концерты, а порой даже становятся профессиональными музыкантами.

За изучение этого удивительного явления взялся американский профессор радиологии Дин Шибата. В ходе своих исследований он обратил внимание на то, что многие студенты спецотделений для глухих во время концертов держат в руках надувные шарики, находящиеся в контакте с динамиками. Оказалось, что в результате прикосновения к ним ребята чувствуют звуковую вибрацию. В результате происходит увеличение электрической активности мозговых центров, ответственных за восприятие вибрации, а главное и очень удивительное состоит в том, что в это время активизируются слуховые центры коры головного мозга. А значит, что глухие, но потенциально музыкально одаренные люди с легкостью могут отличать шумы от музыки, так как информация, идущая из слуховых центров, поступает в лобную долю головного мозга, отвечающую за мышление, в том числе и музыкальное.

Слуховые «заменители»

Слуховые аппараты - это звукоусиливающие приборы, применяемые при стойком понижении слуха. Первые приспособления, предназначенные для повышения порога слышимости, были исключительно акустическими и имели вид рожка, узкая часть которого вставлялась в ухо. Сегодня больные имеют возможность выбрать наиболее подходящий для них слуховой аппарат или применить бинауральное слухопротезирование. Клинические опыты доказали, что в случае применения сразу двух слуховых аппаратов, даже если одно ухо абсолютно ничего не слышит, есть реальная возможность гораздо эффективнее вычленять речевые звуки. А значит, люди, использующие два слуховых аппарата одновременно, могут получать гораздо больше звуковой информации.

Слуховые аппараты бывают
. карманные - очень простые в управлении, но довольно неудобные своей громоздкостью и ограниченными возможностями настройки;
заушные - наиболее широко используемый тип протезов. Они компактны и эргономичны, внешне практически невидимые (основная часть прибора находит за ухом), видимая же часть представляет из себя изготовленный по индивидуальным слепкам внутриушной вкладыш. Большинство моделей заушных протезов можно подключать к телевизору или приемнику.
внутриушные - это слуховые аппараты, вставляющиеся непосредственно в ухо, а потому корпус прибора должен детально повторять форму ушной раковины, а также слухового прохода и наружного уха.

Различные слуховые аппараты имеют отличия и в технологиях управления ими. В традиционных настройка производится вручную с помощью специальных регуляторов. В программируемых, которые могут быть как заушного, так и внутриушного типа, настройка происходит с помощью компьютерных программ, дающих возможность максимально гибко реагировать на все особенности нарушения слуха пациента. Многие подобные модели оснащены двумя-тремя программами, позволяющими одним прикосновением к кнопке изменять силу звучания в зависимости от местонахождения человека. Последним достижением сурдотехники являются цифровые слуховые аппараты, обеспечивающие максимальную слышимость в любой обстановке и ослабляющие частотные диапазоны звуков, которые не содержат речевую информацию. Многоканальные слуховые аппараты способны усиливать уровень громкости на самых различных частотах, что сводит к минимуму разность амплитудной и частотной структуры речевых сигналов и дает возможность анализа таких параметров, как сила звука, частота и глубина модуляции.

Форма ушной раковины соответствует определенным чертам характера
если верхняя часть ушной раковины находится на уровне глаз, это свидетельствует о живом уме и развитой интуиции, если же она расположена на уровне бровей, то перед вами человек, предпочитающий земные удовольствия всему остальному;
обладатели оттопыренных ушей - как правило, люди крайне непоследовательные, а потому обычно сначала действуют, а потом анализируют. Если же, напротив, уши прижаты к голове, значит, испытуемый обладает взвешенным и рассудительным характером. Обычно такие люди очень дисциплинированны и всегда готовы отвечать за свои слова и дела;
большие уши расцениваются как признак мудрости, маленькие же свидетельствуют о поверхностном уме и забывчивости;
если ширина ушей меньше их высоты, то их обладатель, скорее всего, человек легкоранимый, который из-за собственной доверчивости попадает впросак. Ширина уха, большая, чем его длина, указывает на сильный, а порой и властный характер;
небольшой кожный выступ на верхней оконечности уха выдает человека язвительного, способного наносить другим обиды, не испытывая при этом никаких угрызений совести;
закругленная мочка указывает на сентиментальность, отзывчивость, преданность идеалам, полностью же отделенная от щеки ушная мочка свидетельствует о вспыльчивом и боевом характере;
если центральная ось уха человека направлена немного назад, то он, скорее всего, обладает крайне неуживчивым, легковозбудимым и неуравновешенным характером.