Литосфера и строение земли формирование литосферных плит земли. Крупнейшие географические объекты

В архиве: три урока по географии на тему "Литосфера"


«litosfera_plita»

Литосферная плита - это крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы. Согласно теории тектоники плит, литосферные плиты ограничены зонами сейсмической, вулканической и тектонической активности - границами плиты.


Разделение земной коры на плиты не однозначно, и по мере накопления геологических знаний выделяются новые плиты, а некоторые границы плит признаются несуществующими.


А. Вегенеру пришла мысль о возможном перемещении материков, когда он внимательно рассматривал географическую карту мира. Его поразило удивительное сходство очертаний берегов Южной Америки и Африки.



Образование и движение плит связано с перемешиванием вещества мантии вследствие разности температур в верхней и нижней ее части



Границы плит бывают трёх типов: дивергентные, конвергентные и трансформные.


Границы плит бывают трёх типов: дивергентные, конвергентные и трансформные.




Образование гор и срединных хребтов



Смещение плит при землетрясениях


Просмотр содержимого презентации
«Складч. пояс»









Горст - приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.

Грабен - участок земной коры, опущенный относительно окружающей местности по тектоническим разломам.






Просмотр содержимого презентации
«Древние материки»


Древние материки

География материков и океанов


История формирования рельефа Земли

С момента образования Земли - 4,6 млрд лет назад - облик её поверхности многократно менялся: материки и океаны приобретали разные размеры и очертания. Современное географическое положение материков и океанов, особенности их рельефа - это результат длительного геологического развития Земли.


Пангея, 200 млн.лет назад

Пангея - название, данное Альфредом Вегенером прото-континенту, возникшему в эпоху палеозоя.


Древний материк и океан

В процессе формирования Пангеи из более древних континентов на местах их столкновения возникли горные системы, некоторые из которых просуществовали и до нашего времени, к примеру Урал или Аппалачи. Эти ранние горы гораздо древнее таких сравнительно молодых горных систем как Альпы в Европе, Кордильеры в Северной Америке, Анды в Южной Америке или Гималаи в Азии. Из-за длящейся много миллионов лет эрозии Урал и Аппалачи - обкатанные невысокие горы.

Гигантский океан, омывавший Пангею, носит название

Панталасса .



Около 200 млн лет назад Пангея начала раскалываться и распалась сначала на два континента: Лавразию и Гондвану.

Дальнейшие расколы разделили Лавразию на Северную Америку и Евразию, а Гондвану - на южные материки: Африка, Южная Америка, Индия, Австралия и Антарктида.

Из-за расхождения литосферных плит материки отодвигались друг от друга и заняли в конце концов современное положение. Между материками расширялись впадины Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов.


Что ждет материки в будущем?

Чёрные линии на картах – границы гигантских плит, медленно и неуклонно разносящих материки. Теперь учёные могут предвидеть географию будущего: последняя карта рассказывает о планете завтрашнего дня. Посмотри – Атлантический океан стал еще шире, а Африка раскололась.


Предположительно, наши континенты вновь столкнутся и образуют новый суперконтинент, которому уже дали имя – Пангея Ультима. Термин Pangaea Ultima и саму теорию о появлении материка придумал американский геолог Кристофер Скотезе, который, используя различные методы расчета движения литосферных плит, установил, что слияние может произойти где-то через 200 миллионов лет.

Последняя Пангея, как иногда называют этот континент в России, будет почти вся покрыта пустынями, а на северо-западе и юго-востоке будут находиться огромные горные хребты.


Состояние покоя неизвестно нашей планете. Это касается не только внешних, но и внутренних процессов, что происходят в недрах Земли: её литосферные плиты постоянно двигаются. Правда, некоторые участки литосферы довольно устойчивы, другие же, особенно те, что находятся на стыках тектонических плит, чрезвычайно подвижны и постоянно содрогаются.

Естественно, подобное явление люди без внимания оставить не могли, а потому на протяжении всей своей истории изучали и объясняли его. Например, в Мьянме до сих пор сохранилась легенда о том, что наша планета оплетена огромным кольцом змей, и когда они начинают двигаться, земля начинает содрогаться. Подобные истории не могли надолго удовлетворить пытливые человеческие умы, и чтобы узнать правду, самые любопытные сверлили землю, рисовали карты, строили гипотезы и выдвигали предположения.

Понятие литосферы содержит в себе твёрдую оболочку Земли, состоящую из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии, астеносферы (её пластичный состав даёт возможность плитам, из которых состоит земная кора, передвигаться по ней со скоростью от 2 до 16 см в год). Интересно, что верхний слой литосферы упругий, а нижний – пластичный, что даёт возможность плитам при движении сохранять равновесие, несмотря на постоянные сотрясения.

Во время многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что литосфера имеет неоднородную толщину, и во многом зависит от рельефа местности, под которым находится. Так, на суше её толщина составляет от 25 до 200 км (чем старше платформа, тем она больше, а самая тонкая находится под молодыми горными хребтами).

А вот самый тонкий пласт земной коры – под океанами: его средняя толщина колеблется от 7 до 10 км, а в отдельных регионах Тихого океана доходит даже до пяти. Слой самой толстой коры расположен по краям океанов, наиболее тонкий – под срединно-океаническими хребтами. Интересно, что литосфера еще полностью не сформировалась, и процесс этот продолжается поныне (в основном – под океаническим дном).

Из чего состоит земная кора

Строение литосферы под океанами и континентами отличается тем, что под океаническим дном нет гранитного слоя, так как океаническая кора во время своего формирования много раз подвергалась процессам плавления. Общими для океанической и материковой коры являются такие слои литосферы, как базальтовый и осадочный.


Таким образом, земная кора состоит в основном из горных пород, которые формируются во время остывания и кристаллизации магмы, по трещинам внедряющейся в литосферу. Если при этом магма не смогла просочиться на поверхность, то она сформировала такие крупнокристаллические горные породы, как гранит, габбро, диорит, вследствие ее медленного охлаждения и кристаллизации.

А вот магма, которая сумела выбраться наружу, за счёт быстрого остывания, образовала мелкие кристаллы – базальт, липарит, андезит.

Что касается осадочных пород, то они в литосфере Земли образовались по-разному: обломочные появились в результате разрушения песка, песчаников и глины, химические сформировались благодаря различным химическим реакциям в водных растворах — это гипс, соль, фосфориты. Органические были образованы растительными и известковыми остатками – мел, торф, известняк, уголь.

Интересно, что некоторые породы появились из-за полного или частичного изменения их состава: гранит трансформировался в гнейс, песчаник – в кварцит, известняк – в мрамор. Согласно научным исследованиям, учёным удалось установить, что литосфера состоит из:

  • Кислорода – 49%;
  • Кремния – 26%;
  • Алюминия – 7%;
  • Железа – 5%;
  • Кальция – 4%
  • В состав литосферы входит немало минералов, самые распространённые – шпат и кварц.


Что касается структуры литосферы, то здесь различают стабильные и подвижные зоны (иными словами, платформы и складчатые пояса). На тектонических картах всегда можно увидеть обозначенные границы как устойчивых, так и опасных территорий. Прежде всего это Тихоокеанское огненное кольцо (расположено по краям Тихого Океана), а также часть Альпийско-Гималайского сейсмического пояса (Южная Европа и Кавказ).

Описание платформ

Платформа – это практически неподвижные части земной коры, которые прошли очень долгий этап геологического формирования. Их возраст определяют по этапу образования кристаллического фундамента (гранитного и базальтового слоёв). Древние или докембрийские платформы на карте всегда находятся в центре континента, молодые – или на краю материка, или между докембрийскими платформами.

Горно-складчатая область

Горно-складчатая область была сформирована во время столкновения тектонических плит, что расположены на материке. Если горные хребты были сформированы недавно, возле них фиксируется повышенная сейсмическая активность и все они расположены по краям литосферных плит (более молодые массивы относятся к альпийскому и киммерийскому этапу образования). Более старые области, относящиеся к древней, палеозойской складчатости, могут располагаться как с краю материка, например, в Северной Америке и Австралии, так и по центру – в Евразии.


Интересно, что возраст горно-складчатых областей учёные устанавливают по самым молодым складкам. Поскольку горообразование происходит беспрестанно, это даёт возможность определить лишь временные рамки этапов развития нашей Земли. Например, наличие горного хребта посреди тектонической плиты свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница.

Литосферные плиты

Несмотря на то, что литосфера на девяносто процентов состоит из четырнадцати литосферных плит, многие с этим утверждением не согласны и рисуют свои тектонические карты, говоря о том, что существует семь больших и около десяти малых. Это разделение довольно условно, поскольку с развитием науки учёные или выделяют новые плиты, или же признают определенные границы несуществующими, особенно когда речь идёт про малые плиты.

Стоит отметить, что самые крупные тектонические плиты очень хорошо различимы на карте и ими являются:

  • Тихоокеанская – самая большая плита планеты, вдоль границ которой происходят постоянные столкновения тектонических плит и образуются разломы – это является причиной её постоянного уменьшения;
  • Евразийская – покрывает почти всю территорию Евразии (кроме Индостана и Аравийского полуострова) и содержит наибольшую часть материковой коры;
  • Индо-Австралийская – в её состав входит австралийский континент и индийский субконтинент. Из-за постоянных столкновений с Евразийской плитой находится в процессе разлома;
  • Южно-Американская – состоит из южноамериканского материка и части Атлантического океана;
  • Северо-Американская – состоит из североамериканского континента, части северо-восточной Сибири, северо-западной части Атлантического и половины Северного Ледовитого океанов;
  • Африканская – состоит из африканского материка и океанической коры Атлантического и Индийского океанов. Интересно, что соседствующие с ней плиты движутся в противоположную от неё сторону, поэтому здесь находится наибольший разлом нашей планеты;
  • Антарктическая плита – состоит из материка Антарктида и близлежащей океанической коры. Из-за того, что плиту окружают срединно-океанические хребты, остальные материки от неё постоянно отодвигаются.

Движение тектонических плит

Литосферные плиты, соединяясь и разъединяясь, всё время изменяют свои очертания. Это даёт возможность учёным выдвигать теорию о том, что около 200 млн. лет назад литосфера имела лишь Пангею — один-единственный континент, впоследствии расколовшийся на части, которые начали постепенно отодвигаться друг от друга на очень маленькой скорости (в среднем около семи сантиметров в год).

Существует предположение, что благодаря движению литосферы, через 250 млн. лет на нашей планете сформируется новый континент за счёт объединения движущихся материков.

Когда происходит столкновение океанической и континентальной плит, край океанической коры погружается под материковую, при этом с другой стороны океанической плиты её граница расходится с соседствующей с ней плитой. Граница, вдоль которой происходит движение литосфер, называется зоной субдукции, где выделяют верхние и погружающиеся края плиты. Интересно, что плита, погружаясь в мантию, начинает плавиться при сдавливании верхней части земной коры, в результате чего образуются горы, а если к тому же прорывается магма – то и вулканы.

В местах, где тектонические плиты соприкасаются друг с другом, расположены зоны максимальной вулканической и сейсмической активности: во время движения и столкновения литосферы, земная кора разрушается, а когда они расходятся, образуются разломы и впадины (литосфера и рельеф Земли связаны друг с другом). Это является причиной того, что вдоль краёв тектонических плит расположены наиболее крупные формы рельефа Земли – горные хребты с активными вулканами и глубоководные желоба.

Рельеф

Не удивляет, что движение литосфер непосредственно влияет на внешний вид нашей планеты, а разнообразие рельефа Земли поражает (рельеф – это совокупность неровностей на земной поверхности, которые находятся над уровнем моря на разной высоте, а потому основные формы рельефа Земли условно делят на выпуклые (материки, горы) и вогнутые – океаны, речные долины, ущелья).

Стоит заметить, что суша занимает только 29% нашей планеты (149 млн. км2), а литосфера и рельеф Земли состоят в основном из равнин, гор и низкогорья. Что касается океана, то его средняя глубина составляет немногим меньше четырёх километров, а литосфера и рельеф Земли в океане состоят из материковой отмели, берегового склона, океанического ложа и абиссальных или глубоководных желобов. Большая часть океана обладает сложным и разнообразным рельефом: здесь есть равнины, котловины, плато, возвышенности, хребты высотой до 2 км.

Проблемы литосферы

Интенсивное развитие промышленности привело к тому, что человек и литосфера в последнее время стали чрезвычайно плохо уживаться друг с другом: загрязнение литосферы приобретает катастрофические масштабы. Произошло это вследствие возрастания промышленных отходов в совокупности с бытовым мусором и используемыми в сельском хозяйстве удобрениями и ядохимикатами, что негативно влияет на химический состав грунта и на живые организмы. Учёные подсчитали, что за год на одного человека припадает около одной тонны мусора, среди которых – 50 кг трудноразлагаемых отходов.

Сегодня загрязнение литосферы стало актуальной проблемой, поскольку природа не в состоянии справиться с ней самостоятельно: самоочищение земной коры происходит очень медленно, а потому вредные вещества постепенно накапливаются и со временем негативно воздействуют и на основного виновника возникшей проблемы – человека.

Тема урока «Литосфера»

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов (презентация), таблица: «Внутреннее строение Земли».

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План :

    Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

    Литосфера.

    Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку) .

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний .

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

СЛАЙД 2.

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Тема сегодняшнего урока. «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера».

СЛАЙД 3.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Какая, Вась?

Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Ну да...

Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Побежали!

Баааааабушка!

Что, Коленька?

Бабушка, где у нас лопата лежит?

В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Вы хотя бы знаете, как она устроена?

А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала .

Учитель. Прослушав рассказ и используя (наглядное пособие) ТАБЛИЦА «Внутреннее строение Земли», ответьте на вопросы.

СЛАЙД 4.

Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

СЛАЙД 5.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

СЛАЙД 6.

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Используя материал учебника (стр.38 §16 абзац 3, определить температуру), (рисунок 22, стр.39 §16, определить толщину мантии), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка).

СЛАЙД 7.

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

Земная кора

5–80 км

Твердое

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм. рт. ст.

Мантия верхняя

200–250 км

Пластичное, размягчённый

2000°С

1,3 млн. атм.

82%

Мантия нижняя

2900 км

Твердое, кристаллическое

Ядро внешнее

2250 км

Расплавленное, жидком

2000–5000°С

3,6 млн. атм.

17%

Ядро внутреннее

1250 км

Твёрдое

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера: « литос » – камень, « сфера » – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

СЛАЙД 8.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

СЛАЙД 9.

    Назовите виды земной коры?

    Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы.Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю . Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф . Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

СЛАЙД 10.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

IV этап. Закрепление .

Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания).

Ядро

Толщина слоя 5–10 км

Мантия

Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

Материковая земная кора

Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев

Океаническая земная кора

Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

СЛАЙД 11.

V этап. Обобщение .

Задание.

Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

    Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

    Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

    Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

    Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли (« литос » – камень, « сфера » – шар).

    Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.

    Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…

VI этап. Домашнее задание

§ 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.

VII этап. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия .

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

СЛАЙД 12.

Похвалы. Скажи друг другу доброе слово. Положительная оценка класса с аплодисментами себе за хорошую работу на уроке.

СЛАЙД 13.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!

    Рельеф и геологические процессы.

  1. Понятие о рельефе, его классификация. Факторы рельефообразования.

  2. Морфоскульптурный мезорельеф.

  3. Береговой рельеф.

  4. Рельеф дна мирового океана

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхний слой мантии до астеносферы.

До 60-х гг. XX в. понятия «литосфера» и «земная кора» считались тождественными. В настоящее время взгляд на литосферу изменился.

Литосферу изучает геология (вещественный состав литосферы, ее строение, происхождение, развитие) и физическая география (или общее землеведение), а точнее – геоморфология – наука о генезисе (возникновении и развитии) рельефа. Геоморфология как наука о рельефе земной поверхности возникла в начале XX в. за рубежом (во Франции), а затем и в России. Основы геоморфологии в России были заложены В.В. Докучаевым, П.Н. Кро-поткиным, И.Д. Черским, В.А. Обручевым, П.П. Семеновым-Тян-Шанским, А.А. Борзовым, И.С. Щукиным.

Рельеф и геологические процессы

Рельеф – это совокупность всех неровностей поверхности Земного шара (от выступов материков и впадин океанов вплоть до болотных кочек и кротовин). Слово «рельеф» было заимствовано из французского языка, в котором оно восходит к латинскому «поднимаю».

Рельеф – это трехмерное тело, занимающее объем в земной коре. Рельеф может иметь следующие формы:

– положительную (выше окружающей поверхности – горы, возвышенности, холмы и т.п.);

– отрицательную (ниже окружающей поверхности – впадины, овраги, низменности и т.п.);

– нейтральную.

Все многообразие форм рельефа на Земле создано геологическими процессами . Геологические процессы – это процессы, изменяющие земную кору. К ним относят процессы эндогенные , происходящие внутри земной коры (т.е. внутренние процессы – дифференциация вещества в недрах Земли, переход твердого вещества в жидкое, радиоактивный распад и др.), и экзогенные , происходящие на поверхности земной коры (т.е. внешние процессы – они связаны с деятельностью Солнца, воды, ветра, льда, живых организмов).

Эндогенные процессы стремятся создать преимущественные крупные формы рельефа: горные хребты, межгорные впадины и т.п.; под их воздействием происходят извержения вулканов и землетрясения. Эндогенные процессы создают так называемые морфоструктуры – горы, горные системы, обширные и глубокие впадины и др. Экзогенные процессы стремятся сгладить, выровнять рельеф, созданный эндогенными процессами. Экзогенные процессы создают так называемые морфоскульптуры – овраги, холмы, речные долины и др. Таким образом, эндогенные и экзогенные процессы развиваются одновременно, взаимосвязанно и разнонаправленно. В этом проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей.

К эндогенным процессам относят магматизм, метаморфизм, тектонические движения.

Магматизм. Принято различать интрузивный магматизм – внедрение магмы в земную кору (плутонизм) – и эффузивный магматизм – извержение, излияние магммы на поверхность Земли. Эффузивный магматизм называют еще вулканизмом. Изливающаяся на поверхность и застывшая магма называется лавой . При извержении вулкана на поверхность выбрасываются твердые, жидкие и газообразные продукты вулканической деятельности. В зависимости от путей поступления лавы вулканы делятся на вулканы центрального типа – имеют конусообразную форму (Ключевская сопка на Камчатке, Везувий, Этна в Средиземноморье и др.) – и вулканы трещинного типа (их много в Исландии, Новой Зеландии, а в прошлом такие вулканы были на плоскогорье Декан, в средней части Сибири и некоторых других местах).

В настоящее время на суше находится более 700 действующих вулканов, на дне океана их еще больше. Вулканическая деятельность приурочена к тектонически активным зонам Земного шара, к сейсмическим поясам (сейсмические пояса имеют большую протяженность, чем зоны вулканизма). Выделяют четыре зоны вулканизма:

1. Тихоокеаническое «огненное кольцо» – на него приходится ¾ всех действующих вулканов (Ключевская сопка, Фудзияма, Сан-Педро, Чимборасо, Орисаба, Эребус и др.).

2. Средиземноморско-Индонезийский пояс, в том числе Везувий, Этна, Эльбрус, Кракатау и др.

3. Срединно-Атлантический пояс, включая о.Исландия, Азорские и Канарские острова, о.Св.Елены.

4. Восточно-Африканский пояс, включая Килиманджаро и др.

Одно из проявлений поздних стадий вулканизма – гейзеры – горячие источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на высоту в несколько метров.

Метаморфизм . Под метаморфизмом понимают изменение горных пород под воздействием температуры, давления, химически активных веществ, выделяющихся из недр Земли. При этом, например, известняк превращается в мрамор, песчанник в кварцит, мергель в амфиболит и т.д.

Тектонические движения (процессы) подразделяются на колебательные (эпейрогенические – от греч. «эпейрогенез» – рождение материков) и горообразующие (орогенические – от греч. «орос» – гора) – это складкообразовательные и разрывные движения.

К экзогенным процессам относятся выветривание, геологическая деятельность ветра, поверхностных и подземных вод, ледников, волноветровая деятельность.

Выветривание – это процесс разрушения горных пород. Оно может быть: 1) физическим – термальное и мерзлотное, 2) химическим – растворение веществ водой, т.е. карст, окисление, гидролиз, 3) биологическим – деятельность живых организмов. Остаточные продукты выветривания называются элювий (кора выветривания).

Физическое выветривание . Основными факторами физического выветривания являются: колебания температуры в течение суток, замерзающая вода, рост кристаллов в трещинах горных пород. К образованию новых минералов физическое выветривание не приводит, и основной его результат - физическое разрушение горных пород на обломки. Различают мерзлотное и термальное выветривания. Мерзлотное (морозное) выветривание протекает при участии воды, периодически замерзающей в трещинах горных пород. Образующийся лед вследствие увеличения объема оказывает на стенки трещин огромное давление. Трещины при этом расширяются, и породы постепенно распадаются на обломки. Мерзлотное выветривание особенно проявляет себя в полярных, приполярных и высокогорных областях. Термальное выветривание происходит на суше постоянно и почти повсеместно под воздействием колебаний температур в течение суток. Наиболее активно протекает термальное выветривание в пустынях, где особенно велика суточная амплитуда температур. Вследствие чего образуются каменистые и щебнистые пустыни.

Химическое выветривание . Основными агентами (факторами) химического выветривания являются кислород, вода, углекислый газ. Химическое выветривание приводит к образованию новых горных пород и минералов. Различают следующие виды химического выветривания: окисление, гидратация, растворение и гидролиз. Реакции окисления протекают в пределах верхней части земной коры, расположенной выше грунтовых вод. В атмосферной воде может находиться до 3% (от объема воды) растворенного воздуха. Растворенный в воде воздух содержит большее количество кислорода (до 35%), чем воздух атмосферы. Поэтому циркулирующие в верхней части земной коры атмосферные воды оказывают на минералы большее окисляющее воздействие, чем атмосферный воздух. Гидратацией называется процесс соединения минералов с водой, ведущий к образованию новых соединений устойчивых к выветриванию (например, переход ангидрита в гипс). Растворение и гидролиз протекают при совместным воздействии на породы и минералы воды и углекислого газа. В результате гидролиза происходят сложные процессы разложения минералов с выносом некоторых элементов (главным образом в виде солей угольной кислоты).

Биологическое выветривание – это процессы разрушения горных пород под воздействием организмов: бактерий, растений и животных. Корни растений могут механически разрушать и химически изменять породу. Велика роль организмов в разрыхлении горных пород. Но главная роль в биологическом выветривании принадлежит микроорганизмам.

Фактически именно под воздействием микроорганизмов горная порода превращается в почву.

Процессы, связанные с деятельностью ветра, называют эоловыми . Разрушающая работа ветра состоит в дефляции (выдувание) и корразии (обтачивание). Ветер производит также транспортировку и аккумуляцию (накопление) вещества. В аккумуляции вещества состоит созидательная деятельность ветра. При этом образуются барханы и дюны – в пустынях, на побережьях морей.

Процессы, связанные с деятельностью вод, называют флювиальными .

Геологическая деятельность поверхностных вод (рек, дождей, талых вод) также состоит в эрозии (разрушении), транспортировке и аккумуляции. Дождевые и талые воды производят плоскостной смыв рыхлого осадочного материала. Отложения такого материала называются делювием . В горных районах временными водотоками (ливневые дожди, таяние ледника) могут образовываться конусы выноса материала при выходе в предгорную равнину. Такие отложения называются пролювием .

Постоянные водотоки (реки) тоже производят различную геологическую работу (разрушение, транспортировка, аккумуляция). Разрушительная деятельность рек состоит в глубинной (донной) и боковой эрозии, созидательная – в накоплении аллювия . Аллювиальные отложения отличаются от элювия и делювия хорошей сортированностью.

Разрушительная деятельность подземных вод состоит в образовании карста, оползней; созидательная – в образовании сталактитов (сосульки из кальцита) и сталагмитов (наросты породы, направленные вверх).

Процессы, связанные с деятельностью льда, называются гляциальными . В геологической деятельности льда следует различать деятельность сезонного льда, мерзлоты и ледников (гор и материков). С сезонным льдом связано физическое мерзлотное выветривание. С многолетней мерзлотой связаны явления солифлюкции (медленное течение, сползание оттаивающих грунтов) и термокарста (просадка грунта в результате таяния мерзлоты). Горные ледники образуются в горах и характеризуются небольшими размерами. Часто они протягиваются по долине в виде ледяной реки. Такие долины имеют обычно специфическую корытообразную форму и называются трогами . Скорость движения горных ледников обычно от 0,1 до 7 метров в сутки. Материковые ледники достигают очень больших размеров. Так, на территории Антарктиды ледяной покров занимает около 13 млн. км 2 , на территории Гренландии - около 1,9 млн. км 2 . Характерной чертой ледников этого типа является растекание льда во все стороны от области питания.

Разрушительная работа ледника называется экзарацией . При движении ледника образуются курчавые скалы, бараньи лбы, троги и т.д. Созидательная работа ледника заключается в накоплении морены . Мореновые отложения – это обломочный материал, образующийся в результате деятельности ледников. К созидательной работе ледников относится и накопление флювиогляциальных отложений, которые возникают при таянии ледника и имеют направление потока (т.е. вытекают из-под ледника). При таянии ледника образуются и покровные отложения – отложения мелководных приледниковых, разливов талых вод. Они хорошо отсортированы, и носят название зандровых полей .

Геологическая деятельность болот состоит в накоплении торфа.

Разрушительная работа волн называется абразией (разрушение берегов). Созидательная работа этого процесса состоит в осадконакоплении и их перераспределении.



Образование первичной Земной коры Плиты располагаются на мягком пластичном слое мантии, по которому происходит скольжение. Внутренние силы вызывают движение плит, при перемещении веществ в верхней мантии Мощные восходящие потоки вещества разрывают земную кору, образуя глубинные разломы. Расплавленное вещество поднимается и заполняет плиты наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.


Тектоника литосферных плит и формирование крупных форм рельефа Перемещения литосферных плит и движения земной коры вследствие этих перемещений называют ТЕКТОНИКОЙ. Эти перемещения происходят в результате движения вещества мантии по мантийным каналам в недрах Земли. Восходящие потоки двигают литосферные плиты навстречу друг другу или в разные стороны со скоростью до 6 см в год. Направление движения плит может сохраняться в течение нескольких десятков и даже сотен тысяч лет.


Физик Трубицын Пропустив через себя все известные геологам отрывочные и весьма противоречивые данные о предшественниках Пангеи, модель показала: единые континенты возникали каждые семьсот-восемьсот миллионов лет. Первый по времени -- Моногея -- образовался 2,6 -- 2,4 миллиарда лет тому назад, Мегагея -- 1,8 миллиарда, Мезогея -- 1 миллиард, а до Пангеи подать рукой -- всего 200 миллионов лет. Модель уточнила и очертания суперконтинентов -- они не были повторением, копией друг друга. Спецкор Владимир ЗАСЕЛЬСКИЙ и из журнала «NATIONAL GEOGRAPHIC»