Тренинги неуверенность в себе. Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Онлайн-заявка

Ваше имя*

Ваш телефон или email*

Куда вы хотите записаться?

Курсы актерского мастерства Техника речи Речевая импровизация Ораторский тренинг Деловое общение Искусство общения Тренинг лидерства Тренинг ведения переговоров Встреча с собой Проект "Платформа" Индивидуальные занятия "Юнги" (6-9 лет) "Гардемарины" (10-15 лет) "Юный оратор" Вокал

Желаемая дата

* - Поля, обязательные для заполнения


«Недоверие к себе — причина большинства наших неудач»

(К. Боуви)

Тренинг уверенности в себе для тех, кто может все, потому что уверены, что могут всё...

Студия «Фрегат» приглашает на тренинги личностного роста в Москве. Они помогут стать более уверенными, раскрепощенными и успешными.

Мы полностью согласны с тем, что недоверие к самому себе - это главная причина неудач в жизни. Хотите его устранить и достигать того, чего хотите? Приходите на тренинг уверенности в себе. После занятий вы почувствуете себя более гармоничной и свободной личностью.

Для кого разработан тренинг уверенности в себе?

Для всех, кто хочет вернуть веру в себя.
Для тех, кто хочет начать жизнь с чистого листа и избавиться от когда-то налепленных на себя ярлыков белой вороны или гадкого утенка.
Для всех, кто полон интереснейших идей и задумок, но ждет внутреннего толчка для воплощения планов в жизнь.
Для людей, чувствующих дискомфорт от давления социума.
Для всех тех, кто хочет освободиться от своих страхов.

Тренинг уверенности в себе построен на грани между психологией и дипломатией. Мы не являемся психологическим центром, искусство дипломатии нам ближе. Мы не копаемся в душе, а предлагаем эффективные техники, направленные на усиление ощущения уверенности.

Что получают участники после прохождения тренинга личностного роста?

Знание своих основных сильных и слабых сторон.
Более четкое представление о себе и спектре своих возможностей.
Умение отличать уверенное поведение от неуверенного или же агрессивного.
Поиск и нахождение собственных деструктивных установок, а также их постепенная замена на конструктивные.
Умение грамотно воспринимать критику и разделять ее на манипулятивную и конструктивную.
Овладение техникой уверенного отказа.
Знакомство с основами психологического самбо.
Отработка методик установления контактов с незнакомыми людьми.

Как проходит тренинг уверенности в себе?

Программа обучения состоит из 2 занятий, каждое по 4 часа (итого 8 часов).
Между двумя занятиями предусмотрен перерыв продолжительностью неделя. Он нужен для того, чтобы качественно усвоить пройденный материал.
Обучение проводится в небольших группах по 6 человек.
Программа построена с акцентом на практические занятия.

Минимум теории, максимум практики!


Программа тренинга личностного роста

День 1

  • Знакомство с участниками.
  • Основные права уверенного в себе человека.
  • Признаки уверенного, агрессивного и неуверенного поведения.
  • Основные виды манипулирования.
  • Уверенная критика, просьба и отказ.
  • Установление контактов.

День 2

  • Уверенные высказывания от первого лица.
  • Самоирония и ее воздействие на личность.
  • Осознание собственной системы ценностей, ловушки перфекционизма.
  • Техники действия в сложных ситуациях, при проявлении неприкрытой агрессии.
  • Итоги работы.

Преимущества тренинга уверенности в себе от студии «Фрегат»

Максимальное количество практических упражнений, ролевых игр и реальных кейсов. Никакой скучной теории!
Небольшие группы. Каждый может выразить себя и проработать нужную ситуацию.
Раздаточный материал. Не нужно ничего записывать, можно сосредоточиться на тренинге.
Возможность закрепить знания. Для этого у вас есть недельный перерыв.
Обратная связь от преподавателя и одногруппников.
Индивидуальный подход. Мы не даем готовых решений и оставляем вам свободу самому решать, как идти вперед.

Тренинг личностного роста от студии «Фрегат» - один из немногих в Москве, предлагающих реальную возможность получить мощный толчок для развития.

Тренер — Алиса Алексеенко.
«Этот тренинг я составляла достаточно долго и огромное спасибо всем тем тренерам, психологам, педагогам, ораторам, которые до меня прошли этот путь и переложили свои знания на бумагу. Время не стоит на месте. Что-то смогла использовать «из старенького», что-то придумывала сама, исходя из реалий жизни. Также огромная благодарность всем учащимся актерских курсов, которые, сами того не зная, поработали «подопытными кроликами»...

И главное помните:
«Единственная вещь, которой мы должны бояться, - это наш страх...» (Ф. Рузвельт)

Также рекомендуем вам
| Тренинг "Деловое общение"
|
| Тренинг "Искусство общения" |

На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту. Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг повышения самооценки «Время для себя»

Цели:

1. Определение и анализ уровня самооценки.

2. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

3. Развитие умения вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Ход занятия.

Консультация : «Самооценка как важнейшая составляющая личности».

Ведущий . Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Определение самооценки

Инструкция . Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Упражнение 1 «Я в лучах солнца».

Расположение участников . Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

Инструкция . На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение 2 «Самохвальство».

Инструкция . Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

  • Вовремя встал.
  • Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.
  • Вовремя пришел на работу.
  • Сварил коллеге кофе.
  • Выполнил...
  • Завершил работу над...

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

Упражнение 3 «Уверенность» (педагоги заполняют бланк с заданиями, приложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попробуйте оценить, каким страхам вы подвержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой вариант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мысленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

  1. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.
  2. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное отношение к происходящему».

Упражнение 4 «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Упражнение 5 «Уровень счастья»

Инструкция . Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

Упражнение 6 «Избавление от самокритики»

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение 7 «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание . Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция . Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 8 «Рисунок Я»

Цель . Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 9 «Девиз»

Цель . Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.


Что отличает успешных людей от неуспешных? Наверное, многие задумывались над этим вопросом. Этот же вопрос Эрик Бертран Ларссен (мотивационный тренер) задает бизнесменам, которые добились огромного успеха. И получает один ответ: «Я всегда думал: все возможно». Маленькие детки обладают запасом уверенности от рождения. Полет на Луну или превращение в волшебника – для них нет ничего невозможно. Но по мере взросления, многие полностью утрачивают эту способность. Но есть и хорошая новость: уверенность в себе можно прокачать, точно так же как бицепс и трицепс. Для этого и существуют тренинги уверенности в себе.

Что такое тренинг уверенности в себе

Тренинг уверенности в себе – это метод активного обучения, направленный на развитие психологической «мускулатуры» для повышения самооценки. Это вера в себя – в свою внешность, интеллект, опыт, профессионализм. Уверенные люди вполне допускают, что могут не нравиться другим, но воспринимают этот факт со здоровой долей скептицизма. Уверенность в себе проявляется в первые дни после рождения. Но родители, окружение, школа пытаются усмирить «неудобные» черты характера. Излишняя тревожность или слишком агрессивная опека родителей приглушают веру в себя, что впоследствии возвращается неудачами во взрослой жизни. Но есть и хорошая новость – ощущение уверенности можно «прокачать», подобно другим группам мышц.

Параллель между физической активностью и уверенностью в себе проведена неспроста. Регулярные физические нагрузки повышают стрессоустойчивость, развивают силу, упорство. Забота о физическом состоянии помогает контролировать нетерпеливость, управлять временем или концентрацией внимания. К людям подтянутым и спортивным окружающие относятся с большим интересом. Во время тренировки организм вырабатывает эндорфины. Гормоны счастья помогают избавиться от раздражительности и горечи неудач. А еще счастье повышает уверенность в себе, ведь оно напрямую связано с личной эффективностью. Мускулы (ментальные или физиологические) требуют времени на восполнение энергии. Перерывы на отдых для релаксации должны стать часть ежедневного распорядка дня.

Для чего нужны тренинги уверенности в себе

Вера, уверенность в себе, любовь, симпатия – эти состояния наполнены особой энергетикой счастья. Они повышают активность и самооценку. Но есть и парализующие состояния – гнев, зависть, страх, тревога, способствующие истощению энергии. Знание о том, как управлять своими состояниями и является ключом к уверенности в себе. Тренинги помогают принимать себя во всех состояниях – в хороших и плохих.

Взрослые люди умудряются выстроить вокруг себя массу барьеров, мешающих достижению целей. Они убеждают себя, что заслуживают «нормальной» жизни. Нелюбимая работа, проблемы семейных отношений, «токсичное» окружение помогают увериться в том, что они не достойны жизни, которую смогут вспоминать с гордостью или огромной радостью. Тренинги уверенности в себе помогают заложить фундамент будущего здания, на фасаде которого будет начертано: « Я могу».

Самооценка – барышня капризная, но контролируемая. Не стоит путать ее непомерным эго. Эго не позволяет быть человеку гибким по отношению к себе и другим. Кроме кропотливого труда по повышению самооценки, нужно сконцентрироваться на своих сильных сторонах. Адекватная оценка собственных достижений, признание своих заслуг и побед (пусть даже незначительных) помогают двигаться вперед. А для последующей работы нужно выполнить небольшое практическое задание и понять, какие практические действия способствуют повышению самооценки:

  • Осознание ценностей . Махатма Ганди писал: «Привычки становятся ценностями. Ценности становятся судьбой». Настоящие ценности часто забываются в повседневной жизни. А ведь это каркас, на который опирается вся жизнь. Осознание настоящих ценностей помогает принимать верные решения. Или «поступать по совести», как говорили наши предки.
  • Умение сказать «нет» . Отказываясь от невыгодных предложений, человек четко формирует следующий посыл: «я ценю себя и свое время».
  • Очищение личного пространства от ненужных вещей и «токсичного» окружения . Людей, рядом с которыми ощущается дискомфорт, лучше избегать. Не получается – учиться давать отпор. И постепенно формировать окружение, которое поддержит все начинания и цели.
  • Ассертивное поведение . Способность не падать в крайности вроде агрессии или пассивного ничегонеделания. Ассертивность помогает идти на компромисс, уважать мнение окружающих, но не в ущерб собственным целям.
  • Самоорганизация . Планирование, расстановка приоритетов, ведение дневника помогают в области финансовой осведомленности и наведению порядка дома и на рабочем месте.
  • Внешний вид и поведение . Осанка, улыбка, жесты, продуманный гардероб – внешние факторы не просто повышают настроение, но и транслируют это окружающим.

Неуверенность в себе, как и заниженная самооценка – продукт личной истории человека. Что способствует этому?

  • Зависимость от оценки чуждых людей . Все относительно. Сколько людей, столько и мнений. Нужно просто напоминать себе, что на каждое мнение найдется другое, диаметрально противоположное по смыслу.
  • Вина и стыд . Вина – это навязанное понятие. Стыд – результат собственных убеждений. В любом случае не стоит слишком погружаться в эти переживания, иначе они отравят всю сознательную жизнь.
  • Страх перед неудачей . От них не застрахованы самые успешные люди мира. Неудача – это отрицательный опыт. Чем больше неудач, тем быстрее человек сможет научиться чему-либо.

Вера в собственные силы становится сбывающимся пророчеством. Впрочем, как и неверие. Тренинги уверенности в себе дают инструменты, которые срабатывают вне зависимости от того, верят ли в это участники. Но если человек будет верить в свой талант, то придет к успеху намного быстрее.

Какие бывают тренинги уверенности в себе

Уверенность в себе базируется на трех китах: самоконтроле, самооценке и навыках общения. Дополнительными навыками является терпение, открытость и умение поддерживать доверительные отношения. Каждая встреча, так или иначе, затрагивает каждый из навыков, ведь все они взаимосвязаны. Самыми популярными традиционно считаются тренинги по повышению самооценки. Но все они имеют одно общее название. Поэтому обязательно стоит поинтересоваться полной программой на все дни занятий.

Какие бывают:

  • Авторские . Медийные и известные личности в совершенстве владеют необходимыми навыками трансляции уверенности в себе. Встречи с «сильными мира сего» вселяют уверенность одним только фактом присутствия с ними в одном помещении. Даже если слушатели не собираются совершенствоваться в актерском мастерстве или строить политическую карьеру,
  • Авторские тренерские . Известные тренеры уже накопили достаточно опыта для того, чтобы кристаллизировать суть проблемы. Такие встречи представляют собой микс идей, упражнений, приема у психоаналитика и поучительной лекции.
  • Поведенческие . Как прокачать красноречие или ораторское мастерство, выработать походку или одеться так, чтобы пройти собеседование на руководящую должность – привычки уверенного в себе человека закладываются по крупицам.
  • Борьба с недостатками . Избавление от страхов или неуверенности в себе, осознание недостатков, борьба со стрессом – все они позволяют избавиться от «балласта». А свободное пространство заполнить новыми качествами.
  • Гендерные . Мужская или женская аудитория более раскрепощена на так называемых «личных» встречах. Особенно это касается взаимодействия в семье, где отношение к тренингам неоднозначное.

Цель тренинга, независимо от заявленной темы – создать условия для улучшения жизни участников. На мероприятие нужно приходить подготовленным и быть готовым к работе над собой. И помнить, что тренер перед каждой встречей волнуется не меньше участников. Но он преодолевает свой страх, потому что верит в то, что перемены возможны.

Как выбрать тренинг по уверенности в себе

Путь к успеху усыпан терниями. Правильно выбранный тренинг поможет сохранить верность выбранному курсу. С современными методами обучения, образованием и обилием информации труднее потерпеть неудачу, нежели прийти к успеху. Но все методы работают только при наличии желания у учеников. Научить взрослого человека чему-то против его воли практически невозможно. Поэтому не стоит отправляться на встречу только потому, что так модно или кто-то сказал, что это нужно сделать. Решимость научиться новому поднимает не только боевой дух, но и самооценку.

Как же выбрать тренинг, чтобы его посещение не стало разочарованием?

  • Оценить уровень подготовки . Умудренный опытом оратор не принесет пользы «зеленому» новичку. Для первых опытов подойдут однодневные тренинги-лекции или семинары. Там новоиспеченные ученики смогут ознакомиться с терминологией и техникой взаимодействия с аудиторией.
  • Осознать свою мотивацию . Существует две разновидности мотивации: «мотивация к…» и «мотивация от…». Первая – это стремление к успеху, повышению самооценки. Вторая – попытка избежать страхов или уйти от неудач. Если нет четкого понимания – сходить на ознакомительные мероприятия или обратиться за помощью к коучу или психоаналитику.
  • Понять глубину проблемы . В этом случает без психолога не обойтись. Все проблемы родом из детства. И если у взрослого человека остались непроработанные детские страхи или обиды, то никакие внешние наставления не помогут обрести веру в собственные силы.

Самооценка падает от бездействия. Нет возможности посетить тренинг – можно читать литературу. Нет денег купить литературу – в сети в открытом доступе есть масса блогов, официальных сайтов и статей на интересующие темы. Первый шаг всегда трудный. Но для тех, кто на него решился, жизнь открывает новые двери возможностей.

Самооценка, как и уверенность в себе – вещь хрупкая. Она постоянно поддается испытаниям извне. Человек, обладающий внутренней силой, не перестает верить, что перемены возможны. Он находит опору во внутренних ценностях, потому что знает, что в его жизни самое главное. Тренинги уверенности в себе помогают накачать «эмоциональные» мускулы напряжением, выходящим за пределы возможностей. Но для того, чтобы обрести внутреннюю силу, нужно прикладывать усилия.


Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

  1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.
  2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.
  3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.
  4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.
  5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.
  6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.
  7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

  1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
  2. Почему, как вы думаете?
  3. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  4. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы:

  1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
  2. Какими качествами обладает этот человек?
  3. Это уверенный в себе человек или наоборот?
  4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
  5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

  1. Дополнили ли вы рисунок?
  2. Если нет то почему?
  3. Это именно то что вы хотели бы добавить?
  4. Если нет то почему?
  5. Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  5. Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

  1. Изменилось ли ваше представление о себе?
  2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
  3. Что нового вы узнали о себе?
  4. Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.
  2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.
  3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.
  4. Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В.



Тимофеева Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Служба сопровождения замещающих семей г. Кировск
Населённый пункт: Мурманская область, г.Кировск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологический практикум для подростков "Шесть шагов к уверенности в себе"
Дата публикации: 09.03.2016
Раздел: среднее профессиональное

Психологический практикум для подростков.

«Шесть шагов к уверенности в себе»

Тимофеева Е.М., педагог-психолог

Цель:
формирование чувства уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения.
Структура.
1.Приветствие. 2.Тест для тинэйджеров Э.М. Александровская. 3.Практикум: «Кто такой неуверенный человек?» 4.Рефлексия.
Ход тренинга

1.Приветсвие.

2.Тест для тинэйджеров Э.М.Александровская.
Предлагаю для начала выполнить небольшой тест.
3.Практикум: «Кто такой неуверенный человек?»

От неуверенности в себе человек может только страдать. Это гнетущее,

наседающее чувство рушит семьи, отношения, бизнес, мечты. Можно

сказать даже — отгоняет удачу и успех. Неуверенный в себе человек-это

скептик, не верящий в свои силы. Он не пробует, он не рискует, он не

строит. Он сомневается даже в том, неуверенный ли он человек. Такова

суть неуверенных людей-сомнения.

Мы не можем превратиться в других существ и стать другими людьми.

Мы не можем изменить свой рост, возраст или ДНК. Но мы можем

научиться эффективно, использовать свои ресурсы.

Рассмотрим: 1.схему «заколдованный психологический круг» неуверенного человека. Обсуждение. Вывод. Неуверенность в себе приводит к:  страху, ошибкам, негативным эмоциям и чувствам  неудачам, провалам, чувству ненужности и безысходности  усилению негативных эмоций и чувству «неудачника» Итак, что же необходимо сделать, чтобы развить в себе уверенность. Рассмотрим по порядку. Шаг первый. Умение признавать свои слабые и сильные стороны.
Упражнение «Силы сопротивления»
Цель: умение осознавать свои слабые и сильные стороны. Каждый участник сейчас подумает и назовет свои сильные стороны, а слабые запишет на листок бумаги (по желанию, можно зачитать его). Шаг второй. Возможность удовлетворения своих потребностей – приоритетная составляющая уверенности в себе. Шаг третий Вера в себя Согласны ли вы с тезисом С. Римпоше: «Походка меняет человека. Когда вы идете по жизни с высоко поднятой головой, ваше сознание меняется».
Упражнение «Походка»
(разыгрываем различные ситуации) Цель: отработка уверенного и неуверенного поведения. Шаг четвертый Готовность добиваться своей цели, способность действовать.
Упражнение « Мои ближайшие планы»

Цель:
умение определять для себя приоритетные планы.
Шаг пятый При неудаче готовность исправлять, пробовать учиться на своих ошибках. Неудача или поражение – это уже удача. Из этого вы можете заключить, что вы преследовали ложные цели и возможно в будущем, удастся избежать неприятностей подобных этой. Шаг шестой Ощущение себя хозяином собственной жизни или «полюби себя». Составим схему «заколдованный психологический круг» уверенного человека. Работа на флип-чарте. Улыбка — один из наиболее надежных способов снятия напряжения, тревоги и сохранение энергетики, тонуса. Одновременно улыбка – знак того, что ты уверен в себе и готов действовать.
Упражнение «Улыбка»
Цель: снятие эмоционального напряжения, отработка уверенного поведения. Попробуйте, пожалуйста, примерить самые различные улыбки: добрую, насмешливую, циничную, открытую, «сквозь зубы», надменную — чем больше, тем лучше. Обсуждение.
Рефлексия.

Приложение 1

Тест для тинэйджеров Э.М.Александровская

Каким ты выглядишь в глазах других.
Ответьте на следующие вопросы, выбрав один из предлагаемых ответов.
1.Мой любимый цвет:
А. Красный или оранжевый. Б. Белый.
В. Черный. Г. Темно-синий. Д. Желтый. Е. Коричневый. Ж. Зеленый.
2. Когда я ложусь спать, Я лежу:
А. На спине. Б.На животе. В.На боку. Г.Закрыв рукой голов. Д. С головой под одеялом.
3. Когда я иду на вечеринку, Я:
А.Надеваю яркую одежду, захожу в комнату с шумом, в надежде, что все обратят на меня внимание. Б.Надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых. В.Надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
4.Я хожу:
А. Большими быстрыми шагами. Б.Маленькими, быстрыми шагами. В.Не очень быстро, голова вперед. Г. Не очень быстро, голова вниз. Д. Медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего:
А.Сразу после того, как проснусь. Б. Днем. В. Поздно вечером.
6. Если происходит что-то смешное, то я:

А.Громко смеюсь. Б.Тихо смеюсь. В. Смеюсь про себя. Г. Широко улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми, то:
А. Я стою со скрещенными руками. Б. Держу руки впереди себя. В. Одну или обе руки держу на боку. Г.Дотрагиваюсь до собеседника. Д.Дотрагиваюсь до своего лица или волос. Е.Люблю держать в руках какой-нибудь предмет.
8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то я:
А.Держу колени руками. Б. Сижу нога на ногу. В. Вытягиваю ноги перед собой. Г. Одна нога подо мной. Ключ к тесту №вопрос а А Б В Г Д Е Ж 1 6 2 7 3 5 1 4 2 6 4 2 — — — — 3 7 6 4 2 1 — — 4 6 4 7 2 2 — — 5 2 4 6 — — — — 6 6 4 3 5 2 — — 7 4 2 5 7 6 1 — 8 4 6 2 1 — — — Результаты

42 и более баллов
: окружающие тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые — боятся.

Тренинговые занятия для подростков

Тебе нелегко завязать дружбу.
От 35 до 41 балла:
окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент, нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть в тебе лидера.
От 27 до 34 баллов
: тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы с тобой дружить.
От 20 до 26 баллов
: ты осторожен и практичен. Друзья доверяют тебе, ты – им.
Менее 20 баллов:
окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен: прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумаешь.
Приложение 2
Составим схему «заколдованный психологический круг» уверенного человека. Вера в себя Чувство роста собственных возможностей, ощущение себя хозяином собственной жизни
Готовность добиваться своей цели, способность действовать При неудачи готовность исправлять, пробовать, учиться на своих ошибках Составим схему «заколдованный психологический круг» неуверенного человека. Неуверенность в себе Переживания невозможности справиться с собой и со своей
жизнью, формирование «неудачника» Страх ошибиться, негативные чувства Провал неудачи чувство безнадежности и беспомощности

В раздел образования

Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Лучшей школой воспитания смелости и решительности является боевая обстановка.

Смелость и решительность воспитываются в процессе занятий по боевой подготовке. Кроме того, боец дополнительно тренируется в специальных физических упражнениях. Эти упражнения направлены на развитие у бойца веры в свои силы, на выработку привычки преодолевать чувство страха при некоторых физических упражнениях, связанных с трудностями и опасностями.

Занятие по теме: "Тренинг уверенного поведения"

Прыжки в глубину и длину, падение стоя на месте и с высоты (с поддержкой), передвижение на высоте, упражнения на автомашине и другие физические упражнения, а также многие другие виды спорта являются хорошим средством для развития смелости и решительности.

Прыжки в глубину и длину

Прыжки в глубину и длину совершать одновременно всем подразделением группами по 3-5 человек или поточно (один боец за другим).

Прыжки выполнять по команде, знаку или сигналу командира.

Прыжки с обрывов в глубину и длину производить в песок и другой мягкий грунт из положения приседа и стоя (рис. 170). Прыжки с крыши строения, из окна производить из положений стоя, приседа и виса (рис. 171).

Прыжки с места в длину и глубину производить через ручей, яму с водой.

Прыжки через коня в длину ноги врозь производить с расстояния 10, 6, 4 и 2 шагов.

Прыжки с дерева из положений виса и сидя производить вначале по двум знакам или сигналам. По первому знаку или сигналу бойцы приготавливаются, по второму прыгают, а затем прыгают по одному знаку или сигналу.

Прыжки с обрыва в воду производить после исследования дна ручья или речки. При этом необходимо обеспечить наблюдение 1-2 лучших пловцов подразделения за прыжками.

Передвижения на высоте, падения и прыжки

Падение на месте

Падение спиной назад, на руки товарища, производить, не сгибая тела, напрягая мышцы ног, спины и шеи.

Бойцы, которые ловят падающего, подставляют руки под лопатки, под руки, а затем, после хорошей подготовки, держат руки сложенными "в замок" и ловят падающего ниже за шею (рис. 172).

Падения с высоты

Падение разведчика с различной высоты в брезент, который держат 6-8 бойцов, производится из различных положений: сидя, стоя, лёжа, лицом в сторону падения и спиной в сторону падения (рис. 173). Падения можно производить с доски, которую 4 бойца поднимают на высоту пояса, груди и вытянутых рук с крыши сарая, дерева и т. д. с высоты до 3 м. Боец, совершающий падение, должен свернуться комочком, то есть убрать голову и согнуть ноги.

Читайте также:

Тренинг «Будь уверенным в себе»

НЕ БУДЬ РАБОМ САМОУВЕРЕННОСТИ – ОНА СВОДИТ С ДИСТАНЦИИ

Не преувеличивайте своих способностей изменять реальность. Переоценка собственных возможностей равна неадекватной оценке ситуации. Ошибка в себе вернее приведет к поражению, чем ошибка в обстоятельствах.

Толкование закона

Человек, стоящий на пути к успеху, гораздо более уязвим, чем тот, кто равнодушен к почету и славе. И прежде всего уязвимость эта обуславливается мерой уверенности честолюбивого субъекта. Не вызывает сомнений, что стремящийся к успеху должен непременно верить в свои силы, иначе он никогда не добьется желаемого. Но излишняя самоуверенность порождает душевную слепоту.

Человек, который не сомневается в успехе предпринимаемого, с одной стороны, достоин восхищения. Ничто так не выделяет и не возносит, как непоколебимая вера в самого себя. Когда ты не сомневаешься в том, что придешь к успеху, ты готов свернуть горы. Но в то же время ты не замечаешь того, что творится вокруг. А между тем эти действия могут быть направлены против тебя самого.

Излишне самоуверенный человек превозносит свои возможности. Он преувеличивает свои силы и, как следствие, преуменьшает силы своих противников. Но даже если он реально оценивает противоборствующую сторону, его шанс оказаться в проигрыше достаточно велик. Дело в том, что когда мы слишком самоуверены, то неправильно рассчитываем свои собственные силы и порой составляем нереальные планы. Неудивительно, что, не выполняя какой-то один пункт, в дальнейшим мы становимся жертвой бесперебойно работающего принципа «снежного кома», когда одна неудача влечет за собой другую, а та, в свою очередь, обуславливает следующую. В результате можно с уверенностью констатировать, что планируемое предприятие провалилось.

Как раз тут и возникает следующий пункт описанного выше принципа, когда человек, еще имеющий возможность поправить содеянное, вместо этого становится рабом своей самоуверенности. Он начинает винить в своих неудачах других людей, ссылаться на обстоятельства, но свою реальную вину он не осознает, а следовательно, не имеет возможности исправить ошибки. Неправильная оценка своих возможностей и непонимание сложившейся ситуации влекут за собой поиски истины там, где ее нет и быть не может. В результате возникает печальная картина, когда хорошие замыслы, близкие к воплощению в реальность, оказываются напрочь разбитыми.

Еще одна распространенная ошибка самоуверенного человека – это слишком конкретные планы. В жизни практически нет ничего строго определенного, потому что образ ее весьма изменчив.

Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости

Человек предполагает, а располагает, как известно, сам Бог, поэтому, планируя что-то, необходимо делать поправку на то, что все может предстать в несколько ином свете, нежели это представлялось нам первоначально, а порой ситуация складывается и вовсе в прямо противоположном виде.

Несмотря на это, самоуверенный субъект не желает принимать подобный факт. Он составляет четкое расписание своих побед и завоеваний, он все расписывает по пунктам и к выполнению следующего приступает только после выполнения предыдущего. Здесь возникает замкнутый круг, потому что чем больше побед удается одержать самоуверенному человеку, тем больше растет его основное личностное качество. Когда же хотя бы один пункт из планируемого не удается, то человек разочаровывается оттого, что произошел крах всех его замыслов. Понятно, что это отнюдь не способствует успеху.

Образ

Самодовольный король, не сомневающийся в собственном величии и непревзойденности. Для него не существует никаких авторитетов, кроме себя самого. Он – единственный властитель в собственном мире, неповторимый в своем роде, гордый, вменяющий себе в заслуги все то, что по праву является достижением совершенно других людей. Он является королем прежде всего в своем сознании, в то время как его подчиненные не испытывают самого главного чувства, которое должны иметь слуги по отношению к своему правителю – уважения. А последнего трудно достичь, когда почиваешь на лаврах своей самоуверенности.

Доказательства закона

Хорошим историческим примером излишней самоуверенности является любая попытка завоевания мирового господства. Какой бы исторический персонаж ни пытался достигнуть подобной цели, в конечном итоге коварные планы оказывались разбитыми. И это происходило несмотря на то, что все предпосылки достижения желаемого у него имелись в наличии, а высокий уровень организации силовых структур и количество материальных средств не вызывали сомнений.

Лидеры, стремящиеся к мировому господству, оказывались низвергнутыми как раз потому, что обладали излишней самоуверенностью. Их высокий потенциал, в котором не приходится сомневаться, и который они, к сожалению, направляли на неблагородные цели, скорее всего и обуславливал провал тщательно планировавшегося замысла, поскольку в какой-то момент самоуверенность превращается как бы в плотную завесу, которая встает прямо перед глазами человека.

В результате он может не видеть того, что творится рядом с ним. Кстати, пьедестал, на который самоуверенный человек возводит себя самостоятельно, также является одной из причин неизбежного провала. Ведь с высоты порой бывают не видны некоторые важные события, и от этого падение с вершины социальной иерархии всегда наиболее стремительно и болезненно.

Вспомним хотя бы историю Наполеона. Казалось бы, многочисленные победы в завоеваниях являлись твердой и незыблемой основой для достижения цели – завоевания мирового господства. Тем не менее результатом его амбиций явился ошеломляющей силы крах тщательно продуманных и проверенных в действии планов.

То же самое, то есть провал планируемого, ожидал и другого, не менее известного исторического деятеля – Адольфа Гитлера. Его страшные замыслы, к счастью, не удались, хотя и стали причиной неисчислимых человеческих страданий. Кстати, относительно страданий, причиненных нашему отечеству, человеческая самоуверенность является, пожалуй, главной причиной. По крайней мере именно она обусловила невероятную масштабность причиненного вреда.

Как мы знаем, об угрозе нападения гитлеровских войск советскому руководству и, в частности, Сталину было известно задолго до официального объявления войны. Но бездействие политических деятелей в самый ответственный для страны момент является достоверным историческим фактом. Излишняя самоуверенность в непоколебимой силе застлала глаза советскому руководству, из-за чего было потеряно драгоценное время, и огромное количество человеческих судеб было искалечено самой страшной за всю историю человечества войной.

Лидеру, в любом смысле этого понятия, недопустимо быть излишне самоуверенным. Разумеется, он должен верить в свои силы, планировать возможность победы, но в то же время допускать и возможность проигрыша. Очень часто разрушительное действие человеческой самоуверенности распространяется на большое количество других людей и становится причиной многих бедствий. Из этого можно сделать вывод, что излишняя самоуверенность часто становится причиной социальных катастроф, периодически сотрясающих нашу жизнь.

Кстати, в истории много и других примеров, которые по праву можно считать позитивными. Прежде всего, личностями, представляющими эти примеры, являются верховные главнокомандующие, которые замечательными деяниями завоевали себе симпатии потомков. Эти люди, разумеется, были уверены в себе, однако эта уверенность не принимала извращенные формы. Они вполне допускали возможность промаха – и потому стремились сделать все возможное, чтобы его предотвратить. Таким замечательным историческим деятелем является, безусловно, Александр Васильевич Суворов, человек, умевший разрабатывать тактику и, вместе с тем, признавать собственные ошибки.

Если проследить историю отдельно взятого государства, то можно легко заметить, что в хронологических летописях историки с гораздо большей симпатией описывают тех, кто испытывал уверенность в собственных силах, действовал точно и умело, но в то же время избегал излишней самоуверенности, которая обычно является следствием прославления собственной персоны. Так и в жизни: люди, вызывающие всеобщее расположение и не кичащиеся своей значимостью, какой бы она ни являлась, истинной или мнимой, неизменно восхищают окружающих и вызывают симпатию.

Многие политические деятели отличаются чрезмерной уверенностью в себе. Должно быть, подобное качество в избытке присутствует в натуре чиновников и членов правительства потому, что только уверенные люди могут достигнуть мыслимых высот. Те же, кто не имеет таких качеств, как упорство и уверенность, вряд ли смогут добиться господства, какой бы смысл ни вкладывался в это понятие.

Однако относительно политических деятелей можно сказать вполне определенно: их излишняя уверенность является отрицательным качеством. Власть, данная человеку, накладывает на него большую ответственность, значение которой ни в коем случае нельзя приуменьшать. К сожалению, далеко не все люди понимают это, и, оказавшись у власти, они часто начинают злоупотреблять своим положением. Подобное поведение заметно у многих политиков, как былых времен, так и современности.

… Картина стольких государственных сует в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой. Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в плену забвения, делают смешною нашу надежду увековечить свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения, или взятием в плен десятка конных вояк. Пышные и горделивые торжества в других государствах, величие и надменность стольких властителей и дворов укрепят наше зрение и помогут смотреть, не щурясь, на блеск нашего собственного двора и властителя…

/Мишель Монтень/

Обратная сторона закона

Итак, стало понятно, что излишняя уверенность является резко отрицательной чертой. Однако и ее отсутствие вряд ли можно назвать благоприятным качеством. Все потому, что крайности недопустимы в любой сфере человеческой жизни, а уж тем более в той, которая касается людских судеб.

Человек, который находится на пути к успеху, всегда должен реально оценивать свои возможности, а любое колебание в ту или иную сторону неизбежно приводит к краху. О преувеличении собственных сил уже было рассказано, однако и преуменьшение приводит к результату, обратному желаемому. Прежде всего, человек, который не верит в себя, просто не будет пытаться что-то совершить, а, как известно, кто ничего не делает, тот ничего и не будет иметь. Человек, стремящийся к лидерству, но при этом преуменьшающий собственные возможности, никогда не добьется успеха. Этот факт не вызывает сомнений.

В том случае, когда человек, опасаясь, как бы не стать излишне самоуверенным, начинает сознательно тормозить свое развитие, он непременно начнет деградировать. Это обязательно произойдет, потому что постоянно находиться на одном уровне развития просто невозможно. Течение жизни неприостановимо, все меняется, а в зависимости от изменений окружающей среды меняется и тот, кто является ее обитателем. Иными словами, если человек не развивается в лучшую сторону, значит его развитие идет в обратном направлении, по принципу регресса.

Уверенность в своих силах – вот то, к чему следует стремиться. Однако это понятие и понятие самоуверенности вовсе не одно и то же. Самоуверенность предполагает наличие непоколебимого ощущения собственной значимости и полнейшего исключения недостатков, а уверенность в собственных силах не исключает возможности и плохого исхода, но в то же время акцентирует все силы и возможности на уничтожение этого негатива.

Как бы там ни было, но грань между уверенностью в собственных возможностях и категоричной самоуверенностью очень легко перешагнуть. Человек, не сомневающийся в своем величии, на самом деле жалок, как, в принципе, и тот, кто не верит в успех собственного предприятия.

Притча

На свете жил один король, который всегда был уверен в собственных силах, и это было настолько ярко выражено, что со временем стало темой тайных насмешек придворных и слуг. Людей забавляла недальновидность их государя, его стремление подчеркнуть свою значимость, выделиться. Он просто обожал слушать похвалы в свой адрес.

Но более всего короля заботило то, как он выглядел как политик и государственный деятель. Его очень беспокоило, что королевство, которым он правил, не настолько велико, как ему бы того хотелось.

И вот однажды король принял решение – пойти войной на соседнее королевство, затем захватить еще одно, потом еще и еще и таким образом приумножить свои владения и стать могущественным правителем. Однако он неверно оценил силы своего королевства, в результате чего сразу же потерпел поражение. Правда, его самоуверенность от этого не пострадала, потому что он все же сумел одержать одну маленькую победу, завоевав княжество, которое было столь ничтожным, что его даже не было на карте.

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще… пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Я сам: развитие уверенности в себе и ответственности

Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы…)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п.

О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них… Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.