Нормирование оборотных средств. Виды запасов (текущий, страховой, транспортный, технологический, подготовительный)

Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic: Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

Технологический (непосредственный процесс обработки);

Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо: С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :

К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.



Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;

Q - годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н- издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.


Затраты по заказу

EOQ

Размер партии поставки

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

Политика постоянных интервалов;

Политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.

Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы ᴛ.ᴇ. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота͵ равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта͵ доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. В случае если время доставки меньше или равно времени, крайне важно му для оплаты счета͵ то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, в случае если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. К примеру, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделœения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счёт плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на базе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на базе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:

Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объёмах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объёма между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определœенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на данный интервал, ᴛ.ᴇ. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, ᴛ.ᴇ. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, крайне важно е для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осœенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на базе показателœей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов и узнается чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

    Число типовых поставок = 22 - 3 = 19

    Объем поступлений - нетипичные поставки = 2240 - 397 = 1843 т.

    Средняя величина поставки = 1843/ 19 = 97 т.

    Приведенное число поставок = 2240/ 97 = 23.

    Средний интервал поставки = 360/ 23 = 15.5 дней.

    Норма текущего запаса = 15.5 * 50 % = 7.8 дней.

3. Метод средневзвешенной величины интервала поставки

Предполагает учет складывающихся взаимодействий интервала и объема поставки.

где I – средний интервал поставки;h – интервал между отдельными поставками;Vi – объемi -й поставки;V – общий объем поставок.

Это методы прямого счета, в основе которого лежат плановые или фактические данные о складывающемся снабжении.

II. Страховой гарантийный запас

Исключения:

1. Если у нас долговременные отношения с поставщиком, в котором мы уверены, гарантийный запас может быть равен 20-30 % текущего запаса, или не создаваться вовсе.

2. Если в производстве используются уникальные виды сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III. Транспортный запас

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , необходимо определить среднюю величину остатков товароматериальных ценностей (ТМЦ) в пути.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ / однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период, в котором исчисляется норма.

IV. Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

V. Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (например, для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средства на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход. Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно-катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

ед. изм-я

однодн. расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

транспортный запас

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится также, как и по основным материалам. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

2. Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное производство – это продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Нормирование его необходимо, чтобы обеспечить равномерную бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации производства;

    объема производства;

    структуры выпускаемой продукции;

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному производству исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общего объема).

Н = О * Т * К ,

где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если предприятие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4-й квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас – время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас – время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас – время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас – на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента продукции рассчитывается средняя длительность производственного цикла – средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат (К).

Его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производственного цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего производственного цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты – осуществляются в начале производственного цикла (обычно это материальные затраты).

Нарастающие затраты: заработная плата, амортизация основных средств, накладные расходы.

Коэффициент нарастания затратотражает отношение себестоимости незавершенного производства к плановой производственной себестоимости изделия.

На практике коэффициент нарастания затрат определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

Для равномерного:

К = (З п + 0,5 о )/С,

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о – все последующие затраты, входящие в производственную себестоимость изделия.

С – производственная себестоимость изделия.

Для неравномерного: К = (З п * Т + З 1 1 + З 2 2 +...+ 0,5З р )/(С*Т ),

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла;

З 1,2,... разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1,2,.. – время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия;

З р – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции;

Т – длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

3. Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

Норматив оборотных средств в РБП (Н3 ) определяется по формуле:

Н3 = П + Р – С,

где П – переходящая сумма РБП на начало планируемого периода, руб.;

Р –РБП в предстоящем году;

С –РБП, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии со сметой производства.

4. Нормирование по статье “Готовая продукция”

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д ,

где О – однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д – норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Норматив

Прирост (+),

сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств. Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста. Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды. Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бухгалтерскому балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то это недостаток, наоборот – излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

    зависящие от деятельности предприятия: необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

    не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается не снижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам, не подлежит нормированию. Нормируется только твердое топливо.

– это материальные запасы находящиеся на складах трансп-х организаций. Транспортный запас хар-ет размер оборотных средств заключенных в грузах на время нахождения в процессе транспортировки рассчитывается в среднегодовом размере. Норма трансп-го запаса опр-ся расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации. Время нахождения материалов в трансп-х запасах определяется от момента фактической передачи ТМЦ в транспортное средство или соответ-им трансп-ым организациям до момента передачи товаров потребителю 1) Время движения материалов которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки 2) Время для завершения различных маневровых работ 3) время погрузочно разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой 4) Время хранения материалов на складах транспортных организаций до получения их потребителями

22.Планирование тов-х запасов торговых пр-ий.

1Расчетно-аналитический метод.(для опт-х пр-ий)предполагает опр-е осн-х структурных эл-ов общ норм запаса.Знорм=Зтет+Зподг+Зстрах.

2Опытно-статистический(для оптовых и розн пр-ий) суть данного метода закл-ся в анализе данных о фактич остатках товарооборота за 3-5 периодов.

3Технико-экономический(длярозн-х пр-ий)позволяет учесть ассортиментный спрос.Специфика данного метода закл-ся в том что текущ запас дел-ся на 2 вида а)в торговом зале,кот-й представляет собой асс-ый набор товаров в торг зале и обесп-ет демонстрац и суточн реал-ю тов-в б)Зап текущег пополнения обесп-ет бесперебойность продаж в период м\у поставками нах-ся на складе и исп-ся для пополнения зап-ов в торг зале.

23.Планирование сезонных запасов.

Факторы определяющие сезонные запасы-1сез-ое произв-во сырья и мат-ов 2 сез-е потреб-е 3 сезонность завоза. Методика опр-я сезон зап предполагает деление года на 2 части-1сезон заготовки(заготовка и завоз для удовлетворения годовой потребности с одновременным расходованием) 2 мертвый сезон (нет завоза,а расход-е идет) В соотв-ии с данной методикой опр-ся мах сезонный запас, кот-й создается к концу сезона поступления или к началу сезона потребления.

Змах=Рсут*Дм.с.-длит-ть перерыва в поступлении или потр-я материала.

Мах сез зап служит для 1опр-я потр-ти в обор-х ср-вах 2опр-я размера складских площадей.

24.Орг-я и осн-е виды учета мат-х рес-ов.

Учет запасов-измерение и регистрация запасов в натур,услов-натур, услов и стоимостных единицах.

Условно натур-е единицы исп-ся при учете зап пр-ции, удовл-ют одну и туже потребность. Условные единицы исп-ся в случае когда объем зап изм-ся в нормоднях или в фактич дн запаса. Стоим-е ед прим-чя для опред общего объема зап.

Методы учета-1ежегодн переписи остатков ТМЦ-можно получить полную картину о состоянии запасов на начало отчетного периода.2 Статистич-й учет.3 Первичный (оперативный) учет подразд-ся на складской и инвентаризацию. Складской ведется по каждому виду и сорту в натуральном выражении с присвоением номенклатурного номера.

Инвентаризация-процедура устан-я фактич наличия пр-ции путём пересчёта(снятие остатков и проверка учетных записей).

4 Бух учет зап осущ-ся в след видах-1Бух анал учет по каждому виду и сорту ТМЗ в стоим выражении (1 раз в мес)2 Бух синтетич учет.

25.Контроль за состоянием мат-х запосов.

Это изучение и регул-е уп-я зап с целью выявл отклонений от норм зап-в и прин опер-х мер к ликвид отклонений.

Методы контроля-1 Отслеж-е местонах-я хран-ся пр-ции-по поддоно месту, по месту нах-я короба, поместу нах-я ед-цы наим-я пр-ции 2 отслеживание сост-я хран-я пр-ции- по дате пр-ва, по категории опасности пр-ции, по дате начального-окончат-го срока реал-ции.3 Отслеж-е всех перемещений хран-ся пр-ции.

26. современные методы и автоматизация учета и контроля за состоянием и движением запасов.

1. использование системы штрихового кодирования при усчете и контроле запасов.

Ускорение приемки и отгрузки ТМЦ с одновременным отражением данных в автомат-ой системе управления.

Оперативное получение реальных данных коммер-ой службы об остатках ТМЦ.

Сокращение ошибок при вводе информации.

Экономия ирудовых и материальных ресурсов.

2. переход российской системы учета на м/д стандарты финансовой отчетности

Возможность выхода российских орг-ий и п/п на м/д рынок капитала.

Переход на МСФО позволил значительно сократить время и ресурсы,необходимые для разработки и внедрение нового комплекта.

3. автоматизация учета и контроля,создание автоматиз-ой ситемы управление фирмой с автоматиз-ей каждого рабочего места.

Ввод,обработка и выдача данных непосредственно на рабочее место руководителя,что означает повышение уровня инфрм-го обеспечения управления.

Усиление контроля за соблюдением норм запаса.

Социально-психологический фактор.

Краткая хар-ка российских программ:

Подавляющее большинство Рос-их программ производит сводкуи группировку информации в опр-ых разрезах,давая информацию об V продаж,оборачиваемости, кол-ву запасов в днях. Они помогают принимать решение по управлению запасами, а так же подводить итоги работы по управлению. Тем неменее, как и обычная учетная программа, они выполняют обеспечивающие функции, и поэтому относятся к классу информационно-аналитических систем.

Во многих программах не производится прогнозирование спроса,оперативное управление путем выдачи готовых заказов.

30. Структура МЗ и ее виды. анализ структуры МЗ.

МЗ- это находящиеся на разных стадиях произв-ва и обращения продукция произв.-технич-го назначения,изделия народного потребления и другие товары,ожидающие вступление в процесс личного или производственного потребления.

Анализ

Данный анализ проводится в разрезе групп,видов,отражая долю наименований запасов. Он заключается в выявлении тенденции изменения стр-ры запасов за ряд периодов и выявление причин таких тенденций.

Стр-ра МЗ должна отражать для торгового п/п стр-ру ТО, для промышленного п/п-стр-ру потребления.

Анализ стр-ры МЗ начисляется с расчета удельного веса отдельных товарных групп в общей сумме запасов.

При анализе идут от общего к частному, сравнивают с нормативами или среднеотраслевыми данными.

29. анализ эффективности использования запасов.

Анализ - одна из функций управления запасами,связанная с выявлением отклонений и тенденций движения запасов, а так же обоснование причин.

Информационной базой для анализа служат данные цчета и отчетности(первичные,статист-ие,бухгалтерские)

Анализ эффективности использования запасов оценивается с помощью показателей коэф-та оборачиваемости(Коб), длительности оборота(Добб.), высвобождение оборотных средств, вложенных в запасы, рентабельности запасов.