Возрастные периоды взрослого человека. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
С возрастом мозг человека, как и все его тело, стареет. Новые исследования показывают, что снижение эффективности деятельности мозга начинается приблизительно в возрасте 45 лет, то есть намного раньше, чем считалось до этого. И хотя процесс старения мозга остановить нельзя, его можно существенно замедлить. Осталось понять, как это сделать.
ФОТО: ИТАР-ТАСС/Бобылев Сергей
Для начала следует понять, как происходит развитие мозга от самого рождения человека и до старости. Итак, его созревание начинается еще в зародыше, находящемся в утробе матери. Важно понимать, что в этот момент он очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов и его благополучие целиком зависит от организма матери. Опасность недоношенной беременности заключается в том, что она может привести к нарушениям развития мозга эмбриона, а это скажется на дальнейшем поведении ребенка.
На четвертой неделе отчетливо выявляется спинной мозг, а в пределах головного мозга намечаются основные его отделы. К пятой неделе у эмбриона устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 тыс. нейронов каждую минуту.
В первые годы жизни ребенка мозг особенно быстро растет, развивается и усложняется. Например, после рождения мозг младенца продолжает активный рост и уже к шести годам достигает 95% размера мозга взрослого человека. В это же время природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас надежности.
Созревание мозга начинается еще в зародыше
Некоторые ученые полагают, что наш мозг начинает стареть уже в период полового созревания. В этот период все ускоряется: формируется личность, и мозг принимает окончательную форму, отбирая нужные нейроны и связи. Подростки также постоянно теряют нервные клетки и около 1% серого вещества в год.
В возрасте примерно 22 лет мозг выходит на пик своего могущества, который длится около пяти лет, и это возраст его зрелости. Между 20 и 90 годами мозг теряет в среднем 5 - 10% своего веса, канавки на поверхности мозга расширяются, и полное его развитие заканчивается где-то к 25 годам.
Именно после этого процесс начинает двигаться в обратную сторону. Начинается все с падения способности планировать и вспоминать события, а также координировать выполнение задач. А уже в возрасте 45 - 49 лет умственные способности снижаются на 3,6%, и в дальнейшем этот процесс только прогрессирует, ослабевает память, притупляется мышление, понимание и подобные процессы.
После 25 лет процесс начинает двигаться в обратную сторону
В возрасте 80 лет наблюдается потеря объема и веса мозга. Большая часть потерянного веса заполняется водой, а сжатие мозга обычно приводит к ухудшению когнитивных способностей, в том числе индуктивного мышления, пространственной ориентации и вербальной памяти. Когда гиппокамп начинает сокращаться, происходит потеря ориентации и ухудшение координации движений.
Все это происходит потому, что мы неумолимо теряем клетки мозга, а доля отмерших отростков нейронов увеличивается. В возрасте от 65 до 70 лет умственные способности падают на 9,6% у мужчин и на 7,4% у женщин. Однако все не так уж плохо. Эмоциональные реакции можно держать под контролем благодаря мозжечковым миндалинам, взаимодействующим с участком мозга, который контролирует эмоции.
Старение мозга можно замедлить с помощью нехитрых правил
Итак, какие же факторы помогут повлиять на старение мозга, замедлить его.
Для начала помните, что мозг с возрастом высыхает. Однако потребление большого количества воды не может предотвратить это, так же как и переезд в страну с влажным климатом. Зато чтение книг, обучение чему-то новому поможет стимулировать мозг.
Полезно также ходить быстрым шагом по 45 минут два - три раза в неделю и спать не менее восьми часов в сутки, что предотвратит потерю памяти.
Придерживайтесь сбалансированной диеты, не курите, следите за давлением и уровнем холестерина, ведь гипертония ускоряет сжимание мозга и потерю умственных способностей.
И, главное, избегайте стресса - он высвобождает гормон кортизол, в избыточном окружении которого нейроны слабеют и даже дегенерируют.
Возраст от тринадцати до двадцати лет
– это этап полного становления человека в социальной системе. Если до тринадцати лет происходит школьное развитие, то после тринадцати начинается процесс приобретения профессии и становления семьи.
Выбор будущей специальности зависит от склонностей человека и должен происходить в возрасте до тринадцати лет совместно с воспитателями и с семьей. Если быть внимательными, то склонности – то, к чему тянется человек, – можно проследить достаточно рано.
Таким образом, в двадцать лет, человек должен быть мужчиной или женщиной в семье с детьми и вести свою полноценную, независимую общественную, семейную, социальную жизнь.
Современное поколение детей к этому готово, а взрослые – нет.
Многочисленные исследования и данные статистики показывают, что в ситуации неполноценной и несвоевременной подготовки детей к жизни в социуме люди и в сорок лет не хотят жениться или не могут определиться с выбором профессии.
Возможны и такие ситуации, когда, в двадцать лет, через два-три года человек бросает все и возвращается к маме. При таком подходе люди по сути всю жизнь продолжают оставаться детьми.
Практика показывает, что если правильно, в соответствии с методикой интегрального воспитания заниматься детьми, то с выбором специальности и созданием полноценной семьи они смогут определиться в возрасте до 20 лет.
От тринадцати до пятнадцати лет возможны «метания» в поисках нужного курса при . Этот выбор может простираться от рисования до математики, включая музыку и бокс. Возможно, подросток окончательно еще не выяснил, в какой области себя реализовать, поэтому необходимо дать ему возможность за эти два года определиться со специализацией.
Человеку, каким бы хорошим специалистом он ни был, в наше время приходится обучаться всю жизнь. После получения в высшем или среднем специальном учебном заведении качественной подготовки по профессии у специалиста должна быть возможность проходить дополнительные курсы непосредственно в рамках той деятельности, которой он занимается. Такого рода курсы должны быть непрерывными, поскольку известно, что специалисты в области любой профессии – в том числе врачи, биологи, зоологи, а также физики или химики – должны постоянно совершенствоваться, потому что сегодня наука развивается быстро и неуклонно.
На этапе тринадцати-двадцати лет очень важно заложить основы формирования будущей семьи. При этом того, что человек получил до тринадцати лет, недостаточно. Теперь родителям и воспитателям следует сопровождать его в качестве личных психологов.
С опорой на фактический материал воспитателям надо проводить разъяснения о том, каким образом устроены государство и общество, как ребенок должен выстраивать отношения с окружающими. То есть подрастающему человеку необходимо дать полное понимание основ всего общества – взаимоотношений, проблем и решений, поскольку в настоящее время даже для взрослого человека часто затруднительно обратиться в органы власти или к юристу; он не знает ни своих прав, ни того, как работает государственная система.
Такая работа, проводимая до двадцати лет, является очень сложной и должна быть систематической. Во время этой работы надо «слепить» серьезного человека. И после того, как на протяжении двадцати лет человек получит такое весомое сопровождение, можно уже думать о том, что он сможет в свою очередь сам быть воспитателем для подростков, идущих за ним. Именно такая работа сделает из человека взрослого.
Таким образом, если в программу становления человека ввести четкое правило: всю жизнь заниматься любимым делом, то есть много оснований для того, чтобы он был счастлив.
Человек счастлив, когда знает, что с ним происходит, и умеет себя реализовать.
Вокруг него должно быть окружение, которое тоже понимает это и взаимодействует с ним. При ответах на вопросы («Почему это со мной происходит?», «Как построить жизнь, получая правильную реакцию от окружения?», «Как обращаться к окружению?») эти знания создают в человеке устойчивую опору, отталкиваясь от которой, он может идти дальше.
Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:
- пренатальный (внутриутробный);
- детство;
- отрочество;
- зрелость (взрослое состояние);
- преклонный возраст, старость.
В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.
Пренатальный период делят на 3 стадии:
- предзародышевую;
- зародышевую (эмбриональную);
- стадию плода.
Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.
Период детства включает стадии:
- рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
- раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
- дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
- младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
Отрочество подразделяется на два периода:
- подростковый (или пубертатный);
- юношеский (ювениальный).
Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.
При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.
Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.
В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.
Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.
Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.
Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.
После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).
Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.
Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.
Понятие возраста в психологии. Возраст – это функция времени. Возраст – это определенный, ограниченный временными рамками период жизненного пути человека, который представляет собой системный феномен, корни которого уходят в биологию, а его сущность определяется уровнем социального развития. Хронологический, биологический и социальный возраст. Выделяют хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Хронологический возраст измеряется в годах. Это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. За основу биологического возраста взяты генетические, морфологические, физиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Установлены нормативы. Если в данном возрасте у человека не наступили ожидаемые изменения, то значит, он отстает в своем биологическом развитии. Или наоборот… тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический. Социальный возраст - уровни социального развития человека (поступаем в школу, делаем профессиональный выбор…..его мировоззрения). Психологический возраст выявляет все реальные психологические возможности ребенка. Понятие зрелости. Зрелость – это некая характеристика личности. Характеристика зрелой личности: широкие границы «Я»; ответственность за себя и за других; способность к теплым, социальным отношениям; наличие самопринятия; наличие реалистического восприятия опыта; способность к самопознанию; наличие мудрости. Задача развития в зрелости: активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность установление контакта с внешним миром. Ведущая деятельность – трудовая. Основное новообразование – достижение личностной зрелости. Акмеология. Акмеология (от греческого акме) – это вершина, пик, расцвет и наилучшая пора. Родоначальником считается Б. Г. Ананьев. Понятие акмеологии в психологической науке впервые было введено в 1928 году Н. А. Рыбниковым для обозначения раздела возрастной психологии. Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Бодалев). Официально, как наука, акмеология была зарегистрирована только в 1991 году. Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершины в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии. Объект акмеологии: прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности. Предметом акмеологии являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации и достижение вершин в развитии. Периодизация развития в период зрелости. Демографы рассматривают период взрослости (зрелости) как трудоспособный возраст (от 16 до 65 лет). Биологи рассматривают период взрослости как репродуктивный возраст (16 – 18 лет до периода климакса: 50 – 65 лет). Психологи выделили следующие периоды:
- Молодость и студенческий возраст (от 18 до 23 – 25 лет);
- ранняя взрослость (23 – 25 до 33 – 35 лет);
- Период зрелости (акме) – с 35 до 55 – 60 лет;
- Период старости (55 – 60 до ….).
Динамика психофизиологических функций в период взрослости. Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. По данным Ананьева все психические функции показывают и спады и подъемы.
В 18 – 21 год повышается уровень развития памяти и мышления, понижается уровень развития внимания.
В 22 – 25 лет все психические функции только повышаются (память, мышление, внимание).
В 26 – 29 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления.
В 30 – 33 года опять происходит повышение уровня развития памяти, мышления и внимания.
В 34 – 35 лет уровень развития памяти, мышления и внимания понижается.
В 36 – 40 лет уровень развития мышления и внимания повышается, а уровень развития памяти понижается.
В 41 – 46 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления. Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы. Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.
Понятие о гетерохронности. Гетерохронность - это неравномерность темпов и выраженности изменений в развитии организма. Гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т. п. Известно, что физический возраст человека нередко отличается от паспортного или хронологического возраста.
В зрелости возможны 3 варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:
- Адекватность (совпадают);
- Опережение (опережение психологического возраста хронологического). Обычно осознается как преждевременное старение. Преждевременное старение в этом возрасте нередко связано с несчастьем.
- Отставание (психологический возраст отстает от хронологического). Чаще всего встречается 2 варианта: тип «вечного юноши» и творческие лица.
Проблемы обучаемости и особенности познавательной деятельности взрослых. Взрослый обучающийся обладает пятью характеристиками , отличающими его от не взрослого обучающегося:
- Взрослый осознает себя все более самостоятельной и самоуправляемой личностью.
- Взрослый накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения самого обучающегося и его коллег.
- Готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели.
- Стремление безотлагательной реализации полученных знаний, умений и навыков на практике.
- Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени обусловливается временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами.
Цели обучения взрослых, как правило, конкретны, четки и тесно связаны с социально-психологическими, профессиональными, бытовыми и личностными проблемами. Условия обучения взрослого человека жестко детерминированы совокупностью факторов, которые могут способствовать обучению, но чаще существенно усложняют или даже затрудняют процесс обучения. И, как правило, обучение взрослых происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения. Учитывая все эти предпосылки и условия были сформулированы основные принципы обучения взрослого человека :
- Принцип приоритета самостоятельности обучения. Самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
- Принцип совместной деятельности.
- Принцип опоры на опыт обучающегося.
- Принцип индивидуализации обучения.
- Принцип системности обучения. Предусматривается соблюдения соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивание результатов обучения.
- принцип контекстности обучения.
- Принцип актуализации результатов обучения.
- Принцип элективности обучения. Предоставление обучающимся определенной свободы в выборе целей, содержания, методов, средств, сроков, места и времени обучения.
- Принцип осознанности обучения.
Организация процесса обучения в огромной степени зависит от личности обучающегося, от его физиологических, психологических и профессиональных особенностей. Динамика ценностных ориентаций и жизненных планов личности. Уделяется большое внимание переживанию жизненных кризисов в этом возрасте. Выделяют кризис 30 лет и кризис середины жизни (35 – 45 лет). Кризис 30 лет. Психологическое содержание: происходит 1-я реальная встреча человека с ограниченностью времени его жизни. Все переживания концентрируются вокруг окончательности ухода молодости, а она считается лучшим жизненным периодом. В 30 лет человек встает перед неизбежностью своего старения. Меняется самоощущение. Происходит расширение возрастных рамок людей сверстников. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется. Разрешение данного кризиса происходит через признание жизненных ограничений и необходимостью, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это приводит к самодисциплине и организованности. Носит стрессовый характер. В эмоциональном плане сопровождается грустью, тоской и появляется желание перемен. Кризис середины жизни (экзистенциальный). Главная проблема – убывание физических сил, жизненной энергии, снижение привлекательности, уменьшение сексуальной привлекательности. Можно выделить 4 фактора кризиса:
- Переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности и снижение активности.
- осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их ощущением и неудовлетворенность достигнутым положением.
- Изменения временной перспективы, т. е. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает свои границы.
- Переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор и смысла жизни.
Перестают строить планы на будущее. Пытаются реализовать свою нужность через профессиональную деятельность. Факторы, облегчающие разрешение кризиса: умение быть счастливым; способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем.
Геронтология. Геронтология – это наука о старении, которое изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, темп и интенсивность старческих изменений. От 55 – 60 до 74 лет – пожилой возраст. От 75 до 90 – старческий возраст. 90 и старше – долгожительство. Основу геронтологии составляет биология старения, но проблема старения носит комплексный характер. Это проблема и биомедицины, и психологии и др. Впервые термин социальная геронтология был введен в к. 40-х годов Стиглицем. Основоположником геронтологии в отечестве является И. И. Мечников. Основная задача современной геронтологии: борьба с преждевременным старением и сохранение практического здоровья и активного долголетия. Основные понятия геронтологии: старость и старение. Старость – это заключительный этап в онтогенезе. Старение – это процесс и динамическое явление, связанное с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными. Старение рассматривается как 3 взаимосвязанных и взаимоперекрываемых процесса (виды старения):
- Психологическое старение – это то, как сам индивид представляет себе процесс собственного старения.
- Биологическое старение – это биологические изменения в организме человека с возрастом (инволюция).
- Социальное старение – это то, как сам индивид связывает старение с обществом, т. е. это поведение и выполнение социальных ролей, соответствующих пожилому возрасту.
Главной проблемой, которую решает геронтология является: каким следует считать процесс старения, следует ли его считать нормальным или болезненным и патологическим. Виды старения:
- Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим и адаптационно-регулятивным возможностям данной человеческой популяции.
- Замедленное старение или ретордированное старение. Оно отличается более медленным темпом возрастных изменений в данной человеческой популяции (пример, долгожительство).
- Преждевременное старение – это раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период (до старости).
Заболевания, которые приводят к ускоренному старению: синдром Хатчинсона - Гилфорда (человек начинает стареть в раннем детстве и умирает до 20 лет); синдром Вернера (начинает развиваться в юношеском возрасте и умирает до 40 лет). В обоих случаях у больных развиваются физические признаки и симптомы, которые похожи на черты старения. Противоречивость процесса старения. В старости происходит естественное и обязательное снижение сил, ограничение физических возможностей. Эти процессы касаются и психической деятельности. Существуют и другие точки зрения специалистов. Они восхваляют «очарование преклонного возраста». Утверждая, что регрессивным изменениям поддаются только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже расти. Они уже способны постигнуть смысл жизни, придти в полное согласие с самими собой. Старые люди могут даже в значительной степени развивать некоторые способности и даже проявить новые. То есть, происходит расцвет личности в глубину. С одной стороны у пожилого человека становится больше свободного времени, меньше обязанностей, но с другой стороны, он может не знать, что с этим свободным временем делать, он может чувствовать свою ненужность.
Пограничная психическая патология в период зрелости и старости. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Больные терапевтических и кардиологических отделений. Для них характерна: кардиофобия (навязчивый страх умереть от сердечного приступа, страх смерти); сверхценное отношение к своему здоровью. Усиливаются эти жалобы после психотравмирующих факторов и сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойством и др. Жалобы на затрудненное дыхание и начинают его контролировать, что приводит к головокружениям; синдром нарушенного ритма дыхания. Патология желудочно-кишечного тракта. Неврозы подобного состояния. Астенические и ипохондрические расстройства; депрессия; тревога; навязчивые страхи (перед кишечными кризами и канцерофобия – страх заболеть раком); слабая сопротивляемость личности патологическому страху. Неврологическое отделение. Неврозоподобная симптоматика, в основном астеническая. Разнообразные личностные реакции (повышенная слезливость, тревога, депрессии до нескольких месяцев и др.). Несмотря на улучшение все сохраняется. Иппохондричность, чрезмерные реакции. Соматизированная депрессия (выход депрессии на телесную симптоматику). Подавленность и тоска. Часто лежат в больницах. Постоянно анализируют свое состояние; пессимистически настроены на будущее. Психические расстройства при ожогах. 3 периода:
- Шок (от 1 до 3 дней). Аффект и психопатоподобные расстройства в виде реакции паники, ступора, безразличия. После выхода из шока наступает апатия. Снижена способность осмысления происходящего; функциональные галлюцинации; парейдолические расстройства; головная боль и др. стремление привлечь к себе внимание окружающих.
- Септикотоксемии. Астенические расстройства в сочетании с депрессией; гиперстезия. По любому поводу раздражается, своеобразная инфантилизация поведения (плаксивость, капризность и др.). Депрессия чаще всего вялодинамическая (утрата интереса и др.). Либо тревожно-депрессивные проявления (избегает обо всем спрашивать и др.). Ожоговая энцефалопатия – характеризуется глубокой апатией, гневливостью, трудностью осмысления и концентрации внимания, патологические эффекты. Фиксация тревоги на сексуальной функции.
- Реконвалисценции. У большинства реакции мобилизации (стремление к самостоятельности, строят планы на будущее и др.). Отметает трудности, которые могут возникать, скрывает страх перед будущим и т. д. Улучшается телесное состояние и отсюда такие психологические реакции. ?
Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.
I – первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;
второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;
II – пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;
III – старший возраст: 75-90 лет;
IV – долгожители: старше 90 лет.
Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.
В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.
В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет – 75-80%, в 50-59 лет – 65-70%, в 60-69 лет – 55-60%.
В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы : нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.
В сердечно-сосудистой системе отмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.
В дыхательной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.
В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей.
По мере старения изменяется обмен веществ , который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды врабатывания и восстановления.
Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.
Так, первые признаки снижения силы (как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её падение характерно после 50-ти лет.
Выносливость начинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.
Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.
Координация – в 30-50 лет.
Гибкость идёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин – после 25-ти лет.
Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами .
Снижение функциональной тренированности обусловлено:
Ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;
Нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ;
Снижением аэробной и анаэробной производительности;
Замедлением восстановительных процессов;
Нарушением экономичности работы организма в целом.
Снижение физической подготовленности обусловлено:
- силы : по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц;
- выносливости : по причине нарушений функций кислородтранспортной системы;
- быстроты : по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;
- координации : по причине ухудшения подвижности нервных процессов;
- гибкости : по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.
Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.