Древнегреческий философ фалес милетский - биография, достижения и интересные факты.

Многие античные открытия в греческих науках обязаны своим существованием величайшему мыслителю и талантливому человеку Фалесу Милетскому. В данной статье кратко содержатся основные интересные факты из жизни ученого.

Кто такой Фалес Милетский?

Фалес Милетский является первым известным в истории математиком и одним из семи древнегреческих мудрецов согласно историческим источникам. Существует несколько теорий жизни Фалеса Милетского.

На Малоазийском побережье существовал городок Милет. Там родился и жил по происхождению финикийский философ. Относился к знатному роду. Он был разносторонним и одаренным ученым, интересовался математикой, философией, астрономией, политикой, торговлей и многими другими науками. Фалес являлся творцом многих философских книг, но они до нашего времени не сохранились. Разбирался он также в военных вопросах и был известен как политический деятель, хотя официально никакой должности не занимал.

Не удалось установить точную дату его рождения, но его жизнь начинают связывать с 585 годом до нашей эры. В указанный год он предсказал солнечное затмение, о котором упоминается в различных источниках.

Основные достижения Фалеса

Фалес открыл своему народу научные знания египтян и вавилонян, так как много путешествовал. Известно, что Фалес бывал в Египте, где смог высчитать высоту одной из пирамид, поразив местного фараона. Математик, в один из солнечных дней, выждал, когда длина его посоха станет равной высоте пирамиды, после чего замерил длину тени пирамиды.

Открыл также для греков созвездие Малая Медведица, которую путешественники использовали как путеводитель. Он создал и ввел в обиход календарь по египетскому подобию. Год состоял из 12 месяцев по 30 дней, выпадало 5 дней.

Обратите внимание на документальный фильм о Фалесе:

Учения Фалеса Милетского

По его мнению, вселенная является жидкообразной массой, в центральной части которой расположено воздушное тело в форме чаши. Он считал, что чаша находиться открытой поверхностью вниз, а закрытая является небесным сводом. Звезды – это божественные существа, живущие на небосклоне. Его всегда интересовало все, что происходит между небом и землей.

Также, ученый прославился как инженер. По его рекомендации отвели русло реки, проведя канал для форсирования, где прошли воины, не замочив даже своих ног. В области философии Фалесу отводится особое почетное место. Ученый постоянно пытался выяснить, и понять, из чего на самом деле состоит мир. Он считал основой всего живого воду, что являлось революцией действующего мироздания. А Землю философ представлял в виде корабля, плавающего по океану жизни. Многие мифологические взгляды ученый стал превращать в философские.

Фалес считается родоначальником математики. Благодаря ему, появились такие понятия как геометрическая теорема и доказательство. Он изучал фигуры, образующиеся в прямоугольнике, вписанного в круг, с проведенными в нем диагоналями. Он доказал, что угол вписанный в круг всегда будет прямым. Существует теорема Фалеса.

Прожил Фалес около 80 лет. Точная дата его смерти не установлена.

греческий математик и философ, род. в Милете (624-548 до Р.Х.). Из Египта в Грецию принес основы геометрии. Аристотель считал его первым ионийским философом. Прославился, предсказав затмение солнца в 585 г. до Р.Х. Его философское учение, называющее воду первоэлементом, от которого берут начало все другие элементы, представляет собой первую попытку создания натурфилософии и первый набросок систематической науки о природе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фалес Милетский

(Иония, Малая Азия) - древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст - «естественную историю», Евдем - историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) мапдп (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3-4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода, Т. о., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду-ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы З^Г) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони-ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф-ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Метафизика» 983Ь22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам. Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonialize e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 100-115. Лит.: Classen С J. Thaies, - RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings of Natural-Philosophy, - Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), - Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66. А. В. ЛЕБЕДЕВ

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фалес - древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель , началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует - есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, - 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей , а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два - «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Математические представления

В геометрической науке Фалес Милетский вывел целый ряд равенств: треугольников, вертикальных углов, углов у основания равнобедренного треугольника и т.д. Ученый впервые вписал в обычный круг в треугольник. Для Древней Греции это стало открытием. Но принципиально новым явлением стало то, что Фалес начал преподавать математическую науку, в непосредственной опытной форме.

Как естествоиспытатель, Фалес из Милета пробовал понять причину разливов рек, в том числе Нила. По ошибке он предположил, что реки разливаются под действием пассатного ветра, который затрудняет движение водных масс и вызывает их скопление. Но как стало известно позже, реки разливались из-за летнего таяния снегов и обильных дождей.

Фалес Милетский: философия

Самый ранний источник информации о философских представлениях Фалеса Милетского принадлежит перу знаменитого античного философа Аристотеля. В своем труде под названием «Метафизика» он говорит: «Из тех ученых, которые первые начали философствовать, большинство считало источником всего существующего лишь одно материальное начало. То, из чего составлены все вещи, как они возникают и куда в конечном итоге убывают, как изменяются, эти философы считали природным элементом. Поэтому они утверждают, что ничто не погибает и не появляется, так как природная основа вещей всегда нерушима… Форма и количество такого элемента и начал указывается неодинаково». Фалес - первый представитель такого способа философствования считает первоначалом воду.

Вода - основа всего

Многие современные философы полагают, что Вода в философии Фалеса - это переосмысление Океана Гомера. Но в его основном сочинении «О началах» Фалес поднимается на философское осмысление воды, как начала всего сущего, иначе его невозможно было бы считать философом. Понимая воду как основу, он полагает, что на ее глади плавает Земля, и заявляет, что вода пребывает во всех вещах, только в разной концентрации.

С другой стороны, Фалес Милетский утверждает, что это не простая вода, а «разумная», или даже божественная. Философ говорит, что в мире огромное количество богов. Но они не выше людей и живут как обычные души. В качестве примера Фалес приводил магнит, который притягивает все железное, а следовательно, имеет божественную душу. Все небесные тела питаются испарениями воды из земли и также имеют души. Вышесказанное можно подтвердить словами Диогена Лаэртского: «Началом мира Фалес полагал воду, а все пространство считал полным разнообразных божеств».

Философию Фалеса Милетского можно охарактеризовать как гносеологический монизм и наивный материализм. Основное положение такого способа философствования - все знания следует сводить к одной первопричине (основе). Такой своеобразный девиз древнегреческого философа.

Наивный материализм Фалеса Милетского положил основы всей философии. Мифическим представлениям о мире философ противопоставил возможность, хотя и наивно, но рационально объяснить окружающий мир и его природу. На место Зевса, Фалес поставил Логос, который стал основой для дальнейшего античного миросозерцания. Такие идеи в дальнейшем развивала Милетская школа. Фалес лишь дал толчок для такого способа философствования.


Специалисты по Древней Греции отмечают в своих работах, что первые отличительные особенности научных взглядов греческих философов от всех восточных предшественников произошли в период VII -VI веков до с.л.
В этот же период произошло изменение религиозной греческой идеологии. Одной из наиболее развитых, в торгово-промышленном отношении, была ионийская колония (рис. 5.1), расположенная севернее острова Крит.

Рис. 5.2. Фалес Милетский
В Ионии впервые наука отошла от обслуживания практических потребностей человека и вступила в эпоху абстрагирования и попыток составить общую естественную картину Мира.
Первым, кто попытался разработать теорию детального устройства Мира, был аристократ - Фалес (Милетский), который почитался в Древней Греции как один из семи самых великих мудрецов (рис. 5.2).
Впервые в истории накопления человечеством знаний теория строилась не на существующих религиозных мифах, как это было ранее, а на обобщении имеющихся опытных данных.
Фалес, хорошо знакомый с научными достижениями всего Ближнего Востока, в качестве основы всего сущего, в качестве протоматерии предложил считать воду.
С Фалеса принято отсчитывать начало истории метафизики, создаваемой на основе умозрительного метода, так, по крайней мере, считал Аристотель (384 - 322 годы до с.л). А Евдем не без оснований считал Фалеса родоначальником астрономии и геометрии.
По описаниям древних натурфилософов, первым кто обратил внимание на электростатические эффекты был Фалес Милетский (640/624 - 548/545 до с. л.), который, желая приучить свою дочь к труду, рекомендовал ей заниматься изготовлением пряжи, что она делала посредствам янтарного веретена.
В один из дней дочь пожаловалась Фалесу, что к веретену, сделанному из электрона (так древние греки называли янтарь), прилипают шерстяные ворсинки и прочий лёгкий мусор, а прилипшие предметы трудно от веретена отделить.
Фалес понаблюдал за этим странным явлением, провёл несколько манипуляций с янтарной палочкой и пришёл к выводу, что янтарь, будучи натёртый лоскутком сухой кожи, приобретает свойство действовать на расстоянии на предметы, т.е. материал приобретает свойства воздействия на расстоянии.
Об этом наблюдении Фалес поделился со своими учениками, которые добросовестно записали эти откровения учителя (рис. 5.3). Так появилось первое письменное свидетельство о наблюдении электростатического явления. Только и всего.
Никакого дальнейшего развития тема не получила, о ней, как это часто случалось в древности, попросту забыли на долгие времена. После обнаружения подобных свойств у природных магнитов, Фалес сделал вывод о наличии у янтаря и магнитов души, которая демонстрирует наблюдаемые диковинные эффекты.
Следует заметить, что открытие электростатического эффекта является не единственной заслугой этого замечательного естествоиспытателя древности.


Фалес Милетский был первым известным к настоящему времени человеком, попытавшимся разработать теорию детального устройства Мира.
О Фалесе Милетском упоминает в своих сочинениях и отец всех ис- Рис. 5.3. Фалес Милетский с учениками ториков - Геродот (485 - 425 гг до
с. л.), как об участнике строительства плотин и организаторе дипломатических переговоров. По свидетельству Диогена Лаэртского (404 - 323 гг. до с.л.) Фалес некоторое время находился на стажировке у египетских жрецов, в Египте он изучал геометрию и астрономию.
К сожалению, в оригиналах сочинения Фалеса до нашего времени не дошли. О его творчестве пришлось судить по цитатам из более поздних научных трактатов.
В частности Аристотель, приводит четыре основных тезиса Фалеса об устройстве Мира:
  • Всё произошло из воды;
  • Земля плавает по воде подобно дереву;
  • Во всём есть божественное проявление;
  • Магнит имеет душу, т.к. способен двигать железо.
По разумению Фалеса Милетского вода является основным элементом живой и неживой материи, потому что: суша, на которой живёт человек, окружена со всех сторон водой, всё живое тоже состоит, в основном, из воды.
Твёрдые тела, по Фалесу, имеют жидкую основу, потому что растекаются при нагревании. Все прочие вещества и предметы Фалес считал производными воды: жизненный процесс начинается с первоосновы - воды и в неё же возвращается. Одним словом, круговорот воды в природе.
Цитата из Фалеса об устройстве Мира: «Старше всех вещей - Бог, ибо он не рождён. Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога. Быстрее всего - Мысль, ибо она бежит без остановки. Больше всего - Пространство, ибо оно вмещает всё. Мудрее всего - Время, ибо оно обнаруживает всё. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо».
Фалес считал, что у человека есть душа, в виде особого эфирного вещества, ответственного за разум, справедливость и «прекрасный строй вещей». Фалес первым в известной истории мировой математики начал доказывать геометрические теоремы.
В частности, ему удалось доказать, что: круг делится диаметром пополам; у равностороннего треугольника все углы одинаковы; в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Фалес доказал так же, что при пересечении прямой параллельных линий образуются равные смежные углы, что треугольники равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого (рис.5.4).
Нет практически ни одного греческого учёного, который бы не свидетельствовал о величии Фалеса Милетского в различных областях знаний.


Уже упоминаемый ранее Диоген Лаэртский, в своих сочинениях говорит, в частности, что Фалес первым в Греции открыл время движения Солнца от солнцеворота до солнцеворота, установив, таким образом, продолжительность времён года. Он первым определил,
что видимые диаметры Луны и „ . Рис. 5.4. Геометрические доказательства Фалеса
Солнца составляют 1/720 окружности.
Платон рассказал забавный случай, когда Фалес, увлекшись наблюдениями звёзд, оступился и упал в колодец. Помогавшая астроному выбраться из воды хорошенькая и остроумная служанка заметила: «Он желает знать то, что на небе, а того, что передним и под ногами, не замечает».
Плутарх описал случай, произошедший с Фалесом в Египте. Местным жрецам действующий фараон дал задание измерить высоту пирамиды Хеопса, которая в те времена была облицована полированным камнем, так что подняться на её вершину не представлялось возможным.
Жрецы поделились с Фалесом своими заботами. Мудрый грек, к всеобщему удивлению египетских жрецов придумал способ как это сделать.


Рис. 5.5. Измерение высоты пирамиды
Фалес для измерения высоты пирамиды воткнул вертикально шест известной длины на край тени, отбрасываемой пирамидой, так что получилось два подобных треугольника (рис.5.5) из которых следовало очевидное соотношение.
Это привело фараона Ама- сиса и жрецов в полнейший восторг и неописуемое изумление.
Самым удивительным для них было, то что греку не потребовалось для измерений взбираться на пирамиду и скидывать оттуда верёвку. Аналитические методы начали покорять мир. Ведь, по сути, египтяне располагали теми же знаниями, что и Фалес, но методом абстрактного их применения они не владели. После этого события жрецы открыли перед Фалесом все свои знания, многие из которых носили в те времена закрытый характер и передаче не подлежали.
Стобей уверял своих читателей, что Фалес считал Луну, состоящей из земли, как и звёзды, но на звёздах земля раскалена.
Цицерон в своих сочинениях упоминает, что Фалес первым предпринял попытку объяснения солнечных затмений, считая что, происходят они от того что
Луна находится с Солнцем на одной линии. Из этого был сделан вывод, что, солнечные затмения следует ожидать в полнолуние, хотя и не во всякое.
У всех этих древних мыслителей были все основания считать Фалеса Милетского крупным учёным в области астрономии, т.к. ему удалось вычислительными методами предсказать на 28 мая 585 года до с.л. затмение Солнца. Надо полагать, что он, проанализировав многовековые астрономические данные вавилонских жрецов, правильно рассчитал год и день затмения.


Рис. 5.5. Оливковое масло
Фалесу, по утверждению Аристотеля, не чужда была и коммерция. Проводя, помимо прочего, наблюдения за погодой и сопоставляя эти данные с урожайностью, он в один из годов «звёзды сулили» большой урожай оливок (рис. 5.4).
Не делясь своими прогнозами с общественностью, он совершенно дёшево в Милеете и на о. Хиос взял в аренду множество мастерских по отжиму масла.
Когда же его предположения подтвердились, Фалес в три дорога перепродал аренду маслобойни, сколотив при этом приличный капитал. Тем самым он показал обществу, что отвлечённые, как тогда казалось многим, знания могут приносить реальные блага.
В те же славные времена обнаружилось ещё одно удивительное явление, связанное с поведением некоторых камней, обнаруживаемых на поверхности земли.
В частности, на территории современной Турции в V веке до с.л. стоял город Магнезия, в окрестностях которого с незапамятных времён находили камни, которые, будучи подвешенными на шёлковой нити, имели свойство сохранять ориентацию в пространстве на поверхности Земли. Их называли «путеводные камни».


Рис. 5.6. Магнитное поле Земли
Как правило, они имели плоскую форму и ориентировались по направлению север - юг. Камни ориентировались определённым образом в магнитном поле Земли (рис. 5.6), которое «открыто» было на много веков позже. Тут опять уместно, на наш взгляд, вспомнить северных славян и китайцев, которые использовали в своих морских походах свойство воздействия магнитного поля Земли на природные магниты.
О Фалесе сложено множество легенд, дна из которых гласит. Как-то мул, навьюченный мешками с солью, переходя речку, поскользнулся и упал. Полежав, некоторое время в воде и поднявшись, он обнаружил, что поклажа стала намного легче. Почувствовав от такого падения выгоду, мул стал наклоняться в обе стороны при каждом переходе речки. Погонщики пожаловались Фалесу, который порекомендовал нагрузить тюки шерстью или губками. Мулл не изменил своему опыту и в очередной раз изрядно намочил тюки, однако прежнего облегчения не почувствовал, а даже совсем наоборот.

Как это было принято в Древней Греции, у Фалеса были ученики. Самым известным из них, судя по упоминаниям потомков, в частности, Аристотеля, был Анаксимандр (610 - 546 года до с.л). Анаксимандр (рис.5.7) родился в Милете и был родственником Фалеса Милетского.


Кроме всего прочего Анаксимандр впервые начал излагать научные идеи не в стихотворной форме, как это было принято в Древней Греции со времён великого Гомера, т.е. с VIII века до с.л., а в прозе, что сделало их более информативными.
Его книги «О природе» и «Сферы», широко известные современникам, не сохранились, всё что о нём написано, почёрпнуто в воспоминаниях современников и тех, кто учился по его книгам.
Первоосновой всего Мира Анаксимандр считал, введённый им, специальный элемент апейрон - бесконечный, Рис. 5-7.Анаксимандр
безграничный, вечный и неизменный. Впоследствии эта идея воплотится учёными в виде вездесущих эфиров с самыми разнообразными свойствами.
Анаксимандр полагал, что из апейрона формируются все мировые противоположности: холодное и горячее, сухое и влажное, твёрдое и воздушное.
Землю Анаксимандр представлял в виде цилиндра, парящего в пространстве. Жизнь по его мнению развивалась на плоских поверхностях.


Рис. 5.8. Карта Земли Анаксимандра
Живущих на суше животных и человека, считал вышедшими из воды. Анаксимандр первым из греков построил солнечные часы и установил их в Спарте. Ему же приписывают составление первой географической карты Греции и карты Земли (рис. 5.8) и небесного глобуса.
С позиций теоретического естествознания Анаксимандр стал первым, кто в своих научных рассуждениях стал пользоваться такими понятиями как - неопределённость и бесконечность, что позволило ему прийти к идее вечного движения.
Это обстоятельство революционно противоречило бытовавших в то время статических картин устройства мира.
Схема мироздания Анаксимандра отличалась оригинальностью. Небесные светила, он считал не самостоятельными телами, а отверстиями в непрозрачных оболочках, окружающих Землю и скрывающих внешний огонь. Эти оболочки имели трубчатые кольца - торы.
Возникновение Вселенной, которая развивается без влияния олимпийских богов, древний астроном представлял следующим образом. Апейрон порождает враждующие стихии - «холодное» и «горячее», т.е. огонь и воду. Противоборство во-

ды и огня образовало мировой вихрь, ставший причиной появления всех веществ и тел.
В центре мирового вихря оказалось «холодное», т.е. Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи небесный огонь. Под действием огня верхние слои газовой оболочки превратились в твёрдую корку, эта корка стала раздуваться парами кипящего земного океана, потом лопнула, оттеснив огонь от нашего мира. Так по Анаксимандру возникла сфера неподвижных звёзд, а звёзды были отверстиями в оболочке, через которые вырвался пар земного океана.
В этом же трактате дана теория возникновения жизни. Живые организмы появились из воды и тёплого ила «были рождены во влаге, заключённой во внутрь илистой скорлупы».
Анаксимандр Вселенную считал живым существом, которое имеет свой срок жизни. Вселенная время от времени погибает и тут же возрождается снова «...совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку повторяется по кругу одно и тоже». И никаких богов, всё само по себе, как говорится, естественным порядком вещей и событий.
Анаксимандр создал одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена).
Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).
Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое, по Анаксимандру, зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек что не противоречит некоторым современным представлениям.


Рис. 5.9. Гномон
Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу.
Анаксимандр ввел обиход то, что в его время называли «гномон» - элементарные солнечные часы, которые были известны ранее в Древнем Китае. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке (рис. 5.9).
Время дня определялось по направлению тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года - в полдень летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года в полдень - зимнее солнцестояние.
Таким образом, Анаксимандр подарил человечеству первую систему Мира, первую космологическую картину Мира и первую гипотезу происхождения жизни, основанную не на мифологической основе.

Следующим учёным - ионийцем, достойным во всех отношениях является Анаксимен (585 - 525 года до с. л.), который считался учеником Фалеса Милетского и Анаксимандра.


Анаксимен (рис 5.10), так же как и его великие учителя попытался построить свою картину Мира. В качестве первоосновы всего окружающего Анаксимен взял воздух, как самую лёгкую субстанцию, и предположил, что из неё получаются более тяжёлые формы пространства.
При разряжении воздуха образуется огонь, а при сгущении ветер, облака, вода и земля. Воздух по
Анаксимену представлялся как душа мира, источник рис. 5.10. Анаксимен всей жизни. Небо Анаксимен считал хрустальным
куполом, в который вкраплены звёзды. Первооснова мироздания Анаксимена - воздух, больше чем другие подходила на роль вечной материи, находящейся в непрестанном движении.
По Анаксимену, Мир образуется из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие сущностей есть воздух в различных своих состояниях и проявлениях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) - ветер, облака, вода, земля и камни.
Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равно функциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Известны мысли Анаксимена по метеорологии. Он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Следуя своим учителям, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом, без привлечения магии, религии и волшебства.
Анаксимен полагал, что Солнце - плоское небесное, светящееся тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты движутся космическими ветрами.
Анаксимен пересмотрел взгляды Анаксимандра на место Земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил.

Анаксимен от всего этого отказался. Земля в Мире не одна, есть ещё твёрдые тела помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его идей не смогли в них разобраться.
Согласно одним из них, он вслед за Фалесом считал, что «и Солнце, и Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли.. Солнце - это земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась».
Согласно другим пересказам, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые образования, которые вращаются вместе с ними» .
Отказался Анаксимен и от мысли о существовании противоположных физических свойств. Он, например, не проводил резкого различия между горячим и холодным, считая оба эти свойства присущими одной и той же материи.
Учёный считал, что уплотняясь, материя делается холодной, разрежаясь - горячей. С бытовой точки зрения, Анаксимен был не прав, зачастую твёрдые тела бывают намного горячее воздуха.
Античные мыслители, в том числе Аристотель, обрушивались на него с критикой. Но с точки зрения современной науки Анаксимен полностью прав. Лёд холоднее воды, пар горячее её. Замерзание сопровождается снижением температуры, испарение - повышением.
Только взаимосвязь представляется обратной: тепловые явления вызваны скоростью движения частиц (молекул, атомов), снижение скорости означает похолодание, сопровождается конденсацией и кристаллизацией вещества, рост скорости приводит к выделению тепловой энергии, плавлению и испарению. Но всего этого Анаксимен ещё знать не мог, хотя его мысль и двигалась в верном направлении.
Будучи философом в третьем поколении Анаксимен уже смог обойтись без мифологического наследия, используя лишь идейное наследие предшествующих ему исследователей природы.
В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух. Разумеется, его схема возникновения и существования материального мира не была научной, доказанной опытным путём. Но она была плодом рационального осмысления окружающего мира.

Анаксагор, в соответствии с преданиями родился спустя четверть века после смерти Анаксимена, т.е. в 500 году до с.л. в местечке Клазомен, расположенного поблизости от Милета, поэтому хорошо был знаком с учениями философов милетской школы.


Рис. 5.11. Анаксагор
Анаксагор тоже задумывался о структурных особенностях материи. Он считал, что элементарной субстанцией является первичная смесь «семян» всех веществ.
Эта покоящаяся смесь заполняла всё бесконечное пространство до момента образования стремительного вихря, вследствие вмешательства организующего начала, которое содержит всё знание обо всём и имеет величайшую силу.
Дальнейшее развитие Вселенной Анаксагор представлял как: «Это вращение началось с малого, а сейчас оно охватывает больше пространства, а в будущем охватит ещё больше». И далее: «Быстрое вихревое вращение привело к тому, что в центре образовалась круглая плоская твердь - Земля, а более лёгкие фракции были отброшены наружу, став в последствии воздухом.
Постепенно движение уходило от центра вихря, Земля остановилась, а всё остальное образование продолжало своё вращение и в какой-то момент наклонилось».
Учёные - астрономы считают замечание Анаксагора о наклоне оси вращения весьма важным, потому что вращение нашей планеты строго вокруг вертикальной оси происходит только на её полюсах, а в Афинах, например, ось наклонена к плоскости горизонта на 380. В этой связи, понятно, что неподвижная плоская Земля по Анаксагору имела ось симметрии, не совпадающую с осью вращения остального Мира.
Вселенную Анаксагор представлял в виде непрерывно расширяющегося пузыря с неподвижной плоской дискообразной Землёй посередине. Вокруг Земли кружится эфирный вихрь, несущий Солнце - раскалённую металлическую или каменную глыбу.
Луна философу представлялась вполне обжитым местом с холмами и оврагами. Звёзды полагались тоже мелкими раскалёнными камнями, меньшими по размерам, чем Солнце. Как-то в одном из своих публичных выступлений Анаксагор заметил: «Ели небо замедлит вращение, то все камни попадают». Вскоре после этого в 466 году до с.л. во Фракии упал большой метеорит, народ решил, что его падение предсказал именно Анаксагор. Так рождались легенды.
Цепная реакция естественнонаучных идей милетских философов в Древней Греции началась. Появились продолжатели и оппоненты идей Анаксагора, Фалеса и Анаксимандра. Процесс, как говорится, пошёл.
  1. Демокрит


Рис. 5.12. Демокрит
Демокрит (460 - 371 года до н.э.) родился во Фракии в городе Абдер, который был развитым торгово
промышленным центром с оживлённой культурной жизнью. Демокрит (Рис.5.12) учился у знаменитых философов в Милете, заимствовал знания у халдеев и египетских жрецов, будучи у них на стажировке.
Сам же он считал себя учеником Левкиппа Милетского. Жители Абдеры, когда во время Пелопонесской войны настали трудные времена, облекли Демокрита верховной городской властью. За административные успехи философ получил почётное прозвище «Патриот».
На немногочисленных портретах Демокрит изображался высоким человеком с высоким породистым лбом с короткой бородой и в белых одеяниях.
В одном из преданий рассказывается, что в один из дней Демокрит сидел на берегу моря, на камнях и, держа в руках яблоко, размышлял: «Если я сейчас это яблоко разрежу пополам - у меня останется половина яблока; если я затем эту половину снова разрежу на две части - останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать такое деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться 1/8,1/16 и т.д. часть яблока? Или же в какой-то момент очередное деление приведёт к тому, что оставшаяся часть не будет обладать свойствами яблока?» Так родилась идея дискретного строения материального мира, переоценить значение которой, даже с позиций современного просвещенного времени трудно.
Демокриту, а быть может его учителю Левкиппу, принадлежит название неделимой части вещества - атом (aroqoq), что в переводе обозначает - не разрезаемый.
Свою атомистическую теорию Демокрит изложил в книге «Малый диакосмос». В IV веке до с.л. первый в мире учёный-атомщик написал такие пророческие слова: «Начало Вселенной - атомы и пустота, всё же остальное существует лишь в мнении. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало, и конец во времени. И ничего не возникает из небытия, не разрешается в небытиё. И атомы бесчисленны по величине и по множеству, носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы и неизменяемы вследствие твёрдости».
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.
Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам (рис. 5.13).
Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.
Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота.


Рис. 5.13. Атомизм Демокрита
Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
Живые существа Демокрит представлял как временные комбинации атомов различной формы. Душа, по мнению учёного тоже состоит из круглых атомов, которые после смерти рассеиваются в окружающем пространстве.
Явления мышления Демокрит объяснял теорией истечения. Согласно этой теории все предметы излучают в пространство тончайшие слои атомов, которые несутся с огромной скоростью во всех направлениях. Эти атомы входят в организм человека и воздействуют на его чувства. Демокрит такими истечениями объяснял и любовь, и ненависть, а так же влияние людей друг на друга.
Весьма своеобразное для своего времени отношение демонстрировал натурфилософ к религии. Он полагал, что религия возникла и обрела влияние на души людей вследствие их беспомощности в объяснении грозных явлений природы. Вследствие своего невежества человек приписывал стихию природы проявлением божественной воли. Трудно даже себе представить, чтобы в раннем христианском мире кто-нибудь бы посмел подобное высказать. Показали бы незамедлительно, потому как и в те времена «стук» распространялся быстрее звука.
Известен Демокрит и своими работами в области математики. Согласно античным источникам, он является автором математической теории музыки. Им разработаны способы вычислений объёмов конусов и пирамид.
Демокрит прожил более 100 лет, причём все годы его зрелой жизни были наполнены научными поисками истины. Самым главным вопросом для себя он считал вопрос о глобальном устройстве Мира.
Вот одно из высказываний Демокрита - астронома, опубликованное в III веке до с.л. его последователем Ипполитом: «Миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца, ни Луны, в других - Солнце и Луна больше чем у нас, а в некоторых мирах их большое число. Расстояние между мирами неодинаковые; кроме того, в одно месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь, друг с другом».
Землю Демокрит, следуя своим предшественникам, считал по-прежнему плоской, висящей в бесконечном пространстве. Шаг к бесконечности миров был сделан, а движение к шарообразности Земли не последовало.