Почему мурзилка так называется. Детский журнал "мурзилка" - это великолепный досуг и гармоничное развитие ребенка

История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».

Агафуров Альфрид

В этой исследовательской работе прослеживается вся история создания и происхождения главного гароя детского журнала - Мурзилки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ VIII ВИДА»

ТЕМА РАБОТЫ

Выполнил: Агафуров Альфрид,

Ученик 7 класса

Руководитель: Соловьева Л.А.

Учитель

Тара - 2013

  1. Введение – стр. 3
  2. Анализ результатов анкетирования учеников класса – стр. 4
  3. Мурзилка в древности – стр. 6
  4. Палмер Кокс - «Брауни» - стр. 7
  5. Анна Борисовна Хвольсон - рассказы про маленьких лесных человечков – стр. 8
  6. Мурзилка - маленькая белая собачка со своим хозяином - мальчиком Петей – стр. 9
  7. Мурзилка - маленький человечек – стр. 10
  8. Аминадав Каневский - образ щенка- корреспондента Мурзилки – стр. 11
  9. Книга Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» - стр. 12
  10. «Мурзилка» - журнал для детей – стр. 13
  11. Специальные рубрики журнала «Мурзилка» - стр . 14
  12. Книга рекордов Гиннеса – стр. 15
  13. Выводы и предложения - стр. 16
  14. Литература – стр. 17

Приложение анкета «Мурзилка – кто он и откуда?»

  1. Введение.

С самого раннего детства у каждого ребенка есть любимые игрушки и герои мультфильмов. А знает ли ребенок историю создания этих игрушек и героев мультфильмов? Откуда они взялись? Кто их придумал?

Цель исследования – доказать на конкретном герое историю происхождения и создания.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень знаний детей об истории происхождения и создания конкретного героя.
  2. Проследить историю происхождения и создания конкретного героя.
  3. Рассказать историю происхождения, создания, популярности конкретного героя.
  1. Анализ результатов анкетирования

учеников класса.

В нашем веке у ребят совершенно иные герои мультфильмов и отсюда игрушки. А раньше был знаменитый герой Мурзилка, которого снимали мультфильмы, писали сказки и издавался детский журнал.

Методом анкетирования было выявлено насколько знают историю происхождения и создания Мурзилки.

Ученикам было предложено ответить на несколько вопросов. В анкетировании участвовало 24 ученика. Результаты тестирования показали, что большинство учеников не знают: на какое животное похож Мурзилка, кто его создал и откуда он взялся.

Обобщающие результаты, полученные в ходе тестирования приведены в таблице 1.

Анализ результатов анкетирования учеников класса

Вопрос

Варианты ответов

Количество выбранных ответов

Ты знаешь кто такой Мурзилка?

А. Инопланетянин.

Б. Сказочный герой.

В. Лесной житель.

С. Не знаю

Ты знаешь, на какое животное похож Мурзилка?

А. На щенка.

Б. На Бельчонка.

В. На медвежонка.

С. Не знаю

Ты знаешь, кто придумал героя Мурзилку?

А. Народный герой.

Б. Зарубежный писатель.

В. Советский писатель.

С. Не знаю

Ты знаешь, откуда он взялся?

А. Из леса.

Б. С Луны.

В. Из сказки.

С. Не знаю.

Ты знаешь, чей родственник Мурзилка?

А. Собаки.

Б. Деда Мороза.

В. Медведя.

С. Не знаю.

Ты читал журнал «Мурзилка»?

А. Да.

Б. Нет.

Какие тебе нравятся рубрики в этом журнале?

«Галерея искусств»

«Красная книга» «Поговорим по душам» «Путешествия и открытия».

  1. Мурзилка в древности.

Кто такой Мурзилка? – этот вопрос часто задают дети. И сами же отвечают, кто называет цыпленком, медвежонком, собачкой – кому кто ближе.

Мурзилкой - в древности пугали непослушных детей.

Это маленькое и очень злобное лохматое существо могло подкрасться к непослушному ребенку и отгрызть ему пальцы на ноге или еще чего похуже сотворить.

Само слово «мурзилка» произошло от мурзи́ться. Так говорили о собаке, которая злится и рычит, скаля зубы.

  1. Палмер Кокс - цикл стихов про маленький народец «Брауни» .

В конце XIX века канадский художник и писатель Палмер Кокс придумал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «Брауни» .

Это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги.

  1. Анна Борисовна Хвольсон - рассказы про маленьких лесных человечков

Чуть позже русская писательница Анна Борисовна Хвольсон по мотивам рисунков Кокса написала рассказы про маленьких лесных человечков, где главным героем был Мурзилка (имена писательница придумала сама). Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами. А еще в руках у него, всегда были элегантная трость и монокль.

У Анны Хвольсон "Братья хоть и любили Мурзилку, но считали его лентяем, чем он и был на самом деле. Кроме того, он любил щеголять: носил длинное пальто или фрак, высокую чёрную шляпу, сапоги с узкими носами, тросточку и стёклышко в глазу, чем он очень гордился, между тем как другие называли его Пустой Головой ".

Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории.

  1. Мурзилка - маленькая белая собачка со своим хозяином - мальчиком Петей

У Мурзилки в жизни произошло несколько судьбоносных перемен.

16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка».

Теперь Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином - мальчиком Петей. Мурзилка был несамостоятельным персонажем, зависящим от своего хозяина.

  1. Мурзилка - маленький человечек

Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки.

  1. Аминадав Каневский - образ щенка- корреспондента Мурзилки

В 1937 году художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка- корреспондента Мурзилки - жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.

Из биографии Мурзилки известно, что он, родной внук Деда Мороза и снежной бабы. И как он появляется, то сразу же с ним начинаются самые невероятные и удивительные приключения.

  1. Книга Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».

В 1993 году издательством «Квеста» выпущена книга под авторством Александра Хвольсона - «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».

В XXI веке «Мурзилка» - полноцветное глянцевое издание, журнал для детей. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Несколько рубрик об искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки - делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.

У Мурзилки за всё время появилось много друзей и они стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто.

Мурзилка в своем журнале прививает любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков.

  1. Специальные рубрики журнала «Мурзилка» .

Шутки, загадки, небылицы, игры печатаются в «Мурзилке» из номера в номер по сей день, хотя в последние годы их чаще придумывают сами ребята – читатели журнала, а наш повзрослевший герой – Мурзилка – ведет теперь в журнале отдел писем, который называется «Почтовое отделение «Мурзилка».

Специальные рубрики журнала: «Галерея искусств „Мурзилки“», «Красная книга „Мурзилки“», «Поговорим по душам», «Путешествия и открытия».

  1. Книга рекордов Гиннеса .

В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесён в книгу рекордов Гиннесса .

Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Мало кто знает, что своим существованием журнал обязан канадскому художнику и писателю Палмеру Коксу. В конце XIX он выпустил цикл стихотворений про маленький народ «брауни». А чуть позже русская писательница Анна Хвольсон, вдохновившись произведениями Кокса, создала свою серию рассказов, где главным героем выступал Мурзилка – маленький человечек во фраке и с моноклем.

В 1908 году его популярность была довольной большой, и редакторы издания «Задушевное слово» стали выпускать приложение – газету «Журнал Мурзилки».

В двадцатые годы это издание превратилось в самостоятельный журнал, но пришлось отказаться от «буржуазного» образа главного героя. Мурзилка превратился в обычного щенка с добродушной улыбкой, живущего с Петей и постигающего мир. Он летал на воздушном шаре, путешествовал с пионерами, спал в одной клетке с белым медведем и пр.

В тридцатые годы благодаря художнику Аминадаву Каневскому Мурзилка обрел образ, в котором он дошел до наших дней, хотя несколько видоизмененном – желтый щенок в красном берете, полосатом шарфе, с почтальонской сумкой и фотоаппаратом.

В конце тридцатых Мурзилка исчез со страниц издания и появился только в военные годы в виде . Журнал призывал помогать военному делу, рассказывал о подвигах и многом другом. Когда война закончилась – привычный желтый щенок вновь вернулся. В это время на страницах издания стали печатать С. Маршака, С. Михалкова, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Е. Шварца и др.

В период оттепели тираж журнала вырос до сумасшедших цифр – выпускали около пяти миллионов экземпляров. Вместе с этим появилась талантливых авторов – А. Барто, В. Драгунский, Ю. Казаков, А. Некрасов, В. Астафьев и др. Кроме того, в журнале стал появляться познавательный материал – рубрика «Наши любимые художники», раздел о путешествиях «Вслед за солнышком» и пр.
В семидесятые стали выходить тематические номера, посвященные рекам, сказкам и другим направлениям. Также стали появляться произведения зарубежных авторов - Отфрида Пройслера, Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

Во время перестройки журналам стал руководить грамотный редактор - Татьяна Филипповна Андросенко. Именно благодаря ей издание не кануло в безызвестность. Тираж упал, типографии отказывались его печатать, но все эти проблемы были решены. Даже стали появляться новые авторы.

В настоящее время «Мурзилка» - современное глянцевое издание, которое не отступило от своих традиций – поиск новых молодых талантливых авторов, высокое качество продукции, познавательные и развлекательные материалы для младших школьников.

«Мурзилка» - популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 16 мая 1924 года. За 90 лет существования его выпуск не прерывался ни разу. Адресован детям от 6 до 12 лет.

Назван журнал по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом, который очень нравится детям.

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы с журналом сотрудничали А. Барто, К. Чуковский, C.Маршак, С. Михалков, М.Пришвин, К.Паустовский, Е. Благинина, Б. Заходер, Н. Носов, В. Берестов, Ю. Коринец, Я. Аким, В. Бахревский, И. Токмакова, С. Сахарнов, М. Яснов, С.Козлов. Журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. В настоящее время в журнале публикуются современные детские писатели – С. Белорусец, С. Георгиев, М. Дружинина, Г. Дядина, И. Жуков, В. Злотников, М. Лероев, М. Лукашкина, С. Олексяк, А. Орлова, А. Усачёв, Е. Яхницкая.

«Мурзилка» - это содержательное и полезное детское чтение. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Прогулки со словами»), природоведения («Красная книга «Мурзилки»), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраски и несколько конструкций-самоделок, детские анекдоты, детские считалки.

В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Официальный сайт журнала - http://www.murzilka.org/

    Мурзилка.-1924.-№1.

  • Мурзилка.-1941.-№5.

  • Мурзилка.-1945.-№05-06.

  • Мурзилка.-1950.-№3.

  • Мурзилка.1960.-№11.

  • Мурзилка.-1965.-№03.

  • Мурзилка.-1966.-№1.

  • Мурзилка.-1967.-№7

  • Мурзилка.-1975.-№7.

К "Комсомольской правде". В 1934-1944 годах выпускался Издательством детской литературы, после чего он стал журналом ЦК ВЛКСМ.

Образ Мурзилки придумала еще в 1887 году русская писательница Анна Хвольсон . В ее сказках из серии "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков", опубликованных в популярном детском журнале "Задушевное слово", этот персонаж был маленьким лесным человечком во фраке, с тросточкой и моноклем. К 1908 году он был уже настолько популярен, что издатели в качестве приложения к "Задушевному слову" стали выпускать газету "Журнал Мурзилки".

С конца 1988 по 1995 год при редакции действовал литературный семинар под руководством детского писателя, сценариста Юрия Коваля, который позволили воспитать новую смену постоянных авторов "Мурзилки".

Современный журнал "Мурзилка" наполнен познавательными материалами по разнообразным сферам знаний. В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи современных зарубежных и отечественных писателей и классиков детской литературы.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ.

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики "Прогулки со словами" и "Поиграем в слова". Рубрика "Галерея искусств Мурзилки" более 25 лет знакомит школьников с репродукциями шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях и знаменитых путешественниках (рубрика "Путешествия и открытия"); освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях (рубрики "Поговорим по душам", "Школа безопасности"). Большое внимание уделяется полезному проведению досуга, в каждом номере даются разнообразные самоделки. Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания.