Какая пища полезна для здоровья? Питание и здоровье.

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Комина О.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9» г. Энгельса

Цель : рассказать о роли питания в обеспечении жизнедеятельности организма; дать представление о роли каждого из нутриенов – белков, жиров, углеводов, витаминов в работе организма; воспитывать культуру питания.

Задачи

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, газеты детей о питании, карточки с пословицами, бумажные тарелочки и набор карточек с названиями продуктов питания, плакаты «Органы пищеварения», «Правила поведения за столом», таблица «Вкусно или полезно», корзины с картинками овощей, фруктов, ягод, буквы «МОЛОДЦЫ».

План урока :

1.Организационный момент.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление материала.

Ход урока.

У нас все получится...

Ведь у нас есть главное – здоровье !

Здоровячков Здоровая пища

Всем известны такие истины:

Здоровье

Правильное питание

Сформулируйте тему урока.

Из чего состоит наша пища? (белков жиров, углеводов )

Какую роль выполняют белки, жиры, углеводы? (белки являются строительным материалом для нашего организма, жиры и углеводы дают организму энергию, т.е. помогают ему становиться выносливым и сильным.)

4. Игра «Вкусно или полезно»

умеренность и разнообразие .

Что означает умеренность? Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.

Что значит разнообразие?

Карлсон: Еще ложечку одну...

Ой! Ушла она ко дну.

А! Залезу прямо так-

Я руками есть мастак!

Пообедал я отлично.

Этим джемом земляничным.

Третью банку съел с утра.

А теперь лететь пора.

Ученик: Здравствуй, Карлсон!

Карлсон: Привет...

А еще было печенье.

Торт и множество конфет:

Очень вкусным был обед.

А теперь мотор заглох...

Ох, зачем я съел пирог?

Отказать ему не смог.

Ох, зачем я съел пирог?

А все жадности микроб.

Если б не было его,

Не случилось ничего!

Лучше о еде молчи!

Сам во всем ты виноват:

Ел и ел ты все подряд!

И станет полезною ваша еда!

Это интересно!

Какие витамины вы знаете? (А, В, С, Д; витамин А улучшает зрение,

Физминутка.

Начнем с завтрака:

И будет полезная пища впрок!

11.Игра «Составь меню»

Имей хорошие манеры

И для других служи примером.

*Если ешь с ножом и вилкой.

То не сделай ты ошибки:

Как ты вежлив и хорош!

Коль лишь вилка на столе

В правой ты держи руке.

*Ты напомнить мне позволь:

«Не бери руками соль!»

Только понемножечку

Специальной ложечкой!

Ты не сиди с открытым ртом.

Не падают пусть крошки

И не грохочут ложки...

б) Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом»: (работа в парах)

Что нового узнали на уроке?

молодцы) .

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

«Почему нужно правильно питаться?»

Цель : рассказать о роли питания в обеспечении жизнедеятельности организма; дать представление о роли каждого из нутриенов – белков, жиров, углеводов, витаминов в работе организма; воспитывать культуру питания.

Задачи : формирование мотивационной сферы правильного питания; обеспечение физического здоровья.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе, карточки с пословицами, бумажные тарелочки и набор карточек с названиями продуктов питания, плакаты «Органы пищеварения», «Правила поведения за столом», таблица «Вкусно или полезно», корзины с картинками овощей, фруктов, ягод, буквы «МОЛОДЦЫ».

План урока :

1.Организационный момент.

2.Подготовка учащихся к восприятию материала урока.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление материала.

5.Подведение итога урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Ход урока.

I.Организационный момент. Позитивный настрой .

Мы радостны и полны сил, и энергии...

У нас вся жизнь впереди и столько задуманного...

У нас все получится...

Ведь у нас есть главное – здоровье !

II.Подготовка к восприятию материала урока. Формулировка цели урока.

Мы продолжаем наше путешествие в страну Здоровячков и сегодня поближе познакомимся с еще одним доктором – доктором Здоровая пища . Мы поговорим о том, как питание связано со здоровьем.

Всем известны такие истины: «Здоровье не купишь»; «Бог дал живот, Бог даст и здоровье»; «Здоровому все здорово»; «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже».

Здоровье – состояние тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

Правильное питание – основной источник здоровья всего живого на земле.

Сформулируйте тему урока.

III.Изучение нового материала.

1.Зачем человеку необходима пища? (для повышения выносливости и активности, для роста и развития, для хорошего самочувствия, борьбы с болезнями).

2.Какие органы помогают человеку питаться? Как пища попадает в наш организм? («Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка пища попадает в кишечник, где она окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам»).

3.А все ли продукты, которыми питается человек бывают полезны для здоровья?

- Правильное питание – условие здоровья , неправильное – приводит к болезням.

Из чего состоит наша пища? (белков жиров, углеводов )

Работа по учебнику: какую роль выполняют белки, жиры, углеводы? (белки являются строительным материалом для нашего организма, жиры и углеводы дают организму энергию, т.е. помогают ему становиться выносливым и сильным.)

4. Игра «Вкусно или полезно» (выбери названия вкусных или полезных продуктов: сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, рыба, яйца, конфеты, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, торт, творог, кофе)

5.Какие из продуктов вы больше всего любите?

Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,

Вырастешь такая – умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.

Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик – есть она не хочет.

Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,

Остальные все продукты – ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

6.Доктор Здоровая пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие .

Что означает умеренность? (Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.)

Что значит разнообразие? (Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.)

7.Сценка «Ох, зачем я съел пирог?» (выходит Карлсон с банкой варенья)

Карлсон: Еще ложечку одну...

Ой! Ушла она ко дну.

А! Залезу прямо так-

Я руками есть мастак!

(залезает в банку рукой и облизывает пальцы)

Пообедал я отлично.

Этим джемом земляничным.

Третью банку съел с утра.

А теперь лететь пора.

(Нажимает на моторчик, а он не заводится)

Мама! Что же такое творится?

Мотор мой не хочет никак заводиться.

Ученик: Здравствуй, Карлсон!

Карлсон: Привет...

Ученик: Что грустишь ты, дай ответ.

Карлсон: Я обкушался варенья!

А еще было печенье.

Торт и множество конфет:

Очень вкусным был обед.

А теперь мотор заглох...

Ох, зачем я съел пирог?

Ученик: Где же ты сегодня был?

Карлсон: Слон обедать пригласил,

Отказать ему не смог.

Ох, зачем я съел пирог?

А все жадности микроб.

Если б не было его,

Не случилось ничего!

Ученик: Карлсон! Ты не ворчи!

Лучше о еде молчи!

Сам во всем ты виноват:

Ел и ел ты все подряд!

Ведущий: Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда.

И станет полезною ваша еда!

Плюшки, конфеты, печенье, торты-

В малых количествах детям нужны.

Запомни, Карлсон, простой наш совет,

Здоровье одно, а второго – то нет!

8.Как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья».

Это интересно!

Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500- 600 г овощей и фруктов. Кроме питательных веществ организму человека требуются витамины. При их недостатке человек быстро устает, плохо выглядит.

Какие витамины вы знаете? (А, В, С, Д)

Какое значение для здоровья они имеют? (витамин А улучшает зрение,

В – укрепляет организм, дает запас энергии, Д- укрепляет костную систему, С- закаляет организм, помогает бороться с болезнями.)

Работа по учебнику: в каких продуктах содержатся данные витамины?

9.Дидактическая игра «Овощи и фрукты» ( на столе лежат две корзины и карточки с изображениями овощей и фруктов, по сигналу учителя один ученик собирает овощи, а другой – фрукты).

Физминутка.

10.Наш организм в течение дня выдерживает колоссальные нагрузки. А как мы заботимся о нем?

Начнем с завтрака: у школьников самый работоспособный период с 9 -11 часов утра, поэтому полноценный завтрак вам просто необходим.

Завтрак начинайте с фруктов. Они хорошо усваиваются на голодный желудок, перевариваются 15 минут и стимулируют работу кишечника. Человек должен начинать свой день сытым: «накормите» свой желудок теплой пищей и увидите: ваша голова будет лучше соображать. Около 12 часов нелишним будет второй завтрак: фрукты, бутерброды, чай. Но есть все это нужно не всухомятку, а сидя за столом и обязательно запивая напитком.

Обед также должен быть полноценным: обязательно горячее, вторые блюда, чай. Половина употребляемой пищи должна быть овощной. Всегда съедайте чуть – чуть десерта – наступит полное насыщение.

После богатого углеводами обеда выждите не менее 3 часов. Пейте много чая: в нем содержатся полезные вещества, помогающие избавиться от излишков жира.

А вот ужин должен быть легким: овощной салат, фрукты, каши.

Никогда не пропускайте еду. Ешьте 3- 4 раза в день в одно и то же время. Помните: чувство голода не допустимо.

Когда Суворова спросили, в чем заключается секрет долголетия, то он поделился своим правилом питания: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».

Правило знать ты должен одно:

Надо съесть все, что на завтрак дано!

С другом обед раздели ты, дружок

И будет полезная пища впрок!

Ужин обильный не нужен никак

Пусть наедается на ночь твой враг!

И еще. Вода – основа жизни на земле. Поэтому в течение дня пейте много воды (2л), разделив это количество на весь день.

11.Игра «Составь меню» (1 ряд – меню на завтрак, 2 ряд – на обед, 3 ряд – на ужин).

12.Полезно или вредно горячее питание ? (Теплая пища переваривается в течение 2-3 часов, а холодная еда покидает желудок в несколько раз быстрее, не достигая нормального переваривания. Вредна очень горячая или очень холодная пища. Очень холодная пища охлаждает слизистую желудка, очень горячая – лишает желудок энергии. Железы очень хорошо работают при температуре пищи 40 градусов).

IV.Закрепление изученного материала.

Как нужно вести себя за столом?

а) «Хорошие манеры за столом».

Имей хорошие манеры

И для других служи примером.

*Не чавкай как хрюша ты за столом

Всю пищу жуя, не глотай целиком!

*Во время еды не болтай, не читай

Ведь это здоровью во вред, так и знай!

*Если ешь с ножом и вилкой.

То не сделай ты ошибки:

В левой – вилка, в правой – нож!

Как ты вежлив и хорош!

Коль лишь вилка на столе

В правой ты держи руке.

*Ты напомнить мне позволь:

«Не бери руками соль!»

Только понемножечку

Специальной ложечкой!

*Пусть будет чисто за столом-

Ты не сиди с открытым ртом.

Не падают пусть крошки

И не грохочут ложки...

Работа в тетради на печатной основе: нарисуй, что должно лежать слева от тарелки, а что-справа?

б) Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом»: (работа в тетради на печатной основе – в парах)

Всякому нужен........................и обед, и ужин.

Голодной лисице.....................виноград снится.

Голодному Федоту..................любые щи в охоту.

Если щи хороши,.....................другой пищи не ищи.

Хлебушко.................................калачу дедушка.

Больному помогает врач,........а голодному - калач.

в) Полезный совет доктора Здоровая пища.

- Самостоятельная работа в тетради на печатной основе: напиши памятку «Какая пища полезна для здоровья?»

Когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть – чуть добра, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье. Приятного аппетита!

V.Подведение итога урока. Рефлексия.

Значима ли данная тема для вас? Почему?

Закончите предложение: «Чтобы быть здоровым, нужно......правильно питаться».

Что нового узнали на уроке?

Выразите свое отношение к уроку.

Соберите слово из рассыпанных букв и поставьте себе оценку за урок (молодцы) .

VI Домашнее задание :

Цели:

Формирование представлений о значении питания в жизни человека, формирование рациона питания и образа жизни человека и их влияние на здоровье;

Закрепление знаний о группах веществ: белках, жирах, углеводах, витаминах;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью;

Развитие мышления, внимания, устной речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Такими словами мы приветствуем друг друга при встрече. А что они обозначают?

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, здоровья, добра и радости.

Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

II. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2.

Сегодня мы продолжим разговор о нашем здоровье. Прочитайте письмо, присланное очень известным литературным героем.

«Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».

Как вы думаете, почему Карлсон попал в больницу? Правильное ли меню он составил?

Слайд 3.

Ответить более подробно на этот и другие вопросы нам поможет наш урок на тему: «Здоровое меню. Злые продукты». Сегодня на уроке мы научимся с вами различать полезные и неполезные продукты, составлять здоровое меню, заботиться о своём здоровье. В конце урока вы сможете дать полезные советы Карлсону о питании, которые помогут ему выздороветь.

Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Очень верно сказано: одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего и полного счастья быть не может. Иногда ребята заигрываются и забывают про еду, а другие постоянно жуют то сухари, то печенье, то конфеты, а приходит время обеда – нет аппетита.

Учёные установили, что если есть в определённые часы каждый день, то именно к этому времени появляется аппетит, начинает выделяться желудочный сок, пища переваривается быстрее, лучше. Польза от этого всему организму.

Поэтому девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его.

Слайд 4.

Прежде чем за стол мне сесть, -

Я подумаю, что съесть.

А думаете ли вы от том, что вы употребляете в пищу?

III. Актуализация знаний обучающихся.

Организм человека непрерывно работает: трудятся сердце, легкие, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу, занимаемся спортом и т.д. И для всей этой деятельности нужна... (энергия).

Что является ее источником? (Пища.)

Для чего нужна человеку пища?

(С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества. Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца.)

– Какой вывод сделаем?

Вывод: человеку необходимо питаться, так как правильное питание имеет огромное значение для полноценной деятельности человеческого организма.

Какие питательные вещества необходимы нашему организму?

Какую роль они играют?

В каких продуктах содержаться? Найдите ответы на эти вопросы на карточках, размещённых в классе. (Белки, жиры, углеводы)

IV. Работа над новым материалом.

Ни один продукт, употребляемый нами в пищу, не дает всех питательных веществ (белков, жиров и углеводов), которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Поэтому важным условием правильного питания является разнообразие. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

1. Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

Из группы продуктов выберите и положите в корзину полезные продукты. Объясните свой выбор.

Молодцы, вы дали правильные ответы. А теперь давайте вспомним, какую именно пользу приносят упомянутые продукты нашему организму.

Перечислите продукты, которые:

Улучшают мозговую деятельность;

(рыба, мясо, творог, крупы, шоколад)

Помогают пищеварению;

(овощи, фрукты, молочные продукты)

Укрепляют кости;

(молочные продукты, рыба)

Являются источником витаминов;

(фрукты, овощи)

Придают силу, наращивают мышечную массу;

(Мясо, особенно нежирные сорта)

2. Беседа о «злых» продуктах.

На нашем столе остались продукты, которые вы не положили в нашу корзину. Назовите их. Такие продукты диетологи называют «злыми продуктами». Как вы думаете, почему?

Употребление в пищу данных продуктов - прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. «Злые продукты» укорачивают жизнь человека.
- Жирная пища приводит к увеличению веса. Обилие пищи, содержащей большое количество заменителей и красителей, постепенно отравляет организм, однако и вызывает привыкание.

Физкультминутка.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть -
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

3. Работа в парах

Как вы думаете, есть ли связь между питанием и образом жизни, которого мы придерживаемся?

Мальчик Дима ведёт активный здоровый образ жизни. Он рассказал о своих занятиях в течение дня и попросил посоветовать продукты, необходимые для восстановления сил.

У вас на партах – конверты с карточками, на которых указано, чем мы можем помочь своему организму при тех или иных занятиях.

(Работа в парах, группах, оказание помощи друг другу.)

Слайд5.

–Вывод: питание человека зависит от того, какой образ жизни он ведёт.

Слайд 6.

4. Составление меню.

Сколько раз в день необходимо питаться?

  1. Завтрак (дома).
  2. Завтрак (второй в школе).
  3. Обед.
  4. Полдник.
  5. Ужин.

Что такое меню? (Меню – это список блюд) Давайте попробуем составить меню на один день.

Итак, начнем с завтрака. Доброе утро! Надеюсь, вы уже проснулись, сделали зарядку, умылись, почистили зубы. Пора... (завтракать.)

Каким же должен быть завтрак? (Ответы детей.) Верно. Завтрак должен быть плотным, калорийным... Самая подходящая пища - каша. Это исконно русское блюдо.

Из чего варят кашу? Из каких круп?

Самые древние каши - пшенная, перловая, овсяная («геркулесовая»). Каши - очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай - в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».

Многие дети не любят кашу. А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

В кашу можно добавить ягоды, фрукты, варенье, мёд, изюм, орешки. Такая каша будет не только вкусной, но и полезной.

Какое меню на завтрак у вас получилось? Прочитайте

Наступило время обеда. Проголодались? Тогда мойте руки - и за стол. А что у нас на столе? В каком порядке съедают обед? (Ответы учеников.)

Итак, лучше начать с овощного салата - от него в организме начинается выделение желудочного сока. Поэтому и другие блюда лучше усваиваются.

Какие из предложенных вам на выбор блюд вы включите в обеденное меню?

Борщ, суп куриный, рассольник.

Картофельное пюре, рыба.

Макароны, котлета.

Компот, сок.

Хлеб.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Какое обеденное меню у вас получилось? Прочитайте

Итак, вы пообедали. Чем можно заняться после обеда?

Встаньте. Приготовьте сигнальные карточки. Просигнальте, если вы согласны зелёным светом, если не согласны - красным.

Вывод: после обеда можно играть в спокойные игры.

После сытного обеда прошло более трех часов. Можно на полдник «заморить червячка». Что же мы можем съесть? (Ответы учеников.)

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком, а лучше всего с молоком. Молоко очень полезно для здоровья и богато питательными веществами. Помимо молока, какие молочные продукты вы знаете и употребляете в пищу?

Какие блюда вы выбрали на полдник?

Всякому нужен и обед, и... (ужин). «Не ложись сытым – встанешь здоровым» говорят в народе. А вы согласны с этим высказыванием? Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть легкая пища, которую желудок усвоит очень быстро. Ему тоже нужен перерыв в работе. Какие это могут быть продукты? (Ответы учеников.)

Запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.

Прочитайте меню, которое мы составили. Какие ещё продукты обязательно должны быть в меню младшего школьника?

Для того чтобы избежать авитаминоза, диетологи советуют съедать каждый день по крайней мере 5 порций различных овощей и фруктов. Одной порцией считается: яблоко или апель­син, чашка мелких ягод (малина, виноград и т.д.), две или более столовых ложек овощей, стакан натурального фруктового сока, тарелка салата. Польза овощей и фруктов заключается в их способности предотвращать болезни и поддерживать хорошее здоровье в течение долгого времени.

Слайд 7.

5. Разгадывание кроссворда.

Ежедневно меню каждого человека обязательно должны быть фрукты и овощи. Какие? Разгадайте кроссворд.

Слайд 8.

Прочитайте пословицу «Овощи и фрукты - кладовая здоровья» .Как вы её понимаете?

Ребята, так что же полезное есть в овощах и фруктах (Витамины)

Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только |вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Какие витамины вы знаете, и в каких продуктах они содержатся.

1 ученик. Витамин А - это витамин роста. Еще он помогает на­шим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

2 ученик. Главные витамины «для ума» – это В1, В2, В6. Витамин B1, например, поступает в организм с хлебом, особенно из муки грубого помола, крупами, бобовыми, мясом. Витамин B2 содержится главным образом в молочных продуктах. В6 встречается в неочищенных зернах злаковых, зеленых листовых овощах, гречневых и пшеничных крупах, рисе, бобовых

2 ученик. Витамин С делает организм стойким к различным болезням, он прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

3 ученик. Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

Вывод: Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты и овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья!

Физкультминутка.
Как живешь? (Вот так)
Как идешь? (Вот так)

Как бежишь? (Вот так)

Ночью спишь? (Вот так)

Как даешь? (Вот так)

Как берешь? (Вот так)

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как сидишь? (Вот так)

Закрепление нового материала. Работа с таблицей.

Давайте составим для Карлсона, для себя и для своей семьи список полезных и неполезных продуктов, заполним таблицу.

Полезные продукты

«Злые» продукты

Овощи

Фрукты

Чипсы

Майонез

Рыба

Пепси-кола

Молоко

Сок

Лапша быстрого приготовления

Торт

Нежирное мясо

Сыр

Творог

Чупа-чупс

Крупы

Проверим. Назовите полезные продукты, которые вы порекомендуете включить в меню Карлсону, членам своей семьи, своим друзьям.

Какие продукты вы исключите из своего рациона питания?

7. Составление памятки «Золотые правила питания».

Чтобы питание способствовало сохранению и укреплению вашего здоровья, необходимо не только правильно составлять меню, включая в него полезные продукты, но соблюдать правила.

Дополните правила недостающими словами.

Слайд 9-10.

Главное – не переедайте.

Тщательно ___________________________пищу, не спешите глотать.

Ешьте в ___________________ время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

Фрукты и овощи перед едой.

Перед приемом пищи мысленно ______________________ всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.

V.Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Как вы думаете, ваш режим питания является полезным для здоровья или нет?

Захотелось ли вам изменить что-то в своём питании и питании своей семьи после нашего урока?

Какие полезные советы вы дадите своим родным, знакомым по поводу питания?

Слайд11.

Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. “Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”.

Слайд 12.

Домашнее задание:

Расскажите о своём любимом блюде.

Из каких продуктов оно готовится?

Чем оно полезно для здоровья?

Слайд 13.

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Окружающий мир

Тема: Питание и здоровье (2 класс ПНШ)

Цель: - сформировать представление о здоровом режиме питания, рассказать о значении питания для человека

Развивать умения правильно питаться

Воспитывать в детях здоровый образ жизни

Тип урока: Комбинированный.

Вид контроля: дифференцированные задания.

Оборудование: интерактивная доска, тетради, слова-помощники, продукты для опыта, памятки.

Ход урока

Орг. момент

Эмоциональный настрой

Добрый день, доброе утро, доброго здоровья!

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

Проверка домашнего задания

О чем мы говорили на прошлом уроке? (всем людям нужно крепкое здоровье)

От чего зависит здоровье человека?

Рассказать по схеме о простых правилах сохранения здоровья.

Взрослые стараются оберегать ваше здоровье, но кроме вас, никто не может каждую минуту

контролировать ваши поступки. Поэтому, ваше здоровье в первую очередь зависит от вас.

Здоровье человека зависит от тепла, света, свежего воздуха, чистой воды, занятий спортом, здоровой пищи.

Отвечают 4 человека

Сообщение темы урока.

Целевая установка

Что изображено на слайде?

Какое слово ключевое?

Сформулируйте тему урока.

А что бы вы хотели узнать на уроке?

Молодцы. На уроке приобретем навыки здорового питания.

- Продукты питания

Здоровье

Здоровье и питание

Я хочу узнать, что такое правильное питание.

Я хочу узнать, какие продукты полезны, какие вредны.

Я хочу научиться правильному режиму питания.

Изучение нового материала.

а) - Работа с учебником стр.60-61

Вы знаете, что человек существо разумное, он научился круглый год обеспечивать себя пищей.

Рассмотреть иллюстрации

Как человек обеспечивает себя пищей?

Что изобрел человек для сохранения продуктов?

Где хранят зерно?

Работаем со словарем.

Где хранят овощи?

Как еще обрабатывают продукты питания для сохранения?

Для чего человек сохраняет продукты?

б) – Объяснить пословицу.

Итак, человеку необходимо питаться.

Чем человек питается?

Какой должен быть состав пищи?

Не все продукты, которые употребляет человек в пищу, полезны для здоровья. Выбрать из списка продукты полезные и неполезные

Самопроверка

Что содержится в полезных продуктах?

- А В С Д - на доску

Спасибо, где содержится много витаминов?

Все эти продукты разные и полезные вашему организму, особенно овощи и фрукты Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны, но и очень полезны. Они богаты витаминами, есть их нужно круглый год. Много витамина С и в квашеной капусте. Сейчас как раз такое время, что человеку необходимы витамины, потому что весна и запас витаминов в организме закончился. В Англии капусте даже поставили памятник.

Овощи не только сохраняют здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел. В старину в России сложили поговорку: «Лук от семи недуг», он убивают все вредные бактерии вокруг нас.Фасоль горох,бобы называют растительным мясом- они богаты белком, без которого организм человека развиваться не может. В репе, моркови, томате, перце, во всех овощах красноватого цвета есть витамин А, который помогает ребятам расти, оберегает от куриной слепоты и заразных заболеваний. Очень важно употреблять разнообразную пищу.

Физминутка

в)- Но иногда продукты становятся вредными и даже опасными для нашего организма. Письмо от Карлсона. (читает ученик)

Мы любим газированную воду, лимонад,колу. Мы считаем,что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. .;покупаем сосательные конфеты,жевательную резинку,а она вызывает образование желудочного сока,который способствует заболеванию желудка.(гастрит,язву желудка и многие другие болезни)

А давайте сейчас пронаблюдаем, почему болеет Карлсон.(опыты) Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос»-происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно- ребенок может задохнуться или поперхнуться.Кусочек мяса опустим в колу,он промаринуется,как шашлык.

Ребята давайте поможем Карлсону,составим ему такое меню, от которого он сразу выздоровеет.

Сколько раз в день необходимо питаться?- Что такое меню ?

Что вы будете есть на завтрак? (каша- полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными)- А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

Составьте меню на обед (работа в парах)

Проверка

А я составила такое!

Приближается полдник, что вы будете есть на полдник?

Пора ужинать.

Теперь вы знаете, как правильно составить меню. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять 2 условия: умеренность и разнообразие. Как вы это понимаете? Посмотрите на пирамиду здорового питания.

в) мы не только портим свое здоровье вредной пищей, но еще портим тем. Что не выполняем правила поведения за столом. с/р - в тетради стр. 41

Проверка

Выращивает культурные растения.

Разводит домашних животных.

Лес, река - кормят человека.

Холодильник, погреб.

-Элеватор

- Овощехранилище

Солят, сушат, квасят, консервируют.

Чтобы быть здоровым.

Продуктами

Полезный

Витамины

Доклады Витамин А

У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно,не хватает меня.Догадались.кто я? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах,в моркови,салате,шпинате,икре.Я буду рад встрече с вами ребята!

Витамин В.

Ну а если вам не хватает –витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам, как: хлеб,каши, молоко,сыр, яйца. Как же определить,что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало:ведь при нехватке нас у вас образуются трещины,язвочки в уголках рта,шелушение кожи…

Витамин С

А вот и я –самый популярный витамин.Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: в плодах шиповника,в лимонах, капусте,картофеле,луке, укропе и т.д.Догадались,кто я?Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням,то немедленно ешьте продукты с витамином С.

Витамин Д

Я- редкий,но,пожалуй,один из самых важных витаминов –витамин Д! Меня можно найти в сливочном масле,в яйце, в говяжьей печени,в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком.Как и всему живому,вам для хорошего роста необходимо солнышко.А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь,как рахит.

Смотрят на слайд

Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое,живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться.Я составил себе меню на обед. Меню: торт с лимонадом,чипсы, варенье,Пепси кола и чупо- чупс. Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.

Смотрят

Список блюд

Кашу, чай…

Рассказывают парами

Рассказывают

Смотрят слайд

Не передать, употреблять разнообразную пищу.

Смотрят, рассуждают

1 человек зачитывает правила

(после рассказов детей) 12

Итог урока

О каких полезных продуктах узнали?

О каких вредных продуктах узнали?

Что значит здоровое питание?

Чтение стихов

Раздать памятки

Человеку нужно есть.

Чтобы встать и чтобы сесть.

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь,дружить,смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Домашнее задание

Учебник стр.60-65

Тетрадь стр.40 №56-58

Рефлексия деятельности

Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Выберите пожалуйста то солнышко, которое соответствовало вашему настроению на уроке: вам было комфортно, интересно-солнышко смеется; вам было трудно-солнышко грустит.

Спасибо, урок окончен.

Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед. Меню:

Торт с лимонадом

Чипсы

Варенье

Пепси кола

Чупо- чупс

Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров!

Ваш Карлсон

1.

2.

3. .

4.

5.

6

7.

8.

9.

10. .

11.

Памятка для детей и их родителей

1. Каждый день употреблять разнообразную пищу.

2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.

3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной .

4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов.

5. На завтрак лучше есть различные каши.

6 . Обед должен быть полноценный, состоящий из 3х -4х блюд

7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи.

Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

8. На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.

9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу.

10. Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов .

11. Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.

Памятка для детей и их родителей

1. Каждый день употреблять разнообразную пищу.

2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.

3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной .

4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов.

5. На завтрак лучше есть различные каши.

6 . Обед должен быть полноценный, состоящий из 3х -4х блюд

7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи.

Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

8. На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.

9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу.

10. Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов .

11. Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.

На этом уроке мы с вами узнаем, как правильно питаться, чтобы сохранить свое здоровье, чем полезны те или иные продукты питания, а также какие существуют правила приема пищи.

Тема: Человек разумный - часть природы

Урок: Питание и здоровье

Фрукты, молоко, мясо, хлеб - это все продукты питания. Человек - существо разумное, и он научился обеспечивать себя пищей круглый год. Человек выращивает культурные растения в поле, в саду, в огороде и теплице.

Рис. 1. Поле и сад

Рис. 2. Огород и теплица

Человек держит домашних животных, ловит рыбу в водоемах.

Кроме того, человек умеет сохранять продукты.

Зерно хранят в элеваторе, овощи - в овощехранилище.

Рис. 6. Элеватор и овощехранилище

Свежими продукты долго остаются в холодильнике или погребе.

Рис. 7. Холодильник и погреб

Люди научились готовить продукты так, чтобы они не портились долгое время. Продукты сушат, маринуют, солят, квасят.

Рис. 8. Сушеные и засоленные овощи

Многие продукты вообще не употребляются человеком в сыром виде.

Если же продукты неправильно хранить, то они портятся, а испорченные продукты опасны для здоровья. Чтобы продукты не портились, их нужно хранить подальше от света, в сухом и прохладном месте. У каждого продукта есть срок годности.

Кроме фруктов и овощей очень много полезных веществ и витаминов содержится в ягодах.

Малину можно использовать как природный аспирин.

В бруснике и клюкве много витамина С, который помогает организму бороться с болезнями.

В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, которая помогает поддерживать наш иммунитет.

Следующая ступень - это мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Рис. 23. Третья ступень пищевой пирамиды

Мы привыкли, что это наше основное питание. Мясо - животный белок, необходимый для организма строительный материал. Чтобы наш организм усвоил мясо, нужно до 8 часов, это очень большая и тяжелая работа для нашего организма. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 150 грамм. Сосиски, сардельки и колбасы содержат много пищевых добавок, поэтому вряд ли принесут вам пользу. Другое дело - рыба и морепродукты. В них содержится белок, а еще много витаминов и полезных веществ, поэтому рыбу просто необходимо есть.

Молоко любят все. Оно идеально для растущего организма. Также, полезно для здоровья выпивать на ночь стакан кефира, а на завтрак есть нежирный йогурт.

На вершине нашей пирамиды - соль, сахар и сладости.

Рис. 24. Четвертая ступень пищевой пирамиды

Этих продуктов должно быть мало в нашем рационе. Их излишнее употребление приводит к различным болезням, таким, как ожирение, кариес, головные боли. Нужно себя приучать минимально употреблять эти продукты. Соль - до 6 грамм в день, это чайная ложка, а сахар и сладости заменять фруктами и медом.

Никогда не поздно изменить свои пищевые привычки в лучшую сторону, сбалансировать питание, чтобы вырасти крепким и здоровым человеком.

Однако важно не только что ты кушаешь, но и когда и, в каком порядке. Необходимо соблюдать режим питания. Люди даже дали названия блюдам - первое, второе и десерт. Не стоит начинать еду с десерта даже, если сладкое - самое вкусное для тебя. После конфет и печенья вряд ли захочется есть суп, и тогда твое питание перестанет быть полезным и разнообразным.

Чтобы быть сытым, не нужно постоянно что-то жевать. Интервал между приемами пищи должен быть 3-4 часа. Ученые доказали, что младшему школьнику, то есть тебе, нужно 4-хразовое питание - завтрак, обед, полдник и ужин. Помни, что ужинать стоит не позднее, чем за 2 часа до сна. За едой нельзя отвлекаться на другие дела, смотреть телевизор или разговаривать. Бегать и прыгать сразу после еды - вредно.

Итак, для организма человека важно, что мы едим, в каком порядке, когда и сколько. Чтобы вырасти здоровым человеком, необходимо соблюдать режим питания, а он полностью зависит только от тебя.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Будь здоров ().
  2. Nashaucheba.ru ().
  3. Сайт учителей начальных классов ОУ ТМСОШ ().
  1. Проанализируй, правильно ли ты питаешься. Какие продукты ты любишь больше всего? В каком количестве ты их ешь? Каких продуктов не хватает в твоем рационе?
  2. Составь примерное меню на неделю, чтобы оно было здоровым и сбалансированным. Укажи, сколько чего нужно кушать в каждый прием пищи.

Если вы все время не вылезаете из болезней, а ваше общее состояние оставляет желать лучшего – вы чувствуете слабость, головные боли и общую разбитость, задумайтесь об изменении своего образа жизни. С целью укрепления иммунной системы и оптимизации работы всех органов и систем, необходимо в корне поменять свое отношение к повседневности. Начать можно с рационализации рациона питания. Для этого нужно попытаться определить, Какая пища полезна для здоровья.

Пересмотрите свой рацион? Какую часть в нем занимает действительно та пища, которая нужна вашему организму? Она должна насыщать его витаминными и минеральными веществами. Основные продукты такого типа – это овощи и фрукты, а также орехи. Какую долю в повседневном меню занимает пища, не имеющая ценности и приносящая вред? Рассмотрим те продукты питания, которые особенно полезны для нашего здоровья.

Ананасы

В составе этих фруктов присутствует особенное по своим свойствам вещество. Его называют «бромелайн», и оно эффективно расщепляет тот жир, который уже отложился в организме. Именно поэтому ананасы стоит в обязательном порядке включить в свой рацион тем людям, которые страдают от избыточного веса. При этом стоит учесть, что людям с болезнями пищеварительного тракта нужно есть их лишь после консультации с доктором.

Бананы

Эти фрукты не только очень вкусные. Они также и очень полезные для нашего организма. Бананы мягко обволакивают слизистые, расслабляют сосуды и оказывают успокаивающее воздействие. Их потребление пойдет на пользу всем органам пищеварения, они эффективно защищают желудочные стенки от патологического воздействия острых и соленых продуктов. Люди, любящие бананы, довольно редко страдают от язвенных поражений желудка.

По причине высокого содержания сахаров, бананы не стоит есть тем, кто страдает от избыточного веса. Их стоит активно есть при различных проблемах с сердцем.

Виноград

Этот продукт питания считается диетическим. Его потребление позволяет улучшить обменные процессы, повысить аппетит и ускорить процессы мочеиспускания. Кроме того виноград замечательно нормализует артериальное давление, помогает при недугах сердца и выводит из организма радионуклиды. Потребление виноградного сока успешно снижает уровень холестерина в крови, кроме того такой напиток действует, как тоник.

Гранат

Сок из сладких гранатов пойдет на пользу при заболеваниях почек, а из кислых – поможет избавиться от камней в тех же почках и желчном пузыре. Этот напиток замечательно устраняет жажду, повышает количество гемоглобина и может убрать лихорадку, понижая температуру. Учтите, что кислые гранаты нельзя есть при поражениях желудка, сопровождающихся повышенным уровнем кислотности. Кроме того они противопоказаны и при энтероколитах.

Инжир

Этот фрукт, как в свежем, так и в сушеном виде особенно полезен для нашего организма. В нем содержится огромная доза калия, что делает его просто незаменимым для сердечнососудистой системы. Учтите, что этот продукт отличается высоким уровнем калорийности, соответственно, его не стоит есть тем, кто хочет похудеть.

Клюква

Такие ягодки способствуют активизации умственной и физической работоспособности, понижают уровень артериального давления и стимулируют секрецию пищеварительного сока. Клюква показана для потребления при поражениях мочеполовой системы, в частности при недугах почек, а также мочевого пузыря. Ее сок оказывает бактерицидное воздействие, устраняет жар. Как показывают некоторые исследования, этот напиток иногда справляется даже с теми бактериями, которые оказались стойкими к воздействию антибиотиков. Свежеотжатый сок из клюквы, а также морс на ее основе не дает формироваться камням в почках, оказывает стимулирующее воздействие на деятельность поджелудочной железы. Эти ягоды и продукты из них противопоказаны при печеночных недугах, а также при язвенных поражениях желудка и кишечника.

Кабачки

Данный овощ стимулирует кишечную перистальтику и помогает опорожнить желчный пузырь. Он пойдет на пользу тем, кто находится на лечении антибиотиками. Как кабачки, так и их близкий родственник тыква, полезны представительницам прекрасного пола, так как они позволяют предупредить развитие гинекологических недугов.

Капуста

Этот овощ знаменит своей низкой калорийностью, а также повышенным содержанием витаминных веществ и биологически активных составляющих. Поэтому ее стоит есть людям с диагнозом "ожирение" и при поражении атеросклерозом. Капуста способна дать человеку чувство сытости и устранить лишние килограммы. Ее стоит есть при поражениях печени, атонии желудка и колитах. Этот овощ показан для потребления при печеночных недугах, проблемах с желчным пузырем, гастрите со сниженным уровнем кислотности желудочных соков. Не нужно есть капусту тем людям, которых беспокоит метеоризм и чрезмерная кислотность.

Мы перечислили лишь малую толику пищи, способной оказать благотворное воздействие на ваше состояние здоровья. Помните, что правильный рацион питания должен включать в себя различные виды рыбы (морскую и речную), диетическое мясо, каши и молокопродукты. Для составления идеального и сбалансированного меню, конечно, лучше всего обратиться к профессиональному диетологу. Он учтет все особенности вашего организма, ваши предпочтения и возможности.