Техника александера упражнения. Метод Александера: избавление от непроизвольной напряженности мышц

Метод Александера – это еще один подход, в котором подчеркивается функциональное единство тела и психики и ставится акцент на исследовании и изменении привычных поз и осанки (Бреннан, 1997).

Фредерик Александер утверждал, что человек представляет собой единое целое, так что один дефектный компонент может негативно влиять на все остальные. Лечение отдельного заболевания может приносить лишь временное облегчение, поскольку многие проблемы со здоровьем возникают в связи с целым комплексом «плохих» привычек. По мнению Александера (Alexander, 1950), функционирование всех систем организма определяется привычками. Привычка – это набор характерных для человека реакций. Привычки закрепляются при многократном повторении действий, однако привычные позы не обязательно правильны. Плохие привычки могут поначалу проявляться в неадекватных двигательных реакциях, мышечных болях, неуклюжести. Со временем это может приводить к более серьезным проблемам, связанным с общим состоянием организма, а также к трудностям при совершении конкретных действий. Разработанные Александером методики направлены на улучшение координации движений и формирование правильных отношений между элементами опорно‑двигательной системы.

Предложенные Александером процедуры, наряду с изменением физических привычек, предполагают коррекцию психических установок. Он считал, что неврозы «вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли». Поэтому психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху. Александер был убежден, что при лечении внимание надо уделять не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой «конструкции тела», новой системы управления мышцами.

Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах – принципе торможения и принципе директивы. Торможение – это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель. Задерживая мгновение перед осуществлением действия, мы предоставляем себе время для использования рассудка и поиска наиболее эффективных способов выполнения данного действия. При торможении нашего первичного инстинктивного действия у нас появляется выбор из разнообразных решений. При этом необходимо иметь в виду, что торможение любой нежелательной привычки возможно не только до начала действия, но и в процессе его.

Человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, и научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку производить соответствующее этой ситуации движение, при помощи осознания снимая избыточное напряжение мышц.

По Александеру, самый верный способ избавиться от «зажима» – это умение давать указания различным группам мышц, добиваясь их расслабления. Александер называл эти указания директивами. Дать директиву означает направить команду механизмам, управляющим телом.

Метод Александера является скорее методом переучивания, чем лечения, поскольку обучающий помогает изучить самого себя. Если при этом излечивается какая‑нибудь болезнь, то лечит ее сам клиент.

Занятие продолжается от тридцати до сорока пяти минут. Перед клиентом ставятся следующие задачи:

Обнаружить любое скрытое мышечное напряжение и избавиться от него;

Понять, что вызывает это напряжение, и устранить причины;

Научиться выполнять любое действие так, чтобы избыточного напряжения не возникало.

Роль терапевта – выявить личные привычки клиента, объяснить, почему они наносят вред и как можно от них избавиться. Это делается как с помощью вербальных инструкций, так и с помощью прикосновений к голове, шее, спине. Прикосновение рук терапевта обычно не причиняет боли. И все же, если есть сильные боли, рекомендуется пройти курс лечения, прежде чем заниматься методикой.

Терапевт может сначала попросить клиента лечь на стол. В этом положении сила тяжести действует меньше всего, поэтому легче расслабиться.

Затем клиента просят проделать ряд движений, например сесть или пройтись, чтобы он мог усвоить разные способы движений. Если какие‑то из этих действий вызовут боль или затруднения при выполнении, терапевт постарается избавить клиента от этих ощущений, показав, что их вызывает. Временами боль может усиливаться в результате растяжения мышц. Бояться этого не следует: такие боли сродни «болям роста», ощущаемым в детстве. Через несколько часов они исчезают.

Количество необходимых занятий индивидуально для разных людей, но уже после первого бывают заметны результаты. Любая боль, которую клиент испытывал в связи с плохой координацией или перенапряжением мышц, будет медленно, но неуклонно ослабевать. Уменьшается интенсивность болевых приступов, их частота.

Клиенту важно понять, однако, что он сам играет активную роль в овладении методикой. Именно он должен принять осознанное решение изменить свой образ жизни. Методика Алек‑сандера – не лекарство и не терапия: клиент сам лечит себя – его только учат, как это делать.

Изменения происходят и в сфере эмоций. Люди, склонные к беспокойству, становятся спокойнее; тот, кто был подвержен депрессии, становится оптимистичнее и открывает для себя, что жизнь не так уж плоха.

Как правило, люди обращаются к методике Александера лишь после того, как заболеют. Необходимо, однако, подчеркнуть, какую пользу она может принести тем, кто чувствует себя здоровым. Они могут не только обрести радость жизни и остроту восприятия, но и научиться постоянно предупреждать возникновение многих недомоганий. В условиях хронического стресса особенно важно осознать его наличие и избежать аккумуляции напряжения. Обычно мы пренебрегаем сигналами, которые подает наше тело, и не осознаем, что скованность и отсутствие движений порождают болезнь.

“Александер заложил не только основы многообещающей науки о непроизвольных движениях, которые мы называем рефлексами, но также и техники исправления и самоконтроля, составляющих существенное дополнение к нашим скудным ресурсам образования личности” (Дж.Б.Шоу)

Техника Александера — метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под "использованием" Александер имеет в виду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.

Ф.Матиас Александер был австралийским шекспировским актером, свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Александер провел девять лет в тщательном самонаблюдении перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника: имеется в виду естественное вытягивание вверх. Изучащие метод Александера работают прежде всего с формулой: "Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться".

Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке — при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно учится применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой "работе за столом", когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоров и людей совершенно разных профессий. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

УПРАЖНЕНИЕ.

Сейчас, читая, вы сидите или лежите. Сознаете ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес? Как вы сидите? Равномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? Как вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, предплечьях, во всем теле? Не можете ли вы переменить позу на более удобную. Если так это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из-за этих привычек мы обычно сидим, стоим или двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно; войдя в соприкосновение (то есть сознавание) со своим телом, мы можем почувствовать это. Это упражнение не является, конечно, частью техники Александера как таковой, поскольку она предполагает руководство обученного практика. Но оно может дать вам ощущение динамики использования тела, которое подчеркивает Александер.

Технику расслабления.

Можно использовать в любом месте и в любое время. Отчетливо представьте себе два креста, пересекающих ваше тело. Мысленно проведите вертикальную линию по позвоночнику — от копчика до макушки головы — и два перпендикуляра к ней: первый — от одного плеча до другого и второй — проходящий через бедра. Вообразите, что крест сделан из прочного и гибкого металла, который сгибается в соответствии с движениями вашего тела. Чтобы расслабиться, просто позвольте кресту принять естественное положение. При этом голова и позвоночник выпрямляются, плечи располагаются на одной высоте, бедра выравниваются. Если вы научитесь мысленно создавать подобный крест — как бы закрепленный в воздухе над вашей головой, — то в вашем арсенале появится весьма удобный прием быстрого расслабления. При этом голова слегка тянется вверх, плечи расправляются, руки повисают свободно, мышцы спины поддерживают прямую осанку.

Во многих видах психотерапии и групповой практики интерес к телу ограничивается либо получением дополнительной информации для вербальной и психической работы («Сейчас у меня болит голова. Что это значит?»), либо физическим подтверждением вербальных процессов («Так, видимо, оно и есть. У меня перестала болеть голова»). В данном случае, тело -это поставщик информации. Чувство физического облегчения оценивается как подтверждающий признак успеха вербальной психотерапии. Упор делается на психическое, телесное же понимается как явление, сопутствующее душевным процессам. А что значит телесно-ориентированная терапия? Под работой с телом подразумевают непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого воздействия ожидают психического излечения или изменения.

Здесь речь идет о прямом воздействии на тело. Психическое переживание должно испытывать влияние посредством тела. Воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно с процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления.

Практики телесно-ориентированной психотерапии

С физическим раскрепощением связывают ожидание душевной релаксации. Специалисты в таких разных областях, как медицина, естественные науки, педагогика, религия, музыка, политика, искусство, промышленность, литература, философия и психология, артисты и дикторы телевидения, охотно прибегали к помощи техники Александера.

Еще более важным является, может быть, то, что люди, в юности постигшие технику Александера, доказывают своим успешным жизненным путем, что она смогла им дать.

Фредерику Матиасу Александеру (1869-1955) было совсем непросто убедить людей в том, что его принцип способен помочь многим из них.

Реальность этой помощи подтверждают цифры,например, за 75 лет, прошедших с тех пор, как он начал разрабатывать свой метод, в Великобритании было подготовлено более 100 преподавателей техники Александера. Из них почти все прожили долгую жизнь, в том числе сам Александер скончался в возрасте 87 лет, а его первая ассистентка Этель Уэбб - в возрасте 94 лет. Ни у кого из них не было сердечных заболеваний, рака, инсульта, ревматических артритов, повреждений межпозвонковых дисков, язв, неврологических заболеваний, серьезных нарушений умственной деятельности.

В целом у всех них можно было отметить такое прочное здоровье и хорошее самочувствие, которое свойственно большинству людей лишь в юности.

В современных условиях, при хаосе и неразберихе, в которых мы живем, принцип Александера сможет оказать многим людям существенную помощь для того, чтобы успешно ориентироваться в жизненных ситуациях.

Принцип Александера свидетельствует:

Можно управлять своим телом различными способами;

Функционирование организма ухудшается, если избрать неверный способ управления телом.

Для реализации принципа Александера требуется высокая самодисциплина, но благодаря этим усилиям большинство людей почти в любом возрасте могут обрести высокий уровень самообладания и здоровья.

Это подразумевает взятие ответственности за себя и свои действия - в большей степени за то, КАК мы делаем что-то, а не за то, ЧТО мы делаем.

В рамках методики Александера применяются такие инструменты, как наблюдение, осознанность и внимательность.

Более подробно, методика Александера предполагает:

Осознание привычки. То, как люди совершают самые обычные движения, может казаться им настолько естественным, что они часто не осознают сформировавшиеся неправильные привычки. Это может сказываться на эффективности их повседневной деятельности как в работе, так и на отдыхе.

Как только человек начинает понимать разницу между движением, которое кажется ему нормальным и правильным (даже если оно причиняет боль), он может изменить ситуацию.

Восстановление нарушенного сенсорного восприятия. При формировании неправильной привычки в организме нарушается обратная связь в отношении координации движений и мышечного напряжения.

Методика Александера значительным образом улучшает сенсорное восприятие - начиная осознавать напряжение, пациент может устранить его.

Подавление. Александер под «подавлением» понимал способность сдерживать какие-либо действия. Обычно организм человека быстро, автоматически реагирует на внешние воздействия. Если эта реакция и следующие за ней движения основаны на привычках и нарушенном сенсорном восприятии, одни и те же проблемы возвращаются вновь и вновь.

При наличии достаточной внутренней организованности человек может принять решение, реагировать на тот или иной стимул или нет.

Реакция на раздражитель может развиваться без задействования имеющихся привычек. Эти процессы могут происходить очень быстро со скоростью мысли.

Направление. Мышечный тонус поддерживается потоком информации из головного мозга. Можно научиться направлять этот поток более сознательно - не столько за счет обретения новых телесных навыков, сколько за счет укрепления и взаимодействия с естественными способностями, которые обычно подавляются неправильными привычками.

Средства достижения цели. Большинству из нас хорошо знакома поговорка «Тише едешь - дальше будешь». Как правило, делая что-то, люди спешат быстро достичь результата. В итоге они уделяют недостаточно внимания тому, каким именно образом выполняют свои действия.

Привычки, нарушение сенсорной восприимчивости, подавление и направление - все эти принципы имеют отношение к способу выполнения действий.

Будучи нацеленным на процесс, а не на результат, можно оставаться спокойным и координированным а итоги работы оказываются такими же хорошими, если не лучше.

Принцип Александера иначе можно назвать методом рационального использования мышц. Именно это определяет качество функционирования организма.

Способ функционирования организма, ведущий к болезням, вызывается, согласно мнению Александера, неправильным использованием мышц тела.

Согласно Александеру, никогда нельзя нарушать уравновешенное положение головы. Многим людям вначале очень трудно сохранять сидя уравновешенную прямую осанку. Они или сутулятся или садятся преувеличенно прямо - с прогнутой спиной и выпяченной грудью, когда вес телаприходится на бедра, а не на седалищные бугры, расположенные на заднем краю таза.

В действительности правильная уравновешенная, спокойная осанка очень удобна; когда она становится привычной, люди чувствуют себя очень комфортно.

Вынуждая организм держать голову в неестественном положении, человек заставляет перенапрягаться мышцы. Из-за непосильной нагрузки тело начинает «возмущаться», выражая свое недовольство через боли и болезни.

Так, неправильное положение головы может привести к сколиозу, головным болям, артриту, остеохондрозу, перепадам давления, заболеваниям пищеварительных органов, дыхательных путей и прочим неприятностям.

Почему так происходит? Когда человек держит голову неправильно по отношению к позвоночнику, последнему приходится неестественно изгибаться и искривляться, чтобы соблюсти равновесие всего тела. Подобные искривления приводят к появлению горба, выступающего противовесом, спазмам мышц, зажатию внутренних органов и нервов.

Чтобы представить, что происходит с нашими тканями при неправильной осанке, возьмите подушку. Посмотрите на нее, какая она одинаково мягкая и ровная со всех сторон. Так выглядит здоровое тело. А теперь согните ее пополам. Наволочка и внешняя часть подушки натянулись -кажется, они готовы лопнуть. В то же время часть, оказавшаяся внутри, скукожена, сморщена и уплотнена.

То же самое происходит с тканями, прикрепленными к искривленному стрежню позвоночника - часть их находиться в постоянно растянутом состоянии, а другая часть, оказавшаяся внутри, скомкана и зажата.

Представьте себе, как тесно пищеварительным органам сгорбленного человека - природа отводила им куда больше места внутри живота, но теперь они сдавлены и слеплены друг с другом. Конечно, такой человек не может быть здоровым.

Теперь, когда мы с вами поняли главную идею метода, необходимо уяснить, как он работает.

Практически все мы страдаем от неправильного положения головы, шеи и позвоночника, но как изменить его на правильное? Ведь такое состояние организма привычно для нас, при попытке выпрямиться и держать голову ровно мы сразу же получаем в ответ мышечную боль в спине.

Чтобы привести свою опорно-двигательную систему в порядок, Александер разработал комплекс упражнений, направленных на то, чтобы напомнить телу о его естественном положении. Фредерик считал, что даже несмотря на многолетнюю привычку горбиться, тело постоянно стремится вернуться в природное удобное положение -нужно лишь помочь ему.

Кроме того, необходимо изменить ряд привычек, чтобы тело само обрело правильное состояние.

1. Не стоит при еде прогибать спину вперед; ее следует, скорее, выравнивать и наклонять корпус вперед (к тарелке) от тазобедренных суставов, чтобы таз двигался вместе со спиной. Благодаря этому спина не сутулится и туловище не оседает.

2. Чтобы не вызывать излишнего напряжения мышц, не закидывайте сидя ногу на ногу. Если допускают обстоятельства, разведите колени -это поможет вам расслабить мышцы, избежать болей в пояснице. Особенно важно это для тех, кто почти весь день проводит за письменным столом.

После того как вы сели, переместите таз к спинке стула: так следует сидеть в кино, в автобусе, поезде, за столом, перед телевизором - при условии, что имеется достаточно места для ног.

3. Нравится нам это или нет, но телевидение, которое привело к резкому ухудшению осанки, видимо, останется с нами навсегда. Родители должны следить за тем, чтобы дети, смотря телевизор, не горбились, не сутулились.

Если они устали, пусть лучше лягут перед телевизором, слегка приподняв спину и опираясь ею на что-нибудь.

Кому-то может показаться, что предлагаемый Александером метод - не что иное, как продолжение давно приевшихся добрых советов по поддержанию хорошей осанки. Однако его коррекция тела связана со многими личностными проявлениями человека.

Каждый человек стремится найти физиологическое равновесие в мире, не слишком приспособленном для его естественного биологического функционирования. Это равновесие невозможно обрести без способности достигать расслабленного состояния покоя.

Метод Александера может стать одним из способов оздоровления, поскольку через гармонизацию осанки он ведет к достижению физиологического равновесия.

Методика психосоматической коррекции Фредерика Матиаса Александера обучает людей, как сидеть, стоять и ходить в повседневной жизни без излишнего напряжения. Используя сочетание словесных инструкций и очень тактичного руководства с помощью рук, обучающие методике Ф. Александера показывают своим ученикам, как те могут распознать и избавиться от зажимающих привычек сохранять определенную осанку и двигаться.

Выявляем проблему

Правильна ваша осанка или нет - сложно определить, особенно если отклонения невелики. Некоторые упражнения направлены на то, чтобы выявить проблему и одновременно научиться контролировать свое тело.

Любое движение можно совершать без усилий, не придавая мышцам излишней напряженности. Парадоксально, что в самом начале правильные движения, наоборот, причиняют боль и неудобство. Но, привыкнув двигаться верно, вы ощутите, насколько легче стало вашему телу исполнять привычные движения.

Станьте к стене, не прикасаясь к ней - пятки должны располагаться на расстоянии 5-7 сантиметров от стены, между ступнями оставьте 25-30 сантиметров пространства. Затем, не отрывая ног от пола, прислонитесь к стене. Следите за тем, как вы это делаете - при нормальной осанке лопатки и ягодицы соприкоснуться со стеной одновременно.

  • Если какая-то часть прислонилась раньше, значит, имеются проблемы с осанкой.
  • Если первым коснулся стены затылок, значит, у вас имеется привычка запрокидывать голову назад, что также очень вредно для осанки и здоровья.

В районе поясницы у вас будет свободное пространство между позвоночником и стеной. Согните ноги в коленях и немного сползите вниз, одновременно распластав позвоночник по стене, добейтесь полного прикосновения каждого позвонка.

Если стоять в таком положении становится утомительно уже через несколько секунд - значит, у вас серьезные проблемы с осанкой.

Если чувствуете напряжение в стопах, немного разведите колени. Постойте так, сколько сможете, затем «ползите» по стенке вверх, выпрямляя ноги, но не полностью - колени должны остаться немного согнутыми. При этом между поясницей и стеной снова появится зазор -это нормально.

Постойте так несколько минут. Отрывайтесь от стены поэтапно: голова, лопатки, ягодицы.

Второе упражнение направлено на то, чтобы выявить неправильные движения при ходьбе.

Поставьте рядом два стула с высокими спинками, оставив между ними место, чтобы можно было пройти. Станьте посередине, возьмитесь за спинки стульев кончиками пальцев, будто брезгливо берете грязную тряпку. Локти раздвиньте в стороны.

Начинайте в замедленном темпе делать шаг правой ногой. Оторвите пятку от пола, согните ногу в колене и останьтесь в этой позиции.

На данном этапе легко понять, правильно вы ли вы распределяете нагрузку, перенося центр тяжести на вторую ногу. Многие делают это не посредством сгибания колена, а с помощью поднятия правой стороны таза.

Это можно определить, обратив внимание на руки - при неправильном шаге одна рука будет опускаться и искривляться, вы ощутите дискомфорт.

Во время правильной ходьбы в шагании не задействована верхняя часть тела, положение рук должно оставаться одинаковым. Отрыв ноги от пола происходит постепенно, от пятки к указательному пальцу. Приземление ноги - в том же порядке, от пятки к носку. Все это нужно проделывать очень медленно, осознавая каждый этап.

Научитесь садиться.

Как мы обычно садимся? Понаблюдайте за собой. Прежде, чем опуститься на стул, вы наклоняетесь вперед, немного откидываете голову назад, выгибаете спину и «отклячиваете» таз. Такая поза делает из вашего позвоночника волнообразную конструкцию, причиняя ему немало неудобств. Это наносит непоправимый вред осанке и здоровью.

Усаживаясь, необходимо сохранять положение головы, шеи и позвоночника в том же виде, в котором вы стоите -вертикально прямо.

Если сложно представить, как можно так сеть, вообразите себе человека, получившего плохую весть. Он с размаху обессиленно садится на диван, верхняя часть его тела остается в прежней позиции, работают лишь быстро согнувшиеся (подкосившиеся) ноги. Приблизительно то же самое, но в замедленном темпе, должно происходить с вами.

К слову, сидеть закинув ногу за ногу тоже вредно - это создает излишнее напряжение мышц.

Вытягиваем позвоночник.

Это упражнение нужно выполнять два раза в день в течение 10-20 минут.

Лягте на пол, под голову положите книгу. Ноги вместе, согнутыв коленях; колени нацелены в потолок. Нельзя отвлекаться и менять положение тела. Шея должна быть свободной, голова - стремиться вверх и вперед.

Постарайтесь мысленно удлинить свой позвоночник, представляя, как спина растягивается и расширяется. Добившись такого состояния, расслабьтесь и лежите, чувствуя, как вытягиваетесь в длину. Не закрывайте глаза, чтобы не заснуть.

Вставая, старайтесь не нарушить спокойного и расслабленного состояния мышц. Поднимайтесь медленно, постепенно, без рывков.

Повторяя это упражнения каждый день, вы заметите, что исчезли боли в шее и спине, мозг стал яснее, появилась легкость во всех конечностях.

С самого детства мы усердно портим свою осанку. Мы неправильно ходим, неправильно садимся и встаем, и даже в состоянии покоя не способны расслабить мышцы, перенапряженные из-за лишней, никому не нужной работы.

Целью метода является помочь клиенту заново открыть естественную грациозность и ловкость, присущую с детства. Эти природные способности быстро утрачиваются современным человеком, в том числе из-за сидячего образа жизни, неправильного положения тела при работе за письменным столом или компьютером, что влечет за собой нарушение осанки и дисбаланс в организме в целом.

Но наше тело запрограммировано на то, чтобы двигаться легко и непринужденно, выполняя все движения с естественной легкостью и грацией, будто кошка. Как завистливо мы смотрим на людей, умеющих красиво двигаться, но при этом сами неуклюже ковыляем и сворачиваемся в позу зародыша, сидя над документами.

Красивая осанка - природное свойство, которое можно вернуть, приложив определенные старания. Нужно лишь потратить немного времени и сил.

Методика Александера не является терапевтическим методом в строгом смысле этого слова. Ее целью является обучение клиента восстановлению естественной осанки и более эффективному использованию возможностей собственного тела. С помощью данной техники можно облегчить боль в суставах, избавиться от проблем с нарушением дыхания и нервным напряжением.

Методика Александера - это практическая дисциплина, изучающая некоторые аспекты взаимодействия между разумом и телом человека.

Методика Александера - это техника восстановления естественной координации тела человека, в первую очередь путем избавления от физических и психических паттернов (привычек), негативно влияющих на природные способности.опубликовано .

В.Б. Пак

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Экология здоровья: Главная идея заключается в том, что целый ряд заболеваний организма (сердца, сосудов, внутренних органов, мочеполовой системы) связан с привычкой неправильно двигаться и нарушением природного положения шеи и головы. Это вызывает искривление позвоночника и перенапряжение мышц даже в состоянии покоя.

К здоровью через правильную осанку

Главная идея заключается в том, что целый ряд заболеваний организма (сердца, сосудов, внутренних органов, мочеполовой системы) связан с привычкой неправильно двигаться и нарушением природного положения шеи и головы . Это вызывает искривление позвоночника и перенапряжение мышц даже в состоянии покоя.

КАК АКТЕР СТАЛ ВРАЧОМ

Чтобы рассказать о методе Александера подробнее, для начала нужно обратиться к личности человека, разработавшего его. Фредерик Матиас Александер родился в 1869 году хилым и слабым ребенком, который в детстве часто болел, а в особенности страдал от заболеваний дыхательных путей. Он рос настолько болезненным, что не смог учиться в обычной школе и проходил обучение на дому.

У мальчика была очень сильна тяга к искусству, он учился играть на скрипке, тратил все свои деньги на посещение музеев и выставок. Повзрослев, Александер создал собственный театр, где исполнял произведения Шекспира, играя все роли в одиночку. Театр одного актера набирал популярности, ведь Фредерик был талантлив.

Но на подъеме своей карьеры он снова столкнулся с бедами детства. Проблемы с органами дыхания привели к тому, что парень стал часто терять голос - иногда это происходило даже посреди спектакля. Александер обращался к многочисленным врачам, но они так и не смогли ничем помочь. И тогда он решил излечить себя самостоятельно, предварительно изучив свое тело.

БОЛЕЗНЬ – ЭТО ВОЗМУЩЕНИЕ ТЕЛА

Для этого он пользовался системой зеркал, позволявшей взглянуть на себя со стороны. Главной идеей Александера была мысль, что заболевание - это противодействие организма каким-то неверным действиям . Со временем он обнаружил, что его голова неправильно расположена по отношению к телу, из-за чего нарушена осанка.

Вынуждая организм держать голову в неестественном положении, человек заставляет перенапрягаться мышцы . Из-за непосильной нагрузки тело начинает «возмущаться», выражая свое недовольство через боли и болезни.

Так, неправильное положение головы может привести к сколиозу, головным болям, артриту, остеохондрозу, перепадам давления, аритмии сердца, заболеваниям пищеварительных органов (панкреатит, холецистит, гепатит, гастрит, язвенная болезнь), дыхательных путей (гайморит, бронхит, плеврит), мочеполовой системы (женские и мужские болезни, цистит, нефрит) и прочим неприятностям.

Почему так происходит? Когда человек держит голову неправильно по отношению к позвоночнику, последнему приходится неестественно изгибаться и искривляться, чтобы соблюсти равновесие всего тела. Подобные искривления приводят к появлению горба, выступающего противовесом, спазмам мышц, зажатию внутренних органов и нервов…

Чтобы представить, что происходит с нашими тканями при неправильной осанке, возьмите подушку. Посмотрите на нее, какая она одинаково мягкая и ровная со всех сторон. Так выглядит здоровое тело. А теперь согните ее пополам. Наволочка и внешняя часть подушки натянулись - кажется, они готовы лопнуть. В то же время часть, оказавшаяся внутри, скукожена, сморщена и уплотнена.

То же самое происходит с тканями, прикрепленными к искривленному стрежню позвоночника - часть их находится в постоянно растянутом состоянии, а другая часть, оказавшаяся внутри, скомкана и зажата. Представьте себе, как тесно пищеварительным органам сгорбленного человека - природа отводила им куда больше места внутри живота, но теперь они сдавлены и слеплены друг с другом. Конечно, такой человек не может быть здоровым.

ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧЕК

Теперь, когда мы поняли главную идею метода, необходимо уяснить, как он работает. Практически все мы страдаем от неправильного положения головы, шеи и позвоночника, но как изменить его на правильное? Ведь такое состояние организма привычно для нас, при попытке выпрямиться и держать голову ровно мы сразу же получаем в ответ мышечную боль в спине.

Чтобы привести свою опорно-двигательную систему в порядок, Александер разработал комплекс упражнений, направленных на то, чтобы напомнить телу о его естественном положении . Фредерик считал, что даже несмотря на многолетнюю привычку горбиться, тело постоянно стремится вернуться в природное удобное положение - нужно лишь помочь ему. Кроме того, необходимо изменить ряд привычек, чтобы тело само обрело правильное состояние.

ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ – ПРАВИЛЬНО СТОЯТЬ

Правильна ваша осанка или нет - сложно определить, особенно если отклонения невелики. Некоторые упражнения направлены на то, чтобы выявить проблему и одновременно научиться контролировать свое тело.

Любое движение можно совершать без усилий, не придавая мышцам излишней напряженности . Парадоксально, что в самом начале правильные движения, наоборот, причиняют боль и неудобство. Но, привыкнув двигаться верно, вы ощутите, насколько легче стало телу исполнять привычные движения.

Станьте к стене, не прикасаясь к ней, пятки должны располагаться на расстоянии 5-7 сантиметров от стены, между ступнями оставьте 25-30 сантиметров пространства . Затем, не отрывая ног от пола, прислонитесь к стене. Следите за тем, как вы это делаете: при нормальной осанке лопатки и ягодицы соприкоснутся со стеной одновременно. Если какая-то часть прислонилась раньше, значит, имеются проблемы с осанкой.

Если первым коснулся стены затылок, значит, у вас имеется привычка запрокидывать голову назад, что также очень вредно для осанки и здоровья.

В районе поясницы у вас будет свободное пространство между позвоночником и стеной . Согните ноги в коленях и немного сползите вниз, одновременно распластав позвоночник по стене, добейтесь полного прикосновения каждого позвонка. Если стоять в таком положении становится утомительно уже через несколько секунд - значит, у вас серьезные проблемы с осанкой. Если чувствуете напряжение в стопах, немного разведите колени.

Постойте так, сколько сможете, затем «ползите» по стенке вверх, выпрямляя ноги, но не полностью - колени должны остаться немного согнутыми. При этом между поясницей и стеной снова появится зазор - это нормально. Постойте так несколько минут. Отрывайтесь от стены поэтапно: голова, лопатки, ягодицы.

ВТОРОЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ - ПРАВИЛЬНО ХОДИТЬ

Второе упражнение направлено на то, чтобы выявить неправильные движения при ходьбе . Поставьте рядом два стула с высокими спинками, оставив между ними место, чтобы можно было пройти. Станьте посередине, возьмитесь за спинки стульев кончиками пальцев, будто брезгливо берете грязную тряпку. Локти раздвиньте в стороны. Начинайте в замедленном темпе делать шаг правой ногой.

Оторвите пятку от пола, согните ногу в колене и останьтесь в этой позиции. На данном этапе легко понять, правильно ли вы распределяете нагрузку, перенося центр тяжести на вторую ногу. Многие делают это не посредством сгибания колена, а с помощью поднятия правой стороны таза. Это можно определить, обратив внимание на руки: при неправильном шаге одна рука будет опускаться и искривляться, вы ощутите дискомфорт.

Во время правильной ходьбы в шагании не задействована верхняя часть тела, положение рук должно оставаться одинаковым . Отрыв ноги от пола происходит постепенно, от пятки к указательному пальцу. Приземление ноги - в том же порядке, от пятки к носку. Все это нужно проделывать очень медленно, осознавая каждый этап .

ТРЕТИЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ – ПРАВИЛЬНО САДИТЬСЯ

Как мы обычно садимся? Понаблюдайте за собой. Прежде, чем опуститься на стул, вы наклоняетесь вперед, немного откидываете голову назад, выгибаете спину и «отклячиваете» таз. Такая поза делает из вашего позвоночника волнообразную конструкцию, причиняя ему немало неудобств. Это наносит непоправимый вред осанке и здоровью.

Усаживаясь, необходимо сохранять положение головы, шеи и позвоночника в том же виде, в котором вы стоите - вертикально прямо . Если сложно представить, как можно так сеть, вообразите себе человека, получившего плохую весть. Он с размаху обессиленно садится на диван, верхняя часть его тела остается в прежней позиции, работают лишь быстро согнувшиеся (подкосившиеся) ноги. Приблизительно то же самое, но в замедленном темпе, должно происходить с вами.

В ыдержка из книги Александера : «Рассмотрим, что происходит, когда мы медленно садимся. Пятки разводятся в стороны, пальцы ног повернуты внутрь. Коленные чашечки медленно движутся вниз и вперед, тело постепенно опускается. Именно в этот момент большинство людей: откидывает голову назад; выпячивает нижнюю часть грудной клетки; выдвигает таз назад.

В действительности же корпус должен опускаться вниз между двумя воображаемыми вертикальными линиями. Нельзя выдвигать таз назад, а нижнюю часть грудной клетки - вперед. К слову, сидеть закинув ногу за ногу, - тоже вредно: это создает излишнее напряжение мышц.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ – ПРАВИЛЬНО ЛЕЖАТЬ

Это упражнение нужно выполнять два раза в день в течение 10-20 минут . Лягте на пол, под голову положите книгу. Ноги вместе, согнуты в коленях; колени нацелены в потолок. Нельзя отвлекаться и менять положение тела.

Шея должна быть свободной, голова - стремиться вверх и вперед. Постарайтесь мысленно удлинить свой позвоночник, представляя, как спина растягивается и расширяется. Добившись такого состояния, расслабьтесь и лежите, чувствуя, как вытягиваетесь в длину. Не закрывайте глаза, чтобы не заснуть.

Вставая, старайтесь не нарушить спокойного и расслабленного состояния мышц. Поднимайтесь медленно, постепенно, без рывков.

Повторяя это упражнения каждый день, вы заметите, что исчезли боли в шее и спине, мозг стал яснее, появилась легкость во всех конечностях.

Но наше тело запрограммировано на то, чтобы двигаться легко и непринужденно, выполняя все движения с естественной легкостью и грацией, будто кошка. Красивая осанка - природное свойство, которое можно вернуть, приложив определенные старания . Нужно лишь потратить немного времени и сил.

Многие считают технику Александера мировым открытием, благодаря которому можно избавиться от многих болезней. Некоторые рассматривают ее как дополнение или продолжение других систем, отправной точкой разных гимнастик и упражнений. Но в любом случае если вы возьмете на вооружение ее принципы, ваше тело станет здоровее и скажет васм «спасибо».опубликовано