Зачем определять доминирующий глаз. Тесты на доминантность

Эти простые тесты помогут вам больше узнать об особенностях зрения.

Поиск мертвой зоны

Глаз человека имеет большой недостаток. Например, предметы (в нашем случае будут две точки), расположенные рядом друг с другом, могут магическим образом пропасть из нашей зоны обзора.

Ниже вы видите красный крестик и синюю точку. Закройте левый глаз , а правым смотрите только на крестик. Боковым зрением вы видите точку. А теперь медленно приближайтесь к экрану. В какой-то момент синяя точка пропадет.

Обман рецепторов

Глаза человека имеют три типа рецепторов, воспринимающих разные цвета: красный, зеленый и синий. Когда вы смотрите на цветное изображение слишком долго, то рецепторы начинают уставать. Если фотографию резко заменить на черно-белую, то уставшие рецепторы не успеют адаптироваться. В итоге вам будет казаться, что вы видите цветное изображение.

Посмотрите на точку в центре этой фотографии:

Вены глаза

Для следующего эксперимента вам потребуется лист бумаги небольшого размера. В центре проделайте дырку. Держите лист напротив яркого белого фона. Лучше всего подойдет монитор компьютера.

Смотрите через отверстие, слегка встряхивая лист. В какой-то момент вы увидите темную сеть линий, как на листе дерева. Это и есть вены вашего глаза. А если быть более точным — тень, которую они отбрасывают.

Определение доминирующего глаза

У каждого человека есть доминирующий глаз, который имеет более широкую зону обзора. У 80% людей доминирующий глаз правый.

Поставьте ваши ладони так, чтобы получился треугольник.

Посмотрите через треугольник на небольшой объект в метре от вас.

А теперь закройте один глаз. Затем другой.

Доминирующий глаз будет видеть предмет примерно так:

Из рисунка 3 мы можем видеть, что в интегрированном состоянии мы способны получать первичный обзор обеими глазами, которые включают оба поля: левого и правого глаза. Обзор с этих полей затем интерпретируется в , чтобы дать нам действительное и анализ. Только 4 % визуальной информации действительно приходит через глаза как первичное видение, другие 96% строятся в нашем мозге, используя интегральную информацию от нашей и всех наших чувств.

Визуально-способные ученики имеют глаз противоположную доминирующему , и сохраняют доступ к визуальной информации даже под . Для них помощью будет визуальная презентация новой или критической

информации в виде карт, диаграмм, картин, таблиц, стендов и т.п. Под доминирующий глаз будет определять, как визуальная информация первоначально обрабатывается, в зависимости от того, с каким полушарием связан доминирующий глаз. Рисунок 4 иллюстрирует различия в видении для учеников с гештальт доминантой и логической доминантой. Личности с логической доминантой и противоположным доминирующим глазом будут обрабатывать свое визуальное поле только в деталях, опуская большую картину. Личности с гештальт доминантой и противоположным доминирующим глазом будут видеть всю картину, опуская детали.

В визуально-ограниченном профиле (рис. 5) доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, и визуальный доступ во время уменьшается. Приблизительно половина всех учеников имеют доминирующий глаз на той же стороне, что и доминирующее полушарие. Таким образом, при попытке получения критической информации, они могут не смотреть на преподаватели. Они даже могут закрыть глаза для того, чтобы более эффективно сконцентрироваться на устной информации, особенно если их ведущее ухо находится с другой стороны от ведущего полушария. Как вы можете себе представить, доминирующий глаз имеет важное значение при чтении. При нормальной церебральной организации доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз естественным образом следит слева на право, в то время, как левый глаз естественным образом следит справа на лево. Ученики с левым доминирующим глазом будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, затем с левой, это вызывает трудности в чтении языков, которые пишутся слева на право (например русский язык). Поскольку рука и глаз так глубоко связаны, то перевернутое письмо не является чем-то необычным, когда дети с доминирующим левым глазом начинают учиться читать и писать.

Голубые и зеленые, их наследование обуславливает две пары генов. Оттенки этих цветов определяются индивидуальными особенностями организма распределять меланин в хроматофорах, которые располагаются в радужке. Влияют на оттенок цвета глаз также иные гены, которые отвечают за цвет волос и тон кожи. Для белокурых людей со светлой кожей типичны , а представители негроидной расы имеют темно-карие очи.

Ген, который отвечает только за окрас глаз, расположен в 15 хромосоме и носит название HERC2, второй ген - EYCL 1 находится в 19 хромосоме. Первый ген несет информацию относительно карего и голубого цвета, второй - о зеленом и голубом.

Доминантным в аллели HERC2 является карий цвет, в аллели EYCL 1 - зеленый цвет, а голубые глаза наследуются при наличии рецессивного признака в двух генах. В генетике принято обозначать доминанту заглавной буквой латинского алфавита, рецессивный признак – это строчная буква. Если в гене встречаются заглавные и строчные буквы - организм по этому признаку является гетерозиготным и у него проявляется доминирующий окрас, а скрытый рецессивный признак может унаследовать ребенок. Проявится у малыша «подавленный» признак при наследовании абсолютной рецессивной аллели от двух родителей. То есть у родителей вполне может родиться голубоглазый ребенок или с .

Используя латинские буквы, карий цвет глаз, который определяется геном HERC2, можно обозначить AA или Aa, голубым глазам соответствует набор аа. При наследовании признака ребенку передается по одной букве от каждого родителя. Таким образом, если у папы гомозиготный признак карих глаз, а мама голубоглазая, то расчеты выглядят так: AA+aa=Aa, Aa, Aa, Aa, т.е. получиться может только набор Aa, который проявляется по доминанте, т.е. глаза будут карие. Но если папа гетерозиготный и имеет набор Aa, а мама голубоглазая - выглядит: Aa+aa=Aa, Aa, aa,aa, т.е. имеется вероятность в 50%, что ребенок у голубоглазой мамы будет с такими же глазами. У голубоглазых родителей формула наследования глаз выглядит: aa+aa=aa ,aa, aa, aa, в этом случае малыш наследует только рецессивную аллель aa, т.е. цвет его глаз будет голубым.

В аллели EYCL 1 признак окраса глаз наследуется таким же образом, как в гене HERC2, но только буква A обозначает зеленый цвет. Природой устроено так, что имеющийся доминантный признак карих глаз в гене HERC2 «побеждает» присутствующий зеленый признак в гене EYCL 1.

Таким образом, ребенок всегда наследует карий цвет глаз, если один из гомозиготный доминантный набор AA в гене HERC2. Если же родитель с передает ребенку рецессивный ген а, т.е. признак голубых глаз, то окрас очей определяет наличие зеленого доминантного признака в гене EYCL 1. В случаях, когда родитель, обладающий зелеными глазами, не передает доминантный признак A, а «дарит» рецессивный аллель а – ребенок рождается с .

Все, кроме амбидекстеров, воспринимают тот факт, что у них есть доминирующая рука, как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее, у большинства людей есть еще и доминирующий глаз, о чем они, впрочем, не в курсе. А ведь это знание будет весьма полезным в ряде случаев и ситуаций, от осмотра у окулиста и до охоты. Чтобы узнать, какой глаз у вас доминирующий, просим прочесть эту статью!

Шаги

1 Проверка морганием

  1. 1 Вытяните руки перед собой. Ладони поднимите вверх, держа их так, как на картинке.
  2. 2 Сделайте треугольник. Вытяните большие пальцы так, чтобы они были перпендикулярным ладонями, сведите руки вместе. Большие пальцы должны быть внизу, две остальные стороны треугольника должны образовываться другими пальцами.
    • Этот треугольник будет своего рода вашей обзорным окном - через него вы и будете смотреть на мир в ходе этого теста.
  3. 3 Посмотрите через треугольник на какой-нибудь объект. Найдите находящийся поблизости объект небольшого размера (или наоборот). Суть в том, чтобы видеть через треугольник объект целиком. Дверная ручка, кружка, письмо - все сгодится.
  4. 4 Смотрите в треугольник между руками, не на руки! Руки теперь должны восприниматься слегка размыто, тогда как сам объект вы должны видеть довольно четко. Главное - смотреть прямо на объект, не поворачивая голову и не кося.
    • Лучше всего будет, если вы слегка измените границы треугольника, чтобы границы объекта совпадали с границами вашего обзорного окна. Строго говоря, если ваш смотровой треугольник больше объекта, сведите руки - и наоборот.
  5. 5 Поочередно закройте глаз, чтобы понять, как вы видите лучше. Закройте глаз, откройте его, затем закройте другой глаз. Всякий раз, когда вы “меняете” глаза, объект должен или оставаться на месте, или смещаться, выходя из зоны обзора. После нескольких попыток вы сможете определить, какой глаз у вас доминирующий - этот тот, смотря которым, вы не замечаете изменения положения объекта. Тот же глаз, при котором объект исчезает из зоны видимости, не доминирующий.
    • Другими словами, если вы закрыли левый глаз, и объект сразу же скрылся за рукой, а когда закрыли правый, то остался на месте, то левый глаз у вас доминирующий.
  6. 6 Если нужно, вырежьте круг в листе бумаги. Некоторым сложно сфокусироваться на объекте, глядя на него через руки. В таком случае вам пригодится лист бумаги с вырезанным в нем отверстием (небольшим, сантиметра 3 в диаметре). Используйте это отверстие как смотровое окно, а все остальное пусть будет по-старому.

2 Альтернативный метод

  1. 1 Сделайте треугольник. Вытяните большие пальцы так, чтобы они были перпендикулярны ладоням, сведите руки вместе. Большие пальцы должны быть внизу, две остальные стороны треугольника должны образовываться другими пальцами.
    • Или сразу возьмите лист бумаги и сделайте в нем смотровое отверстие.
  2. 2 Сфокусируйте взгляд на объекте. Смотрите в треугольник между руками, не на руки! Руки теперь должны восприниматься слегка размыто, тогда как сам объект вы должны видеть довольно четко. Главное - смотреть прямо на объект, не поворачивая голову и не кося.
  3. 3 Медленно приблизьте руки к лицу. Да, именно - приближайте ваше смотровое окно к лицу. Голову при этом держите неподвижно, продолжайте смотреть на объект.
  4. 4 Продолжайте приближать руки, пока те не коснутся лица. Глаз, напротив которого они остановятся, и будет доминирующим. Фокус в том, что люди, сами того не осознавая, приближают руки к тому глазу, который доминирует. Соответственно, если вы приблизили руки к лицу и поняли, что те остановились напротив правого глаза, то именно он у вас доминирующий.
    • Не вертите головой, это важно! Даже если вы измените положение головы самую малость, то точность теста уже не гарантируется!
    • Редко, но бывает, что оба глаза “доминирующие”.

Пол Деннисон и его последователи (http://www.koob.ru/xannaford/) разработали довольно эффективные тесты

Метод Самоопределения
Рука.

Какой бы рукой вы не писали и не считали ведущей лучше разок усомниться и довериться эксперименту. Попросите товарища дать быстро и неожиданно вам ручку или палочку на уровне талии. Какой рукой вы коснётесь предмета, та и будет действующей доминирующей рукой. Можно быстро сцепить руки в замок. Какой большой палец окажется сверху, та рука будет ведущей. Также можно начать бурно хлопать, когда одна рука сверху хлопает, а другая снизу. Ещё можно резко скрестить руки на груди. Ваша доминанта –сверху.

Глаз.

Вытяните руку, любую, с карандашом вперед, направляя его на ориентир (ручку двери, статуэтку, часы и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Глаз, не меняющий положение карандаша по отношению в линии интерьера, и является доминирующим.
Ухо. Вспомните, к какому уху вы чаще всего прикладываете мобильный телефон, когда вам ничто не мешает его держать любой рукой. Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы разворачиваете вверх, чтобы слышать звуки вокруг. Вот и нашли свою доминанту.
Нога.

Подбегите к лестнице и поднимитесь на ступеньку. Отметьте, какую ногу вы использовали первой. Играя в футбол, понаблюдайте, а ещё лучше попросите кого-нибудь понаблюдать, какой ногой вы чаще бьёте по мячу. Можно наклониться вперед, держа ноги вместе, пока не начнёте падать. Заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть. Лучше, чтобы вас кто-нибудь толкнул неожиданно. Советую, не переборщить с толканием, мало ли что.

Полушарие мозга.

Изучите таблицу различий работы полушарий, вспомните, как вы реагируете во время сильно напряженной ситуации. Уже это даст много информации по определению доминантности. Поведение во время стресса наиболее непосредственное. Для того, чтобы установить, где размещена логическая функция, попросите товарища положить руки на ваши предплечья. Потом вы громко сосчитаете вслух от 1 до 5. Сначала проверяем правую руку, потом левую. Доминантная будет реагировать на счёт легким напряжением. Счет идет только из логического полушария. Например, если правая рука блокируется, значит сигналы идут из левого полушария, и оно будет рассматривается как логическое.
Если у вас доминирует логическое полушарие, то вы ухитряетесь проанализировать ситуацию, описать её. Вы концентрируетесь на деталях. Действуете механично, автоматично.
Если у вас доминирует образное полушарие: тогда вы постараетесь охватить всю ситуацию целиком и прочувствовать её. Вы вряд ли сможете рассказать о ситуации по частям, скорее это будет что-то междометное с размахиванием руками. Зачем слова, когда и так всё понятно, вам просто необходимо двигаться и проявлять всю гамму эмоций.
Тестирование по мышечной проверке более точное, но его лучше проводить со специалистом.
Иногда (редко) полушария мозга меняют доминантность, то есть, образное находится в левом полушарии, а логическое – в правом. Важно в таком случает определить ведущие органы чувств – руку, ногу, глаз и ухо. Это будет необходимо для дальнейшего анализа комбинаций. Почему так бывает? Не знает никто, как и то, почему появляются левши, хотя подобный перекос бывает и у правшей.
Наибольшие трудности в определении доминантности бывают у амбидекстров, поскольку она, то есть доминантность, как бы плавающая и зависит от общего физического и психического состояния человека в определённый момент. Поэтому, тестирование в подобном случае нужно проводить многократно и в различных состояниях. Результаты могут быть очень разнообразны. А что делать? Творческий почерк.
Одно дело разобраться в своих доминантностях, другое дело понять, как это работает и как можно улучшить эту работу, сделать более эффективной. Особенно важно это понимание для учащихся. А учимся мы все и всегда.

Глаза
Мы получаем зрительный образ обоими глазами. Информация интерпретируется в мозге, причём довольно мало визуальной информации действительно приходит через глаза, как первичное восприятие, основное видение складывается из информации, имеющейся в нашей памяти и всех наших чувств.
Глазасто-способные имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию. Для них лучше один раз увидеть, чем объяснять что-то новое.
Причём логики с противоположным доминирующим глазом будут прекрасно ориентироваться в деталях увиденного, замечать частности и не обращать внимание на целое, общее, цвет для них не очень важен. Зато линии и расположение деталей им очень даже интересно и легко воспринимаемо.
Образники, с противоположным ведущим глазом, наоборот, будут видеть сразу всю композицию, пренебрегая детализацией. Для них важен колорит, симпатия или неприятие увиденного, выстраиваемый и творчески обыгрываемый своими фантазиями образ. Могут видеть то, что сами напридумывали.

Если доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, то правильное видение, особенно во время стресса уменьшается. Кстати, это не такое уж редкое состояние. Таким образом, при попытке сосредоточиться и быстро что-то понять, они могут вообще не смотреть на объект или собеседника. Они исхитрятся вообще закрыть глаза для того, чтобы более эффективно сконцентрироваться на устной информации, особенно если их ведущее ухо находится на нужном месте. То есть, с другой стороны от ведущего полушария.
Что происходит при чтении? При нормальной, перекрёстной организации, доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз следит за текстом слева направо, а левый глаз — справа налево. Следовательно, образники, чаще всего левши, с левым доминирующим глазом, будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, это может вызвать трудности в чтении, например, русского языка. Зато легко справятся с арабским. Для левшей коррекция может проходить безболезненно до школьного периода, если с ними специально заниматься.
Хуже для амбидекстров и тех, у кого доминирующий глаз находится там же, где и доминирующее полушарие. Поскольку рука и глаз глубоко связаны, то перевернутое, или переставленное по частям, письмо будет их частой ошибкой, когда начнут учиться читать и писать. Кстати, поэтому возникают искусственные проблемы у переученных левшей. Рука и глаз находятся в антагонистических взаимоотношениях.

Уши
Уши ловят слуховую информацию, позволяя нам слушать и слышать звуки нашего окружения. В гармоничном состоянии мы принимаем первичную слуховую информацию обоими ушами. Звук тоже интерпретируется в мозге, задействуя нашу память и все чувства.
Способные слухачи имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают получать информацию именно слуховую. Левши, или образники, с противоположным доминирующим ухом будут главными слушателями новостей, стихов, историй, любой эмоциональной информации. Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями аналитической, научной, детальной или линейно выстроенной информации.
Височная область Вернике, которая воспринимает звуковую информацию, напрямую связана с областью, которая обрабатывает запоминание и эмоции в системе, отвечающей за процессы памяти. Люди со слуховой доминантой часто имеют превосходную память – в зависимости от их связи с полушарием. Видимо в древности таких людей было много, ведь информация передавалась и запоминалась устно.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне, имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию.
Личности с образным доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основное значение сказанного, суть, эмоциональную окраску и целые понятия.
Когда доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, доступ слуховой информации уменьшается, особенно во время стресса. Такие слушают, но не слышат. Исследования показали, что почти половина учеников являются таковыми, но большая часть обучения производится устно!
Известно, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность распознать высокочастотные звуки обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), поэтому при нарушении речи необходимо развивать фонематический слух. Возможно в таком случае обучение правильной речи через чтение раньше, чем через устную речь, которой ещё и нет.

Руки
Ручками, руками и ручищами мы касаемся и двигаем. Руки нужны для передачи знаний через жест и письмо, ручную деятельность. Когда люди говорят, заодно увеличивается активность области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение. Поэтому, люди с логическим доминирующим полушарием стремятся говорить, любят говорить о том, что изучают, высказывать своё мнение. Люди, чья доминирующая рука противоположна доминирующему полушарию (обычно левое полушарие/правая рука) являются хорошими лекторами и рассказчиками. Им полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Они хорошие чертёжники, копираторы.
Личности с логическим доминирующим полушарием, чья доминирующая рука находится на той же стороне тела (обычно левое полушарие/левая доминирующая рука) будут ограничены в общении. Им будет катастрофически не хватать слов и жестов. Жалкое зрелище истукана с бедной речью, с ничего не выражающими, непослушными руками.
Личности с доминирующим образным полушарием стремятся выражаться жестами больше, чем словами. Их язык тела могут быть очень выразительным. Когда доминирующая рука противоположна доминирующему образному полушарию (обычно правое полушарие/левая рука), человек может общаться жестами, манипулировать предметами, пространственными макетами, куклами. Они любят ручной труд. Им лучше сделать что-то, чем объяснить, что это такое.

Ученик с образной доминантой и доминирующей рукой на той же стороне тела (обычно правое полушарие/правая доминирующая рука) является ограниченным в общении. Их движения хаотичны, не логичны, как и их ручные изделия. Всё валится из рук.
В любом случае, движения и устное общение являются существенными для закрепления новой информации.

Ноги
Личность с доминирующей ногой противоположной доминирующему полушарию мозга способна к ловким движениям. Когда доминирующая нога находится на противоположной стороне тела от логического полушария, человек будет выполнять легко планируемые движения, например, в спорте, танцах и других видах активного движения, но не любят спонтанности и неожиданности.
Если доминирующая нога противоположна образному полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако, такие людей будут игнорировать план и инструкции.
Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие то под стрессом движение будет затруднено и коряво, неуклюже. Они, скорее, остановятся, и ничего не будут делать. Или они будут стремиться носиться по кругу, но их усилия будут непродуктивными и потраченными впустую.
Выводы
Оптимальным при обучении является состоянием гармонично работающего мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать условия и подбирать упражнения. Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Если можно видеть наглядный материал, слышать объяснения этого материала, и получать тактильные возможности — брать и разбирать на части макеты, манипулировать ими и т. д., это дает большой шанс подобрать соответствие всем видам обучения. Другой важной составляющей является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.