Синдром Саванта — загадочная болезнь. Синдром саванта и люди, наделенные уникальными способностями

Людей с аутизмом, обладающих исключительными способностями к музыке, математике или языку называют «савантами», однако для ученых это понятие полно противоречий

Рекс Льюис-Клак напевает себе под нос и довольно покачивает головой в такт песни Дюка Эллингтона. Двадцатилетний музыкант аккомпанирует себе на огромном рояле, ударяя по клавишам с ловкостью, которая напоминает самого Дюка. Затем он плавно переходит к исключительно хорошему исполнению «Фантазии экспромта» Шопена. Когда эхо последних аккордов пронеслось по квартире, он начинает раскачиваться взад и вперед на банкетке для пианино, кисти его рук трясутся от восторга, он улыбается широкой, триумфальной улыбкой.

Этот молодой человек с ангельской внешностью родился слепым из-за врожденного заболевания — септооптической дисплазии. В детстве у него были серьезные когнитивные нарушения и тяжелые проявления аутизма. От малейшего шума он начинал кричать, и он был так чувствителен к прикосновениям, что постоянно держал руки сжатыми в кулаки. «На его третье Рождество, нам пришлось открывать подарки в другой комнате, потому что он не выносил звука рвущейся бумаги, — вспоминает его мама. — Он не ел никакой твердой пищи и жил на одних жидкостях несколько лет. Он был словно заключенный в собственном теле». Врачи считали, что он не сможет ни ходить, ни говорить.

Когда ему было два года, его отец подарил ему синтезатор, который стал для него окном во внешний мир. Льюис-Клак сам научился играть на пианино, говорит его мама, «и он играл пока не падал от усталости». Когда в возрасте пяти лет он начал формальное обучение музыке, его учитель заметил, что мальчик одарен. У него идеальный музыкальный слух — феномен, который встречается примерно у 1 человека из 10 000. Он тут же может распознать ноту, даже если слышит ее вне контекста. Хотя он не видит и не владеет нотной грамотой, ему достаточно один раз услышать почти любую мелодию, чтобы точно ее исполнить. Его мозг хранит целые библиотеки музыки. «Однажды Рекс сел за пианино и сыграл каждый ноктюрн Шопена из 21, и он сыграл их прекрасно, хотя он учился играть лишь шесть из них», — говорит его мама. Она и не знала, что он запомнил остальные 15.

Рекс очень мало говорит, на большинство вопросов он отвечает короткими предложениями. На вопрос, как он поможет маме готовить тыквенный пирог на праздник, он любезно отвечает: «Буду яйца разбивать». Его основной метод коммуникации — это музыка. В возрасте семи лет он впервые выступил на концерте, и теперь он путешествует по миру и играет на благотворительных мероприятиях в пользу людей с инвалидностью.

Поскольку у Рекса есть исключительные способности к музыке и интеллектуальные нарушения одновременно, он считается савантом — одним из редких людей, которым тяжело даются простые житейские задачи, но при этом у них есть способности, которые встречаются лишь у единиц.

Синдром саванта — это очень неопределенный термин, которым часто называют людей с когнитивными проблемами (во многих случаях связанными с аутизмом) и необычными навыками — «островами гения», как говорил психиатр Дэрольд Трефферт, изучавший савантов более полувека. Считалось, что даже среди людей с аутизмом савантизм редкость — не более чем 1 человек из 10. Однако исследования последних лет предполагают, что он может встречаться чаще, вплоть до 1 человека из 3.

Но что именно можно назвать савантизмом, и в чем его причины, остается неясным. Некоторые исследования предполагают, что саванты перенесли какую-то травму левого полушария мозга еще до рождения или в младенческом возрасте, и что необычные способности — это избыток компенсации со стороны правого полушария.

У большинства савантов есть особые способности в области музыки, математики, механики или изобразительных искусств вкупе с прекрасной памятью. Например, Стивен Уилтшир, британский савант и художник, у которого в три года диагностировали аутизм, получил прозвище «человек-камера» за свою способность изображать ландшафты в малейших деталях после того как он увидел их лишь однажды. У других савантов есть навык «календарного счета» — способность определить день недели по любой дате в прошлом или будущем. Такую способность изобразили в фильме 1988 года «Человек дождя». Другие могут с легкостью осваивать иностранные языки, точно определять расстояние на глаз или читать карты лучше большинства людей.

Обычный гений

Впервые савантов описали в медицинской литературе восемнадцатого века, но лишь за последние несколько десятилетий этот феномен начали понимать гораздо лучше. Обширное исследование 1978 года предполагает савантизм у 1 человека с аутизмом из 10, и долгое время эту цифру не подвергали сомнению.

Тем не менее, за последние 10 лет даже само существование савантизма было поставлено под сомнение. Некоторые ученые говорят о том, что нет ничего «исключительного» в способностях людей с аутизмом как таковых, просто их способности развиваются не так, как у их нейротипичных сверстников. «Люди с аутизмом — это узкие специалисты по своей природе. Если они чем-то увлекаются, то очень быстро становятся экспертами», — говорит Лорен Моттрон, психиатр из Университета Монреаля.

Кроме того, для людей с аутизмом характерны очень плохие результаты стандартных тестов на уровень интеллекта, в которых есть ограничения по времени, большое количество устных инструкций, и которые требуют хорошего знания культурных норм и правил социального взаимодействия. Такие тесты как «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», которые измеряют способность к рассуждению и креативному решению задач часто показывают более высокий уровень интеллекта у тех же людей.

Когда исследователи используют более подходящие методы для оценки интеллекта, то признаки савантизма — «островки гения» у людей с тяжелыми нарушениями — исчезают. «Существует кривая нормального распределения савантизма, точно так же как кривая нормального распределения интеллекта», — говорит Моттрон. Наверху кривой находятся немногочисленные люди с аутизмом, чьи исключительные способности в некоторых областях значительно превышают эти же способности большинство людей без аутизма.

Подобная интерпретация соответствует исследованию 2009 года, которое провела психолог Патриция Хоулин из Института психиатрии королевского колледжа Лондона. В этом исследовании среди 93 людей с аутизмом, согласно отчетам родителей и результатам тестов, 39-40% имели исключительные способности, как по сравнению с другими своими навыками, так и по сравнению с навыками населения в целом. Эти способности включали то, что называется «осколочными навыками», например, способность производить сложные математические подсчеты в уме без карандаша и бумаги.

Исследование Хоулин включало два разных измерения. Участники либо имели «савантный навык», например, в области математики, музыки, рисования или необычно хорошую память на даты, места, направления или факты, либо они имели «исключительные когнитивные навыки», которые определялись как уровень IQ выше 130 баллов. Лишь немногие участники относились к обеим категориям.

Лево или право

Причина необычных талантов у людей с аутизмом остается загадкой, но кое-что уже проясняется.

Более 30 лет назад психолог Бернард Римланд собрал крупнейшую в мире базу данных по людям с аутизмом, в которую вошли 34 000 людей. Римланд заметил, что савантные навыки, например, способность к рисованию или навыки мысленного манипулирования трехмерными предметами, чаще всего относятся к функциям правого полушария. А их трудности, например, проблемы с коммуникацией, часто являются функциями, которые больше контролирует левое полушарие.

Врачи заметили, что в случае повреждений мозга или дисфункций, вызванных инсультом или нейродегенеративным заболеванием, в левом полушарии, функции правого полушария могут улучшиться. Как будто травма «освобождает мозг от тирании левого полушария», говорит Трефферт. Без контроля слева способности правого полушария иногда внезапно расцветают.

Сканирование мозга позволяет хотя бы немного заглянуть за покров тайны этих удивительных талантов. Некоторые ранние догадки были высказаны после сканирования мозга в случаях с приобретенным савантизмом: обычные люди с обычным интеллектом и способностями переносили тяжелую травму мозга и внезапно у них развивались новые навыки, например, музыкальные таланты, способность говорить на иностранных языках или способности к математике или живописи.

Брюс Миллер, исследователь мозга из Калифорнийского университета Сан-Франциско воочию наблюдал этот феномен, когда некоторые из его пожилых пациентов, страдающих от лобно-височной деменции — дегенеративного заболевания мозга, которое в первую очередь поражает левую сторону мозга, внезапно начали проявлять интерес к искусству. По мере прогрессирования деменции этих людей все больше захватывала потребность в творчестве, а их картины улучшались.

Миллер и его коллеги использовали однофотонную эмиссионную компьютерную томографию — технику, которая позволяет увидеть изменения в кровотоке мозга и отражает нейронную активность — на двенадцати людях с лобно-височной деменцией, у которых развились художественные таланты. Сканирование показало повреждения в передней височной доле левого полушария и орбитофронтальной коре головного мозга. Это участки мозга, которые связаны с логикой, речью и пониманием. Миллер и его коллеги высказали гипотезу, что селективная дегенерация мозга «освободила» спящие способности правого полушария, которое отвечают за некоторые аспекты творческой деятельности, в том числе за зрительное конструирование, позволяющее как рисовать, так и собирать паззлы, а также за некоторые формы творческого мышления.

Когда они сравнили эти результаты сканирования с результатами ребенка с аутизмом, у которого было навязчивое желание рисовать с раннего возраста, то исследователи обнаружили «удивительные параллели». Как и люди с лобно-височной деменцией, девятилетний савант демонстрировал утрату функций в левой височной доле мозга одновременно с повышенной активностью в правом полушарии, которое отвечает за обработку информации от органов чувств и зрительное мышление.

Исследование команды Моттрон и других пролили свет на возможные неврологические причины савантизма. Группа Моттрон обнаружила, что люди с аутизмом и средним уровнем интеллекта до 40% быстрее решают сложные логические задачи по сравнению со сверстниками без аутизма. Их аналитические навыки могут объяснять, почему некоторые из них могут так хорошо манипулировать числами. Ученые также обнаружили повышенные способности восприятия у людей с аутизмом: они хорошо различали схемы в сложной визуальной среде, обнаруживали скрытые детали, которые пропускали другие люди, и часто обладали исключительными способностями к мысленным манипуляциям трехмерными фигурами.

В 2012 году группа Моттрон провела мета-анализ существующих исследований с функциональным сканированием мозга и обнаружила, что у людей с аутизмом часто присутствует повышенная активность в областях мозга, отвечающих за обработку зрительной информации, распознавание предметов, зрительное воображение и мышление, а также способность различать схожие предметы, например, различные виды птиц. «Эти результаты говорят о том, что усиленное зрительное восприятие играет ключевую роль в познании при аутизме», — говорит Моттрон.

Известный специалист по поведению животных, Темпл Грандин, у которой в детстве был диагностирован аутизм, говорила, что она «думает картинками». По ее словам, острое зрение помогает ей замечать детали, которые игнорируют другие люди, но которые значимы для животных и могут их напугать, например, это могут быть блестящие предметы, в которых отражаются солнечные лучи.

По мнению Моттрон, обостренное восприятие может способствовать развитию логических способностей, что может объяснить, почему некоторые люди с аутизмом обладают развитыми навыками решения логических головоломок.

Обостренное восприятие также может облегчить развитие трех особенностей, которые связаны с савантизмом: идеального музыкального слуха, гиперлексии (необычно развитых навыков чтения у очень маленьких детей) и синестезии — состояния, когда сенсорные стимулы воспринимаются другой сенсорной системой, например, когда звук воспринимается как имеющий определенный цвет.

Команда Моттрон обобщила все эти изменения как «функциональное перенаправление отделов восприятия мозга на когнитивные функции высшего порядка». Другими словами, похоже, что мозг перераспределяет свои ресурсы, в результате отделы мозга, которые обычно служат одной цели, привлекаются к более сложным задачам.

Это может означать, что мозг людей с аутизмом проявляет большую гибкость, чем у остальных людей. (Однако подобная «пластичность» мозга не помогает им компенсировать дефицит навыков социального взаимодействия, потому что, по словам Моттрон, социальные реалии обычно нельзя понять только за счет сенсорного восприятия или логики). В целом, люди с аутизмом решают различные задачи, используя другие нервные пути, чем люди без аутизма. Также у людей с аутизмом более активны те отделы мозга, которые связаны с восприятием.

Так иногда, когда люди теряют одно из чувств, например, зрение, мозг может направить больше нервных ресурсов на слуховое восприятие. Возможно, мозг людей способен к еще большей реорганизации. В некоторых случаях это приводит к обостренному восприятию, которое в сочетании со знаниями и опытом может привести к савантизму. По мнению Моттрон, на данный момент это наиболее правдоподобная гипотеза, объясняющая развитие способностей савантов.

Случайная встреча

В 1998 году Джоанна Рутсац, на тот момент студентка факультета психологии, случайно натолкнулась на возможное объяснение савантизма во время встречи в ресторане фаст-фуда в американском штате Луизианна. Она проводила интервью с шестилетним музыкальным вундеркиндом, который играл на гитаре на музыкальных фестивалях. Музыкальный феномен прошел целую батарею тестов на интеллект и способности, после чего он не мог думать ни о чем кроме Макдональдса. Так что исследовательница, мальчик и его мама отправились в местный ресторан за гамбургерами. «Случайно мы встретили его тетю и двоюродного брата подросткового возраста, — вспоминает Рутсац. — Пока сестры беседовали, кузен мальчика стонал и махал руками. Позднее мама мальчика сказала, что у ее племянника тяжелая форма аутизма. И я подумала: каковы шансы, что эти мальчики окажутся родственниками?»

Как оказалось, шансы были довольно высоки. В 2007 году Рутсац предложила тест на коэффициент аутизма, разработанный британскими учеными для измерения аутичных черт, трем группам людей, в каждой из которых было 10 человек: в первой группе были вундеркинды и их ближайшие родственники (родители, братья или сестры), во второй были люди с аутизмом и члены их семьи, а в третьей группе были люди без одаренности или аутизма и их ближайшие родственники. И родственники людей с аутизмом, и родственники людей с одаренностью имели более высокий результат теста на аутичные черты, в том числе по трудностям с социальными навыкам и трудностям с переключением внимания (способности к многозадачности), а также более высокий уровень внимания к деталям. Поскольку люди с аутизмом часто уделяют повышенное внимание мельчайшим деталям, Рутсац особенно удивило то, что результаты по этой особенности у вундеркиндов были даже выше.

С тех пор Рутсац, ныне психолог в Университете штата Огайо, собрала обширные профили 30 одаренных детей (она искала их в Интернете, через прессу и других специалистов). К концу 2011 года она обнаружила, что у троих из девяти одаренных детей, которых она исследовала первоначально, в раннем детстве был диагностирован аутизм, но они перестали соответствовать критериям этого диагноза. «Они больше не соответствовали диагнозу в спектре аутизма», — говорит Рутсац. Более того, пятеро из девяти детей имели близкого родственника с аутизмом. У одного одаренного ребенка было двое братьев, отец, бабушка и тетя в спектре аутизма. «Это значит, что оба состояния могут иметь общие генетические корни», — говорит Рутсац, соавтор книги «Кузен вундеркинда: Семейные связи между аутизмом и исключительным талантом».

В 2015 году команда Рутсац определила потенциальную генетическую связь между одаренными детьми и людьми с аутизмом. В генетических выборках 11 одаренных детей и родственников детей с аутизмом была обнаружена общая мутация в первой хромосоме, в участке, который называется 1p31-q21. Исследования пока не могут указать на точное местоположение генетической вариации, также пока нет теорий о том, как эта вариация может способствовать общим особенностям одаренных детей и савантов. Ученые ищут генетический модификатор у вундеркиндов, который мог защищать их от аутизма, что объяснит, почему среди них есть дети, которые «потеряли» свой диагноз.

Тем временем, ученые и общественность продолжают восхищаться и вдохновляться такими людьми как Рекс Льюис-Клак, которого можно назвать и одаренным, и савантом.

В 2013 году Льюис-Клак и его мама основали фонд внешкольных программ для слепых детей с аутизмом. Его мама говорит обо всех его достижениях — выступление на благотворительных концертах в пользу фонда «Лучшие друзья», выступление перед вице-президентом Джозефом Биденом и его семьей в Вашингтоне, выступление в память Юнис Кеннеди Шрайвер, музыкальный фестиваль во Фрейбурге, Германия, где его приветствовали как рок-звезду и весь город собрался его послушать. «От этого я чувствовал себя отлично», — говорит молодой человек, улыбаясь. Большинство дней он проводит погруженный в музыку, также он получает уроки вокала и фортепьяно и изучает техники импровизации.

Таланты Льюиса-Клака превратили его из замкнутого малыша в известного исполнителя, который собирает полные залы по всему миру. После Шопена я прошу его исполнить другую мелодию. «Нет», — отвечает он, но тон его вполне дружелюбный. Я спрашиваю его маму, можно ли будет обнять его в знак благодарности за маленький концерт, она улыбается и энергично кивает. Льюис-Клак встает из-за фортепьяно, раскрывает руки и бережно обнимает меня так, как будто это самый естественный поступок на свете.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта. Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком. Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном - тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр. savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными. Дело в том, что савантизм - не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.


* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Не повторяй ошибок Дауна: если захочешь прославить свою фамилию, предварительно как следует подумай, чем это может закончиться »


Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.


Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую - левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки. Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну - кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.


Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».


Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока - рисовал пакет. В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить. Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова - «paper» и «pencil». К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент. На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына - скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным. Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садилась за рояль, вся семья собиралась вокруг и наклеивала ей бороду

С тех пор Лесли - слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки - может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.


Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией. Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.


Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу. Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура - ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки - огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man. Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка - mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом. Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать. Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности». У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией. В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», - говорит Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

February 15th, 2016

Человеческий мозг способен на многое, но иногда эти способности приходят с высокой ценой - социального непринятия, одиночества, других сложностей. А что если описанные ниже возможности пробуждать в человеке постепенно, давая время на адаптацию, как бы это сказалось на цивилизации? И что если так и должен работать наш мозг, если бы не противостояние системы?

Они были всегда. И всегда им не было места в жизни. Их считали слабоумными, ни к чему не пригодными, на них просто не обращали внимания. Неудивительно, что лишь в 1789 году их впервые описал американский ученый Бенджамин Раш. И только век спустя, в 1887 году, доктор Джок Даун, изучавший людей с расстройством умственных способностей, подверг их серьезному обследованию. Он назвал их idiot savant, “идиоты, способные обучаться”. Вскоре выяснилось, что они вовсе не идиоты. Нужно было всего лишь наладить с ними контакт, чтобы обнаружить их потрясающие способности…

Кухня нашего мозга устроена таким образом, что в её огромном темном подвале, который психологи называют бессознательным, хранится все, что мы когда-либо видели, слышали, нюхали и так далее. Даже если в момент восприятия мы не обращали на это внимание. Взяв из “подвала” нужные продукты-воспоминания, мы обрабатываем их логикой, фильтруем моралью, жарим на эмоциях - и в результате получаем собственную мысль.

Отличная система, прекрасно работает, но с одним существенным недостатком: поставки из “подвала” памяти налажены из рук вон плохо. То мы не можем вспомнить нужное слово, та не можем отделаться от привязавшейся назойливой песенки.

Оказывается, есть люди, которые способны заходить в свой “подвал”, как в ярко освещенную мастерскую, брать нужное и использовать с блеском. И когда такую удивительную способность называют “безграничная память”, то это не слишком большое преувеличение.

Слабоумные гении

Они способны запоминать все. Иногда это кажется бессмысленным, иногда исполненным мистического смысла, но всегда вызывает изумление и… зависть.

Хотя завидовать пока нечему; синдром савантов - это болезнь, тяжелая, практически неизлечимая и очень мало изученная. Их умственная недоразвитость иногда не менее поразительна, чем их таланты. Например, некоторые из них могут не задумываясь определять время, при этом не умеют пользоваться часами. А те, кто без всяких инструментов способны с высочайшей точностью определять расстояние, зачастую не знают, что делать с линейкой.

Неразгаданные загадки

Еще век назад исследователи обнаружили, что синдром савантов связан со значительными повреждениями левого полушария мозга. Причинами их возникновения могут быть или врожденные аномалии, или болезни центральной нервной системы, или травмы головы. Тогда же была предложена адаптационная теория савантизма, построенная на аналогии со слепотой.

Отсутствие зрения компенсируется активизацией других мозговых участков, что приводит к обострению слуха и осязания. Естественно было предположить, что отключение левого полушария точно так же должно вызывать усиленную работу правого, чем и объясняются все симптомы синдрома савантов. Однако все оказалось сложнее. Различий в аналогии было больше, чем сходства.

Слуховая информация действительно способна заменять визуальную. Но работа правого полушария мозга ничем не компенсирует отсутствующие функции левого полушария. Используя принятое вначале сравнение, можно сказать, что, не имея воды, можно утолить жажду молоком или соком, но никак не бифштексом.
У больных савантизмом и слепых от рождения аналогия вполне приемлема.

А вот у взрослых, ставших савантами из-за травм, и людей, утративших зрение, различие было очень заметным: “островки гениальности” у савантов активизировались значительно быстрее, чем обострялись чувствительность и слух у ослепших.

Стало понятно, что тут действуют различные механизмы. К тому же, как выяснилось, в напряженный режим включалось не все правое полушарие, а отдельные участки… Словом, саванты по-прежнему остаются загадкой.

Все они - таланты!

Результаты, которых они добиваются в различных видах деятельности, поистине удивительны.

Встречается феномен чрезвычайно редко. В настоящее время в мире таких людей насчитывается около 50. А за последнее столетие научные источники упоминали не более 100 имен. О некоторых из них вы можете прочесть ниже.

Ким Пик

Ким Пик, родился 11 ноября 1951 в Солт-Лейк-Сити, США. В 1984 г. Ким случайно встретился с писателем Барри Морроу. Способности Кима настолько поразили романиста, что вдохновили его написать сценарий фильма «Человек дождя», главный герой которого Реймонд Беббит, сыгранный Дастином Хоффманом, является аутистом с феноменальными математическими способностями.

Он запросто производит в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. События фильма, однако, полностью вымышлены и ни в коей мере не совпадают с реальной жизнью Кима. Более того, сам Ким Пик не является аутистом — его нарушения характеризуются как FG syndrome.

Отец Пика рассказывал, что его сын уже в возрасте 16-20 месяцев мог запоминать различные вещи. Он прочитывал книги, запоминал их, и кладя на полку переворачивал вверх ногами, чтобы показать, что он закончил чтение. Прочитывая книгу примерно за час он запоминает ее содержимое в среднем на 98,7% и может вспомнить содержание примерно 12000 прочитанных им книг.

Способности Пика позволяют ему воспроизвести на пианино, на сколько позволяют его физические возможности, любое музыкальное произведение услышанное им хоть десятилетие назад. Он с легкостью может одновременно разговаривать и играть на пианино. Он помнит какой музыкальный инструмент играл какую партию в нескольких тысячах композиций.

Дэниел Таммет

Дэниэль Пол Таммет британец, больной аутизмом, имеющий талант к математическим расчетам, последовательной памяти и природного дара к изучению языков. Он родился с врожденной детской эпилепсией.

Восприятие чисел в виде цветов или ощущений является известной и задокументированной формой , но особенности умственного восприятия чисел Тамметом уникальны. В его разуме, по его словам, каждое число до 10000 имеет собственные уникальные форму и ощущения, и что он может видеть результаты расчетов как ландшафты, а также может чувствовать является ли число простым или составным.

Интересен и сам процесс складывания и умножения больших чисел. Дэниел рассказывает, что видит разноцветные формы, которые представляют различные числа. То есть умножение двух крупных чисел в голове для него — это слияние двух разноцветных форм в одну.

Он описал свое визуальное представление числа 289 как довольно таки уродливое, 333 довольно привлекательным, а числа Пи красивым. Таммет не только описывает свои видения на словах, но и создает художественные произведения, в особенности акварельные картины, такие как его картины числа Пи.

Он также говорит на большом количестве языков, включая английский, французский, финский, немецкий,испанский, литовский, румынский, эстонский, исландский, уэльский и эсперанто. Ему особенно нравится эстонский, потому что в нем много гласных. Таммет способен изучать новые языки очень быстро. Чтобы доказать эту свою способность, Таммету предложили выучить исландский за одну неделю. Через 7 дней он появился на исландском телевидении говоря на языке, которого раньше не знал.

Темпл Гранден (Грандин)

Темпл Гранден (родилась в 1947 году) — доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных".

Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря своей болезни Темпл видит то, чего не замечают другие.

Наблюдая за коровами, она заметила десятки мелочей: коровы не любят желтое, они остерегаются заходить из ярко освещенного места в темное помещение, боятся отражений света в воде и металлических звуков, предпочитают круглые загоны вытянутым в линию.

Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям. Профессор много времени посвящает тому, чтобы облегчить жизнь таких, как она.

Ричард Воуро

Шотландский художник родился 14 апреля 1952 года в Нью-порт-он-Тэй, Великобритания. Он не мог научиться говорить до 11 лет. А после операции по удалению катаракты был признан слепым. Когда он еще только учился ходить, начал рисовать на меловой доске. Его рисункам поражались профессора-искусствоведы.

Ричард Воуро работал в необычном для пастели направлении и специализировался на пейзажах и видах на море. Он не использовал модели, но рисовал с изображений, виденных им лишь раз — например, в книгах или по телевизору. Его феноменальная память позволяла ему вспомнить, где он рисовал каждую картину и называть точную дату. Обладая прекрасной памятью, он часто добавлял свое туше в картину.

Дерек Паравичини

Один из величайших джазовых музыкантов мира родился 26 июля 1979 года, намного раньше срока, вследствие чего было нарушено нормальное развитие его мозга. А после он еще и ослеп. Однако его ограниченные психические возможности и слепота не помешали заниматься музыкой с четырех лет.

Прозвище Человек-iPod к нему прицепилось из-за того, что Дерек может сыграть музыкальное произведение, услышав его впервые в жизни. В возрасте девяти лет он сыграл свой первый крупный концерт в Барбикан-холле в Лондоне с Королевским филармоническим оркестром.

Но до сих пор у Дерека интеллект четырехлетнего ребенка. Он не знает, где взять пищу и поесть, не говоря уж о ее приготовлении. Самостоятельно одевается с большим трудом, а на личную гигиену тратит около часа. Его тенденция повторять все, что он слышит, называется эхолалией. Она есть у 75 процентов людей с аутизмом.

Алонзо Клемонс

Когда Алонзо Клемонс был ребенком, он демонстрировал странную способность лепить из глины удивительно детальные фигуры животных. При этом Алонзо не мог даже самостоятельно есть или завязать свои ботинки. Его IQ не превышал 50.

Алонзо может увидеть мимолетное изображение на телевизионном экране любого животного, и меньше чем через 20 минут создать прекрасную точную трехмерную копию этого животного. Животное правильно во всех деталях — каждом волосе и мускуле.

Начиная с его премьерной выставки в 1986 году Алонзо продолжает ваять. Его работы демонстрируются на выставках.

Бен Андервуд

У Бена Андервуда оба глаза были удалены по причине рака, когда ему было 3 года. Тем не менее, он играет в баскетбол, ездит на велосипеде и живет в принципе нормальной жизнью.

Он научился использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в мире. Издавая резкие щелкающие звуки он улавливает эхо, что позволяет ему знать где находятся объекты. Он единственный человек в мире, который «видит», используя только эхолокацию, как ультразвуковой радар или дельфин.

Стивен Вилтшир

Английский архитектор (родился в 1974 году). В 3 года был признан больным аутизмом. Говорить Стивен научился только в 9, а рисовать начал с 4 лет, через четыре года поразив всех своими картинами, это были зарисовки городов после землетрясений.

Чтобы продемонстрировать его уникальные способности, телекомпания ВВС организовала специальное шоу. Облетев Лондон на вертолете телевизионщиков, Уилтшир прямо перед камерами нарисовал карту города, по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке.

Джеймс Генри Пуллен

Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово — искаженное "мама". Еще в детстве начал вырезать кораблики из дерева и рисовать.

В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Днем Пуллен работал по дереву, а ночью рисовал приютские коридоры. Но мог изобразить и другое, например, однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне.

Главный шедевр Пуллена — модель корабля "Трейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов.

Другие известные саванты

Слепой Том - умственно отсталый гениальный пианист 1860-х годов (США), не имевший никакого музыкального образования. Тони Де Блойс — американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает напамять 8000 песен.

Джонатан Лерман - художник-аутист (США) (родился в 1987 году). Перестал разговаривать в два года, IQ всего 53. Но лет в десять Джонатан начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Лесли Лемке — музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет его родители впервые услышали, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами.

Хикари Оэ — японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Появился на свет в 1962 году; врачи советовали родителям пренебречь лечением и дать неполноценному ребенку спокойно умереть, но они отказались. Хикари страдает множеством болезней и, почти лишенный способности говорить, выражает свои чувства в музыке.

Жиль Трехин — французский художник и создатель вымышленного города Урвилля. Родился в 1972-м, диагноз аутизм ему поставили в 8 лет. С раннего возраста Жиль проявлял способности к музыке, вычислениям и рисованию. Еще подростком он начал рисовать карту воображаемого города Урвилля, для которого придумал свою увлекательную и подробную историю.

Сара Миллер — 42-летняя американская программистка, президент Nova Systems. Сара Миллер способна отловить «баг» в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Донна Уильяме (родилась в 1963 году) — художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась "Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста". В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой. Девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов. Сейчас Донна — успешный человек, продолжает писать книги и занимается созданием сайта аутистов.

Верной Смит (родился в 1927 году) — профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке... И это несмотря на врожденный синдром Аспергера.

Кристофер Тейлор - 40-летний англичанин, проживающий в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной, однако свободно владеет датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками. Радуется, когда кто-либо из посетителей пивной приносит ему журналы и газеты на разных языках. "Слова, слова, дайте мне слова!", восклицает он.

Что говорят ученые

Чем можно объяснить феномен савантов? Ученые пока только выдвигают версии и ищут странности в строении их мозга. Механизм синдрома саванта пока непонятен. Но известно, что у аутов с суперпамятью некоторые фрагменты мозга крупнее, чем у обычных людей. А у Кима Пика правое и левое полушария мозга вообще не разделены, а составляют единый блок. Кроме того, у Пика сразу после рождения обнаружилось поражение мозжечка.

Более других в изучение данного явления внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов. По его мнению, хотя строение человеческого мозга вполне изучено и разложено на составляющие, система в целом остается тайной.

Одно очевидно — этот серый орган организован достаточно демократично. Он функционирует подобно государству, со своей системой сдерживаний и противовесов. Сознательное мышление — это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами.

Простой пример — составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная "акция" подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна.

Путь к достижению результата небезопасен, потому как нервные клетки, однажды возбудившись, склонны "давать искру", импульс, возбуждая другие клетки — они стремятся образовывать ветви, ассоциации, каскады.

Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, "взрыва". Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего.

А у савантов, напротив, как предполагается, такого механизма и такого "ящичка" нет, они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, математические структуры, картины, звуки и слова.

Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что "саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, то есть кем мы могли бы быть". Согласно его теории, в мозге савантов протекают те же самые мыслительные процессы, что у всех остальных людей.

Только у последних в голове происходит обработка информации, и сознание включается в тот момент, когда обработка завершена и образ предмета целиком сформировался.

Саванты же в своем мышлении от мелких деталей к общим не переходят. Иными словами, стратегия вспоминать только о значительном препятствует доступу ко всему банку данных, к тому, что человек знает вообще.

Ученые надеются: если им все же удастся разгадать секрет «людей дождя», то тогда появится реальный шанс увеличить интеллектуальные возможности у людей нормальных.

Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.

Синдромом саванта (от фр. savant - «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности.

История вопроса

Впервые термин «синдром саванта» был употреблен Д.Л. Дауном в 1887 г., ученый описал 10 пациентов-савантов, которые встречались ему за 30 лет работы в психиатрической больнице Ерлсвуда (Лондон, Великобритания). Он отверг некорректный и устаревший французский термин «idiot savant» - «ученый идиот», который предложил Э. Сеген, впервые описав савантов с научной точки зрения в 1866 г. в работе «Идиотия и ее лечение психологическими методами». С ХIX в. в научной и популярной литературе начинают встречаться упоминания о савантах.

Пожалуй, самым известным и уже ставшим исторической личностью был Том Уиггинс («Слепой Том») , описанный Сегеном, - чернокожий раб, живший в семье американского полковника Бетьюна с 1849 по 1908 гг. Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы.

Его считали восьмым чудом света - Тома никогда не учили игре на фортепиано, но в детстве он часто слушал, как дочери полковника упражняются в игре на пианино, и в 4 года у него обнаружились феноменальные способности к музицированию, а в 6 он уже стал сочинять свои собственные произведения, к 8 заработал 100 тыс. долларов, к 11 давал концерты в Белом доме перед американским президентом.

Он не только безошибочно имитировал когда-либо слышанные произведения, но мог играть, повернувшись к роялю спиной или одновременно исполнять несколько музыкальных произведений на разных роялях, напевая третий мотив. Хотя Сеген считал, что Том умственно отсталый, современные исследователи высказывают мнения, что его поведение было характерным скорее для аутизма.

Американский психиатр, Д. Трефферт, занимающийся исследованиями этого явления, предложил, специфический термин для определения способностей савантов - так называемый остров гениальности, контрастирующий с общей несостоятельностью таких людей и являющийся вторичным образованием по отношению к нарушениям центральной нервной системы. Всего в научной литературе описано около 100 случаев савантизма, половина людей-савантов - наши современники.

У 50% известных савантов диагностирован аутизм, остальные же имеют другие нарушения психического развития, при этом савантизм не всегда врожденный - он может быть приобретен вследствие черепно-мозговых травм, энцефалита, эписиндрома и даже деменции. В той или иной форме феномен встречается у одного из 10 аутистов и у одного из 2 тыс. людей с другими нарушениями.

Гендерное соотношение частоты случаев также неравномерно - на одну женщину с синдромом саванта приходится от 4 до 6 савантов мужского пола. Коэффициент интеллекта таких людей редко выходит за пределы 40-70 баллов, однако в отдельных случаях интеллект остается сохранным (например, при высоко функциональном аутизме).

В тех случаях, когда синдром саванта вторичен по отношению к различным формам психического дизонтогенеза, гениальные способности проявляются еще в раннем детстве, минуя предварительные фазы развития. Например, большинство савантов-художников никогда не учились живописи, но они идеально владеют методами изображения предметов, в то время как их сверстники пребывают на стадии изображения каракуль и точек.

При этом сферы, в которых саванты демонстрируют свои умения, ограничены небольшой когнитивной областью: все они имеют феноменальную память, но обычно уже на ее фоне, до уровня гениальности, развиваются либо музыкальные, либо художественные способности, либо умения к сложным арифметическим подсчетам и вычислениям, реже - механические или способности к ориентации в пространстве, еще реже - лингвистические. Таланты савантов действительно непостижимы - они способны читать книги за считанные минуты, за секунду выдать результат умножения многозначных цифр, идеально исполнить симфонию Моцарта, услышав ее лишь однажды.

Память савантов прежде всего отличается возможностью запоминать детали и частности, она конкретно-ситуативна, что порождает нарушения способности к селекции информации - наряду с главными признаками явлений они выделяют и второстепенные, что не позволяет им осознать суть явления в целом и обобщить жизненный опыт.

Характерно, что память савантов, несмотря на безграничную глубину, лишена осмысляющего компонента - они могут запоминать огромные массивы информации, совершенно не понимания ее смысла, - этот симптом Даун назвал «вербальной адгезией» или словесным склеиванием. В пример он приводил одного из своих пациентов - мальчика, который прочитал и запомнил шеститомный труд «Закат и падение Римской империи», но при воспроизведении все время терял одну единственную строчку, даже не смотря на исправления врача.

Жизнь замечательных людей

Ким Пик - самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма «Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету. Впрочем, сам Ким имеет мало общего с экранным героем, блестяще сыгранным Дастином Хоффманом, прежде всего потому, что не страдает аутизмом. При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела.

Диагноз, поставленный ему впоследствии, - «неспецифическое расстройство, обусловленное аномалиями развития»; исследователи пришли к выводу, что данная аномалия может быть связана с мутацией Х- хромосомы.

Феноменальные способности Кима относятся к трем областям: мнемонистике, счету и музыке. Его память действительно выдающаяся - он прочел и знал наизусть около 10 тыс. книг, мог с точностью воссоздать карту любого американского населенного пункта, помнил все почтовые индексы и телефонные коды США, прочитывал страницу за 10 секунд, досконально знал историю музыки, включая биографии музыкантов, и без труда мог сказать, на какой день недели выпадет празднование Нового года через пару сотен, а то и тысяч, лет.

Способности Ким демонстрировал с раннего возраста - научился читать в 1,5 года, а в 7 лет уже знал наизусть Библию. И вместе с тем дефициты психического развития не позволяют сомневаться, что полноценного функционирования в обществе он был лишен.

Ким научился ходить в 4-летнем возрасте, до конца жизни обладал шаткой походкой и низким мышечным тонусом (последствия патологии мозжечка), не мог обслуживать себя в быту. В общеобразовательную школу путь для него был закрыт, и за обучение Кима взялся его отец, который опекал и всячески поддерживал развитие способностей сына. Определить истинный уровень интеллекта Кима оказалось непосильным заданием для специалистов, так как при тестировании он каждый раз показывал разные результаты с широким разбросом - от почти нормального интеллекта до глубокого слабоумия (в среднем IQ был равен 87 баллам).

И все-таки способность Кима к абстрагированию была существенно сниженной - к примеру, переносный смысл пословиц остался за гранью его понимания, а мыслил он конкретными образами, что типично для людей с умственной отсталостью. Однажды, во время семейного обеда в ресторане, отец попросил Кима понизить голос, на что он в буквальном смысле сполз под стол, чтобы его голос звучал снизу.

Пристрастия Кима к чтению ограничивались определенными темами (таких всего насчитывалось полтора десятка - например, история, спорт, религия, кино и др.), а техника была весьма необычной - правую страницу он читал правым глазом, а левую левым, при этом сама книга могла быть расположена даже вверх ногами. В отличие от большинства савантов-эйдетиков, также схватывающих информацию за считанные секунды, Киму было доступно понимание смысла прочитанного во многих случаях.

Удивительно, что человек, казалось бы, лишенный способности к обучению, смог развивать свои таланты - к концу жизни теоретический интерес Кима Пика к музыке обрел практическое применение - он научился отлично играть на фортепиано, несмотря на проблемы с координацией движений, в том числе и партии других инструментов.

Неврологи предполагают, что секрет гениальности Кима связан с отсутствием мозолистого тела, соединяющего полушария мозга. Возможно, мозг Кима выработал резервные каналы связи между полушариями. Эта аномалия довольно редкая, однако большинство людей, у которых она врожденная, не обладают сверхспособностями, но и не имеют умственного дефекта, а вот при перерезании мозолистого тела в зрелом возрасте у людей возникает «синдром расщепленного мозга».

Джордж и Чарльз Финн , братья-близнецы, содержались в специальных учреждениях с 7-летнего возраста с различными диагнозами - от психотического расстройства до аутизма и тяжелой умственной отсталости - сопровождающимися стигмами дизонтогенеза: волчьей пастью, непропорциональным черепом, врожденной близорукостью, тиками. Братья как две капли воды походили друг на друга не только внешне, но и жестами, привычками, голосами, поведенческими проявлениями.

В 60-х гг. они прослыли «календарными калькуляторами» и успели поучаствовать в многочисленных шоу, демонстрируя свой талант. Близнецы обладали неограниченной числовой памятью и могли моментально назвать, на какой день недели придется любая дата в пределах 40 тыс. лет. При этом коэффициент интеллекта их был равен 60 баллам, и элементарные арифметические операции были им недоступны.

Считается, что их способность к вычислениям связана не с памятью, а с подсознательно выработанным алгоритмом календарных вычислений, основным механизмом которого было не оперирование с числами, а непосредственное их представление, визуализация (сами братья объясняли свои способности к вычислениям одной фразой: «Мы это видим»).

Тем не менее, они с бесстрастностью документалистов монотонными голосами, похожими на безжизненные звуки, издаваемые компьютерной программой, могли со всеми подробностями поведать о любом событии, происходившем с ними когда-либо, однако не имели общего представления ни о ходе истории, ни о прожитой ими жизни. Кстати, знаменитый эпизод из фильма «Человек дождя», в котором главный герой моментально подсчитывает рассыпавшиеся зубочистки, взят из жизни Джорджа и Чарльза, и описывается Оливером Саксом, исследовавшим их способности.

Братья любили играть в загадочную игру, называя друг другу попеременно простые числа (при том, что прямого способа вычисления простых чисел в природе не существует), смысл которой так и остался неразгаданным. В 37-летнем возрасте близнецов разлучили, посчитав, что их симбиотическая связь мешает приобретать новые навыки. Джордж и Чарльз действительно сумели обрести некоторую независимость и освоить выполнение простых работ, но, лишившись общения друг с другом и числами, они лишились и своих способностей.

Подобное приключилось и с Надией , аутичной девочкой, которая с 3-летнего возраста начала создавать графические рисунки лошадей с мастерством одаренного художника. Обычно в процессе развития способности ребенка к рисованию претерпевают изменения - все нормальные дети в своих рисунках проходят через стадию изображения каракулей, Надия же миновала этот этап - уже ее первые рисунки были созданы точными и уверенными линиями, по законам перспективы, с передачей игры светотени и индивидуальными чертами, которыми она наделяла всех персонажей своего творчества. В 7 лет девочку отдали в школу, где она начала проходить интенсивную речевую терапию. Надия действительно стала более социализированной, но ее способности к рисованию пропали.

Ригидная фиксированность на одной теме характерна для аутичных детей, в том числе и для аутистов-савантов. Так, если Надия была одержима изображением лошадей, то художница-аутистка Джессика Парк рисовала только звездное небо и природные аномалии, а скульптор Алонзо Клемонс создает только скульптуры животных - ему достаточно 20 минут просмотра передачи «В мире животных», чтобы с поразительной точностью и элегантностью создать слепки увиденных зверей.

Шотландский художник-аутист Ричард Вуоро специализировался на пейзажах, выполненных пастелью, которые он создавал по памяти, вспоминая когда-либо виденные уголки природы, морское побережье, дома и животных.

Он не разговаривал до 11 лет, но, едва начав ходить, проявил большой интерес к рисованию. Удивительно то, что после операции по удалению катаракты Ричард ослеп, но это никак не отразилось на качестве его работ. Картины Вуоро коллекционировали Иоанн Павел ІІ и Маргарет Тэтчер.

Замечательный художник из Великобритании Стивен Уилтшир , страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал. Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете - он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов.

Хотя ему сейчас 37, его способности к рисованию остались на том же уровне развития, что и в детстве (стоит ли говорить, что уже в 10-летнем возрасте Стивен владел этим мастерством практически на профессиональном уровне). В три года Стивену был выставлен диагноз раннего детского аутизма, он медленно физически развивался, сторонился других детей, почти не разговаривал до 6 лет, был склонен к стереотипному поведению, а его IQ равен всего 52 баллам.

Впервые Стивен начал рисовать в 7 - тогда это были в основном машины (он и сейчас сохранил свое увлечение автомобилями, знает почти все марки и очень радуется, когда увидит на улице незнакомое авто), реже - животные и люди, но вскоре он переключился на архитектурную тематику. Обладая уникальной визуальной памятью, ему достаточно один раз взглянуть на здание, чтобы нарисовать его точную копию.

Рисунки Стивена лишены символичности - в отличие от других детей, которые фантазируют в своих рисунках, он всегда рисовал то, что видел. Вместе с тем, художник не лишен способности к импровизации - иногда он может дорисовать в здании какие-то детали от себя, потому что «так красивее» или «удобнее». Кроме того, он обладает отличной моторной памятью и может повторить любое подмеченное движение, а также абсолютным слухом - услышав один раз песню, может повторить ее без ошибок.

С детства Стивена не беспокоила сохранность его работ, и он запросто мог выкинуть только что нарисованный прекрасный вид одной из лондонских улиц. К похвалам он также абсолютно равнодушен, и лишь стараниями врачей и педагогов, которые всячески поддерживали талант юного художника, издатели смогли выпустить несколько альбомов его творчества.

Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка. Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории.

История англичанина Дерека Паравичини во многом схожа с историей Лесли Лемке. Он родился на сроке 25 недель, весил около 500 г и ослеп после кислородной терапии. Нарушения психического развития его столь серьезны, что он не в состоянии удовлетворить самостоятельно элементарные бытовые потребности, в 32 года его интеллект сравним с интеллектом 4-летнего ребенка.

Способности Дерека обнаружились в 2-летнем возрасте, а в 4 года он уже давал полноценные концерты наравне со взрослыми коллегами. Имея абсолютный слух и феноменальную музыкальную память, он может сыграть музыкальное произведение, услышав его лишь раз, а за мастерскую способность к импровизации критики считают его одним из выдающихся джазовых музыкантов современности.

Не многие знают, что сын нобелевского лауреата, японского писателя Оэ Кэндзабуро - тоже савант. Хикари Оэ родился с патологией развития головного мозга, подвергся серии операций по удалению черепно-мозговой грыжи, но ни умственная отсталость, ни эпилептические приступы, ни слабое зрение не помешали ему стать композитором. Хикари научился говорить лишь в 7-летнем возрасте (словарный запас его невелик и сейчас), в 11 начал заниматься музыкой и уже к 13 годам создал свое первое произведение. Рождение ребенка с особенными потребностями сильно повлияло и на творчество самого Оэ Кэндзабуро - образ сына неоднократно всплывает в его романах и всегда наполнен привязанностью и любовью.

К талантам, проявляемым детьми с нарушениями развития, следует относиться очень бережно. Так, активные попытки социализации и обучения таких детей часто приводили к потере необычных способностей (как это было в случае Надии или близнецов Финнов), но вместе с тем они становились более адаптированными в обществе.

Опыт же Кима Пика, Стивена Уилтшира и многих других савантов показывает, что при правильном отношении к таким детям, которое заключается в поддержке их одаренности, в течение жизни могут улучшиться не только творческие навыки, но и способности к общению, и даже развиться новые таланты. Дети-саванты, чувствующие поддержку родных и находящие признание своих талантов в обществе, мало похожи на обитателей специальных учреждений для инвалидов с печатью стигматизации на лице.

Нейробиология синдрома саванта

В современной нейронауке существует точка зрения, что возникновение способностей савантов связано с вмешательством экзо-эндогенных патологических процессов в морфологию полушарий, а именно в межполушарную асимметрию. Как известно, с функционированием левого, ведущего, полушария связано абстрактно-логическое, вербальное, дискретное мышление, в то время как правое отвечает за пространственно-образное, невербальное, симультанное мышление, имеющее решающее значение для творчества. По результатам исследований, у большинства савантов левое полушарие в большей либо меньшей степени повреждено.

Учитывая связь «правополушарного мышления» с эйдетизмом, музыкальными и художественными способностями, можно предположить, что правое полушарие компенсирует потери, которые понесла личность вследствие повреждения левого. Так, в ходе проведенных в 1975 г. пневмоэнцефалографических исследований были обнаружены повреждения левого полушария у 15 из 17 аутистов, 4 из которых обладали способностями савантов. Позднее данные о нарушениях функционирования левого полушария у аутистов по сравнению с более задействованным правым подтвердил Б. Римланд из Института исследования аутизма в Сан-Диего (США), проанализировав данные 34 тыс. людей с этим расстройством.

Поражением левого полушария гарвардские ученые Н. Гешвинд и А.М. Галабурда объясняют, почему у мужчин чаще, чем у женщин, возникает не только синдром саванта, но также нарушения речи, гиперактивность и аутизм. Известно, что левое полушарие мозга развивается несколько медленнее правого и дольше остается уязвимым для нежелательных пренатальных влияний, а у эмбриона мужского пола более высокий уровень тестостерона может оказывать токсическое воздействие на развивающуюся нервную ткань. Таким образом, агрессивный тестостерон тормозит развитие левого полушария и провоцирует большую выраженность межполушарной асимметрии у мужчин.

В связи с адаптационной теорией савантизма, особый интерес представляют клинические случаи возникновения сверхспособностей у людей, не имеющих нарушений развития, мозг которых подвергся воздействию различных постнатальных патологических факторов. Например, известны случаи развития художественных способностей у людей с различными формами лобно-височной деменции при которых в нейродегенеративный процесс оказывалось вовлеченным левое полушарие.

Интересно, что у таких пациентов ослабоумливающий процесс приостанавливался, и когнитивные нарушения развивались с меньшей скоростью. Психолог Т.Л. Бринк из калифорнийского колледжа Крафтон Хилс (США) в 1980 г. описал клинический случай 9-летнего мальчика, у которого после пулевого ранения в область левого полушария возникли правосторонний паралич, мутизм и глухота, но развились выдающиеся способности в механике.

Если развитие умственных способностей большинства детей зависит от действия множества факторов, в том числе и социальных, то таланты детей-савантов имеют биологический характер, их интеллект в той или иной степени изолирован и кристаллизован, что представляет значительный интерес для ученых, стремящихся найти биологические паттерны одаренности.

Тот факт, что способности савантов могут быть обусловлены не только генетическими аномалиями, ставит перед учеными серьезный вопрос о возможности раскрытия мощного творческого потенциала в каждом из нас.

Австралийские нейрофизиологи Б. Миллер и А. Снайдер при сканировании электромагнитной активности мозга нескольких савантов обнаружили, что у них была повышена электромагнитная активность левой височной доли. Здоровые люди при стимуляции левой височной доли обнаруживали кратковременное улучшение способностей к рисованию и математическим вычислениям, их креативность возрастала на 40%.

Разработка специальных методов, нейропсихологических упражнений, направленных на стимуляцию работы «зоны гениальности» и большее задействование в мыслительных процессах правого полушария - актуальная тема для научных исследований, ведь вполне вероятно, что в каждом из нас дремлет скрытый талант.

Ольга Устименко

Люди с синдромом Саванта характеризуются несомненной умственной неполноценностью, сочетающейся с уникальными способностями. Способности этих людей с легкой руки американского психиатра Д.Трефферта называют «остров гениальности» в море их полной несостоятельности в повседневной жизни.

Термин «синдром саванта» ввел в обращение Дж.Л.Даун в конце XIX века. Он называл савантов умственно отсталыми, но отмечал их способность к обучению и познанию мира. Раскрыть таланты савантов не трудно, достаточно отыскать к ним правильный психологический подход.

Код по МКБ-10

F84 Общие расстройства психологического характера

Эпидемиология

По ООН на сегодняшний день в мире насчитывается примерно 67 миллионов человек с аутистическими расстройствами. Среди них только 50 человек с синдромом саванта, любой из них безусловно уникален и наделен необыкновенными талантами в разных областях науки и искусства.

Доктор Д.Трефферт считает, что безумных гениев с незаурядными способностями в мире не более 25 человек, а в XX веке родилось не более сотни.

Причины синдрома саванта

Эта патология в большинстве случаев обусловлена генетической предрасположенностью. Современной науке известны около сотни людей с синдромом саванта, половина из них страдает аутизмом, остальные – другими нарушениями психики.

Известны случаи, когда это состояние было следствием травм головы или дегенеративных заболеваний головного мозга. Медики считают, что савантизм может быть результатом перинатальной патологии.

Причины возникновения этого феномена пока еще находятся в области предположений. Саванты мужского пола впятеро превышают число женщин с этой патологией. Американские нейрофизиологи объясняют количественное превосходство мужчин наличием в мужской Х-хромосоме нескольких десятков генов, способствующих рождению ребенка с этим синдромом.

Есть мнение, что наличие сверхвысокого уровня мужского гормона тестостерона, способствует ускоренному росту мозга у младенцев с синдромом саванта, одновременно угнетая выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную адаптацию в социуме.

Существует предположение о существовании вируса, заставляющего мутировать нейроны головного мозга.

Компьютерная и магниторезонансная томография мозга людей с данным феноменом свидетельствует о том, что у них правое полушарие мозга восполняет дефициты левого полушария. Эту идею подтверждает то, что у савантов уникально развит один какой-либо навык – феноменальная память или абсолютный слух.

Совершенно ясно, что мозг у этих людей имеет необычное строение: например, у знаменитого Кима Пика (прототип героя Дастина Хоффмана в кинофильме «Человек дождя») головной мозг не разделен на полушария.

Приобретенная патология может быть вызвана травмами головы, эпилепсией, деменцией.

Факторы риска

Поскольку главной причиной савантизма названа генетическая предрасположенность, то основным фактором риска являются наследственные психические расстройства. В частности, наличие аутизма или синдрома Аспергера у родных братьев и сестер, наличие в семейном анамнезе других психических заболеваний.

Другими значимыми факторами риска названы:

  • зрелый возраст родителей (мать – старше 40 лет, отец – старше 49 лет);
  • вес новорожденного меньше 2500 г;
  • недоношенность (возраст гестации
  • послеродовая реанимация новорожденного;
  • врожденные пороки развития;
  • мужской пол новорожденного;
  • неблагоприятное экологическое окружение, действие которого приводит к генным мутациям, дефициту витамина D.

Патогенез

В современной классификации болезней синдром саванта не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица. Чаще всего он сопутствует расстройствам аутистического спектра.

Современная нейронаука точно еще не способна ответить на вопрос о развитии этой редкой патологии.

Существует мнение, что уникальные способности савантов появляются в результате вмешательства внешних и внутренних патологических процессов в морфологическую асимметрию полушарий мозга. У большинства взрослых людей (т.н. нормальных) левое полушарие больше правого. Оно отвечает за вербальную информацию и аналитическое мышление человека. Правое же полушарие за творчество, искусство, пространственное и образное мышление. По итогам обследований, у индивидуумов с этим синдромом левое полушарие мозга в какой-то мере повреждено. Учитывая, что правое полушарие несет ответственность за творческие способности, ученые допускают, что оно возмещает человеку потери от дисфункции левого.

Дисфункцией левого полушария ученые мотивируют более частые случаи савантизма у мужчин, чем у женщин. Левое полушарие мозга созревает позже, чем правое, соответственно остается более чувствительным к нежелательным перинатальным влияниям. А эмбрионы и новорожденные мужского пола имеют более высокий показатель тестостерона, сдерживающего формирование левого полушария и способствующего более выраженной асимметрии между полушариями у мужчин.

Особое внимание ученых привлекают клинические случаи появление гениальности у людей, которые приобрели их в результате воздействия на мозг разных патологических факторов. К примеру, появление способности к изобразительному искусству у людей с поражением лобных долей и передних отделов височных долей головного мозга, когда процесс гибели нервных клеток головного мозга затрагивал левое полушарие. У них замедлялся процесс развития слабоумия.

Известен также клинический случай, когда мальчик девяти лет в результате огнестрельного ранения в зону левого полушария оглох, перестал разговаривать, у него парализовало правую часть туловища, но это компенсировалось выдающимися способностями в механике.

Доктор Д.Трефферт, изучающий это явление более 30 лет, дает допустимое истолкование необычной гениальности савантов: поскольку левое полушарие головного мозга не работает надлежащим образом, правое – формирует новые навыки, пользуясь нервными клетками, предназначенными для иных функций, раскрывает спрятанные до сих пор умения.

Симптомы синдрома саванта

Для савантов затруднительны самые элементарные бытовые действия: поесть, одеться, сходить в магазин и выбрать покупку, коммуницировать с незнакомыми людьми. При этом в отдельных плоскостях знаний они гениальны. Обладающие феноменальной памятью могут без ошибок пересказать большие объемы один раз услышанного текста или нарисовать план впервые увиденной местности, моментально производят в уме сложные математические вычисления и исполняют музыкальные произведения, услышанные однажды.

У савантов прослеживается недостаточность функций левого полушария головного мозга, которая восполняется за счет активизации участков правого полушария.

Области знания, в которых они показывают удивительные способности, весьма ограничены. Эти люди обладают феноменальной памятью. Основываясь на этом, и развиваются математические, музыкальные, художественные, лингвистические таланты, способности к механике или, не имея зрения, ориентироваться в пространстве. Большинство известных случаев свидетельствует о том, что у них в совершенстве развит только один талант.

Саванты запоминают все мелкие подробности, наряду с главными событиями, они держат в памяти гигантские объемы сведений, абсолютно не вникая в их смысл. Словесное склеивание – так назвал этот симптом Даун.

Савантизму сопутствуют:

  • расстройства аутистического спектра:
  • умственное и физическое недоразвитие;
  • аномальные изменения участков головного мозга;
  • островки гениальности на фоне низкого уровня общего интеллекта.

Люди с этой патологией живут в собственном мире, некоммуникабельны. Им свойственны нарушения речи и определенный стереотип движения. Они избегают контакта «глаза в глаза», сторонятся прикосновений. Савантам проблематично выражать свои мысли и социализироваться в обществе.

Первые признаки

Если синдром саванта развился на фоне врожденных аномалий развития психики, то уникальные способности проявляются уже в раннем детстве. К примеру, дети-саванты, которых никогда никто не учил рисовать, с фотографической точностью изображают разнообразные объекты, когда их ровесники находятся на этапе рисования каракулей.

Известный всему миру савант Ким Пик уже в 1,5-2 года удивлял родителей тем, что запоминал все, ему прочитанное, и вскоре сам научился читать, а в 12 лет перестал посещать школу, так как самостоятельно освоил школьную программу «на отлично».

Стадии

Синдрому саванта, заметному с детства, сопутствуют разные формы врожденного слабоумия – расстройства аутистического спектра, эпилепсия, FG синдром. Каждый известный случай этой патологии индивидуален и имеет свои стадии развития болезни. Но для всех случаев есть одно общее правило: чем раньше начата работа по поведенческой коррекции, тем больше вероятность успешной адаптации ребенка в обществе и достижения независимости в будущем. Поэтому самая важная – первая или ранняя стадия болезни.

Ранняя стадия заболевания начинается с рождения ребенка. У большинства детей, родившихся с синдромом, уже заметны как исключительные способности (слишком рано начинают читать, считать, рисовать). Наряду с этим заметны и расстройства психики. Современные методики позволяют распознать заболевание еще в младенческом возрасте.

Формы

Таланты людей с синдромом одаренности, так еще называют савантов, проявляются в ограниченном количестве видов человеческой деятельности.

В музыке – идеальное исполнение однажды услышанных музыкальных произведений, обычно – на фортепиано.

В живописи или скульптуре – их творения отличаются точностью во всех деталях и быстротой исполнения.

В математике – мгновенные арифметические действия с многозначными цифрами, воспроизведение длинного ряда чисел, другие математические способности не известны.

В механике – определение точного расстояния без применения каких-либо измерительных инструментов.

В моделировании – кропотливое изготовление моделей, отличающихся высокой сложностью.

Значительно реже встречается знание языков, причем саванты настоящие полиглоты.

Наличие сверхчувствительного обоняния, осязания и зрения.

Чувство времени – способность точно определять время без хронометра, точно указать день недели с определенной датой.

Обычно человек с синдромом саванта обладает одним каким-то навыком. Но случается, что он одарен несколькими талантами.

Осложнения и последствия

Островки гениальности у савантов соседствуют чаще всего с психическими заболеваниями спектра аутизма, для которых характерны коммуникативные трудности. Взросление таких детей часто осложняется депрессиями, связанными с трудностями самореализации, чувством одиночества, их гнетет отсутствие возможности влиться в социум. В разных исследованиях приводятся косвенные доказательства, что лица спектра аутизма предрасположены к мыслям о суициде.