Как развить в себе наблюдательность. Способы повышения наблюдательности

Сонливость: причины, симптом каких болезней, как избавиться от такого состояния

«Засыпаю на ходу», «сижу на лекции и сплю», «на работе изо всех сил борюсь со сном» — подобные выражения можно услышать от многих людей, однако, как правило, они больше вызывают шутки, чем сострадание. Сонливость, в основном, объясняется недостатком сна ночью, переутомлением или просто скукой и однообразием в жизни. Однако усталость после отдыха должна пройти, скуку можно развеять другими методами, а однообразие — разнообразить. Но у многих сонливость от принятых мероприятий не проходит, человек достаточно спит ночью, но в дневное время постоянно сдерживая зевоту, смотрит, куда бы «удобнее примоститься».

Чувство, когда непреодолимо хочется спать, а такой возможности нет, прямо скажем, отвратительное, способное вызывать агрессию по отношению к тем, кто мешает это делать или вообще ко всему окружающему миру. Кроме этого, не всегда проблемы возникают только в дневное время. Императивные (непреодолимые) эпизоды в течение дня создают одни и те же навязчивые мысли: «Вот приду – и сразу спать». Не у всех это получается, непреодолимое желание может улетучиваться после короткого 10-минутного сна, частые пробуждения среди ночи не дают отдохнуть, нередко приходят кошмары. А завтра — все опять повторится сначала…

Проблема может стать предметом шуток

За редким исключением, наблюдая изо дня в день за вялым и апатичным человеком, стремящимся постоянно «прикорнуть», кто-то всерьез задумывается, что он не здоров. Сослуживцы привыкают, воспринимают, как равнодушие и безразличие и считают эти проявления скорее чертой характера, нежели патологическим состоянием. Иногда постоянная сонливость и апатия вообще становятся предметом шуток и разного рода «подколок».

Медицина «думает» по-другому. Избыточную продолжительность сна она называет гиперсомнией, а ее варианты именует в зависимости от расстройств, ведь не всегда постоянная сонливость днем подразумевает полноценный ночной отдых, даже, если в кровати было проведено достаточно много времени.

С точки зрения специалистов подобное состояние требует исследования, ведь сонливость днем, возникающая у человека, который вроде бы спал достаточное время ночью, может быть симптомом патологического состояния, не воспринимаемого обычными людьми как болезнь. Да и как можно расценивать такое поведение, если человек не жалуется, говорит, что у него ничего не болит, он хорошо высыпается и, в принципе, здоров – просто почему-то постоянно тянет ко сну.

Посторонние здесь, конечно, вряд ли помогут, нужно покопаться в себе и постараться найти причину, а, возможно, и обратиться к специалисту.

Признаки сонливости у себя обнаружить не сложно, они довольно «красноречивы»:

  • Быстрая утомляемость, вялость, упадок сил и постоянная навязчивая зевота — эти признаки плохого самочувствия, когда ничего не болит, мешают с головой окунуться в работу;
  • Сознание несколько притупляется, окружающие события особо не волнуют;
  • Слизистые становятся сухими;
  • Чувствительность периферических анализаторов падает;
  • Частота сердечных сокращений снижается.

Не следует забывать и о том, что норма сна – 8 часов, не подходит для всех возрастных категорий. У ребенка до полугода постоянный сон считается нормальным состоянием. Однако по мере того, как он растет и набирается сил, приоритеты меняются, ему все больше хочется играть, познавать мир, поэтому на сон остается все меньше суточного времени. У пожилых, наоборот, чем старше человек, тем больше ему нужно не уходить далеко от дивана.

Все еще поправимо

Современный ритм жизни предрасполагает к нервно-психическим перегрузкам, которые в большей мере, чем физические, способны привести к расстройству сна. Временная усталость, хоть и проявляется сонливостью (такой же временной), но быстро проходит, когда организм отдохнет, а следом восстановится и сон. Можно сказать, что во многих случаях люди сами виноваты, чрезмерно нагружая свой организм.

Когда же сонливость днем не вызывает опасений в отношении своего здоровья? Причины могут быть разными, но, как правило, это преходящие проблемы личного характера, периодический «аврал» на работе, простуда или редкое пребывание на свежем воздухе. Вот несколько примеров, когда желание организовать себе «тихий час» не считают симптомом тяжелой болезни:

  • Недостаток ночного сна, обусловленный банальными причинами: личные переживания, стресс, уход за новорожденным, сессия у студентов, годовой отчет, то есть, обстоятельства, которым человек посвящает много сил и времени в ущерб отдыху.
  • Хроническая усталость, о которой говорит сам пациент, подразумевая постоянную работу (умственную и физическую), нескончаемые домашние хлопоты, отсутствие времени для хобби, занятий спортом, прогулок по свежему воздуху и развлечений. Словом, человека затянула рутина, он пропустил момент, когда организм восстанавливался за пару дней, при хронической усталости, когда все так далеко зашло, возможно, кроме отдыха, понадобится еще и длительное лечение.
  • Утомляемость быстрее дает о себе знать при недостаточном поступлении кислорода в организм, отчего головной мозг начинает испытывать голодание (гипоксия ). Это происходит, если человек подолгу работает в непроветренных помещениях, мало бывает на свежем воздухе в свободное время. А если он еще и курит?
  • Недостаток солнечного света. Не секрет, что пасмурная погода, монотонное постукивание капель дождика по стеклу, шорох листьев за окном очень способствуют сонливости днем, с которой трудно справиться.
  • Вялость, упадок сил и потребность в более продолжительном сне появляется, когда «нивы сжаты, рощи голы», и сама природа собирается надолго погрузиться в сон — поздняя осень, зима (темнеет рано, солнце встает поздно).
  • После сытного обеда наблюдается желание приклонить голову к чему-то мягкому и прохладному. Это все циркулирующая по нашим сосудам кровь – она стремится к органам пищеварения – там большая работа, а к мозгу в это время притекает меньше крови и вместе с ней – кислорода. Вот и получается, когда сыт желудок, мозг голодает. К счастью, это продолжается недолго, поэтому послеобеденный сон быстро проходит.
  • Утомляемость и сонливость днем может появиться как защитная реакция организма при психоэмоциональных нагрузках, стрессах, длительном волнении.
  • Прием лекарственных средств, в первую очередь, транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков, снотворных, отдельных антигистаминных препаратов, имеющих в качестве прямого действия или побочных эффектов вялость и сонливость, могут вызывать подобные симптомы.
  • Легкая простуда, которая в большинстве случаев переносится на ногах, без больничного листа и медикаментозного лечения (организм сам справляется), проявляется быстрой утомляемостью, поэтому в течение рабочего дня не слабо клонит ко сну.
  • Беременность сама по себе, конечно, состояние физиологическое, но нельзя игнорировать происходящие в организме женщины изменения, в первую очередь, касающиеся соотношения гормонов, которые сопровождаются нарушением сна (ночью тяжело уснуть, а днем не всегда есть такая возможность).
  • Гипотермия – снижение температуры тела в результате переохлаждения. Испокон веков люди знают, что, оказавшись в неблагоприятных условиях (пурга, мороз), главное – не поддаваться соблазну отдохнуть и поспать, а в сон от усталости на холоде клонит неимоверно: нередко появляется ощущение тепла, человеку начинает казаться, что он находится в хорошо натопленной комнате и теплой постели. Это очень опасный симптом.

Однако существуют состояния, которые нередко входят в понятие «синдром». Как их воспринимать? Для того, чтобы наличие такой болезни подтвердилось, нужно не только сдать какие-то анализы и сходить на какое-то модное обследование. Человек, прежде всего, сам должен обозначить свои проблемы и предъявить конкретные жалобы, но, к сожалению, в большинстве случаев люди считают себя здоровыми, да и врачи, чего греха таить, нередко отмахиваются от «несущественных претензий» больных к своему здоровью.

Болезнь или норма?

Вялость, сонливость, дневную усталость могут давать различные патологические состояния, даже, если мы их таковыми не считаем:

  1. Апатия и вялость, а также желание спать в неположенное для этого время появляется при невротических расстройствах и депрессивных состояниях, которые находятся в сфере компетенции психотерапевтов, дилетантам в такие тонкие материи лучше не соваться.
  2. Слабость и сонливость, раздражительность и разбитость, упадок сил и снижение трудоспособности, нередко в своих жалобах отмечают люди, страдающие ночным апноэ (проблемы с дыханием во сне).
  3. Упадок сил, апатия, слабость и сонливость являются симптомами , который в нынешнее время часто повторяют и врачи, и пациенты, но записанным в качестве диагноза его мало кто видел.
  4. Нередко вялость и желание поспать днем отмечают у себя пациенты, в амбулаторной карточке которых записан такой «полудиагноз», как или , или все то, чем еще называют подобное состояние.
  5. Хочется подольше задержаться в постели, спать и ночью, и днем людям, недавно перенесшим инфекцию — острую, или имеющим ее в хронической форме . Иммунная система, пытаясь восстановить свои защитные силы, требует покоя со стороны других систем. Во время сна организм инспектирует состояние внутренних органов после болезни, (какой ущерб нанесен ею?), чтобы по возможности все исправить.
  6. Не дает спать ночью и приводит к сонливости днем «синдром беспокойных ног» . У таких пациентов никакой конкретной патологии врачи не находят, а ночной отдых превращается в большую проблему.
  7. Фибромиалгия. В силу каких причин и обстоятельств появляется эта болезнь – науке достоверно неизвестно, так как, кроме мучительной боли во всем теле, нарушающей покой и сон, никакой патологии у страдающего человека медики не находят.
  8. Алкоголизм, наркомания и прочие злоупотребления в статусе «бывших» — у таких пациентов сон нередко расстраивается навсегда, не говоря уже о состояниях после абстиненции и «ломки».

И без того уже длинный список причин дневной сонливости, возникающей у людей, которые считаются практически здоровыми и трудоспособными, можно было бы продолжить, что мы и сделаем в следующем разделе, обозначив в качестве причин состояния, официально признанные патологическими.

Причина в расстройстве сна или сомнологические синдромы

Функции и задачи сна запрограммированы от природы человека и состоят в восстановлении сил организма, потраченных в процессе дневной деятельности. Как правило, активная жизнь занимает 2/3 суток, на сон отводится приблизительно 8 часов. Здоровому организму, у которого все благополучно и спокойно, системы жизнеобеспечения работают нормально, этого времени с лихвой хватает — человек просыпается бодрым и отдохнувшим, идет работать, чтобы вечером опять вернуться в теплую мягкую постельку.

Между тем, разрушить налаженный со времен зарождения жизни на Земле порядок могут невидимые на первый взгляд проблемы, которые не дают человеку спать ночью и заставляют засыпать на ходу днем:

  • (инсомния) ночью очень быстро формирует признаки, свидетельствующие, что у человека не все хорошо: появляется нервозность, усталость, нарушение памяти и внимания, депрессия, потеря интереса к жизни и, конечно вялость и постоянная сонливость днем.
  • Синдром «спящей красавицы» (Клейне-Левина), причина которого до сих пор осталась невыясненной. Данный синдром почти никто болезнью не считает, ведь в перерывах между приступами пациенты ничем от других людей не отличаются и на больных не походят. Для этой патологии характерны периодически возникающие (интервалы от 3 месяцев до полугода) эпизоды длительного сна (в среднем, 2/3 суток, хотя бывает и сутки, и двое, а то и дольше). Самое интересное, что для посещения туалета и приема пищи люди просыпаются. Кроме продолжительного сна в период обострений за пациентами замечаются и другие странности: они много едят, не контролируя этот процесс, некоторые (лица мужского пола) проявляют гиперсексуальность, становятся агрессивными в отношении окружающих, если те пытаются остановить прожорливость или спячку.
  • Идиопатическая гиперсомния. Эта болезнь может преследовать лиц до 30-ти лет, поэтому ее зачастую принимают за здоровый сон молодежи. Для нее характерна сонливость днем, возникающая даже в ситуациях, требующих высокой активности (учеба, например). Не глядя на продолжительный и полноценный ночной отдых, пробуждение дается с трудом, плохое настроение и злость еще долго не покидает «вставшего в такую рань» человека.
  • Нарколепсия – довольно тяжелое расстройство сна, плохо поддающееся лечению. Навсегда избавиться от сонливости, имея подобную патологию, практически невозможно, после проведенного симптоматического лечения, она опять заявит о себе. Наверняка, большинство людей даже термина такого, как нарколепсия, не слышало, но такое расстройство специалисты по сну считают одним из худших вариантов гиперсомнии. Все дело в том, что она часто не дает покоя ни днем, вызывая непреодолимое желание уснуть прямо на рабочем месте, ни ночью, создавая препятствия для непрерывного сна (необъяснимое беспокойство, галлюцинации при засыпании, которые будят, пугают, обеспечивают плохое настроение и упадок сил в течение грядущего дня).
  • Синдром Пиквика (специалисты называют его еще синдромом гиповентиляции тучных). Описание пиквикского синдрома, как ни странно, принадлежит известному английскому писателю Чарльзу Диккенсу («Посмертные записки Пиквикского клуба»). Некоторые авторы утверждают, что именно синдром, описанный Ч. Диккенсом, стал родоначальником новой науки — сомнологии. Таким образом, не имея никакого отношения к медицине, писатель невольно внес свою лепту в ее развитие. Пиквикский синдром преимущественно отмечается у людей, имеющих внушительный вес (4 степень ожирения), который дает огромную нагрузку на сердце, давит на диафрагму, затрудняет дыхательные движения, в результате чего – сгущение крови (полицитемия ) и гипоксия . Пациенты с синдромом Пиквика, как правило, уже страдают ночным апноэ, их отдых выглядит как череда эпизодов остановки и возобновления дыхательной деятельности (голодающий мозг, когда ему становится совсем невмоготу, заставляет дышать, прерывая сон). Конечно, днем – усталость, разбитость и навязчивое желание спать. Кстати, синдром Пиквика иногда наблюдается у пациентов с меньшим, чем четвертая степень, ожирением. Происхождение этого заболевания не выяснено, возможно, для его развития играет роль генетический фактор, но то, что всякие экстремальные для организма ситуации (черепно-мозговые травмы, стресс, беременность, роды) могут стать толчком к расстройству сна, уже, в общем-то, доказано.

Загадочная болезнь, тоже идущая от расстройства сна — истерическая летаргия (летаргическая спячка) является ничем иным, как защитной реакцией организма в ответ на сильное потрясение, стресс. Безусловно, за сонливость, вялость, медлительность можно принимать легкое течение таинственной болезни, проявляющееся периодическими и кратковременными приступами, которые могут застигнуть в дневное время в любом месте. Летаргический сон, затормаживающий все физиологические процессы и продолжающийся десятки лет, под описываемую нами категорию (дневная сонливость), конечно, не подходит.

Сонливость – признак серьезной болезни?

Такая проблема, как постоянная сонливость, сопровождает многие патологические состояния, поэтому не нужно откладывать ее на потом, возможно, она окажется тем симптомом, который поможет найти истинную причину недомогания, а именно – конкретную болезнь. Жалобы на слабость и сонливость, упадок сил и плохое настроение могут дать основание заподозрить:

  1. — снижение содержания , которое влечет падение уровня гемоглобина – белка, доставляющего клеткам кислород для дыхания. Недостаток кислорода ведет к гипоксии (кислородное голодание), что проявляется вышеуказанными симптомами. Избавиться от сонливости такого рода помогает диета, свежий воздух и препараты железа.
  2. , , некоторые формы – в общем, состояния, при которых клетки недополучают нужное для полноценного функционирования количество кислорода (в основном, эритроциты по каким-то причинам не могут его донести до места назначения).
  3. ниже нормальных значений (обычно за норму принимают АД – 120/80 мм.рт.ст). Медленный ток крови по расширенным сосудам тоже не способствует обогащению тканей кислородом и питательными веществами. Особенно при таких обстоятельствах страдает головной мозг. У пациентов с низким давлением часто отмечается головокружение, они не переносят аттракционы типа качелей и каруселей, их укачивает в машине. Артериальное давление у людей-гипотоников снижается после интеллектуального, физического и психоэмоционального перенапряжения, при интоксикациях, недостатке витаминов в организме. Нередко гипотония сопровождает железодефицитные состояния и другие анемии, но больше всего к ней склонны люди, страдающие (ВСД по гипотоническому типу).
  4. Заболевания щитовидной железы со снижением ее функциональных способностей (гипотиреоз ). Недостаточность функции ЩЖ, естественным образом ведет к падению уровня тиреотропных гормонов, что дает довольно разнообразную клиническую картину, среди которых: быстрая утомляемость даже после незначительной физической нагрузки, нарушение памяти, рассеянность, вялость, медлительность, сонливость, зябкость, брадикардия или тахикардия, гипотония или артериальная гипертензия, анемия, поражение органов пищеварения, гинекологические проблемы и многое другое. В общем, недостаток гормонов ЩЖ делает этих людей довольно больными, поэтому вряд ли можно ожидать от них высокой активности в жизни, они, как правило, всегда жалуются на упадок сил и постоянное желание поспать.
  5. Патологию шейного отдела поз воночника ( , грыжа), которая приводит к , питающих головной мозг.
  6. Различные поражения гипоталамуса , поскольку в нем находятся зоны, принимающие участие в регулировании ритмов сна и бодрствования;
  7. Дыхательную недостаточность с (снижение уровня кислорода в крови) и гиперкапнией (насыщение крови углекислым газом) – прямой путь к гипоксии и, соответственно, ее проявлениям.

Когда причина уже известна

Пациенты-хроники в большинстве случаев неплохо осведомлены о своей патологии и знают, почему периодически возникают или постоянно сопровождают симптомы, не отнесенные к прямым признакам конкретного заболевания:

  • , нарушающая многие процессы в организме: страдает дыхательная система, почки, головной мозг, в итоге – недостаток кислорода и гипоксия тканей.
  • Болезни выделительной системы (нефриты, ХПН) создают условия для накопления в крови веществ, токсичных для мозга;
  • Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта , обезвоживание по причине острых расстройств пищеварения (рвота, понос), характерных для патологии ЖКТ;
  • Хронические инфекции (вирусные, бактериальные, грибковые), локализованные в различных органах, и нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга.
  • . Глюкоза для организма – источник энергии, однако без инсулина в клетки она не попадет (гипергликемия). Не попадет ее в нужном количестве и при нормальной продукции инсулина, но низком потреблении сахара (гипогликемия). И высокий, и низкий уровень глюкозы для организма грозит голоданием, а, стало быть, плохим самочувствием, упадком сил и желанием спать больше положенного времени.
  • Ревматизм , если для его лечения используются глюкокортикоиды, — они снижают активность надпочечников, которые перестают обеспечивать высокую жизненную активность пациента.
  • Состояние после эпилептического припадка (эпилепсия ) пациент обычно засыпает, проснувшись, отмечает вялость, разбитость, упадок сил, но что с ним произошло — абсолютно не помнит.
  • Интоксикация . Оглушение сознания, упадок сил, слабость и сонливость нередко идут в ряду симптомов экзогенной (пищевая токсикоинфекция, отравление ядовитыми веществами и, чаще всего, алкоголем и его суррогатами) и эндогенной (цирроз печени, острая почечная и печеночная недостаточность) интоксикации.

Любой патологический процесс, локализованный в головном мозге, может привести к и кислородному голоданию его тканей, а, стало быть, к желанию спать в дневное время (отчего говорят, что такие пациенты часто путают день с ночью). Затрудняют кровоток в ГМ, приводя его в состояние гипоксии, такие заболевания, как сосудов головы, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, дисциркуляторная , опухоль головного мозга и многие другие болезни, которые вместе со своими симптомами уже описаны на нашем сайте.

Сонливость у ребенка

Многие из перечисленных выше состояний могут вызывать слабость и сонливость у ребенка, однако нельзя сравнивать новорожденных, грудничков до года и детей постарше.

Почти круглосуточная спячка (с перерывами только для кормления) у малышей до года – счастье для родителей, если малыш здоров. Во время сна он набирает сил для роста, формирует полноценный головной мозг и другие системы, которые до момента рождения еще не закончили свое развитие.

После полугода продолжительность сна у ребенка грудного возраста сокращается до 15-16 часов, малыш начинает интересоваться происходящими вокруг него событиями, проявляет желание играть, поэтому суточная потребность в отдыхе с каждым месяцем будет сокращаться, достигнув к году 11-13 часов.

Ненормальной сонливость у маленького ребенка можно считать, если имеют место признаки болезни:

  • Жидкий стул ли его длительное отсутствие;
  • Сухие пеленки или памперс в течение продолжительного времени (ребенок перестал мочиться);
  • Вялость и желание спать, появившиеся после ушиба головы;
  • Бледные (или даже синюшные) кожные покровы;
  • Лихорадка;
  • Потеря интереса к голосам близким, отсутствие реакции на ласку и поглаживание;
  • Длительное нежелание принимать пищу.

Появление уже одного из перечисленных симптомов должно насторожить родителей и заставить без раздумий вызвать «скорую» — с ребенком, наверняка, случилась беда.

У ребенка постарше сонливость относится к противоестественным явлениям, если он нормально спит ночью и ничем, как кажется на первый взгляд, не болеет. Между тем, организм детей лучше чувствует влияние невидимых неблагоприятных факторов и отвечает соответствующим образом. Слабость и сонливость, потерю активности, безразличие, упадок сил, наряду со «взрослыми болезнями» могут вызывать:

  • Глистные инвазии;
  • Черепно-мозговая травма (), о которой ребенок предпочел умолчать;
  • Отравления;
  • Астено-невротический синдром;
  • Патология системы крови (анемии – дефицитные и гемолитические, некоторые формы лейкозов);
  • Болезни органов пищеварения, дыхания, кровообращения, патология эндокринной системы, протекающие скрыто, без ярких клинических проявлений;
  • Недостаток в продуктах питания микроэлементов (железа, в частности) и витаминов;
  • Постоянное и длительное пребывание в непроветренных помещениях (гипоксия тканей).

Любое снижение дневной активности, вялость и сонливость у детей – признаки нездоровья, которые должны быть замечены взрослыми и стать поводом для обращения к врачу, особенно, если ребенок по причине своего малолетства еще не может правильно сформулировать свои жалобы. Возможно, придется только обогатить рацион витаминами, чаще бывать на свежем воздухе или «потравить» глистов. Но ведь все-таки лучше перестраховаться, чем недоглядеть?

Лечение сонливости

Лечение от сонливости? Оно может быть, и есть, но в каждом конкретном случае – отдельное, в общем, это лечение того заболевания, которое заставляет человека бороться со сном в течение дня.

Учитывая длинный перечень причин сонливости в дневное время нельзя дать какой-то универсальный рецепт, как избавиться от сонливости. Возможно, человеку просто нужно чаще открывать окна, чтобы впустить свежий воздух или по вечерам гулять на улице, а выходные проводить на природе. Может быть, настала пора пересмотреть свое отношение к алкоголю и курению.

Не исключено, что потребуется упорядочить режим труда и отдыха, перейти на здоровое питание, принимать витамины или провести ферротерапию. И, наконец, сдать анализы и пройти обследование.

В любом случае, не нужно особо полагаться на медикаментозные средства, но такая уж человеческая натура — искать самые легкие и короткие пути для решения всех вопросов. Так и с дневной сонливостью, ведь лучше приобрести какое-нибудь лекарство, принять его, когда начнут слипаться глаза, и все пройдет. Однако приведем несколько примеров:

Затруднительно дать один удовлетворяющий всех рецепт борьбы с дневной сонливостью людям, имеющим абсолютно разные проблемы: болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистая патология, заболевания органов дыхания или пищеварения. Не получится также назначить одинаковое лечение страдающим от депрессии, ночного апноэ или синдрома хронической усталости. У каждого свои проблемы, а, соответственно, и своя терапия, поэтому без обследования и врача явно не обойтись.

Видео: сонливость — мнение специалиста

Внимательность и наблюдательность - это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали - это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой - это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер - это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали - навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом - это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность - это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность - это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе - это и есть задача современного общества.

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение "видеть" основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность - это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 - самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное - очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

Помните, как Шерлок Холмс удивлял своими способностями доктора Ватсона? На первый взгляд, его метод является проявлением сверхспособностей. На самом же деле, в его основе качество, которое может развить в себе каждый человек, – наблюдательность.

Важно видеть и осознанно воспринимать происходящее, но внимание к деталям прогрессирует только благодаря практике. Развитие наблюдательности у детей, по легенде, было одной из тайн искусства ниндзя. Его адепты берегли свои знания от посторонних, передавали только свои прямым наследникам и тренировали это качество всю жизнь.

Доказано, что существование наблюдательного человека гораздо ярче и насыщеннее впечатлениями, чем у тех, кто многое пропускает. Он лучше осваивает науки, быстрее овладевает практикой сопоставления и анализа.

Способы развития наблюдательности

Процесс наблюдений у большинства взрослых и детей различен. Первые могут концентрировать внимание на каких-то событиях и предметах усилием воли, вторые внимательны, только если им интересно.

Дело в том, что маленьким детям свойственно жить здесь и сейчас, их мир наполняется впечатлениями каждый день, и им не настолько важны детали, как опыт. Первые упражнения для развития наблюдательности должны быть предложены взрослыми.

  • Гуляя с ребенком, привлекайте его внимание к особенностям времени года: какого цвета листья на деревьях, какие цветы на клумбах, какое небо, как ведут себя птицы и животные и т.д. Можно наблюдать и за облаками, стараясь найти как можно больше ассоциаций с предметами и фигурами
  • Приходя в зоопарк, остановитесь возле клетки со зверюшками, особенно расположенными к общению с людьми. Купите у служителей порцию корма, дайте ребенку возможность покормить животное, попутно объясняя его реакции: «Видишь, как ему понравилось? Это он еще просит», «Сердится, потому что у нас корм закончился», «Все, зверек устал, ему нужно отдохнуть. Видишь, он уходит?»
  • Очень важно уделять время рассматриванию иллюстраций и . При просмотре картинок обращайте внимание ребенка на детали: «Посмотри на яблочко. Почему оно выглядит, как настоящее? Художник применил не один, а три цвета, чтобы передать, какое оно сочное. Какие это цвета?» Когда в другой раз вы вместе захотите нарисовать яблоко, попросите ребенка вспомнить, какие цвета использовал художник и попробуйте воспроизвести увиденный эффект
  • Есть специальные упражнения на развитие наблюдательности. Как правило, они веселые и остроумные. Например, на картинке нарисованы лесные заросли, а в них прячутся животные и птички. Надо найти всех. Задания на сопоставление между собой картинок, различающихся незначительными деталями, которые надо заметить. Такие игры можно проводить в дороге: и полезно, и время летит незаметно
  • Для детишек постарше полезной будет игра в ассоциации (ее еще называют «Китайская рулетка»). Она хороша для больших компаний, когда собираются не только дети, но и взрослые.

Выбирается ведущий, который выходит из помещения, и в его отсутствие все выбирают одного из игроков в качестве «секретной персоны». Когда водящий приходит, ему разрешается только задавать вопросы присутствующим на выявление ассоциаций:

– Если бы этот человек был блюдом, то каким?

– Если бы он был животным…

– Если бы он был мелодией…

При хорошо развитой наблюдательности ведущий заметит, на каких именно ассоциациях основывались игроки, и угадает, кто за ними скрывается, а тот, кого загадали, узнает о себе много интересного. Кстати, он и сам активно принимает участие в обсуждении, высказывая собственные мысли на свой счет.

Таким образом, может стать для ребенка увлекательным и очень полезным занятием, благодаря которому его мир станет насыщеннее и ярче.

Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом 1 .

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, "водящий", располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу "начали" крайний в полукруге легким нажатием "посылает" двигательный "им­пульс" - толчок - локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, "импульс" двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение "импульса" было непрерывным, но таким, чтобы "водящий" не успел "засечь" по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же "водящего" как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть "умудриться" поймать движение, которое от него скрывают. Если "водящий"правильно "засек" передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то "пойманный" становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение "импульса" не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая "водящего", чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет "обмануть" бдительного водящего.

Если "импульс" не ловится "водящим" в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет "водящего".

Роль "водящего" увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения "импульса", скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.



Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты "водящего" лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами. 1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно "осмотреть" аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т....? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь. 2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей - их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы "вглядеться" в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время - надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде "стоп" группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность "описания". Поменяйте состав "круга".

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый. 1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его " способа думать", догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим - поймите его отношение к Вам. 2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те, как идете к столу, подходите к нему, садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель - развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете - старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть. 3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) "сфотографировать" эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. "изучает" предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2 Там же, с. 210-211

3 Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет " раз, два, три" показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей 1 .

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого - устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых - восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником. 1

1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки "строителей" не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений - добиться того, что Станиславский называл " учиться смотреть и видеть, слушать и слышать".

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого - найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся 2 ?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните, какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д. 3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в "мгновенном фотографировании".

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его "фотографию" в памяти, а затем сравните "снимок" с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на "фотографиях" афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. 1

1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы "С".

29, 301 Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты...
Кто добавит?

Серьги, серебро, сталь...

Сетка, сборник, страницы, скрепка...
-Ступня, стена...

Сукно, строчки... -Солнце, свет... -Синяк...

Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву "С". Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву "Т". 2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро "Площадь Ногина" до здания ВЮЗШ МВД России - по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз "момен­тальное фотографирование" усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно. 2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинатьсятакже. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве. 4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль "натур­щика", второй -"скульптора", затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: "скульпторы" стоят спиной к "натурщикам". По первому сигналу руководителя занятия "натурщики" принимают определенную позу и мимическое выражение, по второму сигналу -"скульпторы" поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу "скульпторы" от­ворачиваются, а "натурщики" быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия "скульпторы" подходят к "натурщикам" и начинают "ле­пить" исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 "натурщика", а остальные члены группы выступают в роли "скульпторов" и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2 Там же. с. 100-101

3 Там же. с.101-102

4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один "скульптор". Руководитель произносит команду "Замерли" и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а "скульптор" пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, "скульптор"отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, "скульптор" вновь поворачивается к группе. Его задача - обнаружить эти перемены. 1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1. Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163


Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция : руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использованиесерии из 5-7 фо­тографий.





Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция : Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция : порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: "Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?"

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9 е, 12", 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: "Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?"

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации "похищение".

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма "Я и другие", связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: "Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др."

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация "похище­ние" снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: "Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?"

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей "со­брать" портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).