Житейская психология. Житейские психологические знания

Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель. Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология – сфера, безусловно, более древняя. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.

У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?

Приведу пять отличий, которые сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

1. Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности.

Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы. Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.

Ситуация

Молодая мама жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.

Житейская психология

«Ты этого так не оставляй, – дает соседка универсальный совет. – Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал – так отца боится».

Научная психология

Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения – теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)

Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.

2. Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная – на экспериментальные методы.

В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент – теория – практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.

Ситуация

Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с ситуацией: он не может выдержать взгляда своего подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»

Житейская психология

Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы»

Научная психология

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и является подчиненный. Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.

3. Житейские психологические знания интуитивны. Научные – рациональны и осознанны.

Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.

Ситуация

История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую – ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»

Житейская психология

Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей. Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.

4. Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены.

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.

Ситуация

Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».

Житейская психология

В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников – сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».

Научная психология

С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

5. Научная психология опирается на обширный фактический материал.

Во всем своем объеме такой материал не доступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.

Ситуация

Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность. Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.

Житейская психология

Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».

Научная психология

Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.

***

Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот. Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».

Об авторе

– руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа , бизнес-тренер, коуч-консультант.

В обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их значением. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, кто умеет налаживать и поддерживать контакты с людьми. "Такая уж у него психология", - объясняем мы интересы, склонности и поступки человека или характеризуем особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он псих!", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются житейской психологией . Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте. Человек применяет эти знания во взаимодействии с другими людьми. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, "прочитывать" в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Человек пытается объяснить тот или иной поступок другого особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные поступки другого человека и делаются выводы о типичных свойствах его души. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки друг с другом и приходить к общим выводам. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний.

Конечно, люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны но выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния иного человека. Причем жизненный опыт оказывается здесь далеко не столь важным фактором. Замечено, что нет сильной зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в психологических качествах других людей, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния людей .

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, пословицах и поговорках, афоризмах народной мудрости, сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражают многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: "В тихом омуте черти водятся", "Мягко стелет, да жестко спать", "Пуганая ворона и куста боится", "Хвалу, честь и славу и дурак любит", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения".

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Баба-Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Исторический экскурс

Мишель де Монтень (1533-1592) - французский писатель, политический деятель, философ. Среди наиболее известных произведений - книга эссе "Опыты" (1580-1588). Он жил в трудные времена - Варфоломеевская ночь, эпидемия чумы, религиозные войны. Однако его философия - живая, реальная, ясная и жизнеутверждающая.

Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) - французский писатель-моралист. В афористической форме изложил философские наблюдения над природой человеческого характера. Ларошфуко хотел помочь человеку "познать самого себя" и считал величайшим подвигом дружбы открыть другу глаза на его собственные недостатки.

Жан де Лабрюйер (1645- 1696) французский писатель-моралист. В 1688 г. вышло первое издание книги "Характеры, или Нравы нынешнего века". При жизни автора официально она переиздавалась девять раз (1889 г. - первый русский перевод).

Задание для размышления

Объясните своими словами, какую психологическую мудрость выражают следующие афоризмы Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйeра. Приведите примеры житейских наблюдений или ситуаций, в которых эти афоризмы подтверждаются.

  • См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб, пособие для вузов. М. : ПІ кола-Пресс, 1995. С. 39.

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Как правило, они весьма конкретны и формируются в процессе жизни человека в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека , по и опыт других людей. Находя подтверждение в опыте других людей, знания такого рода фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность.

Размышляем самостоятельно

"Не верьте традициям только потому, что они дошли до нас из древности".

"Не верьте писаниям мудрецов только потому, что их написали мудрецы".

"Не верьте выводам, сделанным из поспешных заключений, только потому, что их сделали вы".

Будда

Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражают многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: "В тихом омуте черти водятся"; "Мягко стелет, да жестко спать"; "Пуганая ворона и куста боится";

"Хвалу и честь, и славу и дурак любит"; "Семь раз отмерь - один раз отрежь"; "Повторение - мать учения" и др.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, прекрасная царевна, Баба-яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в сказках о животных. Сказочные персонажи часто олицетворяют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Писатели собирают многие житейские наблюдения и отражают их в художественных произведениях или в сборниках моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей в силу их мудрости и способности к обобщению представляют большую ценность, поэтому книги с афоризмами классиков вызывают большой интерес. Дейл Карнеги в свое время обобщил опыт жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей". Такие книги написаны занимательно, они содержат множество примеров, придающих наглядность. Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации сделали книги Карнеги столь привлекательными.

Особенностями знаний в сфере житейской психологии являются конкретность и практичность, делающие эти знания очень привлекательными для использования при обучении психологии. Житейская психология всегда характеризует поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хотя и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: "Ни радость вечная, ни печаль бесконечная"; "На сердитых воду возят" и др. Пословицы часто содержат практические советы: "В нужде не унывай, в счастье не ослабевай"; "После драки кулаками не машут" и др.

Знания в сфере житейской психологии характеризуются доступностью изложения и наглядностью, что опять же привлекает преподавателей. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делают их убедительными для других людей. В пословицах это часто достигается за счет метафор: "Мелка река, да круты берега".

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. С одной стороны, это придаст им дополнительный вес, а с другой - делает их недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки по отношению к научным психологическим знаниям. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои пре-

имущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Они выделяют, например, такие типы учащихся, как "старательные", "замкнутые", "торопливые", "невнимательные", "медлительные", "слаборазвитые умственно", "способные". Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя типологии личностей учащихся. Учитель строит се самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.

Однако знания рассматриваемого типа характеризуются неточностью употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми к самым разным жизненным ситуациям, порой совершенно противоположным.

Житейские психологические знания являются хорошим источником иллюстраций для психологических понятий , способствуют лучшему усвоению студентами психологии как учебной дисциплины. Однако они должны использоваться только как иллюстрации, а не как основа, составляющая содержание курса. Опорой преподавательской деятельности должна быть научная и практическая психология.

Изучение психологии как науки представляет трудности (в отличие, например, от естественных наук) с той точки зрения, что учащиеся и студенты начинают изучение учебной дисциплины с определенным багажом знаний, полученных в повседневной жизни от окружающих людей или на личном опыте. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении. Например, слова "ощущение", "чувственный опыт" гораздо более многозначны и неопределенны при их употреблении в повседневной речи, чем в сфере научной психологии. Это также создает трудности при изучении научной психологии.

Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близкими или противоречащими друг другу. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем, что говорит преподаватель, или не соглашаться. Житейские психологические знания являются, с одной стороны, базой, на которой строится система научных знаний, а с другой стороны, одним из барьеров, возникающих у студентов и учащихся на пути понимания научно-психологических знаний, сообщаемых преподавателем.

Рассмотрим еще одну трудность преподавания психологии. При обучении психологическим знаниям, особенно в том случае, если эти знания конкретны, у людей может складываться впечатление, что преподаватель делится с ними своим жизненным опытом. Такие проблемы часто возникают, например, при чтении лекций по психологии супружеских отношений или воспитания детей. В связи с этим преподаватель должен обращать особое внимание слушателей на то, что он рассказывает о знаниях, накопленных в научной и практической психологии, а не в его личном опыте.

Вследствие возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера психологии - так называемая "поп- психология", которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой. Типичные названия книг такого рода следующие: "Сделай себя счастливым"; "Как достичь успеха в жизни"; "Сила ума"; "22 типа мужчин - выбери одного"; "Вредные люди"; "Не давите мне па психику". При этом остается неясным, насколько обоснованны знания в этих изданиях. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний людей, которые считают себя опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно- популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от первых, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.

Преподаватель психологии не только не может брать за основу такие источники, но должен научить учащихся и студентов отличать знания психологии как науки и практики от поп-психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи.

Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которые было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами?
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный "канал", через который они могут вступать в контакт с внешним миром, - это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через "временную лупу" (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков).

Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии? Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например.

Этот мудрец - носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы - носитель научного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к знаниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?

Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. "Проблемы человеческой жизни, - говорят они, - нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах, а не в "муках творчества".

Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro* "разъять" душевную жизнь "на части".

Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые - его предшественники вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство "биения жизни" в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.

Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: "дурные" и правильные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако, прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на "дурные" вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.

Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию"

Житейская – это гиганты, на которых стоим мы, пигмеи. Это афоризмы, пословицы, изречения, обычаи и обряды. Кроме того, житейской психологией владеет каждый из нас интуитивно. Выводы мы делаем интуитивно, согласно наблюдениям, размышлениям и собственному опыту, это и есть пример житейской психологии.

Житейская психология всегда практична и определяется событиями и условиями, в которых выработалась та или иная «премудрость». Вы наверняка замечали, что пословицы и народные предсказания часто противоречат друг другу, однако житейскую психологию это не смущает, в ней, честно говоря, очень мало логики. Практическая и житейская психология тесно связаны, если житейская психология всегда относится к практической, то последняя отнюдь не на 100% состоит из житейской.

Научная психология

Научная психология существует исходя из цели все обобщить и вывести применимое ко всем правило. Она базируется на логике и строится на экспериментах. В отличие от житейской, в научной психологии не играет роли окружающие событие детали: здесь все правила существуют вне зависимости от обстоятельств.

В научной психологии все закономерно и состоит из аксиом.
Знания, добытые экспериментальными методами, накапливаются, а новые познания вытекают и расширяют своих предшественников.

Здесь каждый психолог

Учитывая то, что главный метод житейской психологии – это передача собственного опыта, основным признаком этого направления будет изобилие специалистов, всегда готовых придти на помощь. У каждого свое прошлое и свои познания жизни, и каждый из нас является экспертом собственной жизни. В результате, в житейской психологии все профи, однако «советы на все 100» не всегда оказываются эффективны в наших руках. Причина проста – житейская психология ситуативна.

Не будем давать оценки этим двум методам познания и передачи знаний. Все они по-своему хороши и полезны, а в сложную минуту, как обычно, нет рядом ни «житейского», ни «научного» психолога.