Выборочный мутизм. Диагностика заболевания мутизм

Данный случай селективного мутизма типичен для детского возраста. Из описания убедительно следует, что развитие девочки является нормальным во всех сферах психической деятельности, кроме экспрессивной речи в определенных социальных ситуациях, когда рядом присутствуют незнакомые люди, взрослые или дети.

У Светланы выполняются диагностические критерии как селективного мутизма, так и социальной фобии. Дополнительный опрос позволил установить, что девочка избегает не только речи, но и общения с незнакомыми людьми, в социальных ситуациях из-за чувства сильного смущения.

Селективным мутизмом страдает около 1% детей школьного возраста, большинство из них дополнительно отвечают диагностическим критериям социальной фобии (социального тревожного расстройства) (Bernstein, Pataki, 2002).

Со временем клиническая картина мутизма нередко осложняется появлением простых (изолированных) фобий, сепарационной тревоги (тревожного расстройства с боязнью разлуки), оппозиционно-вызывающего поведения. Светлана боится собак, пауков и воды, но критерии изолированных фобий у нее не выполняются.

До 70% детей с селективным мутизмом имеют в семейном анамнезе родственников с социальной фобией, подтверждение этого факта мы видим в семейной истории девочки (Black, Uhde, 1995).

Отсутствие речи в социальных ситуациях может быть признаком первазивного расстройства развития или нарушения речи. Наличие первазивного нарушения развития маловероятно в случае Светланы, с учетом нормального общения девочки с родителями, сиблингами и сверстниками дома, а также отсутствия стереотипных интересов и поведения.

У части детей мутизм развивается на фоне нарушения экспрессивной речи или речевой артикуляции. Рецептивное и/или экспрессивное расстройство речи также исключены по причине нормальной речи, которую девочка демонстрировала дома и в кабинете врача при его отсутствии.

Некоторое время назад считалось, что психическая травма является одной из причин селективного мутизма, но научные исследования не подтвердили эту гипотезу. В представленном клиническом случае специалистам, которые оказывали медицинскую и психологическую помощь Светлане, не удалось выявить в анамнезе заболевания девочки специфическую психическую травму, которая могла бы объяснить появление селективного мутизма.

На сегодняшний день большинство детских психиатров отрицают взаимосвязь между селективным мутизмом и психической травмой. Не удалось выявить травматические события и в анамнезе Светланы.

Кроме психической травмы появление мутизма у дошкольников и младших школьников может быть объяснено клинической динамикой социальной фобии. Можно, например, предположить, что Светлана болеет ранней и тяжелой формой социального тревожного расстройства (Albano et al., 2003). Дети и взрослые с таким расстройством активно избегают социальных ситуаций, в которых они могут стать объектом внимания и потенциальной негативной оценки. Родители обычно противодействуют поведению избегания, пытаются навязать детям активное участие в социальной жизни, заставляют их посещать школу и участвовать в общественных событиях. Подростки, страдая от такого времяпрепровождения, демонстрируют поведение избегания: конфликтуют с родителями, находят способы уклониться от посещения мероприятий, в которых их принуждают участвовать. Для Светланы, учитывая ее возраст, единственным спасением в ситуациях, когда она испытывала непереносимую тревогу и дискомфорт, являясь объектом внимания, могло оказаться молчание. Такое поведение сродни решению «замерзнуть» в ситуации выбора – «борись, или замерзни». Речь идет о механизме, который сложился в процессе эволюции нейробиологических механизмов выживания.

В любом случае, для клинической квалификации селективного мутизма должна быть предварительно проведена тщательная оценка тревоги и ситуаций, в которых она возникает, а также изучены возможности ребенка управлять этой ситуацией.

Полное обследование ребенка с селективным мутизмом, такого как Светлана, должно включать не только тщательное изучение его психических особенностей, клинический скрининг психических и поведенческих нарушений, но и оценку вербального развития (понимания и экспрессии речи, речевой артикуляции) (Albano, Hayward, 2004).

В случае Светланы, логопед указал на соответствующее возрасту развитие рецептивной и экспрессивной речи. В заключении указывается на непримечательную речь девочки.

Оценка речевого развития Светланы, проведенная логопедом, была бы более убедительной, если бы ее дополнили результатами тестирования. Для оценки пассивного и активного словаря девочки можно было, к примеру, воспользоваться Тестом Пибоди в картинках (1997). Целесообразно также проводить тесты для определения графо-моторных способностей, восприятия языка и слуха. Такие обследования позволили бы подтвердить обоснованность исключения других, связанных с расстройствами речи или слуха, предпосылок селективного мутизма. Заключение, построенное только на данных, полученных во время интервью с родителями, не всегда является объективным.

Многие родители детей с селективным мутизмом располагают видео- или аудиозаписью речи ребенка, его вербального общения с другими людьми. Такие записи также могут помочь в объективизации оценки речевого развития ребенка.

Можно также использовать наблюдение за ребенком в разных обстоятельствах: при общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Такое наблюдение дает много информации об активном и пассивном словаре ребенка, речевой артикуляции, стереотипе поведения, предшествующему тому моменту, когда он замолкает и перестает общаться.

Перечень ситуаций, рекомендованных для наблюдения, включает классную комнату или школу в целом, комнату ожиданий в отделении, игровые ситуации на детской площадке. Именно такая диагностическая стратегия была избрана в представленном клиническом наблюдении.

Были изучены речь и особенности общения Светланы, когда она находилась в комфортной для себя ситуации общения с членами семьи. Затем рассматривались ситуации, в которых она замолкала, когда незнакомые люди вторгались в ее окружение и принуждали к разговору. Важным также являлось наблюдение за поведением девочки при попытках знакомства с ней незнакомых людей.

Поскольку Светлана слишком мала для использования диагностических инструментариев, основанных на самооценке, для того чтобы оценить тяжесть тревоги и ассоциированных с ней психических нарушений применяли полуструктурированный опросник для родителей (Silverman, Albano, 1996). Информация, полученная от родителей, была дополнена наблюдениями за поведением ребенка.

Для всесторонней оценки тревоги и ассоциированных с ней психических нарушений также используются: скрининговая шкала детских страхов (FSSC), разработанная в Колумбийском университете Shore и Rapport (1998), многоаспектная шкала тревоги для детей (MASC), предложенная March et al. (1997), и контрольный список детского поведения Child Behavior Checklist (включая учительскую форму), предложенный Achenbach (1991).

Стратегии лечения

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, как и в случае со Светланой, стратегия лечения должна включать в себя психотерапевтическую модификацию поведения, причем вмешательства необходимо фокусировать преимущественно на родителях и людях, входящих в группу первичной поддержки ребенка. Именно такая стратегия лечения была предложена родителям Светланы.

Проблемой было то, что родители Светланы скептически относились к психотерапии. Три предыдущие попытки лечения девочки оказались неудачными. Терапию необходимо было начать с объяснения родителям того факта, что стандартизированные методики психосоциальной помощи маленьким детям с селективным мутизмом и тревожными расстройствами до настоящего времени не разработаны, но это не означает, что предлагаемое ребенку лечение не опирается на принципы доказательной медицины.

При планировании психотерапевтической стратегии для Светланы упор делали на детально разработанные методики лечения тревожных расстройств у детей школьного возраста и взрослых, а также на методы психотерапии, основанные на сфокусированной на родителях поддержке. Психотерапия, которая базируется на поддержке родителей, продемонстрировала впечатляющую эффективность у маленьких детей с разрушительными формами поведения.

В случае Светланы психотерапевтические вмешательства были сконцентрированы на работе над ее тревогой и нежеланием разговаривать за пределами дома.

Первым шагом в лечении девочки было проведение функционального анализа: где, с кем и когда девочка разговаривает, и где и в каких ситуациях она отказывается от речи. Этот анализ также включал тщательную оценку того, как люди вокруг Светланы реагировали на ее речь или молчание.

Как было указано в описании случая, ее родители и учителя, стимулируя появление диалоговой речи, действовали достаточно напористо, делали девочке незаслуженные комплименты, льстили, пытались подкупить, умоляли. Дети с социальной тревогой боятся любого внимания, поэтому чрезмерное внимание, уделяемое Светлане при попытках разговорить ее, вызывало у девочки состояние фрустрации и растерянности. Общение Светланы со сверстниками, особенно то, как они реагировали на нее в разных ситуациях, также было тщательно проанализировано.

Собственно лечение было начато с психообразования родителей, предоставления им инструкций относительно того, как изменить поведение девочки и создать условия для использования диалоговой речи.

При работе с маленькими детьми целесообразно использовать методологические приемы поведенческой модификации детско-родительских взаимодействий (PCIT), предложенные Eyberg и детально разработанные для родителей детей в возрасте 2-7 лет (Hembree-Kigin et al., 1995; Forehand, Long, 2002).

Эта терапия фокусируется на родителях. В ходе лечения используются техники как поведенческой, так и игровой терапии. Родители учатся играть со своими детьми, в процессе игры и через нее получая в простой для восприятия форме информацию, навыки воспитания ребенка и построения с ним взаимоотношений, способствующих снижению социальной тревоги и формированию просоциального поведения.

Можно выделить две составляющие такой терапии:

родители учатся описывать и понимать действия своего ребенка, размышляют над тем, что он испытывает, учатся замечать и хвалить его положительные действия, получать удовольствие от игры с ним;

родители учатся тому, как повысить эффективность управления дезадаптивным поведением ребенка; вместо системы поощрений и наказаний, используемых в традиционной поведенческой терапии, для модификации поведения родители стараются использовать природные, реально существующие в повседневной жизни ребенка стереотипы поведения.

Например, был случай, когда 4-летняя девочка с селективным мутизмом начала разговаривать в социально фрустрирующих ситуациях благодаря подкреплению социально адаптивного поведения при помощи «любимых кукурузных хлопьев». Каждое утро ребенок ел свои любимые хлопья из определенной чашки. Однажды эта чашка исчезла, а дома в наличии оказались только другие хлопья, которые девочка не любила. Когда семья пришла в клинику, в моем кабинете она увидела привычную чашку и любимые хлопья. За ответы, которые девочка давала на вопросы, она получала немного хлопьев из этой чашки. В дальнейшем ее начали вознаграждать «любимыми хлопьями» в школе и других социальных местах. Рассудительное использование этого метода позволило сформировать у ребенка желательное поведение.

В дополнение к работе с родителями проводилась специальная психообразовательная работа с учителем в классе, в который безуспешно пытались отдать девочку, и воспитателем детского садика, куда она продолжала ходить.

Поведенческая терапия Светланы, ее родителей и учителей включала функциональный анализ поведения, постепенное усиление вербального и соответствующего социального общения и игнорирование избегающего поведения девочки, включая мутизм.

Когда ребенок, который длительно молчал, начинает говорить, его начинают хвалить, делают ему комплименты. Педагоги ошибочно считают, что таким образом они позитивно воздействуют на ребенка, поощряя его говорить больше. На самом деле, такое внимание обычно действует угнетающе, усиливая дискомфорт и тревогу. Поэтому основной целью психообразовательных занятий с педагогами является обучение их умению быть мягкими и влиять на поведение ребенка деликатными, не фрустрирующими его воздействиями.

Учитель для поощрения может использовать «карточку общения», которая всегда будет находиться на парте ребенка. В ней отмечаются успехи, например, путем приклеивания улыбающихся рожиц всякий раз после того, как ребенок использует диалоговую речь. После того как ребенок получит определенное количество позитивных отметок, учитель может дополнительно наградить его, к примеру, позволив покормить живущих в классе рыбок и т. д. Очень важно, чтобы родители были в курсе успехов ребенка за день. Для этого в конце дня «карточку общения» следует отдавать родителям.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение может и должно рассматриваться как терапевтическая альтернатива при не поддающихся психологической терапии случаях мутизма у детей.

Факты подтверждают возможность эффективного использования медикаментов, прежде всего флуоксетина, при лечении детей с селективным мутизмом и связанных с ним тревожных расстройств (Black, Uhde, 1994). Психофармакотерапия показана детям, которые имеют коморбидные психические нарушения, например тяжелую депрессию или тревогу, при тяжелых клинических проявлениях мутизма, наличии длительного времени, в течение которого ребенок не разговаривает. Возможно применение и других, более современных селективных ингибиторов обратного захвата сератонина (СИОЗС).

У маленьких детей, таких как Светлана, терапию следует начинать с небольших доз СИОЗС, составляющих 25-50% стартовой дозы для взрослых, обычно применяемой для лечения тревоги или депрессии.

Дозу медикамента необходимо увеличивать каждые 5-7 дней до достижения терапевтического эффекта, но при сохранении минимальных побочных явлений. Некоторые дети реагируют на низкие дозы препаратов, другим требуются более высокие. Максимальная доза в конце месяца для флуоксетина не должна превышать 20-30 мг/сут, флувоксамина – 100-150 мг/сут, сертралина – 100-150 мг/сут, циталопрама – 30-40 мг/сут.

В случае отсутствия побочных эффектов, но при сохранении резидуальной симптоматики, могут применяться и более высокие дозы. Строгое наблюдение за улучшением состояния и мониторинг нежелательных реакций необходимы при применении СИОЗС у детей этой возрастной группы. Наиболее частыми побочными эффектами при терапии СИОЗС являются поведенческие нарушения, двигательная расторможенность, диспепсические жалобы и головная боль.

Если ребенок не реагирует на комбинированное лечение с применением медикаментозной и психотерапии, а правомерность диагноза селективного мутизма не вызывает сомнений, следует прибегать к более агрессивному фармакологическому лечению.

Ребенку, невосприимчивому или частично восприимчивому к низким или средним дозам СИОЗС, при условии их хорошей переносимости, назначают высокие дозы того же препарата.

Если увеличение дозы невозможно из-за наличия неприемлемых побочных эффектов, следующим шагом терапевтической стратегии может стать переключение на другой СИОЗС.

Критерии терапевтической резистентности для селективного мутизма не сформулированы, поэтому приходится использовать терапевтические алгоритмы для нечувствительных или частично реагирующих на терапию СИОЗС депрессий и тревожных расстройств, экстраполируя их положения на лечение селективного мутизма.

Родители детей, страдающих селективным мутизмом и тревожными расстройствами в странах Европы и США, могут также рассчитывать на поддержку специальных агентств. Эти агентства не относятся к системе медицинской помощи. Они являются примерами успешной организации психиатрической помощи в обществе, помощи, организованной на доврачебном уровне.

Родители, которые столкнулись с проблемой мутизма или тревожного расстройства у своих детей и смогли помочь им, представляют собой отдельный терапевтический ресурс. Приобретенные ими опыт и знания очень полезны для семей, которые впервые столкнулись с подобной проблемой.

Существуют национальные неправительственные организации, деятельность которых посвящена проблеме селективного мутизма и тревожных расстройств. В них родители могут получить помощь или поддержку. Среди таких организаций группа поддержки лиц с селективным мутизмом (www.selectivemutism.org), фонд «Миссия для лиц с селективным мутизмом» (www.selectivemutismfoundation.org) и ассоциация тревожных расстройств Америки (www.adaa.org).

Учитывая тот факт, что родители Светланы имели предубеждение относительно изолированного применения психотерапии, было принято решение о проведении комбинированного лечения, включающего психосоциальное и фармакологическое.

В качестве препарата первой линии выбора для фармакологического лечения был назначен раствор флуоксетина для перорального применения. Стартовая дозировка составила 2 мг/сут (0,5 мл раствора препарата).

Через 10 дней терапии родители отметили, что состояние Светланы улучшилось, уменьшились страхи, ребенок стал охотнее ходить в садик. Воспитатели также отметили позитивную настроенность девочки и большую готовность к групповым играм.

Через 4 недели приема препарата девочка уже учас-твовала в групповых играх и разговаривала с двумя сверстниками.

Светлана в целом хорошо переносила медикаментозное лечение. Родители заметили, что девочка стала более неугомонной и подвижной, но не рассматривали эти изменения в ее поведении как проблему.

После того как доза флуоксетина была увеличена до 4 мг/сут, невербальная активность Светланы в детском садике существенно увеличилась, родители отметили, что девочка стала менее сдержанной и начала свободнее и громче говорить с ними в публичных местах.

Поведенческие тренинги были направлены на десенсибилизацию девочки через постепенное усложнение воздействий, начиная с ситуаций, в которых Светлана уже говорила или, казалось, вот-вот заговорит, а затем постепенно вовлекали ее в ситуации, провоцировавшие появление у нее тревоги и мутизма.

Одновременно воспитатели и родители девочки были проинструктированы о необходимости перестать насильно заставлять Светлану говорить. Также их просили воздержаться от дискуссий в присутствии девочки о причинах ее молчания. Мама приходила со Светланой в садик и играла с ней в игровой комнате, когда там никого не было, поддерживая вербальное общение. Количество и разнообразие речи ребенка первоначально были незначительными, но с 4-й недели лечения начали увеличиваться.

Через 6 недель лечения дозировку флуоксетина повысили до 6 мг/сут. Гиперактивность и импульсивность появились с первых дней приема препарата и возрастали после каждого увеличения дозировки, но родители Светланы все равно не считали это проблемой, были сконцентрированы на позитивной терапевтической динамике и настаивали на продолжении лечения.

Через 8 недель приема флуоксетина можно было наблюдать, как Светлана общается с воспитателем на игровой площадке. Учитель школы, которую девочка вынуждена была покинуть из-за отсутствия речи, и с которой ранее никогда не говорила, пришла к ней домой, и Светлана с ней заговорила. Воспитательница в детском саду, в соответствии с полученными инструкциями, стала заходить в игровую комнату, когда девочка играла и разговаривала с мамой. Воспитательница ходила по комнате, но избегала общения и даже не смотрела на девочку. Сначала Светлана становилась напряженной и замолкала, но такая реакция прошла через несколько дней, и девочка снова начала свободно общаться с мамой, не обращая внимания на присутствие других людей. Воспитательница начала постепенно увеличивать свое внимание к Светлане во время таких сеансов.

Через 10 недель приема СИОЗС Светлана начала говорить в садике со всеми детьми и персоналом, громко разговаривала, находясь напротив группы людей на прогулке. Четыре недели спустя девочка стала посещать школу, где ее охарактеризовали как «маленькую болтушку».

В связи с гиперактивностью и импульсивностью дозу флуоксетина уменьшии до 4 мг/сут. Состояние Светланы продолжало улучшаться, при этом дезадаптивное поведение прекратилось.

Девочка стала общаться с незнакомыми взрослыми дома и в социальных местах. Ее боязнь собак и воды исчезла. Через 11 месяцев после начала лечения Светлана свободно, без ограничений посещала школу. Летом в течение двух недель она отдыхала в лагере, где абсолютно свободно общалась с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Спустя 12 месяцев приема СИОЗС доза флуоксетина была уменьшена до 2 мг/сут, затем через 2 месяца до 1 мг/сут, после чего препарат отменили. На фоне уменьшения дозировки и отмены лекарства родители отметили, что девочка стала менее веселой, но это ухудшение настроения исчезло в течение нескольких недель.

Во втором классе школы Светлану описывают как жизнерадостную и не менее общительную, чем ее сверстники.

В клинической практике приблизительно у трети детей с мутизмом отмечается заметное улучшение, треть реагируют на лечение незначительно. Маленькие дети лучше отвечают на терапию, чем дети постарше. Собственно тревожно-фобическая симптоматика редуцируется быстрее, для устранения проявлений мутизма, даже при хорошем первичном терапевтическом ответе, может потребоваться от 3 до 6 месяцев.

Гиперактивность, импульсивность и оппозиционное поведение являются частыми побочными эффектами, наблюдающимися приблизительно у 50-70% детей, принимающих флуоксетин. Обычно нарушения поведения не столь существенны. Они могут быть более ярко выражены у детей с коморбидным гиперкинетическим расстройством. Если нарушения концентрационной функции внимания вызывают беспокойство, но анксиолитическая терапия необходима, можно рассмотреть целесообразность терапии кломипромином.

Оптимальная терапевтическая доза и длительность лечения для флуоксетина не установлены. Рекомендуется низкая стартовая доза (2-4 мг/сут), с постепенным увеличением. Многие маленькие дети хорошо реагируют на дозировку 4-6 мг/сут, тогда как у детей постарше улучшения могут наблюдаться при увеличении до 10 мг/сут. Длительная терапия (1-2 года после исчезновения симптомов) и постепенное уменьшение дозы препарата улучшают прогноз после его отмены.

Многие дети, которые хорошо отвечали на терапию СИОЗС, после прекращения приема лекарств демонстрируют усиление замкнутости и ухудшение речи. Часть детей, заговоривших при терапии СИОЗС, замолкали после ее прекращения. Часто после отмены лечения наблюдаются аффективные нарушения, например дисфория. Дети с более выраженным терапевтическим ответом на СИОЗС лучше реагируют на уменьшение дозы и прекращение их приема, чем те, которые отвечают на лечение, но остаются замкнутыми.

Поведенческая терапия селективного мутизма также не была хорошо изучена. Можно только эмпирически рассуждать, что она полезна, можно также предположить, что комбинация поведенческого и медикаментозного лечения более эффективна, чем любой из этих методов, применяемых в качестве монотерапии.

Для более легких случаев селективного мутизма или детей, которые демонстрируют улучшение без лечения, поведенческую терапию нреобходимо проводить до использования медикаментозной. Как систематическая десенсибилизация, так и поведенческая модификация с применением определенных целей и воздействий могут быть полезными.

Следует учитывать, что тактика принуждения к речевому общению, применяемая многими родителями, только увеличивает тревогу и приводит к еще большей замкнутости ребенка. Одной из целей терапии является осознанный отказ родителей от такой терапевтической стратегии.

1 Государственный медицинский университет северных территорий штата Нью­Йорк (Сиракузы, США);
2 Украинский научно-исследовательский институт социальной, судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины (г. Киев);
3 Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца (г. Киев).

Если ребенок ведет себя тише воды и ниже травы, возможно, он просто слишком стесняется. Но может быть и так, что малыш страдает психическим расстройством. Ким О"Коннелл узнала, что у ее сына Деклана селективный мутизм (от латинского mutus — немой), когда тому было три года. Ребенок мог говорить, буквально захлебываясь, а потом надолго замолкать.

"В моем животе пленка, и все слова застряли там", — так сам Деклан, которому уже пять лет, описывает свой недуг. Говорит он быстро, и Ким так же быстро задает ему вопросы, чтобы понять, что именно чувствует мальчик: она боится, что если промедлит с вопросом хоть на секунду, сын снова замолчит.

Селективный мутизм (СМ) — довольно редкое расстройство и пока что плохо изученное. При одних обстоятельствах люди говорят совершенно свободно, при других — зажимаются и из них нельзя вытянуть ни слова. Для родителей такой диагноз у их ребенка означает разочарование и страх. "Я столько раз была в отчаянии, потому что не могла услышать своего сына, — рассказывает Ким. — Доходило до того, что мне хотелось открыть ему рот и самой вытащить оттуда хоть пару слов".

Дети с селективным мутизмом, как правило, не любят ходить в школу — завести друзей им сложно, отвечать у доски — практически невозможно, да и участие во всяких мероприятиях, типа школьного концерта или занятий в кружке, становится проблемой. Если не лечить СМ в детском возрасте, это закончится хронической депрессией уже у взрослого. В самых запущенных случаях этот диагноз приводит к тому, что человек становится маньяком.

СМ официально признан Американской психиатрической ассоциацией как психическое расстройство, которое часто сопутствует социофобии. А это, между прочим, третье по "популярности" нарушение психики среди американцев. Несмотря на это, большинство людей, в том числе и педагогов, склонны рассматривать СМ как простую застенчивость. "Он подрастет и перестанет стесняться", "Как он мило смущается", — вот обычная реакция непосвященных людей на ребенка, страдающего селективным мутизмом. В результате СМ диагностируется довольно редко, и, соответственно, так же редко его начинают лечить.

Доктор Элиза Шипон-Блюм, эксперт по вопросам СМ, говорит, что дети с этим расстройством в буквальном смысле страдают молча, тогда как большинство неправильно истолковывает их молчание.

"Такое отношение означает, что дети не получают необходимой им помощи. И даже должного сочувствия", — констатирует Шипон-Блюм.

Деклан всегда был довольно застенчивым — как тогда думала Ким. Он никогда не соглашался выступать перед посторонними в одиночку, не говорил первым "привет" и не махал рукой на прощание. Когда однажды Ким устроила детский клуб в одной из комнат своего дома, куда пришло множество посетителей, Деклан куда-то исчез. Ким нашла его в детской — он лежал, свернувшись калачиком, на полу. "Мне больше нравится быть одному", — признался он. Тогда у Ким промелькнула мысль о том, что ее сын интроверт, но она не придала этому особого значения.

Позже у Деклана начала "застревать" слова. Сначала он замолкал в присутствии учителей и одноклассников, потом — при няне и дальних родственниках, а в конце концов — и при маме с папой. Периоды мутизма каждый раз становились все более и более продолжительными, с одного часа до четырех, с восьми — до полутора суток. Однажды Деклан не проронил ни слова на протяжении двух недель, и Ким чуть не сошла с ума, пытаясь заставить сына заговорить.

В те редкие моменты,

когда на Деклана находила говорливость, он становился настоящим лириком: "Я чувствую, что слова находятся за закрытой дверью, но у меня нет ключа от нее", — объяснил он как-то раз. Когда же он молчал, то на вопрос Ким, где его слова, мальчик показывал себе на ноги. Если он указывал на живот, это считалось хорошим признаком. Однако никогда его слова не находились рядом со ртом.

Чтобы знать, с чем она имеет дело, Ким углубилась в изучение литературы о СМ и выяснила, что это расстройство обычно проявляется в дошкольные годы, когда дети впервые начинают сталкиваться с давлением со стороны. Ранее бытовало название "элективный мутизм" (от английского elect — "выбирать"), поскольку считалось, что ребенок сознательно замолкает в знак протеста, а не по какой другой причине. В 1994 году психиатры окончательно закрепили за расстройством название "селективный мутизм", чтобы отразить его суть: немота — это непроизвольная реакция. В то же время СМ не относится к аутистическим расстройствам, хотя эти недуги часто путают.

Однако больше всего Ким встревожила история Чо Сын Хи, печально известного "вирджинского стрелка",

убившего 32 и ранившего 25 человек в кампусе Вирджинского Политехнического института в апреле 2007 года. Как выяснилось, наряду с шизофренией и депрессией Чо страдал от селективного мутизма. Выходец из Южной Кореи проходил медикаментозную терапию, но так и не излечился. На стене своей комнаты в общежитии он написал строчку из песни Shine группы Collective Soul: "Научи меня говорить, научи меня делиться". В конце концов, он сделал так, чтобы все услышали его голос — выбрав самый ужасный из всех возможных способов.

Ким надеется, что ее ребенок сможет избежать такой участи. По крайней мере, она намерена сделать все для этого. Педиатр направил их к прекрасному психологу, который специализируется как раз на СМ. Благодаря терапии и коррекции стиля воспитания Деклана, ситуация улучшилась. Он снова начал разговаривать с мамой и папой, позже — с друзьями, а затем и с няней. Учителя, в свою очередь, приложили все усилия к тому, чтобы и на уроках мальчик чувствовал себя комфортно, хотя в школе он по-прежнему молчит.

Наталья Синица

www.medpulse.ru

Общая характеристика мутизма. Причины возникновения патологии и основная ее симптоматика. Диагностика и коррекция озвученного психомоторного заболевания.

Содержание статьи:

Мутизм (mutus) - это тяжелое заболевание, которое связано с нарушением психомоторики у человека. Подобное расстройство подразумевает тот факт, что субъект не в состоянии ответить на поставленные ему вопросы. При этом у него не диагностируются проблемы с речевым аппаратом и он прекрасно слышит собеседника. Чтобы наиболее эффективно бороться с данной проблемой, необходимо знать все нюансы озвученного недуга.

Описание заболевания мутизм


Прежде всего подобным психомоторным заболеванием заинтересовался К.О. Ягельский, который среди основных симптомов истерического расстройства указал мутизм. Затем в работу подключился знаменитый немецкий психиатр Э. Крепелин, взявший за основу своей деятельности исследования Карла Людвига Кальбаума (основоположника учения о кататонии). Оба специалиста считали, что мутизм является одной из составляющих нарушений, которые происходят из-за двигательных расстройств. Данная теория довольно долго практиковалась в немецкой медицине до тех пор, пока за дело не принялись французские психиатры.

Учитель Зигмунда Фрейда, Ж-М. Шарко, рассмотрел мутизм в контексте такого заболевания, как истерия. Свои выводы он объяснил тем, что его пациенты после перенесенного стресса на некоторое время теряли дар речи, понимая при этом обращенные к ним вопросы. К тому же они могли четко описать на бумаге все то, что ощущали на момент исчезновения у них возможности говорить.

В наши дни среди специалистов точки зрения относительно мутизма несколько расходятся. Психологи считают его неспособностью найти свое место в социуме. Неврологи придерживаются мнения о том, что он является самым обычным неврозом. Психиатры не настолько лояльны в своих выводах. Они относят описываемое заболевание к психическим отклонениям наравне с шизофренией и истерией.

Причины возникновения мутизма

Данная патология может развиться в любое время. Следовательно, причины мутизма стоит рассматривать с точки зрения возрастной категории.

Факторы-провокаторы развития мутизма у детей


Озвученное состояние у подрастающего поколения в некоторых случаях путают с тяжелыми психическими заболеваниями. Подобные выводы не совсем соответствуют истине, потому что истоками специфической немоты у детей становятся следующие факторы:
  • Деформация речевых органов . При короткой уздечке или «волчьей пасти» у ребенка нарушается вербальная деятельность, вследствие чего он может замолчать.
  • ЗПР . При задержке психического развития дети не всегда до конца понимают поставленные им вопросы. Защитной реакцией у них при этом может стать «добровольная» немота.
  • Шизофрения . Тяжелое психическое заболевание всегда характеризуется искажением сознания, которое часто сопровождается стойким мутизмом.
  • Аутизм . При данном недуге дети отличаются от своих ровесников не только погружением в свой внутренний мир, грациозно-вычурными движениями, но в некоторых случаях и мутизмом.
  • Генетическая предрасположенность . Если в роду ребенка уже встречались случаи подобной психомоторной патологии, то у него возрастает риск получить озвученное заболевание по наследству.
  • Сильный шок . В данной ситуации речь может идти о физическом или сексуальном насилии, смерти родителей или наблюдении в прошлом за критической ситуацией (терактом, стихийным бедствием, убийством, ДТП и т.д.). В качестве примера можно привести 6-летнюю девочку Салли (героиню фильма «Карточный домик»), которая после гибели отца-археолога замолчала. Ее матери пришлось приложить максимум усилий, чтобы ее малышка снова заговорила.
  • Изменение социального статуса . Многие дети в 3-летнем возрасте впервые переступают порог дошкольного заведения. Для некоторых из них подобный эксперимент становится настоящим шоком, поэтому воспитатели рекомендуют родителям в течение пары недель забирать своего малыша из сада сразу после обеда. Однако этого времени недостаточно для адаптации ребенка к новой среде. Немота в некоторых случаях становится защитным щитом от социума для маленьких особ. Подобный процесс может произойти и тогда, когда дети становятся первоклассниками.
  • Неправильное семейное воспитание . Некоторые родители считают, что крик, длительные нравоучения и даже физическая расправа пойдут их отпрыску только на пользу. При этом они совершенно не стесняются выяснять между собой отношения прямо в присутствии ребенка. В итоге их сын или дочка замыкается в себе и перестает разговаривать с домашними тиранами.

Причины формирования мутизма у взрослых


В более старшем возрасте мутизм обычно проявляется у представительниц прекрасного пола. Однако специалисты приводят примеры, когда этот диагноз ставили и взрослым мужчинам. Предпосылками формирования мутизма у взрослых можно считать следующие факторы:
  1. Повышенная чувствительность . Если данное качество сопровождается гипертрофированной мнительностью, то вполне возможно, что после при очередной импульсивно-эмоциональной реакции человек приобретет описываемый синдром.
  2. Инсульт . После перенесенного нарушения кровообращения у пострадавшей стороны констатируется поражение тех участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность.
  3. Проблемы с голосовыми связками . Вызваны они могут быть как их повреждением, так и полным параличом этих мышечных складок.
  4. Удаление гортани . Подобное хирургическое вмешательство проводится в случае диагностирования в данной области злокачественных новообразований.
  5. Перенесенная кома . При выходе из этого состояния пострадавший сначала узнает близких, понимает их, а уже затем восстанавливает свою собственную речевую деятельность.

Обратите внимание! Если мутизм вызван истерией у взрослого человека, то протекание заболевания будет иметь временный характер. Однако при очередном эмоциональном всплеске немота может вернуться.

Разновидности мутизма


Данная патология имеет пять форм, каждая из которых обладает своими особенностями:
  • Кататонический мутизм . Подобное расстройство является немотивированным фактором, потому что механизм его образования не зависит от влияния внешних обстоятельств. Ничто при этом не мешает человеку общаться, но в основе его мутизма лежит такое понятие, как негативизм.
  • Психогенный мутизм . Само название разновидности описываемого заболевания говорит о том, что речь идет о посттравматической реакции на перенесенные тревожные или трагические события.
  • Истерический мутизм . При подобном конверсионном расстройстве личности некоторые особы молчанием хотят привлечь к себе внимание общественности. Озвученная психологическая немота присуща обычно детям и женщинам. Специалисты отметили тот факт, что у пожилых людей озвученное явление встречается довольно редко.
  • Акинетический (органический мутизм) . В данном случае речь пойдет о серьезных поражениях головного мозга. Опухоли и огнестрельные раны могут стать причиной развития расстройства такого рода.
  • Избирательный мутизм . В определенной ситуации и только с ограниченным кругом людей человек с таким диагнозом готов завязать диалог. В иных случаях на него нападает немота.

Основные симптомы синдрома мутизма


Некоторые люди немногословны от природы и стараются отделаться жестами при поставленном им вопросе (киванием головы, разведением рук). Однако можно заподозрить человека в мутизме даже при знакомстве, если он проявляет следующие черты характера личности:
  1. Нервность . Любой из нас боится того момента, что он может быть кем-либо высмеян. Некоторые особы, которые не обладают чувством такта, могут даже в грубой форме «поддержать» диалог фразами «глухих повезли» или «вытащи вату из ушей». В итоге ребенок или взрослый с озвученной проблемой уже заранее будет ждать насмешек и начнет нервничать.
  2. Социальная неуклюжесть . Сложно чувствовать себя, как рыба в воде, в коллективе или наедине с одним человеком, если возникшая немота не дает возможности вступить в диалог. Именно по этой причине люди с синдромом мутизма выглядят «белой вороной» в социуме.
  3. «Колючесть» . Некоторые особы (особенно дети) не только проявляют болезненную молчаливость, но и возводят вокруг себя невидимую стену. Любого, кто попытается пересечь ее границы, они воспринимают в штыки.
  4. Чрезмерная застенчивость . Даже очень стеснительные персоны односложно отвечают своему собеседнику. Люди с поставленным диагнозом «мутизм» могут максимум при помощи жестов среагировать на поставленный им вопрос.
  5. Заторможенность . При наличии психологической немоты, которая сопровождается задержкой психического развития, окружающие в итоге имеют дело с особой, которая практически не реагирует на них.
Все перечисленные черты характера личности вовсе не означают, что речь идет о человеке, с которым не стоит иметь дело. Люди с синдромом мутизма не являются гордецами, а просто не в состоянии смотреть в глаза другим особам. Виной этому становится тот фактор, что, кроме озвученной проблемы, они дезадаптированы в социуме.

Признаки, по которым можно определить данную патологию, довольно ярко выражены. Симптомы мутизма у детей и взрослых выглядят обычно следующим образом:

  • Избегание вербального общения . Некоторые люди могут говорить, но по какой-либо причине наотрез отказываются это делать. В итоге они постараются отвечать или с помощью жестов, или будут избегать любых контактов с окружением.
  • Ясность мыслей . Если речь не идет о ЗПР, шизофрении или истерии, человек с признаками мутизма отлично может анализировать происходящие вокруг него события.
  • Способность излагать осознанное на бумаге . При той же афазии люди не смогут произвести озвученные действия. Во время «обета молчания» человек не лишается подобных навыков.
  • Склонность к невербальной манере общения . Таким особам иногда вполне достаточно ответить на вопрос киванием головы, разведением рук или при помощи мимики.

Диагностика заболевания мутизм


Сложнее всего сделать заключение относительно ребенка, потому что грань между его простым капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна.

Некоторые родители-оптимисты уверены, что «добровольная» немота пройдет сама по себе по мере созревания их отпрыска. В итоге заболевание принимает хроническую форму, и на его лечение понадобится уже большое количество времени. Во избежание озвученных последствий при первых же тревожных симптомах проводится следующая диагностика мутизма:

  1. Общий сбор сведений . Терапевт прежде всего проанализирует, как протекала беременность будущей мамы и какие травмы/инфекции она перенесла во время вынашивания плода. Затем он выявит реакцию маленького пациента на прививки, а также проследит за динамикой его развития. Далее психолог, опираясь на диагностику терапевта, поговорит с ребенком, чтобы выявить все его тайные и явные фобии, чтобы правильно в дальнейшем организовать курс лечения.
  2. Осмотр у невролога . Озвученный специалист проведет ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания малыша или подростка. Затем он измерит ребенку давление и проанализирует наличие/отсутствие у пациента каких-либо патологий неврологического характера (косоглазие, асимметрия лица и т.д.).
  3. Краниограмма . Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента (объемы, строение), делается рентгеновский снимок черепа.
  4. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) . Озвученные методы диагностики выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но с более точным и развернутым результатом.
  5. ЭЭГ (электроэнцефалография) . Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге ребенка, невозможно создать полную клиническую картину такого психомоторного заболевания, как мутизм.
  6. Анализ мочи и крови . Кроме основных показателей, специалисту необходимо будет ознакомиться с уровнем гормонов в озвученных жидкостях биологического характера.
По мере необходимости родителям придется пройти ряд дополнительных исследований. Возможно, необходима будет консультация у дефектолога, логопеда и психиатра.

Особенности лечения мутизма

Современная практика позволяет избавиться или сгладить симптомы данной специфической немоты. Следует при этом помнить о том, что действовать необходимо во многих направлениях воздействия на больного: психологическом, неврологическом, психиатрическом и логопедическом.


Озвученная патология является прежде всего детским недугом. При первых же отклонениях в поведении ребенка необходимо в обязательном порядке пройти обследование у специалистов. В случае необходимости они назначат медикаментозное лечение и даже операцию (при деформации речевых органов).

В свою очередь в домашних условиях старшее поколение семьи при мутизме у детей может помочь им следующим образом:

  • Создание доброжелательной обстановки . В жилище, где царит мир и взаимопонимание, редко по непонятной причине замолкают дети. Ребенок должен почувствовать, что его любят и прислушиваются ко всему, что он скажет.
  • Адекватность в наказании . Потакать любой прихоти своих отпрысков однозначно не нужно. Однако практика показывает, что детская психика часто не выдерживает жестокости и несправедливости со стороны взрослых людей. Вместо физической расправы лучше лаконично объяснить сыну или дочке, в чем заключается их провинность.
  • Запрет на непосильные требования . Болезненная молчаливость часто формируется у тех детей, на которых родители взвалили непосильную для их возраста ношу. Если некогда жизнерадостный ребенок вдруг замолчал, то следует пересмотреть критерий возведенных ему требований.
  • Выполнение обещаний . Дети верят, что их родители всесильны и всегда держат свое слово. Специалисты описали один случай, когда девочка не реагировала на папу и маму почти полгода, потому что вместо совместного отдыха они предпочли заняться новым проектом.
  • Смена окружения ребенка . Если избирательный мутизм сформировался после перенесенной психологической травмы, то родителям нужно подыскать новое детское учреждение или прекратить общение с пугающей их отпрыска особой.
  • Ролевые игры . В качестве главного героя можно выбрать игрушечную собаку, которая ни с кем не хочет разговаривать. В качестве тем рекомендуется проинсценировать следующие ситуации: животное потерялось - прохожие не могут помочь молчащей бедолаге или хозяину очень плохо - его четвероногий друг с мутизмом не в состоянии позвать на помощь. Ребенку предлагается не просто прочувствовать предложенную сценку, но и придумать ее завершение хотя бы при помощи жестов или написания на бумаге. Со временем у него появится желание высказать свое мнение вслух по поводу происходящего.
  • Регулярное посещение специалистов . Не стоит недооценивать помощь, которую может оказать тот же невролог и психолог. Особенно такие семейные визиты необходимы в случае психогенного и истерического мутизма. Занятия с логопедом также бывают нужны при поставленном диагнозе в виде «добровольной» немоты.
Если ребенок получил какую-либо травму, стал вести себя странным образом и замолчал, то необходимо срочно принимать меры. Некоторые родители категорически против рекомендаций посетить вместе со своим чадом психиатра, считая это клеймом на всю жизнь для всей семьи. Подобным бездействием и элементарным невежеством они наносят ребенку непоправимый вред, потому что заболевание затем приобретает стойкий характер.

Традиционная терапия при синдроме мутизма


Существует большое количество методик, которые позволяют оказать помощь пациенту с «добровольным» молчанием. Коррекцию мутизма при помощи традиционной терапии обычно проводят следующим образом:
  1. Дыхательные упражнения . В данном случае лучше всего подыскать опытного инструктора. Он научит своего подопечного глубокому/поверхностному, частому/редкому, нижнему/среднему/верхнему и смешанному дыханию. Освоив эти азы, можно попробовать заняться йогой, которая поможет координировать духовные и физиологические функции организма.
  2. Массаж . Понадобится он не только для того, чтобы размять мышцы. С помощью него организм успокоится и быстрее восстановится после перенесенной физической или психологической травмы. Как альтернативу озвученной терапии можно использовать гидромассаж.
  3. Иглорефлексотерапия . Иглоукалывание при мутизме поможет пациенту бороться с некоторыми патологиями нервной системы. Назначается оно специалистом, а в случае самовольных действий акупунктура обернется инвалидностью.
  4. . Некоторые люди считают, что подобная методика применима исключительно по отношению к детям. Однако коррекция мутизма у взрослых также подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с ее помощью самых неожиданных решений.
  5. Фототерапия . Люди любого возраста любят рассматривать снимки (особенно семейные). Если человек замолчал в знак протеста, то он может заговорить, если увидит волнующий для него момент на фотографии.

Медицинские препараты для лечения мутизма


В некоторых случаях без применения лекарств все же не обойтись. Следует только помнить о том, что самолечение не только не поможет, но и нанесет существенный вред пострадавшей стороне. Обычно после тщательного исследования больному прописываются следующие медикаменты:
  • Антидепрессанты . Их прием особенно необходим при психогенном мутизме. Обычно врач назначает такие препараты, как Флуоксетин или Прозак.
  • Нейролептики . Данные антипсихотические вещества необходимы для лечения психических расстройств. В этом отлично помогут лекарства типа Френолона, Гидазепама и Рисперидона.
  • Бензодиазепины . Подобные психоактивные средства обладают седативным, снотворным и анксиолитическим действием. При мутизме специалисты чаще всего рекомендуют применение Гидазепама, Фторфеназина и Алпразолама.
  • Ноотропные препараты . Основу их составляет витамин В15, который продлевает жизнь человеку и помогает бороться со стрессом. Больше всего в этом случае подойдут Пирацетам, Салбутамин и Оксирацетам.
Как лечить мутизм - смотрите на видео:


Коррекция мутизма напрямую зависит от того, что стало причиной его возникновения и как долго протекает заболевание. Личные качества пострадавшей стороны также важны при прогнозе сроков предстоящего лечения. Главное при этом запастись терпением, чтобы добиться в дальнейшем исключительно положительного результата.

пʼятниця, 6 січня, 2017

Это психическое расстройство может поражать некоторых детей - в основном девочек – дети почти полностью избегают говорить в определенных обстановках, таких как школа. Вот то, что вам необходимо знать о причинах и лечении избирательного мутизма.

Селективный мутизм - психическое расстройство, которое характеризуется способностью говорить комфортно в той или иной ситуации (например, дома) почти все время - и неспособностью говорить в других обстановках вообще (например, в школе или в общественных местах).

1 из 140 детей страдает данным расстройством, а у более 50 % детей с селективным мутизмом развивается еще одно тревожное расстройство – социальная фобия. По данным исследования, селективному мутизму более подвержены девочки, чем мальчики.

Признаки и симптомы

Из-за того, что дети с СМ (селективный мутизм) часто просто отлично говорят у себя дома, родители в течение многих лет не могут понять, что существует проблема. Так как такие дети, как правило, не разговаривают в школе, часто именно учитель доносит проблему до сведения родителей. «Учитель высказывает свое волнение, потому что, хотя ребенок кажется здоровым и счастливым, он не разговаривает с друзьями или с ней, - объясняет детский психолог Анастасия Бирюкова, - вместо того, чтобы общаться, ребенок кивает или использует жесты».

Селективный мутизм не следует путать с проблемой задержки речи. Также не следует путать это состояние с тем, что обычно происходит в начале учебного года с некоторыми учениками, особенно иммигрантами. Такие проблемы почти всегда носят непродолжительный характер.

Причины

Существует сильный генетический компонент, приводящий к селективному мутизму – почти 75 % вероятности, что ребенок будет иметь данное заболевание, если по крайней мере один из родителей имеет психическое расстройство. Ребенок, который чувствует тревогу в новых, неожиданных или нежелательных ситуациях, может чувствовать себя не в состоянии говорить. Выраженная конституциональная застенчивость может усиливаться домашним стрессом, положением иммигранта или смущением, вызванным относительно небольшими трудностями в артикуляции или когнитивными проблемами.

Лечение

В зависимости от тяжести селективный мутизм обычно лечат с помощью поведенческой терапии, медикаментозных препаратов, или обоими способами.

«Для маленьких детей, которые ходят в школу и наслаждаются учебой, будет достаточно только поведенческой терапии. Старшим детям, которые испытывают трудности ходить в школу, имеют семейную историю психических расстройств, могут быть назначены лекарства - часто селективный ингибитор обратного захвата серотонина (СИОЗС) - наряду с поведенческим вмешательством», - говорит психолог.

Во время поведенческой терапии, ребенок и родитель будут играть вместе в игры, которые укрепляют способность ребенка делать то, что специалисты называют «храбрым разговором». Если они играют с Lego, например, родитель будет учиться избегать односложных вопросов, которые не способствуют никакому реальному разговору. «Да-нет вопросы являются привычкой родителей, которую сложно изменить, - говорит Анастасия, - таким образом, вместо того, чтобы спросить ребенка: «Ты хочешь играть с Lego?», родителю будет предложено задать вопрос: «Ты хочешь поиграть с Lego или складывать пазлы?» или «Во что хочешь поиграть?». Также важно подождать не менее 5 секунд прежде, чем сказать что-то еще, давая ребенку реальный шанс ответить. «Примерно за пять секунд ребенок понимает, что его не собираются спасать, и ему придется ответить», - говорит психолог.

После того, как ребенок комфортно себя чувствует и играет с одним из родителей в кабинете терапевта, ребенок начнет делать то же самое с одним только терапевтом. После налаживания контакта, терапевт идет с ребенком в школу и делает то же самое там. Преподаватели и консультанты в школе также обучаются терапии, и в конечном итоге ребенок достигает точки, когда он может говорить самостоятельно в классе. Если у ребенка есть проблемы с речью в других местах, например, в спортивной секции или в доме родственника – там будут использоваться такие же стратегии.

У некоторых детей лечение может занять больше времени, чем у других - от нескольких месяцев до нескольких лет. Но в конце лечения, дети будут отвечать на вопросы в классе, общаться с детьми на площадке, разговаривать со всеми своими родственниками, и самостоятельно заказывать себе мороженое в кафе. Психолог говорит: «После того, как дети начинают говорить, они почти никогда не оглядываются назад».

Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неврологические расстройства, свойственные некоторым (истерия, );
  • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
  • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:
  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями ( , энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Симптомы

Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
  • сохранение эмоциональной окраски;
  • сохранение активных двигательных функций;
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.

Лечение

Препараты

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

Психотерапия

Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).


Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

Прогноз

Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, навязчивые состояния, психические расстройства).

  • Читайте также:

Профилактика

  • При возникновении молчаливости следует обратиться к специалисту не позднее двух месяцев от начала возникновения проблем.
  • Важно внимание учителя или воспитателя к поведению каждого ребёнка, умение установить индивидуальный контакт с каждым подопечным.
  • Найти индивидуальный поход к тревожному ребёнку родителям и учителям, сочетающий в себе доброжелательность и твёрдость.
  • Крайне важна правильная позиция родителей ребёнка. Они должны избегать конфликтов в семье, всячески поощрять попытки ребёнка преодолеть барьер общения и начать разговаривать.
Оцените статью: