Здоровье ценность и факторы его определяющие. Здоровье как ценность

Отмечу, что для здоровья важны многие факторы. Бытует мнение, что здоровье населения на 50% зависит от здорового образа жизни, на 20% зависит от экологии и продуктов питания для проверки которых стоит носить с собой экотестер соэкс , ещё на 20% - от наследственных или биологических факторов и на 10% - от медицины. Стало быть, когда человек ведёт здоровый образ жизни, то это даёт 50%-ю гарантию высокого уровня его здоровья. И, стало быть, наоборот, когда человек ведёт нездоровый уровень жизни, то он, тем самым, обрекает себя на мучения и страдания, безрадостную жизнь и преждевременную смерть.

Зарождение здорового образа жизни связано с древними временами, в которые первобытный человек начал создавать орудия труда и начал задумываться над тем, что его жизненные достижения часто зависят от физических возможностей, то есть от умения быстро загонять добычу, справляться с различными естественными преградами. Тогда он начал использовать физические упражнения для подготовки к охоте на опасных и крупных зверей. Убедительные свидетельства жизни заявляют о том, что человек реально становится человеком лишь в условиях общественной жизни, в процессе обучения и воспитания, в ходе созидательной трудовой деятельности.

Годы средневековья, новой и новейшей истории выявили разные проблемы в формировании здоровья подрастающего поколения. Эти проблемы получили развитие и обоснование в высказываниях Ж. Ж. Руссо, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С.Макаренко и других мыслителей и педагогов.

Здоровье является бесценным достоянием не только отдельного человека, это достояние и всего общества. Встречая и прощаясь с дорогими и близкими людьми, мы желаем им крепкого и доброго здоровья, потому что здоровье является основным условием и залогом счастливой и полноценной жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности, а при необходимости, даже и большие перегрузки. Крепкое здоровье, осознанно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, может обеспечить активную, долгую и полноценную жизнь.

Здоровье является обязательным условием счастья. У науки о здоровье значительно более широкие горизонты и значимость. К примеру, в США в национальной Программе здоровья "Healthy people" выделяю три организационных принципа, три нижеследующих подхода по улучшению статуса общественного здоровья. Вот они в порядке снижения важности:

1. обеспечение здоровья (health promotion);
2. защита здоровья (health protection);
3. достойные медицинские и профилактические службы (preventive services).

Здоровье не может характеризоваться благополучием человека, так как это характеристика не субъекта, а характеристика взаимодействия его со средой обитания. Из-за этого на первый план, в осознании здоровья, выходит не благополучие, а способности изменения своих возможностей, в зависимости от внешних или внутренних задач, или способность приспособлять среду таким образом, чтобы задачи являлись выполнимыми.

Духовное здоровье становится, по этим предпосылкам, собственно основой здоровья человека. Понятие духовного здоровья позволяет оценить соответствие материальных результатов промышленного развития общества с уровнем духовности общества. Поэтому, духовное здоровье является важным как инструмент социального и экономического развития. Поэтому промышленно развитые страны уделяют каждый год всё большее внимание и выделяют всё большие денежные средства для сохранения и поддержания здоровья населения. Таким образом, следует отказаться от старой традиции рассматривать здравоохранение как поглощающую деньги сферу экономики, у этой сферы есть долгосрочный социально-экономический эффект. В итоге, впервые совпали важность жизни и здоровья, как для отдельного человека, так и для общества. Именно с этой точки зрения был собран и проанализирован материал для этой статьи. Очень приятно сделать вывод, что новая важность сохранения здоровья, является, целью и критерием социально-экономического развития общества, понята, разрабатывается и реализуется медицинскими организациями в целом ряде стран, в особенности, Всемирной Организацией Здравоохранения.

Ключевые понятия темы: жизнь, здоровье, здоровый образ

жизни, качество жизни.

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ КАК СООТНОСИМЫЕ ЦЕННОСТИ

В медицине жизнь всегда представлена как жизнь конкретного индивида, как период от рождения до смерти, как неповторимость, уникальность. Мы выделяем специфику медицинской трактовки понятия «жизнь» потому, что одушевленная материя здесь приобретает вполне конкретные личностные черты, а дуализм души и тела оказывается философским мифом, не имеющим смысла там, где живет, болеет и умирает реальный человек.

Более того, причиной современной экспансии гуманитарного знания в биологические пределы является не его саморазвитие, не потребности ценностной интерпретации новых научных достижений, как это часто полагают, а именно реальный, не разделенный на душу и тело, живой человек. И произошло это потому, что человеческие индивиды стали демонстрировать все более заметные отклонения от биологических и, в частности, физиологических норм. Получается, что понятия «жизнь» и «здоровье» как бы расходятся, здоровая жизнь перестает быть нормой, появляется даже новый термин - «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». А это значит, что жизнь все больше становится нездоровой, и нужны специальные меры для поддержания нормы здоровья у каждого человека.

Но что такое здоровый или нездоровый образ жизни? Под образом жизни исследователями понимаются способы жизнедеятельности (в сферах труда, быта, образования, культуры, общественно-политической деятельности) личности, социальной группы, общества и способы удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Соответственно здоровый образ жизни представляется как совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека. Согласно медицинским подходам, в характеристике здорового образа жизни выделяют 12 блоков (схема 8).

Схема 8. Структура здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является значимым для большинства людей и имеет определенную жизненную ценность. И в целом для современного человека характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако такая ценность является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие из тех, кто считает, что ведет здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм. Недостаточное внимание к собственному физическому и психическому здоровью объективно заключает угрозу для осуществления декларируемых планов и установок.

Одним из основных концептуальных подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни является активность самого человека в утверждении образа жизни, соответствующего требованиям здоровья. В то же время свобода выбора образа жизни часто ограничена социальными условиями, региональной экономической ситуацией, культурной средой, финансовыми возможностями, стрессовыми воздействиями.

Понятие здорового образа жизни следует трактовать как оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья в реальных условиях воздействия на него таких природных и социальных факторов окружающей среды, как выполнение им своего морального долга перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, о чем мы говорили в предыдущей главе.

Таким образом, собственно нравственный смысл отношения к жизни раскрывается в биоэтике в двух взаимосвязанных проблемах: какая жизнь (здоровая или нездоровая) и сколько этой жизни. При этом второй вопрос имплицитно связан с первым и без него не решается. А поскольку ответ на вопрос, какая жизнь, может быть дан только в виде суждений качества, то это однозначно связывает биоэтическую проблематику с ее центральным вопросом - вопросом о качестве жизни.

Качество жизни. Что же такое качество жизни? Основой для формирования современных представлений о качестве жизни в медицине является определение здоровья, под которым понимается состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Термин «качество жизни» (КЖ) не рассматривался как компонент здоровья до 1947 г., когда ВОЗ впервые определила понятие здоровья как состояние физического, психического и социального благополучия. Начальные исследования, касающиеся качества жизни, начались вскоре после этого, хотя непосредственно термин стал самостоятельной категорией Index Medicus лишь немногим более 30 лет назад. Важность оценки качества жизни при различных заболеваниях была осознана лишь в последнее десятилетие XX в., что сделало оценку КЖ одной из основных задач проводимой терапии.

ВОЗ рекомендует определять КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. Если КЖ - субъективное понятие, то оно должно определяться только перспективами конкретного человека. Профессиональные оценки медицинских работников, мнение членов семьи, объективные оценки условий жизни или материального благополучия данного индивида не могут полностью отражать суть этого понятия. Поскольку оно многогранно, то включает оценку ряда величин, на основании которых строится глобальная конструкция КЖ.

Считается, что понятие КЖ объединяет оценку как минимум четырех различных, но коррелирующих друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальной. Это выглядит, примерно, так:

  • физическое самочувствие (комбинация симптомов здоровья или болезни);
  • функциональные возможности (способность человека к осуществлению деятельности, обусловленной его потребностями, амбициями и социальной ролью);
  • эмоциональное состояние (биполярное понятие - позитивный эффект - wellbeing, негативный эффект - дистресс);
  • социальный статус (уровень общественной и семейной активности, может включать отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность)

В биоэтике используется более простое структурирование параметров КЖ. Оно основано на представлениях о структуре личности и включает три уровня: биологический, психический и социальный. Сбалансированность системы биологических, психических и социальных компонентов в человеке и представляет норму КЖ. Реально она недостижима, поскольку расхождения в темпоральности всех трех составляющих мешает этому балансу. Но стремление к нему и есть работа по улучшению КЖ. Очевидно, что она невозможна без воздействия внешних факторов. К важнейшим из этих факторов относится моральная регуляция.

Качество жизни, непосредственно связанное со здоровьем,- это интегральный

показатель, включающий в себя также три компонента:

  • 1) функциональное состояние, включающее в себя такие характеристики, как работоспособность, толерантность к физической нагрузке, выполнение повседневной работы, независимость, общение, интеллектуальную деятельность, уверенность в принятии решений, эмоциональные проявления и т.д.:
  • 2) симптомы, связанные с основным или сопутствующим заболеванием или его лечением (боль, одышка, побочные эффекты лекарственных средств и т.д.);
  • 3) восприятие и психическое состояние, включающие в себя депрессию или возбуждение, которые могут быть следствием как самого заболевания, так и применения лекарственных веществ, а также социальную активность, половую функцию, удовлетворение медицинской помощью, контактом с врачом т.д.

Чаще всего в силу указанной многофакторности оценивают не качество жизни как таковое, а его компоненты. Наиболее существенными из них являются: удовлетворенность степенью своего физического, психологического, социального и духовного благополучия; социальное благополучие, включающее такие компоненты, как участие в общественной жизни, неформальные контакты и ограничение социальных возможностей по состоянию здоровья; психологическое благополучие (эмоциональное и интеллектуальное); физическое благополучие и нарушение функций (зависящее от ограничения физической активности, подвижности, уменьшения энергетического потенциала, характера заболеваний, диагноза, объективных признаков болезни, жалоб и т.д.).

Пример. Уровень социальной поддержки, образования и психосоциальные особенности индивидов являются факторами, которые влияют на развитие ишемической болезни сердца и уровень летальности от нее. Установлено также, что развитию этой болезни способствуют депрессия, тревожность, одиночество. Нарушение сна, проблемы в семье, финансовые трудности, необходимость принятия сложных решений существенно повышают риск осложнений в течение стенокардии. Снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в свою очередь оказывает неблагоприятное влияние на повседневную активность людей: снижает физическую и сексуальную активность, ухудшает общее состояние, физическую работоспособность. На субъективном уровне это фиксируется как снижение общей удовлетворенности жизнью, а на объективном - позволяет сделать вывод об ухудшении качества их жизни. В целом у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями более выражен уровень психологического стресса, психологической дезадаптации, чаще отмечается социальная изоляция. «Отрицательный взгляд на жизнь», пессимистическая оценка собственного здоровья и перспектив его улучшения увеличивает риск сердечных заболеваний, в частности инфаркта миокарда.

В отличие от естествознания, где объективная истина является высшей ценностью, достижению которой подчинена вся деятельность ученого, в биоэтике получение объективного знания, разумеется, не является самоцелью, но подчинено более значимым ценностям - человеческой жизни, личности, милосердию, сочувствию и т.д. С этим фактом связана специфика регуляторной функции биоэтики, которая имеет моральный смысл. Рассмотренное в данном контексте понятие качества жизни выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно способствует объективизации функций биоэтики - благодаря тому, что выражает субъективное, личностное знание через объективные, прежде всего количественные, параметры. С другой стороны, это понятие отражает наметившуюся тенденцию к сближению наук, занимающихся человековедческой проблематикой, что способствует становлению единого, целостного знания о человеке. Коррекция качества жизни позволит решить многие медицинские, социальные, психологические и нравственные проблемы человеческого существования.

В целом КЖ можно определить следующим образом: качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу.

Отметим, что в таком определении учитываются все три структурных уровня личности - биологический (физиологический), психический и социальный. Далее, такая трактовка помогает преодолеть излишний субъективизм индивидуальных оценок качества жизни, выявив их объективное основание, сблизить позицию пациента и наблюдателя (о чем будет сказано далее). Действительно, нет и не может быть абстрактно-интуитивного отношения к своему физиологическому и психическому состоянию. Это видимость. На самом деле отношение к здоровью задается социальными потребностями личности. С одной стороны, человек занимает то положение в обществе (социальный статус), которого позволяют ему достичь его физические возможности. Это не дискриминация, а естественное генетически-морфологическое разнообразие, на котором и держится выживаемость рода людского.

Так вот, «разрешенный» статус - а он может иметь очень большой диапазон социальных ролей - диктует необходимые параметры для самочувствия, внешнего вида, отношения к медицине и т.п. Социальный статус «задает», казалось бы, чисто субъективное отношение к состоянию своего здоровья. Таким образом, при помощи понятия «социальный статус» удается предельно объективировать процедуру оценки качества жизни, хотя полной алгоритмизации, как и в любых оценочных суждениях, добиться здесь, конечно, нельзя. Если исходить из предложенного нами определения, можно более подробно рассмотреть, как оно «работает» в медицинской (клинической) этике.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При этом, под физическим здоровьем - следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье - предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.

Социальное здоровье - отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровене, чем принято традиционно.

Составляющие здоровья:

Физическое : наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности.

Социальное : адаптация в разнообразных средах;

Духовное : мышление, познание, ориентация.

Показатели, характеризующие уровень здоровья человека:

Объективные показатели : температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.

Субъективные показатели : самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.

Количество здоровья - это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.

Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:

  • Соблюдение режима дня;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Занятия физкультурой и спортом;
  • Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:

  • Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
  • эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
  • вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).

Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:

  • соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
  • ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
  • радоваться успехам, так как успех порождает успех;
  • чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
  • стремиться быть хозяином своей жизни;
  • ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни (ЗОЖ).

Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.

Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.

Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно "тремя китами здоровья" называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха , рациональное питание и оптимальный двигательный режим . Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% - причиной преждевременной смерти.

Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность - это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек - курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.

Человек - не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.

Факторы, определяющие здоровый образ жизни.

Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В.И. Дубровский).

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.

Рассмотрим вышеперечисленные факторы, определяющие здоровый образ жизни, более подробно.

Режим труда и отдыха

Труд – основа режима здорового образа жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха).

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда

Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна, необходимо за 1 – 1.5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 – 2.5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)

Мышечная деятельность является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни. Двигательная активность прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использование, выведение из организма, разрушения) различных веществ.

Недостаток движения – гипокинезия нередко приводит к ожирению. Современная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена веществ, которое влечёт за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения страдает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые качества, возникает состояние гиподинамии.

Почему это происходит: Некоторые учёные считали, что старческое увядание определяется изнашиванием органов и тканей вследствие излишне высокой функциональной активности, полагая, что убывает какая-то жизненная субстанция, полученная при рождении, которую организм самостоятельно восстанавливать не может. Другие исследователи говорили о какой-то неопределённой жизненной энергии, исчерпывание которой подводит предельную черту жизненному циклу. Такую точку зрения в наши дни защищал канадский патофизиолог Ганс Селье. Каждый из нас, утверждал он, с рождения получает определённое количество «адаптационной энергии», расходование которой приближает к старости и смерти.

Современная наука все более уверенно опровергает эти теории. Если функциональная активность неизбежно приводит к изнашиванию организма, то почему же люди, отдающие много сил и энергии спорту, физическим упражнениям, стареют медленнее тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни? Мы наблюдаем очень часто людей, которые в 70 лет более бодры и здоровы, чем иные 50-летние.

Дело в том, что организм животных и человека обладает физиологическими механизмами, которые обеспечивают восстановление и регенерацию затраченных сил (энергии) и телесных структур (клеток, органов, тканей). Движение регулирует изменения во всех органах и системах организма – происходит усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для этого физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тренировочного эффекта академик Н.М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течении 10-30 минут.

тренировки.

При недостаточной физической нагрузке сердце человека слабеет, ухудшается функция нервных и эндокринных механизмов сосудистой регуляции, особенно страдает кровообращение в области капилляров. Даже умеренная нагрузка оказывается непосильной для мышцы сердца, плохо обеспеченной кислородом, Опасной для здоровья и жизни может оказаться любая неблагоприятная обстановка, требующая возрастания активности сердца, Почти у 3/4 случаев инфаркта миокарде происходит от незащищенности нетренированного сердца при эмоциональных и других функциональных нагрузках.

К сожалению, далеко не все знают о пользе физических упражнений и вреде излишнего комфорта, тепличных условий жизни, пассивного отдыха Изучение организма в условиях малоподвижности позволило сформулировать представление о состоянии гиподинамии, Его характеризуют изменения в вегетативных и двигательных функциях, психических реакциях. Эти неблагоприятные сдвиги развиваются постепенно. Организм борется с ними, мобилизуя компенсаторные механизмы. В особых условиях, связанных, скажем, с длительным постельным режимом.

Состояние гиподинамии значительно понижает трудовую активность, у человека резко уменьшаются адаптационные возможности, ослабляются защитные силы организма, создаются предпосылки для возникновения болезней. При функциональных сдвигах, связанных с детринированностью, организм не в состоянии адекватно реагировать на физические нагрузки

Гиподинамия развивается не только в ответ на снижение двигательной активности в течение длительного времени. Это состояние может наступить, например, у бывших спортсменов, если они внезапно прекратили тренировки. В таких случаях болезненные сдвиги приобретают острый характер, в первую очередь страдают функции сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15-25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2-4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значения усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Почему именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов, питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а также у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью, т.е. для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0.5 – 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.

Рациональное питание

Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы.

Питание строится на следующих принципах :

- достижения энергетического баланса (потребляем столько, сколько
расходуем);

- определения качественного состава пищи (правильное соотношение
между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами,
минеральными веществами и витаминами);

- ритмичность приема пищи .

Установлено, что по энергическим затратам взрослое население можно разделить на 4 группы:

– в первую группу (затрата 3000 ккал в сутки) включаются лица, не связанные с физическим трудом и работающие главным образом в сидячем положении;

– во вторую группу относятся рабочие механизированного труда (затрата 3500 ккал в сутки);

– к третьей группе – занятые немеханизированным трудом, как, например, кузнецы, плотники, водопроводчики (затрат 4500 – 5000 ккал в сутки);

– к четвертой группе относятся люди активно занимающиеся спортом, их энергетические затраты, особенно в период тренировок и соревнований, могут возрастать до 6000 – 7000 ккал в сутки.

Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал, а у женщин – 1600 ккал).

Для правильного построения питания недостаточно, однако, определить только калорийность пищи. Нужно знать также, какие пищевые вещества и в каком количестве могут эту калорийность, т.е. определить качественный состав пищи. При окислении в организме 1 г белков и 1 г углеводов образуется 4,2 ккал, при окислении 1 г жира – 9,3 ккал. В случае необходимости углеводы и жиры частично могут заменять друг друга; что касается белковых веществ, то они не могут быть заменены никакими другими пищевыми веществами.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ . Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Закаливание организма

Закаливание является одним из эффективных средств профилактики простудных заболеваний. Метод систематической тренировки термоадаптационных механизмов направлен на повышение защитных резервов организма.

Для получения максимального результата существует ряд принципов и правил закаливания: К основным принципам закаливания относятся: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей организма.

1)основной принцип закаливания − постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий. Недостаточные нагрузки снижают результат закаливания, а передозировки ему препятствуют.

2)регулярность и непрерывность проведения закаливающих процедур на протяжении всей жизни. Непродолжительные, но частые процедуры закаливания более эффективны, чем длительные, но редкие. Если прервать закаливание даже на короткое время, чувствительность организма к неблагоприятным воздействиям природных факторов возрастает, а сопротивляемость организма снижается и через 2-3 месяца исчезает.

3)при подборе закаливающих процедур необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности организма.

Кроме того необходимо учитывать соответствие нагрузок функциональным возможностям организма ; использование нескольких физических факторов (холод, тепло, лучистая энергия, вода и др.) для достижения оптимальных результатов, прерывистость − в течение дня следует делать перерывы между разными закаливающими воздействиями (последующие процедуры можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма), комбинирование общего и местного закаливания.

Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем лучше будут результаты.

Наиболее простой способ закаливания – воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35 – 36°С), постепенно переходя к прохладной, а затем к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра физической культуры и спорта

Здоровье человека, как ценность, и факторы его определяющие

Екатеринбург

План работы

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

3. Здоровый образ жизни и его составляющие

4. Основные требования к организации здорового образа жизни

Заключение

Список используемой литературы

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

* Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

* Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

* Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

наследственность - 20%;

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

медицинский фактор - 10%.

2. Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок. образ жизнь здоровье студент

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

4. Основные требования к организации здорового образа жизни

1.Постепенность:

Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

2.Систематичность:

В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек - его организм - имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.

К каким закономерностям относятся ритмичность.

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.

А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

Заключение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А. (ред.). Здоровье студентов. - М.: Россия, 1997. - 300 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с

3. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? - М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. - 63 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Критерии его эффективности и рекомендации студентам.

    реферат , добавлен 13.02.2009

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности. Профилактика вредных привычек. Культура межличностного общения. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2009

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. Особенности культурного развития личности и формирование отношения к самому себе. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

    Здоровый образ жизни как глобальная социальная проблема и составная часть жизни общества. Базовые физиологические и психоэмоциональные составляющие образа жизни, способствующего укреплению здоровья. Применение метода закаливания для укрепления организма.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Что такое здоровый образ жизни. Гармония психофизических сил организма как гарантия защитных резервов организма. Основные элементы здорового образа жизни. Значение рационального питания. Различные способы закаливания. Физические упражнения и здоровье.

    реферат , добавлен 08.11.2009

    Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточная двигательная активность, гигиена, закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни. Здоровый образ жизни и здоровье. Регулярные физические нагрузки и физкультура.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Сущность здорового образа жизни. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников и студентов. Физическое здоровье - важнейшее условие высокой работоспособности.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Индивидуальное здоровье человека. Основные критерии, характеризующие общественное здоровье. Выделение возрастных особенностей, характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Основные этапы развития человека.