Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии. Арт-терапия – исцеление искусством

За последние годы невероятно популярным методом борьбы с различными психологическими проблемами стала арт-терапия. «Лечение искусством» является эффективным и полезным, поэтому его широко используют для работы с пациентами вне зависимости от возраста. Разумеется, для многих людей интересной является любая информация. Например, как выглядят методы подобной коррекции, что представляют собой ее виды. Арт-терапия практически не имеет ограничений и противопоказаний, зато позволяет добиться действительно хороших результатов.

Довольно часто подобными методами работы интересуются родители, ведь они применимы для детей любого возраста. Более того, самому пациенту (вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится) сеансы представляются в виде игры и развлечения, что позволяет ему полностью открыться. Так как выглядят основные виды арт-терапии для детей и взрослых? Как проводятся занятия? Какие материалы можно использовать для коррекции? Какие цели ставит перед собой арт-терапия? На какие результаты можно рассчитывать? Ответы на эти вопросы интересуют многих людей.

Что представляет собой арт-терапия? Немного истории

В современной психологии довольно часто упоминается арт-терапия. Виды и техники данной методики разнообразны, что предоставляет огромное поле для экспериментов. Буквально этот термин подразумевает лечение искусством. И действительно, во время занятий у пациентов есть возможность выражать свои эмоции и чувства, изучать особенности собственной личности, используя самые разные виды искусства, включая рисование, танцы, сочинение, ваяние и т. д.

Прежде чем рассматривать самые востребованные виды арт-терапии в психологии, стоит обратить внимание на историю создания и развития этой методики коррекции.

Первоначально схема лечения искусством была представлена в теориях таких известных личностей, как З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу. Но на практике гипотетические модели начали применять лишь в 30-х годах XX века. Подобный метод коррекции начали использовать для лечения детей, которые эмигрировали на территорию Соединенных Штатов из Германии после окончания войны. Арт-терапия на тот момент была едва ли не единственной возможностью побороть стресс и справиться с травмами, полученными во время пребывания в лагерях фашистов.

Первые эксперименты дали положительный результат, поэтому «лечение искусством» становилось все более популярным. На сегодняшний день в психотерапии широко применяют практически все виды арт-терапии. Подобная методика позволяет человеку осмыслить и решить массу проблем, раскрыть новые грани своей личности.

Основные цели терапии

Практически каждый психолог на каком-то этапе лечения пациента испытывает необходимость обратиться к такому методу, как арт-терапия. Виды и техники данной методики позволяют значительно разнообразить схему лечения, улучшить самочувствие пациента, помочь ему разобраться с глубинными конфликтами. Пользуясь данными схемами коррекции, врач преследует несколько целей.

  • Занятия искусствами позволяют человеку выпустить наружу негативные чувства, в том числе и агрессию, причем в социально приемлемой форме. Например, работа над скульптурами или рисунками позволяет снять напряжение и переключиться.
  • Искусство дает возможность общаться невербально. Порой осознать и выразить внутренние конфликты человеку гораздо легче с помощью зрительных образов, не используя при этом слова, не пытаясь составить корректное описание происходящего.
  • Те виды арт-терапии в психологии, которые предусматривают процесс создания предмета искусства, дают врачу возможность получить массу интересного материала, который затем может быть использован для интерпретации и постановления диагноза.
  • Совместные занятия искусством позволяют быстро наладить связь между пациентом и его терапевтом, достичь нужного уровня доверия, справиться со смущением, создать комфортные условия для занятий.
  • Арт-терапия дает возможность хорошо проработать те чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Порой это единственный для пациента способ выразить свои переживания.
  • Занятия искусством помогают развить чувство самоконтроля и самодисциплины.
  • Методика также позволяет сконцентрировать на ощущениях, получить новый опыт. Например, если речь идет о лепке, то у пациента есть возможность экспериментировать с формами, чувствовать текстуру и т. д.
  • И конечно же, не стоит забывать о том, что все виды арт-терапии помогают повысить самооценку. Люди, посещающие подобные занятия, чувствуют удовлетворение после завершения работы (например, после окончания картины или скульптуры). Более того, занятия искусством нередко помогают человеку открыть в себе новые художественные способности, о которых он даже не подозревал.
  • К слову, преимуществом является и то, что практически все виды арт-терапии для дошкольников и ребят младшего школьного возраста открывают широкие возможности. По завершении курса бывшие пациенты могут продолжать творить, и, как знать, возможно, какой-то вид деятельности станет в дальнейшем их профессией. Им доступны все те же виды терапии, что и взрослым.

Данная методика считается универсальной. Она может быть использована самостоятельно, но чаще всего уроки искусства сочетают с обычными консультациями, на которых врач может получить от пациента больше информации, дать совет и т. д. Нередко практикуются групповые занятия, на которых творчеством занимаются сразу несколько пациентов. Это дает им возможность удовлетворить потребность в общении и поддержке.

Виды арт-терапии, методы взаимодействия и активности

Занятия творчеством могут проводиться по-разному. Какие существуют виды? Арт-терапия может быть как пассивной, так и активной.

Если речь идет о пассивной методике, то имеется в виду, что во время занятий используются уже готовые произведения искусства. Например, пациенту предлагают рассмотреть картину, изучить особенности рельефа, скульптуру, прочитать ту или иную книгу, послушать определенную музыку и т. д.

Активная арт-терапия подразумевает процесс самостоятельного творчества — человек рисует собственную картину, создает собственный коллаж, скульптуру и т. д. Стоит отметить, что в занятие может быть вовлечен не только пациент, но и врач. Совместные уроки лепки или, например, фотографии помогают создать доверительные, непринужденные отношения.

Кроме того, уроки могут быть структурированными (врач самостоятельно выбирает тему, вид искусства, показывает примеры) и неструктурированными (в таких случаях пациент самостоятельно выбирает форму творчества, материалы, цвета и т. д.).

К слову, арт-терапия подразумевает не только изобразительное искусство. В процессе лечения пациенты может заниматься музыкой, танцами, писательским делом и т. д.

Как можно увидеть, основные направления и виды арт-терапии невероятно разнообразны. Это, в свою очередь, создает огромное поле для экспериментов. Врач может постоянно менять схему занятий (например, сначала пациенту предлагают изучить готовые картины, а на следующем сеансе — нарисовать что-то свое), чередовать виды творчества и т. д.

Каких результатов позволяет достичь лечение?

Прежде чем рассматривать вопрос о том, какие виды арт-терапии используются в современной практике, стоит ознакомиться с результатами, которые можно получить. На самом деле лечение искусством, несмотря на простоту, дает просто потрясающий эффект.

  • Арт-терапия позволяет человеку выразить эмоции, сделать реакции на раздражители более адекватными, особенно если речь идет об агрессии.
  • Если речь идет о замкнутых от природы пациентах, то подобный подход позволяет им расслабиться, получить социальное одобрение, научиться общаться и открываться.
  • Подобное лечение обеспечивает возможность контактировать с пациентом невербально. Это очень важно, так как помогает преодолеть коммуникативный барьер, проникнуть сквозь психологическую защиту человека, создать доверительную атмосферу.
  • Арт-терапия позволяет пациенту и в плане личностного роста. Ведь в процессе творчества развивается фантазия, проявляются те или иные художественные способности. Более того, то же самое рисование или лепка требуют концентрации, усидчивости, самодисциплины, а эти качества очень пригодятся в обычной жизни.
  • Процесс творчества помогает пациентам осознать свои чувства и переживания, с другой стороны посмотреть на жизнь.
  • Занятия искусством позволяют справиться с различными психологическими и эмоциональными травмами.
  • Поскольку сеансы предусматривают процесс творения либо изучения предметов искусства, то можно говорить и о повышении самооценки. Безусловно, законченная картина или дополнительные знания о скульптуре, музыке, фотографии помогают человеку почувствовать себя более талантливым и образованным, что создает предпосылки для формирования позитивного умозрения.

Основные виды арт-терапии: изотерапия и ее особенности

Изотерапия — лечение с помощью изобразительного искусства. На сегодняшний день эта методика является одной из наиболее популярных. Рисование дает человеку возможность справиться с глубинными конфликтами, выплеснуть злость, агрессию и разочарование. Более того, пациент чувствует удовлетворение от окончания работы. Картины или прочие произведения искусства, созданные человеком, помогают получить социальное одобрение, повысить самооценку, побороть замкнутость и закомплексованность.

Тема, стиль и материалы для создания картин имеют не такое уж важное значение. Пациент во время занятия вполне может рисовать нечто абстрактное. Подобные виды арт-терапии для детей просто находка. Согласитесь, не все рождаются с талантом живописца. А тут даже самые маленькие могут создавать шедевры, рисуя, например, пальцами.

Сказкотерапия для детей

Многие родители интересуются, какие существуют виды арт-терапии для детей. Методы коррекции на самом деле очень разнообразны. Безусловно, ребята на сеансе с доктором с удовольствием занимаются разными видами искусства, включая рисование и танцы.

Но если рассматривать основные виды арт-терапии для дошкольников, то нельзя не упомянуть о сказкотерапии. Это занятия идеально подходит для ребят. Во время сеанса специалист предлагает маленькому пациенту послушать интересную историю, притчу или рассказ. Сказки содержат в себе массу полезной информации, которую малыш может встраивать в свой жизненный сценарий.

Более того, есть разные методики, которые рекомендуют специалисты, практикующие данные виды арт-терапии. Упражнения, например, могут включать в себя не только прослушивание и обсуждение сказок. Можно предложить ребенку продолжить рассказ самостоятельно или даже придумать собственный. Во время такого сеанса маленький пациент не только избавляется от своих страхов, но и развивает фантазию.

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка способна производить самые разные терапевтические эффекты. Те или иные звуки непосредственно воздействуют на нервную систему человека, вызывая те или иные физиологические реакции, а также эмоции.

Например, одна музыкальная композиция учащает пульс и дыхание, создает радостное настроение, в то время как другая помогает человеку полностью расслабиться. Терапия с помощью музыки может быть как индивидуальной, так и групповой. Естественно, сначала врач проводит разъяснительную работу, озвучивает цели и задачи сеанса, просит пациента сосредоточиться на чем-то и т. д.

Лечение с помощью драматического искусства

Какие виды арт-терапии помогают выразить себя? В данном случае стоит упомянуть о драматическом искусстве. Игра на сцене, особенно если речь идет о групповой постановке, позволяет человеку избавиться от комплексов и излишней стеснительности, полностью раскрыть себя, примерить на себя совершенно другую личность.

Кроме того, подобные занятия помогают лучше почувствовать и полюбить свое тело, проработать мимику. В зависимости от постановки пациент прорабатывает и различные ситуации, моделирует межличностные отношения.

Фотография и ее роль в психологии

Еще одним видом подобного лечения является фототерапия, которая связана с искусством фотографии. В данном случае занятия могут проходить совершенно по-разному. Например, пациент может работать уже с готовыми изображениями. В некоторых случаях врач может предложить человеку самому сделать несколько снимков, будь то фотографии родственников или незнакомых людей.

Иногда во время сеанса изучаются фотографии самого пациента, сделанные разными людьми в разных ракурсах и ситуациях. Снимки в дальнейшем могут быть использования для изготовления коллажей или инсталляций.

Маскотерапия и ее особенности

Если рассматривать виды арт-терапии для взрослых, то нельзя не упомянуть о маскотерапии. Суть ее довольно проста — перенести все негативные эмоции, проблемы, глубинные комплексы на неодушевленный предмет.

Специалисты говорят о том, что подобная терапия позволяет взглянуть в лицо своим проблемам, отказаться от ненужного, отбросить комплексы и стереотипы.

Устранение психологических проблем во время игры

Какие виды арт-терапии бывают? Этим вопросом задаются многие люди. Одним из самых популярных и эффективных считается лечение во время игры. Игротерапия широко используется для коррекции поведения детей. Например, сеанс позволяет привить ребенку привычку ждать своей очереди, знакомиться и взаимодействовать с другими ребятами (если речь идет о групповом занятии).

Игротерапия подходит и взрослым. Например, во время игры пациент может проработать какую-нибудь сцену из жизни и подкорректировать свое поведение. Кстати, подобные сеансы нередко посещают дети вместе с родителями — совместная игра позволяет детям и взрослым сблизиться, лучше понять себя и друг друга.

Лечение цветом

Цветотерапия — еще одна популярная методика, ведь цветовые оттенки имеют огромное значение для человека. Например, в древние времена воины наносили на тело так называемый боевой раскрас, который должен был вселять ужас в противника.

Цвет и эмоции связаны. Более того, те или иные тона оказывают непосредственное влияние на работу организма. Во время научных исследований ученым удалось доказать, что, например, темно-синий цвет способствует успокоению, а красные и оранжевые оттенки, наоборот, возбуждают, способствуют повышению кровяного давления, учащению пульса, глубокому дыханию и т. д.

Комбинации различных оттенков, контрастные цвета помогают создать определенное настроение, выразить собственные мысли, задействовать зрительные анализаторы.

Другие виды терапии и их роль

На самом деле подобный метод коррекции имеет намного больше разновидностей. Например, неплохие результаты дает создание коллажей. В данном случае занятие подразумевает фиксирование на ватмане различных предметов разных окрасов и текстур. В процессе терапии могут быть использованы совершенно любые материалы, включая газеты, журналы, туалетную или оберточную бумагу, фотографии, кусочки тканей и т. д. Как правило, пациенту предлагают составить историю с помощью различных фигур.

В процессе лечения может быть использован и песок, и глина. Ваяние, лепка, рисование песком — все это дает возможность перенести глубинные проблемы во внешний мир, сделать их материальными.

Как свидетельствуют отзывы, арт-терапия при правильном подходе может обеспечить действительно поражающие результаты. Большая часть пациентов даже после окончания лечения продолжают заниматься искусством самостоятельно, так как в процессе открывают новые грани собственной личности, узнают о собственных художественных способностях.

Терапия с помощью искусства по праву считается одним из самых безопасных и простых методов. В ней задействованы слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, а это, в свою очередь, помогает улучшить как физическое, так и эмоциональное состояние человека.

Такая схема лечения подходит как детям, так и взрослым пациентам. Виды арт-терапии разнообразны, их можно чередовать — нередко во время курса лечения человек занимается и рисованием, и фотографией, и музыкой. Таким образом можно позабыть о нудных сеансах, ведь арт-терапия — это гарантия приятного времяпровождения. Методика позволяет использовать совершенно разные (чаще всего не такие уж и дорогостоящие) материалы, проводить сеансы не только в кабинете врача, но и в других местах, а при желании даже под открытым небом.

Именно эти факторы и делают арт-терапию столь востребованной. На территории США и некоторых стран Европы подобные методы коррекции используются повсеместно. С помощью искусства люди успешно справляются с посттравматическим синдромом, приступами агрессии, замкнутостью, скованностью, депрессией, гиперактивностью и массой прочих проблем.

Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков пациента. Её цель заключается в успокоении, расслаблении человека и достижении им внутренней гармонии. С помощью искусства человек способен выразить свои самые тайные эмоции – злость, страх, обиду, неуверенность.

Выплескивая наружу отрицательные чувства, он «наводит порядок» в своей душе, его внутреннее состояние улучшается. Для проведения арт-терапии не требуются какие-то особые финансовые вложения, не нужны многочасовые беседы с психологом. Человек должен всего лишь делать то, что у него хорошо получается и приносит ему полное расслабление.

Арт-терапия для детей и взрослых

Так что же такое арт терапия? В её основе лежит метод сублимации. Сублимацией называется способность перенаправлять свою энергию с одного объекта на другой для снятия внутреннего напряжения. Дословно «арт-терапия» переводится как «лечение искусством». В каждом человеке есть зачатки творческих способностей, у всех они выражены по-разному. Кто-то неплохо рисует, а кто-то только мечтает научиться этому. Один из несомненных плюсов методики – она применяется по отношению как к взрослым людям, так и к детям. Некоторые люди стесняются выражать свое творческое начало, считая, что время уже потеряно. Дети в этом плане более открыты – они с удовольствием делают то, что им хочется, не задумываясь, как к этому отнесутся окружающие.

Для чего нужно обязательно разбираться со своим внутренним дискомфортом? Невысказанные вслух мысли и опасения, непроработанные страхи ведут к тому, что страдает не только наша психика и душа, но и наше тело. Так появляются психосоматические болезни и невротические расстройства. Выплескивая на бумагу весь негатив, который накопился внутри, человек помогает себе очиститься.

Означает ли это, что метод этой терапии заключается только в рисовании? Вовсе нет. Направлений арт-терапии столько же, сколько существует направлений в искусстве. Основные из них – самостоятельное сочинение кратких произведений в прозе или стихов, танцы, лепка, изготовление кукол и поделок, составление букетов.
Даже простое рисование может выполняться в различных техниках. Самые оригинальные из них – рисование солью, мятой бумагой, мыльными пузырями.

Арттерапию нельзя использовать как лечение от серьёзных психических расстройств и заболеваний, но она поможет «вытащить» наружу скрытые страхи и комплексы и достигнуть гармонии и успокоения.

Показания к применению арт-терапии

Кому нужна арт-методика? Показания к её применению следующие:

  • эмоциональное восстановление после потери близкого человека;
  • фобии, страхи, навязчивые мысли;
  • заниженная самооценка;
  • депрессивные состояния;
  • хронический стресс, неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • расстройства сна;
  • частые конфликты в школе у детей и подростков.

Иными словами, в список показаний входят состояния, которые заставляют человека чувствовать себя неуверенно и психологически плохо.

Противопоказаниями к арт-терапии являются тяжёлые депрессии, нарушения сознания, маниакальные состояния.

Сеансы терапии могут проводится индивидуально, но по желанию пациент может посещать групповые занятия. Некоторые предпочитают приходить на сеансы всей семьёй. Это способствует сближению членов семьи и формированию взаимопонимания между ними. Арт-терапевтические центры существуют при психиатрических клиниках, различных социальных центрах, центрах детского творчества.
Арт терапия в психологии ставит своей целью дать безопасный выход негативным эмоциям и чувствам, проработать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать внимание пациента на чувствах, которые он переживает, поощрить развитие творческих способностей. Когда человек видит плоды своего труда, у него улучшается настроение и повышается самооценка. Кроме того, арт-терапию можно рассматривать как вспомогательную методику при проведении клинической психотерапии.

Методы арт-терапии для детей

Арт терапия для детей воспринимается малышами как весёлая и увлекательная игра. Психотерапевты, работающие с малолетними пациентами, знают, как важно установить контакт с ребенком и вызвать его доверие. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал малыша, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

При работе с детьми помимо рисования могут использоваться такие методы:


Также с малышами можно лепить, мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием. Всё это – тоже формы «лечения искусством».

Как быстро можно увидеть результат

Многие люди не понимают, зачем нужно тратить по несколько часов на лепку, рисованию или танцы, если можно прибегнуть к стандартным методам психотерапии – например, к беседе с квалифицированным психотерапевтом.

Дело в том, что арт-терапия позволяет и внутренней зажатости. Очень важно не сравнивать результаты своей работы с другими. Каждый рисунок или танец неповторим, если он выполнен с душой и от чистого сердца.
Одним людям станет легче уже после первых нескольких сеансов, другим потребуется несколько месяцев. Арт-терапия дает шанс открыть себя с новой стороны. Возможно, человек и сам не подозревал о своем таланте к какому-либо виду искусства. Особенно быстро свой творческий потенциал раскрывают маленькие дети.

Кроме того, очень важно то, что во время сеанса человека ничего не отвлекает. Он полностью посвящает себя занятию, отвлекается от насущных проблем и концентрируется на своих ощущениях. Это дает ему возможность остаться со своими чувствами наедине.

Арттерапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Используется как средство психической гармонизации и развития человека.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Арттерапия дает возможность:

– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме/манере. Рисование, лепка, обработка материалов – безопасный способ разрядки напряжения.

– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

– развить чувство внутреннего самоконтроля и порядка.

– развить и усилить внимание к чувствам.

– провести диагностику и интерпретацию в процессе терапии.

– ускорить прогресс в психотерапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

– улучшить отношения между клиентом и консультантом, ускорить развитие эмпатии и положительных чувств у членов группы арттерапии.

– усилить ощущение собственной личностной ценности, значимости, индивидуальности, неповторимости.

– повысить художественную компетентность.

Выделим основные направления арттерапии.

    Динамически ориентированная арттерапия

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. В этом случае ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К методам данного направления относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арт-терапия

Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: – излечивание или восстановление адекватной "Я-функции"; – помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

– пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Если говорить о видах арттерапии, выделяют рисуночную терапию, музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, песочную терапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, фототерапия, боди-арт, ландшафтотерапия, работа над коллажами и др. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

Остановимся подробнее на более популярных видах арт-терапии.

    Рисуночная терапия

Рисуночная терапия позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом.

Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Рисование также способствует снижению уровня утомления.

Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

– Отношение к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

– Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).

– Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики: индивидуальное рисование, парное и коллективное. Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу.

    Музыкотерапия

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

    Танцевально-двигательная терапия (ТДТ)

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Помимо движения данный вид терапии использует такие понятия, как вес, пространство, время.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. Клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии) и при этом относится к телу как к эволюционирующему процессу. В танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь .

С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими.

    Драматерапия и сценическая пластика (имаготерапия)

Занятия драмой положительно воздействуют на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. В данном случае речь идет не о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Имаготерапия (от лат. imago - образ) – психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле - вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению “лечебного” образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

    Сказкотерапия

Сказкотерапияявляется самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказки метафоричны по своей природе. Согласно М. Дейли, метафора является инструментом влияния на реальность, подразумевает движение: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».

Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорит: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».

Многие проблемы объясняются внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии . Гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье.

    Библиотерапия

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Библиотерапия это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.

    Игротерапия

Игротерапия – это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также присутствуют краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту прожить проблемную ситуацию заново.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

    Цветотерапия

Цветотерапия основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

    Песочная терапия

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребен­ка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В процессе работы с песком многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к данному материалу. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова, например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело.

Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Таким образом, достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе.

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Арт – терапия – одно из направлений психотерапии искусством. Врачи предлагают рисовать тематические картины или создавать рисунки по своему желанию – так в психологии определяется степень заболевания, и в то же время это дает больному сконцентрироваться на процессе – это является естественной формой коррекции эмоционального состояния.

Также, возможно использование других видов творчества: скульптура, шитье, вокал, поэзия.

В 1938 году, Адриан Хилл, описывая свою работу в санаториях, ввел термин «арт – терапия», а в конце 20 века, этот вид терапии стал использоваться в медицинских, корректирующих и реабилитационных учреждениях.

Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, она заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний.

Роль арт терапии в неврологии и психологии

Множество неврологических и психологических заболеваний – как у взрослых, так и у детей, часто имеют одну черту – больной, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и таких пациентов заключаются, прежде всего, в процедурах, направленных на активное его участие в деятельности.

Пациенты с поражениями центральной нервной системы, имеющие такие диагнозы, такие как: , и т. д., испытывают похожие дестабилизирующие ощущения. Общая подавленность, сонливость, чувство страха, тревожность.

Процедуры и упражнения арт – терапии в таких случаях несут стабилизирующий характер, и пациент, в значительно короткие сроки становится более уравновешенным.

Психосоматические нарушения значительно корректируются, стабилизируется состояние покоя, значительно повышается интеграция личности в общественную жизнь.

Благодаря процедурам терапии искусством, улучшаются и физические показатели больного. Мелкая моторика и речь становятся более обдуманными, пациент заметно меньше раздражается в случае, если у него не достаточно точно получается задуманное.

Пациенты, проходящие , очень тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни, такие, как: взять ложку, застегнуть пуговицу или завязать шнурки – оказываются сложнейшими процедурами.

Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают ее как лечение, а считают времяпровождением, а при правильной подаче врача и близких – как значительной помощью. Это делает их труд значимым и кропотливым. Мелкая моторика и точная работа влияет на деятельность мозга как запускающий механизм.

Долгое время арт – терапия применялась в психологии как способ постановки диагноза, и не учитывался тот благотворный эффект, который несет сам процесс. В психиатрии и психологии данный вид лечения занимает сейчас значительную часть от общего времени лечения.

Многие больные воспринимают это как игру и возможность погрузиться в сосредоточенность. Положительная динамика наблюдается при групповых процедурах, где врач предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.

Искусство, как метод реабилитации

Большинство людей, перенесших неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковыми проблемами:

В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент полностью или в необходимой мере восстановил свои функции. Сеансы дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику и стабилизируют эмоциональное состояние.

Методы арт терапии несут в себе такие функции:

  1. Коммуникативно – рефлексивная . В результате занятий происходит коррекция личностной оценки, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию. Появляется желание добиться больших результатов и гордость за свое упорство – это формирует общий положительный фон для выздоровления.
  2. Катарсистическая – опустошающая . В этот сложный период очень важно освободиться от негативных мыслей, и это удается, благодаря ощущению внутренней гармонии.
  3. Регулятивная – снятие напряжения . Положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности на процессе.

Пациент, проходящий реабилитацию, в которую включена системная арт – терапия, в течении достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Благодаря переживаемым положительным эмоциям он формирует новое отношение к ситуации и находит возможности выхода из нее.

Чаще всего, после перенесенных , человек склонен к негативному восприятию окружающего, а связь с творчеством, искусством и духовными ценностями высвобождает агрессию и негатив в виде произведений.

Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде рисунков, скульптур, некоторые открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.

Методы и виды арт – терапии

Существует множество видов искусства, на которые возможно опираться для качественной реабилитации больных. Прежде всего – пациент и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Если человеку не интересен тот или иной вид искусства, его сложно заставить им заниматься. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных терапевтом вариантов:

Существует методика групповых и индивидуальных занятий. Оптимальный вариант – групповые занятия, которые решают основную проблему – ограничение общения с социумом. Интерактивная группа – результат качественной работы специалиста.

В ходе групповых занятий арт – терапевт дает задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым, формируется умение оценивать, уйти от стеснения и зажатости.

Индивидуальные программы реабилитации направлены чаще всего на вывод из состояния глубокого погружения в себя. Терапевт находит тему интересную для обсуждения, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.

Практический опыт в центрах реабилитации

Построение программы реабилитации с применением арт – терапии заключается в прохождении нескольких уровней. В зависимости от динамики улучшения происходит усложнение задач – эта дополнительная нагрузка заставляет пациента расширять свои возможности, раскрываться и развиваться.

Опытные специалисты в большинстве случаев применяют структуру занятия из трех частей:

  1. Вводная . В этой части инструктор анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит и этим агитирует на активное участие.
  2. Основная рабочая часть . Здесь участники выбирают занятие, решают — будет ли оно индивидуальным или групповым. Обсуждают результаты, делятся впечатлением и ощущениями.
  3. Заключительная часть . В этой части участники подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние работы с текущей. Специалист анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах.

Данный вид терапии возможен для применения и в домашних условиях, но пациент не получит всего объема возможностей, нужной поддержки и правильных – корректирующих его состояние заданий. Специалист должен иметь значительную подготовку и опыт работы в данной, очень узкой сфере.

Пол года назад у свекра был инсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал совершенно другим человеком – злым, агрессивным и ранимым. Раньше, до болезни, он был главой семьи и радовался тому, что востребован: занимался внуками, прививал им любовь к спорту и книгам.

А после выхода из больницы обнаружил, что не может больше этого делать. Прошел реабилитацию, в которую входила арт – терапия. Оказалось, что у него всегда были предпосылки к живописи. Сейчас он вполне счастлив, занимается прежними делами – значительно лучше стали движения, научился гасить в себе раздражение и жить с незначительными ограничениями.

Наталья, 35

Арт – терапия, как возможность выражения своих чувств, эмоций и возможность социализации после перенесенных заболеваний используется с высокими показателями валидности.

Применение этого щадящего метода позволяет минимизировать, а в некоторых случаях – купировать результаты перенесенных заболеваний.

Практика многих клиник, исследования и примеры действия арт – терапии, позволяют говорить о ней, как об одном из основных методов, наряду с физиотерапией, которые возвращают пациента к активной жизни.