Консультант по здоровой жизни.

Врач, который даст практические советы по сохранению и укреплению здоровья: - жизнь в гармонии с собой, своими близкими и окружающим миром; - сохранить на долгие годы стройную фигуру, привлекательную внешность, творческий задор; - успешно противостоять эпидемиям гриппа, ОРЗ и ОРВИ, а также избежать хронических заболеваний.

Что входит в компетенцию Валеологa:

Валеолог - это специалист с медицинским образованием, в компетенции которого вопросы о питании, по закаливанию, о том, как выйти из неприятной ситуации, как поднять свои психические и физические силы.

Также валеолог может дать рекомендации по полному оздоровлению организма по вопросу лечения драгоценными камнями (литотерапия), питание по сезонам, по группе крови, противораковое питание, как питаться чтобы не было депрессии, поднять и восстановить свою иммунную систему, чтобы не было остеопороза, чтобы родились здоровые дети.

Валеолог подскажет вам чем лучше питаться, чтобы организм был здоров, как одеться, чтобы поправить себе настроение, какое украшение подарить, чтобы сделать не только приятное, но и полезное человеку.

Какими заболеваниями занимается Валеолог

Проблемы, которые решают валеологи:

Теоретические и философские проблемы здоровья;

− Проблемы диагностики здоровья и оценки эффективности оздоровительных мероприятий;

− Стратегии и методы развития здоровья;

Физическое воспитание и здоровье молодежи;

Двигательная активность в обеспечении здоровья и физической реабилитации;

− Проблемы валеологического просвещения;

− Образ жизни и здоровье;

− Демографическая характеристика здоровья населения.

Какими органами занимается врач Валеолог:

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Когда следует обращаться к Валеологу:

Некоторые болезни (онкологические заболевания, инфекции мочевыводящих путей, эндокринные заболевания и так далее) могут длительное время развиваться, не вызывая никаких жалоб или проявляясь лишь общими неспецифическими симптомами -повышенной утомляемостью, общей слабостью - на которые люди, как правило, совсем не обращают внимания.

Если человек чувствует себя абсолютно здоровым, ему действительно не стоит проводить все известные исследования, но периодически все же рекомендуется сдавать анализы крови и мочи, посещать стоматолога, мужчинам - уролога, женщинам - гинеколога.

Если же самочувствие не совсем в порядке, то обязательно нужно обратиться к врачу, чтобы он назначил обследование.

Вот некоторые симптомы:
- Нарушения обмена веществ;
- Обмороки и потеря сознания;
- Плохой сон - бессонница;
- Зимняя депрессия.

Когда и какие анализы нужно делать:

Общий анализ крови;
- Общий анализ мочи;
- Мужчинам старше 45 лет - анализ на "антиген простаты";
- Биохимический анализ крови - после тридцати лет;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по крови;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по мазку;
- Анализ крови на гормоны;
- Анализ крови на гепатиты;
- Микроэлементный анализ волос или ногтей.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Валеолог:

Полная классическая электропунктурная диагностика по методу Р.Фолля;
- Электрокардиограмма;
- Флюорография или рентген грудной клетки;
- Ультразвуковое обследование органов брюшной полости;
- Женщинам старше 30 лет - УЗИ (ультразвуковое обследование) молочных желез;
- Диагностика клеточного метаболизма (ДКМ).

Роль сна в поддержании психического здоровья.

Потребность во сне. зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.

В результате наблюдений было установлено, что люди старше 60 лет, страдающие различными заболеваниями спят, как правило, менее 7 часов в сутки. В то же время практически здоровые люди этого возраста спят более 8 часов в сутки.

При увеличении продолжительности сна у «малоспящих» пожилых людей наблюдается улучшение самочувствия. По некоторым данным продолжительность сна долгожителей Кавказа колеблется от 9 до 16-17 часов в сутки. В среднем же долгожители спят по 11-13 часов. Иными словами по мере старения человека продолжительность сна должна увеличиваться.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе.

Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.

Изменения вегетативных функций при длительной бессоннице очень невелики, отмечается только небольшое понижение температуры тела и незначительные замедления пульса.

В науке описаны несколько случаев длительного отсутствия сна, которые, наряду с явлениями сомнамбулизма (лунатизма) и летаргического сна до сих пор не нашли объяснений. Чаще всего эти случаи были связаны с сильными психическими потрясениями.

К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы. Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.

В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного реакций - сужаются зрачки, усиливается потоотделение, снижается активность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, уменьшается частота дыхания, что приводит к ограничению объема поступающего в кровь кислорода и более медленному удалению углекислого газа, т.е. уменьшается интенсивность легочного газообмена. Именно поэтому ночью снижается частота сердечных сокращений, а вместе с ней и скорость кровотока.

Следует подчеркнуть, что, хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно с этим активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идет их размножение, происходит замена белков.

В противоположность этому во время парадоксального сна наступает "вегетативная буря". Дыхание становится нерегулярным, неритмичным, меняясь по глубине. Возможна и остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается. Подобные суточные колебания температуры - снижение ночью и повышение днем - наблюдаются также и в отсутствии сна или при дневном сне и ночном бодрствовании.

Предмет Валеологии и классификация

Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни . В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Основные задачи Валеологии:

  • Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе.
  • Формирование образа жизни индивида путем:
    • развития интеллектуальной творческой деятельности;
    • воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма;
    • мотивации на здоровье.
  • Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья.
  • Информационно-просветительская деятельность.
  • Создание непрерывного валеологического образования.
  • Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов.
  • Подготовка и повышение квалификации кадров.

Валеологию разделяют на общую и частную . К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую .

  • Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
  • Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья человека.

Составные части валеологии:

  • Морфология (анатомия) здоровья
  • Физиология здоровья
  • Психология здоровья
  • Генетика здоровья
  • Экология здоровья
  • Непрерывное валеологическое воспитание и образование
  • Формирование здорового образа жизни

История

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии. В результате учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация », «инь и ян », практиками эзотерики , нетрадиционной медицины и психокультов , включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж », учения Порфирия Иванова , каббалистики и герметизма , учения Рерихов. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Научные конференции

Научные организации

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при ЮФУ

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при Южном Федеральном университете открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года по 2004 год был член-корреспондент РАО , заслуженный деятель науки РФ , доктор биологических наук , профессор Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года по - кандидат биологических наук , профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года - кандидат биологических наук Иваницкая Людмила Николаевна.

Направления научной деятельности

  • Физиологические и кибернетические механизмы нервной деятельности, межсистемных отношений и функционирования организма в целом. Руководитель - Чораян О. Г., профессор
  • Психофизиологические основы когнитивной деятельности. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук , старший научный сотрудник
  • Физиологические механизмы формирования функционального состояния, методы и средства управления им. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук , старший научный сотрудник
  • Механизмы формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Руководитель - Иваницкая Л. Н., директор, кандидат биологических наук , старший научный сотрудник

Критика

Наряду с серьезными исследованиями и учебными пособиями под грифом «Валеология» начали появляться учебники, содержащие взятые из разрозненных источников и не связанные между собой воззрения о человеке и его здоровье. Представители Русской Православной Церкви, ссылаясь на подобные ненаучные издания, классифицировали такую «Валеологию» не как науку, а как некое новое философско-религиозное учение. Однако, никакого единого «учения» эти издания не содержали. В них были представлены синкретически скомпонованные положения без дополнения какими-либо новыми идеями.

Ссылки

  • В. И. Жолдак, доктор педагогических наук , профессор , Л. А. Калинкин, доктор медицинских наук , профессор . Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
  • Истоки и история развития Валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
  • Фесенкова Н. В., . Валеология и проблема здоровья россиян

Мнение представителей русской православной церкви

  • Иерей Сергий Рыбаков. Плюс валеологизация всей страны , Валеология - наука или сектантское учение?
  • Щекочихина И. Н., Щетилова Н. Г. Разрушительное влияние валеологии на детей Что скрывается под маской валеологии? Что скрывается под маской валеологии? // Жизнь: информационный листок Православного медико-просветительского центра. Вып. № 20, М., 1999, с. 15.

См. также

Примечания

Литература

  • Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье - М.: ФиС, 1990
  • Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - 3-е изд.. - М.: Флинта: Наука, 2005
  • Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001, 421 с ISBN 5-17-005067-4.
  • Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с ISBN 985-06-0871-4.
  • Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005, 527 с ISBN 5-241-00202-2.
  • Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. 2004, ISBN 5-222-05408-X.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Валеолог" в других словарях:

    М. Специалист в области валеологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    валеологія - ї, ж. Наука, що грунтується на теорії культури здоров я біоенергетичної системи людини і впливі на живі організми довкілля, геопатогенних зон Землі та ін. чинників; порушує проблеми гармонії родинно шлюбних взаємин і здоров я сім ї … Український тлумачний словник

    валеолог - іменник чоловічого роду, істота …

    валеологія - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

    Педагог-валеолог - Профессиональный педагог, специалист в области здорового образа жизни. Основными функциями П. – в. в образовательных учреждениях являются: – воспитание у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни; – обучение детей средствам и методам… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Врач, который даст практические советы по сохранению и укреплению здоровья:
- жизнь в гармонии с собой, своими близкими и окружающим миром;
- сохранить на долгие годы стройную фигуру, привлекательную внешность, творческий задор;
- успешно противостоять эпидемиям гриппа, ОРЗ и ОРВИ, а также избежать хронических заболеваний.

Что входит в компетенцию врача Валеологa

Валеолог - это специалист с медицинским образованием, в компетенции которого вопросы о питании, по закаливанию, о том, как выйти из неприятной ситуации, как поднять свои психические и физические силы.

Также валеолог может дать рекомендации по полному оздоровлению организма по вопросу лечения драгоценными камнями (литотерапия), питание по сезонам, по группе крови, противораковое питание, как питаться чтобы не было депрессии, поднять и восстановить свою иммунную систему, чтобы не было остеопороза, чтобы родились здоровые дети.

Валеолог подскажет вам чем лучше питаться, чтобы организм был здоров, как одеться, чтобы поправить себе настроение, какое украшение подарить, чтобы сделать не только приятное, но и полезное человеку.

Какими заболеваниями занимается Валеолог

Какими органами занимается врач Валеолог

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Когда следует обращаться к Валеологу

Некоторые болезни (онкологические заболевания, инфекции мочевыводящих путей, эндокринные заболевания и так далее) могут длительное время развиваться, не вызывая никаких жалоб или проявляясь лишь общими неспецифическими симптомами -повышенной утомляемостью, общей слабостью - на которые люди, как правило, совсем не обращают внимания.

Если человек чувствует себя абсолютно здоровым, ему действительно не стоит проводить все известные исследования, но периодически все же рекомендуется сдавать анализы крови и мочи, посещать стоматолога, мужчинам - уролога, женщинам - гинеколога.

Если же самочувствие не совсем в порядке, то обязательно нужно обратиться к врачу, чтобы он назначил обследование.

Вот некоторые симптомы:
- Нарушения обмена веществ;
- Обмороки и потеря сознания;
- Плохой сон - бессонница;
- Зимняя депрессия.

Когда и какие анализы нужно делать

- Общий анализ крови;
- Общий анализ мочи;
- Мужчинам старше 45 лет - анализ на "антиген простаты";
- Биохимический анализ крови - после тридцати лет;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по крови;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по мазку;
- Анализ крови на гормоны;
- Анализ крови на гепатиты;
- Микроэлементный анализ волос или ногтей.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Валеолог

- Полная классическая электропунктурная диагностика по методу Р.Фолля;
- Электрокардиограмма;
- Флюорография или рентген грудной клетки;
- Ультразвуковое обследование органов брюшной полости;
- Женщинам старше 30 лет - УЗИ (ультразвуковое обследование) молочных желез;
- Диагностика клеточного метаболизма (ДКМ). Роль сна в поддержании психического здоровья.

Потребность во сне. зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.

В результате наблюдений было установлено, что люди старше 60 лет, страдающие различными заболеваниями спят, как правило, менее 7 часов в сутки. В то же время практически здоровые люди этого возраста спят более 8 часов в сутки.

При увеличении продолжительности сна у «малоспящих» пожилых людей наблюдается улучшение самочувствия. По некоторым данным продолжительность сна долгожителей Кавказа колеблется от 9 до 16-17 часов в сутки. В среднем же долгожители спят по 11-13 часов. Иными словами по мере старения человека продолжительность сна должна увеличиваться.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе.

Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.

Изменения вегетативных функций при длительной бессоннице очень невелики, отмечается только небольшое понижение температуры тела и незначительные замедления пульса.

В науке описаны несколько случаев длительного отсутствия сна, которые, наряду с явлениями сомнамбулизма (лунатизма) и летаргического сна до сих пор не нашли объяснений. Чаще всего эти случаи были связаны с сильными психическими потрясениями.

К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы. Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.

В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного реакций - сужаются зрачки, усиливается потоотделение, снижается активность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, уменьшается частота дыхания, что приводит к ограничению объема поступающего в кровь кислорода и более медленному удалению углекислого газа, т.е. уменьшается интенсивность легочного газообмена. Именно поэтому ночью снижается частота сердечных сокращений, а вместе с ней и скорость кровотока.

Следует подчеркнуть, что, хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно с этим активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идет их размножение, происходит замена белков.

В противоположность этому во время парадоксального сна наступает "вегетативная буря". Дыхание становится нерегулярным, неритмичным, меняясь по глубине. Возможна и остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается. Подобные суточные колебания температуры - снижение ночью и повышение днем - наблюдаются также и в отсутствии сна или при дневном сне и ночном бодрствовании.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

14.03.2019

Специалисты офтальмологического центра Duke Eye Centre (США) провели исследования, благодаря которым, возможно будет определять болезнь Альцгеймера на ранней стадии

30.01.2019

Канадские ученые из из Университета Калгари провели исследования для определения взаимосвязи между развитием ребенка и его временем проведенным у экрана гаджета. 25.10.2018

Специалисты Калифорнийского университета (США) разработали лекарственную форму для борьбы с болезнью Альцгеймера

Медицинские статьи

Диагноз «глиобластома» воспринимается пациентами как приговор, однако в настоящее время врачи способны продлить жизнь пациентам с этим агрессивным видом опухоли мозга.

Магний полезен не только для поддержания прочности костной ткани при старении, он также полезен при симптомах ПМС (предменструального синдрома) и менопаузы у женщин.

В период освоения физического мира у ребенка возникает потребность все делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребенок...

Многие беременные женщины не догадываются, что косметика, а вернее некоторые ее компоненты могут пагубно влиять на будующего ребенка.

Группой американских ученых был предложен новый способ диагностики аутизма на сверхранней стадии. По их мнению, его можно применять в первые пол года жизни ребенка. К тому же, ученные утверждают, что дети с диагнозом аутизм, не будут, ничем отличатся от здоровых сверстников в первые месяцы жизни.

| Дмитрий Николаев | 4654

Связать свою будущую профессию с медициной и посвятить свою жизнь заботе о здоровье других людей – что может быть благороднее такой работы? Наверное, этим и объясняется большой интерес выпускников к медицинским специальностям, да и востребованность на рынке труда – играет не последнюю роль.

«Униформа» валеолога, часто напоминает врача, что вполне понятно – и те, и другие, заботятся о здоровье людей.
Правильное питание школьников – тема многих исследований в валеологии.
Утомляемость? Валеология знает, как с этим бороться!

Ориентируясь на медицинское направление, многие выпускники редко задумываются о будущей специализации (иначе говоря – кем конкретно они будут работать). Поначалу главным движущим стимулом зачастую является простое, но такое гуманное стремление: « ». Что немаловажно: для того, чтобы достичь этой цели, необязательно заканчивать вуз именно медицинского профиля – сегодня существуют профессии, возникшие на стыке медицины с другими науками (например, – синтез медицины, психологии и педагогики). Сегодня мы поговорим еще об одной «синтетической» профессии – валеологии.

Валеолог – специалист по здоровому образу жизни (режиму дня, правильному питанию, физическим упражнениям, закаливанию и др.), профилактике различных заболеваний, социальной адаптации и психологической устойчивости. Цель работы валеолога можно изложить несколькими словами: сохранение и укрепление здоровья пациента – но, несмотря на такое короткое определение, хорошо понятно, насколько это сложно и насколько это важно.

Особенности профессии

Как науку, валеологию можно назвать «концепцией о здоровье человека» она рассматривает в тесной взаимосвязи здоровье духовное и физическое. Часто валеолог начинает беседу с пациентом с рассказа о том, что в подавляющем большинстве случаев, здоровье зависит – не от медицинских достижений, а от условий жизни человека . Таким образом, наиболее оптимальным способом сохранения (и улучшения) здоровья, в идеале является не прямое лечение с помощью медицины, о косвенное – через улучшение социальной среды в которой находится человек.

Конечно, тут возможны возражения, что есть ситуации, где никак не обойтись без медицинского вмешательства, например при травме или тяжелом заболевании. Это так, но количество травм все-таки не сопоставимо с количеством других заболеваний, возникающих из-за неблагоприятных условий жизни и окружающей среды (о том, как экологическая обстановка способствует развитию заболеваний, слышали, наверное, многие). А ведь помимо здоровья отдельно взятого человека, все это оказывает отрицательное влияние и на наследственность – нет, болезнь все-таки легче предупредить, чем лечить .

Как специалисты, валеологи могут работать в научно-исследовательских или медицинских учреждениях (направление «медицинской валеологии»), но так, как нам ближе образовательная тематика, рассмотрим валеологию педагогическую, направленную на работу со школьниками.

Все начинается с анализа общей ситуации. Не секрет, что здоровье школьников в наше время – довольно критический вопрос, по мнению специалистов – более 60% старшеклассников имеют выраженные отклонения по медицинской линии. Да и счет на самые распространенные болезни идет десятками, поэтому хорошо понятно, что обучение школьников различным технологиям сохранения и улучшения здоровья – довольно актуальная задача для образовательных учреждений.

Формирование валеологической грамотности у школьников, происходит во взаимодействии с другими предметами из школьной программы – в первую очередь это биология, ОБЖ и физкультура. На этих уроках учащиеся получают базовые знания о строении тела, управлении своими психическими процессами, навыки поведения в критических ситуациях, другие предметы школьной программы (например, обществознание) показывает место человека в обществе и так далее. Задача педагога-валеолога в этом случае – свести воедино всю эту информацию, мотивировать учащихся на здоровый образ жизни и заботу о своем здоровье . Иногда в учебную программу включаются уроки по валеологии, например для учащихся старших классов разработан курс «Влияние внешней среды на здоровье человека».

Необходимые качества

Если говорить об общих качествах, которые должны присутствовать у валеолога, то они те же, что должны быть у медицинского работника. Одной из главных личностных характеристик является доброжелательность, еще одно важное качествоэмоциональная устойчивость , ведь подобная работа связана с большой психологической нагрузкой. Впрочем, валеолог, как специалист по сохранению здоровья, должен в совершенстве владеть умением саморегуляции:) Говорить про развитое чувство ответственности наверное даже излишне – это должно быть понятно «по умолчанию», ведь речь идет о здоровье людей.

Если валеолог будет работать в образовательном учреждении, то без педагогических наклонностей ему не обойтись. Как и без желания помогать другим людям жить долго и счастливо.

Где учат

Самый простой способ стать валеологом – это получить диплом по специальности психолога или социального педагога, после чего пройти переквалификацию. А в целом – факультеты валеологии есть, например, в или , где с успехом применяют достижения этой науки для обучения студентов.