Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Что нужно помнить

Если вам необходимо развить свою наблюдательность, то возможно вам помогут эти на первый взгляд несложные упражнения.

Шаг за шагом вы сможете лучше запоминать лица людей, а так же обстановку квартиры, офиса, описывать увиденное вокруг...


Упражнение 1.

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении "видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко... Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь вспомнить ее размер, подробности и "сфотографируйте" все это в своей памяти. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему представлению.

Внимательно отметьте эти не замеченные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение, снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2.

Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник, вам надо лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза возьмите себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, а от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, вам должен служить моделью не сам предмет, а его "умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь, словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует совершенствованию навыка запоминать и даст хороший тренинг вашей наблюдательности.

Упражнение 3.

Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение - наиболее трудное искусство. Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запомните их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрый прогресс.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока вы не составите полный образ данного сооружения. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение 4.

Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их чем - либо, например салфеткой, платком. Снимите салфетку, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную помощь в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и людьми.

Упражнение 5.

Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6.

Для тренировки показывают кость домино и просят назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7.

Многие могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на нее в течении нескольких секунд. Рецензенты также обладают этой способностью.

Все дело в практике. Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов - сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8.

Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую "мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9.

Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Наблюдательность - свойство нашей психики, основанное на ощущении и восприятии окружающего. Именно благодаря наблюдательности мы различаем похожие друг на друга предметы, тона звуков, оттенки запахов, узнаём знакомые лица в движущейся толпе или на фотографии.

У каждого из нас она развита в той или иной степени. С самого рождения мы воспринимаем массу ощущений: тактильных, вкусовых, обонятельных. Самый же мощный канал восприятия человека - визуальный, поэтому нам с самого детства помогает зрение.

Наблюдательность - свойство ценное. Она максимально сокращает анализ любого объекта, даже при его быстром движении или смене ракурса. А значит, даёт возможность быстро реагировать на происходящие события. А ведь быстрая реакция - это порой наша собственная безопасность.

В природных условиях наблюдательность помогает человеку заметить движение животного, скрип падающего дерева, сверкание молнии. В современном городе наблюдательность - качество не менее ценное: оно вовремя предупредит нас о незакрытом люке или приближающемся автомобиле. Причём от потенциальной угрозы наблюдательность способна защитить человека не только на открытой местности: доказано, что это качество в высшей степени развито у людей, спасшихся при пожарах, землетрясениях и других бедствиях, застающих врасплох в собственном жилище.

Именно развитая наблюдательность позволила им заметить звенящие друг о друга стаканы, непривычный запах, странное поведение домашних животных.

Наблюдательность - не только залог самосохранения. Это полезное качество помогает мозгу развиваться, запуская такие процессы, как анализ, систематизация, обобщение. Люди, события, явления - всё наблюдаемое вместе со сделанными выводами переходит в наш познавательный актив. Так мы получаем тот жизненный опыт, за который младшее поколение испокон веков уважает старшее.

Тот жизненный опыт, с помощью которого мы конструктивно решаем повседневные задачи. Тот жизненный опыт, который даёт уверенность в собственных силах и психологические установки «я это могу», «мне это подвластно».

Надо ли говорить, как важно развить наблюдательность представителям современных профессий? Успешная хирургическая операция, предотвращённое преступление, мягко приземлившийся самолёт - всё это в той или иной мере зависит от человеческой наблюдательности.

Как развить наблюдательность?

Психологи советуют прививать её детям с ранних лет. Вот несколько эффективных упражнений, наглядно демонстрирующих, как развить наблюдательность в форме весёлой игры :

  1. Собравшиеся в круг дети внимательно смотрят друг на друга, после чего ведущий предлагает им за полминуты объединиться по схожим признакам (цвет глаз, волос, одежды, пуговиц, наличие веснушек или родинок).
  2. Каждому ребёнку выдаётся колокольчик или погремушка, глаза завязываются. Ведущий предлагает им объединиться по похожему звуку: ребята с погремушками - в правой части игровой комнаты, ребята с колокольчиками - в левой.
  3. Все приносят на занятие по одному личному предмету в закрытом пакете, никому его не демонстрируя, и отдают ведущему. Доставая предметы по одному, ведущий предлагает каждому представить себя Шерлоком Холмсом и проанализировать вещь (заколку, фонарик, зубную щётку). Чтобы развить наблюдательность ребят, ведущий задаёт наводящие вопросы: «Используется ли этот предмет ежедневно?», «Как именно?», «Какой характер у его владельца?» «Кому из нас, как вы думаете, он может принадлежать?»

Существуют и рекомендации, как развить наблюдательность взрослому человеку . Доказано, что успешно тренировать это свойство психики можно в любом возрасте. Вот несколько советов деятелей науки и культуры, которые и сегодня ложатся в основу различных методик и тренингов по развитию наблюдательности:

Не смотрите вокруг просто так. Воспроизводите всё наблюдаемое мысленным взором. (Леонардо да Винчи)

Поработайте над зрением, держите его в струне. Смотрите на всё с мыслью, что вам предстоит написать это красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И убедитесь, что раньше не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А после вы научитесь видеть глубоко, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (Константин Георгиевич Паустовский)

Будьте внимательны к другому. Улавливайте движения человека, наблюдайте его в общении и взаимодействии с другими. Умейте прочесть во внешности, позе, мимике черты его характера и особенности его психологического состояния. (Сергей Леонидович Рубинштейн)

Умение наблюдать очень важно для жизни. Этот навык позволяет стать более восприимчивым к происходящему, открывает для нас новые перспективы и на работе, и в обществе. Следуйте предложенным ниже рекомендациям, чтобы развить в себе наблюдательность.

Шаги

Учимся наблюдательности

    Наблюдать и просто смотреть на что-то - не одно и то же. Хотя и то, и другое происходит посредством нашего зрения. Многие люди часто путают эти термины, но, на самом деле, это совершенно разные действия.

    Обращайте внимание на то, что вас окружает. Хороший наблюдатель относится к окружающему миру осознанно, а не просто принимает его, как есть. Смотрите вокруг, когда идете в магазин или едете на работу. Вы многое заметите, например, автомобили, которые едут в том же направлении, что и вы, каждый день, изменения в витрине магазина на углу.

    • Если вы каждый день бываете в одних и тех же местах, постарайтесь уделить им побольше внимания. Что вы заметили в них? Какие изменения происходят? Что остается неизменным? Постарайтесь позже вспомнить эти места и посмотрите, сколько деталей вы можете вспомнить.
  1. Будьте внимательны к деталям. Начните замечать детали того, что оказывается на вашем пути каждый день. Вы сможете осознанно относиться к своему окружению, если будете обращать внимание на то, что кажется вам незначительным. Это сделает вас более наблюдательным. Чем более целенаправленно вы будете замечать разные вещи, тем скорее наблюдательность войдет у вас в привычку.

    Старайтесь не судить. Хороший наблюдатель должен быть нейтральным. Наблюдение не предполагает личного чувства или суждения, поскольку эти вещи основаны на предубеждении. Люди не видят реальных вещей, если у них проступают личные чувства, предубеждения или суждения. Они видят всё искаженным. Хороший наблюдатель игнорирует личные чувства и видит вещи такими, какие они есть.

    Не спешите. Чтобы быть хорошим наблюдателем, нужно замедлиться. Если мы в спешке проносимся по жизни каждый день, то у нас не остается времени на наблюдение окружающего мира. Старайтесь каждый день уделять какое-то время наблюдению за миром вокруг. Делайте что-то новое или постарайтесь посмотреть на что-то давно знакомое по-новому.

    Тренировка наблюдательности

    1. Развивайте свою память. Запоминание деталей - важное качество хорошего наблюдателя. Оно предполагает запоминание всех деталей, начиная от того, как вы закрываете дверь перед выходом из дома, до цвета машины, которая припарковалась рядом с вами на стоянке. Обычно наш мозг фильтрует и отбрасывает много ненужной нам информации. Поэтому старайтесь делать сознательные усилия, чтобы запоминать простые детали. Это поможет вам улучшить свою память и развить наблюдательность.

Понимая, насколько интересней жить, когда замечаешь все вокруг, многие интересуются, как развить наблюдательность . Чем она выше, тем больше информации получает наш мозг, тем лучше работает наш интеллект. О том, как развить наблюдательность, мы расскажем далее.

Осознание причин и следствий

Развить наблюдательность можно, если видеть не просто ситуацию или реакцию человека, а то, что стоит за ними. Например, если человек совершил какой-то поступок, подумайте, а почему он поступил именно так, что заставило его реагировать подобным образом? Возможно у него было недостаточно информации, или она была ложной, или есть какие-то другие причины подобного поведения. Развивайте мысль, пытайтесь докопаться до истины. Если хотя бы раз в день проводить подобные тренировки, можно развить наблюдательность как у Шерлока Холмса . Вы начнете неосознанно фиксировать все, что может привести к определенным последствиям. В этом случае говорят об осознании ориентиров наблюдения, которые со временем помогут вам выпутываться из сложных ситуаций.

Постепенно опускайте предел наблюдательности

Легче всего начинать с наблюдательности зрительной. Для этого можно запустить фильм или ролик с какой-то яркой сценой, поставить его на паузу, отвернуться, и постараться вспомнить все детали обстановки. Например, если это была сцена автомобильной аварии, попробуйте ответить на такие вопросы:

Сколько было на экране автомашин?
какого цвета?
каких моделей?
какие у них номера?
кто в них водители - мужчины или женщины?
во что они одеты, какая у них прическа?
какого примерно возраста?
какое выражение лиц?
сколько человек стояло на улице?
с каким выражением лиц?
во что они были одеты, прическа?
какого возраста?
сколько из них мужчин и женщин?

После этого сверьте свои ответы с оригиналом, осмотрите сцену, найдите ошибки и повторите упражнение снова, пока не выполните его правильно.

Затем потренируйтесь на сцене другой тематики. При этом старайтесь с первого взгляда заметить как можно больше мелких деталей. И чем они мельче, тем лучше.

После этого можно начинать развитие наблюдательности в области звуков. Например, стараться определить по характеру звонка в дверь, кто пришел из членов семьи. Возможно это кто-то посторонний. Кто? Мужчина или женщина? Так же можно анализировать звук шагов за окном или интонации говорящего с вами человека.

Расширяйте первое впечатление

Развить наблюдательность в этом направлении можно на улице, когда переходите дорогу. Как только машины остановились и на светофоре поменялся цвет, быстро окиньте взглядом сцену и постарайтесь ее запомнить максимально детально. Когда движение возобновится, постарайтесь ее так же детально воспроизвести в воображении.

Этот же принцип можно использовать, заходя в знакомое помещение. Окиньте его взглядом, запомните тех, кто в нем находится. Выйдя из него, постарайтесь вспомнить, кто там был, где находился, как был одет и другие детали. Затем можно вернуться в офис и посмотреть, что изменилось. Развитие наблюдательности заключается в том, чтобы постепенно сокращать время, выделенное на знакомство с ситуацией.

Наблюдательность – это умение фиксировать максимальное количество деталей при первом взгляде. В этом поможет упражнение, когда вы, впервые встречаясь с человеком, пытаетесь запомнить как можно больше деталей его внешнего вида, интонаций, манеры поведения и речи и многое другое. Запоминайте это и при следующей встрече проверяйте, делайте выводы, исправляйте ошибки – так проходит развитие наблюдательности.

Оттачивайте навыки постоянного наблюдения

Вопрос, как развить наблюдательность, можно решить через такие задачи:

Постоянно фиксировать изменения, которые появляются во время наблюдения;
стараться концентрироваться на мелких деталях – чем больше наблюдаете, тем мельче детали надо запоминать.

Чтобы решить эти задачи, надо выбрать подходящий объект. Такой, который вы сможете периодически видеть. Это может быть кто-то из семьи, коллег или даже комнатное растение. За растением легче наблюдать в целом, чем за человеком. Но если вы выбираете все-таки человека, лучше сконцентрироваться на каком-то одном аспекте: манера общения, манера одеваться, вести деятельность или что-то другое.

В этом случае наблюдательность человека требует фиксации отправной точки, какой-то изначальной информации об объекте. Затем надо определить, откуда ин берет информацию, которая влияет на его поведение или мышление. После этого переходите на мелкие проявления человека. Подумайте, как и что влияет на его жизнь, какое у него окружение, кто для него является самым значимым. Как меняется поведение человека от ситуации или общение и максимум других подробностей. При этом важно не записывать это, а запоминать.

Типовое наблюдение

Проводится оно с помощью аналогичных приемов, но с немного другим подходом. В этом случае наблюдательность человека развивается с помощью исследования двух, трех и более человек. Для этого надо научиться быстро определять что-то общее, типичное для нескольких человек поведение. После этого надо сразу переключаться на различия между ними. Фактически в этом приеме используется дедукция. Напоминает, что дедукция – это умение найти частное, анализируя какие-то общие положения, характерные особенности. Дедукция приведет вас к тому, что, научившись определять типичное поведение или особенности в людях, вы сможете легко выделять в них индивидуальные особенности. Проще говоря, дедукция поможет вам видеть людей насквозь.

Учитесь естественному наблюдению

И самое важное – уметь естественно наблюдать за людьми. То есть не надо изучать собеседника пристальным взглядом, хмуря брови и загибая пальцы. Это не ускользнет от собеседника. Он будет чувствовать себя как минимум дискомфортно, а как максимум, может проявить агрессию. Научитесь вести наблюдения, фиксируя необходимые детали буквально крем глаза, краем сознания. Именно так и развивается острота восприятия, именно в этой плоскости и лежит ответ на вопрос, как развить наблюдательность.

А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет. Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.

Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.

В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.

Наблюдательность и хорошее вниманиеважное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.

Как развивать наблюдательность и внимание

Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.

Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.

Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.

Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности

  • В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
  • Тренировка фотографической памяти . Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
  • Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро . Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
  • В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов . Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
  • Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
  • Рисуйте по памяти , а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.