Зрение двумя глазами (бинокулярное зрение). Характер зрения

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое.

Бинокулярное зрение появляется только при слиянии изображений от обоих глаз в одно целое, что дает объем и глубину восприятия

Только бинокулярное зрение позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность, определять расстояния между предметами (стереоскопическое зрение). Зрение одним глазом - монокулярное - дает представление о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.
Кроме того, при бинокулярном зрении расширяется поле зрения и достигается более четкое восприятие зрительных образов, т.е. фактически повышается острота зрения. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий - водители, летчики, хирурги и т.д.

Механизм и условия для бинокулярного зрения

Основной механизм бинокулярного зрения - фузионный рефлекс - способность к слиянию в коре большого мозга двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину.
Для получения единого образа предмета, необходимо, чтобы полученные на сетчатке изображения соответствовали друг другу по величине и форме и падали на идентичные, так называемые, корреспондирующие, участки сетчатой оболочки. Каждая точка поверхности одной сетчатки имеет в другой сетчатке свою корреспондирующую точку. Неидентичные точки - это множество несимметричных участков. Они называются диспаратными. Если изображение предмета попадает на диспаратные точки сетчатки, то слияния изображения не произойдет, и возникнет двоение.


У новорожденного отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому бинокулярного зрения нет. В возрасте 6-8 недель у детей уже появляется способность фиксировать объект обоими глазами, а у 3-4-месячного - устойчивая бинокулярная фиксация. К 5-6 мес. формируется непосредственно фузионный рефлекс. Формирование полноценного бинокулярного зрения заканчивается к 12 годам, поэтому нарушение бинокулярного зрения (косоглазие) считается патологией дошкольного возраста.


Нормальное бинокулярное зрение возможно при определенных условиях.
  • Cпособность к бифовеальному слиянию (фузии).
  • Cогласованная работа всех глазодвигательных мышц, обеспечивающая параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль и соответствующее сведение зрительных осей (конвергенция) при взгляде вблизи, а также правильные ассоциированные движения глаз в направлении рассматриваемого объекта.
  • Положение глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного из глаз вследствие травмы, воспалительного процесса в орбите, новообразования нарушается симметричность совмещения полей зрения.
  • Острота зрения обоих глаз не менее 0,3-0,4, т.е. достаточная для формирования четкого изображения на сетчатке.
  • Равные величины изображений на сетчатке обоих глазах — изейкония. Разные по величине изображения возникают при анизометропии — разной рефракции двух глаз. Для сохранения бинокулярного зрения допустимая степень анизометропии - до 2.0-3.0 диоптрий, это надо учитывать при подборе очков - если разница между корригирующими линзами очень большая, то, даже имея высокую остроту зрения в очках, пациент не будет обладать бинокулярным зрением.
  • Естественно, необходима прозрачность оптических сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело), отсутствие патологических изменений в сетчатке, зрительном нерве и более высоких отделах зрительного анализатора (хиазма, зрительный тракт, подкорковые центры, кора больших полушарий)

Как проверить?

Существует много способов проверки бинокулярного зрения.
Опыт Соколова с "дырой в ладони" заключается в том, что к глазу исследуемого приставлена трубка (например, свернутый листок бумаги), через которую он смотрит вдаль. Со стороны открытого глаза к концу трубки исследуемый приставляет свою ладонь. В случае нормального бинокулярного зрения за счет наложения изображений создается впечатление наличия в центре ладони отверстия, через которое просматривается картина, видимая, на самом деле, через трубку.
Способ Кальфа, или проба с промахиванием - исследуют бинокулярную функцию с помощью двух спиц (карандашей и пр.) Исследуемый держит спицу горизонтально в вытянутой руке и пытается попасть им в кончик второй спицы, которая находится в вертикальном положении. При наличии бинокулярного зрения задача легко выполнима. При его отсутствии происходит промахивание, в чем можно легко убедиться, проведя опыт с одним закрытым глазом.
Проба с чтением с карандашом: на расстоянии нескольких сантиметров от носа читающего помещают карандаш, который закрывает часть букв. Но при наличии бинокулярного зрения за счет наложения изображений от двух глаз можно читать, несмотря на препятствие, не меняя положение головы - буквы, закрытые карандашом для одного глаза, видны другим и наоборот.
Более точное определение бинокулярного зрения производится с помощью четырехточечного цветотеста. В основе лежит принцип разделения полей зрения правого и левого глаза, которое достигается с помощью цветных фильтров. Имеется два зеленых, один красный и один белый объекты. На глаза обследуемого надевают очки с красным и зеленым стеклами. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые объекты, а бесцветный окажется окрашенным в красно-зеленый цвет, т.к. воспринимается и правым, и левым глазом. Если имеется выраженный ведущий глаз, то бесцветный кружок окрасится в цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом. При одновременном зрении (при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза) обследуемый увидит 5 кружков. При монокулярном зрении, в зависимости от того, какой глаз участвует в зрении, пациент увидит только те объекты, цвет которых соответствует фильтру этого глаза, и окрашенный в тот же цвет объект, который был бесцветным.

Бинокулярное зрение и косоглазие

При наличии косоглазия всегда отсутствует бинокулярное зрение, так как один из глаз отклоняется в какую-либо сторону и зрительные оси не сходятся на рассматриваемом объекте. Одна из основных целей лечения косоглазия - это восстановление бинокулярного зрения.
По наличию или отсутствию бинокулярного зрения можно отличить действительное косоглазие от мнимого, кажущегося, и от скрытого - гетерофории.
Между оптической осью, которая проходит через центр роговицы и узловую точку глаза, и зрительной осью, идущей от центральной ямки пятна через узловую точку к рассматриваемому объекту, имеется небольшой угол (в пределах 3-4 °). Мнимое косоглазие объясняется тем, что расхождение между зрительной и оптической осями достигает большей величины (в отдельных случаях 10°), и центры роговиц смещаются в ту или иную сторону, создавая ложное впечатление косоглазия. Однако при мнимом косоглазии сохранено бинокулярное зрение, что позволяет установить правильный диагноз. Мнимое косоглазие не нуждается в исправлении.
Скрытое косоглазие проявляется в отклонении одного из глаз в период, когда человек не фиксирует взором какой-либо объект, расслабляется. Гетерофория определяется также по установочному движению глаз. Если при фиксации обследуемым какого-либо предмета прикрыть один глаз ладонью, то при наличии скрытого косоглазия прикрытый глаз отклоняется в сторону. При отнятии руки, в случае наличия у больного бинокулярного зрения, глаз совершает установочное движение. Гетерофория, так же как и мнимое косоглазие, не нуждается в лечении.

Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами - страница №1/1

План занятия 7.


  1. Зрение двумя глазами. Опыты по наблюдению одним и двумя глазами.

  2. Стереоскопическое зрение. Стереоскоп.

  3. Инерция зрения как свойство глаза, на котором основано кино.

  4. Цветовое зрение.

  5. Зрительные иллюзии.

  6. Послеобразы.
Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (лат. fovea centralis ). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярность. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.

Объемное восприятие окружающего позволяет измерять расстояние на глаз – чем больше угол между лучами, идущими в правый и левый зрачки, тем предмет ближе. Бинокулярность может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз.

При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

схема стереоскопа

Инерция зрения - это запаздывание нашей зрительной реакции относительно реально движущегося предмета, а также эффект сглаживания его рывков при условии, что их частота не менее, чем 16 актов в секунду. Визуальная непрерывность - это главный эффект, вызывающий интерес к проблеме инерции зрения. Кинематограф нам это убедительно доказал, а современные визуальные технологии - тем более. Если, например, на одном и том же экране монитора изображение исчезнет и в тот же момент появится в другом его месте, то у вас возникнет иллюзия, что изображение «перелетело». То есть вы как бы увидите его быстрый полёт. Этот эффект основан на том, что опираясь на предыдущий опыт, наше сознание синтезирует последовательную динамику даже несуществующего перемещения, поскольку мгновенный перескок противоречит естественному положению дел (телепортации в природе не бывает, а мониторы или прочие экраны по эволюционным меркам появились сравнительно недавно). Данное явление наиболее широко используется в кинематографе, поскольку достаточно быструю подачу отрывочных кадров наше сознание превращает в мягкую непрерывную динамику. Оптимальная частота кадров просто совпадает с частотой нашей внутренней реставрации при зрительном восприятии, и тогда мы видим, как будто и впрямь изображение не прерывается, не скачет, а идёт плавно, согласно нашему обыденному жизненному опыту. Опыт для нашего восприятия играет существенную роль, так как сознание производит свой синтез целых динамичных картин по отдельным поступающим впечатлениям. И это также используется в искусстве фокусника, который сначала показывает нам нормальное и последовательное поведение предмета, а затем совершает с ним действие, противоречащее нашему обыденному опыту. В результате этого мы видим лишь нами же созданную, то есть иллюзорную ситуацию, при которой предмет якобы продолжал всё также двигаться в поле нашего зрения (хотя объективно его там уже не было), а затем его почему-то не стало и для нас. И, так называемая, инерция зрения, и иллюзии от фокусника - всё это явления, создаваемые эффектом поведенческого динамического синтеза нашего сознания при восприятии нашего образного сознания, дополняющего отрывочные впечатления до целой и непрерывной картины на основе нашего же предыдущего опыта.

Цветов о е зр е ние, цветное зрение, цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Видимая часть спектра включает излучения с разной длиной волны, воспринимаемые глазом в виде различных цветов.

Зрительные иллюзии (обманы зрения), систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.Зрительные иллюзии связаны с некоторыми ограничениями и погрешностями процесса переработки информации в зрительной системе. Действительно, при рассматривании определенных объектов в специфическом окружении или в особых условиях наблюдения человек зачастую не вполне правильно оценивает размер, форму или цвет объектов, характер их движения, условия освещения и т. д. Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Кроме того, к разряду зрительных иллюзий относят не только систематические ошибки восприятия, но и множество изобретенных людьми впечатляющих зрительных эффектов, в основе которых лежат фундаментальные свойства зрительных механизмов, а не их недостатки. Таким образом, большинство классических иллюзий, демонстрирующих значительные отличия параметров видимого образа от физических параметров объекта, имеет смысл рассматривать как проявление таких «недостатков» зрительной системы, которые фактически являются продолжением ее достоинств. Параллельны ли линии и буквы?

Послеобраз - остаточное явление, возникающее после рассмотрения какого - либо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются из - за их стирания саккадическими движениями - глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта.

Лабораторная работа: Определение размеров слепого пятна глаза.

Слепо́е пятно́ (оптический диск) - имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы. Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном.

Обнаружение слепого пятна


Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Закройте левый глаз и правым глазом посмотрите на левый крестик

Для определения границ "слепого" пятна правого глаза необходимо взять в левую руку школьную линейку длиной 25-30 см, установить ее на уровне глаз, на расстоянии 60 см от правого глаза, прикрыть левый глаз и смотреть правым глазом на начальную, нулевую, отметку линейки. Указательный палец правой руки нужно двигать по линейке в сторону ее нулевой отметки. Боковым зрением правого глаза, не отводя взгляда от нулевой отметки, пытаются заметить момент исчезновения и появления кончика пальца. Если эти границы равны 18 и 12 см, то "слепое" пятно не расширено (в норме 12-18°). По этому же принципу с достаточной точностью можно проверить и другие границы поля зрения в градусах без градусной шкалы. Для этого достаточно воспользоваться линейкой длиной 60 см.

Кроме того можно провести опыт с "исчезновением" пальца. Опыт поможет наглядно определить положение "слепого" пятна в поле зрения вашего правого глаза. Для этого нужно прикрыть рукой левый глаз, пальцы правой руки сложить "пистолетом" и расположить руку так, чтобы концы указательного и большого пальцев были на одной горизонтальной линии. Правым глазом нужно смотреть на кончик указательного пальца и, сохраняя положение пальцев, медленно отодвинуть руку. При этом можно заметить, что изображение большого пальца исчезает из поля зрения. Исчезновение изображения большого пальца объясняется попаданием его в область "слепого" пятна поля зрения.

Наши обывательские познания в офтальмологии сводятся к трем словам - близорукость, дальнозоркость, астигматизм. И к убеждению: в любом случае ничего хорошего, надо бить в набат! Оттого проверка зрения превращается в сдачу своеобразного экзамена, когда подспудный страх сменяется разочарованием и даже унынием: эх, глаз уже не так зорок, как раньше... А что мы должны знать, чтобы смотреть на ситуацию трезво? В этом «СБ» помог разобраться врач-офтальмолог Александр ЛАВЕР.

В чем суть таблицы?

У человека с нормальным зрением точка ясного видения находится в бесконечности, которая для глаза начинается с расстояния 5 м. Вот почему именно с такой дистанции идет проверка остроты зрения при помощи специальной таблицы. Обычно на ней 10 - 12 строк, высота верхней - 7 см, нижней - в 10 раз меньше. Вообще, считается, что тот, у кого с глазами все в порядке, способен различить верхнюю строчку с 50 м. Но как выдержать такое расстояние в кабинете? Никак. Поэтому офтальмологи ориентируются на 10–ю строку, а расстояние соответственно уменьшается до 5 м. Кстати, в англоязычных странах другая система: острота зрения выражается дробями (скажем, 6/6 или 20/20), проверка проводится с 6 метров, а размеры знаков немного иные. И если там используют таблицу Снеллена, то на пространстве СНГ - ее аналоги. Вы привычно читаете буквы Ш, Б, М, Н, К, Ы, И? Это таблица Сивцева. Видите кольца с разрывами в разные стороны? Это таблица Головина. А малышей, еще не знающих букв, проверяют по таблице Орловой: машинка, круг, гриб, самолет...

Плюс–минус единица

Все знают, что в норме человек видит 1,0. Это означает: лучи, исходящие от удаленных предметов, фокусируются строго на сетчатке. Но чаще всего проверка показывает 0,8 и ниже. Порой и меньше 0,1. Тогда проверяют иначе. Либо подводят пациента к таблице, пока он не увидит верхнюю строку. Либо показывают ему пальцы руки с разного расстояния. Каждый метр - в переводе 0,02. Проще говоря, если пациент, допустим, видит верхнюю строку или пальцы проверяющего с расстояния 4 м, то его зрение - 0,08, с метра - 0,02. Если же и с такой дистанции ничего не разглядит, то доктор выясняет, может ли он посчитать пальцы у самого лица и способен ли различать свет. Но зрение может быть и выше единицы. Для этого случая в таблицах предусмотрены 11–я и 12–я строки. Вы видите первую? Ого, у вас 1,5! Вторую? Поздравляем, все 2,0! В старых учебниках упоминался даже некий уникум, живший в Средние века и невооруженным взглядом распознававший кольца Сатурна. Скорее всего, это красивый миф.

Дети видят по–другому

Да, острота зрения у них другая, чем у взрослых. Это связано с процессом роста глазного яблока и формирования структур глаза. Центральное зрение появляется в 2 - 3 месяца, а в 7 - 10 месяцев ребенок может распознавать геометрические фигуры. В 1 - 2 года он уже видит приблизительно на 0,5, в 3 года - 0,6 - 0,9, и только к школе острота зрения может достигнуть единицы.

фото татьяны столяровой.

Если реалия - аномалия

Когда острота зрения - меньше 1,0, врачи говорят об аномалиях рефракции - миопии, гиперметропии, астигматизме, пресбиопии, анизометропии. Провести здесь водораздел помогают разные тесты. Допустим, компьютерный, или с помощью линейки с зеркалами, или оправы с пробными линзами.

Наиболее часто встречается миопия (близорукость). Название красноречивое - с греческого переводится как «щуриться». При близорукости лучи от предметов фокусируются перед сетчаткой из–за большего, чем должно быть в норме, размера глазного яблока. То есть человек вдаль видит плохо, а вблизи - хорошо. Тогда ему показаны рассеивающие, или минусовые линзы. Возникает близорукость обычно в раннем детстве, бывает и врожденная. Проблему обостряют компьютеры, телефоны, необходимость много читать, работа на близком расстоянии. Опасна же миопия тем, что сетчатка может растягиваться и могут возникать дистрофические изменения, которые чреваты даже ее отслойкой.

Гиперметропия - не что иное, как дальнозоркость. Лучи фокусируются за сетчаткой, глазное яблоко, наоборот, меньше нормы. Здесь помогают собирающие, или плюсовые линзы. Но неправильным будет противопоставлять такую аномалию близорукости: мол, вдаль вижу хорошо, вблизи - плохо. Нет, это характерно скорее для пресбиопии, возрастной дальнозоркости. Тогда еще говорят: «Руки коротки стали». Вблизи начинается расфокусировка, и, чтобы прочитать книгу или газету, надо ее отодвинуть подальше. Пресбиопией страдают почти все люди после сорока лет - это абсолютно нормально, только и надо, что начать носить очки для близи. При гиперметропии, наоборот, человек может видеть плохо и так, и так. Есть еще скрытая близорукость, когда в юном или молодом возрасте смутно различают предметы вблизи, а вот вдали - очень даже. Но со временем все равно приходится надевать очки и для дали.

При астигматизме фокусировка лучей происходит не на одной точке сетчатки, а на нескольких. Зрение расплывчатое, может быть легкое двоение в глазах. Тут нужны специальные цилиндрические линзы. Врожденный астигматизм есть почти у всех, но в настолько легкой степени, что на качество зрения не влияет. Другое дело - астигматизм приобретенный, в результате травм, ожогов глаза.

Если острота зрения в глазах сильно отличается, говорят об анизометропии. К примеру, правым вы видите 1,0, а левым - -1. Возможны и попутные симптомы: головные и глазные боли, покраснение глаз, излишнее напряжение.

СОВЕТУЕТ ДОКТОР ЛАВЕР

Не паникуйте при падении зрения - выход есть. При всех аномалиях рефракции используются очки, контактные линзы и лазерная коррекция.

Не бойтесь носить очки, особенно при возрастной дальнозоркости, - зрение еще больше не ухудшится.

При близорукости высокой степени (больше 6 диоптрий) раз в год проходите осмотр глазного дна.

При астигматизме линзы или очки носить лучше постоянно.

Монокулярная слепота вследствие заболеваний и последствий травмы глазного яблока широко распространена во всем мире. Ведущей причиной монокулярной слепоты по-прежнему остаются травмы глазного яблока. Ежегодно только в одном субъекте России около 230 человек получают тяжелую травму глазного яблока, из них у 60 человек травма заканчивается развитием монокулярной слепоты.

При внезапной слепоте одного глаза бинокулярное зрение (зрение двумя глазами) заменяется монокулярным (зрением одним глазом). Оно, в свою очередь, характеризуется следующими чертами:

  • Горизонтальное поле зрения сужается на 20-40˚,
  • Нарушается восприятие глубины пространства (стереопсиса),
  • Зрительная система в целом нуждается в перепрограммировании, адаптации к новым условиям видения.

Поле зрения

В зависимости от размера носа, горизонтальное поле зрения одного глаза охватывает до 140 - 160˚, по сравнению со 180˚ суммарного поля зрения двумя глазами (рис.1).Хотя 20 - 40˚, возможно, не кажутся первоначально большой проблемой, опыт показал, что люди, с одним глазом компенсируют уменьшение поля зрения, за счет поворота головы к заинтересованной стороне, чтобы лучше ориентироваться в пространстве и гарантировать свою безопасность.

Рис.1. Уменьшение поля зрения при слепоте одного глаза.

Восприятие глубины

Механизмы, с помощью которых мы судим о размере объекта и его расстоянии от нас оченьсложные. Стереоскопическое (пространственное) зрение, благодаря которому мы видим мир трехмерным, возможно только при бинокулярном зрении. Кмеханизмам, участвующим в восприятии глубины пространства при бинокулярном зрении, относятся:

    Диспарантность - самый ясный и широко известный механизм. При рассматривании любой трехмерной сцены два глаза формируют несколько различные изображения на сетчатках. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках, их различия, и прежде, чем два монокулярных изображения сольются в одно объемное изображение (фузия) с большой точностью оценивает размер и расстояние от объекта, т.е относительную глубину. Люди с монокулярным зрением теряют эту способность.

Рис.2. Механизм диспарантности (Бреди, 1994).

    Конвергенция - сведение обоих глаз, когда зрительные оси перекрещиваются в точке фиксации. Этот механизм позволяет мозгу на основании разности углов, под которыми каждый глаз видит предмет, оценивать удаленность объекта. Люди с монокулярным зрением теряют эту способность.

Рис.3. Механизм конвергенции (Бреди, 1994).

    Аккомодация - способность глаза, благодаря изменению кривизны хрусталика и сокращению цилиарной мышцы, фокусировать на сетчатке лучи, отраженные от рассматриваемых предметов, вне зависимости от расстояния, на котором они расположены. Если мы фокусируем хрусталик нашего глаза на близко расположенном предмете, то более удаленный предмет будет не в фокусе. Таким образом, при изменении аккомодации мозг получает возможность оценивать удаленность предметов. Суждение о расстоянии, основанное на аккомодации в одном глазу, не точное, имеет значение при небольших дистанциях в 2 - 5 метров, но это единственный из трех механизмов, остающийся у людей с монокулярным зрением.

Рис.4. Механизм аккомодации (Бреди, 1994).

Если человек слеп на один глаз , то очевидно, что он не будет обладать стереоскопическим зрением. Но восприятие пространства при монокулярном зрении может обеспечиваться глубинным зрением, которое представляет собой такую разновидность зрительной функции, при помощи которой осуществляется оценка пространственных взаимоотношений между отдельными предметами с одной стороны, и между субъектом и этими предметами - с другой. Оно достигается другими обстоятельствами, а именно вторичными факторами восприятия глубины, связанными с прошлым опытом. К ним относятся:

    Определение расстояния по величине объекта. Так, когда величина объекта нам известна, восприятие его удаленности опирается на соотношение воспринимаемой его величины с объективной собственной величиной предмета. Если объект неизвестной нам величины расположен поблизости от известных нам по величине объектов, то удаленность этого объекта оценивается в восприятии косвенно по отношению к этим ближе расположенным известным по величине объектам.

    Параллакс движения - кажущееся относительное смещение близких и более далеких предметов, если наблюдатель будет двигать головой влево и вправо или вверх и вниз. Механизм основан на зависимости величины угловых скоростей объектов только от их удаленности от наблюдателя.

    Интерпозиция - наложение одного предмета на другой, т.е. если один предмет расположен впереди другого и частично его заслоняет, то мы воспринимаем передний объект как расположенный ближе.

    Перспектива - весьма эффективный показатель глубины. Линейная перспектива: параллельные линии в проекции кажутся ближе друг к другу, чем дальше они расположены от наблюдателя. Воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предмета на расстоянии: чем ближе расположен объект, тем ярче и четче он выглядит. Обратная перспектива: объекты на переднем плане занимают больше места, чем объекты того же самого размера на расстоянии.

    Распределение света и тени: источник света отбрасывая тень вырисовывает все неоднородности и рельефность объекта, например, выпуклый участок стены, кажется, более светлым в верхней своей части, если источник света расположен выше, а углубление в ее поверхности кажется в верхней части более темным.

Таким образом, у пациентов, потерявших зрение одного глаза, постепенно восстанавливается глубинное зрение, хотя и не такое совершенное, как при бинокулярном зрении.

Людям, лишившимся глаза, требуется определенный период (до 1 года) привыкания к своему состоянию , повседневной активности, вождению автомобиля, выполнению различных работ.

11-02-2015, 12:44

Описание

Функции центрального и периферического зрения (острота зрения, цветовое приятие, поле зрения, темновая адаптация) изучают для каждого глаза в отдельности. Особенности зрения при двух открытых глазах в офтальмологии условно определяют, как «характер зрения» и подразделяют на монокулярное (только правым или только левым глазом), монокулярное альтернирующее (попеременно то одним, то другим глазом), одновременное (двумя глазами без слияния изображения в один зрительный образ) и бинокулярное.

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе одновременно полученных ими изображений в единый зрительный образ. Такое зрение позволяет быстро определить относительную и абсолютную удаленность предметов в пространстве.

Бинокулярное зрение достигается совместной деятельностью сенсорной (от латинского слова - восприятие) и моторной (глазодвигательной) систем обоих глаз.

Бинокулярное зрение включает в себя 3 основных компонента:
Во-первых , это бификсация, т.е. одновременная зрительная фиксация наблюдаемого предмета двумя глазами. Зрительная фиксация - это проецирование изображения рассматриваемого предмета в центр глазного дна, осуществляемое слаженной работой всех глазодвигательных мышц.

Во-вторых , слияние одновременно полученных каждым глазом монокулярных изображений рассматриваемого предмета в единый зрительный образ в центральном зрительном анализаторе, т.е. в проекционных отделах коры головного мозга.

В-третьих , проецирование полученного изображения в определенную область рассматриваемого пространства с оценкой его абсолютной (т.е. от глаз) и относительной (т.е. относительно других предметов) удаленности. Четко определить абсолютную и относительную локализацию предметов в пространстве могут люди, имеющие особый вид бинокулярного зрения -стереоскопическое зрение (зрение двумя глазами, дающее возможность объемного восприятия окружающего пространства).

Бинокулярное зрение обеспечивается четким топическим представительством определенных зон (полей) сетчатки правого и левого глаза в соответствующей области зрительной проекционной коры головного мозга. В этой области зрительной коры нейроны как бы спаренные, т.е. связанные одновременно с правым и левом глазом, что позволяет получить одиночное восприятие изображения с сетчатки каждого из них. В офтальмологии этот феномен называется «корреспонденция ретинокортикальных элементов».

Если изображение, полученное каждым из двух глаз, проецируется на спаренные нейроны зрительной коры, то предмет, находящийся в зоне зрительной фиксации каждого глаза, будет воспринят корой головного мозга как один предмет. но в объемном (трехмерном) изображении.

Мозг сумеет быстро и четко определить положение предмета в пространстве (т.е. его абсолютную и относительную локализацию». Если по каким-то причинам изображение предмета проецируется на некорреспондирующие (так называемые диспарантные) участки сетчатки каждого глаза, то в коре головного мозга это изображение анализируется неспаренными нейронами.

Это приводит к возникновению двух изображений одного и того же предмета в мозге (двоение, или диплопия). Много предметов, находящихся в поле зрения человека, проецируются на диспарантные участки сетчаток обоих глаз и вызывают кратковременную (неосознанную) диплопию, подавляемую сознанием и лежащую в основе стереоскопического восприятия пространства.

Однако при некоторых заболеваниях (например, при параличе одной из глазодвигательных мышц) возникает осознанная диплопия, вызывающая мучительное для человека ощущение двоения предметов. Такая диплопия требует специальных методов лечения.


Становление зрительной системы человека проходит определенные этапы. В первые дни жизни ребенка зрение каждым глазом развивается отдельно, начиная со светоощущения, что проявляется реакцией зрачков и общей двигательной реакцией ребенка на свет.

С 2-3 нед жизни у ребенка без врожденных предпосылок к зрительным расстройствам формируются слежение и кратковременная зрительная фиксация крупных предметов, находящихся в поле его зрения, пока каждым глазом отдельно. Уже с 4-5 нед можно отметить недлительную фиксацию предмета двумя глазами, т.е. бинокулярно.

Нормально развивающийся ребенок с 3-месячного возраста способен к устойчивому бинокулярному слежению и бинокулярной фиксации предметов разной величины, расположенных на разном удалении от его глаз. В этом же возрасте возникает конвергенция. С 5-6 мес начинается развитие фузии, т. е. способности сливать з коре головного мозга изображения с двух глаз в одно, к 2 годам совместная деятельность сенсорной и моторной систем обоих глаз усовершенствуется.

Формирование бинокулярного зрения завершается к 7-15 годам. Стереоскопическое зрение постепенно развивается на основе бинокулярного к 17-22 годам.

Для развития у ребенка бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • одинаковое по четкости и величине изображение рассматриваемого объекта, полученное в сетчатке каждого из глаз, что достигается только в глазах без органических изменений оптических сред и оболочек, при изометропической рефракции обоих глаз, остроте зрения каждого глаза не ниже 0,3 и разнице в остроте зрения правого и левого глаза не более 0,4-0.5.
  • нормальная функция каждой глазодвигательной мышцы и III, IV, VI пар черепных нервов, участвующих в их иннервации;- отсутствие патологии проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров.
Характер зрения при двух открытых глазах можно проверить разными способами.

Исследование с использованием цветотеста (четырехточечного цветового аппарата) позволяет выявить наличие или отсутствие бинокулярного зрения в условиях мягкой гаплоскопии (от греч. -одиночный, непарный), создающей отдельное восприятие объекта каждым глазом при помогли светофильтров (рис. 93). На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зеленых, 1 белый, 1 красный).


На обследуемого надевают очки со светофильтрами (перед правым глазом красное стекло, перед левым - зеленое). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные объекты, другой - только зеленые. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зеленый-зеленым.

При бинокулярном зрении на диске цветотеста в очках-светофильтрах обследуемый видит 4 кружка: 1 красный, 2 зеленых и 1 белый (иногда белый цвет этого кружка может принимать зеленый или красный оттенок). При монокулярном зрении обследуемый пациент видит только 2 красных или только 3 зеленых кружка, при альтернирующем зрении красные или зеленые кружки видны поочередно (то 2 красных, то 3 зеленых).

При одновременном зрении обследуемый пациент видит одновременно 5 цветных кружков (2 красных и 3 зеленых).
Проба на промахивание (Кальфа) проводится с помощью карандашей, один из которых в руке врача, другой
у сидящего напротив пациента.

Врач держит карандаш в вертикальном положении, а обследуемый пациент должен быстрым движением установить свой карандаш вертикально над карандашом врача так, чтобы их концы соприкасались. При бинокулярном зрении это сделать легко, при отсутствии бинокулярного зрения пациент промахивается.


Проба с надавливанием на один глаз для определения наличия бинокулярного зрения: если пациенту, который смотрит двумя глазами на какой-то предмет, сместить один глаз, слегка надавив на него через веко, то при бинокулярном зрении обследуемый увидит два изображения этого предмета.

Тест Баголини заключается в рассматривании точечного источника света (диаметром 1 см) с разных расстояний через полосатые стекла, размещенные в оправе так, что полосы располагаются под прямым углом относительно друг друга. При бинокулярном зрении источник света воспринимается в виде крестообразно пересекающихся светящихся полос.

При монокулярном зрении видна только одна из полос, а при одновременном зрении обследуемый пациент видит две светящиеся полосы, но они не пересекаются, а находятся на каком-то расстоянии одна от другой.

Опыт Соколова , который он назвал «дыра в ладони», очень наглядно демонстрирует наличие бинокулярного зрения, при котором происходит слияние изображений, видимых каждым глазом, в одно общее изображение.

Соколов предложил представить каждому глазу свой предмет для рассматривания: перед одним глазом установить, как бы «подзорную трубу», например, узкую трубку из свернутого листа бумаги, а перед другим глазом обследуемый должен держать свою раскрытую ладонь, вплотную прижатую к боковой поверхности этой трубы.

В таком положении обследуемый одним глазом видит только свою ладонь, а другим - те предметы, на которые направлена труба. Через «дыру» в ладони видно все то, на что направлена «подзорная труба».


Проба с прикрыванием заслонкой одного глаза для выявления так называемых установочных движений глаз описана ниже в разделе дифференциальной диагностики ортофории и гетерофории.

Проба с призматическим стеклом (призмой) силой 20 призматических диоптрий применяется для выявления бинокулярного зрения у маленьких детей. Перед одним глазом ребенка, смотрящего на предмет двумя глазами, ставят призму основанием к виску. Если глаз, перед которым поставили призму, начинает менять положение и отклоняться к носу, значит, у ребенка есть бинокулярное зрение.

Существуют более сложные устройства и приборы для определения характера зрения, в которых применяются поляроидные фильтры, призмы, светофильтры возрастающей плотности, а объекты для рассматривания предъявляются на экране с помощью разнообразных компьютерных программ.