Возрастные периоды взрослого человека. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека

С возрастом мозг человека, как и все его тело, стареет. Новые исследования показывают, что снижение эффективности деятельности мозга начинается приблизительно в возрасте 45 лет, то есть намного раньше, чем считалось до этого. И хотя процесс старения мозга остановить нельзя, его можно существенно замедлить. Осталось понять, как это сделать.

ФОТО: ИТАР-ТАСС/Бобылев Сергей

Для начала следует понять, как происходит развитие мозга от самого рождения человека и до старости. Итак, его созревание начинается еще в зародыше, находящемся в утробе матери. Важно понимать, что в этот момент он очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов и его благополучие целиком зависит от организма матери. Опасность недоношенной беременности заключается в том, что она может привести к нарушениям развития мозга эмбриона, а это скажется на дальнейшем поведении ребенка.

На четвертой неделе отчетливо выявляется спинной мозг, а в пределах головного мозга намечаются основные его отделы. К пятой неделе у эмбриона устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 тыс. нейронов каждую минуту.

В первые годы жизни ребенка мозг особенно быстро растет, развивается и усложняется. Например, после рождения мозг младенца продолжает активный рост и уже к шести годам достигает 95% размера мозга взрослого человека. В это же время природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас надежности.

Созревание мозга начинается еще в зародыше

Некоторые ученые полагают, что наш мозг начинает стареть уже в период полового созревания. В этот период все ускоряется: формируется личность, и мозг принимает окончательную форму, отбирая нужные нейроны и связи. Подростки также постоянно теряют нервные клетки и около 1% серого вещества в год.

В возрасте примерно 22 лет мозг выходит на пик своего могущества, который длится около пяти лет, и это возраст его зрелости. Между 20 и 90 годами мозг теряет в среднем 5 - 10% своего веса, канавки на поверхности мозга расширяются, и полное его развитие заканчивается где-то к 25 годам.

Именно после этого процесс начинает двигаться в обратную сторону. Начинается все с падения способности планировать и вспоминать события, а также координировать выполнение задач. А уже в возрасте 45 - 49 лет умственные способности снижаются на 3,6%, и в дальнейшем этот процесс только прогрессирует, ослабевает память, притупляется мышление, понимание и подобные процессы.

После 25 лет процесс начинает двигаться в обратную сторону

В возрасте 80 лет наблюдается потеря объема и веса мозга. Большая часть потерянного веса заполняется водой, а сжатие мозга обычно приводит к ухудшению когнитивных способностей, в том числе индуктивного мышления, пространственной ориентации и вербальной памяти. Когда гиппокамп начинает сокращаться, происходит потеря ориентации и ухудшение координации движений.

Все это происходит потому, что мы неумолимо теряем клетки мозга, а доля отмерших отростков нейронов увеличивается. В возрасте от 65 до 70 лет умственные способности падают на 9,6% у мужчин и на 7,4% у женщин. Однако все не так уж плохо. Эмоциональные реакции можно держать под контролем благодаря мозжечковым миндалинам, взаимодействующим с участком мозга, который контролирует эмоции.

Старение мозга можно замедлить с помощью нехитрых правил

Итак, какие же факторы помогут повлиять на старение мозга, замедлить его.

Для начала помните, что мозг с возрастом высыхает. Однако потребление большого количества воды не может предотвратить это, так же как и переезд в страну с влажным климатом. Зато чтение книг, обучение чему-то новому поможет стимулировать мозг.

Полезно также ходить быстрым шагом по 45 минут два - три раза в неделю и спать не менее восьми часов в сутки, что предотвратит потерю памяти.

Придерживайтесь сбалансированной диеты, не курите, следите за давлением и уровнем холестерина, ведь гипертония ускоряет сжимание мозга и потерю умственных способностей.

И, главное, избегайте стресса - он высвобождает гормон кортизол, в избыточном окружении которого нейроны слабеют и даже дегенерируют.

Возраст от тринадцати до двадцати лет – это этап полного становления человека в социальной системе. Если до тринадцати лет происходит школьное развитие, то после тринадцати начинается процесс приобретения профессии и становления семьи.

Выбор будущей специальности зависит от склонностей человека и должен происходить в возрасте до тринадцати лет совместно с воспитателями и с семьей. Если быть внимательными, то склонности – то, к чему тянется человек, – можно проследить достаточно рано.
Таким образом, в двадцать лет, человек должен быть мужчиной или женщиной в семье с детьми и вести свою полноценную, независимую общественную, семейную, социальную жизнь. Современное поколение детей к этому готово, а взрослые – нет.
Многочисленные исследования и данные статистики показывают, что в ситуации неполноценной и несвоевременной подготовки детей к жизни в социуме люди и в сорок лет не хотят жениться или не могут определиться с выбором профессии.
Возможны и такие ситуации, когда, в двадцать лет, через два-три года человек бросает все и возвращается к маме. При таком подходе люди по сути всю жизнь продолжают оставаться детьми.
Практика показывает, что если правильно, в соответствии с методикой интегрального воспитания заниматься детьми, то с выбором специальности и созданием полноценной семьи они смогут определиться в возрасте до 20 лет.
От тринадцати до пятнадцати лет возможны «метания» в поисках нужного курса при . Этот выбор может простираться от рисования до математики, включая музыку и бокс. Возможно, подросток окончательно еще не выяснил, в какой области себя реализовать, поэтому необходимо дать ему возможность за эти два года определиться со специализацией.
Человеку, каким бы хорошим специалистом он ни был, в наше время приходится обучаться всю жизнь. После получения в высшем или среднем специальном учебном заведении качественной подготовки по профессии у специалиста должна быть возможность проходить дополнительные курсы непосредственно в рамках той деятельности, которой он занимается. Такого рода курсы должны быть непрерывными, поскольку известно, что специалисты в области любой профессии – в том числе врачи, биологи, зоологи, а также физики или химики – должны постоянно совершенствоваться, потому что сегодня наука развивается быстро и неуклонно.
На этапе тринадцати-двадцати лет очень важно заложить основы формирования будущей семьи. При этом того, что человек получил до тринадцати лет, недостаточно. Теперь родителям и воспитателям следует сопровождать его в качестве личных психологов.
С опорой на фактический материал воспитателям надо проводить разъяснения о том, каким образом устроены государство и общество, как ребенок должен выстраивать отношения с окружающими. То есть подрастающему человеку необходимо дать полное понимание основ всего общества – взаимоотношений, проблем и решений, поскольку в настоящее время даже для взрослого человека часто затруднительно обратиться в органы власти или к юристу; он не знает ни своих прав, ни того, как работает государственная система.
Такая работа, проводимая до двадцати лет, является очень сложной и должна быть систематической. Во время этой работы надо «слепить» серьезного человека. И после того, как на протяжении двадцати лет человек получит такое весомое сопровождение, можно уже думать о том, что он сможет в свою очередь сам быть воспитателем для подростков, идущих за ним. Именно такая работа сделает из человека взрослого.
Таким образом, если в программу становления человека ввести четкое правило: всю жизнь заниматься любимым делом, то есть много оснований для того, чтобы он был счастлив.
Человек счастлив, когда знает, что с ним происходит, и умеет себя реализовать. Вокруг него должно быть окружение, которое тоже понимает это и взаимодействует с ним. При ответах на вопросы («Почему это со мной происходит?», «Как построить жизнь, получая правильную реакцию от окружения?», «Как обращаться к окружению?») эти знания создают в человеке устойчивую опору, отталкиваясь от которой, он может идти дальше.

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Понятие возраста в психологии. Возраст – это функция времени. Возраст – это определенный, ограниченный временными рамками период жизненного пути человека, который представляет собой системный феномен, корни которого уходят в биологию, а его сущность определяется уровнем социального развития. Хронологический, биологический и социальный возраст. Выделяют хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Хронологический возраст измеряется в годах. Это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. За основу биологического возраста взяты генетические, морфологические, физиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Установлены нормативы. Если в данном возрасте у человека не наступили ожидаемые изменения, то значит, он отстает в своем биологическом развитии. Или наоборот… тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический. Социальный возраст - уровни социального развития человека (поступаем в школу, делаем профессиональный выбор…..его мировоззрения). Психологический возраст выявляет все реальные психологические возможности ребенка. Понятие зрелости. Зрелость – это некая характеристика личности. Характеристика зрелой личности: широкие границы «Я»; ответственность за себя и за других; способность к теплым, социальным отношениям; наличие самопринятия; наличие реалистического восприятия опыта; способность к самопознанию; наличие мудрости. Задача развития в зрелости: активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность установление контакта с внешним миром. Ведущая деятельность – трудовая. Основное новообразование – достижение личностной зрелости. Акмеология. Акмеология (от греческого акме) – это вершина, пик, расцвет и наилучшая пора. Родоначальником считается Б. Г. Ананьев. Понятие акмеологии в психологической науке впервые было введено в 1928 году Н. А. Рыбниковым для обозначения раздела возрастной психологии. Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Бодалев). Официально, как наука, акмеология была зарегистрирована только в 1991 году. Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершины в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии. Объект акмеологии: прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности. Предметом акмеологии являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации и достижение вершин в развитии. Периодизация развития в период зрелости. Демографы рассматривают период взрослости (зрелости) как трудоспособный возраст (от 16 до 65 лет). Биологи рассматривают период взрослости как репродуктивный возраст (16 – 18 лет до периода климакса: 50 – 65 лет). Психологи выделили следующие периоды:

  1. Молодость и студенческий возраст (от 18 до 23 – 25 лет);
  2. ранняя взрослость (23 – 25 до 33 – 35 лет);
  3. Период зрелости (акме) – с 35 до 55 – 60 лет;
  4. Период старости (55 – 60 до ….).

Динамика психофизиологических функций в период взрослости. Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. По данным Ананьева все психические функции показывают и спады и подъемы.

В 18 – 21 год повышается уровень развития памяти и мышления, понижается уровень развития внимания.

В 22 – 25 лет все психические функции только повышаются (память, мышление, внимание).

В 26 – 29 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления.

В 30 – 33 года опять происходит повышение уровня развития памяти, мышления и внимания.

В 34 – 35 лет уровень развития памяти, мышления и внимания понижается.

В 36 – 40 лет уровень развития мышления и внимания повышается, а уровень развития памяти понижается.

В 41 – 46 лет повышается уровень развития внимания и понижается уровень развития памяти и мышления. Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы. Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер.

Понятие о гетерохронности. Гетерохронность - это неравномерность темпов и выраженности изменений в развитии организма. Гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т. п. Известно, что физический возраст человека нередко отличается от паспортного или хронологического возраста.

В зрелости возможны 3 варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

  1. Адекватность (совпадают);
  2. Опережение (опережение психологического возраста хронологического). Обычно осознается как преждевременное старение. Преждевременное старение в этом возрасте нередко связано с несчастьем.
  3. Отставание (психологический возраст отстает от хронологического). Чаще всего встречается 2 варианта: тип «вечного юноши» и творческие лица.

Проблемы обучаемости и особенности познавательной деятельности взрослых. Взрослый обучающийся обладает пятью характеристиками , отличающими его от не взрослого обучающегося:

  1. Взрослый осознает себя все более самостоятельной и самоуправляемой личностью.
  2. Взрослый накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения самого обучающегося и его коллег.
  3. Готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели.
  4. Стремление безотлагательной реализации полученных знаний, умений и навыков на практике.
  5. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени обусловливается временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами.

Цели обучения взрослых, как правило, конкретны, четки и тесно связаны с социально-психологическими, профессиональными, бытовыми и личностными проблемами. Условия обучения взрослого человека жестко детерминированы совокупностью факторов, которые могут способствовать обучению, но чаще существенно усложняют или даже затрудняют процесс обучения. И, как правило, обучение взрослых происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения. Учитывая все эти предпосылки и условия были сформулированы основные принципы обучения взрослого человека :

  1. Принцип приоритета самостоятельности обучения. Самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
  2. Принцип совместной деятельности.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося.
  4. Принцип индивидуализации обучения.
  5. Принцип системности обучения. Предусматривается соблюдения соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивание результатов обучения.
  6. принцип контекстности обучения.
  7. Принцип актуализации результатов обучения.
  8. Принцип элективности обучения. Предоставление обучающимся определенной свободы в выборе целей, содержания, методов, средств, сроков, места и времени обучения.
  9. Принцип осознанности обучения.

Организация процесса обучения в огромной степени зависит от личности обучающегося, от его физиологических, психологических и профессиональных особенностей. Динамика ценностных ориентаций и жизненных планов личности. Уделяется большое внимание переживанию жизненных кризисов в этом возрасте. Выделяют кризис 30 лет и кризис середины жизни (35 – 45 лет). Кризис 30 лет. Психологическое содержание: происходит 1-я реальная встреча человека с ограниченностью времени его жизни. Все переживания концентрируются вокруг окончательности ухода молодости, а она считается лучшим жизненным периодом. В 30 лет человек встает перед неизбежностью своего старения. Меняется самоощущение. Происходит расширение возрастных рамок людей сверстников. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется. Разрешение данного кризиса происходит через признание жизненных ограничений и необходимостью, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это приводит к самодисциплине и организованности. Носит стрессовый характер. В эмоциональном плане сопровождается грустью, тоской и появляется желание перемен. Кризис середины жизни (экзистенциальный). Главная проблема – убывание физических сил, жизненной энергии, снижение привлекательности, уменьшение сексуальной привлекательности. Можно выделить 4 фактора кризиса:

  1. Переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности и снижение активности.
  2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их ощущением и неудовлетворенность достигнутым положением.
  3. Изменения временной перспективы, т. е. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает свои границы.
  4. Переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор и смысла жизни.

Перестают строить планы на будущее. Пытаются реализовать свою нужность через профессиональную деятельность. Факторы, облегчающие разрешение кризиса: умение быть счастливым; способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем.

Геронтология. Геронтология – это наука о старении, которое изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, темп и интенсивность старческих изменений. От 55 – 60 до 74 лет – пожилой возраст. От 75 до 90 – старческий возраст. 90 и старше – долгожительство. Основу геронтологии составляет биология старения, но проблема старения носит комплексный характер. Это проблема и биомедицины, и психологии и др. Впервые термин социальная геронтология был введен в к. 40-х годов Стиглицем. Основоположником геронтологии в отечестве является И. И. Мечников. Основная задача современной геронтологии: борьба с преждевременным старением и сохранение практического здоровья и активного долголетия. Основные понятия геронтологии: старость и старение. Старость – это заключительный этап в онтогенезе. Старение – это процесс и динамическое явление, связанное с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными. Старение рассматривается как 3 взаимосвязанных и взаимоперекрываемых процесса (виды старения):

  1. Психологическое старение – это то, как сам индивид представляет себе процесс собственного старения.
  2. Биологическое старение – это биологические изменения в организме человека с возрастом (инволюция).
  3. Социальное старение – это то, как сам индивид связывает старение с обществом, т. е. это поведение и выполнение социальных ролей, соответствующих пожилому возрасту.

Главной проблемой, которую решает геронтология является: каким следует считать процесс старения, следует ли его считать нормальным или болезненным и патологическим. Виды старения:

  1. Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим и адаптационно-регулятивным возможностям данной человеческой популяции.
  2. Замедленное старение или ретордированное старение. Оно отличается более медленным темпом возрастных изменений в данной человеческой популяции (пример, долгожительство).
  3. Преждевременное старение – это раннее развитие возрастных изменений или более яркое их проявление в тот или иной возрастной период (до старости).

Заболевания, которые приводят к ускоренному старению: синдром Хатчинсона - Гилфорда (человек начинает стареть в раннем детстве и умирает до 20 лет); синдром Вернера (начинает развиваться в юношеском возрасте и умирает до 40 лет). В обоих случаях у больных развиваются физические признаки и симптомы, которые похожи на черты старения. Противоречивость процесса старения. В старости происходит естественное и обязательное снижение сил, ограничение физических возможностей. Эти процессы касаются и психической деятельности. Существуют и другие точки зрения специалистов. Они восхваляют «очарование преклонного возраста». Утверждая, что регрессивным изменениям поддаются только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже расти. Они уже способны постигнуть смысл жизни, придти в полное согласие с самими собой. Старые люди могут даже в значительной степени развивать некоторые способности и даже проявить новые. То есть, происходит расцвет личности в глубину. С одной стороны у пожилого человека становится больше свободного времени, меньше обязанностей, но с другой стороны, он может не знать, что с этим свободным временем делать, он может чувствовать свою ненужность.

Пограничная психическая патология в период зрелости и старости. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Больные терапевтических и кардиологических отделений. Для них характерна: кардиофобия (навязчивый страх умереть от сердечного приступа, страх смерти); сверхценное отношение к своему здоровью. Усиливаются эти жалобы после психотравмирующих факторов и сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойством и др. Жалобы на затрудненное дыхание и начинают его контролировать, что приводит к головокружениям; синдром нарушенного ритма дыхания. Патология желудочно-кишечного тракта. Неврозы подобного состояния. Астенические и ипохондрические расстройства; депрессия; тревога; навязчивые страхи (перед кишечными кризами и канцерофобия – страх заболеть раком); слабая сопротивляемость личности патологическому страху. Неврологическое отделение. Неврозоподобная симптоматика, в основном астеническая. Разнообразные личностные реакции (повышенная слезливость, тревога, депрессии до нескольких месяцев и др.). Несмотря на улучшение все сохраняется. Иппохондричность, чрезмерные реакции. Соматизированная депрессия (выход депрессии на телесную симптоматику). Подавленность и тоска. Часто лежат в больницах. Постоянно анализируют свое состояние; пессимистически настроены на будущее. Психические расстройства при ожогах. 3 периода:

  1. Шок (от 1 до 3 дней). Аффект и психопатоподобные расстройства в виде реакции паники, ступора, безразличия. После выхода из шока наступает апатия. Снижена способность осмысления происходящего; функциональные галлюцинации; парейдолические расстройства; головная боль и др. стремление привлечь к себе внимание окружающих.
  2. Септикотоксемии. Астенические расстройства в сочетании с депрессией; гиперстезия. По любому поводу раздражается, своеобразная инфантилизация поведения (плаксивость, капризность и др.). Депрессия чаще всего вялодинамическая (утрата интереса и др.). Либо тревожно-депрессивные проявления (избегает обо всем спрашивать и др.). Ожоговая энцефалопатия – характеризуется глубокой апатией, гневливостью, трудностью осмысления и концентрации внимания, патологические эффекты. Фиксация тревоги на сексуальной функции.
  3. Реконвалисценции. У большинства реакции мобилизации (стремление к самостоятельности, строят планы на будущее и др.). Отметает трудности, которые могут возникать, скрывает страх перед будущим и т. д. Улучшается телесное состояние и отсюда такие психологические реакции. ?

Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.

I – первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;

второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;

II – пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III – старший возраст: 75-90 лет;

IV – долгожители: старше 90 лет.

Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.

В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет – 75-80%, в 50-59 лет – 65-70%, в 60-69 лет – 55-60%.

В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функционировании нервной системы : нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.

В сердечно-сосудистой системе отмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.

В дыхательной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.

В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей.


По мере старения изменяется обмен веществ , который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды врабатывания и восстановления.

Всё это приводит к снижению функциональной тренированности и физической подготовленности, о чём, в частности, свидетельствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.

Так, первые признаки снижения силы (как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её падение характерно после 50-ти лет.

Выносливость начинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.

Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация – в 30-50 лет.

Гибкость идёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин – после 25-ти лет.

Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами .

Снижение функциональной тренированности обусловлено:

Ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;

Нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ;

Снижением аэробной и анаэробной производительности;

Замедлением восстановительных процессов;

Нарушением экономичности работы организма в целом.

Снижение физической подготовленности обусловлено:

- силы : по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц;

- выносливости : по причине нарушений функций кислородтранспортной системы;

- быстроты : по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;

- координации : по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- гибкости : по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.

Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физического развития, способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.