Не слушается язык при разговоре. Причины, по которым у человека заплетается язык

Каждый отдел мозга ответственен за исполнение определенных функций. Это может быть движения, чувствительность, координация, слух, зрение, а также речь. При недостаточном снабжении мозга кровью возможно нарушение деятельности организма.

Причины нарушений

Снабжение кровью мозга обеспечивается двумя основными сосудистыми бассейнами – каротидным и вертебробазилярным. При нарушении снабжения мозга кровью из вертебробазилярного бассейна у человека могут возникнуть симптомы нарушения координации движений, неустойчивости тела, шаткости. У него возникает головокружение, тошнота, рвота, в глазах двоится, происходит нарушение движения глаз, глотание затрудняется.

Также возможно развитие патологии в каротидном сосудистом бассейне. У пациента наблюдаются сложности во время ходьбы, он ощущает онемение в теле, общую слабость, нарушение чувствительности и движений наблюдается с одной стороны. У больного человека заплетается язык, происходит нарушение речи, поднятие с одной стороны уголка рта нарушения. Причины таких нарушений могут быть довольно серьезными.

При возникновении подобных симптомов, необходимо незамедлительно, в экстренном порядке обратиться за медицинской помощью. Есть высокая вероятность того, что у больного развился инсульт или микроинсульт. Симптомы микроинсульта следующие:

  • возникают сложности с речью, стал заплетаться язык, произношение некоторых слов вызывает трудности;
  • происходит нарушение координации движений;
  • возникает головокружение и общая слабость;
  • конечности немеют.

Характеристика заболевания

Инсульт – внезапно возникший дефицит кровоснабжения какого-то участка мозга, в результате которого нарушается работы мозга. После такого нарушения работоспособности мозга остается довольно серьезный дефект.

Инсульт возникает в результате затрудненного кровотока, причиной которого может быть закупорка какого-либо сосуда, который осуществлял питание головного мозга. Бывает 2 вида инсульта:

  • ишемический – он случается довольно часто, в 80% случаев возникает именно этот вид инсульта; возникает ишемический инсульт из-за острого дефицита кислорода и питательных веществ в мозге;
  • геморрагический – это более редкий вид инсульта, который происходит примерно в 20% всех случаев возникновения заболевания; причиной наступления данного вида инсульта является разрыв сосуда мозга; при этом происходит кровоизлияние в мозг, в результате которого образуются гематомы; геморрагический инсульт является более опасным видом инсульта, он протекает с большими осложнениями, чем ишемический инсульт.

Если заплетается язык, происходят обмороки, возникают провалы в памяти то можно понять, что произошел инсульт.

Что делать?


При наличии любого из вышеуказанных признаков, даже при их постепенном исчезновении, следует немедленно вызвать скорую помощь. При инсульте каждая минута имеет значение. Не стоит ждать улучшения, ведь чем позже начинается лечение инсульта, тем с большей вероятностью повредится мозг, а также повысится вероятность возникновения инвалидности. Для обеспечения максимальной эффективности лечения заболевания нужно в срочном порядке доставить больного в больницу, желательно, в течение часа с момента проявления первых симптомов инсульта. До больницы нельзя давать больному еду и питье.

Существуют факторы, способствующие развитию инсульта. Факторы риска бывают следующие:

  1. генетическая предрасположенность к инсульту;
  2. возраст от 55 лет и выше;
  3. повышенное кровяное давление также приводит человека в группу риска (при показателях артериального давления выше 115/75 мм рт.ст. риск уже существует);
  4. повышенный уровень холестерина является опасным фактором (уровень холестерина выше 5,2 ммоль/л);
  5. вредные привычки (табакокурение, алкоголь, употребление наркотиков);
  6. сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия;
  7. избыточная масса тела или ожирение;
  8. недостаточная физическая активность или ее отсутствие;
  9. наличие сердечно-сосудистых заболеваний, таких как сердечная недостаточность, пороки сердца, инфекции или сбои в сердечном ритме;
  10. применение противозачаточных таблеток или гормонотерапия на основе эстрогена;
  11. мужчины имеют большую предрасположенность инсульту, однако, женщины преклонного возраста довольно часто болеют и умирают от инсульта.

Итак, не следует долго выяснять, почему заплетается язык у человека или возникли другие симптомы инсульта. Следует сразу обратится за врачебной помощью. Это поможет спасти человеку жизнь. При необходимости нужно сделать ему искусственное дыхание и повернуть голову на бок, чтобы предотвратить попадание в легкие рвотных масс при рвоте.

    Содержание Может ли возникнуть реакция на творог Агуша Для аллергии нет возрастных ограничений, поэтому болеют ее как взрослые, так и дети, но особенно жалко грудничков, ведь подобрать для малыша правильное питание очень сложно. Грудное молоко не содержит аллергенов, но когда наступает период добавления прикорма, организм некоторых малышей не воспринимает определенные компоненты продуктов питания, и дело..

  • Содержание Причины появления хруста в суставах Симптомы заболевания Появление хруста в суставах достаточно распространенное явление, с которым сталкиваются люди практически всех возрастных категорий. Довольно часто многие родители наблюдают это у своих детей также в разном возрасте. Прежде чем бить тревогу поэтому поводу, стоит разобраться почему хрустят суставы у ребенка. Причины появления хруста в суставах Среди..

  • Содержание Причины возникновения выделений у девочек Симптомы, сопровождающие выделения у девочек Выделения из влагалища наблюдаются как у женщин, так и у девочек. С самого рождения у девочки появляются выделения, которые подразделяются на: Физиологические; Патологические. Физиологические выделения у девочек в норме светлые, слизистые, в них могут присутствовать нитевидные включения. Патологические выделения — обильные, с наличием следов..

  • Содержание Кашель без температуры у ребенка Причины возникновения длительного кашля без температуры у ребенка Кашель без температуры у ребенка Родителей всегда настораживает детский кашель. Но часто он не является признаком болезни или патологии. Из-за того, что в воздухе летают пылинки и различные частицы, просвет дыхательных путей забивается. В этом случае кашель выступает как защита от..

  • Содержание Как возникает гемангиома? Причины появления гемангиомы Удаление гемангиомы у новорожденных Гемангиома – сосудистое образование доброкачественности характера, возникшее из-за изменений в стенках сосудов. Этим заболеванием страдает один из 10 детей, появившихся на свет. Гемангиомы представляют собой опухоли различного размера и цвета, образующиеся на лице, волосяной части головы, гениталиях и других частях тела. Образование может проявиться..

06.05.2007, 20:15

Вот уже четвертый месяц как появились непонятные ощущения: когда
разговариваю - как буто "заплетается язык" (могу не выговаривать четко окончания, бывает путаю буквы в словах) и вообще
речь стала как бы немного "смазанной" и заторможенной (вообще говорю быстро), бывает трудно выговаривать какие- то длинные слова (фразы). о
Иногда бывает ощущуния сдавливания (сжатия) в области губ и подбородка. когда все это начиналось (в конце января) около месяца находилась в состоянии некого возбуждения (при этом совсем безосновательно, т.е. нет причин нервничать), если можно так выразиться, состояние было такое, как будто нервничеешь перед сдачей какого-либо экзамена или зачета - некая дрожь по телу, млели руки и ноги.
по этому поводу стал мучать постоянный страх, появилась тревога, что это такое, почему не проходит? Из- за своего
страха и сомнений по собственной инициативе в феврале сделала МРТ головного мозга (обзорную) - изменений нет никаких. МРТ шеи - заключение: остеохондроз шейного отдела позвоночника, позвоночный латеральный стеноз, очаговых изменений в шейном отделе спинного мозга не визуализируется. Контуры дурального мешка неровные, блока ликвора нет.

Тогда же (в феврале) ходила к неврологу на очный прием - задавала тот же вопрос, что и на форуме, но врач сказал что не видит у меня этой патологии. выписал фезам и аминотриптилин, фезам пропила а от аминотриптиллина (один раз выпила) стало не по себе. вот уже три месяца прошло, а речь так и не восстанавливается, внутри себя слова словно "выдавливаю" и постоянно боюсь сбиться с речи, опять не знаю что думать. Подскажите пожалуйста, от чего может появиться такое состояние, похоже ли это на симптомы рассеяного склероза?
P. S. вообще уже около 10 лет я страдаю ВСД (мне сейчас 36), но как правило раньше это выражалось посредством головных болей, а сейчас (даже странно) голова не болит, только иногда бывает "тяжелой".

06.05.2007, 22:12

на рассеянный склероз Ваше состояние не похоже.
скорее всего необходима помощь психотерапевта.
Выздоравливайте!

15.05.2007, 19:12

Спасибо за ответ. но все же хочу дополнить сообщение, какая все же патология может вызвать такое состояние? по - прежнему улучшений нет, вновь вчера пошла на консультацию к неврологу, опять осмотр и опять "неясный" диагноз - ВСД с ангиоспазмами сосудов головного мозга. правда врач отправил на УЗДГ и проверить глазное дно. Заключение дуплексного сканирования эксракраниальных отделов брахиоцефальных артерий: патологических изменений в сонных и правой позвоночной артерии не выявлено. Выявлена извитость левой ПА с резким повышением скоростных показателей. Между С5 и С6 гиперэхогенная структура =12х10 мм. подскажите что это может значить, так как тот доктор, что делал обследование сказал, что это довольно серьезно, а невролог (при повторном приеме) - ничего не сказал, назначил ноотропил, мильгамму, никотинку и электрофарез на шею. что- то я сомневаюсь в эфективности данного лечения. вообще где в москве можно получиь квалифицированную консультацию (можно платную) по описанной мною проблеме?

15.05.2007, 19:42

Я тоже считаю, что вероятнее всего, у Вас имеется психоэмоциональное расстройство. Но для уточнения этого я рекомендую Вам обратиться к психотерапевту Дивисенко Сергею Ивановичу(Anthioh) очно.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Пройдите пожалуйста тесты в форуме психиатрия, тема психологическое тестирование. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

01.06.2007, 20:00

Спасибо за ответ. обратилась на форум к психотерапевту Дивисенко С.И., он написал, что действительно мое состояние похоже на дипрессию. извините за навязчивость (просто уже очень наболело) неужеле при дипрессии могут так млеть (неметь) кисти рук и ноги и заплетаться язык вот уже четвертый месяц, а в последние две недели появились еще боли в области лица слева. Меня в течении последнего месяца смотрели три невролога (два дали заключение - ВСД, последний, у которого была два дня назад, поставил диагноз астено-ипохондрический синдром и рекомендовал пить 1,5 месяца коансил), и если можно вопрос по этому поводу - насколько точно при очном осмотре врач - невролог может определить степень вероятности наличия признаков рассеянного склероза (его начальной стадии). уж очень много людей в форумах пишут о том, что вот так как и мне (при аналогичных со мной симптомах) врачи ставили диагнозы ВСД в течении длительного времени, а на самом деле потом, когда уже становильсь совсем плохо - выяснялось, что это РС.

01.06.2007, 20:34

Зависит от того, понимает ли врач то, что он делает. Но диагноз РС - это не только клинический диагноз, в критерии РС входит обязательное наличие очагов демиелинизации на МРТ и их изменение в пространстве и во времени. В неясных случаях используют дополнительные методы - анализ ликвора, вызванные потенциалы.

02.06.2007, 08:47

На всяки случай советую:распросить родителей о том,были ли у их родственников подобные с-мы. И сходите к нейрогенетику.

02.06.2007, 09:45

спасибо за участие в моей проблеме. у родителей я спрашивала по данному поводу, но как меня уверили, что по крайней мере у моих родственников по крайней мере в трех последних поколениях рассеянного склероза не было. И еще вопрос доктору, я последний раз делала МРТ (обзорную) головного мозга 12 февраля 2007 года (где-то через недели три как почувствовала эти ощущуния), МРТ делали на аппарате "SIGNa 0.5T", заключение: выполнена МРТ головного мозга в стандартных проекциях. Отчетливо видны большие полушария, срединные структуры, мозжечок. Субарахноидальные щели не расширены. Дифференциация серого и белого вещества отчетливая. Видимых очаговых изменений в вещетсве головного мозга не определяется. Серединные структуры не смещены. Желудочковая система не расширена.
Стоит ли мне сейчас опять повторять МРТ?

22.06.2007, 19:10

Здравствуйте. вот опять решила обратиться за советом, так как где живу (г.Брянск) трудно что-либо выяснить у врачей и установить точный диагноз, а сотояние все время ухудшается. Визит уже к четвертому неврологу ничего не дал, все смотрят результаты февральского МРТ головы, и говорят на все остальные жалобы. что это ВСД. А какое ВСД, если за последние две недели с каждым днем все хуже и хуже, резко обострились боли в ногах, болят мышцы (не могу даже напрячь икроножные мышцы - так как данная процедура вызывает резкую боль), болят уже и днем и ночью практически постоянно, в те небольшие периоды когда боль уходит появляется ощущение какого-то покалывания и небольшого онемения. последние несколько дней стала ходить как-то не уверенно, ощущуния неустойчивости при хотьбе. посоветуйте, к какому специалисту все же обращаться, или может самостоятельно еще пройти какие-то обследования по этому поводу. Кроме того последний месяц присутствует ощущения дискамфорта в глазу, как-будто в уголке глаза что-то давит на глазное яблоко, была у окулиста, он направил к неврологу - а там тишина... Помогите советом!

22.06.2007, 19:27

Вы понимаете, что нужен осмотр? Ваши жалобы могут быть при самых различных болезнях, Вы же в этой теме ничего не представили, кроме МРТ. А где же общий и биохимический анализ крови, данные неврологического статуса (перепишите из амбул. карты). Обращались ли Вы по нашей рекомендации к психотерапевту, ничего не сообщаете. Как же Вам помочь?


Сложности речи - расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания - это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление - системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия - ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие с одной деятельности на другую.

Правила формирования речи

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

В случае внезапной потери речи в первую очередь следует определить, анартрия это (то есть - невозможность произнесения слов из-за нарушения координированной деятельности дыхательного, голосообразующего и артикуляционного аппаратов из-за их пареза, атаксии и т.п.) или - афазия (то есть нарушение речевого праксиса).

Задача эта непроста, даже когда пациент в сознании и способен выполнять инструкции, что вообще редко случается при острой патологии. На простые вопросы возможно получить ответы типа «да»/«нет», которые с вероятностью 50 % являются ответами наугад. Более того, даже при афазии пациенты могут исключительно хорошо схватывать смысл услышанного, применяя стратегию «ключевого слова», по которому они понимают общий смысл фразы благодаря имеющимся ситуационным («прагматическим») навыкам, которые при нарушении речи не страдают.

Исследование посредством простых команд затруднено, если у пациента гемиплегия и (или) он обездвижен. Кроме того, сопутствующая апраксия также может ограничивать возможности врача. В случае оральной апраксии пациент не сможет выполнить даже достаточно простые инструкции (например, «открыть рот» или «высунуть язык»).

Способность читать исследовать сложно, поскольку для чтения требуется сохранность реагирования на устную жестикуляцию и моторику, а вот изучение письменной речи может помочь принять правильное решение. При правосторонней гемиплегии применяют такой тест: пациенту предлагают расположить в правильном порядке слова законченного предложения, которые он получает в написанном виде на отдельных листах бумаги, вперемешку. Однако в некоторых случаях даже опытный специалист по афазии не сразу может принять правильное решение (например, когда пациент даже не делает попытки произнести хотя бы звук). Следует помнить, что с течением времени картина может быстро меняться, и вместо афазии, имевшейся у пациента на момент поступления, на первый план может быстро выступать дизартрия, то есть - чисто артикуляционное нарушение речи. При постановке диагноза большую роль играет возраст пациента.

Основные причины внезапной потери речи:

  1. Мигрень с аурой (афатическая мигрень)
  2. Инсульт в левой гемисфере
  3. Постиктальное состояние
  4. Опухоль или абсцесс мозга
  5. Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса
  6. Психогенный мутизм
  7. Психотический мутизм

Мигрень с аурой

У пациентов молодого возраста в первую очередь можно заподозрить мигрень с аурой. В этих случаях имеется следующее типичное сочетание симптомов: острая или подострая потеря речи (чаще - без гемиплегии), сопровождающаяся головной болью, которая неоднократно возникала у пациента в прошлом и которая могла как сопровождаться, так и не сопровождаться изменениями в неврологическом статусе. Если такой приступ мигрени возник у данного пациента впервые, полезную информацию может дать изучение семейного анамнеза (если такая возможность имеется), поскольку в 60 % случаев данное заболевание носит семейный характер.

На ЭЭГ вероятнее всего выявление очага медленно-волновой активности в левой височно-теменной области, который может сохраняться на протяжении 3 недель, в то время как при нейровизуализации никакой патологии не обнаруживают. Выраженные очаговые изменения на ЭЭГ при отсутствии отклонений по результатам нейровизуализационного исследования на 2-е сутки заболевания в принципе позволяют поставить правильный диагноз, за исключением случаев герпетического энцефалита (см. ниже). У пациента не должно быть кардиальных шумов, которые могут указывать на возможность кардиогенной эмболии, которая может наблюдаться в любом возрасте. Возможный источник эмболии выявляют (или исключают) с помощью эхокардиографии. Выслушивание сосудистых шумов над сосудами шеи менее надежно по сравнению с ультразвуковой допплерографией. По возможности следует проводить транскраниальную ультразвуковую допплерогафию. У пациента, страдающего мигренью и относящегося к возрастной группе от 40 до 50 лет, возможно наличие бессимптомного стенозирующего поражения сосудов, но типичный характер головной боли, быстрое обратное развитие симптомов и отсутствие структурных изменений в мозге по результатам нейровизуапизационных методов исследования в сочетании с описанными выше изменениями на ЭЭГ позволяют поставить правильный диагноз. Если симптомы не прогрессируют, необходимости в исследовании ликвора нет.

Левополушарный инсульт

При нарушении речи у пожилого пациента наиболее вероятным диагнозом является инсульт. В большинстве случаев нарушения речи при инсульте у больного выявляется правосторонний гемипарез или гемиплегия, гемигипестезия, иногда - гемианопсия или дефект правого поля зрения. В таких случаях нейровизуализация является единственным способом надежной дифференциации внутримозгового кровоизлияния и ишемического инсульта.

Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном инсульте (т.е. - при поражении недоминантного полушария), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее, при этом вероятность полного восстановления весьма высока.

Мутизм может предшествовать появлению афазии при поражении области Брока, он описан также у больных с повреждением дополнительной моторной области, при тяжёлом псевдобульбарном параличе. Вообще мутизм чаще развивается при двусторонних поражениях мозга: таламуса, передних областей поясной извилины, повреждениях putamen с двух сторон, мозжечка (церебеллярный мутизм при острых двусторонних повреждениях полушарий мозжечка).

Грубое нарушение артикуляции может возникать при нарушении кровообращения в вертебро-базилярном бассейне, но полное отсутствие речи наблюдается только при окклюзии базилярной артерии, когда развивается акинетический мутизм, что представляет собой довольно редкое явление (двусторонне поражение мезенцефалона). Мутизм как отсутствие вокализации возможен и при двустороннем параличе мышц глотки или голосовых связок («периферический» мутизм).

Постиктальное состояние (состояние после судорожного припадка)

Во всех возрастных группах, за исключением младенцев, утрата речи может быть постиктальным феноменом. Сам эпилептический припадок может пройти незамеченным, а прикус языка или губ может отсутствовать; указанием на имевший место припадок может быть повышение уровня креатинфосфокиназы крови, однако данная находка в смысле диагностики ненадежна.

Довольна часто диагностику облегчает ЭЭГ: регистрируется генерализованная или локальная медленно- и островолновая активность. Речь быстро восстанавливается, и перед врачом стоит задача определения причины эпилептического припадка.

Опухоль или абсцесс мозга

В анамнезе пациентов с опухолью или абсцессом мозга какая-либо ценная информация может отсутствовать: не было головной боли, не было поведенческих изменений (аспонтанность, уплощение аффекта, апатичность). Явный воспалительный процесс ЛОР-органов также может отсутствовать. Внезапная потеря речи может происходить: из-за разрыва сосуда, кровоснабжающего опухоль, и возникающего при этом кровоизлияния в опухоль; из-за быстрого нарастания перифокального отека; или - в случае левополушарной локализации опухоли или абсцесса - вследствие парциального или генерализованного эпилептического припадка. Постановка правильного диагноза возможна только при систематизированном обследовании пациента. Необходимо проведение ЭЭГ-исследования, при котором можно зарегистрировать очаг медленно-волновой активности, наличие которого однозначно интерпретировать невозможно. Однако наличие очень медленных волн дельта-диапазона в сочетании с общим замедлением электрической активности мозга может указывать на абсцесс мозга или на опухоль полушарной локализации.

При компьютерной томографии как в случае опухоли, так и в случае абсцесса удается выявить объемный внутримозговой процесс в виде очага низкой плотности с или без поглощения контраста. При абсцессах чаще имеется более выраженный перифокальный отек.

Тромбоз внутримозгового сагитального синуса

Существует следующая типичная триада симптомов, которая может указывать на тромбоз внутримозгового синуса: парциальные или генерализованные эпилептические припадки, полушарная очаговая симптоматика, снижение уровня бодрствования. На ЭЭГ регистрируется генерализованная низкоамплитудная медленноволновая активность над всем полушарием, распространяющаяся также на противоположное полушарие. При нейровизуализации о тромбозе синуса свидетельствует отек полушария (преимущественно - в парасагитальной области) с диапедезными кровоизлияниями, гиперинтенсивностью сигнала в области синуса(ов) и зоной дельтовидной формы, не накапливающей введенный контраст и соответствующей пораженному синусу.

Энцефалит, вызванный вирусом простого герпеса (ВПГ)

Поскольку при герпетическом энцефалите, вызванном ВПГ, преимущественно поражается височная доля, афазия (или парафазии) часто бывает первым симптомом. На ЭЭГ выявляется очаговая медленно-волновая активность, которая при повторной регистрации ЭЭГ трансформируется в периодически возникающие трехфазные комплексы (триплеты). Постепенно эти комплексы распространяются на лобные и контралатеральные отведения. При нейровизуализации определяется зона низкой плотности, которая вскоре приобретает характеристики объемного процесса и распространяется из глубинных отделов височной доли на лобную долю, а затем - контралатерально, вовлекая в первую очередь зоны, относящиеся к лимбической системе. В ликворе обнаруживают признаки воспалительного процесса. К сожалению, верификация ВПГ-инфекции посредством прямой визуализации вирусных частиц или с помощью иммунофлюоресцентного анализа возможна только со значительной временной задержкой, в то время как противовирусная терапия должна начинаться сразу при возникновении первых подозрений наличия вирусного энцефалита (с учетом того, что летальность при ВПГ-энцефалите достигает 85%).

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм проявляется отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранной способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь. Этот синдром может наблюдаться в картине конверсионных расстройств. Другой формой невротического мутизма у детей является элективный (избирательный, возникающий при общении только с каким-то одним человеком) мутизм.

Психотический мутизм - мутизм в картине синдрома негативизма при шизофрении.

Диагностические исследования внезапной потери речи

Общий и биохимический анализ крови; СОЭ; глазное дно; исследование ликвора; КТ или МРТ; УЗДГ магистральный артерий головы; неоценимую помощь может оказать консультация нейропсихолога.