Когнитивно поведенческая терапия самостоятельно обучение. Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии, практическое руководство

Последнее обновление: 17/07/2014

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) - один из видов лечения, который помогает пациентам понять мысли и чувства, влияющие на поведение. Она обычно используется для лечения широкого спектра заболеваний, включая фобии, зависимости, депрессию и тревогу.Когнитивная поведенческая терапия длится, как правило, недолго и фокусируется на оказании помощи клиентам с конкретной проблемой. Во время курса лечения люди учатся определять и изменять деструктивные или тревожные модели мышления, оказывающие негативное влияние на поведение.

Основы когнитивно-поведенческой терапии

Базовая концепция подразумевает, что наши мысли и чувства играют фундаментальную роль в формировании нашего поведения. Например, человек, который слишком много размышляет об авиакатастрофах, авариях на взлетно-посадочной полосе и других воздушных катастрофах, может начать избегать передвижение воздушным транспортом. Цель когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы научить пациентов тому, что они не могут контролировать каждый аспект мира вокруг них, но вполне могут взять под контроль свою интерпретацию этого мира и взаимодействие с ним.
В последние годы когнитивно-поведенческая терапия становится всё более популярной как среди клиентов, так и среди самих терапевтов. Потому что этот вид лечения, как правило, не занимает много времени, за счёт чего считается более доступным, чем другие виды терапии. Его эффективность доказана эмпирически: специалисты выяснили, что он помогает пациентам преодолеть неадекватное поведение в самом разном его проявлении.

Виды когнитивно-поведенческой терапии

Как отмечают представители Британской ассоциации поведенческих и когнитивных терапевтов, «когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой целый ряд методов лечения, основанных на концепциях и принципах, сформулированных на основе психологических моделей человеческих эмоций и поведения. Они включают в себя как широкий спектр подходов к лечению эмоциональных расстройств, так и возможности самопомощи».
Профессионалами регулярно используются следующие из них:

Компоненты когнитивно-поведенческой терапии

Люди часто испытывают мысли или чувства, которые лишь укрепляют их в неправильном мнении. Такие мнения и убеждения могут привести к проблемному поведению, которое может оказывать влияние на многочисленные сферы жизни, в том числе семью, романтические отношения, работу и учёбу. Например, у человека, страдающего заниженной самооценкой могут возникнуть негативные мысли о самом себе или собственных способностях либо внешности. В результате человек может начать избегать ситуаций социального взаимодействия или отказаться, например, от возможностей продвижения на работе.
В целях борьбы с этими разрушительными мыслями и поведением терапевт начинает с того, что помогает клиенту установить проблемные убеждения. Этот этап, известный ещё как функциональный анализ, имеет важное значение для понимания того, как мысли, чувства и ситуации могут способствовать неадекватные поведения. Этот процесс может вызвать затруднения, особенно у пациентов, которые борются со склонностью к чрезмерному самоанализу, но в конечном итоге это может привести к самопознанию и выводам, которые являются неотъемлемой частью лечебного процесса.
Вторая часть когнитивно-поведенческой терапии фокусируется на фактическом поведении, которое способствует развитию проблемы. Клиент начинает осваивать и практиковать новые навыки, которые затем могут быть использованы в реальных ситуациях. Например, человек, страдающий от наркотической зависимости, может освоить навыки преодоления тяги к наркотику и способы избежать социальные ситуации, которые потенциально могут вызвать рецидив, либо справиться с ними.
В большинстве случаев, КПТ представляет собой постепенный процесс, который помогает человеку сделать дополнительные шаги к изменению поведения. Страдающий социофобией может начать с того, что просто вообразит себя в социальной ситуации, вызывающей беспокойство. Затем он может пробовать разговаривать с друзьями, членами семьи и знакомыми. При постоянном движении к цели процесс кажется менее сложным, а сами цели - вполне достижимыми.

Применение КПТ

Когнитивно-поведенческую терапию использую для лечения людей, страдающих от широкого спектра заболеваний - тревоги, фобий, депрессии и зависимости. КПТ является одним из наиболее изученных видов терапии - отчасти потому, что лечение фокусируется на конкретных проблемах и результаты его измерить относительно легко.
Когнитивно-поведенческая терапия часто подходит лучше всего для тех клиентов, которые склонны к самоанализу. Для того, чтобы КПТ была эффективной, человек должен быть готов к ней, он должен захотеть потратить время и усилия на анализ своих мыслей и чувств. Такой самоанализ может быть трудным, но это отличный способ узнать больше о том, как внутреннее состояние влияет на поведение.
Когнитивно-поведенческая терапия хорошо подходит и для тех, кто нуждается в краткосрочном лечении, не предполагающем использования медикаментов. Одним из преимуществ когнитивно-поведенческой терапии является то, что она помогает клиентам разрабатывать навыки, которые могут быть полезны и сейчас, и в будущем.

Когнитивная психотерапия. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х гг. Дж. Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Дж.Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Дж.Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им принципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Дж.Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Дж.Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Дж.Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Дж.Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.

Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Дж.Келли настоял на том, чтобы она попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Дж.Келли. Он использовал также ролевые игры, предлагал пациентам играть роли новой личности. Он пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменить мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная психотерапия.

Когнитивная психотерапия - представляет собой развитие поведенческого подхода в психотерапии, рассматривающего психические расстройства как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть в качестве промежуточной переменной между стимулом и реакцией вводится мысль. Представителями когнитивной психотерапии являются: А. Бек, А. Эллис и др.

Согласно Аарону Беку, три ведущие школы: традиционная психиатрия, психоанализ и поведенческая терапия, утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало внимания обращают на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход - когнитивная терапия -полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

Когнитивная терапия предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Отсюда легко можно вывести формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них и исправить их.

Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации.

При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Это предубеждение специфично для различных психопатологических расстройств. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. А у тревожного пациента имеется сдвиг в отношении тем опасности.

Эти когнитивные сдвиги можно по аналогии представить как компьютерную программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется "программа выживания". Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу.

Стратегии и тактики когнитивной терапии предназначены для дезактивации таких дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение.

Соответственно, работа психотерапевта состоит из нескольких этапов. Важная задача начального этапа - сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в своей основе одни и те же причины, их группировка). Следующий этап - осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности; объективное рассмотрение неадаптивных когниций (отдаление). Следующий этап получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами - следующие этапы когнитивной психотерапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия. В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности в исследованиях Ж.Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них проходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы. У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт:
1. Те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные - на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
2. Те и другие смотрят на терапию как на процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления.
3. Те и другие дают своим пациентам домашние задания.
4. Те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориям личности.

Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческий подходы, явилась невротическая депрессия. А.Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Под влиянием идей Ж.Пиаже, А.Бек концептуализировал проблемы депрессивного пациента: события ассимилируются в абсолютистскую когнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности и социальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и ее последствия имеют силу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлению терапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов, разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра, моделирование).

Другим примером является рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал - это несчастье, которое указывает на вашу неспособность. Терапия Эллиса стремится, прежде всего, идентифицировать подобные наносящие ущерб личности и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение, логику. Как и в когнитивной терапии А.Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, домашним заданиям.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта - изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии состоят в следующем:
1. Многие поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении и воспитании.
2. Имеются реципрокные взаимотношения между поведением и средой.
3. С точки зрения теории научения, случайный опыт оставляет более значимый след в личности, чем традиционная модель "стимул-реакция".
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивный аспект является решающим в ходе научения. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры.

Когнитивное научение включает в себя самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, работу в системе правил пациента.

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

  • 7. Уровни психического здоровья по б.С.Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический
  • 8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, основные виды психических расстройств
  • 9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические
  • 10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии
  • 11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий
  • 12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования в.М.Бехтерева, а.Ф.Лазурского и др.)
  • 14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь
  • 16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности
  • 17. Методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сноведений
  • 18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода
  • 19. Роль научения в развитии психических расстройств
  • 20. Объяснение психических расстройств с позиции классического и оперантного научения
  • 21. Социально-когнитивная терапия (Дж.Роттер, а.Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность
  • 22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж.Вольпе
  • 23. Модель психической патологии в когнитивном подходе
  • 24. Рационально-эмотивная терапия (а.Эллис)
  • 25. Особенности рациональных иррациональных суждений
  • 26. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (а. Бек), модель возникновения психического расстройства по а. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.
  • 27. Принципы и методы когнитивной психотерапии
  • 28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия
  • 29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистической психологии
  • 30 Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах
  • 31. Факторы возникновения невротических расстройств по к.Роджерсу
  • 32. Принципы и методы экзист. Психотерапии (л.Бинсвангер, и.Ялом, р.Мэй)
  • 3. Работа с изоляцией.
  • 4. Работа с бессмысленностью.
  • 33. Соц. И культ. Факторы в разв.Пс. Патологии.
  • 34. Социальные факторы повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.
  • 35. Работы р.Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (д.Инглби, т.Шаш)
  • 37. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования
  • 38. Основные методики патопсихологической диагностики
  • 39. Нарушения сознания, умственной работоспособности.
  • 40. Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности. Нарушения памяти.Нарушения степени активности памяти (Дисмнезии)
  • 2.Нарушения восприятия
  • 41. Отличие психологического диагноза от медицинского.
  • 42. Виды патопсихологических синдромов (по в.М. Блейхеру).
  • 43. Общая хар-ка нарушений психической деят-ти органического генеза.
  • 44. Диагностика деменции в патопсихологическом исслед-нии.
  • 45. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии
  • 46. Роль патопсихологического исслед-ния в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.
  • 47. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.
  • 51. Концепции тревожных расстройств в различных теор. Подходах.
  • 53. Концепция истерии в класс. ПсАн. Соврем. Представления об истерии.
  • 55. Психотерапия диссоциативных расстройств.
  • 56. Общая характеристика синдрома депрессии, разновидности депрессивных синдромов.
  • 57. Психологические теории депрессии:
  • 58. Основные подходы к психотерапии больных с депрессией
  • 59. Нарушения психической деятельности при маниакальных состояниях.
  • 60. Современные подходы к определению и классификации расстройств личности.
  • 61. Виды личностных расстройств: шизоидное, шизотипическое
  • 63. Виды личностных расстройств: обсессивно-компульсивное, антисоциальное.
  • 64. Виды личностных расстройств: параноидное, эмоционально неустойчивое, пограничное.
  • 65. Патопсихологическая диагностика и психологическая помощь при расстройствах личности.
  • 67. Социальная адаптация больного шизофренией.
  • 68. Психотерапия и психологическая реабилитация больных шизофренией.
  • 69. Психологическая и физическая зависимость, толерантность, синдром отмены.
  • 70. Психологические теории зависимости.
  • 28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

    Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. К-Б подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Представители современного когнитивно-бихевиорального подхода - А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

    Изначально подход формировался на развитии идей бихевиоризма . Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ, с конца 19 века, попытки систематически применить принципы теории научения для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х - началу 60-х годов. В это время в Англии в знаменитом госпитале Модели Г. Айзенк впервые применил принципы теории научения для лечения психических расстройств. В клиниках США повсеместно начинает применяться методика положительного подкрепления желаемых реакций у больных с сильно нарушенным поведением, так называемая техника «экономии жетонов». Все положительно оцениваемые действия больных получают подкрепление в виде выдачи специального жетона. Затем этот жетон больной может обменять на сладости или получить выходной для посещения семьи и т. д.

    В это время происходит когнитивная революция в психологии, доказавшая роль так называемых внутренних переменных, или внутренних когнитивных процессов, в человеческом поведении. Возникшая на основе бихевиоризма психотерапия стала назыв. бихевиорально-когнитивной.

    Виды терапии, базирующиеся на когнитивно-бихевиоральном подходе:

    1. Направления, более близкие классическому бихевиоризму и основанные преимущественно на теории научения, то есть на принципах прямого и скрытого обусловливания. Это собственно бихевиоральная психотерапия, а из российских подходов к этой группе методов можно отнести эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова.

    2. Направления, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это, прежде всего, рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная психотерапия Арона Бека. Сюда же можно отнести подходы В. Гвидано

    3. Иные направления, как рациональная психотерапия, краткосрочная мультимодальная психотерапия и т.д.

    29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистической психологии

    Гуманистические психологи считают, что люди обладают врожденной тенденцией к дружбе, сотрудничеству и созиданию. Люди, заявляют эти теоретики, стремятся к самоактуализации - реализации этого потенциала добра и роста. Однако они могут этого добиться, только если наряду со своими достоинствами честно признают и примут свои недостатки и определят удовлетворительные личностные ценности, на которые следует ориентироваться в жизни.

    Самоактуализация - гуманистический процесс, в котором люди реализуют свой потенциал добра и роста.

    Экзистенциально-ориентированные психологи соглашаются, что люди должны иметь точное представление о самих себе и жить содержательной "аутентичной" жизнью, с тем чтобы быть психологически хорошо адаптированными. Однако их теории не предполагают, что люди от природы склонны жить в позитивном ключе. Эти теоретики считают, что мы от рождения обладаем полной свободой: либо открыто посмотреть на свое существование и придать смысл своей жизни, либо уклониться от этой ответственности. Те, кто предпочитают "прятаться" от ответственности и выбора, станут смотреть на себя как на беспомощных и слабых, в результате чего их жизнь может стать пустой, неаутентичной и привести к появлению тех или иных симптомов.

    И гуманистический и экзистенциальный взгляд на патологию восходят к 1940-м годам. В это время Карл Роджерс, часто рассматриваемый как пионер гуманистического направления, разработал клиент-центрированный метод терапии, принимающий клиента и обеспечивающий поддержку подход, который резко контрастировал с психодинамическими приемами того времени. Он также выдвинул теорию личности, которая не придавала большого значения иррациональным инстинктам и конфликтам.

    Экзистенциальный взгляд на личность и патологию возник в тот же самый период. Многие из его принципов опираются на идеи европейских философов-экзистенциалистов XIX века, которые считали, что люди постоянно определяют свое существование посредством своих действий, и таким образом придают ему смысл. В конце 1950-х годов Мэй, Эйнджел и Элленбергер выпустили в свет книгу под названием Existence, в которой были описаны несколько основных экзистенциальных идей и лечебных подходов, что помогло привлечь внимание к этому направлению.

    Пояснительная записка

    Когнитивное направление в психотерапии появилось в шестидесятые годы двадцатого века. Основателями это направления были Арон Бек и Альберт Эллис, работавшие независимо друг от друга, но пришедшие к близким результатам. Бихевиоральное направление появилось раньше и складывалось под влиянием теоретиков бихевиоризма. Отчёты об отдельных случаях успешного применения бихевиоральной психотерапии, были опубликованы ещё в середине двадцатых годов прошлого века, но основателем этого направления заслуженно считается Джозеф Вольпе, который первым начал систематически разрабатывать и применять этот подход. Вольпе считал себя последователем И. П. Павлова, и в начале сороковых годов воспроизвёл Павловские эксперименты, чтобы глубже разобраться в его идеях. В дальнейшем когнитивное и бихевиоральное направления стали сближаться как в теоретическом, так и в практическом плане. А. Бек стал использовать не только когнитивные, но и бихевиоральные методы, а Дж. Вольпе считал, что использует когнитивные. Выяснилось, что между их взглядами нет принципиальных противоречий, и бихевиоральные и когнитивные методы дополняют друг друга. Их общей теоретической основой являются представления о связи между мышлением, эмоциями и поведением и возможностями терапевтического воздействия, основанного на этих связях.

    Постепенно сложилось единое когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии. Разные психотерапевты этого направления делают в своей работе акцент на бихевиоральных или на когнитивных методах, или на их сочетании. В отечественной литературе иногда встречается другой перевод того же названия - «Мыслительно-поведенческая терапия». Мы будем придерживаться термина «когнитивно-бихевиоральная терапия», указывающего на историческую связь с бихевиоризмом. Для краткости мы будем также использовать сокращение КБТ. Разные терапевты этого направления дают разработанным ими методам, по существу когнитивно-бихевиоральным, особые имена. Так Альберт Эллис называл свой метод «Рационально-эмоциональной поведенческой терапией». Арон Бек под термином «когнитивная терапия» подразумевал использование и когнитивных, и бихевиоральных методов. Собственные названия для своих систем предлагали Лазарус и Мейхенбаум, также крупные представители этого направления. Другими важными представителями когнитивно-бихевиоральной терапии являются Джудит Бек, Райан Мак Маллин и Роберт Лихи.

    По числу практикующих терапевтов и по практическому значению когнитивно-бихевиоральная терапия сопоставима с психоанализом. Эти два направления долгое время были конкурентами и непримиримыми оппонентами. С середины восьмидесятых годов двадцатого века в мировой психотерапии проявилась сильная тенденция к объединению идей различных направлений – так называемый интегративный подход, стало возможным сочетать в работе психотерапевта психоаналитические, когнитивные, бихевиоральные и другие методы. Здесь следует отметить, что А. Бек и А. Эллис были сначала сертифицированными психоаналитиками, и психоанализ сыграл свою роль в формировании их взглядов.

    Когнитивно –бихевиоральная терапия относится к числу ведущих направлений мировой психотерапии. Терапевтическая ценность этого направления, его широкие возможности подтверждены обширной практикой и являются общепризнанными. КБТ богата теоретическими идеями, имеет значительный интегративный потенциал, может применяться для помощи в широком спектре расстройств, в том числе при острых расстройствах. Всё это делает курс по КБТ необходимым для подготовки психотерапевта и психолога-консультанта.

    Цели курса:

    • Теоретическая подготовка специалиста в области когнитивно – бихевиоральной терапии.
    • Отработка элементов практических навыков работы специалиста по когнитивной терапии.

    Задачи курса:

    • Дать слушателю профессиональные знания о теоретических концепциях и идеях когнитивной и бихевиоральной терапии.
    • Дать профессиональные знания об основных видах практических методов терапевтического воздействия, используемых в когнитивной и бихевиоральной терапии.
    • Дать слушателю возможность освоить методы профессионального мышления, разработанные в КБТ.
    • Дать слушателю представление о терапевтическом процессе в КБТ: о его фазах, общей тактике, специфических задачах каждого этапа.
    • На практических занятиях дать слушателю возможность получить личный опыт применения и прохождения когнитивной терапии.

    В настоящем курсе когнитивные методы излагаются с позиций А. Бека, а бихевиоральные берутся как у Дж. Вольпе, так и у других исследователей.

    В курсе сделан акцент на когнитивные методы. Они образуют его теоретический стержень. Бихевиоральным техникам и методам работы с детским опытом также уделяется серьёзное внимание. Основная особенность авторской концепции курса – наличие большого числа примеров взятых из практики. Каждая теоретическая концепция иллюстрируется конкретным примером – случаем из терапевтической практики. Применение каждого приёма также иллюстрируется конкретным случаем его применения.

    В заданиях для студентов также используются конкретные случаи – с методологической точки зрения задания состоят в применении полученных теоретических знаний для анализа конкретных случаев.

    Раздел первый. История возникновения и основные положения когнитивной терапии

    Тема 1. Возникновение и основные теоретические положения КБТ.

    Основатели когнитивной терапии. Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Эксперимент Шехтера и Зингера.

    Тема 2. Автоматические мысли и их роль в организации поведения и оценке ситуации.

    Автоматические мысли, их свойства, их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала. Их влияние на эмоции и поведение.

    Раздел второй. Методы работы с автоматическими мыслями.

    Тема 3. Методы выявления автоматических мыслей.

    Затруднения при их выявлении и способы их преодолеть.

    Тема 4. Критическая оценка и модификация автоматических мыслей.

    Сократические вопросы. Когнитивные искажения. Адаптивный ответ на дисфункциональную автоматическую мысль.

    Раздел четыре. Когнитивная концептуализация.

    Тема 5. Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ.

    Диаграмма клиентского случая, её основные компоненты.

    Тема 6. Базовые убеждения.

    Связь между автоматическими мыслями и базовыми убеждениями. Основные группы базовых убеждений.

    Тема 7. Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека.

    Тема8. Методы выявления базовых и промежуточных убеждений.

    Тема 9. Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями.

    Методы работы с базовыми и промежуточными убеждениями.

    Раздел пять. Процесс терапии в КБТ

    Тема 10. Основные этапы работы с клиентом и связанные с ними проблемы.

    Концептуализация затруднений клиента и терапевта.

    Тема 11. Дидактический компонент КБТ.

    Дневник автоматических мыслей. Домашние задания на разных этапах работы в КБТ.

    Раздел шесть. Релевантный (формирующий) опыт.

    Тема 12. Роль релевантного опыта в формировании дисфункциональных убеждений.

    Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом в КБТ. Разновидности ресинтеза. Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом.

    Раздел семь. Бихевиоральная терапия

    Тема 13. Бихевиоральные методы в КБТ.

    Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии.

    Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии.

    Раздел восемь. Работа с тревожными растройствами

    Тема 14. Основные виды тревожных расстройств и методы работы с ними в КБТ.

    Когнитивная модель панической атаки. Теоретическое понимание и методы лечения фобического расстройства в бихевиоральной терапии. Методы терапевтического воздействия в КБТ, их классификация по мишени воздействия.