Психологический тренинг на выгорание педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов доу

Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания

Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой 11 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга - круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Планирование посредством "мозгового штурма" мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей и мероприятий в работе педколлектива для снижения эмоционального напряжения. Третья (заключительная) - на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастики.

План тренинга:

1. Приветствие.

2. Упражнение "Приветствие".

3. Ожидания и опасения.

4. Упражнение "Мета форический образ моего настроения".

5. "Мозговой штурм": Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?

I. Этап генерации идей.

II. Этап анализа идей.

IV. Завершающий этап.

6. Упражнение "Клубок".

7. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения":

Упражнение "Муха".

Упражнение "Лимон".

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое").

Упражнение "Передышка".

8. "Звуковая гимнастика".

9. Упражнение "Пишущая машинка".

10. Рефлексия.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг. Пока собираются все участники, на проекторе идёт слайд-шоу картин "Фэнтэзи-Dali".

1. Приветствие Я рада, что в каникулярное время мы можем встретиться, немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания.

2. Психогимнастическое упражнение "Приветствие" . Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Это упражнение из теории "поглаживаний" Эрика Берна. Слово "поглаживание" отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами "поглаживания". Улыбка, короткий разговор или комплимент - все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость .

3. Ожидания и опасения. Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: "Что будет? Как всё будет?" У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, что спланируем к следующей встрече, к чему нужно быть особенно внимательными.

Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?

Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.

Коррекция запросов.

Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

4. Упражнение "Метафорический образ моего настроения" (авторское упражнение). Сейчас я предлагаю Вам выйти из круга и прогуляться вокруг столов, где разложены картинки с различные образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать Ваше настроение. Может быть, одна или две картинки привлекут Вас своей внутренней метафорой.

Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроение.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?

С точки зрения нейрофизиологии, выполняя это упражнение, мы больше задействовали правую гемисферу нашего головного мозга, отвечающую за абстрактные, метафоричные понятия. И это дало некоторым возможность переключиться, посмотреть на свою ситуацию со стороны.

5. "Мозговой штурм": Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать? Упражнение подразумевает активную позицию занимающихся, поэтому полученные в подобных играх знания и умения личностны и легко актуализируются в деятельности.

Цель: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность. Результаты "мозгового штурма" запланировать с работу по профилактике эмоционального выгорания.

Для начала, дадим определение, что такое "Синдром эмоционального выгорания".

"Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия" .

С ссылкой на Е. Малера Н.А. Аминов приводит перечень основных и факультативных признаков этого синдрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к клиентам; 5) негативные установки по отношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чувство вины. Н.А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми .

I. Этап генерации идей. "Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?" Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.

Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.

Время этого этапа - 30 минут.

Обычно первые десять минут - это стадия "раскачки", во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

II. Этап анализа идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее. Отбрасывать идеи нельзя.

Время выполнения - тоже тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

Очень хорошая, оригинальная идея;

Неплохая идея;

0 - не удалось найти конструктива.

А, кроме того:

PP - реально реализовать;

ТР - трудно реализовать;

НР - нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.

Время, отводимое на этот этап, - двадцать минут.

IV. Завершающий этап.

Мы преступаем к завершающему этапу "Мозгового штурма". Собираемся все в общий круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два "плюса", либо значок "РР", либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, "выстраданные", результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты "мозгового штурма" оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи со значком "РР" (реально реализовать) должны быть включены в план работы школы на следующий год, а карточки с пометкой ТР - в перспективный план работы.

Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью "Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания".

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

6. Упражнение "Клубок". Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться "спираль". В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

7. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения" Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться "Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения"

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как "Муха", "Лимон", "Сосулька".

Упражнение "Муха". Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение "Лимон". Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое"). Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы -- сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение "Передышка". Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания -- один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

8. "Звуковая гимнастика". Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А -- воздействует благотворно на весь организм;

Е -- воздействует на щитовидную железу;

И -- воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О -- воздействует на сердце, легкие;

У -- воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я -- воздействует на работу всего организма;

М -- воздействует на работу всего организма;

X -- помогает очищению организма;

ХА -- помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует "Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться". Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины - природные вещества, снимающие боль . Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

9. Упражнение "Пишущая машинка". Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.

Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас - буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, "смех", и тогда тот, кому достаётся буква "с", хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква "м" , и снова общий хлопок и т.д.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: "Здоровье -- дороже золота" Уильям Шекспир.

Пробел между словами - всем нужно встать.

10. Рефлексия. Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: "Мне сегодня...", оправдались ли ваши ожидания?

Хорошего всем дня!

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

I часть

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

1. Упражнения на знакомство

Упражнение “Эхо”

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”

“Меня радует…”

“Мне грустно когда…”

“Я сержусь, когда… ”

“Я горжусь собой, когда…”

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Упражнение “Единый ритм”

Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

Упражнение “Путанка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

Упражнение “Охотничий азарт”

Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.

Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.

Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;

2. в своем порыве сбивать других;

3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.

Через 3 минуты можно остановить игру.

Упражнение “Подчеркивание общности”

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение “Подчеркивание значимости”

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: “Таня, мне в тебе нравится...” - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение “Шанхайцы”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

II часть

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Упражнение “Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию - все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Упражнение “Передача чувств”

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение “Отдых”

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Передышка”

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение “Мобилизующее дыхание”

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение “Замок”

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - издать резкий звук, например, “Ух!”

“Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;
X - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение.

Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам тренинга:

  • Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
  • Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
  • Напрягите левую ногу - как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
  • Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение “Напряжение - расслабление”

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Зажимы по кругу”

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз.

После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение “Броуновское движение”

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить - обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись - сломались”.

Упражнение “Потянулись - сломались”

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

Упражнение “Концентрация на счете”

Инструкция преподавателя:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

  • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
  • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
  • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
  • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

  • Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
  • На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?
  • От чего это зависит?
  • Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

III часть

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение “Достоинства”

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.

Упражнение “ Чемодан”

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.

Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “-”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.

IV часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение “Пожелание по кругу”

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

Список использованной литературы

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».
Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Необходимое оборудование: использование ИКТ, салфетки, фломастеры, цветные карандаши, листочки, мяч, стулья на количество участников
Ход тренинга:
Педагог – психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Наш сегодняшний тренинг посвящен теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», но перед тем как мы начнем проведем разминку.
Разминка. Упражнение «Самоанализ»
Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Скачать конспект

Упражнение «Возьми салфетки»
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
— «Замечательно!» Теперь переходим к нашей теме.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины эмоционального выгорания:
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки
Загруженность рабочего дня
Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
Недостаточно времени для отдыха и общения
Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
Недостаток сна
Многие из вас предварительно заполняли анкеты. Давайте ознакомимся с результатами.
1.Педагогический климат в педагогическом коллективе
Общий балл: 13
От +8 до +22 – средняя степень благоприятности социально – психологического климата
Основные проблемы коллектива:
достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей
успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым
Самооценка творческого потенциала коллектива. По результатам диагностики коллектив достаточно творческий.
Диапазон 24 – 47 баллов. Коллективу присущи качества, которые позволяют творить, но есть и барьеры. Самый опасный – это страх, особенно если члены коллектива ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальным – страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают творческую активность, приводят к деструкции творческой личности
Ну и плавно приближаемся к «эмоциональному выгоранию». Выделяют 3 стадии эмоционального выгорания и все эти стадии есть и в нашем коллективе. Почти половина коллектива к концу учебного года эмоционально опустошены.
Эмоциональная опустошенность – 43%
Эмоциональная опустошенность – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат - в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Редукция профессиональных обязанностей – 33% Это вторая стадия
Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
Отсутствие социальной поддержки – 30%
Редукция личных достижений – 28%
Редукция личностных достижений – третья стадия. Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Стадии профессионального выгорания:
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
Симптомы профессионального выгорания:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег
Проявление СЭВ у педагогов (по стажу работы):
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
Психолог: — Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим на вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.
Упражнение «Выбор»
— Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
— Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими надписями.
Интерпретация:
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Психолог: — Спасибо, уважаемые коллеги. А теперь я прошу вас занять свои места.
Как и во многих других случаях, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
С управлением дыхания
С управлением тонусов мышц, движением
С воздействием слова
С использованием образов
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка.
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной;
SPA-процедуры.

Физиологическая саморегуляция:
«Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» — он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Способы физиологической саморегуляции:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.
РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Психолог: — Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.
Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом — хобби.
Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного.
Психолог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
Психолог: — Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение:
— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
— Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» (мяч)
Психолог: «Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …», но перед тем как начать, мы немного разомнемся, упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Инструкция: Предлагаю всем встать в круг. Я буду предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
— Часто чувствует усталость.
— У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
— кто чувствует себя счастливым
— кто хочет в отпуск
Упражнение «Самоанализ».
Психолог: — Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Психолог: Сейчас я возьму стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю её содержимое в большую банку, немного потрясу её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.)
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я достала кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок.
Психолог: — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горох - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Психолог: — И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

Александра Карелина
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг «Профилактика »

Цель : профилактика психологического здоровья педагогов , ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи : знакомство с понятием эмоционального выгорания , его характеристиками; определение своего отношения к профессии ; анализ проявления признаков выгорания , выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью ; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица : я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает :

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

Проблема эмоционального выгорания педагогов . Профессия педагога , воспитателя (по-другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания .

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила : выросли требования со стороны родителей к личности педагога , его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку : приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии .

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами : страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом ; страх перед контролем.

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием " понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы . Этот синдром включает в себя три основные составляющие :

эмоциональную истощенность ,

Деперсонализацию (цинизм)

Редукцию профессиональных достижений .

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными, возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер, проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается и приводит к конфликтам.

Редукция – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере , осознание неуспеха в ней.

1. Упражнение «Поза Наполеона» Участникам показывается три движения : руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего : «Раз, два, три!» , каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится) . Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение. Комментарий ведущего : Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. «Воображаемый цветочек» .

3. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

4. Упражнение «Лестница»

Цель : осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности . Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы :

Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

Что мешает Вам находиться наверху?

Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

5. Грибочки встали. Упражнение «Моечная машина» . Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной» , последний – «сушилкой» . «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой» , с начала шеренги идет следующая «машина» .

6. Упражнение «Распредели по порядку»

Цель : донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего» Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень :

Муж (жена)

Друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :

2. Муж (жена)

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.

8. Цветочки встали. Упражнение «Рукопожатия» Цель :Активизация участников группы, установление первичного контакта. Педагог предлагает участникам группы, хаотично перемещаясь по комнате (или в два круга внутренний и наружный ) и встречаясь с кем-либо, здороваться предложенным способом : кивком головы, ладошками, пяточками, спинками, плечом, коленями, воздушный поцелуй, объятием.

9. Упражнение «Снеговик» Ведущий : Давайте встанем и превратимся в снеговика - «замерзнем» . Предлагается «замерзнуть» так сильно, как это только возможно. Психолог дотрагивается до некоторых участников, проверяя, насколько твердыми стали мышцы рук. Затем сообщается, что выглянуло солнце, и наш снеговик растаял. Проверяется степень «оттаивания» : рука участника, поднятая вверх ведущим, свободно падает без всякого напряжения. Ведущий : Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

10. Упражнение «Какой частью автомобиля вы себя чувствуете?»

11. Упражнение «Плюсы и минусы» Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат : педагоги должны увидеть , что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела , но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности , осознать, что затруднения у педагогов похожи .

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции , а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду :

Громко запеть;

Резко встать и пройтись;

Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

Измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

13. Притча. «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

Здравствуйте! Соединяю!

Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний : постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

Да, внимательно.

Начинаем с последнего года :

1) Надоела эта работа! (исполнено : “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено : “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено : денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено : они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено : на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено : получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено : к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено : не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

14. Плавно переходим к следующему упражнению «Цветочки с желаниями» (на цветочках написать желание и опустить в воду) .

15. Дерево сотрудничества (нарисовать руку вырезать и написать пожелания своим коллегам, приклеить на дерево сотрудничества).

16. Рефлексия.

Спасибо за внимание! Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Удачи и счастья!

Тренинг на тему:

« Эмоциональное выгорание педагогов»

Чаще всего встречается в различных сферах коммуникативной деятельности (педагоги, врачи, работники социальных служб и т.п.)

Эмоциональное выгорание имеет накопительный эффект, связанный с изменениями личности. Негативно отражающийся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса, а также на развитии самой личности.

Актуальность: возрастающие требования со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью.

Способность к сопереживанию – одно из самых важных качеств педагога. Но ни одного педагога заранее не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Педагог – альтруистический тип профессии.

СЭВ (синдром эмоционального выгорания) – процесс постепенной утраты эмоциональной, физической энергии, умственного истощения, личной отстраненности.

Причины: Основной фактор – это хронический стресс на рабочем мете, к которому приводят:

Предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;

Отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

Недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;

Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным;

Переживание несправедливости и т.п.

Признаки и симптомы СЭВ:

- эмоциональное истощение: перенапряжение, постоянное чувство усталости и нежелания идти на работу;

- личностная отстраненность: пропадает интерес к проф.деятельности, ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного;

- падение самооценки: чувство вины, депрессия;

Профилактика СЭВ: должна быть комплексной, целенаправленной и постоянной. Вашему вниманию я предлагаю одно из мероприятий по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Цели и задачи:

- активизировать опыт работы по профилактике СЭВ;

- научиться создавать условия, способствующие профилактике СЭВ;

- снятие эмоционального напряжения, освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Программа тренинга:

п/п

Время

Материалы

Игра «Силуэт». Участникам раздаются карточки с контуром человека. Задача – нарисовать лицо, написать свое имя и прилагательное, которое отражает эмоциональное состояние на момент начала тренинга. На оборотной стороне написать, что вы ожидаете от тренинга

Листки с силуэтом человека

Игра – приветствие. Участники игры становятся в круг вместе с ведущим и приветствуют друг друга различными способами.

Варианты приветствий:

Россия - рукопожатие

Италия – горячо обниматься

Бразилия – хлопать друг друга по плечу

Зимбабва – труться спинами

Македония – здороваются локтями

Никарагуа – приветствуют друг друга плечами

Австралийские аборигены – тройное приветствие: хлопнуть по ладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Рефлексия:

- ваши ощущения, эмоции;

Что понравилось;

Что не понравилось;

Замечания и предложения.

Упражнение «Баланс реальной жизни»

Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся:

Работа (профессиональная жизнь)

Работа по дому

Личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

Рядом нарисуйте второй круг – их идеальное соотношение (как вам хотелось бы, что бы было).

Обсуждение:

Есть ли различия? В чем они заключаются?

Почему так получается?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

Комментарии: это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией, как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную «проблемность», «перекосы» в психической энергии.

Ручки, бумага

Упражнение «Трудоголики» и «Пофигисты».

Разделить любым известным способом аудиторию на две команды. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции: «Почему хорошо быть трудоголиком?», «Почему хорошо быть пофигистом?»

Затем участники команд поочереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая приведет большее количество аргументов в поддержку своей позиции.

Рефлексия:

А сейчас посмотрите на свои жизненные круги, изменилось ли, что – то в ваших взглядах на баланс жизни?

Метафора «Стеклянный сосуд»

    Сейчас я возьму и наполню стеклянную банку камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка?

    Сейчас я возьму горох и всыплю в банку, немного потрясу ее. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка?

    А сейчас я возьму соль и насыплю ее в банку. Естественно, что соль заняла полностью существующее свободное место. Полна ли банка?

    Я достаю стакан с водой и выливаю в банку, Соль начинает растворяться.

Обсуждение: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все – таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется. Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок (соль) – это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей.

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время для работы, уборки дома, починки автомобиля и т.п. Занимайтесь, прежде всего, камнями – самыми важными вещами в жизни!

Вы спросите: «А для чего же вода?» Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что как бы ни была занята ваша жизнь, всегда есть немного места для праздного безделья…

Стеклянный сосуд,

камни, горох, песок (соль), вода

Рефлексия: Предлагаю вернуться к своим силуэтам, которые мы рисовали в начале тренинга. Желаете ли вы, что – то поменять в них? Изменилось ли ваше настроение после тренинга? Оправдались ли ваши ожидания? (участники пересматривают свои силуэты).

А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый высказал свое мнение о тренинге, поделился впечатлениями своими чувствами. Что вы возьмете с собой с этого тренинга?

В заключении хотелось бы вам сказать: «Берегите себя для себя! Спасибо за внимание!»

Приложение

Трудоголики

Пофигисты

Трудоголики

Пофигисты