Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей


Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий Клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития). Определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы).


Своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение. Контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий. Организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.


Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка.


Внутриутробные и постнатальные факторы риска 1. Внутриутробный период: 1. Внутриутробный период: генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)


Механические (травма, ушиб беременной женщины) Химические (алкоголизм и курение будущих родителей) Профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами) Биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз) Психические (стрессовые ситуации у матери)


Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка. Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава. Травмы зубов и челюстей. Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей.


Кариес зубов и его последствия. Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов. Преждевременная потеря временных зубов. Преждевременная потеря постоянных зубов. Задержка выпадения временных зубов. Задержка прорезывания постоянных зубов. Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.






Родовая травма (перинатальный период) - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток + перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней, так и нижней челюсти.


Гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках. Дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии.


Профилактические мероприятия: - Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. Правильное искусственное вскармливание (соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий) Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти.






Пользование соской-"пустышкой" - не более минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской- "пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски- пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки.


Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе. Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус).


Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) : Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски) Рахит - недостаток витамина Д Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи. Затрудненное носовое дыхание.




Профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами.


Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномальных прикусов. Нарушение функции глотания - инфантильное глотание. Нарушение функции жевания. Нарушение физиологической стираемости временных зубов.


: Профилактические мероприятия: Регуляция функции дыхания. Профилактика кариеса зубов или его осложнений. Подшлифовывание бугров молочных зубов (особенно клыков) Зубное протезирование при наличии дефектов зубного ряда. Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.



Дети 7-13 лет (период сменного прикуса) Этиологические факторы: Функциональные нарушения (дыхания, глотания, жевания, речи) Задержка стирания бугров молочных зубов. Нарушения в порядке смены зубов. Наличие сверхкомплектных зубов. Низкое прикрепление уздечки верхней губы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта. Наличие дефектов осанки, искривление позвоночника.


: Профилактические мероприятия: Профилактика кариеса зубов и его осложнений. наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последовательность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания) Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов. Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования.




Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет), профилактика Профилактика кариеса зубов и его осложнений. Профилактика болезней пародонта. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям. Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист. Рациональное протезирование. Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта. Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степени тяжести.




Под профилактикой зубочелюстных аномалий подразумевают комплекс оздоровительных мероприятий по предупреждению и устранению причин патологических факторов, вызывающих возникновение и развитие аномалий. Профилактика зубочелюстных аномалий - неотъемлемая часть общей комплексной профилактики стоматологических заболеваний.

А. И. Бетельман в профилактике и раннем лечении деформаций жевательной системы выделил четыре возрастных периода:

  • 1) внутриутробный;
  • 2) первого года жизни - лактационный;
  • 3) от года до конца молочного прикуса;
  • 4) период сменного прикуса.

Д. А. Калвелис, X. А. Каламкаров выделяли общую и стоматологическую (местную) профилактику зубочелюстных аномалий. А. И. Рыбаков создал комплексную систему профилактики, а Г. Н. Пахомов выделил из комплексной системы профилактики первичную профилактику.

Ф. Я. Хорошилкина для выполнения основных задач профилактики выделила десять возрастных периодов формирования жевательной системы с учетом ее морфологических, физиологических и функциональных изменений. При этом разработаны на каждый период комплексы профилактических мероприятий, определены ответственные лица за их осуществление.

В профилактической работе по организации оптимального режима жизни (труд, учеба, питание, отдых) , обеспечению диспансеризации (помещения для осмотров, оборудование и др.) участвует администрация предприятий, детских и лечебных заведений.

Целевую диспансеризацию по предупреждению аномалий осуществляют акушеры-гинекологи, педиатры, стоматологи всех профилей при активном участии оториноларингологов, ортопедов, эндокринологов, педагогов-логопедов и др.

Основные профилактические мероприятия по периодам формирования жевательной системы : обеспечение нормальных условий труда и быта будущей матери, диспансеризация беременной в женской консультации, полноценное питание, гигиена и санация полости рта беременной. После рождения ребенка необходимо обеспечивать рациональное полноценное питание матери и ребенка, надлежащий гигиенический уход, правильный режим кормления и сна, пребывание на свежем воздухе, рациональное вскармливание, а при необходимости - правильное искусственное вскармливание, рассечение укороченной уздечки языка. В лактационном периоде (с появлением первых зубов) и до трехлетнего возраста кроме проводимых ранее мероприятий устраняют вредные привычки с применением накистевых, налоктевых повязок, проводят психотерапию, лечебную гимнастику, нормализуют смыкание губ, носовое дыхание, осанку. Наблюдают также за правильной очередностью прорезывания молочных зубов, проводят активизацию жевания (добавляют в рацион твердую пищу), обучение правильной артикуляции. При необходимости применяют вестибулярную пластинку, пращевидную повязку с внеротовой тягой для задержки роста одного из альвеолярных отростков или челюсти. Выявленных при плановых осмотрах детей с зубочелюстными аномалиями, нарушением дыхания через нос, осанки направляют на консультацию и лечение к специалистам. При расщелинах неба, множественной врожденной адентии, потере зубов проводят протезирование пластинчатыми протезами, применяют несъемные профилактические аппараты.

В период молочного прикуса необходимо соблюдение гигиены полости рта, ее своевременное санирование.

В период сменного прикуса дополнительно к перечисленным мероприятиям проводят наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных зубов, сошлифовывают бугорки молочных зубов или удаляют зубы по показаниям. Выявляют макродентию, мезиальный сдвиг боковых зубов и обусловленные ими аномалии прикуса, обнажают коронки постоянных зубов при их ретенции, протезируют при ранней потере молочных зубов, восстанавливают коронки разрушенных постоянных зубов, проводят плановую санацию полости рта.

В период постоянного прикуса при плановых осмотрах выявляют заболевания слизистых оболочек полости рта и пародонта, направляют больных на лечение в пародонтологические кабинеты. Там проводят шинирование зубных рядов при пародонтите и пародонтозе, устраняют парафункции, привычное смещение нижней челюсти, аномальное положение отдельных зубов и их групп с последующим рациональным протезированием.

В профилактике зубочелюстных аномалий большую роль играет плановая санация полости рта детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях, а также активная санитарно-просветительная работа среди населения.

Своевременная и правильная профилактика способствует самоустранению отдельных аномалий жевательной системы в детском возрасте без применения более сложных ортодонтических мероприятий.

Организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе
диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:
клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить
и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также
устранить предрасполагающие факторы их развития;
определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических
и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);
своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение;
контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и
воспитателям;
контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий;
организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического
и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка.
Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного
роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним пред
дошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В эти возрастные периоды определяются
клинические признаки основных этиологических Факторов, относящихся к функциональным
нарушениям и способствующих развитию зубочелюстных аномалий.
В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей
с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие
трудоемкого лечения. Поэтому определение активно действующих причин и их устранение уже
не могут иметь профилактической направленности. Исправление функциональных нарушений
затрудняется ввиду того, что проявляется устойчивая взаимообусловленность патологически
измененных функций и отклонений в морфологическом строении органов полости рта.
Данные методические указания построены следующим образом: по периодам детства будут
сформулированы наиболее часто встречающиеся этиологические факторы и меры их
предупреждения.

1. Внутриутробный период.

Этиологические факторы, имеющие место
в периоде внутриутробного развития плода,
можно разделить на эндогенные и
экзогенные.
К эндогенным факторам необходимо отнести:
наследственное предрасположение (в последние годы
обнаружена ассоциация генов системы Н1А, т.е. наличие этих
генов является фактором развития аномалий и пороков развития
зубо-челюстнойсистемы);
семейное предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий
(частичная или полная адентия, сверхкомплектные зубы,
индивидуальная микро –или макродентия. нарушение структуры
эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия,
врожденное несращениев челюстно-лицевой области, аномалии
величины и прикрепления уздечек языка, губ; макроглоссия).

К экзогенным факторам необходимо отнести следующие:
механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная
одежда будущей матери; неправильное предлежание плода);
химические (алкоголизм и курение будущих родителей);
профессиональные вредности - работа с лаками, красками,
химическими реактивами);
биологические (перенесенные заболевания беременной
женщиной, особенно опасны для плода возбудители туберкулеза,
сифилиса, возбудитель коревой краснухи, эпидемического
паротита, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз);
психические (неблагоприятное влияние на развитие ребенка
оказывают стрессовые ситуации у матери в первом триместре
беременности);
радиационнные факторы (рентгеновское облучение, связанное
с профессиональными вредностями или пребывание беременной
в районах с повышенным уровнем радиации).

Профилактические мероприятия

медико-генетическое консультирование будущих
родителей с целью определения величины
генетического риска рождения ребенка с той или иной
врожденной патологией челюстно-лицевой области
при наличии ее у близких родственников.
2. Организация рационального режима труда, отдыха,
питания беременной-женщины.Проведение
санитарно-просветительной работы среди них.
Необходимо добиться понимания каждой женщиной
важности обращения к детскому стоматологу
на первом году жизни ребенка, если беременность
протекала с осложнениями, ребенок родился с низкой
массой тела, иди были осложнения в родах, т. е.,
когда очень высок риск возникновения самых
различных заболеваний, в том числе и
стоматологических.
1.

2. Дети первого года жизни (период начала прорезывания временных зубов)

Этиологические факторы

искусственное вскармливание -
данный вид вскармливания
используется как средство выбора при
отсутствии у матери молока, при этом
не требуется значительных усилий
мускулатуры и состояние младенческой
ретрогении, т. е. наличие сагиттального
несоответствия между верхней и нижней
челюстями во фронтальном отделе
сохраняется, создается тенденция
к дистальной окклюзии

неправильно проводимое
искусственное вскармливание. т.е.
использование жесткой и длинной соски,
которая может вызвать травму слизистой
полости рта или наоборот очень мягкой
с одним большим отверстием на конце -
данный вариант не требует от ребенка
усилий при кормлении; помимо этого
некоторые родители оставляют ребенка
«один на один» с бутылочкой. При этом она
горлышком оказывает давление
на альвеолярный отросток, деформируя его

Ортодонтическая пустышка

рахит - заболевание, связанное с недостатком витамина группы
«Д», проявляющееся в слабой минерализации костей в том числе
и лицевого скелета. Следствием которого может быть различной
степени тяжести деформации как верхней так и нижней челюсти: I -
нижняя челюсть приобретает четырехугольную форму, при этом
теряется контакт во фронтальном отделе и формируется глубокий
прикус; II - верхняя челюсть приобретает V-образнуюили
седловиднообразную форму; III - деформируется нижняя челюсть,
угол челюсти подтягивается кверху, т.е. возможно формирование
аномалии как в сагиттальной, так и в вертикальной плоскости -
открытого прикуса
родовая травма - в виде насильственного извлечения плода
за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый
отросток;
перенесенные заболевания - особенно тяжелые осложнения
вызывает гематогенный остеомиелит, при этом возбудитель данного
заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти
скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных
отростках
дыхание через рот в силу недостаточной очищенности носовых
ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии.

- естественное вскармливание - акт сосания груди является
мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя
челюсть изменяет положениев передне-заднемнаправлении за счет
сокращения мышц. Мышцы сухожилиями вплетаясь в надкостницу
передают давление костным балкам и кровеносным сосудам,
питающим их. В результате зоны роста получают импульс
с достаточным питанием кровеносных сосудов - так происходит
физиологический процесс роста. В период вскармливания язык
ребенка, придавливая сосок груди матери к небу, оказывает давление
и обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти;
- правильное искусственное вскармливание - соска на бутылочке
должна имитировать по форме сосок груди матери, быть
соответственно эластичной, упругой, иметь три маленьких отверстия,
которые следует делать раскаленной иглой. Оптимальное время для
высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее
15 минут. Меньшая продолжительность «гимнастики» во время сосания
приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно
держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании.
Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила
на нижнюю челюсть малыша;

-
профилактика рахита должна проводиться
врачами-педиатрами в зависимости от стадии
заболевания (назначение профилактической или
лечебной дозы витамина«Д»)
предупреждение гнойничковых заболеваний
кожных покровов должна строиться на правилах
гигиенычелюстно-лицевой области;
- своевременное удлинение укороченной уздечки
языка;

3. Дети 2−го и 3−го года жизни (период завершения формирования молочного прикуса)

3. Дети 2−го и 3−го года жизни (период
завершения формирования молочного
прикуса)

Этиологические факторы:

- вредные привычки (сосание пальцев,
пустышки, различных предметов, прием
пищи с помощью соски);
- рахит - недостаток витамина «Д»;
- отсутствие в рационе ребенка
жесткой пищи - «лень жевания»;
- затрудненное носовое дыхание;
- язык в покое располагается между
зубами.

Профилактические мероприятия:

- устранение вредных привычек -
на время сна ограничить движение рук
с помощью рукавичек и жестких
налокотников; при необходимости
отучить ребенка от соски, используя гель
(состав:6% альгинат натрия в 7,0−10,%
настое травы полыни горькой),
представляющий собой вязкую
массутемно-коричневогоцвета
со специфическим запахом введенного
лекарственного вещества (запах свежей
травы).

- использование профилактических
аппаратов с заслонкой для языка
с целью предотвращения
неправильного положения последнего

- педиатрическая коррекция рахита;
- с 1,5 лет жизни ребенка
необходимо включать в рацион
жесткий компонент пищи;
- пластика уздечки языка с целью
правильного формирования функции
речи;
- формирование навыков по гигиене
полости рта.

4. Дети в возрасте 3−6 (период сформированного молочного прикуса).

4. Дети в возрасте 3−6 (период
сформированного молочного прикуса).

Этиологические факторы:

нарушение функции носового дыхания - проявляется
в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости
от сочетания с другими факторами способствует формированию
различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого,
прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение
данной функции бывает связано с инфантильным способом
глотания и несмыканием губ. Этим взаимосочетанием
и определяются его клинические признаки: рот полуоткрыт, корень
языка смещен назад и вниз, что изменяет профиль лица
ребенка - проявляется «двойной подбородок». При дыхании
заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации
ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается
увеличение нижней трети лица. В результате неправильного
дыхания нарушается динамическое равновесие мышц
околоротовой области и языка.
При ротовом дыхании изменяется форма верхней челюсти: она
суживается в боковых отделах в результате неправильного
положения языка и давления щек. Одновременно с сужением
челюсти изменяется форма носовых ходов, искривляется носовая
перегородка, а эти деформации в свою очередь поддерживают
ротовое дыхание;

нарушение функции глотания - проявляется тем, что
в начальный момент глотания язык занимает межзубное положение
и упирается во внутреннюю поверхность одной или обеих губ, что
приводит к значительному напряжению тканей в окружности ротовой
щели - «симптом наперстка».
В норме процесс глотания претерпевает изменения от рождения
до формирования молочного прикуса. Ребенок рождается с хорошо
развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка,
особенно его кончика. В покое язык располагается между десневыми
валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что
обеспечивает его готовность к работе. С появлением первых молочных
зубов возникает перестройка процесса глотания в стадии «отправного
толчка», при этом кончик языка отталкивается уже от появившихся
зубов. С установлением полного молочного прикуса в возрасте 2,5 лет
у ребенка в норме заканчивается преобразование инфантильного
способа глотания в соматический.
При нормальном (соматическом) способе глотания губы сложены
спокойно, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок
твердого неба за верхними резцами.
При неправильном (инфантильном) способе глотания зубы не сжаты
и кончик языка контактирует для «отправного толчка» с нижней губой,
при сокращении подбородочной мышцы - симптом «наперстка»,
а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации
лица: заметна протрузия губ, подбородок приобретает вид
«наперстка», иногда наблюдается сморщивание лба, закрывание глаз
и вытягивание шеи вперед для облегчения проглатывания;
-

нарушение функции жевания - является активным
фактором формирования открытого, перекрестного,
прогенического и других видов патологического прикуса.
Наблюдается в различных вариантах:
1. Вялое жевание - жевание, при котором ребенок
медленно и долго разжевывает пищу, не развивая
доступных усилий и запивая ее. Причинами такого жевания
могут быть: ротовое дыхание, несвоевременное включение
в рацион жесткой пищи, тяжелые соматические
и инфекционные заболевания, длительное кормление
ребенка с помощьюсоски-рожка,кариес.
2. Привычка жевать пищу на одной стороне. Наблюдается
при раннем разрушении и удалении жевательных зубов
на одной стороне, наличии зубов с осложненным кариесом,
неравномерной стираемости временных зубов, после
травмы челюстей.
3. Привычка жевать передними зубами. Возникает после
ранней утраты жевательных зубов или разрушения
их вследствие кариеса, при патологическом стирании зубов
со снижением высоты прикуса, врожденной множественной
адентии.

нарушение функции речи - для определения
взаимосвязи данной функции и аномалий прикуса
выявляются нарушения не только в произношении
отдельных звуков, но также и в артикуляции, в частности
в положении языка (межзубной сигматизм)
нарушение физиологического стирания молочных
зубов. Стираемость временных зубов - физиологический
процесс, обусловленный с одной стороны, возникающими
функциональными нагрузками в связи с развитием активной
функции жевания, а с другой - изменением структуры
и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией
их корней. Первые признаки физиологического стирания
появляются на резцах в 3−х летнем возрасте, к 4−5 годам
оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря
стиранию бугорков временных зубов обеспечивается
плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению
к верхнему, создаются оптимальные условия для
полноценного жевания и формирования правильного
прикуса.

Профилактические мероприятия:

- регуляция функции дыхания включает
следующие виды мероприятий:
1.
Консультация ребенка у ЛОР-специалиста.
2.
Консультация и лечение ребенка у педиатра
при наличии заболеваний органов дыхания.
3.
Консультация специалиста ЛФК
и назначение комплекса дыхательных
упражнений.
4.
Назначение массажа крыльев носа.
5.
Изготовление головной шапочки
и поддерживающей нижнечелюстной повязки для
пользования в ночное время при наличии
привычки спать с открытым ртом.

- профилактика и нормализация
функции глотания включает
следующие мероприятия:
1.
Лечение ребенкау ЛОРспециалистаи нормализация носового
дыхания.
2.
Обучение ребенка правильной
методике глотания с соблюдением
основных правил: губы и зубы
сомкнуты, мышцы лица и шеи
максимально расслаблены, кончик
языка прижат к переднему участку
неба.

- профилактика нарушений функции
жевания заключается в проведении
разъяснительной работы с родителями
и персоналом дошкольных учреждений
о необходимости и полезности
включения в рацион ребенка жесткой
пищи, своевременное устранение
вредной привычки, изъятие соски.
Важное значение имеет качественное
лечение временных зубов
и своевременное их возмещение
в случаях ранней утраты,
сошлифовывание нестершихся бугорков
временных зубов, нормализация
носового дыхания;

- профилактика зубочелюстных
аномалий, возникших вследствие
нарушений речи, заключается в раннем
логопедическом обучении,
своевременной нормализации носового
дыхания, устранении привычек сосания
сосок и пальцев;
- коррекция миодинамического
равновесия с помощью миогимнастики;
- зубное протезирование при наличии
дефектов зубного ряда;
- подшлифовывание бугров молочных
зубов.

5. Дети 7−13 лет (период сменного прикуса)

5. Дети 7−13 лет (период
сменного прикуса)

Этиологические факторы:

- функциональные нарушения (дыхания,
глотания, жевания, речи);
- задержка стирания бугров молочных
зубов;
- нарушения в порядке смены зубов;
- наличие сверхкомплектных зубов;
- макродентия;
- низкое прикрепление уздечки верхней
губы;
- наличие дефектов осанки, искривление
позвоночника;
- множественный кариес.

Профилактические мероприятия:

- регуляция функций дыхания, жевания,
глотания и речи;
- регуляция миодинамического равновесия
мышцчелюстно-лицевойобласти;
- подшлифовка бугров молочных зубов;
- удаление задержавшихся молочных зубов и
сверхкомплектных;
- френопластика - пластика уздечки верхней
губы в возрасте не ранее 7−8 лет, т.е. после
прорезывания боковых резцов нз верхней
челюсти);
- углубление преддверия полости рта;
- серийное удаление зубов по Хотцу.

Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особен-ностями и функциональными признаками физиологического прикуса, уметь соотносить физиологический прикус с различными этапами его фор­мирования.

Прикус - соотношение зубных рядов (зубов) при их смы­кании с наибольшим количеством контактов. Следователь­но, норма - это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответствен­но виду прикуса и периоду его развития до полного форми­рования постоянного прикуса.

Профилактические мероприятия подразделяются на пре-и постнатальные.

Мероприятия по пренатальной профилактике проводят­ся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.

Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот пери­од возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности на­ходятся на стадии исследований.

Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка и ее содержание зависит от возраста.

От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.)

- выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;

Профилактика острых гнойных заболеваний у новорож­денного;

Рассечение укороченной уздечки языка;

Правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);

Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение пока-заний к их удалению.

Период формирования молочного прикуса (6 мес. - 3 года)

- наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последо­вательность, парность, количество, симметричность, фор­ма, положение, тип смыкания);

Пластика укороченной уздечки языка;

Профилактика кариеса и его осложнений;

Сбалансированное питание, использование при жева­нии жесткой пищи;

Предупреждение соматических заболеваний;

Санация дыхательных органов;

Профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пус­тышки, соски, посторонних предметов);

Наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области вер­хних передних зубов с небной стороны).

Период сформированного молочного прикуса (3 года - 6 лет)

- пластика укороченной или неправильно прикреплен­ной уздечки языка;

Присутствие в рационе жесткой пищи;

Вьывление и удаление прорезавшихся сверхкомплект­ных зубов;

Профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или удаление зубов по кли­ническим показаниям) путем протезирования;

Наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5-6-летнему возрасту ребенка);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков);

Наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;

Выявление нарушений характера речевой артикуляции;

Комплексы миогимнастики - для нормализации смы­кания губ, располо-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6 - 12 лет)

- профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Наблюдение за резорбцией корней молочных зубов;

Наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сро­ки, последова-тельность, парность, количество, симметрич­ность, форма, положение, тип смыкания);

Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

Определение показаний для проведения хирургическо­го лечения, связан-ного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая явилась причи-ной диастемы, корот­кой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия по­лости рта;

Восстановление разрушенных коронок первых посто­янных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного поражения или гипоплазии эмали;

Замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования;

Устранение вредных привычек (сосания губ, щек, язы­ка, посторонних предметов);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров;

Миогимнастика для нормализации смыкания губ, но­сового дыхания, осанки.

Период формирующегося постоянного прикуса (12- 18 лет)

- лечение челюстно-лицевых аномалий с целью сниже­ния их степени тяжести;

Профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Профилактика болезней пародонта;

Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;

Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхком­плектных зубов, одонтом, кист;

Рациональное протезирование;

Пластика укороченной или неправильно прикреплен­ной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта.

Период сформированного постоянного прикуса (18 лет и старше)

- санация полости рта и соблюдение основ гигиены;

Восстановление коронок разрушенных зубов;

Замещение отсутствующих зубов путем протезирования;

Устранение парафункций (бруксизм);

Шинирование зубов при заболеваниях пародонта;

Предупреждение перегрузки опорных зубов при протези­ровании;

Сохранение тканей протезного ложа.

В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными ано­малиями прикуса. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.

Для развития зубо-челюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствуют нормальному развитию прикуса, либо нарушает его. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функци­ональной нагрузки. У детей при таком способе вскармлива­ния преобладает глотательная, а не сосательная функция.

Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес, которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.

Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способству­ет тренировке жевательных, мимических мыщц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологи­ческого соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигает­ся с помощью специальной гимнастики. Принцип профи­лактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нор­мализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.

Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желатель­но превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнасти­кой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагает­ся на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Комплекс миогимнастических упражнений

1. При нарушении осанки и для тренировки правильно­го способа дыхания - утренний гимнастический комплекс;

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - при­жать его к переднему участку твердого неба в области зуб­ных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла;

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому ми­зинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

д) упражнения с приспособлениями:

Вестибулярной пластинкой Шонхера;

Активатором Дасса;

Диском Фриэля (межгубным);

Ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

Нижнюю челюсть медленно переместить вперед до рез­цового перекрытия;

То же с поворотом головы вправо, влево.

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

Губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;

То же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно дей­ствует массаж, посредством которого

в области альвеоляр­ного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и пос­тоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему ле­чению аномалий прикуса.

Зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) — состояния, которые включают наследственные и приобретенные нарушения раз-вития зубо-челюстной системы, выражающиеся в аномали-ях зубов, челюстных костей и соотношений зубных рядов различной степени тяжести. В структуре стоматологических заболеваний после кариеса зубов и болезней пародонта зубо-челюстные аномалии занимают третье место.

Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций — это комплекс мероприятий, направленных на своевремен-ное устранение и предупреждение этиологических и патоге-нетических факторов, способствующих их возникновению.

В связи с тем, что этиологические факторы могут воздей-ствовать на разных этапах развития организма ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубо-челюстной системы.

ПЕРВИЧНАЯ профилактика зубо-челюстных аномалий состоит в предупреждении, раннем выявлении и устране-нии факторов риска.

ВТОРИЧНАЯ профилактика — это комплекс мероприя-тий, направленных на снижение распространенности и сте-пени тяжести зубо-челюстных аномалий, т. е. ортодонтическое лечение.

ТРЕТИЧНАЯ профилактика включает в себя восстанов-ление утраченной частично или полностью функции жева-ния, речевой артикуляции, эстетики, т. е. своевременное рациональное протезирование.

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Основными проблемами в профилактике зубо-челюстных аномалий являются: несовершенная ортодонтическая диагностика, большое количество разноречивых классифи-каций, отсутствие единой терминологии. Принято рассмат-ривать эндо- и экзогенные факторы риска возникновения этой патологии.

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Генетическая обусловленность: первичная адентия; сверхкомплектные зубы; микро- и макродентия; дистопия и транспозиция; аномалии при-крепления уздечек языка и губ; глубина преддверия по-лости рта; микро- и макрогнатия; микро- и макрогения.

Нарушение внутриутробного развития:

врожденные аномалии; нарушения развития эмали и ден-тина.

Болезни детей раннего возраста, нарушающие минераль-ный обмен, эндокринные заболевания.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка.

Нарушения функций зубо-челюстной системы:

жевания, глотания, дыхания, речи.

Вредные привычки:

сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза.

Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава.

Травмы зубов и челюстей.

Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления ново-образований полости рта и челюстей.

Кариес зубов и его последствия.

Недостаточная физиологическая стираемость молочных зубов.

Преждевременная потеря временных зубов.

Преждевременная потеря постоянных зубов.

Задержка выпадения временных зубов (ориентир - сро-ки прорезы-вания постоянных зубов).

Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир - сроки прорезы-вания постоянных зубов).

Отсутствие трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ре-бенка (дис-кутабельно).

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особен-ностями и функциональными признаками физиологического прикуса, уметь соотносить физиологический прикус с различными этапами его фор-мирования.

Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смы-кании с наибольшим количеством контактов. Следователь-но, норма — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответствен-но виду прикуса и периоду его развития до полного форми-рования постоянного прикуса.

Профилактические мероприятия подразделяются на пре-и постнатальные.

Мероприятия по пренатальной профилактике проводят-ся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.

Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот пери-од возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности на-ходятся на стадии исследований.

Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка и ее содержание зависит от возраста.

От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.)

Выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;

Профилактика острых гнойных заболеваний у новорож-денного;

Рассечение укороченной уздечки языка;

Правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);

Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение пока-заний к их удалению.

Период формирования молочного прикуса (6 мес. — 3 года)

Наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последо-вательность, парность, количество, симметричность, фор-ма, положение, тип смыкания);

Пластика укороченной уздечки языка;

Профилактика кариеса и его осложнений;

Сбалансированное питание, использование при жева-нии жесткой пищи;

Предупреждение соматических заболеваний;

Санация дыхательных органов;

Профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пус-тышки, соски, посторонних предметов);

Наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области вер-хних передних зубов с небной стороны).

Период сформированного молочного прикуса (3 года — 6 лет)

Пластика укороченной или неправильно прикреплен-ной уздечки языка;

Присутствие в рационе жесткой пищи;

Вьывление и удаление прорезавшихся сверхкомплект-ных зубов;

Профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или удаление зубов по кли-ническим показаниям) путем протезирования;

Наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ребенка);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков);

Наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;

Выявление нарушений характера речевой артикуляции;

Комплексы миогимнастики - для нормализации смы-кания губ, располо-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6 - 12 лет)

Профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Наблюдение за резорбцией корней молочных зубов;

Наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сро-ки, последова-тельность, парность, количество, симметрич-ность, форма, положение, тип смыкания);

Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

Определение показаний для проведения хирургическо-го лечения, связан-ного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая явилась причи-ной диастемы, корот-кой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия по-лости рта;

Восстановление разрушенных коронок первых посто-янных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного поражения или гипоплазии эмали;

Замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования;

Устранение вредных привычек (сосания губ, щек, язы-ка, посторонних предметов);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров;

Миогимнастика для нормализации смыкания губ, но-сового дыхания, осанки.

Период формирующегося постоянного прикуса (12- 18 лет)

Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью сниже-ния их степени тяжести;

Профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Профилактика болезней пародонта;

Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;

Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхком-плектных зубов, одонтом, кист;

Рациональное протезирование;

Пластика укороченной или неправильно прикреплен-ной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта.

Период сформированного постоянного прикуса (18 лет и старше)

Санация полости рта и соблюдение основ гигиены;

Восстановление коронок разрушенных зубов;

Замещение отсутствующих зубов путем протезирования;

Устранение парафункций (бруксизм);

Шинирование зубов при заболеваниях пародонта;

Предупреждение перегрузки опорных зубов при протези-ровании;

Сохранение тканей протезного ложа.

В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными ано-малиями прикуса. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.

Для развития зубо-челюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствуют нормальному развитию прикуса, либо нарушает его. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функци-ональной нагрузки. У детей при таком способе вскармлива-ния преобладает глотательная, а не сосательная функция.

Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес, которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.

Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способству-ет тренировке жевательных, мимических мыщц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологи-ческого соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигает-ся с помощью специальной гимнастики. Принцип профи-лактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нор-мализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.

Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желатель-но превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнасти-кой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагает-ся на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Комплекс миогимнастических упражнений

1. При нарушении осанки и для тренировки правильно-го способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - при-жать его к переднему участку твердого неба в области зуб-ных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла;

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому ми-зинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

г) свист;

д) упражнения с приспособлениями:

— вестибулярной пластинкой Шонхера;

— активатором Дасса;

— диском Фриэля (межгубным);

— ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

— нижнюю челюсть медленно переместить вперед до рез-цового перекрытия;

— то же с поворотом головы вправо, влево.

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

— губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;

— то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно дей-ствует массаж, посредством которого в области альвеоляр-ного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и пос-тоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему ле-чению аномалий прикуса.