Роль физической культуры жизни общества. Физическая культура в современном обществе

В России возникновение термина и становление понятия "физическая культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела".

Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности.

Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться.

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, так как он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции.)

Физическая культура и спорт посредством физических упражнений готовят людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Аннотация . В статье рассматривается актуальность физической культуры в жизни общества. Ее польза для организма человека и то, как она влияет на физическое и психологическое состояние людей.

Ключевые слова : Физическая культура, роль, значение, общество, здоровье, спорт.

Необходимость в физическом развитии у человека возникла ещё с первобытных времен. Тот образ жизни, который вели древнейшие люди, с добыванием пищи при помощи охоты и возведением жилищ требовал определенных навыков и качеств, развивающих физические способности. Без этого существование человека было просто-напросто невозможным. Жизнь основывалась на законе - выживает сильнейший. Сильнейшими, как правило, являлись те, кто был более активен, подвижен и изобретателен. История показала, что именно такие люди были намного лучше приспособлены к жизни.

И хотя время движется вперед, и сегодня уже нет необходимости в добывании пропитания путем охоты и возведения жилищ без каких-либо специальных приспособлений, тем не менее, потребность в физической культуре меньше не становится. Современный мир наполнен различными опасностями для неприспособленного человека не меньше, чем древнейший. Можно сказать, что в этом смысле закон существования о выживании сильнейшего все еще актуален. Только сильнейший способен адаптироваться ко всем весьма непростым условиям жизни современного общества.

Жизнь современного общества полна различных неблагоприятных факторов, выстоять которым помогает именно физическое развитие. Бешенный и постоянно убыстряющийся ритм жизни, в котором сегодня вращаются люди, несет с собой перезагрузки, перенапряжения, стрессы, агрессию и множество заболеваний. Вместе с тем, чтобы с этим бороться, человечество наоборот отстраняется от способов борьбы. Многие действия, которые еще несколько лет назад люди выполняли сами, теперь благополучно переложены на машины и другую технику, вследствие чего подвижность современного человека в разы снижается. Взять хотя бы простой поход в магазин. Даже если до супермаркета всего несколько метров, сегодня уже немногие решаться прогуляться до него пешком, все больше для этих целей используют автомобиль. Лень становится бичом нового времени, нового поколения людей, людей ленивых, утративших самостоятельность действий и мышления. Отсюда порождается безразличие и недостаточность определенных сил и качеств, необходимых для ощущения полноценности своего существования. С неумолимым движением времени вперед человек выполняет все меньше и меньше действий, лишая себя того удовольствия и прилива сил, которые дает движение. Он приравнивает себя тем самым к обыкновенному листку, способному лишь плыть по течению и лететь в том
направлении, куда подует ветер. В этом современном мире, где уже почти все за человека делают различного рода машины, физическая культура становится просто необходима. В противном случае человек перестанет быть собой, становясь просто роботом, который день ото дня уже по инерции выполняет необходимую работу, не утруждая себя попытками дальнейшего развития и работой над собой. Но это еще только полбеды. Не менее страшные угрозы в современном обществе исходят от пагубных привычек, под действием которых человек медленно, но верно губит себя.

Сегодняшнее время с необыкновенной скоростью завладевает многими людьми, превращая их в своих рабов с помощью алкоголя, табачной продукции, наркотических и психотропных веществ. Все это со временем незаметно для самого человека разрушает его как снаружи, так и изнутри. Помимо многочисленных болезней, которые становятся при этом неизбежными спутниками людей, подобного рода привычки несут с собой ещё и довольно неприглядные человеческие качества, которые начинают проявляться в характере по мере усугубления ситуации. Апатия, агрессия, нервное расстройство и многие другие отрицательные черты являются следствием именно такого образа жизни, в котором нет места физической культуре. И наоборот если человек физически активен, у него не остается ни времени, ни желания для нездорового образа жизни. Силу, уверенность, вдохновение и другие чувства, ради получения которых порой прибегают к той или иной пагубной привычке, все это человек получает в процессе действия, движения, занятия физической культурой и ему уже не нужно никакого другого допинга. Физическая культура является тем здоровым дополнением к обыденной жизни, которое способно улучшить ее, сделать ее более насыщенной и полноценной. Она обогащает ее. Именно физическая культура может воспитать здоровое общество, неподвергающееся никаким вредным воздействиям со стороны и несгибаемое ни под какими жизненными невзгодами.

Таким образом, физическая культура сегодня продолжает играть большую роль и иметь огромное значение в современном обществе. В мире все ускоряющегося ритма жизни каждый день человек наполнен огромным напряжением, многочисленными стрессовыми ситуациями, его ежедневно окружают множество самых разнообразных по своей степени опасности болезней и других явлений пагубного воздействия. На физическую культуру как социальный феномен общества сегодня возлагаются большие надежды, ей присваивается роль некого защитника, способного уберечь людей от этого вреда в современном мире. Конечно, никто не даст стопроцентной гарантии, что физическая культура вырастит абсолютно здоровое и не подвергающееся никаким воздействиям со стороны общество, что люди излечатся от пагубных привычек и все как один начнут свое физическое развитие. Тем не менее, какую-то частицу перемен к лучшему в жизни современного общества она способна привнести, что уже немало.

Литература

1. Бекмансуров Р.Х., Макарова Н.В. Роль физической культуры в жизни общества/Р.Х. Бекмансуров, Н.В. Макарова -М: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. - № 50-2, 119-123 с
2. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.КХолодов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта/Б. Р. Голощапов- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 312с
4. Гончаров, В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности/ В.Д. Гончаров -СПб: С.-Петербург.ун-т, 1995. - 36 с.
5. Лукьянов, B.C. О сохранении здоровья и работоспособности/ B.C. Лукьянов - Медгиз, 1954. — 216 с.

В жизни человека, поскольку не существует такой сферы человеческой деятельности, которая бы не была с нею связана. Спорт и физкультура представляют собой духовную общественную ценность и материальную, одновременно важную для всякой личности. Из года в год в нашей стране все чаще говорят о физкультуре как феномене социума и личностной характеристике персоны. В то же время психологи и преподаватели, философы сходятся во мнении: этот феномен еще не удалось изучить в достаточной степени, несмотря на внимательное отношение людей к культуре тела с давних пор.

Актуальность вопроса

Рассматривая роль физической культуры в жизни человека, следует признать уникальность физкультуры в качестве социального феномена. Во многом она представляет собой связующее звено для социального человеческого развития и биологического прогресса. Такого рода культура - появившаяся впервые из всех аспектов культуры в принципе; именно она - базовая для любого представителя человеческого вида. Одна из основных характеристик физкультуры - дуализм. Во многом именно по этой причине принято говорить о сильном дуальном влиянии на персону: и на тело человека, и на его психику.

Оценивая роль физической культуры в жизни человека в историческом контексте, стоит отметить тот факт, что с древности физкультура являлась отражением практических потребностей персоны и социума в целом. Люди нуждались в адекватной подготовке, и особенно это выражено в воспитании детей, молодежи. Впрочем, не менее важный аспект физкультуры - возможность приучения взрослого человека посредством таких занятий к трудовой деятельности. Прогресс нашего общества тесно сопряжен с развитием образовательных систем и становлением воспитательных программ. С учетом этого фактора можно смело говорить о физкультуре как одном из базовых явлений, помогающих формировать навыки, умения человека (двигательные, реакции).

Разные аспекты

Ни у кого не вызывает сомнения роль физической культуры в жизни человека применительно к телесному аспекту существования. В настоящее время активно развивается подход, предполагающий рассматривать физкультуру как элемент, влияющий на духовность персоны. Более того, этим средством при его правильном использовании, как считают профессионалы, можно корректировать нравственность личности, развивать интеллект человека и формировать представления о прекрасном. Биологическая человеческая сущность, как известно с давних пор, сильно зависит от физкультуры. Не секрет, что такие занятия определяют здоровье персоны и развитие тела, морфологию и функциональность тела. Тот факт, что физкультура влияет на духовные аспекты, некоторые пока отрицают либо придерживаются индифферентной позиции, то есть не считают доказанным такое воздействие.

Роль в жизни современного человека особенно важна во многом из-за стремления к образованию. Оно проявляется существеннее, нежели веками ранее. Как считают некоторые, это можно даже назвать напряженным стремлением выучиться. Из года в год напряжение лишь увеличивается. Жизненные условия таковы, что всякая персона вынуждена приспосабливаться к быстрому изменению ситуации вокруг, а для этого необходимо располагать рядом умений. Важно быть в силах самостоятельно осваивать полезные навыки и знания, касающиеся самых разных сфер активности человека. Не будет исключением физическая, во многом определяющая здоровье персоны. А оно, как справедливо обращают внимание тренеры, является фундаментом успешного функционирования личности. Не имея здоровья, персона обладает существенно меньшими шансами достижения запланированной цели.

Образование и его стороны

Пытаясь оценить роль физической культуры в жизни современного человека, следует обратиться к образованию как социальному явлению. Фактически это педагогическая система, разработанная для личностного развития и совершенствования с конкретными целями. Физкультура представляет собой элемент образовательной системы, используемый ради такого же результата. Некоторые подходы к осмыслению сути образования требуют уделять физкультуре особенное внимание. Современные преподаватели считают, что важно изменить отношение к предмету в общественном понимании. Обыватели редко осознают, насколько велико значение физкультуры для отдельной персоны и социума в целом. Одна из актуальных проблем современности - донести это знание до всех наших современников.

Как считают некоторые мыслители, во многом роль физкультуры в жизни человека будет понятнее для обывателей, если воплотить в реальность идею непрерывного обучения в этой сфере. Необходимы, как считают такие специалисты, программы влияния на молодежь, которые позволили бы донести важность физкультуры. Для этого обыватели должны иметь достаточную осведомленность в вопросах пользы. Не менее важен мотивационный аспект. Необходимо дать людям осознание ценности заботы о собственном здоровье. Непрерывное образование в аспектах физкультуры, обязательное обучение и научение заботе о себе - важные нюансы рассматриваемого вопроса. Человек, осознавший важность и значимость физкультуры, будет поддерживать развитие своими силами, станет заботиться о себе. Осознавая важность и пользу этого аспекта повседневности, можно ввести физкультуру в свою жизнь как нечто обязательное и постоянное на всю жизнь.

Упражнения и жизнь

Оценивая роль физкультуры в жизни человека, стоит уделить внимание необходимости гармоничного развития человеческого тела. Это достижимо через физвоспитание, посредством которого человек развивается всесторонне. Любая персона нуждается в ловкости, силе, скорости, способности координировать движения. Важные качества человека - выносливость и способность работать, закалка и отличное здоровье. Основное доказательство этого постулата дает биология: из анатомии известно, что до половины массы тела приходится на поддерживающие скелет мышечные ткани, а значит, их тренировка исключительно важна. Чтобы состояние тела было нормальным, все эти мышцы должны получать адекватную регулярную нагрузку. Таковая позитивно влияет на мышцы организма и иные внутренние системы. Регулярная активность мышечных тканей корректирует работу ЦНС, активизирует функциональность дыхательной системы, задает условия для активного кровотока.

Чтобы понять значение физической культуры в жизни человека, стоит присмотреться к персонам, вынужденным жить в условиях недостаточности активных движений. Лица, сталкивающиеся с гипокинезией, равно как и личности, вынужденные жить с нарушением функциональности внутренних систем, ограничением движений, борются с рядом физиологических проблем. Гиподинамия, гипокинезия агрессивно влияют на человеческое тело. Этот факт продемонстрирован многочисленными специализированным опытами и медицинской статистикой, собранной в наблюдении за людьми, вынужденными ограничивать свои движения.

Как показали наблюдения, звери, длительное время обитающие в тесных клетках, болеют и быстро умирают. Если человек вовсе не двигается, он может существовать, но мышечные ткани подвергаются атрофическим процессам, кости теряют прочность, сердце и сосуды, органы дыхания становятся менее активными. Продолжительное пребывание на постельном режиме негативно влияет на человеческое тело, поэтому рекомендовано начать ходить, едва только состояние этого допускает. Если больному противопоказаны активные движения, нужно делать упражнения лежа. Для каждого случая комплекс активности прорабатывается в индивидуальном порядке.

Движение и здоровье

Чтобы понять значение физической культуры в жизни человека, можно проанализировать статистику заболеваний сердца и сосудов и связь частоты таких случаев с двигательной активностью персоны. Отмечено, что рост патологий этих органов наблюдается в странах с высоким уровнем развития экономики. Это связывают с гиподинамией, объясняющейся механизацией рабочих процессов. Хлопоты по поддержанию дома также не требуют от человека обилия движений, а для передвижения внутри населенного пункта есть общественный транспорт. Многие при этом забывают, как важны для человека упражнения. Необходимость в них есть в любой момент жизни. У детей, молодежи такие занятия помогают развивать тело адекватно, равномерно. Взрослые должны заниматься, чтобы улучшить морфофункциональность организма, повысить способность справляться с нагрузками. Физкультура помогает дольше оставаться здоровым. В преклонном возрасте регулярные физические практики - метод предупреждения многочисленных болезней и изменений, обусловленных старением организма.

Понимая значение физкультуры и спорта в жизни человека, персона должна стараться чаще заниматься упражнениями, различными занятиями такого плана. Любая активность сопряжена с мышечной работой, сократительными процессами и расслаблением тканей. При формулировании комплексов заданий нужно балансировать разные формы мышечной активности. Работа этих тканей разделена на удерживавшую, уступку, преодоление. При определенных занятиях мышечное напряжение позволяет преодолеть преграду. Другие направлены на растяжение под влиянием нагрузки, а некоторые предполагают равновесное состояние мышечного напряжения и сопротивления без какого-либо движения.

Движение: на примере

Можно рассмотреть практическое значение физкультуры и спорта в жизни человека на примере четырехглавой мышцы. Эта внутренняя ткань обеспечивает функциональность человеческого бедра. Она находится на бедренной поверхности спереди. Мышечная ткань активна, когда человек приседает или выпрямляет ногу в колене. Первое упражнение - демонстрация уступающей мышечной функции. Второе предполагает работу по преодолению. Популярное упражнение в физкультуре - полуприсед. В его рамках активизируется удерживающий мышечный функционал, поскольку именно благодаря указанной ткани человек может поддерживать позу стабильной.

Движения: какие?

Физкультура в жизни человека - это такая дисциплина, благодаря которой можно развивать тело, тем самым даруя себе возможность двигаться именно так, как это должно быть в идеале. Человеческие движения могут быть плавными и порывистыми - это определяется ситуацией и контекстом. В любом из вариантов они обеспечиваются мышечными движениями противоположного направления. В анатомии это называется мышцами-антагонистами. Такие ткани влияют друг на друга, за счет чего регулируется их активность и натяжение. Если мышечная группа сокращается для обеспечения некоторого движения, сразу активизируется другая, растягивающаяся. Ее задача - уступающая работа.

Мышечные ткани могут работать лишь в случае наличия достаточного энергетического запаса. Таковой освобождается в клеточных структурах за счет расщепления сложных соединений на упрощенные формулы. Химические реакции протекают с участием кислорода, подаваемого через кровеносную систему. Кислород транспортируется эритроцитами, обогащенными гемоглобином, вступающим в реакцию соединения с кислородом. Таковая протекает в легочных тканях. Отдача происходит во всех остальных структурах организма. Рабочий процесс предполагает активное снабжение органов кровью, обеспечивающей ткани кислородом и питательными соединениями с последующим удалением продуктов распада. Чем лучше мышечное питание, тем крупнее мышцы. Одновременно увеличивается сила мышцы и повышается упругость.

Что дают занятия?

Если в жизни человека физкультура - постоянная практика, организм подстраивается под такие нагрузки. Это сказывается на сердечной работе - она становится экономичнее. Испытания показали, что у регулярно занимающихся людей сердце сокращается реже, каждый такой акт мощнее, чем у остальных, то есть сосуды получают больший объем крови за один такт.

Регулярные физические практики улучшают местный метаболизм. Интенсивная затрата инициирует активное восстановление. При этом исходные величины превышаются, во время отдыха не просто восстанавливается потраченное, но создается дополнительный резерв. В спорте это назвали суперкомпенсацией.

Только ли?

Впрочем, рассматривая, зачем нужна физкультура в жизни человека, нельзя ограничиваться только описанным аспектом. Регулярные практики дают телу большую стойкость к агрессивным факторам. Для человека не так страшны температурные коррекции среды, менее опасна нехватка кислорода. Тело, регулярно получающее адекватные нагрузки, лучше воспринимает изменение давления среды, более стойко к радиационному излечению. Систематические занятия позволяют стать устойчивее к нагрузкам, поэтому можно без труда справляться с продолжительной работой даже в условиях повышенного прогрева воздуха.

Испытания, призванные определить особенности и значение физической культуры в жизни человека, доказали, что регулярно занимающиеся такими практиками люди лучше приспосабливаются к недостаточности кислорода - например, в горах. Таким лицам менее страшны серьезные болезни. Невесомость, избыточные нагрузки переносятся спортсменами с меньшими сложностями, нежели прочими. Это стало основанием обязательного установления нормативов применительно к летчикам, космонавтам. Для персон, желающих работать в этой области, сформированы специализированные комплексы упражнений для улучшения качеств тела.

Проводились исследования с привлечением животных с целью определения способности тренированного тела противостоять агрессивному влиянию рентгеновского излучения. Особи, закаленные бегом и плаванием, переносили такое воздействие значительно лучше остальных.

Ценности и спорт

В пособиях, рассказывающих кратко о значении физкультуры в жизни человека, обязательно делают акцент на аспекте физкультуры как культуры вообще. Равно как и общая культура, это направление подразделено на два - личностное, предметное. Есть материалистический аспект, есть человеческое достояние конкретной личности, практикующей некоторые занятия. Физкультура представляет собой непростое социальное явление, сформированное тремя аспектами: личности, ценностей, деятельности. Результативный аспект - этот общий объем положительных итогов, полученных персоной, деятельно применявшей ценности физкультуры на практике. Самый очевидный полезный результат - это те навыки, которые человек приобрел, занимаясь упражнениями, а также умения, полученные им. Не менее важна способность овладевать принципиально новым - таковая формируется по мере освоения разных методов и движений. Появляются физкультурные значения, растет способность работать, лучше развиваются осанка, телосложение. Еще один результат занятий - улучшающие конкретную личность качества (эстетики, нравственности), за счет которых персона становится более развитой, нежели окружающие.

Говоря о влиянии физкультуры на жизнь человека, необходимо уделить внимание личной физической культуре. Это персонифицированный аспект, посвященный человеку, который чем-то занимается и достигает в этом успехов. Все его достояния - это есть личная физкультура. Термин можно также трактовать как реальную деятельность персоны, чья мотивация - удовлетворить свои потребности, интересы в совершенствовании своего тела.

О признаках

Рассматривая работы, посвященные описанию кратко физической культуры в жизни человека и признакам такого явления, следует отметить актуальность систематичного совершенствования своего тела. Упражнения должны практиковаться постоянно, дабы через них достигались сформулированные цели. Еще один признак - наличие в повседневности специальных упражнений, которые затем используются в практических целях с пользой для персоны. Важный признак - владение определенными навыками, умениями достаточно хорошо, чтобы через них можно было решать задачи, важные для конкретной личности. Физкультура проявляет себя через приобретение организационных и методических навыков, благодаря которым персона может формировать подходящие ей лично занятия, их структуру и особенности. В настоящий момент самостоятельная деятельность в этом аспекте - это самая высокая форма персональной физкультуры.

Физкультура и спорт в жизни человека - это деятельность, посредством которой персона учится справляться с противоречиями и преодолевать себя, свои негативные стороны, дабы раскрыться полностью, понять свои возможности, полностью реализоваться. Отрицание и определение себя, регулярные физические практики - инструмент увеличения потенциала личности. Одновременно с таким прогрессивным вариантом есть регрессивный, включающий переход на специфическую область реализации, объясняющийся спокойствием и иллюзиями, сформированными из полученного ранее опыта.

Много или мало?

Значимость физической культуры в становится понятна, если рассмотреть людей, которые занимаются физкультурой, но недостаточно выражают себя в этом роде деятельности. Наблюдение за такими персонами позволяет заметить их неудовлетворенность собой и своей активностью, достигаемыми итогами. У таких людей сильно ограничено пространство жизни в сфере культуры. Чем разнообразие связей персоны больше, тем субъективность шире. Человек получает возможность создавать отношения в социуме, вступая в них на правах одного из участников многокомпонентного ансамбля.

Деятельность и спорт

Аспект физкультуры, связанный с деятельностью, принято рассматривать как совершенствование себя через целенаправленные движения, оптимизированные с учетом особенностей конкретного человека. Такого рода активность - это не все движения, какие только персона совершает, а лишь удовлетворяющие правилам физвоспитания, законам, по которым улучшаются выносливость и сила тела. Если говорить кратко, роль физической культуры в жизни человека в аспекте деятельности - это совершенствование себя с учетом законов отдыха и формирования двигательных навыков. Жизнедеятельность человека сопряжена с обилием разнообразных активностей, требующих движения или вынуждающих справляться с нагрузками, но лишь ограниченное количество допускается причислять к физкультуре. Ядро, сущность такого направления культуры - активность, важная особенность которой - обязательность выполнения определенных практик.

Физическая культура в жизни современного человека позволяет добиться результата, если персона выполняет адекватные равномерные упражнения. Нагрузки подбирают исходя из задачи. Таковая может формулироваться как развитие своей формы или поддержание уже имеющейся, восстановление прежних возможностей. Полезная физическая активность, позитивно влияющая на психофизическую составляющую персоны, причислена к культурной. А вот прочая, которую нельзя назвать целесообразной, не относится к этой категории. Скажем, грузчик во время работы обязан много и активно работать, но его деятельность - ни в коей степени не физкультура, так как человек не стремится к саморазвитию. Задача грузчика - выполнение некоторой поставленной перед ним производственной цели, ради которой нужно напрягаться, причем иногда - сверх меры. В рамках культуры такое было бы недопустимо, а сама ситуация - вредна.

Физкультура и человек

Пытаясь понять, зачем нужна физическая культура в жизни человека, следует обратить внимание на то, насколько отрицательно влияют на состояние здоровья внешние факторы. Силы организма, имеющиеся у тела для защиты от среды, недостаточны для борьбы с внешней агрессией. Регулярно упражняясь, человек улучшает свои возможности защищаться - это доказывают наблюдения за многими тысячами людей. Организм человека быстрее и эффективнее адаптируется к внешним условиям. Вместе с тем физкультура важна как элемент воспитания, так как позволяет повысить дисциплинированность человека и развить у него ощущение собственной ответственности. Персона, занимающаяся упражнениями, более настойчива, такому человеку проще прикладывать силы для достижения выбранной себе цели. В равной степени это наблюдается при изучении занимающихся спортом людей любого возраста, профессионального и социального статуса; традиционно принято считать, что наиболее важна такая функция физкультуры относительно детей и молодежи.

Чтобы понять всю пользу физической культуры в жизни человека, важно рассматривать это явление как сложное социальное. Оно не ограничивается только лишь физразвитием тела, но связано с рядом общественных проблем, воспитательных и этических задач. Физкультура сопряжена с моральным совершенствованием персоны. Ей не присущи границы географии, нет зависимости от профессии и возраста, социального положения.

Тонкости вопроса

Если ранее физическая культура в жизни взрослого человека занимала большое и очень важное место, в последние десятилетия активность людей существенно падает. Ранее передвижение и производственные задачи требовали приложения усилий, но объем перемещений современного гражданина минимизирован, поскольку есть машины, приборы, транспорт и автоматы. Системы человеческого организма, позволяющие адаптироваться к изменениям окружающей среды, могут функционировать в двух направлениях: подстраиваться под большие нагрузки или под их снижение. Если человек не занимается, тогда происходит адаптация второго типа, объясняющаяся нехваткой двигательной активности. Гиподинамия негативно влияет на любого человека, сталкивающегося с ней. Для борьбы с нехваткой двигательной активности следует пользоваться любыми доступными средствами, и первые в этом аспекте - спорт, физкультура.

Функциональные тонкости

Оценивая важность физической культуры в жизни человека, важно помнить, что такие занятия направлены на удовлетворение человеческой естественной потребности двигаться, дабы быть дееспособным. Каждый из компонентов физкультуры имеет свое функциональное направление, связанное с характером функции. Образовательный функционал физкультуры предполагает обучение персоны пользоваться предметом в рамках общеобразовательной системы, принятой в нашей державе. Прикладной функционал соотносится со специальной подготовкой и позволяет обеспечить персоне возможность трудиться, работать, служить в армии. Для этого даются навыки и знания в рамках профессионального прикладного курса.

Не менее значима спортивная функция. Говоря о месте физической культуры в жизни человека, нужно помнить, что именно она обеспечивает возможность максимизации индивидуальных итогов посредством выполнения ряда упражнений. Тем самым реализуются волевые возможности персоны, ее моральные и физические стремления. Вместе с тем физкультура важна как метод оздоровления и реабилитации, рекреации. Любое продуманное занятие включает содержательные компоненты. Оно направлено для исключения перенапряжения и позволяет персоне восстановиться, если какие-то органические функции были временно утрачены.

Говоря об общей функциональности физкультуры, нужно учитывать воспитание персоны посредством занятий, приобретение личностью нормативных качеств, приучение ее к эстетике. Физкультура позволяет гармонично и разносторонне развить человека. Каждый компонент таких занятий отличается особенностями, направлен на решение конкретных задач.

Наш мир и наши реалии

Человек постоянно взаимодействует с разнообразным оборудованием и живет в компьютеризированном мире. Такие приборы и системы помогают упростить трудовую активность. Это влияет на объем движений, совершаемых людьми в сутки, понижает функциональные возможности. Физтруд не слишком значим в современном мире и во многом заменен умственным, а интеллектуальный понижает работоспособность тела.

Нехватка энергетических затрат сопровождается рассогласованием активности внутренних органов и тела со средой. Перегрузки, впрочем, не менее вредны. Физкультура позволяет оздоровить организм, укрепить его и предупредить негативное влияние условий обитания. Специалисты считают, что она должна быть частью жизни персоны с ранних лет до самого преклонного возраста, при этом уровень нагрузок должен зависеть от потребностей.

Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.

Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания (их появление относится к первому тысячелетию до н.э.), свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т.п.

В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.

Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем(так, как наследуются, например, признаки похожести от родителей к детям). Поэтому человечеству понадобились принципиально иные надбиологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а и и е.

Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т.п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.

На ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей.

В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые-философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез: из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии. Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений (особенно спортивных) считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т.п.

Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество.

В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий (например, метание копья в наскальный рисунок животного) способствует повышению результативности процесса труда (самой охоты), и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения. Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека (развитие силы, точности, ловкости, сноровки и т.п.), его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.

Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т.п., является принципиально неверным.

Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens — человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс, а остальные 87 % — со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в прошлом (Х1Х) столетии95 % всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % — за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все болшему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.

Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.

На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Этоинтенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

В статье определена роль физического воспитания в развитии личности и становлении человека.

Физическая культура и спорт - это многоплановое общественное явление, выполняющее социальные, политические и экономические функции, а также неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

А физическое воспитание - вытекающее из физической культуры и спорта понятие, которое означает такой вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных знаниях.

Возникновение физического воспитания связано еще с самым ранним периодом истории человечества, с первобытным обществом, когда люди добывали себе пищу, охотились и строили свое жилище, в ходе этого происходило совершенствование их физических способностей, а точнее силы, выносливости и быстроты.

Постепенно в ходе развития истории люди обращали внимание на тех, кто ведет активный образ жизни, кто вынослив и работоспособен. Именно это привело к осознанному пониманию упражняемости, что и стало основой физического воспитания.

Целью физического воспитания человека как педагогического процесса выступает обучение движениям, то есть двигательным действиям, и воспитание, то есть управление развитием, физических качеств человека.

Для воплощения в жизнь всех вышеуказанных целей необходимо решать комплекс специфических и общепедагогических задач. В процессе физического воспитания осуществляются также оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Специфические задачи связаны непосредственно с оптимизацией физического развития человека и со специальными общеобразовательными задачами.

Оптимизация физического развития человека заключается:

  • во всестороннем развитии физических качеств, что имеет наибольшее значение в жизни человека;
  • в совершенствовании телосложения;
  • в укреплении здоровья и закаливании организма;
  • в коррекции недостатков телосложения, в том числе воспитании правильной осанки, пропорциональном развитии всех частей тела, сохранении оптимального веса и во многом другом;
  • во многолетнем сохранении высокого уровня общей работоспособности.

Специальные общеобразовательные задачи подразумевают формирование жизненно важных навыков и умений и приобретение базовых знаний научно-практического характера (техники физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, знания о сущности физической культуры и её значения для личности и общества, знания физкультурно-гигиенического характера, укрепление здоровья и поддержания его на долгие годы).

Общепедагогические задачи же связаны с формированием самой личности человека. А физическое воспитание должно полностью содействовать развитию нравственных качеств в сознании и поведении человека, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и задачи по формированию этических и эстетических качеств личности, ведь духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое.

Воспитание физических качеств человека является существенной частью физического воспитания.

Овладевая различными физическими движениями, важными как для спорта, так и для жизни, занимающиеся приобретают знания, навыки и умения полноценно и рационально проявлять свои физические качества, параллельно с этим они также познают закономерности движения лично своего тела.

Управление развитием силы, выносливости, быстроты и других различных физических качеств касается комплекса естественных свойств организма.

Все имеющиеся физические качества у человека врожденные, они даны ему в виде природных задатков, которые необходимо совершенствовать и развивать.

Когда процесс естественного развития человека становится специально организованным, то есть приобретает педагогический характер, тогда уже речь идет не о развитии физических качеств, а об их воспитании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическое воспитание - это процесс определенных воспитательных и образовательных задач по развитию личности, которому свойственен педагогический характер.

Отличительная особенность физического воспитания в том, что оно обеспечивает системное формирование двигательных навыков, умений и знаний, направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в целом определяет его физическую дееспособность.

Арисова М.С

Чебоксарский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья.

Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы физической культуры и спорта относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду.

Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки. Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни.

XXI в. – время глобальных перемен во многих сферах общества. Научно-техническая революция вместе с прогрессом привнесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов, таких как физические перегрузки, связанные с изучением и овладением современной техникой, стрессы, нарушение обмена веществ, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.

Влияние данных факторов на организм так велико, что внутренние защитные функции человека не справляются с ними. В качестве помощи могут выступать регулярные физические занятия. Систематические занятия физической культурой или спортом вызывают адаптацию (специфическое приспособление) организма к значительным физическим нагрузкам, что приводит к улучшению разнообразных функций организма

Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма.

У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма.

Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление.

Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.

При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).

Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов.

Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечно-сосудистой системы, которая является важной составляющей организма человека. Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия такими видами физических упражнений, как плавание, бег, бег на лыжах, езда на велосипеде. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставно-связочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. В процессе любой деятельности у человека наступают усталость и переутомление.

Однако выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений приводит к эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности, а также снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.

Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека - на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию.

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.

Эта характеристика - важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ.

    – 1994. − №8. – Ст. 801.

  2. Андреева, Г. М.

    Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2005. - 127 c.

  3. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
  4. Скобелева, А. С. Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем/ А. С. Скобелева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
  5. Ширяева, Е. А. Физическая культура и спорт в современной России / Е.

    А. Ширяева // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 193-194;

Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Физкультура и спорт в нашей жизни — воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение.

Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа.

Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.

Не секрет, что большинство из нас — обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем.

У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице.

Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок.

Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма.

А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце — это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда.

Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней.

Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.

Заключение

В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни.

По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, всё их многообразие.

Спорт — это многогранная активная жизнедеятельность, которая вошла в жизнь человека как один из основных факторов их влияния.

Спорт — это и досуг, и зрелище и бизнес, и здоровье, и защита. Спорт и физическая культура стали частью жизни каждого человека, которая позволяет нам расслабиться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких.

Спорт прочно укрепился в нашей жизни, о пользе спорта уже задумывается каждый человек, развитие спорта становиться приоритетным заданием многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает общественное восприятие мира в направлении здорового образа жизни.

Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать теми двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек станет на естественный путь здоровья.

Литература

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт.

3. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. — М.: СпортАкадемПресс, 2003

4. Энциклопедия физической подготовки. — М.; ФиС, 2004. — 232 с.

Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.

Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания (их появление относится к первому тысячелетию до н.э.), свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т.п.

В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.

Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем(так, как наследуются, например, признаки похожести от родителей к детям). Поэтому человечеству понадобились принципиально иные надбиологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а и и е.

Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т.п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.

На ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей.

В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые-философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез: из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии. Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений (особенно спортивных) считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т.п.

Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество.

В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий (например, метание копья в наскальный рисунок животного) способствует повышению результативности процесса труда (самой охоты), и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения. Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека (развитие силы, точности, ловкости, сноровки и т.п.), его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.

Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т.п., является принципиально неверным.

Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens - человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс, а остальные 87 % - со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в прошлом (Х1Х) столетии95 % всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % - за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все болшему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.

Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.

На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Этоинтенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества