Факторы психического развития личности ребенка. Основные факторы психического развития

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца в 9-10 лет. В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равный. М. С. Егоров и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению и речевой коммуникации, универсальностью руки и прямохождением.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Генетиками установлен огромный полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет Зх1047, а количество живших на земле людей всего 7х1010. Получается, что каждый человек - это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен.

Для того, чтобы подчеркнуть значение среды как фактора психического развития, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой душевное развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: Что в нем происходит извне? Что изнутри?. Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Пока что ясно то, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П.Парсонса в которой приведены результаты различных исследований об оценке наследственной и средовой обусловленности признаков.

Из приведенных данных видно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом мера этого влияния становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако, не означает отсутствия влияния последней.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора психического развития. Если согласиться с мыслью Н. А. Бернштейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программирования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется". В этой связи становятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и не успешной реализации «нормальной» программы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического не равновесия. «Процесс жизни, пишет Н. А. Бернштейн, есть не уравновешивание с окружающей средой..., а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое не равновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющийся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:
- по реактивным действиям ребенка на внешние стимулы (произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей);
- по тому, как простые одноактные движения (одергивает руки, кричит, поворачивает голову) превращаются в сложную деятельность: игру, рисование, учение;
- по мере овладения мыслительной деятельностью.

Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребенок совершает действия, к которым его понуждает взрослый) и самостоятельных действиях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития или возрастная психология изучает психическое развитие человека от рождения до конца жизни.

Система основных понятий психологии развития

Категории Понятия
1. Макро-характеристики человека Индивид Субъект Личность Индиви- дуальность
2. Основные линии (ряды) развития Онтогенез Жизненный путь
3. Факторы психического развития Наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность
4. Общие закономерности Неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность
5. Возраст в широком смысле Паспортный
Биологи- ческий Интеллек- туальный Социаль- ный Психологи- ческий
6. Возраст в узком смысле Стадии, периоды, фазы жизни, сензитивные периоды, возрастные кризисы
7. Возрастные психологические особенности Социальная ситуация развития, основные противоречия, ведущая деятельность, психические новообразования.

МАКРОХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Когда психологи говорят о человеке, то имеют ввиду четыре его макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивид («один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного

человека к биологическому виду «Homo sapiens».

Субъект («носитель субъективного») – носитель предметно-практической активности и познания. Субъективность человека проявляется в жизнедеятельности, общении и самосознании.

Личность – социализированный индивид, субъект и объект общественных отношений и исторического процесса.

Индивидуальность характеризует неповторимость, уникальность каждого человека

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ (РЯДЫ) РАЗВИТИЯ

Онтогенез индивидуальное развитие человека как индивида, становление его как представителя «Homo sapiens». Основные события онтогенеза отражают качественные изменения в возрастном и половом созревании организма, физическом развитии и т.д.

Жизненный путь – индивидуальная история человека как субъекта, личности и индивидуальности. (Вехи жизненного пути – поступление в школу, окончание, вступление в брак и т.п.) Главное содержание жизненного пути – процесс социализации индивида, т.е. превращение его в личность.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности и сознании.

Факторы психического развития – это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики, личности в течение всей жизни человека. Их делят на две группы: биологические и социальные.



Наследственность представлена генетической программой , которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой психического развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны психического развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Половой диморфизм – фактор половых различий. Изначально пол обусловлен генетически. Однако, биологический пол еще не делает человека мужчиной или женщиной, для этого необходимо усвоить психологию пола (ценности, манеры общения, поведения, особенности самосознания). Половой диморфизм нарастает к юношескому возрасту, стабилизируется в зрелости и сглаживается в старости.

Среда . Среда как фактор психического развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации и пр.



Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение не должно приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка, оно должно быть развивающим, идти впереди развития и стимулировать его, опираться на «зону ближайшего развития», т.е. на тот круг задач, которые пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Именно разрешение противоречий между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся способствует продвижению их в психическом развитии. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе …
с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития . Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том, что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития .

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы : отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития . Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского .

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы).

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта. У человека есть особый опыт, которого нет и животных, - это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высший нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др. Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Признав важное значение для психического развития ребенка. Его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки формирования человеческой психики.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относится воспитывающие его взрослые и сам ребенок.

Как указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуется определенные социальные условия жизни и воспитания.

Определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем, который он присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условия развития, как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например, некоторые асоциальные формы поведения. Социальная среда - понятие широкое, она включает в себя несколько компонентов. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, социально-экономическая и политическая ситуация, национально-культурные особенности, религиозные течения.

Социальная среда - это также ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, сверстники, учителя, средства массовой информации.

Л.С. Выготский, на положениях которого основывается отечественная психология, подчеркивая единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшее (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов изучить его динамику.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двухстороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Результатам освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций.

Каждая стадия психического развития, по А.И. Леонтьеву, характеризуется изменением места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка и действительности, определенным, ведущим типам его деятельности. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. И хотя источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, именно она определяет уровень функционирования психических процессов, оказывая решающее воздействие на формирование личности.

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации.

Деятельность - это особая целостность, которая включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Первый компонент структуры деятельности - мотив, он образуется на основе той или иной потребности. Деятельность состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Цель и мотив деятельности не совпадают. Например, школьник выполняет домашнее задание и решает математическую задачу. Его цель - решить эту задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление получить «пятерку», или освободится и пойти играть с друзьями. Во обоих случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенка решение задачи.

Действие может выполняться разными способами, т.е. с помощью операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Таким образом, структуру деятельности можно схематично представить так::

мотив - деятельность;

цель - действие;

условие - операции.

Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, П.В. Гальперин и д.р.)

Психические функции или процессы - это внутренние действия. Выготский Л.С. пишет: «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». Это относится к произвольной памяти и произвольному вниманию, логическому мышлению и речи. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией. Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий - их обобщений, вербализацию и сокращение.

Сложный процесс интериоризации наиболее полно раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Процесс переноса внешнего действия во внутрь совершается по Гальперину поэтапно, проходя строго определенные стадии. В этой теории утверждается, что полноценное действия, т.е. действий более высокого интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие формы выполнения того же самого действия.

Первоначально должна возникнуть мотивация и ориентировочная основа будущего действия - ориентировка в действиях, которые он сам будет выполнять, а также с требованиями которым оно в конечном счете должно соответствовать. Далее он выполняет заданное действие во внешней форме с реальными предметами или их заменителями. На следующем этапе он громко проговаривает то, что производилось им раньше во внешнем плане. Далее он проговаривает выполненное действие про себя. И на последнем этапе действия выполняется в плане внутренней речи, ребенок быстро дает ответ к решаемой им задаче. Таким образом, внутренний план действий формируется при опоре на речь.

Одним из видов деятельности является общение. Именно с помощью общения ребенок познает мир и входит в него. Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Постепенно границы общения расширяются. Ребенок начинает общаться со сверстниками, другими людьми. В процессе общения формируется и развивается его личность, накапливается социальный опыт.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения; детские сады, школы, вузы и т.д.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения о психическом развитии. Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Обучение и воспитание начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшее психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми.... затем внутри ребенка».

Обучение будет эффективным, будет способствовать психическому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону ближайшего развития, т.е. как бы забегая вперед. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития). При этом задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательной и двигательной активности, но доступными.

Хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно имеет свои особенности. Ребенок не подвергается механически любым ним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л. Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», - пишет С.Л. Рубинштейн.

Закономерности психического развития

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей между функциями, изменяется соотношение между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему меж функциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте, сознание ребенка не дифференцировано. Дифференцирование функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развивается и становится доминирующим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее не их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно - манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействия, называются сенситивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Например, для развития речи сенситивным является возраст от 2 до 5 лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Психическое развитие тесно связано с развитием психомоторики. Например, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, расширяются возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие познавательному развитию ребенка и т.д. Эта взаимосвязь также прослеживается на занятиях физическими упражнениями и спортом. При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития психических процессов. Прежде всего это неравномерность развития всех психических функций, участвующих в регуляции движений в естественном развитии детей и подростков. Под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее. Так, под влиянием гимнастики, тенниса у ребенка в период от 9 до 13 лет особенно заметно возрастает способность дифференцировать амплитуду движения, в то время как при естественном развитии не наблюдается существенных изменений. Под влиянием игровых упражнений в период от 11 до 13 лет увеличивается быстрота сложной реакции, а также существенно улучшается точность глубинного зрения, в то время как в естественном развитии в этом возрасте она почти не изменяется.

Во-вторых, психическое развитие протекает стабильно, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и режимом, не совпадающим с темпом и режимом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни взрослого человека. Наиболее быстрое психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В. Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.

Ведь только реализация возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым он не сможет жить (А.В. Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношения внешних и внутренних условий развития психики (Л.С. Выготский), типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем детстве формируются « гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Одним из главных является противоречие между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В совою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремиться войти.

Таким образом, расширение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все новые разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.

Основной закон психического развития Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимость определяя аккумулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического процесса происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том. Что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельность. Так, память выделяется из восприятия и становиться самостоятельной деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи на более высоком, качественно новым уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Например, компенсация слуха зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит главным образом путем развития осязания (т.е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Я.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Возрастная периодизация развития.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах измерения в психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение развития, без редких сдвигов и перемен в личности. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накаливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.

Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский определял возрастные кризисы как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающие при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, новой социальной ситуации развития. Поведенческие критерии возрастных кризисов - трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др. - Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной и позитивной сторон кризиса. Д.Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу возрастного кризиса, служили основой качественно нового типа связи со взрослыми и поэтому возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными.

Существует и другая точка зрения на негативизм, рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или наоборот, усилить.

Хронологически возрастные кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до1 мес.), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис - 17 лет.

В основе возрастной периодизации лежат 2 принципа: принцип историзма и принцип единства сознания и деятельности.

Принцип историзма предполагает учет конкретных исторических условий и той социальной обстановки, в которой развивается ребенок. Происходящие в жизни общества изменения влияют на развитие детей, ускоряя или замедляя его и соответственно изменяя возрастные границы. В последние десятилетия наблюдается явление акселерации - ускоренного физического развития детей: увеличился рост новорожденных и детей школьного возраста, сократились на 2-3 года сроки полового созревания. Есть основания полагать, что акселерация обусловлена действиями целого ряда биологических и социальных факторов. Однако существует противоречие. Вследствие акселерации физическое развитие идет быстрее, чем в прошлом, в то время как психологическая и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Взрослые, физически развитые молодые люди, которые стремятся войти во взрослую жизнь не могут этого сделать, из-за искусственных барьеров, которое ставит перед ними общество. Причин этому много. Сюда относится современная социально-экономическая ситуация в обществе, особенности воспитания (гиперопека) и многие другие причины. Вследствие этого многие молодые люди становятся инфантильными. Инфантилизм буквально означает отсталость в развитии, проявляющуюся в виде сохранения во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям, социальная, нравственная и гражданская незрелость молодого человека. Поэтому молодым людям необходимо давать возможность проявлять самостоятельность и инициативу, они должны уметь принимать решения и нести ответственность за собственные поступки, быть активными субъектами жизненного самоопределения и иметь свободу выбора.

Принцип единства сознания деятельности предполагает признания тесной взаимосвязи деятельности и психики. Отсюда возможность анализировать психику путем изучения деятельности, в которой она проявляется и развивается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (в игре, учении, труде, спорте и д.р.), через которое человек активно включается в окружающую среду.

Наиболее распространенная в отечественной психологии периодизация Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем « ребенок - общественный предмет» и « ребенок - общественный взрослый» представляют единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно - эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Это деятельности, связанные с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек - человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа связаны с системой отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь».

В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-психические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности: возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Краткая характеристика каждого периода дана в таблице.

Таблица. Периодизация детского и юношеского возраста.

деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Психические

новообразования

Младенческий

Ранне детство

Дошкольный

Младший школьный

Подростковый

школьный

Непосредственное

эмоциональное

Предметно - орудийная

деятельность

Ролевая игра

Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая

Учебно-профессиональная деятельность

Сенсомоторное

развитие

Манипуляции с предметами и речь

Межличностные отношения

Первичные знания

Система отношений в разных ситуациях

Профессиональные знания

Потребность в общении с другими людьми и

эмоциональное отношение к ним

Речь и наглядно-действенное мышление.

Потребность в общественно оцениваемой деятельности

Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия

Стремление к взрослости и самостоятельности, критические отношение к окружающим, самооценка, умение подчинятся нормам коллективной жизни.

Мировоззрение, профессиональные интересы «образ -я»

Однако в старшем школьном возрасте (ранняя юность) развитие человека не заканчивается. В период взрослости происходит дальнейшее развитие человека. Но если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение периода взрослости (зрелости) началось недавно. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свою специфику. Исследования психофизиологических функций взрослого человека показало, что в своем развитии они проходят 3 стадии онтогенеза:

повышение функционального уровня (прогрессивная) -;

стабилизация функционального уровня (стабильная) - 20-35 лет;

понижение функционального уровня (регрессивная) - 35-60 лет;

т.е. постепенное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов (после 60 лет). Возможно противостояние инволюционным процессам. Сохранение высокой работоспособности в пожилом, старческом возрасте связано с образованием, способностями, интересами, общественной активностью. У людей, занимающихся спортом, творческой деятельностью процессы инволюции протекают медленнее.

Таким образом, активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности.

Следующей закономерностью является неравномерность динамики как отдельных психических функций, так и психической структуры в целом. Неравномерность выражена в разных показателях: темпа, направленности и длительности. Она носит колебательный характер, т.е. чередуются спады и подъемы в разные годы жизни.

Психологи взрослых также отличается еще одной особенностью. Об этой возрастной группе трудно говорить «вообще», ее специфика зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свойства взрослых зависят от социально- профессионального положения, от деятельности, которой занимается человек. Семья и работа детерминируют дальнейшее развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека.

В развитии личности - ведущее значение имеют жизненные планы, ценностные ориентации, мотивация деятельности. Огромную роль также играют взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе.

Важную роль в развитии психологии взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества. В настоящее время встает проблема профессиональной переориентации взрослых и пожилых людей, что в этом возрасте сделать значительно труднее.

В психологии нет единой периодизации возрастного развития взрослых. Существует множество теорий, которые кладут в основу периодизации различные признаки. Сейчас принята следующая возрастная периодизация: юность (17-21 год); зрелый (35-60); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90лет); долгожители (90 лет и выше). (Д.И. Фельдштейн).

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона .

Эрик Эриксон - последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Его теория вносит большой вклад в развитии психологии, однако он мало уделял внимания интеллектуальному, нравственному развитию и другим особенностям психики.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом восемь стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

В основу его концепции положена идея о развитии психосоциальной идентичности личности. Он различает групповую идентичность и эгоидентичность. Человек во взаимоотношениях с другими людьми принимает на себя различные социальные роли и функции, неоднократно изменяющиеся на протяжении жизни; но вместе с тем он постоянно сознает и свое подлинное Я, т.е. свою идентичность, само тождественность. Чем более целостным и устойчивым является у человека чувство его внутренней идентичности, тем последовательнее будет его поведение и тем выше будет его чувство уверенности в себе, в том, что он делает и выбирает. На протяжении жизни человеку приходится вступать в многообразные конфликтные ситуации, делать самостоятельно выбор и принимать решения, преодолевать кризисы, переоценивать свои ценности. Таким образом, человек постоянно познает себя, определяет себя и свое место в жизни. Осознавать свою «само тождественность» - это значить быть всегда самим собой.

Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, эта характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествление с родителями; мальчиками или девочками и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родителя, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент - его кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Таким образом, Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, рождение до глубокой старости.