Социальные явления в обществе примеры. Большая энциклопедия нефти и газа

еловеческое общество весьма часто определяют как сумму, совокупность социальных явлений, а сами общественные явления рассматривают как основные его элементы.

Социологи обозначают сущность общественного явления через взаимосвязанное действие поведения индивидов, производящее определенные изменения, которых не было бы без этого действия.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих (Д. Маркович, 1993). В подобной дефиниции выделяются три важнейших элемента: взаимная связь поведения, поступков людей, воздействие такого совместного поведения и в результате осуществление перемен, которых не было бы без данного взаимодействия. Во взаимодействие при этом вступают как отдельные индивиды, так и социальные группы.

По мнению П. Сорокина, социальное явление представляет собой комплекс фактов и процессов, настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, невозможно. Он полагал, что явление необходимо рассматривать через призму взаимодействия двух или большего числа индивидов. Именно эту модель взаимодействия он называл «родовым понятием социальных явлений». Чтобы явление взаимодействия было возможным, по мнению классика, необходимо соблюдение трех основных условий: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому.

Сторонники органической школы простейшим социальным явлением считали человеческого индивида. Но с позиций современной социологии необходимо точно проводить различия между общественными и природными явлениями, а также различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Следовательно, социальные явления могут одновременно выступать и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека. Но чаще всего, давая дефиницию общественных явлений и осуществляя их классификацию, исходят из их нераздельной связи с личностными явлениями и рассматривают их как взаимосвязанные действия индивидов. Сущность человека есть совокупность общественных отношений, поэтому из единства, существующего между индивидом и обществом, и проистекает взаимосвязь личностных и общественных явлений.

Поведение отдельных людей вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Социальное явление представляет собой тот элемент общества, который оказывается неразложимым далее без того, чтобы не потерять при этом свою социальность, т.е. социальный характер.

Действия и поступки индивидов остаются индивидуальными и не являются общественными явлениями до тех пор, пока между ними не установится связь и в результате их совместного действия не будут осуществлены некие изменения.

Существует определенная связь между характером общественного явления и особенностями, качествами личностей, в результате взаимодействия которых осуществляются определенные перемены. Социология, исследуя характер общественных явлений, учитывает этот факт.

Аналогичные сложные соотношения мы можем проследить в отношении социальных и природных явлений. Сами по себе землетрясение, ураган, смерч - явления природы, но в современном мире довольно часто вызывают вслед за собой многие негативные социальные явления: бездомность, сиротство, безработицу и т.д. Желание людей минимизировать потенциальные угрозы природных явлений ведет к созданию специального взаимодействия: организации служб профилактики, спасения, реабилитации после стихийных бедствий.

В обществе существует множество социальных явлений, которые могут быть разделены на виды на основании разных признаков. Среди видов общественных явлений принято выделять простые и сложные.

Наиболее значительные общественные явления - это социальные группы и общественные отношения. Согласно точке зрения Р. Лукача, общественные явления делятся на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования. Подобным образом можно разделить общественные явления, которые существуют во всех обществах и во все периоды человеческой истории.

В результате связи отдельных общественных явлений образуются сложные социальные образования. Социальное образование определяют как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, которое возникает как результат социальных процессов. Образование может быть рассмотрено как сгусток, целостное скопление социальных процессов, отличное от других подобных целостностей, составленных из них же, но в ином сочетании.

Заметим, что взаимосвязанное поведение людей может носить физический характер или включать в себя психическую деятельность. Это поведение выражается как в действии, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

По результативности социальные явления подразделяются на явления, ведущие к изменениям в природе, изменениям, происходящим с самим человеком, и изменениям в социуме.

Явления должны изучаться в процессе их возникновения и формирования, так как при таком подходе обнаруживаются их связи с остальными общественными явлениями и может быть установлена их причинная связь в составе общественного целого.

Основная литература

Сорокин П.А. Система социологии. T. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: На- ука, 1993. С.137-142.

Социология / Под ред. Г.В. Осипова, J1.H. Моск- вичева. М., 2003. Гл. «Социальное».

Социшьное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 689-690.

Волков Ю.Е. Социальность // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 479-480.

Дополнительная литература

Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений//СОЦИС. 1993. № 11. С 138-146.

Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

С.Н. Майорова-Щеглова

гда в виде сложных и комбинированных способов.Очертим теперьподробнее эти способы.

Возьмем для примера лермонтовское: "И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды". Если бы перед нами был Лермонтов и он произнес бы эти слова, то мы поняли бы, что он переживает то особенное состояние, которое символизируется словом "грусть". Ряд определенных звуков нам передает душевное состояние другого, служит как бы сигнальным знаком определенного душевного состояния. Таков первый пример "звуковой" сигнализации (или символизации). То же самое можно передать и иначе. Кто-нибудь из нас вместо этих слов может просто запеть или заиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте нечто такое, что мы сознаем как "грусть"^. Например, возьмем "Осеннюю песню" Чайковского. Определенный комплекс звуков этой песни говорит нам о той же "грусти" и понятен для нас без всяких слов и разъяснений. Таков второй пример звуковой символизации. И вся наша речь есть не что иное, как сплошная звуковая символизация. Если я скажу: "Весною деревья покрываются зеленью", то этот комплекс звуков будет (для русских) чисто звуковой символизацией определенной мысли. Перечислить все конкретные виды этой символизации нет возможности. Удар пушки в 12 часов в Петербурге есть символ того, что сейчас ровно 12 часов; свисток паровоза есть знак того, что он отправляется; гудки фабрик - символ того, что смена кончилась или начинается; звук рожка пожарных - символ пожара и предупреждение о необходимости дать дорогу и т. д. и т. д. Отсюда понятно, что всякий язык может быть определен как главный и основной вид звуковой социальной символики.

Перейдем теперь к другому виду сигнализации, к цветовой. Нам приходилось встречать открытки и записки у некоторых "молодых людей" и, особенно, "барышень" с надписью "язык цветов". Этот "язык цветов" был не только языком цветов в смысле растений (например, "роза обозначает пылкую любовь", "лилия - чистоту и невинность", "хризантемы - безнадежную любовь" и т. д.), но цветов в смысле красок. Впрочем, примеров можно привести и без "альбома барышень" сколько угодно. Так, согласно Вундту, белый цвет - символ веселья, зеленый - спокойной радости, красный - возбуждения и силы. Таков простейший пример цветовой сигнализации. Одним из примеров этого же рода являются и красные ленты, и красные флаги, так настойчиво преследуемые полицией и т. д. Само по себе разумеется, что красный цвет преследуется не потому, что он красный, а потому, что он символ мыслей, хотений и чувств, враждебных существующему строю. К этому же виду сигнализации должны быть отнесены и цвета государственных флагов, символизирующие единство государства или принадлежность toi о или иного судна с определенной окраской флага к соответствующему государству. Возьмем, далее, определенные цвета фонарей различных номеров трамвая, различные цвета (обычно красный и зеленый), посредством которых символизируется опасность или же безопасность пути для поезда (например, фонари стрелочников и т. д.), или цвета галунов различных ведомств и т. п. - все это суть лишь частные виды той же цветовой символики.

Но мало того; если взять картины, особенно современных художников-декадентов, то нетрудно понять, что "новаторство" многих из них заключается именно в попытке передать определенные мысли и чувства путем простой комбинации самих цветов. Но так как здесь почти всегда этот способ символики соединен с "пространственной" символикой, то более подробно на нем мы остановимся ниже.

В качестве особого вида символики может быть выделена и чисто световая сигнализация. Возьмите фонарики, находящиеся на мачте парохода: что это такое, как не символ того, что плывет пароход и поэтому пусть это видят во избежание столкновения. Возьмите художественные постановки различных пьес. Когда автор хочет показать зрителям хорошее настроение своих героев, то одним из способов вызвать переживание этого "светлого настроения" является изображение на сцене яркого солнечного дня, когда "вся комната как бы залита солнцем". Свет вообще символ радости, веселья и душевной безоблачности. Таков вкратце способ чисто световой символики.

Перейдем теперь к символике "пространственной" или символике формы. Она встречается как в чистом виде, так и в соединении с другими видами сигнализации, в особенности с цветовой. Возьмем буквы или письмена. Обратимся ли мы к иероглифам, или к клинообразным письменам, или к нашим буквам - все они суть символы прежде всего определенных звуков, а затем определенных слов и определенных мыслей. Книги, газеты, журналы и т. д. - все они представляют частный вид этой символики "формы". Громадная роль, которую они играют в социальной жизни, сама собой понятна, и нет надобности ее подчеркивать. Возьмите, далее, все геометрические знаки - все это виды этой же символики формы. Особенно резко она выступает в некоторых случаях. Так, например, кривая линия сама по себе обычно считается символом грациозности и гармоничности, тогда как ломаная - символом неуравновешенности, резкости, грубости и т. д. Вся живопись есть не что иное, как сумма цветовой сигнализации с сигнализацией "формы". Возьмем для примера левитановское "Над вечным покоем". Здесь нам даны очертания туч, реки, холма, часовни и покосившихся крестов над могилами. Этот комплекс цветовых и "пространственных" значков служит символом множества различных мыслей и переживаний; невольно приходит при взгляде на нее и сумрачная "покоящаяся" перед бурей Русь 80-х годов, и чеховское настроение, и вечный сон в царстве смерти, и бессилие человека перед природой и т. д., и т. д. То же, по существу, представляет и всякая картина. Приводить другие примеры излишне, ибо их великое множество.

Дальнейшим видом символизации может служить символизация двигательная или мимическая. Все, конечно, бывали в цирках и все, конечно, видели так называемые пантомимы. Вот эти-то пантомимы и могут служить превосходным примером чисто двигательной символизации. Здесь та или иная мысль или то или иное переживание символизируется путем тех или иных движений. Если мы обратимся к театральным представлениям первобытных людей, то увидим, что они почти целиком представляют символизацию этого рода. Какой-нибудь австралиец, желая передать другим жизнь кенгуру или ящерицы, подражает их движениям и воспроизводит их способы передвижения, их походку и т. д. Точно так же остяки сплошь и рядом дают "медвежьи" драмы и комедии, где остяк изображает медведя и копирует все его действия и движения. И в нашей повседневной жизни мы сплошь и рядом пользуемся этим способом символизации. Когда нас спрашивают о чем-нибудь, мы сплошь и рядом вместо отрицательного "нет" ограничиваемся резким кивком головы или резким движением руки. Желая символизировать радость, мы улыбаемся, печаль - мы принимаем соответствующую позу и соответствующее выражение лица и т. д.

Особенно охотно к этому способу прибегают дети, не умеющие еще говорить, и глухонемые или слепые. У них этот прием "обнаружения" или "овеществления" психических переживаний едва ли не главный.

[ 44]

Пропуская другие второстепенные виды социальной символики, остановимся еще на так называемой "предметной" символики и представляющей обычно соединение всех указанных видов символизации и особенно широко применяемой в социальной жизни. Не приняв во внимание символизм социальной жизни, и в частности, "предметный" символизм, мы рискуем не понять самой сути многих явлений. Возьмем для примера государство. Обычное определение государства как суммы трех элементов: народа, территории и власти -- при формировании символизма делает неразрешимыми тысячи проблем.

И профессор Μ. Рейснер вполне прав, когда указывает на идеологию и специфический символизм, с нею связанный, как одна изсамых основных признаков, характеризующих государство. В самом деле, как иначе объяснить все эти атрибуты власти: скипетр, булаву, порфиру, гербы, знамена, короны, аксельбанты, петлицы и т д. и т. д.

Если бы суть дела здесь была в самих "скипетрах", ""коронах" и "гербах", то мы поистине имели бы перед собой абсурдное и необъяснимое. Почитать и считать священными эти комплексы различных то металлических, то деревянных предметов - поистине было бы каким-то недоразумением. Мало ли есть фаллических вещей и корон, мало ли есть жезлов и т. д., однако они не почитаются. Значит, и здесь суть деда не в скипетрах и жезлах и т. д., а в том, что эти последние суть только "предметные" символы определенных психических переживаний, мыслей и чувств, именуемых государством. Корона и зерцало ценны и святы не сами по себе, а лишь как символы "святых" и великих мыслей, чувств и хотений. Подобные "предметные" символы в социальной жизни мы встречаем буквально на каждом шагу. Возьмем для примера священные или религиозные реликвии: храмы, статуи и иконы святых, кресты, одежды, лампады и т. д.

Что такое любой храм? Почему он свят более, чем обыкновенный дом? Ведь материалы, из которого он построен, - те же бревна, кирпичи, из которых строятся и частные дома. Формы домов и церквей бывают различные, и не в форме дело. Отсюда само собой понятно, что церковь и другие религиозные предметы "святы" потому, что они суть "предметные" символы непредметных и святых психических переживаний - религиозных мыслей, представлений, чувств и т. д. Святость вторых делает святыми и первых. Оскорбление вторых есть святотатство, и отсюда святотатством является и оскорбление самих символов.

Говоря коротко, все религиозные реликвии - это застывшие в вещественной форме религиозные переживания.

"Предметные" символы мы встречаем и в других областях социальной жизни. Влюбленный дарит своей возлюбленной букет цветов, символизирующий его любовь, нож символизирует ненависть, орел - мысль, вино - веселье и т. д. и г. д.

Таковы главные виды символики или главные виды объективации психики, данные в социальной жизни и в социальном взаимодействии... Из сказанного видно, что все эти символы (звук, свет, цвег, вещи, движения) суть не что иное, как своего рода проводники, подобные телеграфным и телефонным проволокам, посредством которых индивиды сообщаются друг с другом и без которых их психика должна была бы быть абсолютно замкнутой монадой без окон и дверей...

Каждый из этих основных видов символики в зависимости от характера выражаемой им мысли может распадаться на бесконечно разнообразные формы: звуки, изображающие печаль, будут одни, а радость - другие; звуки (восклицания, слова, аккорды), символизирующие благодарность, принимают одну форму, а негодование - другую.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Билет № 9

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

2. Государство, его признаки.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом—получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком—все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо— в широком смысле —весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов—субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

;font-family:"Arial";color:#5e6669">2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">2. Государство —важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

;font-family:"Arial";color:#5e6669">организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную“машину”, сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей”профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

;font-family:"Arial";color:#5e6669">социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

;font-family:"Arial";color:#5e6669">государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, “уходя”из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве Я. с. могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие Я. с. носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным Я. с. непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о Я. с. Различают Я. с., выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностиых характеристиках социальных объектов. Из совокупности Я. с. социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое Я. с. отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в покаэчтелях социальных. Массовые (повторяющиеся) Я. с. изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности Я. с. и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерноститенденции (см. Закон социальный). Любое Я. с. может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае Я. с. становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества Я. с. выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

2. Государство, его признаки.

1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

2. Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной

от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.


Билет № 10


1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Политическая система общества, ее структура.

1. Под духовным производством обычно понимается

производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группа-

ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом

духовного производства являются идеи, теории, по-

нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин-

дивиды и складывающиеся между ними обществен-

ные связи. Отличительная особенность духовного

производства состоит в том, что его продуктом явля-

ются идеальные образования, которые не могут быть

отчуждены от их непосредственного производителя.

Ученые выделяют три вида духовного производствам

1) наука; 2) искусство; 3) религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним

еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз-

дается самим обществом, а не изобретается профес-

сионалами. а общественные связи, возникающие ме-

жду индивидами в результате политической и право-

вой деятельности отдельных членов общества, вряд

ли могут быть названы духовными. Однако этот во-

прос до сих пор остается дискуссионным*

Важнейшим видом духовного производства явля-

ется наука. Наукой принято называть теоретически

систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абст-

рактно-логической форме и основанные на данных

научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука

не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на

развитие общества/ Однако с течением времени поло-

жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина-

ет играть заметную роль, опережая развитие матери-

ального производства, которое в свою очередь изме-

няется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производ-

ства. продукция которого предопределяет появление

новых отраслей материального производства (хи-

мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,

атомной промышленности и т. д.). Огромную роль

приобретают так называемые научные модели обще-

ственного развития, с помощью которых общество

получает возможность, не прибегая к таким методам

познания, как эксперимент, определять цели и на-

правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст-

ва является искусство. Искусство есть специфиче"

екая форма общественного сознания и человеческой

деятельности, которая представляет собой отраже-

ние окружающей действительности в художествен-

ных образах. Создавая художественные образы* ко-

торые с известной долей условности могут быть при-

равнены к научный моделям, экспериментируя с ни-

ми при помощи собственного воображения, люди

могут лучше познать себя и мир, в котором они жи-

вут. При помощи искусства художники, писатели,

скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет-

ные, однако весьма существенные стороны окружаю-

щей действительности.

Что ясе касается религии как вида духовного про-

изводства, то создаваемые с ее помощью теории и

идеи играли большую роль в развитии общества преж-

де всего на ранних, донаучных этапах его развития,

формируя у людей абстрактное мышление* способ-

ность вычленять общее и особенное в окружающем

мире. Однако возникающие в рамках религиозных

воззрений духовные ценности и складывающиеся на

их основе общественные связи играют важную роль в

жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удов-

летворение духовных потребностей человека:

познавательной, эстетической потребности в обмене

идеалами и ценностями.

Основным свойством духовного потребления, от-

личающим его от материального, является его всеоб-

щий характер. В отличие от материальных ценно-

стей, размер которых ограничен, ценности духовные

не уменьшаются пропорционально количеству лю-

Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова Билет 8 1. Философия Гегеля. Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она разделалась со...

Обществен­ного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социали­стов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория). д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм). 2. Общественные науки: а) социология, б) политология, в) культуроло­гия, г) история, д) религиоведение, е) экономика и...