Тренинг уверенность в себе. Тренинг повышения уверенности в себе

На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту. Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг повышения самооценки «Время для себя»

Цели:

1. Определение и анализ уровня самооценки.

2. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

3. Развитие умения вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Ход занятия.

Консультация : «Самооценка как важнейшая составляющая личности».

Ведущий . Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Определение самооценки

Инструкция . Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Упражнение 1 «Я в лучах солнца».

Расположение участников . Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

Инструкция . На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение 2 «Самохвальство».

Инструкция . Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

  • Вовремя встал.
  • Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.
  • Вовремя пришел на работу.
  • Сварил коллеге кофе.
  • Выполнил...
  • Завершил работу над...

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

Упражнение 3 «Уверенность» (педагоги заполняют бланк с заданиями, приложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попробуйте оценить, каким страхам вы подвержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой вариант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мысленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

  1. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.
  2. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное отношение к происходящему».

Упражнение 4 «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Упражнение 5 «Уровень счастья»

Инструкция . Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

Упражнение 6 «Избавление от самокритики»

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение 7 «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание . Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция . Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 8 «Рисунок Я»

Цель . Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 9 «Девиз»

Цель . Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.


Маша Ковальчук

00:00 4.11.2015

Неуверенность в себе, гнетущее чувство вины и самоедство подчас становятся слишком тяжелым грузом… Как освободиться от этого ноши и поверить в свою уникальность?

Проанализируй свой опыт, прости себя за несовершенство, усмири внутреннего «полицейского» - и найди в себе минимум пять талантов!

Ты толстая. Неуклюжая. Глупая. Нерасторопная. Ты ничего не знаешь и не умеешь. Вообще ты неудачница… Этот список обвинений - лишь малая толика того, что мы регулярно говорим сами себе.

Мало того, обвиняя себя во всех грехах, мы создаем негативную программу на будущее… Спроси себя, когда в последний раз ты вспоминала о своих хороших сторонах и достоинствах?

И если окажется, что это было в прошлый день рождения - после поздравительных речей близких и друзей, эта статья как раз для тебя. Пришло время признать свои достоинства и попробовать ежедневно использовать сильные стороны своей натуры. Хотя бы потому, что это помогает жить!

Велено наказать

На одном из женских сайтов мне на глаза попалась довольно типичная история… самобичевания. Женщина рассказывала, что с ранней юности очень страдала из-за того, что была менее стройной, чем ее подруги. Чтобы заставить себя заниматься физкультурой и соблюдать диету, она придумала своеобразный аутотренинг. Вечером, засыпая, девушка внушала себе: "Я толстая, я очень толстая, мне срочно надо похудеть!" И что же? Результат был прямо противоположным тому, на который она рассчитывала. Зарядка (два взмаха руками и ногами) плавно перетекала в завтрак (три булочки с шоколадным маслом) - талия росла вширь, а настроение ухудшалось с каждым съеденным пирожным. Почему?

Негативно оценивая себя, она приводила в действие цепочку мыслей: "Раз я такая толстая, то уже ничем не поможешь - буду есть и страдать", тем самым отрезая себе путь и к похудению, и к принятию себя.

Дополнительной порцией сладкого она наказывала свое тело за то, что оно не худеет. И поправлялась еще больше. Такой вот замкнутый круг. В качестве наказания может быть использовано что угодно: обвинительные речи в свой адрес ("Ты ни на что не способна!", "Так тебе и надо, тупица!", "А что ты хотела, уродина?"), жестокость по отношению к себе (это часто проявляется у подростков, которые могут начать резать себе руки лезвием, прокалывать по несколько дырок в ушах), создание необоснованных запретов, причинение душевной боли. И если ты тоже грешишь самоедством, если такие мысли тебе не чужды, знай: корень большинства проблем - в детстве. Отправимся на поиски?

Родом из детства

С малых лет мы ориентируемся на одобрение друзей и взрослых (родителей, учителей). Далеко не всегда они могут разглядеть скрытые в нас таланты. Отец актера Робина Уильямса ("Миссис Даутфайер", "Джуманджи"), например, сначала пристроил сына изучать политологию, а когда тот с треском вылетел из колледжа, посоветовал выучиться на сварщика: он искренне считал, что дитятко ни на что больше не способно. А некрасивую девчушку по имени Барбара Стрейзанд все отговаривали от стремления стать актрисой - в этой нескладной дурнушке просто невозможно было разглядеть будущую звезду кино и эстрады.

Зависимость от оценки значимых для нас людей часто играет с нами злую шутку. Колкая фраза, замечание, брошенное невпопад, некорректная оценка или случайный казус намертво оседают в нашей памяти и со временем превращаются в стержень, на который мы наматываем свои комплексы.

"Мне 34 года, но я до сих пор улыбаюсь, плотно сжав губы. А все потому, что в детстве один зуб у меня рос немного криво, и мама не стеснялась рассказывать об этой проблеме окружающим, приговаривая: "Доця, покажи!" - вспоминает Наталья, врач. - Я давно сделала себе ровные зубы, а улыбаться широко не выходит".

"Не могу выступать перед большой аудиторией: теряюсь, забываю слова. Хотя в школьные годы я часто вел КВНы, играл на сцене, - рассказывает 40-летний Виталий, менеджер. - Причиной тому - один случай, произошедший со мной в 8-м классе. Вместе с одноклассницей мы вели какое-то школьное мероприятие, а потом я случайно услышал беседу учителей: "Зачем Виталика выпускают на сцену, он же картавит!" С тех пор не могу себя перебороть".

Увы, не всегда причины наших комплексов "плавают" на поверхности сознания. Адепты психоанализа уверяют, что справиться с негативной самооценкой и бессознательным чувством вины можно, лишь хорошо покопавшись в своем прошлом. И если человеку удастся найти событие, вызвавшее мучительные переживания, он сможет, прокрутив его опять и по-новому осмыслив, простить себя, перестать наказывать, избавившись таким образом от негативных чувств по отношению к себе.

Понятно, что никто не побежит сразу в кресло психоаналитика (разве что самоедство мешает жить и приводит к постоянным неудачам). Можно помочь себе самому, используя метод свободных ассоциаций. Нужно проговаривать вслух все воспоминания и мысли, которые в данный момент приходят в голову - без ограничений. В памяти начнут воскресать события, которые давно забыты, ты вдруг сможешь выразить чувства, которые копила в себе (давние обиды, скрытые желания) - и что-то обязательно прольет свет на сегодняшнюю самооценку. То, что в детстве казалось катастрофой, ты переоценишь с высоты своего жизненного опыта и увидишь, какая это на самом деле мелочь! А почувствовав себя свободной, сможешь наконец сконцентрироваться на позитиве.

Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью такого несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупая, задай себе четыре простых вопроса:

  1. Правда ли это?
  2. Знаешь ли ты это наверняка? (Если ты глупа, то, наверное, в школе у тебя было много "неудов", ты неграмотно пишешь, не можешь ничего толком сделать. Или все же что-то тебе удается?)
  3. Как ты реагируешь, когда веришь в эту мысль? (Вспомни, как ты себя ведешь, когда считаешь себя глупой - например, стесняешься высказывать свои мысли вслух.)
  4. Какой бы ты была, если бы знала, что это неправда? (Наверняка ты не боялась бы отстаивать свою позицию в споре, была более уверенной в себе, начала бы осознанно строить свою карьеру или поступила в институт.)

Затем сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умная!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно писала сочинения в школе, прочла умную книжку и поняла ее или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!

Признай свою уникальность

Моя подруга купила себе сногсшибательную шубу. Долго доказывала мужу, что нужна именно такая, спорила и даже всплакнула, добиваясь сочувствия. Ей казалось, что, надев сие меховое великолепие, она сразу станет солидной и уверенной в себе дамой. На работе ее начнут уважать, дети - слушаться, муж - больше ценить… Но этого не произошло - наоборот, в тяжелом меховом пальто до пят она казалась себе неповоротливой и неуклюжей.

Коллеги тихонько посмеивались за спиной, а сын сказал с присущей тинейджерам откровенностью: "Мам, ты в ней, как корова на льду!" Так часто бывает: вместо того, чтобы "лечить" внутренние комплексы, мы стараемся замаскировать их. Столько времени, сил и денег тратим на улучшение внешности, в то время как внутренняя перестройка наверняка принесла бы куда больше пользы! Я спросила у подруги: "Интересно, что бы поменялось в твоей жизни, если бы ты действительно полюбила себя?" Она задумалась, а потом неуверенно произнесла: "Ну, наверное, у меня бы всегда было хорошее настроение…"

А это уже немало! Позитивно настроенный человек проживает жизнь с удовольствием, его общество всегда приятно окружающим. Но кроме этого он как бы притягивает к себе удачу, ведь эта своенравная барышня предпочитает оптимистов! Полюбить себя очень просто: надо оценить свои достоинства и признать собственную уникальность и неповторимость. Те, кто знает свои лучшие качества, добиваются многого! Межкультурные исследования, проведенные Дональдом Клифтоном и Эдвардом Андерсоном, показали, что знание своих достоинств и умение их применять приносят солидные личностные дивиденды. Например, это помогает лучше видеть перспективы, развивает оптимизм и уверенность в себе.

Что, в свою очередь, пробуждает энергию и увеличивает жизненные силы, помогая достичь посталенных целей. Признавая собственную ценность, ты чувствуешь удовлетворение от своих внешности и поступков. Ученые доказали, что человек, позитивно настроенный по отношению к самому себе, реже болеет: у него усиливается сопротивляемость организма, не бывает хворей, спровоцированных депрессией (гастрит, язва желудка, головные и сердечные боли).

Умей себя прощать

У Чехова есть замечательный рассказ - "Смерть чиновника". Его герой, мелкий служащий Червяков, находясь в театре, случайно чихнул на лысину сидящего впереди зрителя. Бедолага так распереживался из-за совершенной оплошности, что, вернувшись домой, "лег на диван и… помер". Кстати, тот самый впереди сидевший зритель совершенно не придал значения этому злополучному чиху! Порой окружающие не замечают совершенной тобой промашки, даже не представляя, что вина за допущенное недоразумение преследует тебя и грызет изнутри.

Такое нередко бывает: случайно опрокинутая чашка с чаем в гостях у подруги ("боже, какая я неуклюжая!") или сказанная невпопад фраза ("я самая настоящая дурочка!") в нашем воображении вырастает в гигантскую проблему и провоцирует возникновение комплексов.

Умей прощать себе мелкие огрехи, ведь идеальных людей не бывает!

Если же воспоминание о собственной неловкости не дает тебе покоя, найди несколько минут для того, чтобы выполнить такое упражнение:

  1. Встань прямо, успокойся и расслабься.
  2. Прими "позицию фигуриста": левая нога в глубоком выпаде вперед полусогнута, правая поднята на 45 и вытянута вперед. Левая рука вытянута назад и поднята на 450, правая вытянута вперед. Обрати внимание на то, что обе стопы должны «смотреть» вперед.
  3. Поверни голову к вытянутой правой руке, посмотри вверх, закрой глаза и хорошенько потянись.
  4. Стоя в этой позиции,подумай о чем-нибудь, о чем ты сожалеешь, чего стыдишься или от чего испытываешь вину. Глубоко вдохни и сосредоточься на ощущении прощения себя.Задержи дыхание и постой так от 5 до 10 секунд.
  5. Повтори то же самое, поменяв положение ног и рук. Выполни это упражнение 2-3 раза.

А что делать, если речь идет не о минутном эпизоде, а о событии, за которое тебе до сих пор стыдно, за которое ты и спустя время себя винишь?

Попробуй преобразовать угрызения совести в спокойные размышления на тему: "Могу ли я что-то изменить? Есть ли шанс исправить ошибку и как это сделать?"

Иногда даже банальное "извини" тому, кого ты невольно обидела, облегчит твою душу. А если сделать уже ничего нельзя, прими произошедшее как опыт: зато теперь ты знаешь, чего можно избежать в следующий раз в подобной ситуации. Отпусти вину - и прости себя!

Полюби себя такой, какая ты есть!

Шаг 1. Перестань мерить свои способности чужими стандартами. Скажи себе: я - такая, какая есть, между мной и другими людьми не может быть полного совпадения, ведь я - уникальна!

Шаг 2. Создай свою галерею успеха. Заведи парадный альбомчик для лучших фотографий, фиксируй собственные достижения, хорошие стороны и удачи: при одном взгляде на эту коллекцию все твое унылое настроение исчезнет, а самооценка поднимется!

Шаг 3. Напиши перечень того, что дает тебе повод гордиться собой. Например, ты усидчива, внимательна к мелочам, отзывчива, хорошо ладишь с людьми, имеешь авторитет на службе, умеешь лепить фигурки из пластилина и т. д. Теперь проанализируй, как эти достоинства помогают тебе в жизни. Если окажется, что какой-то из талантов ты пока не задействуешь, подумай, чем он может тебе помочь. Обрати внимание: если лепка из пластилина (глины) всего лишь поднимает настроение и приносит положительные эмоции - это уже здорово и очень полезно для тебя! Приучи себя дополнять этот список каждый вечер, ведь ежедневно ты достигаешь все новых и новых вершин. Их нужно обязательно вносить в список.

Шаг 4. Хвали себя за достижения. У тебя сегодня получилось приготовить вкусный завтрак или свести квартальный отчет с первого раза? Обязательно похвали себя за каждый успех, пусть даже он кажется крошечным. И, кстати, отметь про себя, какое именно личностное качество тебе помогло его достичь!

Шаг 5. Будь сама себе лучшей подругой! Посмотри на себя в зеркало. Кого ты там видишь? Друга или врага? Думай о себе так, как бы ты хотела, чтобы о тебе думали другие и оценивай себя так, как бы ты хотела, чтобы тебя оценивали окружающие.

Шаг 6. Настройся на позитив от общения с людьми. Доверяй окружающим, не воспринимай человека неприязненно, если тебе о нем ничего не известно. Постарайся увидеть в незнакомце прежде всего хорошие качества.

Извлекай уроки из своих ошибок

От неудач не застрахован никто - и ты не исключение! Вместо того чтобы мучительно переживать свое поражение, попробуй извлечь из него пользу - ведь в любой ситуации можно найти не только минусы, но и плюсы. Тебя не приняли на работу, о которой ты мечтала? Кто знает, может, скоро у тебя появится другой, еще лучший шанс! Ты рассталась с мужчиной? Строя новые отношения, ты будешь мудрее и опытней.

Позитивное мышление не просто программирует твое внутреннее «Я» на успехи в будущем - оно способно переструктурировать пространство вокруг, привлекая к тебе удачу и успех.

Но для этого необходимо проделать "работу над ошибками":

  1. Удобно сядь, закрой глаза и сделай несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. Вспомни ситуацию, которая заставила тебя почувствовать обиду или вину. Представь себе человека или людей, с которыми ты тогда общалась, обстановку и все, что было сказано или сделано.
  3. Попробуй вглядеться в нее со стороны, как будто ты смотришь фильм на большом экране.
  4. Постарайся увидеть своим внутренним зрением те знаки, которые сигнализировали о наличии проблемы - те, которым не придавала значения. Это могут быть сказанные вскользь тобой или собеседником слова, жесты, интонации и даже мимика.
  5. Разберись: какой урок ты вынесла из этой ситуации? Может, в следующий раз ты будешь более сдержанной, постараешься внимательнее слушать собеседника или в нужный момент переведешь тему разговора в нейтральное русло?
  6. Спроси себя: если это случилось для достижения какой-то высшей цели, что это за цель? В чем ты видишь подарок судьбы? Обязательно сформулируй его позитивно, например, ты стала лучше понимать конкретного человека или пришла к выводу, что надо больше узнать о чем-то, развить свои способности или профессиональные навыки.
  7. Опиши самый важный поступок, который ты можешь совершить, получив этот по дарок судьбы. Поблагодари судьбу за то, что она преподнесла тебе этот бесценный урок, что ты стала немного мудрее. После выполнения упражнения неудача уже не будет тебе казаться непоправимой!

Фото в тексте: Shutterstock.com

Что отличает успешных людей от неуспешных? Наверное, многие задумывались над этим вопросом. Этот же вопрос Эрик Бертран Ларссен (мотивационный тренер) задает бизнесменам, которые добились огромного успеха. И получает один ответ: «Я всегда думал: все возможно». Маленькие детки обладают запасом уверенности от рождения. Полет на Луну или превращение в волшебника – для них нет ничего невозможно. Но по мере взросления, многие полностью утрачивают эту способность. Но есть и хорошая новость: уверенность в себе можно прокачать, точно так же как бицепс и трицепс. Для этого и существуют тренинги уверенности в себе.

Что такое тренинг уверенности в себе

Тренинг уверенности в себе – это метод активного обучения, направленный на развитие психологической «мускулатуры» для повышения самооценки. Это вера в себя – в свою внешность, интеллект, опыт, профессионализм. Уверенные люди вполне допускают, что могут не нравиться другим, но воспринимают этот факт со здоровой долей скептицизма. Уверенность в себе проявляется в первые дни после рождения. Но родители, окружение, школа пытаются усмирить «неудобные» черты характера. Излишняя тревожность или слишком агрессивная опека родителей приглушают веру в себя, что впоследствии возвращается неудачами во взрослой жизни. Но есть и хорошая новость – ощущение уверенности можно «прокачать», подобно другим группам мышц.

Параллель между физической активностью и уверенностью в себе проведена неспроста. Регулярные физические нагрузки повышают стрессоустойчивость, развивают силу, упорство. Забота о физическом состоянии помогает контролировать нетерпеливость, управлять временем или концентрацией внимания. К людям подтянутым и спортивным окружающие относятся с большим интересом. Во время тренировки организм вырабатывает эндорфины. Гормоны счастья помогают избавиться от раздражительности и горечи неудач. А еще счастье повышает уверенность в себе, ведь оно напрямую связано с личной эффективностью. Мускулы (ментальные или физиологические) требуют времени на восполнение энергии. Перерывы на отдых для релаксации должны стать часть ежедневного распорядка дня.

Для чего нужны тренинги уверенности в себе

Вера, уверенность в себе, любовь, симпатия – эти состояния наполнены особой энергетикой счастья. Они повышают активность и самооценку. Но есть и парализующие состояния – гнев, зависть, страх, тревога, способствующие истощению энергии. Знание о том, как управлять своими состояниями и является ключом к уверенности в себе. Тренинги помогают принимать себя во всех состояниях – в хороших и плохих.

Взрослые люди умудряются выстроить вокруг себя массу барьеров, мешающих достижению целей. Они убеждают себя, что заслуживают «нормальной» жизни. Нелюбимая работа, проблемы семейных отношений, «токсичное» окружение помогают увериться в том, что они не достойны жизни, которую смогут вспоминать с гордостью или огромной радостью. Тренинги уверенности в себе помогают заложить фундамент будущего здания, на фасаде которого будет начертано: « Я могу».

Самооценка – барышня капризная, но контролируемая. Не стоит путать ее непомерным эго. Эго не позволяет быть человеку гибким по отношению к себе и другим. Кроме кропотливого труда по повышению самооценки, нужно сконцентрироваться на своих сильных сторонах. Адекватная оценка собственных достижений, признание своих заслуг и побед (пусть даже незначительных) помогают двигаться вперед. А для последующей работы нужно выполнить небольшое практическое задание и понять, какие практические действия способствуют повышению самооценки:

  • Осознание ценностей . Махатма Ганди писал: «Привычки становятся ценностями. Ценности становятся судьбой». Настоящие ценности часто забываются в повседневной жизни. А ведь это каркас, на который опирается вся жизнь. Осознание настоящих ценностей помогает принимать верные решения. Или «поступать по совести», как говорили наши предки.
  • Умение сказать «нет» . Отказываясь от невыгодных предложений, человек четко формирует следующий посыл: «я ценю себя и свое время».
  • Очищение личного пространства от ненужных вещей и «токсичного» окружения . Людей, рядом с которыми ощущается дискомфорт, лучше избегать. Не получается – учиться давать отпор. И постепенно формировать окружение, которое поддержит все начинания и цели.
  • Ассертивное поведение . Способность не падать в крайности вроде агрессии или пассивного ничегонеделания. Ассертивность помогает идти на компромисс, уважать мнение окружающих, но не в ущерб собственным целям.
  • Самоорганизация . Планирование, расстановка приоритетов, ведение дневника помогают в области финансовой осведомленности и наведению порядка дома и на рабочем месте.
  • Внешний вид и поведение . Осанка, улыбка, жесты, продуманный гардероб – внешние факторы не просто повышают настроение, но и транслируют это окружающим.

Неуверенность в себе, как и заниженная самооценка – продукт личной истории человека. Что способствует этому?

  • Зависимость от оценки чуждых людей . Все относительно. Сколько людей, столько и мнений. Нужно просто напоминать себе, что на каждое мнение найдется другое, диаметрально противоположное по смыслу.
  • Вина и стыд . Вина – это навязанное понятие. Стыд – результат собственных убеждений. В любом случае не стоит слишком погружаться в эти переживания, иначе они отравят всю сознательную жизнь.
  • Страх перед неудачей . От них не застрахованы самые успешные люди мира. Неудача – это отрицательный опыт. Чем больше неудач, тем быстрее человек сможет научиться чему-либо.

Вера в собственные силы становится сбывающимся пророчеством. Впрочем, как и неверие. Тренинги уверенности в себе дают инструменты, которые срабатывают вне зависимости от того, верят ли в это участники. Но если человек будет верить в свой талант, то придет к успеху намного быстрее.

Какие бывают тренинги уверенности в себе

Уверенность в себе базируется на трех китах: самоконтроле, самооценке и навыках общения. Дополнительными навыками является терпение, открытость и умение поддерживать доверительные отношения. Каждая встреча, так или иначе, затрагивает каждый из навыков, ведь все они взаимосвязаны. Самыми популярными традиционно считаются тренинги по повышению самооценки. Но все они имеют одно общее название. Поэтому обязательно стоит поинтересоваться полной программой на все дни занятий.

Какие бывают:

  • Авторские . Медийные и известные личности в совершенстве владеют необходимыми навыками трансляции уверенности в себе. Встречи с «сильными мира сего» вселяют уверенность одним только фактом присутствия с ними в одном помещении. Даже если слушатели не собираются совершенствоваться в актерском мастерстве или строить политическую карьеру,
  • Авторские тренерские . Известные тренеры уже накопили достаточно опыта для того, чтобы кристаллизировать суть проблемы. Такие встречи представляют собой микс идей, упражнений, приема у психоаналитика и поучительной лекции.
  • Поведенческие . Как прокачать красноречие или ораторское мастерство, выработать походку или одеться так, чтобы пройти собеседование на руководящую должность – привычки уверенного в себе человека закладываются по крупицам.
  • Борьба с недостатками . Избавление от страхов или неуверенности в себе, осознание недостатков, борьба со стрессом – все они позволяют избавиться от «балласта». А свободное пространство заполнить новыми качествами.
  • Гендерные . Мужская или женская аудитория более раскрепощена на так называемых «личных» встречах. Особенно это касается взаимодействия в семье, где отношение к тренингам неоднозначное.

Цель тренинга, независимо от заявленной темы – создать условия для улучшения жизни участников. На мероприятие нужно приходить подготовленным и быть готовым к работе над собой. И помнить, что тренер перед каждой встречей волнуется не меньше участников. Но он преодолевает свой страх, потому что верит в то, что перемены возможны.

Как выбрать тренинг по уверенности в себе

Путь к успеху усыпан терниями. Правильно выбранный тренинг поможет сохранить верность выбранному курсу. С современными методами обучения, образованием и обилием информации труднее потерпеть неудачу, нежели прийти к успеху. Но все методы работают только при наличии желания у учеников. Научить взрослого человека чему-то против его воли практически невозможно. Поэтому не стоит отправляться на встречу только потому, что так модно или кто-то сказал, что это нужно сделать. Решимость научиться новому поднимает не только боевой дух, но и самооценку.

Как же выбрать тренинг, чтобы его посещение не стало разочарованием?

  • Оценить уровень подготовки . Умудренный опытом оратор не принесет пользы «зеленому» новичку. Для первых опытов подойдут однодневные тренинги-лекции или семинары. Там новоиспеченные ученики смогут ознакомиться с терминологией и техникой взаимодействия с аудиторией.
  • Осознать свою мотивацию . Существует две разновидности мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Первая – это стремление к успеху, повышению самооценки. Вторая – попытка избежать страхов или уйти от неудач. Если нет четкого понимания – сходить на ознакомительные мероприятия или обратиться за помощью к коучу или психоаналитику.
  • Понять глубину проблемы . В этом случает без психолога не обойтись. Все проблемы родом из детства. И если у взрослого человека остались непроработанные детские страхи или обиды, то никакие внешние наставления не помогут обрести веру в собственные силы.

Самооценка падает от бездействия. Нет возможности посетить тренинг – можно читать литературу. Нет денег купить литературу – в сети в открытом доступе есть масса блогов, официальных сайтов и статей на интересующие темы. Первый шаг всегда трудный. Но для тех, кто на него решился, жизнь открывает новые двери возможностей.

Самооценка, как и уверенность в себе – вещь хрупкая. Она постоянно поддается испытаниям извне. Человек, обладающий внутренней силой, не перестает верить, что перемены возможны. Он находит опору во внутренних ценностях, потому что знает, что в его жизни самое главное. Тренинги уверенности в себе помогают накачать «эмоциональные» мускулы напряжением, выходящим за пределы возможностей. Но для того, чтобы обрести внутреннюю силу, нужно прикладывать усилия.


Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

  1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.
  2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.
  3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.
  4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.
  5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.
  6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.
  7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

  1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
  2. Почему, как вы думаете?
  3. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  4. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы:

  1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
  2. Какими качествами обладает этот человек?
  3. Это уверенный в себе человек или наоборот?
  4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
  5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

  1. Дополнили ли вы рисунок?
  2. Если нет то почему?
  3. Это именно то что вы хотели бы добавить?
  4. Если нет то почему?
  5. Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  5. Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

  1. Изменилось ли ваше представление о себе?
  2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
  3. Что нового вы узнали о себе?
  4. Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.
  2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.
  3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.
  4. Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В.