Как наблюдательность помогает в жизни. Наблюдение и наблюдательность: как развить эти навыки? Отражаем мысленные образы на бумаге

Помните, как Шерлок Холмс удивлял своими способностями доктора Ватсона? На первый взгляд, его метод является проявлением сверхспособностей. На самом же деле, в его основе качество, которое может развить в себе каждый человек, – наблюдательность.

Важно видеть и осознанно воспринимать происходящее, но внимание к деталям прогрессирует только благодаря практике. Развитие наблюдательности у детей, по легенде, было одной из тайн искусства ниндзя. Его адепты берегли свои знания от посторонних, передавали только свои прямым наследникам и тренировали это качество всю жизнь.

Доказано, что существование наблюдательного человека гораздо ярче и насыщеннее впечатлениями, чем у тех, кто многое пропускает. Он лучше осваивает науки, быстрее овладевает практикой сопоставления и анализа.

Способы развития наблюдательности

Процесс наблюдений у большинства взрослых и детей различен. Первые могут концентрировать внимание на каких-то событиях и предметах усилием воли, вторые внимательны, только если им интересно.

Дело в том, что маленьким детям свойственно жить здесь и сейчас, их мир наполняется впечатлениями каждый день, и им не настолько важны детали, как опыт. Первые упражнения для развития наблюдательности должны быть предложены взрослыми.

  • Гуляя с ребенком, привлекайте его внимание к особенностям времени года: какого цвета листья на деревьях, какие цветы на клумбах, какое небо, как ведут себя птицы и животные и т.д. Можно наблюдать и за облаками, стараясь найти как можно больше ассоциаций с предметами и фигурами
  • Приходя в зоопарк, остановитесь возле клетки со зверюшками, особенно расположенными к общению с людьми. Купите у служителей порцию корма, дайте ребенку возможность покормить животное, попутно объясняя его реакции: «Видишь, как ему понравилось? Это он еще просит», «Сердится, потому что у нас корм закончился», «Все, зверек устал, ему нужно отдохнуть. Видишь, он уходит?»
  • Очень важно уделять время рассматриванию иллюстраций и . При просмотре картинок обращайте внимание ребенка на детали: «Посмотри на яблочко. Почему оно выглядит, как настоящее? Художник применил не один, а три цвета, чтобы передать, какое оно сочное. Какие это цвета?» Когда в другой раз вы вместе захотите нарисовать яблоко, попросите ребенка вспомнить, какие цвета использовал художник и попробуйте воспроизвести увиденный эффект
  • Есть специальные упражнения на развитие наблюдательности. Как правило, они веселые и остроумные. Например, на картинке нарисованы лесные заросли, а в них прячутся животные и птички. Надо найти всех. Задания на сопоставление между собой картинок, различающихся незначительными деталями, которые надо заметить. Такие игры можно проводить в дороге: и полезно, и время летит незаметно
  • Для детишек постарше полезной будет игра в ассоциации (ее еще называют «Китайская рулетка»). Она хороша для больших компаний, когда собираются не только дети, но и взрослые.

Выбирается ведущий, который выходит из помещения, и в его отсутствие все выбирают одного из игроков в качестве «секретной персоны». Когда водящий приходит, ему разрешается только задавать вопросы присутствующим на выявление ассоциаций:

– Если бы этот человек был блюдом, то каким?

– Если бы он был животным…

– Если бы он был мелодией…

При хорошо развитой наблюдательности ведущий заметит, на каких именно ассоциациях основывались игроки, и угадает, кто за ними скрывается, а тот, кого загадали, узнает о себе много интересного. Кстати, он и сам активно принимает участие в обсуждении, высказывая собственные мысли на свой счет.

Таким образом, может стать для ребенка увлекательным и очень полезным занятием, благодаря которому его мир станет насыщеннее и ярче.

Если вы хотите развить собственную наблюдательность и научиться видеть вещи, которых часто не замечают остальные, то вам помогут 7 этих упражнений.

Упражнение № 1

Самое простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности - это способность замечать обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обычнуюю вещь (мобильный телефон, книжку, ручку,…), положите или поставьте её перед собой. В ходе некоторого периода, спокойно, однако внимательно смотря на нее, постарайтесь запечатлеть её в собственной памяти. Уже после закройте глаза и мысленно, во всех деталях воспроизведите образ. Потом откройте глаза и сконцентрируйте внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте описание. Не переставайте до тех пор, пока вам в точности не удастся сформировать точный умственный образ в мельчайших деталях.

Упражнение № 2

Уже после этого как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, попробуйте вспомнить предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, набросайте его. Первоначально можно зарисовывать что-нибудь попроще, только не смотрите на объект, вспоминайте мысленный облик.

После того как вы нарисовали предмет посмотрите на него. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же, как и в первом упражнении: уберите предмет и дорисуйте то, чего не хватало.

Упражнение № 3

Весьма значимый метод развития наблюдательности является способность проанализировать детали предмета. Не пытайтесь с первого раза понять и запомнить весь предмет (объект) полностью. Это на первых стадиях формирования наблюдательности проделать трудно. Замечайте и запечатлевайте отдельные детали объекта и уже после переключаетесь к следующим.

Попробуйте вспомнить и в уме представить лицо какого-нибудь вашего знакомого. Вы удивитесь тому, насколько не точно вы его помните. Всё это лишь из-за того, что вы никогда хорошо к нему и не присматривались. Думаю, о менее близких людях говорить и не стоит. Главная ошибка людей,пытающихся запомнить лицо своего опонента в том, что они не обращают внимание на мелочи, детали, а пытаются зафиксировать в памяти целую картинку.

Начните со своих знакомых, всматривайтесь в их лицо, запоминайте цвет глаз, форму носа, подбородка, разрез глац, цвет волос. Уже позже пытайтесь запоминать лицы вовсе незнакомых людей. Вскоре вы увидите, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Такое упражнение можно применять ко всему. Воссоздайте у себя в памятикакое-нибудь здание, которое Вы встречаете каждый день по пути домой/в офис. Несомненно многие не смогут чётко его описать, лишь смогут составить о его внешнем виде нечёткое понятие – форма, цвет, количество этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон на каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.

Упражнение № 4

Данное упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на столик 7 - 10 объектов и пускай он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их прикрывает, и в течении 10 сек. постарайтесь отчетливо запомнить данные объекты. Прикрыв, попытайтесь как можно точнее изложить их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе предметов может увеличиваться.

Невероятно, какой наблюдательности добиваются с помощью подобных игр определенные лица. Сформированные аналогичным способом способности обострят вашу внимательность вплоть до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не увидят другие, и этим самым обретете большую помощь в делах. Данное упражнение зачастую в своей практике применяют индийские йоги.

Упражнение № 5

Большинство людей схватывают всё налету из этой статьи. Часто такую способность имеют занятые люди, которые бегло читают различные газеты или журналы. Журналисты также быстро понимают этот текст. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Однако всё зависит от практики. Попробуйте читать несколько слов одним взглядом, бегло проходиться по строкам и абзацам, пытаясь запомнить как можно больше. Чтобы развить наблюдательность нужно следовать примеру спортсменов, а именно начинать с малого, так, наращивая или улучшая мышечную систему, спортсмены начинают с маленьких отдельных мышц, а уже потом тренируют целые группы мышц.

Упражнение № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, бегло осмотрите её. Попробуйте сделать «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Обратите внимание на цвет стен, обои, картины.

Выйдите из комнаты и попытайтесь вспомнить о ней как можно больше. Вскоре Вы заметите, что запоминать подобные вещи становится намного проще.

Упражнение № 7

Вечером, перед сном анализируйте все Ваши действия на протяжении дня, и постарайтесь вспомнить предметы, события, лица людей, которых Вы видели. Вы удивитесь, ничтожности того, что будете вспоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после ежедневной практики. Позже Ваше подсознание осознает, что замечать мельчайшие детали, вроде лиц и предметов, необходимо.

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Сильный наблюдатель замечает, анализирует и запоминает свое окружение, используя все пять чувств. Если вы хотите стать более наблюдательным в своей повседневной жизни, уделите время тому чтобы каждый день изучать свое окружение. Привлекайте не только ваше зрение, но и ваши другие чувства, чтобы вы могли больше осознавать свою повседневную жизнь. Вы также должны работать над улучшением своей памяти, чтобы вы могли вспомнить все мелкие детали, которые вы заметили. С повседневной практикой ваши способности наблюдения могут стать сильнее в течение нескольких недель. Как же развить наблюдательность?

Остановитесь, чтобы наблюдать за всем вокруг.

Потратьте несколько минут каждый день и просто остановитесь. Переведите свой взгляд в поле зрения. Постарайтесь заметить как можно больше деталей. Это поможет вам больше внимания уделять окружающей среде.

Обратите внимание на людей, объекты, животных, растения и здания вокруг вас.

Попробуйте сделать это в разных местах каждый день. Начните с дома, а затем попробуйте в офисе, в парке, в торговом центре, в продуктовом магазине или в любых других местах.

Обращайте внимание на мелкие детали.

Часто люди замечают только крупные объекты, которые их окружают. По мере того, как вы идете в течение дня, попробуйте найти более мелкие детали, которые могут окружать здания, достопримечательности и большие пространства.

Например, вы можете быть в магазине. Что говорит этот знак? Есть что-нибудь на окнах? Сколько тележек выстроились снаружи?

Если вы ходите по окрестностям, вы можете изучать разные почтовые ящики, украшения для газонов, растения или игрушки во дворе.

Оставайтесь в настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Записывайте все, что вы заметили на ежедневной основе.

Делайте это в течение дня, как вы заметили какие-то вещи. Это будет держать фокус вашего наблюдения в данный момент. Напишите ваши замечания в блокноте. Постарайтесь быть как можно более конкретным.

  • Что вы видели? Это был определенный цвет, размер или форма?
  • Где был объект? Как она размещалась по отношению к другим объектам?
  • Какие звуки звучали вокруг вас?
  • Какие ощущения вы испытывали?
  • Кто там был? Что они носили? Что они делали?

Оцените все, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Вспомните подробности, посмотрев на произведение искусства.

Пойдите в художественный музей или найдите онлайн-коллекцию. Выберите один предмет искусства, который бросается в глаза. Изучите его в течение 60 секунд, затем отведите взгляд. Попробуйте вспомнить как можно больше деталей о картине.

Попытайтесь описать мелкие детали фона, а также предмета. Например, если это портрет, попробуйте вспомнить, во что он одет, комнату, в которой он находится, и о любых других объектах вокруг него

Если картина представляет собой большой пейзаж, вы должны попытаться вспомнить, где находятся географические объекты. Есть ли деревья на картинке? Если да, то на какой стороне картины они были? Они выше или ниже по отношению к чему-либо?

Практикуйте медитацию внимательности ежедневно.

Чтобы медитировать, сядьте в тихом, уютном месте. Закрой глаза. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Не мечтайте и не думай о своей жизни. Вместо этого оттачивайте чувства от ощущений вокруг вас. Что вы слышите, чувствуете и обоняете? Начните с пяти минут и проработайте до 20 минут медитации в день.

Если вы начнете терять рассудок, все в порядке. Просто направляй свою концентрацию обратно к своему дыханию.

Сначала вы можете медитировать только на несколько минут, но со временем вы можете увеличить продолжительность.

Определите любые странные звуки или запахи.

Вместо того, чтобы игнорировать новые звуки и запахи, постарайтесь угадать, что это такое. Если возможно, изучите источник, чтобы узнать, были ли вы правы или нет.

Например, если вы чувствуете запах чего-то, угадайте, какая еда. Это пахнет мясом, специями или выпечкой? Он близок к вам, слабый и далекий?

Замедляйтесь, когда вы едите свою пищу, чтобы смаковать ее.

Когда вы едите, попробуйте идентифицировать все различные ощущения во рту. Чтобы сделать это, жуйте и пробуйте свою пищу за несколько секунд до глотания. Пауза в течение двух или трех секунд между каждым укусом. Спросите себя:

  • Какие разные вкусы я замечаю?
  • Меняются ли ароматы, когда я жую?
  • Какова текстура?
  • Оставляет ли эта пища конкретное послевкусие?

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект. Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?

3.1. Понятие наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий.

При разработке практикума по развитию наблюдательности необходимо выделить теоретические основания и, опираясь на них, отбирать упражнения. Одним из таких оснований является теория ощущений, восприятия, сенсорной организации человека. В частности, она характеризует те свойства ощущений и восприятия, которые могут составить предмет развития наблюдательности, а также раскрывает вопрос о связи ощущений и восприятия с другими психическими явлениями.

Наблюдательность – это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз – дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому (Паустовский К. Золотая роза: Повести. – Кишинев, 1987. – С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений. Это положение предполагает формирование тех сторон наблюдательности, которые связаны с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т. п.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский – биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, – элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой – особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Поэтому при формировании наблюдательности важно предусмотреть систему упражнений, направленных на развитие как сенсорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать, осмысливать наблюдаемое.

Третья теоретическая предпосылка для разработки практикума по развитию наблюдательности – предположение о связи наблюдательности и прогнозирования.

Гипотеза о влиянии наблюдательности на успешность прогнозирования в системе «человек-человек» возникла у нас при изучении прогнозов в педагогической деятельности. Базируясь на общих положениях прогностики о том, что прогноз обусловлен знаниями – основаниями прогноза, а также мыслительными качествами прогнозиста, мы провели несколько исследований. Например, была изучена результативность прогнозирования учителем:

Развития личности ученика;

Взаимоотношений учащихся в классе;

Успешности решения учащимися задач разной степени сложности;

Затруднений учащихся при усвоении нового материала (Т. Кириченко, 1979).

Эти и другие исследования предусматривали тщательное изучение оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический анализ объектов прогноза, изучение динамических временных характеристик объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти, казалось бы, надежные основания прогнозирования не срабатывают. Результаты прогнозирования в отношении другого человека оказывались опосредствованы не только перечисленными основаниями, но и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.

Основания для прогноза определяются специалистом в ходе наблюдений и последующего обобщения накопленных знаний. С одной стороны, есть обобщение, с другой – это обобщение имеет достаточно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая закономерность или теория далеко не всегда может объяснить конкретный случай и стать основанием для прогноза в отношении индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение такую функцию может выполнить, поскольку оно включает все многообразие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, полученных в практике, опосредствована наблюдательностью.

Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод их получения. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

Ограниченность во времени;

Многогранность объекта прогноза (человек);

Почти всегда – дефицит информации, необходимой для прогноза;

Невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай прогнозист идентифицирует как типичный даже тогда, когда последний таковым не является. «Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» – спрашивают обманутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».

Люди, которые работают в системе «человек – человек», при прогнозировании опираются на эмпирические обобщения и используют экстраполяцию для получения знания о поведении объекта прогноза в будущем. Даже при развитых качествах мышления, составляющих структуру способности прогнозирования, для прогнозирования в системе «человек-человек» значимым оказывается как знание теории, так и наличие эмпирических обобщений, полученных в ходе профессионального наблюдения. Один из ярчайших литературных примеров профессионального наблюдения как основания для прогнозирования находим в романе Сиднея Шелдона. Речь идет о профессиональной наблюдательности адвоката Дженнифер Паркер:

Она научилась по обуви определять характер человека и отбирала в присяжные людей, носивших удобную обувь, потому что они отличались покладистым характером… Дженнифер постигла язык жестов. Если свидетель врал, он трогал себя за подбородок, плотно сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха и теребил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженнифер, и она выводила лжеца на чистую воду (С. Шелдон. Гнев Ангелов. – М., 1993. С. 117).

Таким образом в тренинг развития наблюдательности важно включить упражнения, помогающие строить прогностические умозаключения на основе наблюдения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отношении людей, к тому же существует тип профессий «человек– человек», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфические особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни – с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их наблюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и видения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:

Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало – две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. – Минск, 1987. – С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важным становится знание возрастных особенностей проявления и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несовершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи и взаимоотношениях в ней, об изменениях социальной среды в микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие связи между перцептивным, понятийным и эмпатий-ным компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак:

Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу – вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого (Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1968. – С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

Понятие транса Вы все, конечно, знаете, что транс – это сфокусированный луч внимания внутри нас самих, проникающий сквозь сознательные заслоны, активизирующий бессознательные ресурсы и исключающий все внешние стимулы. Это определение я всегда использую и его же

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Пару слов о наблюдательности В районе часа ночи из одной из квартир многоэтажного дома все еще доносится ритмичный рев динамиков и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решается наконец пойти навести порядок. Он полчаса звонит в дверь, наконец она открывается, и его

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие мотивации Многим из нас приходит в голову вопрос: почему люди работают? Для одних легкая работа неприемлема и неинтересна, для других работа, связанная с тяжелым трудом, приносит моральное удовлетворение. Многие работодатели задают себе вопрос: как сделать так,

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие эргономики Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

1. Понятие стресса Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую,

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

1. Понятие реабилитации Процесс психологической реабилитации особенно важен в случаях, когда окончание стационарного лечения не означает, что больной полностью восстановился и здоров и может приступить к полноценной профессиональной и социальной

Из книги Секреты развития интеллекта в спецслужбах. Рассылка1-30 автора Полонейчик Иван Иванович

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Часть вторая Тренинг для развития наблюдательности Наблюдательность: первая заповедь В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал. Артуро Граф По сути дела, все, что нужно для распознавания лжи – хорошо развитая

Из книги автора

3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным.

Из книги автора

3.3. Система упражнений для развития наблюдательности В этом разделе предложена система упражнений для развития наблюдательности. Ее основу составляет тот теоретический материал о наблюдении и наблюдательности, который изложен в предшествующих главах.Определение

Из книги автора

Выпуск 7 Начало комплекса упражнений по развитию наблюдательности и зрительной памяти Здравствуйте!Продолжаем нашу рассылку. После определенной раскачки мы с Владимиром вошли в ритм и теперь действительно материал будет идти последовательно, а не «перескакивая» с

Из книги автора

Выпуск 8 Обзор почты и продолжение комплекса упражнений на развитие зрительной памяти и наблюдательности Здравствуйте!Сегодня мы начнем с рассмотрения некоторых поступивших писем.Нас радует, что многие начали выполнять упражнения, которые приведены в предыдущих

Из книги автора

9.1. Понятие интенциональности Понятие интенциональности представляет значительную трудность уже для философского объяснения, и тем большие сложности возникают при его применении в области психологии. Термин «интенциональность», в своем смысловом наполнении впервые

Из книги автора

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне