Не могу найти интересное по душе занятие. Как найти себе занятие по душе? Выбираем хобби

Каждому HR-у полезно изучить понятия моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния, причины и последствия, а главное - методы выявления. Полезные советы с тестами и примерами вы найдете в статье.

Из статьи вы узнаете:

«Наш коллектив - дружная семья, никто никого не обижает». Именно такой ответ на вопрос о моббинге обычно приходится слышать, общаясь с руководителями. Но это вовсе не значит, что в коллективе все гладко, ведь чаще всего нелицеприятные факты не афишируются и тщательно скрываются от начальства.

Что такое моббинг и буллинг

Моббинг в организации - коллективные нападки на человека, которого коллеги выбрали жертвой психологического насилия. В отличие от буллинга, когда жертву третирует один человек, в моббинг вовлекается группа людей, например, «неугодного» коллегу донимают всем отделом. Негативные последствия очевидны: климат в коллективе портится, командная работа не клеится. Эффективность ожидаемо снижается: подвергаемая нападкам часть команды подавлена, в то время как остальной персонал тратит рабочее время на прессинг коллег. Падение производительности труда отражается на доходах и репутации компании.

С чего начинается моббинг: виды и причины

Психологи делят моббинг на «белый» и «черный». Хотя такое деление весьма условно, особенности разных видов прессинга оно четко отражает:

  • «Белый» моббинг - латентный, неявный.

Пример - сотрудники специально испортили или потеряли важные документы, свалив вину на коллегу, и открещиваются от причастности к происшествию.

  • «Черный» моббинг - явный, выражается как открытый конфликт.

Пример - жертву бойкотируют, высмеивают при свидетелях, практикуют неоправданные придирки.

Моббинг на рабочем месте бывает вертикальным , когда руководитель оказывает психологическое давление на подчиненных, и горизонтальным , когда жертву находят среди равных по должностному статусу, но менее опытных, робких или не умеющих давать отпор сотрудников. Каким бы ни был моббинг, причины такого поведения обычно лежат на поверхности.

Так, если старожилы компании придираются к перспективному новичку, высока вероятность, что они воспринимают его как опасного конкурента и чувствуют угрозу для себя.

В отдел продаж приняли сотрудника с отличным послужным списком и хорошими рекомендациями. Начальник отдела очень доволен, чего нельзя сказать о рядовых сотрудниках, которые чуть ли не с первого дня игнорируют новичка, не делятся с ним важной рабочей информацией и принимают в штыки любые его идеи. После беседы с каждым членом коллектива тет-а-тет руководитель выяснил, что проблема заключается не в личных качествах новичка, а в том, что он - ценный специалист. Старожилы решили, что к ним теперь будут предъявлять повышенные требования. Все, что потребовалось в данной ситуации - развеять опасения сотрудников и объяснить им, что успех достигается в первую очередь за счет слаженной работы.

Моббинг в женском коллективе имеет свои особенности. Интриги, излишне эмоциональная реакция на мелкие проблемы, склонность к формированию коалиций - частые проблемы женского коллектива. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, .

Моббинг в мужском коллективе проявляется в виде нездоровой конкуренции, агрессии и неумении находить компромиссы.

3 распространенных причины моббинга

1. Зависть к более успешным коллегам.

2. Национальная или религиозная нетерпимость.

3. Сведение личных счетов.

Вертикальный моббинг часто вызван желанием начальника самоутвердиться за счет подчиненного или «выдавить» новичка, чтобы предоставить рабочее место кому-то своему, а также страхом потери должности - ведь талантливый работник может его «подсидеть»!

В юридическом отделе крупной фирмы была постоянная текучка юристов. Новички показывали хорошие результаты, но буквально через несколько месяцев уходили по собственному желанию. В итоге выяснилось, что в этом виновата начальника отдела, которая боялась конкуренции со стороны наиболее перспективных сотрудников и не стеснялась в методах: угрожала испортить профессиональную репутацию, публично высмеивала и порицала, ставила заведомо невыполнимые задачи. Мало кто выдерживал такое отношение, а в результате страдали интересы компании. После увольнения начальницы ситуация нормализовалась.

Как выявить моббинг в коллективе

«Черный» моббинг выявить несложно, достаточно просто понаблюдать за отношениями в коллективе. Самые очевидные и часто применяемые инструменты - бойкоты, когда человека игнорируют и демонстративно с ним не общаются, неоправданные придирки, порча личных вещей или жестокие шутки. Даже на первый взгляд безобидное, но постоянное подтрунивание - самый что ни на есть моббинг, последствия которого серьезно отражаются на самочувствии конкретного сотрудника и рабочем микроклимате в целом.

Читайте в материалах журнала «Директор по персоналу», .

«Белый» моббинг выявить сложнее. На него могут указывать косвенные признаки, например:

  • Высокая текучесть кадров , превышающая условную норму в 5-10%. Если при конкурентоспособной зарплате и хороших условиях труда сотрудники то и дело увольняются по собственному желанию, причина, как правило, кроется в плохих взаимоотношениях с коллегами;
  • Негативные отзывы в выходных интервью с увольняющимися сотрудниками. После увольнения терять им, по сути, нечего, поэтому работодатель может рассчитывать на откровенный разговор об интригах, разборках между коллегами и прочих замалчиваемых проблемах.
  • Снижение лояльности и удовлетворенности персонала .

Последний пункт многие руководители упускают из виду. А между тем, достаточно простого анкетирования или тестирования сотрудников , чтобы понять - в коллективе что-то явно не в порядке. Вопросы формулируйте четко и прямо:

  1. Ваше мнение о психологическом климате в компании?
  2. Находите ли вы общий язык с коллегами?
  3. Хотели бы вы и дальше работать в компании?
  4. Какие проблемы, на ваш взгляд, есть в коллективе?

Существуют специальные тесты, которые направлены на выявление буллинга и моббинга:

Как предотвратить и прекратить моббинг на работе

Предположим, вы выявили моббинг на работе: как противостоять этому явлению? И что сделать, чтобы такая ситуация не повторилась в дальнейшем?

Советы для HR

  1. Помните, что здоровая конкуренция полезна. Но, нужно следить, чтобы сотрудников не сталкивали лбами в конкурентной борьбе, не подогревали воинственное настроение, если климат в коллективе и без того не слишком благоприятен.
  2. Не пускайте конфликты и манипуляции на самотек, разбирайтесь с нарушителями спокойствия «по горячим следам».
  3. Поддерживайте жертву психологического террора - не чувствуя поддержки, хороший работник может уволиться. Не игнорируйте проблему!
  4. Установите четкие критерии оценки персонала.
  5. Работайте над развитием корпоративной культуры, следите за соблюдением правил элементарной вежливости. Создайте подробные должностные инструкции, разработайте этический кодекс.
  6. Введите институт наставничества, чтобы новичок мог обратиться за помощью и советом к более авторитетному сотруднику.

Можно ли объявить работнику, обижающему коллег, выговор или замечание? Ситуация непростая, и прежде чем наказывать нарушителя дисциплины, следует учесть все обстоятельства. Эксперт «Системы кадры» даст квалифицированный ответ .

Опытный HR всегда знает, как помочь и поддержать сотрудника, которого не заслуженно обижают в коллективе. А также, знает, как можно заранее предотвратить такие ситуации. Например, раздать персоналу полезную памятку, которой они смогут воспользоваться в трудной ситуации .


Моббинг - эмоциональное насилие, и его не стоит терпеть или игнорировать. Обращайте внимание на психологический климат в коллективе, регулярно проводите интервью или анкетирование новичков, чтобы убедиться в отсутствии «дедовщины» на работе. Если вы стали свидетелем или жертвой моббинга, сообщите об этом руководству - сама по себе ситуация не разрешится, необходимо разобраться в причинах и устранить их.

Родительские интернет-форумы кричат о беспрецедентном распространении случаев насилия в школах. Средства массовой информации не отстают. Ютуб переполнен роликами, демонстрирующими насилие в школе, что делать, никто не знает. Там можно увидеть все – от избиения учителей до изнасилований несовершеннолетних.

Родители возмущены, на интернет-форумах советуют друг другу отдавать своих детей в карате, учиться драться, чтобы «давить гадов поодиночке». Кое-где, правда, пробиваются робкие возражения на тему «мой ребенок не сможет ударить», на которые идет волна комментариев по типу «если ты сопля и не защитишь себя сам – никто тебя не защитит!»

Кто и что может защитить наших детей от школьного насилия? Куда обращаться?

Школьные психологи?

Школьные психологи проводят тесты. Много тестов. Как будто тесты от чего-то спасают. Тесты показывают то, что и так все прекрасно видят.

Вопрос в другом, что с этим делать, как бороться с проблемой насилия в школе? Но психологи, похоже, сами толком не знают.

Правда, придумали классификацию. Есть, например, буллинг, а есть моббинг.

Буллинг – это когда один или несколько «бычков» обижают слабых и тех, кто не может противостоять. Это как дедовщина в армии.

Моббинг – это когда весь класс «травит» одного ребенка, как в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

Есть троллинг, когда дети преследуют и позорят друг друга в соцсетях, дело может дойти до того, что жертва, не вынеся эмоционального прессинга, накладывает на себя руки. И такие последствия уже были.

Но классификации явно уже не хватает, так как есть еще просто жестокое обращение детей друг к другу, когда скучно, когда делать нечего, или просто на спор. Как это случилось в Нижегородской области, когда 15-летняя девочка просто на спор задушила 7-летнюю девочку подушкой. Ни за что.

Школьные психологи, к сожалению, пока не могут это ни диагностировать заранее, ни предупредить.

Знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана могут реально помочь преодолеть проблему школьного насилия, если подойти к этому вопросу комплексно, понимая происходящее на уровне причин.

Родители?

Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.


Да и обижать дети могут не в открытую, а анонимно, например, спрятать вещи какого-то одного ребенка и всем классом с удовольствием наблюдать, как тот мечется в поисках пропавших тетрадок или физкультурной формы в страхе получить нагоняй от учителя. Да и не из каждого ребенка можно вырастить хорошего каратиста. Вот цитата мамы с одного родительского форума на тему насилие в школах:

«Я сама работала пять лет тренером по каратэ, мой муж имел черный пояс по каратэ, и когда я была беременна, то думала, что у ребенка это будет уже в крови. Сейчас сыну 12 лет и его все обижают в школе, сердце кровью обливается. Столько раз ему и говорила, и показывала, как себя защитить, но все зря. Он боится, если он ударит, то они соберутся толпой и побьют».

С точки зрения системно-векторной психологии, все понятно! Ведь если (о чем мама, к сожалению, не знает), то он никогда не станет на «путь воина», его предназначение совершенно иное – это развитие культуры. Такого мальчика бесполезно учить драться, он все равно будет бояться постоять за себя. В нем жизненно необходимо развивать чувства, для этого нужно вести его не в секцию борьбы, а в музыкальную школу и в театральную студию. Там, раскрывая свои таланты, он постепенно выведет свой страх наружу и перестанет бояться. А это значит, он перестанет быть жертвой насилия в школе.

Козлом отпущения в классе может стать практически любой ребенок, это может быть, например, новенький. Мальчики и девочки со тоже могут стать предметом высмеивания, насилия в школе, что особо травматично для их чувствительной психики. Предметом насмешек может стать и звуковой ребенок. Он умный, тихий, задумчивый, не любит шума и грубых шуток и часто сторонится общения на перемене.

Учителя?

От учителя во многом зависит психологическая атмосфера в классе и отношение к определенному ученику. Но основной критерий оценки школы сейчас это успеваемость. Родителям нужны хорошие оценки, детям нужны хорошие оценки, учителям для отчета тоже нужны хорошие оценки.

Поэтому учителя заняты подготовкой детей к очередным тестам. Если ученик хорошо учится, к нему нет претензий.

Учитель задерган, завален бумажками, замучен бытовыми и личными проблемами. Он не обращает внимания на вопрос воспитания, ему не до этого. А иногда и сам не прочь «оторваться» на детях. Правда, дети платят ему тем же. Получается замкнутый круг школьного насилия.

По факту, у ребенка в школе есть только три роли: агрессор, жертва или пассивный наблюдатель насилия. Правда, пассивный наблюдатель не такой уж пассивный, он тоже находится в постоянном напряжении, потому что он видит все эти проявления физического насилия и тоже боится, так как не хочет стать жертвой. Предлагая научиться ребенку драться, мы по сути ничего не меняем в общем раскладе, круг насилия остается все тот же, взаимоотношения в школе так и остаются на уровне бандитских разборок.

Любого ребенка, прежде всего, надо учить не приемам рукопашного боя, а умению понимать людей, находить с ними общий язык, знать себя, свои особенности и сильные стороны. Но самое важное, необходимо понимать, что психика ребенка развивается, только если от родителей он получает , а также благодаря развитию его уникальных врожденных векторальных психических свойств. Если из кожно-зрительного мальчика пытаться делать «настоящего мужика», он просто не разовьется и, естественно, не впишется в жизнь. А если он будет лучше всех играть на гитаре или станет звездой школьного театра, то вместо ненависти ребята будут испытывать к нему симпатию и восхищение.

Чувство защищенности и безопасности и развитие согласно природным свойствам ребенка – это лучшая профилактика любых психологических проблем. Это то, что дает ребенку комфортное внутреннее состояние, в котором он, с одной стороны, не способен испытывать жгучую неприязнь, приводящую к насилию в школе, а с другой, не является слабым звеном, провоцирующим агрессию.


Только вместе, только всем миром

Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу , объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.

Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.

Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной , который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.

Что можно сделать? Как помочь?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет распознавать психику каждого ребенка, его желания, психологические потребности, стремления и страхи. Современному родителю, педагогу и психологу уже не обойтись без этих знаний. и почему? Почему ребенок ворует? Почему становится жертвой и как это предотвратить? Как нейтрализовать школьного шута? Как распознать потенциального убийцу или самоубийцу? (К сожалению, даже такие темы актуальны в современной школе!) Ответы на эти и многие другие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Конечно, подкованные взрослые сумеют в доступной форме передать эти знания своим детям, чтобы они тоже лучше понимали себя и других, знали, чего можно ожидать от того или иного ребенка или взрослого, и как с ними правильно взаимодействовать.

Еще одна важнейшая совместная задача по предупреждению насилия в школах – создание школьного коллектива. Помните девиз школы молодых чертей из старого советского мультика? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех!» Наслушавшись западной пропаганды, мы стали учить этому наших детей, не понимая, что это в корне ошибочно и противоречит нашему уретрально-мышечному менталитету. Для нас больше подходит девиз мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»


Если вы учитель или родитель, не упустите шанс, приходите на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и вы получите знания, которые станут реальным инструментом по предотвращению насилия в школе, в семье, на работе. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Моббинг и буллинг

Материал из Летнего лагеря

МОББИНГ

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе , как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

· Придирки

· Насмешки

· Предоставление ложной информации

· Доносительство

· Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

· отсутствие обратной связи

· попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр

· плохая организация информационных потоков

· расплывчатые границы ответственности и обязанностей

· отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха

· превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым

· большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо : «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

· в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом

· в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками . Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

ПОНЯТИЕ БУЛЛИНГА

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.

2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т. д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.

3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т. д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

· дистанцированность от взрослых и детей;

· негативизм при обсуждении темы буллинга;

Эмоциональные особенности:

· напряженность и страх при появлении ровесников;

· обидчивость и раздражительность;

· грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

· от самого пострадавшего;

· от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

· реальность самого буллинга;

· его длительность;

· его характер (физический, психологический, смешанный);

· основные проявления буллинга;

· участники (инициаторы и исполнители буллинга);

· их мотивации к буллингу;

· свидетели и их отношение к происходящему;

· поведение жертвы (поcтрадавшего);

· динамику всего происходящего;

· прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница , амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.

2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.

3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

· Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.

· Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.

· Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.

· Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.

РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (МОББИНГА).

Помощь детям, пострадавшим от насилия.

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:

¾ Создание условий недопущения буллинга (моббинга).

¾ Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.

¾ Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских школах считают, что проблема профилактики притеснения, травли, насилия может быть решена поэтапно.

Первый этап – признание наличия проблемы. Признание проблемы в рамках детского коллектива требует, что бы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Пока не будет достигнуто согласие, нет смысла начинать работу. Важно, чтобы к сотрудникам школы присоединились ученики и их родители. Сначала нужно определить масштаб проблемы. Это можно сделать различными путями, например, при помощи анонимного опроса учеников на тему, были ли у них до сих пор проблемы в детском коллективе, есть ли у них неприятности в настоящее время, знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности, если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще?

Такой же опрос необходимо провести и среди педагогов. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от детей или их родителей (опрос родительской озабоченности).

Второй этап – определение проблемы (ее суть, серьезность, частота возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей); контроль агрессивных намерений обидчиков и состояния жертвы; выработка плана работы с ситуацией.

Третий этап – реализация выработанного плана.

Создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в детском коллективе;

Лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;

Разработка этического кодекса отделения социальной реабилитации;

Ясно выраженное ожидание, что воспитанники будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо волонтерам.

Важным моментом является подготовка педагогов к тому, что им делать при обнаружении ситуации травли. Вот несколько рекомендаций:

¾ оставаться спокойным и руководить ситуацией;

¾ воспринять случай или рассказ о нем серьезно;

¾ принять меры как можно скорее;

¾ подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым;

¾ предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку

¾ сделать так, чтобы обидчик понял, что ВЫ не одобряете его поведение;

¾ постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

¾ наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать, чтобы не навредить «жертве»;

¾ ясно объясните наказание и за что оно назначается.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий буллинга (моббинга) и своевременное оказание квалифицированной комплексной помощи психолога, психотерапевта.

Третичная профилактика

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Необходимо напомнить, острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Острый психоз или суицидальные намерения – повод для экстренной психиатрической консультации, даже без согласия родителей, так как в отсутствие родителей за жизнь и здоровье ребенка ответственность несет педагог.

Особое внимание при оказании помощи пострадавшим от буллинга (моббинга) необходимо уделять детям из неблагополучных семей, у которых велик риск переживания насилия в условиях уличной среды, характер которого более жестокий.

Чем быстрее будут выявлены факты жестокого обращения, насилия в детской среде, тем легче предотвратить его тяжелые патологические последствия.

Каждый человек рано или поздно начинает задаваться вопросами: «В чём моё призвание?» или «Как найти дело по душе, чтобы оно приносило максимум удовольствия?» Кто-то уже со школьной скамьи имеет чёткое представление в каком направлении следует двигаться. А для кого-то такой поиск продолжается чуть ли не всю жизнь.

Есть люди, которые, отчаявшись, так и не находят себе дело по душе, плывут по течению, не получая удовольствия от работы. А ведь она составляет треть нашей жизни. Человек, регулярно испытывающий стресс на рабочем месте и не имеющий никакого другого позитивного занятия в жизни, рискует серьёзно подорвать своё здоровье и потерять интерес ко всему, что окружает.

Выбираем стратегию для поиска любимого дела

В первую очередь необходимо выбрать одну из двух стратегий:

  1. Занятие по душе – это основная работа, от которой я буду получать не только прибыль, но и максимум удовольствия.
  2. Занятие по душе – это хобби, которое позволит расслабиться (отдохнуть от основной работы) и получить заряд позитивной энергии.

Второй вариант в нашей жизни встречается чаще и реализовать его обычно легче – всё здесь зависит от самого человека, прилагаемых им усилий, расстановки приоритетов и желания что-то менять.

  • Сделать список дел по душе

Нужно взять листок бумаги и ручку и написать всё то, что вы любите делать. Отразите самые простые, в том числе повседневные занятия, например: «Люблю готовить, петь, играть с ребёнком, писать рассказы или стихи, шить, делать открытки, фотографировать, считать и т. д.»

Важно в этот момент сосредоточиться на своих эмоциях, отследить реакцию, которая возникает при написании каждого вида деятельности (удивление, восторг, радость, умиление, предвкушение), и обратить внимание на то, что вызовет наиболее сильные чувства и интерес.

  • Произвести анализ профессий

Из списка нужно выбрать самые любимые занятия и подумать над тем, могут ли они быть объединены в одной деятельности, позволит ли какая-либо работа их все реализовать, или они останутся отдельными увлечениями?

  • Отделяем свои ожидания и желания от ожиданий других людей

Следует честно сопоставить то, кем вы себя видите, с тем, какие представления о вас у близких родственников (или какие были раньше). Пришло время опираться на свои желания, а не играть навязанную вам роль, которая просто «престижна», «оплачиваемая», «выгодна» или удобна для окружающих.

  • Что получается без особого труда

Следует вспомнить о том, что вы умеете делать легко и хорошо. Приносит ли это удовольствие? Испытываете ли вы интерес к этому? Далеко не всегда подобные занятия становятся основной работой для человека. Но на их выполнение затрачивается минимум усилий, что не может не радовать. При этом есть хорошая возможность получить удовлетворение от результата.

  • Какие увлечения были в детстве

Важно вспомнить себя до наступления подросткового возраста: какие игры вам нравились, кем вы хотели стать, о чём мечтали. В детских переживаниях и впечатлениях можно найти ответы на многие вопросы.

  • Заряжайтесь позитивом

Заведите привычку каждое утро улыбаться себе в зеркало и мысленно проговаривать: «Я достойна (достоин) любимого дела!»

  • Нужно повысить уверенность в себе

Отсутствие желания искать любимое дело может быть обусловлено неуверенностью и ощущением собственной неспособности к чему-либо. Чаще всего это безосновательные мысли, а иногда даже склонность к лени.

В таком случае нередко помогает обращение к успешным примерам из жизни. Их вы можете найти среди друзей, прочитать в книгах или в историях из средств массовой информации о людях, которые добились успеха с нуля. Если у них получилось, то почему бы и вам не попробовать? Такие примеры часто вдохновляют на разные начинания и помогают найти своё занятие в жизни.

  • Обратитесь за советом

Иногда человек может не замечать ключевые моменты и даже не обращать внимания на то, в чём мог бы добиться успеха и что умеет делать лучше других. Взгляд со стороны часто оказывается полезным. Подчас близкие родственники или друзья могут помочь советом, как найти занятие по душе. Ведь они замечают ваше настроение и поведение, оценивают результаты вашей деятельности.

  • Разгружаем сознание

На свежую голову всегда приходят более интересные идеи, появляются ответы на важные вопросы и желание действовать.

  • Чаще бывайте на свежем воздухе

Чаще ходите пешком, гуляйте по парку или по местам, где чувствуете себя комфортно. Приток кислорода способствует активизации умственной деятельности и помогает направить мысли в нужное русло. Это также прекрасный повод убедиться в том, сколько в жизни всего интересного – того, что остаётся незамеченным в повседневном круговороте дел и поездках в транспорте.

  • Прислушайтесь к своему состоянию

Если вы чувствуете, что «выгораете» и здоровье начало ухудшаться, то срочно нужно что-то менять, причём кардинально. Следует признаться себе в том, что это «не ваше» дело и от него нужно отказаться, так как оно начало вас разрушать изнутри. Если продолжать терпеть данную ситуацию, то велик риск нажить себе серьёзные проблемы и оказаться в больнице.

  • Готовность к риску

Нужно приготовиться к тому, что, вероятно, придётся идти на риск. Уйти с прежнего места работы, освоить необходимые навыки и завести новые привычки – всё это подчас даётся нелегко. Но ради собственной мечты стоит потрудиться, чтобы потом регулярно получать удовольствие от любимого дела.

  • Общайтесь с людьми с похожими интересами

Это и личные знакомства, и обмен информацией на форумах и в социальных сетях. Ваши единомышленники могут рассказать о своём развитии в данном направлении, о достижениях, ответить на интересующие вопросы, дать совет и зарядить позитивной энергией.

  • Стимулирующие памятки

Подготовьте для себя стимулирующие памятки и развесьте в доме. Это могут быть записки на холодильнике, плакаты, заставка на компьютере или заметки в мобильном телефоне, мотивирующие на поиск любимого занятия и отражающие план того, как найти дело по душе.

  • Представьте, что у вас уже есть любимое занятие

Как вы при этом выглядите и как ведёте себя? Какие чувства испытываете? Изменились ли как-то ваши отношения с окружающими, с близкими людьми? Что вы о себе думаете? Чего достигли? В сознании полезно рисовать подобные картины, ведь тем самым вы притягиваете желаемую ситуацию в свою жизнь и стимулируете мысли на поиск желаемой деятельности.

  • Составьте список своих любимых книг, фильмов, песен

Есть ли между ними общие характеристики? Какие из ваших черт личности, ценностей и интересов в них отражаются? Почему они вам нравятся? Какие из ваших стремлений находят в них отклик? К выполнению каких действий они стимулируют?

  • Пробуйте

Если возникают сомнения, но хочется проверить, ваше это занятие или нет, – возьмитесь за него и сразу поймёте. Комфортно ли вам заниматься им? Сохраняется ли интерес к этому делу? Не идёт ли оно вразрез с вашими ценностями? Есть ли желание развиваться в нём и достигнуть успехов?

Конечно, чем раньше вы найдёте дело по душе, тем лучше, тем интереснее и полнее будет жизнь. Но важно помнить, что никакой возраст не создаёт барьеров для этого, человек всегда открыт новому опыту и новой деятельности. Пробуйте и действуйте! Чем больше энергии отдаётся, тем больше возвращается назад. При этом о сделанном жалеют гораздо реже, чем о том, чего не сделали. Всё начинается с желания, а оно уже направляет ваши мысли и действия.

Почему так важно наличие любимого дела

Если человек чем-то увлекается, то он:

  • загорается идеей, у него всегда есть цель и стремление к деятельности;
  • ощущает заряд положительной энергии, энтузиазм, становится активнее;
  • испытывает удовольствие не только от результата, но и от процесса своего занятия;
  • работает с желанием, а значит, быстрее, качественнее и эффективнее;
  • удовлетворяет важную потребность в самореализации;
  • меньше устаёт и легче преодолевает стресс;
  • выглядит бодрым и счастливым человеком;
  • может стать экспертом в своём деле, наставником для других;
  • чувствует интерес к жизни и верит в свои силы.

Все характеристики отражают очевидную пользу занятия любимым делом, найти которое просто необходимо. А если оно ещё не появилось в вашей жизни, то ни в коем случае не останавливайте поиск любимого занятия и не отчаивайтесь. Лучше воспользуйтесь рекомендациями о том, как найти дело по душе.

То, чем мы занимаемся в жизни, существенно влияет на наше настроение, окружение, отношение к себе, здоровье, уровень жизни и даже на внешность. К сожалению, ряды «несчастных», бредущих на работу с табличкой «Надо» на шее, с годами только растут. Как не попасть в их число?

Если вы еще в детстве играли в доктора Айболита, а спустя пару десятков лет открыли ветеринарную клинику, то вам повезло. Вы сумели «сохранить себя» и умение заниматься тем, что вам действительно нравится.

Однако в большинстве случаев, достигая совершеннолетия, молодые люди теряют ниточку со своим «Я» и начинают поиск занятий более выгодных, престижных и удовлетворяющих их родителей.

Если вы хотите восстановить связь с самим собой и жить счастливой и радостной жизнью, начните с выбора своего занятия. Очень важно, чтобы вы занимались тем, что вам действительно нравится.

Часто счастье, особенно в юности, ассоциируют с присутствием в жизни какого-то конкретного человека или вещи, и лишь позднее мы начинаем понимать, что именно любимая работа может стать спасением от депрессий, не позволяет погрузиться в рутину, улучшает семейные отношения , дарит радость и полноту жизни.

Когда вы «горите», то вокруг себя создаёте притяжение, пространство вокруг вас постоянно меняется, вы сконцентрированы на созидании, улучшении вашей жизни, а это всегда положительно сказывается на отношениях с окружающими. Ваши навыки и опыт, в отличие от людей, всегда остаются с вами и позволяют налаживать новые связи, обеспечивают приток новых возможностей, удерживают вашу самооценку на высоте и являются основным ориентиром на будущее.

Чтобы заняться тем, что вам действительно нравится, достаточно сделать три несложных шага.

  1. Выпишите всё, что вам нравится делать , т.е. занятия, которыми вы готовы заниматься ежедневно, много и с удовольствием. Пишите как можно больше, искренне и честно перед самим собой: общаться, искать информацию, писать, играть на гитаре, вязать, шить, лепить... Важно прочувствовать данные занятия не только на уровне слов «нравится», а физически — телом. Хороший знак, если при упоминании о какой-то деятельности у вас поднимается настроение, возможно, появляется в теле тепло, энергия, жажда действия. Если вы видели какое-то занятие только со стороны, то попробуйте постажироваться на данной работе хотя бы несколько дней. Важно прочувствовать «как это» не только в своем воображении, но и физически.
  2. Изучите себя. Делайте это максимально объективно, не опускайтесь до самокритики и самокопания. Опишите, как вы выглядите, на какую работу из тех, что вам нравятся, вы могли бы претендовать уже сейчас, какие способности и навыки у вас имеются, что говорили о вас преподаватели, какие надежды вы подавали. Присмотритесь, в какой области вашей ежедневной деятельности вас больше всего хвалят, что получается у вас лучше, чем у других.

Оцените свои возможности с точки зрения географического местоположения. Учитывайте свои привычки, например, рано ложиться или поздно вставать, долго раскачиваться или работать только под музыку. Пол и возраст являются сугубо личными показателями. Можно прийти к успеху и в 14 лет, а можно начать карьеру в 60. Всё зависит от вашей внутренней жажды жизни и желания «быть полезным людям».

  1. Определите, кто вы и какой вы. Это самый важный шаг. Вы знаете, что вам нравится делать, вы знаете, какие способности и навыки у вас к этому имеются, теперь вам необходимо себя выгодно подать. Охарактеризуйте себя как уникального работника, заполучить которого будет огромным везением. Пример: неусыпный, вечно бодрый диспетчер, зоркая няня. Антипример: профессиональный повар (то, что вы профессионал, предполагается по умолчанию, формулировка ничего не говорит о вашем выгодном отличии от других поваров), лучший бухгалтер (кто определил, что вы лучший? формулировка не говорит о ваших личных качествах, отличающих вас от других бухгалтеров).

Поработайте над внешним видом, используйте в одежде какую-то деталь, которая сделает вас узнаваемым. Не перестарайтесь: зелёные волосы в коридорах адвокатского бюро будут явно лишними.

Наблюдайте за интересующими вас направлениями: какие требования предъявляются, кого ищут. Соберите вокруг себя «помощников», которые могут распространить о вас нужную информацию. Если есть знакомые, имеющие доступ к «желанному месту», договоритесь с ними. Самопрезентация менее эффективна, чем истории или слухи, рассказанные о вас через третьих лиц.

Заведите блог. Ваши успехи и достижения должны быть открыты обществу. Реагируйте на проявленный интерес к вам. Знакомьтесь тогда, когда с вами готовы встретиться и заинтересованы в общении.

И помните, что поиск занятия «по душе» не имеет конечной точки. В течение жизни вы будете не раз возвращаться к вопросу «чем заниматься?», а ваши интересы и желания будут меняться. Самое главное, научиться с лёгкостью переходить на новый уровень и не бояться перемен. Согласитесь, гораздо страшнее в конце осознать, что вы проносили на шее табличку «Надо» и прожили чью-то чужую жизнь, навязанную вам еще в юности.

Материал предоставлен Тренинг-Центром PAVEL-KOLESOV

Обсуждение

бесполезная статья, прочитав её,я понял что если есть половина того что есть в статья то что окружает то выбор сделать легко, а если нету таких
условий то что делать?

19.09.2016 22:31:41, вадим34642

Комментировать статью "3 шага к занятию по душе. Как найти любимую работу?"

Раздел: Работа и ребенок (как построить диалог с отделом кадров если не ждут на работе после декрета). Свободных мест может быть и нет. Но вы же не на работу планируете устраиваться...

Обсуждение

Дайте контакты компании пожалуйста)

Я ушла из офиса (специалист по дистанционному обучению) в школу. Довольна, как удав. Моя подруга ушла из офиса (бухгалтер) и встала к плите (повар). Довольна, как удав. Мы теперь живём в гармонии со своим внутренним миром)
Но мы уходили не от ненавистной работы, а к любимому делу - возможно, весь фокус именно в этом?

Домашнее питание на работе. Вопрос тем, кто носит еду на работу из дома - у Вас для лотков отдельная сумка или умещаете все в дамской? У меня в дамскую не умещается...

Обсуждение

Отдельная.

Я купила 2 рюкзачка на али**экспресс. Один летний, хаки, второй зимний, побольше, пожестче, черный. Туда становятся два контейнера с овощами и мясом, упаковочка творога, яблоко, пара бутеров и 200-мл пакетик молока. Это мне на 12-часовую смену. Рюкзак удобнее сумки: много функциональных карманчиков, плюс - на спине нести удобнее, чем на одном плече или в руке.
Езжу на метро через всю Москву.

Выбирать нужно ВУЗ и направление. Строго по специальности только стоматологи работают. Выбирайте ВУЗ, а не контору, в которой будет работать Ваша дочь. А то как-то все наоборот...

Обсуждение

я тоже работу искать буду по 12. там и платят больше и на няню меньше тратить. потому что все равно из сада сама вряд ли буду успевать забирать.
и когда выходная могу среднюю из школы сама забрать успеть

Везде свои плюсы и минусы. У меня было проблемой, когда на выходные выпадала смена. Очень обидно, что дети были лишены мамы...Но и удобно было, когда в будни удавалось кучу всего сделать, без проблем ребенка к врачу сводить, в музей(без очередей и толп народа), ну и вообще. Но теперь вообще дома работаю, и это у меня самый лучший график))

Раздел: Районы Москвы и Подмосковья - плюсы и минусы (в подмосковье нет работы и нет нормального транспорта в москву). жить в подмосковье а работать в москве реальность или...

Обсуждение

Всю сознательную жизнь живу в Подмосковье, а работаю в Москве. Еще с десяток лет назад это был великолепный вариант - свежий воздух, вода, природа и пр. Сейчас в ближайщем Подмосковье этого попросту НЕТ. Толпы народа, неразвитая социальная инфраструктура, жилье строится усилинными темпами, а социалка на уровне 90-х. Детских садов не хватает, школы сииильно отличаются от московских, да и тех тоже скоро будет не хватать. Ездить на работу на машине -нереально((Думайте... А у нас еще и Химкинский Монблан(((

28.04.2010 00:37:53, Из Долгопрудного с приветом)

Живу почти год в Котельниках, это напротив Люберец, работаю в центре, в пути час 10 - среднее по городу показание временных затрат на дорогу с окраины в центр...
проезд - маршрутка до кузьминок, метро, пешком и обратно пешком, метро, маршрутка... нормально...
нет, ну бывают пробки что ах, в пятницу, но по дороге домой, за всё время было раза два…
Дети учатся в Москве, утром завозит их папа – минут 30 в пути как правило, бывает быстрей, обратно едут сами общественным транспортом, поскольку мимом Меги тоже бывают пробки… но терпимо
110 метров это оправдывают…

Неквалифицированную надомную работу найти легко.Вбивать базу данных требудется то и Здорово, идеально практически! А как Вы нашли такую работу? А почему официально не...

Обсуждение

на этот вопрос вам кроме вас никто не ответит.
Посмотрите вакансии,составьте перечень требований к работе.
Сходите на биржу труда.Там могут предложить курсы переквалификации.

Так моя приятельница,потерявшая инженерную работу, пошла на бесплатные курсы и стала швеей.Она всю жизнь мечтала шить,но шила не профессионально.А тут получила разряд,потусовалась с интересными людьми и нашла клиентуру.Работает дома.Шьет.Она очень дорогая портниха теперь.

Я сама после полугодовых курсов от биржи труда, решила получать второе высшее.Оно мне пригодилось, я резко сменила сферу деятельности.Как раз из-за ребенка.Подстроилась под его ритм..

Сходите,вам помогут профессионалы.
Только нужно уметь четко формулировать свои требования.Что вы ждете от работы.И что можете предложить и насколько готовы расти.

Неквалифицированную надомную работу найти легко.Вбивать базу данных требудется то и дело.Будут деньги на мелочи и время.Но,думаю,вам не совсем это нужно.

дети имеют тенденцию расти.Не обязательно следить за их ростом рядом,можно расти вместе с ними.:-)

у меня очень похожая ситуация, тоже бы подрабатывала на дому, но где искать такую работу - понятия не имею, ничего такого делать не умею:(

Поиск работы самостоятельно или через кадровое агентство, собеседование, резюме, карьера, зарплата, увольнение Что это за работа? Что входит в обязанности? Что нужно знать и уметь?

Обсуждение

Почитайте внимательно сообщение Ket. Что касается обязанностей секретаря, могу подписаться под многим:)) исходя из своего опыта работы личным помощником ген. директора инофирмы:)) Ниже Вы спрашиваете почему я больше такой работы не хочу. Отвечаю. Работа эта предполагает владение очень разнообразными областями знаний (у меня 2 языка свободно, компьютерные курсы, 2 года УПК в школе по специальности "делопроизводство" с присвоением квалификации инспектора отдела кадров, опыт работы в банке экономистом, личным помощником президента), держание в голове огромного кол-ва информации, требует слишком больших эмоциональных затрат. С моими знаниями и послужным списком я могу зарабатывать хорошие деньги без такого напряга:)) (Сейчас я преподаю и имею хороший доход за 3 часа работы в день.)
Мне 29, у меня семья, дом, ребенок, я чувствую себя "дамой":)), а не "девочкой", а секретарь, какого-бы уровня ни была, всю равно "обслуживающий персонал". Я хочу, и слава богу, могу себе это позволить, НЕ вставать в 7 утра, бросать ребенка на няню, мчаться на работу, где крутиться, как белка в колесе, и поздно вечером мчаться домой - рабочий день чаще всего ненормированный:((Но опять-таки, повторюсь, каждому свое. Просто мне кажется, что по специальности Вам пытаться работать - полнейший бесперспективняк...

Программистом например. Тем более со специальностью "микроэлектроника"