Особые переводы. Дополнительные минуты нежности

Счастливый малыш играет и заливисто смеётся – радостная картина. А если время позднее и скоро укладываться спать? Опытные родители знают, чем грозит такое веселье – сбитый режим, истерика, долгое укладывание. К сожалению, во многих семьях такая картина повторяется постоянно. Выход есть: надо выработать ритуал сна ребёнка.

Зачем нужны ритуалы перед сном для детей?

Основная «проблема» малышей – они не могут сами успокоиться, процесс возбуждения превалирует над торможением. Именно поэтому разыгравшиеся вечером дети устраивают истерику и не могут нормально уснуть.

Задача родителей – создать привычку спокойного засыпания. Сформировать её поможет особый ритуал отхода ко сну ребёнка. Конечно, придется дисциплинировать в первую очередь себя. Надо будет привыкать к режиму и чётко следовать ему долгое время. Но результат того стоит – спокойный, здоровый и уравновешенный ребёнок и родители, у которых есть «свое» вечернее время.

Ритуалы перед сном для детей

Прежде всего, установите оптимальное время укладывания на ночной сон. Педиатры рекомендуют промежуток от 20.30 до 21.30.

Ритуал перед сном для ребёнка до года

  • Спокойная обстановка.

Перед отходом к сну прекратите любые шумные игры. Обстановка в доме должна быть тихой и умиротворяющей – работающему телевизору и громкой музыке точно стоит отказать.

  • Купание.

Вечернее купание способствует расслаблению и крепкому ночному сну. Эту процедуру следует проводить ежедневно, в одно и то же время. Купать кроху лучше вдвоём, например папа готовит ванну, а мама раздевает малыша.

  • Гигиенические процедуры.

Искупавшегося малыша необходимо обсушить мягким полотенцем. Чтобы малютка не замёрз, его заворачивают в другое свежее и сухое полотенце и пока не одевают, чтобы дать маленькому тельцу немного отдохнуть от подгузника и одёжки. Температура воздуха в комнате малыша после купания должна быть не меньше 22°С.

Затем рекомендуется аккуратно почистить маленькие ушки и носик специальными ватными палочками, а все складочки на теле, особенно в паховой области, смазать детским маслом или посыпать присыпкой. Если ещё не зажила пупочная рана – обязательно обработать пупок, см. как обрабатывать пупок .

Такие ежедневные гигиенические процедуры служат хорошей профилактикой опрелостей у младенцев и помогают поддерживать ушки и носик карапуза в чистоте.

  • Вечернее кормление.

Перед кормлением одеваем кроху в одёжку для сна. Верхний свет уже лучше выключить, оставив только ночник. В первые дни грудничок может нервничать или возбужденно оглядываться, тогда спокойно возвращаем его к принятию пищи, нежно поглаживая по спинке.

Наступает самый ответственный момент, правило трех «Т»: тихо, темно и тепло. Некоторые детки после купания и кормления практически сразу засыпают сами. Если этого пока не происходит, малютку укачивают на руках, напевая колыбельную или включив спокойную тихую музыку для деток. Со временем он привыкнет и поймет, что набор определённых действий заканчивается сном.

Ритуал перед сном для детей старше года

После года ритуал укладывания ребёнка меняется. Пока малыш находится на грудном или искусственном вскармливании, кормления остаются. Постепенно вечернее кормление после купания заменяется ужином до водных процедур. Важно не разрушать выработанную привычку, а постепенно менять её по мере взросления ребёнка, оставляя неизменным одно – определённую последовательность простых действий, помогающих ребёнку быстро и спокойно уйти в крепкий и здоровый сон.

В конечном итоге ритуал отхода ко сну у детей постарше выглядит примерно таким образом:

  • ужин;
  • сказка или недолгий спокойный мультфильм;
  • массаж или просто поглаживание спинки;
  • купание в ванной или душ;
  • чистая пижамка;
  • кружка тёплого молока или обычной кипячёной воды на ночь;
  • поцелуй мамы, колыбельная или сказка.

А как же ритуал перед дневным сном?

До года у детей обычно два и даже три дневных сна. Младенец уснёт быстрее, если дневному сну также будет предшествовать определённый ритуал:

  • создание «сонной атмосферы»: отсутствие громких звуков, зашторенная от прямых солнечных лучей детская комната;
  • кормление грудью или из бутылочки со смесью перед укладыванием;
  • укладывание спать с колыбельной или спокойной музыкой для деток.

После года. Самостоятельные дети старше годика очень любознательны и не сидят на месте, а поэтому могут негативно реагировать на попытки уложить в кровать. Ритуал отхода к дневному сну малышей, которым уже минул 1 год, обычно состоит из следующих действий:

  • прийти с прогулки, переодеться в домашнюю одежду;
  • покушать;
  • умыться;
  • сходить на горшок;
  • надеть одежду для сна;
  • взять любимую игрушку;
  • чтение спокойной сказки на ночь, вместо сказки можно спеть колыбельную;
  • если ребёнок просит, то можно дать тёплого молока, воды или сока.

Комната для дневного сна должна быть хорошо проветрена и обязательно затемнена. Если малыш уснул поздно или не просыпается после 5 вечера, то его лучше мягко разбудить, иначе возникнет проблема с ночным укладыванием.

Правила хорошего ритуала отхода ко сну

Стремясь соблюдать режим и выработать определенные ритуалы, не забывайте об особенностях вашего малыша. Некоторые дети не любят купаться, а другие категорически против массажа. Отход ко сну должен быть позитивным и радостным, пусть малыш уснет с улыбкой.

  1. Обязательно проветрите помещение перед сном.
  2. Избегайте слишком долгого просмотра мультфильмов, оптимально не более 15–20 минут.
  3. Выбирайте спокойные мультфильмы и сказки.
  4. Не ругайте и не наказывайте малыша, если он не может уснуть.

Каждый родитель хочет для своих детей самого лучшего. Помогите им сформировать полезную и хорошую привычку. Ведь правильный режим сна и бодрствования залог крепкого здоровья и хорошего самочувствия.

Вопреки представлениям большинства людей, сон является весьма сложным и активным состоянием организма. Мы рассмотрим некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры и проблем, возникающих в этой сфере.

Фазы сна. Каждый человек в течение ночи пребывает в двух состояниях сна. Хотя сам спящий не сознает их смены, на электроэнцефалограмме она отчетливо видна. Быстрый сон (его еще называют REM сном – от английского «rapid eye movement», «быстрые движения глаз»). Дело в том, что в этой фазе сна закрытые глаза спящего двигаются. Если присмотреться, можно увидеть, как иногда под тонкими сомкнутыми веками спящего новорожденного «бегают» глазные яблоки. Другое название этого вида сна – активный сон. В это время артериальное давление повышается, дыхание и сердечный ритм могут стать неритмичными. Мышечный тонус понижается, тело совершает мелкие движения (подергивания рук, ног, мышц лица). Разбуженный в период быстрого сна человек сразу же переходит в состояние бодрствования. Именно быстрый сон связан со сновидениями, посещающими человека каждую ночь (хотя не всегда их можно вспомнить утром). Большая часть быстрого сна приходится на ранние утренние часы. У детей кратковременные пробуждения в конце быстрого сна считаются совершенно нормальным явлением. Малыш может заворочаться, как бы проверяя все ли в порядке, совершить те или иные действия – например, подтянуть одеяло повыше, а затем быстро заснуть. Если же вокруг ребенка за время сна что-то изменяется, то для того, чтобы он смог заснуть после такого кратковременного пробуждения, порой требуется воссоздать прежнюю обстановку. Здесь кроется одна из наиболее распространенных причин возникновения проблем, связанных со сном. Их можно избежать, если приучить ребенка засыпать в той обстановке, которую он застанет при кратковременном пробуждении в фазе быстрого сна.

Второй вид сна – так называемый мед ленный сон . Именно он обеспечивает человеку отдых. Во время медленного сна частота дыхания и сердечных сокращений остается постоянной. Мышцы расслаблены, спящий лежит неподвижно. Различают четыре стадии такого состояния – от сонливости (стадия I) до глубокого сна (стадия IV). Основная часть медленного сна приходится на первые несколько часов после засыпания. Медленный сон часто сопровождается так называемым гипнагогическим испугом. Это подергивание всего тела, возникающее на стадии погружения в глубокий сон, может быть настолько резким, что вызывает кратковременное пробуждение. Однако по-настоящему разбудить человека, пребывающего в глубоком сне, нелегко.

В конце периодов медленного сна у детей могут наблюдаться кратковременные пробуждения. Но выглядят они иначе, чем в фазе быстрого сна: ребенок садится на постели, открывает глаза, устремляет вперед невидящий взгляд, производит жевательные движения, вскрикивает или бормочет что-то неразборчивое, а потом снова ложится и засыпает. Такое поведение считается нормальным.

Структура сна. Периоды быстрого и медленного сна чередуются на протяжении всей ночи, образуя циклы. У новорожденных продолжительность цикла «быстрый сон – медленный сон» составляет около 50 минут, у подростков и взрослых – около полутора часов. Примерно к 3-6 месяцам структура сна у детей приближается к таковой у взрослых. Сначала они погружаются в медленный сон и обычно минут через 10 достигают его четвертой стадии – глубокого сна. Длится он от 40 минут до 1 часа, после чего следует краткое пробуждение – не более чем на насколько минут, а затем – период быстрого сна, продолжающийся от 5 до 20 минут. В последующие несколько часов ребенок попеременно погружается то в быстрый сон, то во вторую стадию медленного. У детей младшего возраста рано утром может наблюдаться дополнительный период пребывания в третьей или четвертой стадии медленного сна. Сновидения появляются преимущественно в ранние утренние часы. Структурные особенности сна можно распознать еще во внутриутробном периоде. Быстрый сон характерен для плода на шестом-седьмом месяце беременности. Медленный сон впервые появляется на седьмом-восьмом месяце, но не получает полного развития. Все четыре его стадии обычно становятся различимыми лишь у полугодовалого малыша.

Распорядок дня

Изменение режима дня в зависимости от возраста ребёнка.

После рождения основной задачей малыша будет приспособиться к жизни вне материнской утробы. В первые три месяца жизни ребенок спит по 16-17 часов в сутки, недоношенный – до 20 часов. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления. Насытившись, младенец засыпает и просыпается вновь, только когда снова проголодается. После кормления малыш иногда непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте он еще не может подолгу обходиться без сна. Приблизительно к полутора-двум месяцам у ребенка появляется один период продолжительной активности, приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для игр с малышом. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между пробуждением и сном и способствует закреплению режима дня. К трехмесячному возрасту режим начинает меняться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ребенка всегда клонит в сон. Это означает появление распорядка дня с двумя-тремя периодами дневного сна, который, скорее всего, сохранится до 12-15 месяцев.

Режим ребенка 3-6 месяцев уже больше приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон обычно наступает в 7-9 часов вечера, утреннее пробуждение – между 6 и 8 часами. Больше половины детей этого возраста уже способны проспать ночью до 7 часов непрерывно.

Распорядок дня малыша 6-9 месяцев усложняется. Общее время сна в этом возрасте около 13-15 часов. Наиболее типичным можно считать следующее «расписание»: пробуждение в 6.30-7.00 утра, два дневных сна приблизительно по полтора часа и отбой в 19.30-20.00. До 80% малышей спят всю ночь. Связь между кормлениями и сном ослабевает; при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды. Этот возрастной период является благоприятным для формирования правильного «ритуала» отхода ко сну, который позволит в дальнейшем избежать многих проблем.

Ребенок 9-12 месяцев спит примерно по 14 часов в сутки: 12 часов ночью и два раза по часу в течение дня. Некоторые дети к году отказываются от первого дневного сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь недолгим дневным сном, раньше ложатся вечером. Поразительная физическая активность, свойственная детям этого возраста, неизбежно сказывается на режиме сна. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в более продолжительном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь (в дневное время полезно будет поработать над эти навыком малыша).

В этом возрасте следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну, который должен занимать теперь не менее 20 минут: нужно, чтобы ребенку хватало времени на то, чтобы успокоиться. В поведении вашего чада в этом возрасте может появиться новшество – нежелание укладываться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодрствования. И малыш очень скоро научится пользоваться этой способностью в ситуациях, когда он нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым привязан, или же просто не хочет прекращать дневную активность.

Темперамент и режим.

Как известно, каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Естественно, все эти особенности весьма значительно сказываются на всех сторонах жизни, в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Чаще всего при анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные дети.

У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Такому малышу не нужна посторонняя помощь, что- бы уснуть. Уложенный в свою кроватку, он постепенно погружается в сон. Покладистые дети подолгу и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями сна. Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Трудный ребенок не выказывает склонности к упорядочению сна и бодрствования. Для установления режима ему требуется помощь окружающих. Ему нужно больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Можно, например, запеленать малыша, поносить его на руках, укачать. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок, по сравнению с покладистым, спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.

У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, и, конечно, во время адаптации им необходима дополнительная поддержка родителей (например, в период привыкания к новой кроватке). Хотелось бы подчеркнуть, что темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.

Место для сна.

Место, где ребенок спит (комната или уголок в комнате, если нет возможности выделить ребенку отдельное помещение в квартире), должно стать его лучшим другом, любимым островком уюта и безопасности. Ни в коем случае нельзя превращать его в место «ссылки» (например, за непослушание или просто в связи с приходом гостей).

Кроватка – центральный и самый важный элемент детского «спального царства». Главное требование к кроватке – безопасность. Изготовлена она должна быть из экологически чистых материалов, лучше из натурального дерева. Расстояние между прутьями – не меньше 2,5 см и не больше 6 см (чтобы ребенок не проскользнул между ними и не задохнулся). Если кроватка окрашена, необходимо убедиться, что в краске отсутствуют соли свинца. Идеальной считается конструкция с опускающимся по мере роста ребенка матрасом; устанавливать его высоту следует так, чтобы верхний край кроватки находился на уровне плеч ребенка, стоящего на матрасе. Матрас должен плотно входить в каркас, не оставляя у боковых стенок зазоров и щелей, в которые могла бы попасть ручка или ножка ребенка. Матрасы бывают пружинные, набивные и поролоновые. Пружинные или набитые жестким ортопедическим материалом (например, кокосовой стружкой) стоят дороже, но и служат значительно дольше. Если вам приходится пользоваться поролоновым матрасом, его нужно не менее одного раза в месяц переворачивать, чтобы не образовывалось глубоких вмятин. Важно знать, что главное требование к матрасу – его ровная поверхность и необходимая жесткость: матрас призван обеспечить правильное формирование позвоночника и не должен перекрывать доступ воздуха. Еще раз хочется напомнить, что любые подушки, в том числе сложенные в несколько раз пеленки, недопустимы для ребенка до года-полутора. Оставляя в кроватке какие-либо предметы, необходимо всегда помнить об осторожности. Мягкие валики следует надежно привязывать к боковым стенкам. Убирать их надо сразу же, как только ребенок научится стоять, иначе он будет использовать их, чтобы выбраться из кроватки. То же касается и больших мягких игрушек. Всевозможные мелкие игрушки опасны тем, что могут застрять во рту младенца. Любые шнурки и тесемки тоже могут представлять опасность удушения. Пустышку ни в коем случае не следует вешать ребенку на шею (Для этой цели можно использовать специальные зажимы).

Поза.

Часто родители задаются вопросом, в каком положении должен спать ребенок. Многие ученые склонны считать наиболее подходящим для самых маленьких положение на спине, поскольку связывают многие случаи внезапной младенческой смерти со сном на животе. С другой стороны, во-первых, положение на спине может провоцировать срыгивание (особенно если ребенок к нему склонен), а во-вторых, срыгнув, ребенок, лежащий на спине, может подавиться. Возможно, оптимальной позой стоит считать положение на боку. (Зафиксировать ребенка в положении на боку можно с помощью специальных валиков.)

Не старайтесь оградить сон ребенка от всех внешних воздействий. Незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем. Новорожденный наделен врожденной способностью не реагировать на внешние раздражители, когда хочет спать. Но привычки в отношении сна формируются на удивление быстро, и ваш малыш может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи.

Неприрывный ночной сон

Родители ждут – не дождутся того времени, когда новорожденный сможет спать в течение всей ночи, не просыпаясь. Считается, что ребенок спит всю ночь, ели он не просыпается 5-6 часов подряд. Способность связать воедино несколько циклов сна в течение 5-6 часов зависит, в частности, от зрелости нервной системы. Фундаментальных изменений в структуре сна не происходит. Периоды тихого и активного сна чередуются так же, как и прежде. Ребенок про_ сто приобретает привычку справляться с короткими ночными пробуждениями без помощи родителей.

Физиологически ребенок не приспособлен выдерживать значительный (свыше 3-4 часов) промежуток между кормлениями, пока его вес не достигнет 5,5- 6 кг. Большинство педиатров сходятся на необходимости дать малышу возможность самому отказаться от ночных кормлений. Здесь, по-видимому, следует различать две ситуации. Если ваш малыш, пусть даже и набрав положенный ему при его возрасте вес, продолжает охотно есть среди ночи, значит, почему-либо он еще не готов существовать без этого. Если же он просыпается лишь по привычке и засыпает, едва начав сосать, не съев обычного объема, скорее всего, речь идет о сформированном рефлексе, когда прикладывание к груди (или бутылочка) облегчает переход ко сну. Тогда, возможно, стоит попытаться перестроить его ассоциации и привычки, связанные со сном.

Дневной сон

Дневной сон – это чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Мы лишь кратко напомним, что большое значение для режима ребенка имеет и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или слишком долгий дневной сон способен значительно помешать вам, когда вы соберетесь укладывать свое чадо вечером.

Ритуал отхода ко сну

Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ложиться спать, можно преодолеть с помощью продуманного ритуала, позволяющего малышу смириться с необходимостью расставания с родителями. Когда ребенок подрастет, ритуал отхода ко сну становится идеальным образцом детской самостоятельности, ограниченной определенными условиями. Пусть родители решают, сколько книг можно прочесть ребенку перед сном, но зато выбор книг остается за малышом. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он решает, какую именно. Благодаря ритуалу реализуется желание детей контролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет предвкушать каждое из них. Важный фактор, определяющий ритуал, – уровень развития ребенка. По мере его роста ритуал соответствующим образом видоизменяется. Для младенца он не должен быть сложным. Во многих случаях он складывается естественным путем. Если к полугоду ритуал не определился сам собой, его следует создать. Он может включать успокаивающие действия –например, укачивание. Важными его компонентами могут также стать музыка, пение или чтение. После краткого переходного периода малыша, еще не успевшего заснуть, следует оставить там, где он должен провести всю ночь. Хорошим мостиком между сном и бодрствованием могут служить предметы, отправляющиеся вместе с ребенком в его кроватку. Для младенцев это могут быть даже предметы одежды матери или отца, сохраняющие родной запах (только необходимо помнить об осторожности!). Для детей постарше такую службу сослужат любимые игрушки.

Совместный сон с ребёнком

До сих пор в наших рассуждениях мы негласно подразумевали ситуацию, когда ребенок находится во время сна отдельно от взрослых. Вместе с тем, существует совершенно другое мнение относительно оптимальных для младенца условий сна: многие считают полезным и удобным брать ребенка в родительскую постель.

Для начала оговоримся, что решение о том, где будет спать ребенок, должно приниматься в первый год его жизни. Младенец с легкостью может приспособиться ко сну как в одиночестве, так и вместе с родителями, но как только привычка сформировалась, искоренить ее будет гораздо сложнее. Каким ни был ваш выбор, важно, чтобы он устраивал всех.

Приемущества совместного сна.

Сторонники совместного сна считают, что ребенок должен иметь доступ к родителям и днем, и ночью. При этом совместный сон помогает малышу чувствовать себя более счастливым и защищенным, воспринимается им как подтверждение заботы о нем со стороны мамы и папы. Если его нужно покормить или утешить, для этого не нужно идти в другую комнату, можно быстро успокоить малыша, не доводя дело до слез. Находясь всю ночь рядом с родителями, ребенок ощущает их тепло. Время отхода ко сну перестает пугать или раздражать его, поскольку не означает расставания с дорогими людьми. Известно, что малыши, спящие в одной постели с родителями, реже просыпаются и реже видят кошмарные сны. Существует даже предположение, что у родителей и детей, спящих вместе, циклы сна синхронизированы.

Аргументы против совместного сна.

Противники совместного сна считают, что он препятствует приобретению ребенком такого полезного навыка, как способность спать в одиночестве. По их мнению, дети, спящие вместе со взрослыми, вырастут более зависимыми, беспокойными и инфантильными. Еще один аргумент против – опасение, что при круглосуточном доступе к родителям малыши станут избалованными. Нельзя забывать о том, что взрослым необходимо хотя бы некоторое время побыть одним, чтобы запастись энергией на предстоящий день. Кроме того, многие озабочены влиянием совместного сна на спонтанность секса. Педиатры, помимо этого, отмечают опасность передачи различных инфекций малышам от родителей. Не следует сбрасывать со счетов и опасность попросту нечаянно придавить его во сне.

В отношении совместного сна можно предположить «компромиссные» решения. Например, родители могут брать детей к себе в постель лишь в некоторых случаях: рано утром или в выходные, если ребенку приснился страшный сон или когда он болен. Однако каким бы ни было ваше решение относительно совместного сна, важно осознавать мотивацию подобного выбора. Иногда родители позволяют малышу, часто просыпающемуся по ночам, спать вместе с ними исключительно от отчаяния. Им надоедает каждую ночь по несколько раз ходить из своей спальни в детскую, и совместный сон становится решением проблемы. Обычно дети хорошо спят в постели родителей, но сами взрослые часто испытывают при этом раздражение и недовольство. В подобной ситуации лучше решить проблему частых пробуждений ребенка, чем подменять ее другой.

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Эта брошюра была подготовлена в рамках программы по терапии аутизма, которая проводится при поддержке Autism Speaks.

Брошюра создана с целью ознакомить родителей со способами улучшения сна у их детей с расстройствами аутистического спектра. Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Приведённые в данном буклете рекомендации основаны на научных исследованиях и на клиническом опыте специалистов по сну. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста, включая подростков, хотя некоторые рекомендации (например, совет избегать дневного сна) направлены на детей старшего возраста, уже не испытывающих потребности в дневном сне.

Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. В брошюру входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.

Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.

Сложности со сном (например, частые пробуждения по ночам, проблемы с засыпанием или раннее пробуждение) встречаются как у детей с аутизмом, так и у нейротипичных детей. При таких симптомах, как храп, затруднённое дыхание во сне и (или) ночное недержание мочи, следует обратиться за консультацией к специалисту по проблемам сна.

Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам, предложенным в этом буклете. Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:

  • Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
  • Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
  • Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
  • Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.

Сколько времени должен спать мой ребёнок?

Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть. Другие рекомендации по разработке режима сна приведены в разделе «Соблюдайте режим».

Создание комфортной обстановки для сна

Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.

В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.

Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.

Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).

Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка.Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.

Выработайте ритуал отхода ко сну

Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.

Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).

Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну

  • Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
  • Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
  • Для детей с аутизмом, как и для нейротипичных детей младшего возраста, полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий (см. пример такого расписания ниже).Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.

Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.

Соблюдайте режим

Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его.
По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.

Правильно подберите время
Многие дети (и взрослые) за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.

По мере взросления
С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.

Ранний подъём
Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.

Дневной сон
Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.

Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.

Вставать с восходом, ложиться с закатом
Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.

Научите ребёнка спать отдельно

Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?

И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.

Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.

Как этому научить?

Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечером просто садитесь к нему на кровать, а затем - на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.

Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.

Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.

«Ночной сертификат» как средство обучения

«Ночной сертификат»
Обменный курс:
1 посещение родителя
1 стакан воды
1 объятие
1 поцелуй

Со старшими детьми можно использовать так называемый «ночной сертификат». Он представляет собой карточку или другой предмет, который ребёнок может предъявить вам, если проснётся ночью. «Сертификат» можно обменять на краткий знак внимания, например, на объятие или на стакан воды.

Ребёнку нужно объяснить, что он может воспользоваться «сертификатом» только один раз за ночь, после чего его нужно отдать вам. Вы снова вернёте ребёнку «сертификат» для повторного использования следующей ночью.

Скажите ребёнку, что если он не использует «сертификат» за ночь, то утром его можно будет обменять на подарок. Или же можно разработать систему вознаграждений: например, за каждую ночь, когда ребёнок не использует «сертификат», ему выдаётся наклейка. Когда ребёнок набирает определённое количество наклеек (например, пять), то он получает подарок: небольшой сувенир или совместное посещение какого-либо мероприятия.

Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну

Физическая активность
Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в школе ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.

Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.

Кофеиносодержащие еда и напитки
Кофеин оказывает стимулирующее воздействие, возбуждая нервную систему и не давая ребёнку заснуть. Воздействие кофеина на организм продолжается в течение 3-5 часов (доходит до 12 часов). Ребёнку может быть сложно заснуть после употребления кофеиносодержащих продуктов (например, шоколада, кофе, чая, газированных напитков) днём или вечером. Некоторые дети спят лучше всего, если вообще исключить эти продукты из их рациона. Большинству же детей достаточно не употреблять кофеиносодержащие еду и напитки в течение нескольких часов перед сном.

Братья и сёстры
Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Рука помощи: Подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.

Совместные игра и отдых: Подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.

Разное время отхода ко сну: Некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.

Место для сна: Подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.

Если ничего не помогает улучшить сон…

Если эти рекомендации не помогают вашему ребёнку и у него по-прежнему наблюдаются нарушения сна, то следует поговорить с врачом и получить направление к специалисту по сну, который рассмотрит медицинские причины нарушения сна и, возможно, назначит лекарства. Мелатониновые и прочие препараты по улучшению сна показывают многообещающие результаты в предварительных исследованиях, но их следует принимать только под присмотром врача.

Источники информации

Отделение Поддержки Семей организации Autism Speaks предлагает информационные ресурсы, методические разработки и поддержку для семей, столкнувшихся с аутизмом: www.autismspeaks.org/family-services. Если бы вы хотели поговорить с представителем отделения поддержки семей организации «Аутизм говорит», свяжитесь с нами по телефону +1-888-288-4762 или по электронной почте [email protected].

Благодарности

Данная брошюра была разработана в рамках программы по терапии аутизма при поддержке организации Autism Speaks. Авторы брошюры — Шелли К. Вейсс, дипломированный врач, член Королевской коллегии терапевтов Канады, детский невролог (Детская больница SickKids Университета Торонто, г. Торонто, Онтарио, Канада), и Бет Энн Мэлоу, дипломированный врач, магистр точных наук, невролог, директор программы по нарушениям сна (Университет Вандербилта, г. Нэшвилл, Теннесси, США). Мы благодарим за участие в рецензировании текста Терри Катц, кандидата наук, психолога (медицинский факультет Университета штата Колорадо), а также Ким Франк, магистра образования, консультанта по образованию (Университет Вандербилта). Идея «ночного сертификата» принадлежит доктору Патрику Фриману («Архивы педиатрии и подростковой медицины», 1999).

Мы выражаем благодарность авторам многочисленных замечаний и предложений, в том числе семьям, участвующим в программе по терапии аутизма. Публикация может быть использована в текущем виде, либо её электронная версия может быть бесплатно адаптирована для выпуска и распространения вашей организацией (например, дополнена полезной контактной информацией). По вопросам адаптации брошюры вы можете связаться с нами по электронной почте [email protected].

Материалы созданы в ходе текущей деятельности программы по терапии аутизма организации «Autism speaks». Программа финансируется в рамках соглашения о сотрудничестве UA3 MC 11054 между Центральной больницей штата Массачусетс и научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США. Ответственность за содержание брошюры несут исключительно её авторы. Их мнение может не совпадать с официальной позицией научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США.

Наши детки по своей природе, легко принимают различные ритуалы жизни, так как ритуал приносит в жизнь спокойствие и уверенность, что все идет правильно.

Дети чувствительны к резким переменам и, если задуманное раньше, не исполнится - малыш испытает самый настоящий стресс. Также и ритуалы перед сном, если они не поставлены правильно, все время меняют свои детали - это грозит истериками во время укладывания спать, что чревато нервным срывом.

Правильная подготовка ко сну приносит покой маме, а малютке - быстрое засыпание. Все данные в детстве ритуалы, в дальнейшем помогают крохе принимать жизнь мягче, не загружая свою голову лишними эмоциями. А приятные моменты: конфетки под подушкой, поцелуи и объятья при встрече, папины высокие подкидывания и «я тебя люблю!» перед сном - останутся в памяти крошки на всю жизнь.

Хорошие и плохие ритуалы. Что важно знать!

Ритуалы перед сном для детей, не всегда могут им нравиться. Например, чистить зубы, умываться - нравится не всем детям. А кто-то не приходит в восторг от вечернего переодевания в пижамку. Это не означает, что другому крохе эти обряды тоже не понравятся. Так может все дело в правильной организации процесса?

Для устойчивого ритуала, важно учитывать следующие детали:

  • Время проведения. Каждый день в определенный промежуток времени, ваш ребенок выполняет определенные действия, перед тем как заснет. Если у вас постоянно сдвигается время - настрой на сон утрачивает свою силу, а малыш капризничает и пытается сделать все по-своему. Поэтому, если отдых у вас с малышом назначен на 7 вечера, нужно ложиться в 7, предварительно завершив все процедуры подготовки;
  • Длительность. Не стоит подготовку к отдыху слишком затягивать. Прочтите малышу сказку на ночь, потратив не более 30 минут. Если вместе чистите зубы - достаточно 5-10 минут. Растягивая каждую часть ритуала слишком сильно - получаем проблему: ребенок не зафиксирует в памяти постоянство ритуала;
  • Четкость и последовательность. Рассчитайте все ритуалы и выполняйте их последовательно. Например: душ - 5 мин., умыться, почистить зубы - 15 мин., сказка на ночь - 15 мин. Со временем малыш будет легко засыпать в отведенное время, сразу после последнего действия;
  • Один на один. Основное укладывание, проводить должен, один из родителей. Например: папа поцелует и уйдет, а мама завершит укладывание;
  • Учитывайте, что дневной ритуал отдыха, имеет некоторые отличия от вечернего. Идеально, если вы с малышом проработаете два удобных ритуала.

Интересно! Не всем малышам нравится душ или принятие ванны на ночь. Может быть, именно ваша кроха, купаясь, переходит в активное состояние. Присмотритесь к своему малышу, попробуйте создать ритуал отдыха индивидуально для своего ребенка. Подробнее о процедуре купания вы можете прочитать в статье: Как купать новорожденного ?>>>

Дневной отдых или как научить ребенка быстро засыпать при свете

Ритуалы перед дневным сном могут значительно отличаться от вечернего укладывания. Так, в вечернее время, вы можете принимать активное участие и готовиться ко сну вместе с малышом. Днем же, нужно лишь уложить на отдых малыша, а потом заняться своими делами, а еще днем - светло, а на улице - шумно.

Все эти мелочи могут привести ребенка в замешательство. Учитывая все помехи, можно все-таки выработать у малыша привычку спать днем. Главное, учесть некоторые детали:

  1. Шторы можно закрыть, создав, таким образом, полумрак;
  2. Укладывайте малыша в одно и то же время;
  3. Старайтесь ограничивать просмотр мультфильмов и исключите активные игры как минимум за полчаса до сна;
  4. Прочтите сказку либо поставьте музыку для засыпания. Это на ваше усмотрение;
  5. Главное, чтобы малыш понял: когда сказка заканчивается, мама выходит с комнаты и наступает время сна.

Знайте! Создать правильную подготовку ко сну совсем несложно. Прислушайтесь к крохе, обратите внимание, что его успокаивает, а что возбуждает, и на основе этого создавайте свой неповторимый ритуал.

Когда начинать вводить ритуал

Все начинается с рождения. Первые элементы ритуала, присутствуют еще у грудничков: купание, массаж, мамина грудь. Как только малютка подрастет, появятся новые детали подготовки ко сну.
Так, в ритуалы перед сном для грудничка до 4 месяцев, можно внести такие действия, как:

  • Купание. Оно должно быть легким, недолгим, неактивным. Развивающие ныряния стоит оставить на активную часть дня; Также, во время купания можно использовать различные травы, в том числе и успокаивающие. Узнайте, какие именно из статьи: Травы для купания новорожденного >>>
  • Проговаривание. Проводя все действия, проговаривайте их. Так, малыш будет прислушиваться к маминому голосу, что также способствует развитию; Подробнее об этом можно прочитать в статье: Как научить ребенка говорить мама >>>
  • Последовательность. Ежедневная подготовка, должна соблюдать свою последовательность. Грудничок быстро привыкнет к ней и укладывание в кроватку станет приятным моментом для вас и вашего ребенка;

Ритуалы перед сном для ребенка до года (4-11 мес.), будут немного отличаться. Для этого возраста будут актуальны такие элементы, как:

  1. Купание вне комнаты отдыха. Разделите купание и отдых, если водная процедура действует на малыша успокаивающе, купайте его в ванной, а потом переносите в комнату;
  2. Новые действия. Песенка, стишок, поцелуй, поглаживание - добавьте новый элемент для подросшего малютки;
  3. Игрушка для сна. Купите своему ребенку мягкую игрушку, можно остановить свой выбор на игрушке со звуковым эффектом - колыбельной песенкой. Это поможет ребенку не чувствовать одиночества в своей постельке.

Ритуалы перед сном для малыша старше года. На этом этапе, для спокойного укладывания достаточно добавить такие действия, как:

  • Рассматривание книжек с картинками. Можно выбрать несколько книжек, где герои готовятся к отдыху. Главное - не наличие большого текста, а яркие картинки. Глаза ребенка устанут от просмотра картинок, а ваш голос придаст крохе умиротворенность;
  • Общение. Разговаривайте с малюткой, проговорите о своих чувствах, расскажите о дне, который провели вместе. Мамино тепло волшебным образом успокаивает ребенка;
  • Ощущение защиты. Оставляя ребенка засыпать, укладывайте рядом любимую игрушку.

Важно! Чем старше ребенок, тем больше может возникнуть противоречивых желаний в его головке.

Вы всегда должны быть готовы к возникновению конфликтной ситуации со стороны ребенка. Договаривайтесь со своим малышом, обсуждайте важность всех подготовительных действий перед сном. Главное, для мамы сейчас - не пойти на поводу и не разрушить вечерний ритуал перед сном.

Много полезной информации о детском сне, а также о ритуалах укладывания спать можно узнать из курса:

Мы уже говорили о том, что вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою...

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания — действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс — установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, "ложащаяся спать" вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

С вами наверняка случалось, что какой-то запах или вкус вызывал вдруг в вашей памяти картины из детства или какая-то деталь в одежде напоминала конкретного человека. Так и у детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  1. В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: "а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня" (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: "Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!" — станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно, потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем...
  2. Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, очень удобно такое изобретение техники, как радионяня. Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  3. Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, — полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  4. Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие ("еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста...!"). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры... Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным (по крайней мере, для моих детей это всегда был железный аргумент). Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  5. Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: "Ну вот, смотри — маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“", — вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Еще примеры ритуалов

Все приведенные в этой главе элементы ритуала — только примеры. Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка — что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает...


Ленка засыпала, только когда мама или папа были рядом. Раньше это происходило довольно быстро: один из родителей присаживался рядом с кроваткой девочки, нежно гладил ее, и дочурка спала уже через несколько минут. Со временем родителям приходилось сидеть в комнате малышки все дольше, иногда больше часа. И мама, и папа девочки работали целый день и очень уставали к вечеру, поэтому сидеть битый час у детской кроватки казалось им невыносимым. Алена чувствовала нетерпение родителей и тем сильнее боролась за их внимание, .

Услышав о вечернем ритуале, родители решили испробовать эту возможность. Они сказали девочке, что теперь она большая и должна засыпать в своей кроватке одна, но что последние минуты перед сном они будут проводить вместе с ней. Мама или папа сажали Аленку вечером на колени и ласкали ее. Мама пела дочке, папа читал ей сказку. И малышка, и родители от души наслаждались этими нежными мгновениями. Через 15 минут родители целовали Аленку, говорили, что теперь пора спать, и укладывали девочку в кроватку.

В первый день малышка, видя, как мама выходит из комнаты, попыталась протестовать. Тогда мама вернулась к ее кроватке, взяла Аленку за ручку и сказала: "Спи, будь умничкой, и завтра вечером я снова спою тебе". К ее удивлению, девочка сразу же умолкла. Слишком ценными были для нее эти минуты безраздельного маминого внимания, слишком сильно она любила мамин нежный голос и ласковые объятия...

В 6 вечера отец Дениса возвращался с работы. Мама суетилась, готовя ужин, и ругалась, что Денис все время мешается у нее под ногами. Папа рассказывал о проблемах на работе, и его напряженно звучавший голос внушал мальчику необъяснимую тревогу. За ужином Денис ерзал на стуле и постоянно встревал в разговор родителей, что им явно не правилось. Наконец, помыв посуду, мама обращалась к мальчику: "А теперь, Дениска, время вечернего ритуала!". "Уpa! Ритуал! Ритуал!" — радостно кричал малыш и бросался в ванную комнату, на ходу стягивая с себя одежду. Он знал, что теперь наступает его время: когда мама будет говорить с ним, читать ему и играть в его игры! "Наконец-то!" — радовался мальчик, с энтузиазмом натягивая пижаму...

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Светлана Бернард
Из книги "100 простых способов уложить ребенка спать"

Комментировать статью "Как научить ребенка засыпать самостоятельно. Часть 2"

Я считаю, что у ребенка на сон должен быть ритуал. Прям на уровне инстинкта - чтобы при определенных условиях срабатывал "выключатель" Этот момент очень важен, тк главное, чтобы не сформировалось негативного отношения к процессу засыпания! (то же самое и с...

Обсуждение

а если соску не берет?
меня просто заботит момент - ведь есть же потребность в удовлетворении сосательного рефлекса, а соску не берет. И как-то жалко грудь не дать на сон...

Я тут тоже самое когда-то говорила.. Надо просто всегда одно и тоже делать во время сна! У нас так же..пижамка+соска+мобиль+поцелуй и всё...
даже если неск. раз соску выкинет, просто пойти ессесно помыть соску, дать дитю, сказать баиньки и выйти...
тьфу тьфу тоже всегда спали без всяких траливали

Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие И еще вопрос - должны ли быть эти ритуалы одинаковыми у папы и у мамы? Как ребенку будет проще заснуть? имею в в виду, конечно...

Обсуждение

Вечернее купание, положили в кровать, поцеловали, ушли. Все:) Раньше было кормление после купания перед сном, до года примерно.
В какой то мере это у нас ритуал, т.к. кроватка только для сна и ребенок знает что раз положили, значит надо спать:) В последнее время может и попроситься спать. И время примерно соблюдаем так что обычно всегда готов спать в положенное время.
Да, все ритуалы у нас одинаковы, как для сна, так и для еды и остального. Если Кирилл не со мной - остальным при необходимости объясняется что и как. Нам так проще, как со старшим, так и с младшим.

У нас ничего особенного. В одно и то же время купание и спать:)

Ритуалы перед сном помогут ребенку заснуть быстрее. Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям.

Обсуждение

Добрый день! У меня нет опыта воспитания таких маленьких детей, но вспомнила наш местный форум. Там у одной форумчанки дочка (4 года, если не ошибаюсь) мало спала, видно было, что ребенок хочет спать, но недосыпает... они в итоге обратились к остеопату и он помог. а вообще капли есть "Баю-бай" на травах, но не знаю, для какого возраста.
Кто советует не укачивать????????? вот их и не укачивайте) а своего ребенка - обязательно! Чему не обрадуешься????? Слушайте только свое сердце! плохо, наооборот оставлять ребенка одного, не удовлетворять его потребности (в ласке, безопасности, ощущении, что мама поможет, если надо).

У нас так было. Я много чего делала, в том числе и пеленала. Дитю моему, не давали покоя собственные руки-ноги, колбасило, выворачивало наизнанку и тыды. Пеленала крепенько так, иначе разворачивалась. Гладила, лежала рядом, пела, когда не пеленала - давала щупать себя, исследовать - ведь всего это мамского у дитя НЕ БЫЛО. Бороться два вечера - это ничего, я 2,5-3 года искала в этом случае подход, работало всё понемногу, я искала. И Вы ищите, Вы должны почувствовать, что именно нужно Вашему малышу. Просто помните, что у них не было периода, когда их мамка с любовью в себе носила и к сиське не прижимала. Запасайтесь терпеньем, чай успокоительный на ночь дитю, соску в конце-концов, и гладить и петь, и шептать хорошие слова. Всё пройдёт.

Сказка, как ритуал засыпания. Сон. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Люди, а с какого возраста дети начинают под сказку засыпать?

Обсуждение

Митюша всегда только "разгуливался" от сказок, рассказанных мамой... начинал веселиться, оживал, задавал кучу вопросов....четние стал воспринимать около2х, и поспокойней как-то, а с диафильмами дело еще лучше пошло!