Психоэмоциональная травма. Психологическая травма: причины и признаки критического состояния

Психологическая травма - это процесс, возникающий вследствие резко и непредвиденно произошедшего какого-либо действия или события, которое приносит вред психическому и душевному состоянию человека. После потрясения человек остается в здравом уме и трезво оценивает происходящую вокруг него реальность. Через определенные промежутки времени он сможет адаптироваться к своему постоянному окружению. Следовательно, изменения, которые возникают в психике пациента, непостоянные, они могут быть со временем устранены.

Суть

Понятие "психологическая травма" включает в себя проблемы, что появляются на эмоциональном уровне, в функциях головного мозга, которые отвечают за восприятие и формирование определенных понятий. В результате возникают расстройства на невротическом уровне и изменения в пограничном состоянии психики:

  • возникают различного рода тревоги и фобии, страх;
  • появляются навязчивые размышления, и действия происходят по определенному ритуалу;
  • также могут возникать такие состояния больного, как истерия, неврастения и депрессия.

Помимо этого, меняется образец поведения, то есть остается тот, что был изучен в детстве, в альтернативе всему, что происходит сейчас в настоящее время. Появляется рассеянность внимания, на эмоциональном фоне возникает апатия, она является причиной неустойчивого эмоционального состояния на психологическом уровне.

Психологическая травма - это слабые, но постоянные факторы, которые на протяжении какого-то времени постоянно воздействовали на человека, а также резко, внезапно и непредвиденно проявившиеся события категорически отрицательного характера. Они могут вызвать у человека изменение в поведении как в семье, так и в обществе, а также привести к болезни на душевном уровне. Поэтому любое мощное негативное действие, которое задевает эмоциональный фон человека, может вызвать данного вида травму на психологическом уровне.

Причины

Психологические травмы - это ситуации, возникающие в жизни человека, способствующие проявлению у него стрессов, влияющих на его психологическое состояние здоровья. Существует довольно много причин, способных вызвать травмы психологического характера. Основными из них являются следующие:

  1. Катастрофы разного характера, приводящие к ухудшению качества жизни человека.
  2. Травмы, способствующие развитию дисфункций отдельных органов.
  3. Профессиональные травмы.
  4. Нарушение соматического здоровья.
  5. Нападение злоумышленников.
  6. Изнасилование.
  7. Смерть родственников.
  8. Развод.
  9. Семейное насилие.
  10. Наличие пагубных привычек у родных.
  11. Пребывание в местах лишения свободы.
  12. Инвалидизация.
  13. Стрессовые ситуации, пережитые в детском возрасте.
  14. Резкая смена места жительства.
  15. Потеря рабочего места.
  16. Конфликты в важных для индивида социальных группах.
  17. Неправильный способ воспитания ребенка, способствующий развитию у него чувства собственной ненужности.

Основные факторы развития:

  1. Социальные.
  2. Соматические.
  3. Травмы потери.

Человек является социальным существом, первым общественным институтом для него является семья. Именно семейное насилие является основным фактором развития психологического травматизма. Пережитые в детстве стрессовые ситуации оказывают пагубное влияние на формирование личности ребенка и появление у него комплексов. Также острые посттравматические стрессовые расстройства зачастую возникают из-за пережитого горя потери близкого человека, из-за его смерти или вследствие разрыва брака.

Психологические травмы - это шоковые ситуации, которые имеют кратковременное влияние на психику человека и в основном связаны с развитием заболеваний вирусной и инфекционной этиологии и появлением у личности тревоги за свою жизнь.

Симптомы

Ежедневные проблемы, различные негативные ощущения и действия приносят дисфункцию в нормальное функционирование человеческого организма. В результате чего полностью меняются в худшую сторону привычки и поведение человека, ухудшается его эмоциональное здоровье. Симптомы психологической травмы бывают на чувственном уровне и физиологическом. Эмоциональные признаки - это:

  1. Шоковое состояние, потеря веры во все хорошее.
  2. Резкие изменения настроения, повышенная раздражительность и озлобленность.
  3. Самобичевание, постоянное прокручивание одних и тех же травмирующих событий в голове с целью найти выход из произошедшей ситуации.
  4. Чувства стыда и ощущения себя одного в целом мире.
  5. Отсутствие веры в светлое будущее, душераздирающая тоска.
  6. Нарушение внимательности, повышенная степень рассеянности.
  7. Постоянное ощущение страха и нежелание общаться с окружающими.

Когда у человека меняется полностью его поведение в обществе, особенно если этот он - сильная личность, появляется в его повадках грубость, неадекватная реакция на происходящие события, можно предположить, что он перенес какие-то душевные травмы. У него настроение часто переходит от инфантильного и депрессивного до истеричного. В некоторых случаях проявляется озлобленность с повышенной степенью неконтролируемой ярости из-за перенесенной травмы на психологическом уровне.

Человек не может нормально заниматься своими привычными делами. Меняется его работоспособность, ухудшаются жизненные функции в результате ощущения постоянного страха и тревожного состояния.

Физиологические симптомы, которые возникают после того, как нанесли психологическую травму:

  • нарушение режима сна, иногда его полное отсутствие, сон тревожный, снятся страшные события;
  • учащенное сердцебиение, обострение хронических заболеваний, состояние страха и пугливости;
  • быстрая потеря работоспособности;
  • абсолютная невнимательность, повышенная суетливость;
  • боли, судороги, напряжение во всех мышцах тела.

Все эти симптомы возникли из-за того, что он винит себя в случившемся, за то, что не смог изменить произошедшую ситуацию. Постоянно прокручивает эти события в голове и обдумывает разные ситуации, в результате чего можно было бы избежать случившейся трагедии.

Личность испытывает душераздирающую тоску и неминуемую безысходность. В результате чего перестает разговаривать и встречаться с родными и близкими людьми, не ходит ни в кино, ни на встречи с друзьями. Это состояние возникает из-за того, что этот человек перестает верить в то, что в сложной ситуации любой из его друзей или просто прохожий могут помочь.

В душе ощущение полной безысходности, одиночества, безнадежности и бессмысленности всего происходящего вокруг. У данных людей появляются проблемы со сном, им часто снятся страшные ситуации, сон длится малые промежутки времени. Данные симптомы могут исчезнуть довольно скоро, а могут длиться и годами.

Виды

То, какая психологическая травма у человека, можно диагностировать самостоятельно:

  1. Экзистенциальные - травмы, которым сопутствует боязнь смерти и все, что с ней связано. Травмированный пациент находится перед выбором: уйти в себя или выразить психологическую устойчивость, стать выносливее и мужественнее.
  2. Травмы утраты (кончина родных и близких людей) порождают фобию одиночества, а также заставляют любого человека сделать выбор: сосредоточиться на собственных негативных эмоциях и горести либо попытаться отбросить их.
  3. Травмы взаимоотношений (проступки, развод, измена, прекращение отношений) вызывают естественную реакцию - сожаление и злобу, и также предоставляют выбор человеку: больше никогда никому не доверять и не возлагать на них надежды или же вновь попробовать любить и верить.
  4. Травмы неисправимых деяний (безнравственный поступок) активизируют ощущение вины и ставят людей перед выбором: осознать, принять и раскаяться в содеянном или не признавать свою вину за совершенное.
  5. Детские травмы. Являются самыми сильными и яркими по степени нарушения психического здоровья. Такая травма оставляет незабываемый след в подсознании личности и воздействует на всю его дальнейшую жизнь. Важным является и то, что психологические травмы, полученные в детском возрасте, имеются почти у всех людей.
  6. Катаклизмы. Порой в жизни происходят явления, на исход которых человек не может повлиять. Катастрофы, аварии, природные катаклизмы и т. п. наносят всему организму большой сокрушительный удар. Из-за непредвиденных негативных воздействий страдает психика, зарождаются бесчисленные опасения и колебания. Всякие катастрофы ведут к эмоциональной травме. Когда на глазах у людей что-то происходит с остальными людьми, навряд ли можно оставаться спокойным и безучастным. Основной массе людей присуще сострадание и отзывчивость. Сопереживание имеет возможность снизить негативное влияние травмы и помогает преодолеть трудность.

Также группируют по типам, в зависимости от их продолжительности и того, каким образом нанесли психологическую травму:

  • острые;
  • шоковые;
  • затяжные.

При первых двух видах характерна недолговременность и стихийность. А вот затяжная или долговременная форма психотравмы гораздо серьезнее, она характеризуется устойчивым влиянием на нервную систему индивида, который по причине конкретных факторов обречен испытывать гнет, наносящий необратимый ущерб его здоровью и качеству жизни.

Детские и подростковые травмы

Вопрос о психике ребенка сложен и неоднозначен, так как причины психологических травм индивидуальны, но нельзя не учитывать тот факт, что на "не созревший" внутренний мир ребенка или подростка огромное влияние оказывают внешние факторы: школа, круг общения, взаимоотношения в семье и т. д. Главное - понимать, что на маленькую личность может повлиять незначительное для взрослых, но важное для ребенка событие и эмоции, пережитые им в тот момент.

Психологическая травма детства - событие, вызвавшее дисгармонию в психике ребенка. Это явление, которое он неоднократно воспроизводит в своем подсознании. Следовательно, подобные обстоятельства приводят к необратимым изменениям в поведении и душе человека.

После ряда исследований ученым удалось выяснить, какие события морально "выбивают" ребенка из привычного образа жизни. Наиболее популярные психологические травмы подростков и детей:

  1. Любые насильственные действия (моральные или физические).
  2. Утрата близкого человека / домашнего питомца.
  3. Серьезные проблемы со здоровьем.
  4. Разлад/развод в семье.
  5. "Накаленные" взаимоотношения родителей.
  6. Равнодушие.
  7. Предательство, ложь и необоснованное наказание со стороны близких.
  8. Разочарование в себе.
  9. Аморальное поведение родителей/друзей.
  10. Асоциальный круг общения.
  11. Чрезмерная опека.
  12. Несогласованность действий родителей в вопросах воспитания.
  13. Постоянные скандалы.
  14. Ощущение отчужденности от социума.
  15. Конфликт со сверстниками.
  16. Предвзятое отношение преподавателей.
  17. Непосильные физические и (или) умственные нагрузки.

К сожалению, детскую психологическую травму зачастую наносят сами родители. Это происходит из-за системы ошибок в воспитании, которые "передавались" из поколения в поколение. Ребенок еще с "молоком матери" познает все "правила жизни", которые отражаются на его дальнейшей судьбе.

Взаимопонимание между поколениями

"Слово не воробей", или Как ребенок трактует фразу родителя:

  1. "Лучше бы тебя не было" = "Если я умру, то подарю родителям счастье и свободу". Данная программа может привести к весьма трагичным последствиям.
  2. "Посмотри, что могут другие, а теперь погляди на себя" = "Никто не должен знать меня настоящего. Я должен быть как все". Ребенок учится жить в "маске", всячески скрывая истинное лицо. Он такой, какой есть, зачем что-то менять?
  3. "Что ты как маленький" = "Неважно, чего хочу я. Главное, чтобы родители были довольны". Подавляя свои желания и потребности в детстве, человек морально свыкается с ролью "раба", готового пресмыкаться перед каждым, кто духовно сильнее его.
  4. "Сколько бы тебе ни было, ты всегда будешь для нас ребенком" = "Кажется, мне рано принимать самостоятельные решения. Пусть за меня это делают другие". Большая ошибка родителей в том, что они не признают ход времени. Малыш вырос, значит, он может решить за себя сам.
  5. "Хватит мечтать!" = "Я еще не все предусмотрел, но, видимо, пора действовать". Мечты позволяют рассмотреть одну ситуацию с разных граней. Зачем этому мешать?
  6. "Прекрати реветь" = "Не выражай свои эмоции. Людям это не нравится. Будь равнодушным". Человек - не робот. Он должен чувствовать.
  7. "Никому нельзя доверять" = "Мир слишком лжив". Эта фраза опасна. Она заставляет поверить в то, что одиночество прекрасно и безопасно.

Итоги детской психологической травмы:

  1. Ребенку трудно социализироваться. Он напуган переменами и новым коллективом.
  2. Проявление различных фобий и расстройств. Социофобия как результат болезненных переживаний из детства. Кроме этого, человек может постоянно испытывать чувство вины и комплекс неполноценности, которые обязательно перерастают в тяжелую форму депрессии и расстройство личности.
  3. Различные формы зависимости. Как правило, люди, чье детство было далеко от идеала, превращаются в алкоголиков, наркоманов, игроманов. Также некоторым из них сложно совладать со своим аппетитом, что приводит к ожирению или анорексии.

Нельзя забывать, что "фундамент" личности закладывается в юном возрасте, следовательно, психические расстройства в зрелости идут родом из детства. Поэтому задача родителей - защитить малыша от первых психологических травм после каких-либо неприятных событий.

Необходимая помощь ребенку

Чтобы предотвратить развитие психологической травмы ребенка, родители должны:

  • Совет №1. Родители должны изучить немало актуальной психологической и педагогической литературы, выбрать правильную тактику в воспитании будущего поколения.
  • Совет №2. Избавление от стереотипов и клише. Каждый человек уникален.
  • Совет №3. Не стоит мешать ребенку развиваться. Это его жизнь. Пусть занимается тем, что ему приносит удовольствие. Задача родителя - поддержка своего чада.
  • Совет №4. Равнодушие - не выход. Нужно уметь "дружить" со своим чадом и серьезно относиться ко всем его переживаниям.
  • Совет №5. При заметных изменениях в поведении, не стоит ждать волшебства. Лучше обратиться за помощью к психологу. С его помощью можно разработать индивидуальную программу по грамотному восстановлению и развитию личности. Таким образом, ребенок навсегда избавится от внутренних барьеров, стереотипов и комплексов. Он будет счастлив.

Методы коррекции

На основе исследований известных ученых выделили два направления травм:

Рассмотрим методы восстановления от стрессовых расстройств нескольких человек одновременно. Для этого необходимо провести работу с психологической травмой:

  1. Создать безопасную окружающую обстановку, в которой находятся пациенты.
  2. Уменьшить чувство одиночества благодаря созданию общих целей и взаимной помощи друг другу.
  3. Повысить уровень доверия к окружающим людям, в результате повысится самооценка каждого человека в группе.
  4. Выработать уверенность в своих силах и способностях.
  5. Выяснить, какие у кого проблемы, и на основе их решать, как оправиться от травмы.
  6. Благодаря взаимодействию в группе, один пострадавший может помогать другому.
  7. Проблемы каждого члена группы воспринимать как собственные и найти пути их решения.
  8. Общаться друг с другом о своих проблемах, об общих трудностях и просто разговаривать на нейтральные темы.
  9. Увеличить уверенность в степени скорейшего выздоровления.

Для достижения качественного результата данной деятельности в состав методов этой коррекции вошли:

  1. Благоприятные условия для занятий хобби, рисованием, составлением аппликаций, прослушиванием музыки, осуществляются походы в театры и музеи.
  2. Применение Для более быстрого решения данных проблем и раскрытия талантов у каждого человека применено использование соответствующих метафор.
  3. Разговоры о своей жизни и прослушивание историй каждого члена группы на эту же тему. Найти положительные стороны, то есть понять, что полезного приобрел каждый после получения этих травматических результатов.

Как убрать симптомы стресса?

Общие методы удаления симптомов психологического стресса:

  1. Психолог ведет беседы с пациентом на тему ситуации, которая вызвала психологические нарушения в виде стресса. Пациент высказывает все свои переживания и одновременно получает одобрение и поддержу со стороны доктора. Благодаря такой терапии у человека, находящегося в этом состоянии, улучшается эмоциональный фон. Ситуация, вызвавшая данное положение, рисуется на бумаге, или в устной форме пациент про себя составляет рассказ. Эти действия помогают всю негативную энергию направить в определенное русло, создать ей форму, а соответственно, появляется возможность управлять отрицательным эмоциональным фоном человека.
  2. Метод Шапиро позволяет устранить из памяти негативные события в сжатые сроки, благодаря чему изменяется отношение пациента к этим событиям и уменьшается частота воспоминаний, связанных с действиями, повлекшими это негативное состояние. Обстоятельства, которые повлекли за собой стрессовую ситуацию, внесли в организм дисбаланс, в результате чего нарушена нервная система. Этот метод снижает нервное напряжение, ощущение страха, отношение пациента к пугающим объектам и той злополучной ситуации, из-за которой все и произошло. Психологическая травма у мужчин и женщин исчезает достаточно быстро.
  3. Метод ВКД помогает изменить отношение пациента к случившемуся и, соответственно, быстрее вывести его из состояния стресса. Методика работает над изменением восприятия человека. Ее разработал Р. Дилтс. После изменения отношения человека к случившемуся убираются негативные воспоминания или преобразуется отношение пациента к этим событиям.

Также существуют методы лечения психологических травм детства, которыми пользуются врачи в отделениях лечебных учреждений:

  1. Убирается противоречие между сильной и слабой стороной человека, благодаря чему достигается быстрый эффект по устранению стресса. Применяется для людей, которые стали участниками ЧС, катастроф.
  2. Изменение отношения человека к происшедшему событию. То сесть негатив забывается, находятся положительные стороны, и пациент, опираясь на них, быстрее выздоравливает. Находят стимул, ради которого человек должен победить данную стрессовую ситуацию.

Благодаря этим методам, каждому пациенту подбирается индивидуально подходящее именно ему лечение, и человек вскоре полностью выздоравливает.

Лечение

При лечении психологических и эмоциональных травм люди сталкиваются с неприятными чувствами и ощущениями, которых желают избегать. Если это не пережить, то они будут снова беспокоить. При лечении травмы происходит следующее:

  1. Проработка волнующих воспоминаний и ощущений.
  2. Разрядка организма во время стресса.
  3. Появляется возможность регулировать возникшие эмоции.
  4. Пациент начинает выстраивать коммуникативные связи.
  5. Затрагиваются основные моменты, тревожащие психологическое и эмоциональное состояние.

Для полного восстановления потребуется значительный временной период. Не ускоряйте процесс исцеления, старайтесь ликвидировать симптомы и последствия. Не получится ускорить процесс волевыми усилиями, дайте волю различным чувствам.

Несколько подсказок, которые помогут в трудной ситуации:

  1. Взаимопомощь: не замыкаться. После травмы человек можете замкнуться в себе и оказаться в одиночестве. Пребывание в коллективе поможет ускорить процесс исцеления, чтобы не усугублять ситуации, лучше поддерживать отношения с людьми. Пациенту лучше попросить поддержать его. Главное, говорить о своих чувствах, и лучше всего вести беседы с теми людьми, кому он доверяет. Принимать участие в различных мероприятиях. Делать совместные проекты, только если это не связано с источниками травмы. Наладить взаимодействие. Найти людей, преодолевших подобное испытание. Взаимодействие с ними поможет уменьшить замкнутость и перенять опыт преодоления такого состояния.
  2. Чувствуйте окружающие события. Быть заземленным - значит ощущать и понимать реальность, сохранять контакт с собой. Старайтесь осуществлять простые дела. Выделите время для расслабления и общения. Разделите наметившиеся проблемы на секторы. Вознаграждайте себя за самые маленькие достижения. Найдите занятие, помогающее улучшить самочувствие и занять ум, это поможет не возвращаться к воспоминаниям, вызвавшим травму.
  3. Постарайтесь пережить те чувства, которые возникают из-за травмы, принимайте и одобряйте их появление. Воспринимайте их как часть процесса по восстановлению. Телесное заземление - способы самопомощи. Если вы ощутили расстройство ориентации, растерянность, внезапно возникшие сильные чувства, осуществите следующее: сядьте на стул, надавите ступнями на пол, почувствуйте напряжение. Надавите ягодицами на стул, почувствуйте опору в этой точке. Обопритесь спиной о стул.Осмотритесь вокруг и выберете 6 предметов разных цветов, рассмотрите их - вынесите внимание изнутри наружу. Займитесь дыханием: осуществите несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
  4. Следите за своим самочувствием. В здоровом организме психическое восстановление происходит быстрее. Соблюдайте режим сна. Психологическая травма может его расстроить. В результате этого ухудшается протекание травматических признаков. Поэтому ложиться спать нужно каждый день до полуночи, чтобы продолжительность сна равнялась 9 часам.
  5. Не стоит употреблять алкоголь и наркотические средства, потому что они всегда ухудшают проявление признаков, способствуя возникновению депрессии, тревоги, изоляции.
  6. Займитесь спортом. Систематические тренировки способствуют выработке серотонина, эндорфина и других веществ. Они повышают самооценку и улучшают качество сна. Для достижения хорошего результата нужно заниматься 1 час в день.
  7. Постарайтесь питаться правильно. Кушайте небольшими порциями. Это поддержит ваш энергетический уровень и уменьшит скачки настроения. Старайтесь не употреблять простые углеводы, потому что они меняют состав крови и настроение.
  8. Уменьшите воздействие негативных факторов. Сосредоточьтесь на отдыхе и релаксации. Изучите системы: медитация, йога, дыхательные упражнения. Уделите время любимым занятиям или активному отдыху.

О том, как залечить душевную травму, мы задумываемся тогда, когда нам или нашим близким становится очень плохо по причине несчастного случая или серьезной проблемы. Психологическая травма может возникнуть в результате переезда в новый город, потери близкого человека, смены работы, болезни, финансовой проблемы, предательства, .

Душевная травма мешает жить дальше, полноценно строить межличностные отношения, осуществлять личностный рост, строить планы и реализовывать их. Даже когда она не проявляет себя в открытую, она может на подсознательном уровне руководить жизнью и выбором человека.

Как пережить душевную травму?

Душевную травму необходимо проработать, чтобы она перестала контролировать настоящее и ушла в прошлое. Хорошо, если есть возможность сделать это совместно с психологом или психотерапевтом. Но если такой возможности нет, можно воспользоваться такими рекомендациями:

Исцеление травм души не происходит за несколько дней. Иногда необходимо около года, чтобы боль притихла и перестала мучить сознание. Желание справиться с душевной травмой – первый шаг на пути избавления от нее.

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать . Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными , у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь .

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: « – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение .

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное определение, травматология как область медицины получила междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии, стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками. Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) .

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» .

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель, действительно, является основой всех психологических травм . Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления . Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически .

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории.

Психологическая травма - это мощное эмоциональное потрясение, вред, причиненный психическому здоровью в результате внезапных и тяжелых стрессовых событий. По аналогии с определением физической травмы как телесных повреждений, в результате которых происходит нарушение физиологических функций органов и тканей, можно говорить о том, что такое психологическая травма. Это поражение ментально-эмоциональной сферы, приводящее к сбою в нормальном функционировании психики. Способ лечения психологической травмы зависит от ее вида, симптомов.

В отличие от физических повреждений тела, психологическую травму не так легко распознать. Посторонний наблюдатель может догадаться о ее наличии лишь по косвенным признакам - изменениям в поведении, мимике, манере речи, идеомоторике.

Ключевым симптомом психологической травмы точно так же, как и физической, выступает боль. При этом душевная боль может переноситься так же тяжело, как и физическая. По субъективным ощущениям интенсивные эмоциональные страдания буквально раздирают тело части. Воспоминания о психотравмирующем происшествии с годами не теряют свою актуальность и болезненность в отличие от событий, не имеющих травматического содержания. Иногда человек готов даже пойти на самоубийство, чтобы избавиться от психологических страданий, вызываемых этими воспоминаниями. Увы, вкладывая огромные денежные ресурсы в развитие хирургических служб и травматологических пунктов, мы все еще не придаем при психологических травмах.

Стоит отметить, что психологическая травма не всегда находит свое отражение в психике как болезненное переживание или непроизвольное воспоминание. Переживания, которые не смогли переработаться и усвоиться сознанием, находят разрядку в телесной сфере. Происходит то, что в психологии носит название «конверсия».

У подавляющего числа конверсионных расстройств легко обнаруживается символическая связь с характером психологической травмы. Так, гинекологические заболевания развиваются у женщин в результате травматического сексуального опыта или на почве чувства вины после аборта. События, которые человек не смог «переварить», приводят к заболеваниям органов пищеварительной системы; слишком близко «принятое к сердцу» проявляется в виде кардиалгического синдрома.

Психологическая травма приводит к потере здорового сна. Человек может страдать от бессонницы, прерывистого сна или повторяющихся кошмарных сновидений, в которых он заново переживает шокировавшие его происшествия. В дневное время травматическое событие проигрывается в сознании в виде навязчивых фантазий и мыслей. Все это повторяется до тех пор, пока человек не войдет в контакт с вытесненными эмоциями и не интегрирует болезненный опыт.

И как бы неприемлемые для Эго психические содержания ни вытеснялись в бессознательное, они все равно остаются в психике и находят свое выражение в периодических с трудом контролируемых приступах тревоги и гнева, возникающих без особых на то внешних причин.

В качестве признака психологической травмы отдельного внимания заслуживают различные формы ограничительного и избегающего поведения - определенных ситуаций, мест, отношений. Ведущим мотивом личности с травмированной психикой становится мысль: «Это никогда больше не должно повториться!». Тяжелые психологические травмы приводят к развитию социальной фобии, паническим атакам. Одной из форм избегающего поведения (в частности, мыслей и воспоминаний) является алкоголизм и наркомания, а также игровая зависимость.

Форма психопатологии зависит не только от характера психологической травмы, но и от возраста, на который пришлось стрессовое воздействие. У детей до 12 лет чаще всего наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство с выпадением из памяти информации о травмирующих событиях, энурез, неврологические нарушения, тики, расстройства речи. Почти в 50 процентах случаев начиная с подросткового возраста также диагностируется большое депрессивное расстройство или дистимия (хроническая депрессия). Переживание психологической травмы способно также выступить провокатором ухода человека от норм социальной жизни (пренебрежению социальным престижем, потере значимости уважения со стороны близких людей).

Выраженность симптомов может колебаться в диапазоне от легкой до очень тяжелой степени страдания, вплоть до инвалидности. Разрушительная сила психологической травмы зависит от уровня стрессоустойчивости человека, значимости произошедшего события. Но все же большинство травмированных находят в себе силы вести полноценную жизнь, особенно если им была своевременно оказана

Причины возникновения психологических травм

Никому еще не удавалось избежать психологических травм хотя бы легкой степени тяжести. Можно утверждать, что жизнь исходно травматична. Любое неожиданное и угрожающее ценностям человека событие способно спровоцировать возникновение психологической травмы.

В некоторых случаях для получения психологической травмы необязательно лично быть участником трагедии. Порой достаточно оказаться посторонним наблюдателем сцен насилия или несчастного случая, произошедшего с другим человеком, чтобы психике был причинен вред.

При этом само по себе наблюдение или участие в драматических событиях является обязательным, но недостаточным условием для травматизации. В принципе любое происшествие может пройти как незамеченным для психической жизни одного человека, так и спровоцировать развитие психопаталогии любой степени тяжести у другого. Исход обуславливается тем, насколько человек оценивает событие, как угрожающее его целостности и жизни. Так как способность рационально осмысливать происходящее в детском возрасте еще недостаточно развита, большая часть психических травм формируется именно в этот период.

Катализатором выступают не внешние события, а способ реакции на них. Например, сами по себе удары при физическом наказании ребенка - не гарантия развития у него психологической/эмоциональной травмы. Все зависит от того, как ребенок воспринимает поведение родителей - как справедливую реакцию на его проступок или и реальную угрозу для своей жизни.

Для развития психопатологии существенно то, была ли возможность в момент стрессогенного воздействия энергично отреагировать на него. При невозможности перевести психическое напряжение в действие, вынужденном подавлении эмоциональной реакции риск психического срыва существенно возрастает. Когда пострадавший отреагировал на событие соответственно своему темпераменту (от плача до акта мести), аффект убывает. Оскорбление, на которое удалось ответить обидчику хотя бы на словах, вспоминается иначе, чем то, что пришлось стерпеть.

Виды психологических травм

В психологии существует несколько классификаций психотравм. В зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия негативных факторов на психику рассматривают следующие типы.

  1. Шоковая психологическая травма (невроз испуга). Характеризуется спонтанностью, кратковременностью. Возникает в ответ на внезапные, абсолютно непредвиденные события. Смерть родственника после длительной серьезной болезни воспринимается иначе, чем его неожиданный уход из жизни. В результате резкого эмоционального возбуждения наступает помутнение сознания, блокировка большинства физических и психических функций. На первый план выступают инстинктивные побуждения к бегству, защите или нападению, характерные для всех млекопитающих. Могут наблюдаться всякого рода аффекты, делирии, припадки. Вместо нервного возбуждения и повышенной двигательной активности, может возникнуть эмоциональный ступор и паралич воли. При этом никакие призывы, уговоры, пощечины не выводят человека из состояния дезориентации.
  2. Острая психологическая травма. Также носит сравнительно краткосрочный характер. Развивается под влиянием негативно окрашенных переживаний вследствие , морального унижения. Унижение является серьезным ударом для психики, поскольку сохранение чувства собственного достоинства в глазах других людей или своих собственных является глубинной ценностью любого индивида.
  3. Хроническая психологическая травма. Развивается долго - порой несколько лет или даже десятилетий. Формируется, когда психика человека подвергается длительному воздействию негативных факторов (неблагоприятный климат в семье, пребывание в тюремном заключении, заболевание или травма, приведшая к физической неполноценности или инвалидности).

В зависимости от характера травмирующих событий выделяют следующие виды психологических травм.

  1. Экзистенциональная. Происходит по причине острого осознания своей смертности, но эмоционального неприятия этого факта. Возникает после переживания событий, которые угрожали жизни (опасное заболевание, авария, нахождение в зоне боевых действий, стихийное бедствие, несчастный случай).
  2. Травмы утраты (близкого, значимого человека). Особенно тяжело переживается в детском возрасте.
  3. Психологическая травма отношений. Трудно поддается диагностике. Формируется, когда человек долгое время находится в нездоровых, разрушающих его психику отношениях. Например, родитель, супруг или ребенок годами, ведет себя непредсказуемо, так как имеет психические отклонения, страдает от алкоголизма, наркомании. Травма отношений может также возникнуть в результате
  4. Травма собственных ошибок. Возникает из-за неспособности человека принять факт, что он совершил действия, которые привели к непоправимым последствиям. Например, водитель сбил пешехода, хирург допустил ошибку, которая стоила жизни пациенту.

Стадии психологической травмы

В динамике состояния лиц, оказавшихся под ударом внезапных стресогенных факторов, выделяют следующие стадии реагирования.

  1. Фаза витальных реакций (продолжительность - от нескольких секунд до 15 минут). Характеризуется изменением восприятия масштаба времени и интенсивности раздражителей. Например, происходит снижение болевой чувствительности при переломах, ожогах. Работа психики полностью подчиняется императиву выживания как биологической единицы, что приводит к редукции моральных норм и ограничений. Например, человек выпрыгивает из горящего здания, забыв, что в нем находятся его родные, которых тоже нужно спасать. При реабилитации важно донести до пострадавших, что в экстремальных ситуациях мощному инстинкту самосохранения противостоять практически невозможно.
  2. Острый эмоциональный шок с явлениями сверхмобилизации (от 3 до 5 часов). У человека обостряется внимание, увеличивается скорость психических процессов, работоспособность, появляется безрассудная храбрость. Поведение направлено на спасение окружающих людей, реализацию моральных идеалов и представлений о профессиональном долге.
  3. Психофизиологическая демобилизация (до 3 суток). Осмысление масштабов трагедии. Среди эмоциональных реакций на первое место выступают замешательство, подавленность, опустошенность. Расстройство внимания и памяти. Среди физиологических симптомов наблюдаются слабость, бледность кожных покровов, тремор, нарушения в работе пищеварительной системы.
  4. Стадия разрешения (от 3 до 12 дней). Пострадавшие заявляют о стабилизации настроения и самочувствия. Однако по объективным данным у большинства травмированных присутствуют вегетативные расстройства, наблюдается низкий уровень работоспособности, нежелание обсуждать произошедшее, эмоциональный фон остается сниженным.
  5. Стадия восстановления (12 суток после получения психологической травмы). Активизация общения с отсутствием позитивных сдвигов в физиологическом состоянии организма.
  6. Стадия отставленных реакций (спустя месяц и позже). Расстройство сна, иррациональные страхи, психосоматические расстройства, выраженный негативизм, конфликтность.

В результате длительного травмирующего воздействия наблюдаются следующие стадии психологической травмы.

  1. Начальная фаза: попадание в долговременную психотравмирующую ситуацию. По сути совпадает с психологической реакцией на внезапное стрессогенное воздействие и являет прохождение через описанные выше 6 стадий реагирования.
  2. Адаптационный период. Человек по мере возможностей примиряется с жизненной ситуацией, ограничивается удовлетворением сиюминутных потребностей. Позже активность снижается, появляется чувство беспомощности, апатии. Подрываются силы противостоять неприятностям (например, безработный теряет надежду и отказывается от попыток найти работу, попавший в плен - освободиться).
  3. Стадия возвращения к нормальной жизни. На первых порах человек может не осознавать свои негативные эмоции. Стресс может маскироваться чувством радости, эйфории. Но вскоре сменяется подавленностью, раздражением, гневом.

Как избавиться от психологической травмы?

В процессе психотерапевтической будут полезны приемы арт-терапии, юнгианского анализа, семейной системной терапии, гипноза. Одним из ведущих специалистов является

Понятие психической и психологической травмы часто встречается в популярной психологической литературе. Специалисты по-разному интерпретируют эти термины, поэтому прежде, чем начать говорить о психотравмирующих событиях и их последствиях для детей и взрослых, стоит обратить внимание на значение слов «психотравма», «психическая травма» и «психологическая травма».

Этот термин имеет 2 разных интерпретации:

  1. В психиатрии как правило это ущерб, нанесенный психике каким-либо стрессовым воздействием, с выраженным нарушением нормального функционирования психики. В результате такой травматизации может развиваться психогенная реакция в форме психических и соматических заболеваний (например, посттравматический синдром, разные виды психозов, шизофрения, эпилепсия).
  2. В психологии термин «психическая травма» трактуется более широко и объединяет любые эмоционально патогенные воздействия на психику, характеризующиеся длительным влиянием.

По сути понятия «психической» и «психологической» травмы во многом схожи и часто используются для обозначения одних и тех же явлений.

Психологическая травма

Термин из области популярной психологии для обозначения психической травмы умеренной силы, которая может вызывать невротические реакции, активировать механизмы психических защит и переживаться как болезненный опыт. В понятие психологической травмы не входят психогенные реакции с развитием тяжелых психических заболеваний.

Психотравма

Это широкое понятие, подразумевающее любой болезненный опыт личности и включающее и психические, и психологические травмы.

В данной статье мы будем говорить о психотравме в широком смысле, как о реакции психики на какое-либо болезненное событие.

Причины психических травм

Психофизиологи описывают причины психологических травм как разновидность реакции организма на опасность. Дело в том, что при появлении опасности организм мобилизуется, готовясь к активным действиям – в кровь выбрасываются необходимые для нападения или бегства гормоны, мышечный каркас напрягается в готовности к действию, сердцебиение учащается и так далее.

Однако современная реальность и само устройство психики человека далеко не всегда дают возможность непосредственно отреагировать на опасную ситуацию. Ребенок не может напасть на злого воспитателя, женщина не может убежать от любимого человека, который ее обижает, некоторые травматические ситуации вообще не имеют материального представления – от несчастной любви уж точно никак не убежать.

Но энергетический заряд, импульс, образовавшийся в организме как реакция на стресс, не исчезает. Он трансформируется в патологическую реакцию, оказывая негативное воздействие на психику человека.

Виды психических травм

Психологи различают виды психологических травм по характеру и длительности воздействия травмирующего события.

  1. Шок. Психологическое потрясение, которое испытывает человек в ситуации крайней опасности для жизни (своей или близких), во время катаклизмов и так далее называется шоковой травмой. Это кратковременное состояние, как правило, влекущее за собой длительные последствия для психики.
  2. Острая психологическая травма. Также сравнительно кратковременное состояние, возникающее в результате эмоционально мучительного события. Таким событием может быть утрата близкого человека (в результате расставания, тяжелой болезни или смерти), публичное унижение, сопровождающееся потерей социального статуса и уважения к себе, акт насилия (физического, сексуального или психического) и так далее.
  3. Хроническая травма. Это реакция психики на постоянное или регулярное и долговременное воздействие стрессора, характеризующееся изменениями в механизмах функционирования психики с формированием патологических шаблонов взаимодействия. Например, хронической психотравматизации подвергаются члены эмоционально неблагополучных семей, в первую очередь – жертвы домашнего насилия. Еще одним ярким примером хронической травмы может быть систематическая травля ребенка в детском коллективе.

Кроме длительности воздействия психические травмы различаются также глубиной воздействия, степенью тяжести последствий и их содержанием. Некоторые авторы выделяют такие виды, как экзистенциальная травма, травма отношений, травма потери и травма неисправимой ошибки.

Последствия психических травм

Независимо от своей тяжести, нанесенные травмы оставляют след в эмоциональном состоянии и в разных аспектах поведения человека. Долговременные последствия влекут за собой психотравмы, затрагивающие зону глубоких душевных переживаний. Они могут быть связаны с любовными переживаниями, с потерей своего призвания, с мировоззренческим кризисом и так далее.

Такие воздействия вызывают у человека целый спектр экзистенциальных страданий, включая утрату смысла жизни, ощущение глобальной вины и неполноценности, отсутствие способности получать удовольствие и вступать в близкие отношения с людьми. Довольно часто тяжелой травмой, особенно для юных людей, оказывается неразделенная любовь. Психологическая травма так мощно влияет на эмоциональное состояние, что нередко провоцирует суицид.

Особую опасность представляют случаи, в которых потрясение оказывается непереносимо для психики. В экстренной ситуации психика человека применяет свои «аварийные» возможности, чтобы адаптироваться к обстановке:

  1. Производит несуществующее содержание: галлюцинации, бред.
  2. «Отключает» системы реагирования: апатия, психогенная амнезия, нервный паралич, кататония.
  3. Разрушает структуру личности: острый психоз, шизофрения.

Такие острые симптомы могут сопровождать переживание чрезвычайно тяжелого события (например, внезапной гибели нескольких членов семьи). С другой стороны, подобную реакцию некоторые люди выдают на обычные (на первый взгляд) жизненные трудности – развод, увольнение с работы и тому подобное. Дело в том, что для людей с чувствительной психикой, склонных к психическим заболеваниям, даже сравнительно небольшой стресс может нанести значительный вред и стать триггером для развития болезни.

Более локальные последствия имеют психологические травмы, затрагивающие узкую сферу эмоционального опыта. Например, люди, пережившие предательство, испытывают в будущем проблемы с доверием, ожидая повторения травмирующего опыта и стараясь его избежать, осознанно или нет.

У тех, кто имеет опыт утраты близкого человека, как правило более выражен страх потери. Часто женщины, пережившие изнасилование, испытывают проблемы в сексуальном плане или в отношениях с мужчинами в целом. Психологические травмы у взрослых имеют умеренные по силе последствия и сравнительно легко поддаются коррекции в психотерапии или при помощи медикаментозного лечения.

Серьезнее в этом плане оказываются детские психологические травмы, так как вся личность человека формируется в детстве, и каждое травмирующее событие накладывает отпечаток на будущую личность. Детские травмы часто становятся причинами психологических трудностей взрослых, проявляясь в чертах характера, в особенностях отношений с людьми, страхах, фобиях и неврозах.

Детские психотравмы

Последствия психологических травм у детей могут быть не очевидны даже для родителей, так как для ребенка травмирующим порой оказывается то, что в глазах взрослого не заслуживает внимания.

Одним из самых распространенных видов психической травмы считают травму сепарации, или потери объекта привязанности. В младенчестве для ребенка мать – это необходимый для выживания человек, и потеря матери переживается младенцем как угроза жизни (та самая шоковая травма). В этом плане весьма впечатляющим примером оказывается так называемый синдром госпитализма – развитие тяжелых соматических нарушений (вплоть до летального исхода) у младенцев, разлученных с матерями и содержащихся в медицинском учреждении без конкретного опекающего взрослого, который мог бы заменить мать.

Травматичное расставание с объектом привязанности

Обычно для ребенка первого года жизни период, который он может спокойно и без потерь прожить без мамы, длится несколько часов — при условии, что вместо мамы с ним будет другой значимый взрослый человек (любимая няня, папа или бабушка).

По мере взросления у детей, не травмированных длительным отделением от матери, время такой спокойной автономии постепенно увеличивается. Для трехлетнего ребенка обычно не проблема провести без мамы почти весь день в детском саду или с другим взрослым.

Но некоторые дети старше года очень тревожно реагируют на уход мамы – плачут, не отпускают, безутешно рыдают после ее ухода и с нетерпением ждут возвращения, а после воссоединения – нередко ведут себя агрессивно или игнорируют вновь появившуюся маму. Подобное поведение указывает на перенесенную психологическую травму. Такого рода психологическая травма есть практически у всех детей, воспитанных в традиционных советских семьях. Они были отправлены в ясли или в детский сад задолго до того, как стали готовы оставаться без мамы надолго.

Большинство современных взрослых испытывают те или иные трудности в близких отношениях, что по мнению психологов непосредственно связано с детскими психотравмами. Эмоциональная зависимость, патологическая ревность, страх потери любимого человека, страх смерти, чувство собственной неполноценности, острая навязчивая потребность в любви и одобрении у взрослых людей – лишь некоторые из последствий нанесенных в детстве травм.

Очень важно всем родителям осознавать значимость детских переживаний при расставании с матерью. Если ребенок двух-трех лет во время «адаптации» к детскому саду становится капризным и плаксивым, требует много внимания, боится оставаться один, активно сопротивляется походам в садик, если нарушается сон или аппетит, если ребенок вдруг начинает часто болеть – крайне велика вероятность того, что малыш получает психологическую травму.

Он может чувствовать настоящую панику и глубоко горевать, надолго оставаясь в окружении детей и почти незнакомых взрослых (не всегда эмпатичных и способных утешить). Если есть какая-либо возможность в таком случае выбрать сад с более мягкой адаптацией или отложить поступление в сад на год – это будет оптимальным решением для психического здоровья ребенка.

Потенциально травматические ситуации

Каждый ребенок уникален в силу своего опыта и конституциональных особенностей, поэтому никогда нельзя знать точно, какое именно событие окажется травмирующим для конкретного ребенка. Однако, есть ситуации, в которых типичной реакцией будет сильный испуг или другие сильные эмоции, с которыми детской психике трудно справиться.

Ниже перечислены некоторые группы ситуаций, при которых родителям стоит уделять больше внимания психическому состоянию ребенка.

  1. Насилие по отношению к ребенку – нападение старшеклассников в школе, встреча с агрессивными взрослыми на улице, неудачно окончившийся конфликт на площадке, унизительный розыгрыш, незаслуженное наказание учителя, воспитатели, которые заставляют есть через силу и так далее. Ребенок – уязвимое существо в силу своего размера и умственного развития, поэтому с насилием дети встречаются очень часто.
  2. Нападение (даже без физического вреда) собаки или другого животного. Особенно для маленьких детей даже игривое нападение животного может быть очень неожиданным и провоцировать развитие фобии.
  3. Физические травмы и соматические заболевания могут переживаться как психологическая травма — во-первых, физическая боль вызывает тревогу и страх за свое тело, а во-вторых физические болезни сопровождают резкие изменения в образе жизни – в частности, разлука с родителями и пребывание в медицинских учреждениях.
  4. Систематическое насилие в семье. Влечет за собой серьезные последствия для психики. Причем домашним насилием является не только рукоприкладство и прямые оскорбления, но и неадекватные проступкам наказания (особенно наказание длительной изоляцией), психологические манипуляции, издевательства старших сиблингов (физические или моральные) и любые другие факторы, стабильно нарушающие эмоциональную обстановку в семье.
  5. Тяжелое заболевание и/или смерть родственника. Помимо нормального процесса горевания, в случае болезни или смерти родственника ребенок встречается с непривычным поведением других взрослых – наблюдает слезы, волнение, суету, слушает непонятные тревожные разговоры. Фантазии на тему того, что происходит, могут быть очень пугающими и общее эмоциональное состояние становится травматическим.

Как же уберечь ребенка от психической травмы? Разве можно представить себе полноценную жизнь и взросление без встреч с потенциально опасными ситуациями?

Разумеется, каждый из нас сталкивается с большим количеством ситуаций, которые пугают, шокируют, болезненно переживаются и выбивают из колеи. Это нормальная и неотъемлемая часть жизни. Важно обращать внимание на то, как именно справляться с этими ситуациями, и как помочь в этом своим детям.

Как пережить психическую травму без серьезных последствий?

Люди совершенно по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях, и последствия для психики могут быть разными по тяжести в зависимости от эмоциональной и поведенческой реакции. Говоря о том, как избавиться от последствий психической травмы, следует разделять профилактические меры и собственно лечение.

Как правило, последствия травмы проявляют себя через несколько месяцев после травмирующего события, но могут и много лет никак не показывать себя, органично вплетаясь в общую картину личности.

Профессиональную терапию последствий психотравмы может обеспечить только квалифицированный специалист. Однако, зная о потенциальном ущербе для психики того или иного события, можно предпринять определенные «меры безопасности» по профилактике последствий травм.


При должном внимании к эмоциональному состоянию в стрессовых ситуациях и поддержке окружающих последствия психологических травм можно минимизировать.

Болезненный опыт – это важная часть любой личности, при адекватной переработке он не разрушает, а укрепляет и развивает личность, выступая в качестве жизненного испытания. Моральный ущерб, нанесенный психологическими травмами, не всегда можно достойно компенсировать, но всегда можно по крайней мере ограничить зону его влияния, и это стоит делать ради повышения качества жизни.