Техники работы с метафорическими ассоциативными картами. Простые техники работы с метафорическими ассоциативными картами

Стандартная изначальная техника:

Человек вслепую вытягивает из колоды одну или несколько карт, и поразмыслив над ними отвечает на следующие вопросы:

Что изображено на карте?
Кто на карте – главный действующий герой?
Чем началась и как закончилась эта история?
Кто я на этой карте?
Что эта карта означает для меня?

Техника работы с открытыми картами «Визитка»

Разложить карты перед клиентом или группой в открытую, вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту-визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее вам или группе.

Дополнительные вопросы могут быть:

Есть ли среди оставшихся карт еще какая-то, которая дополнит твой рассказ о себе?

Если бы ты мог нарисовать на пустой карте что-либо, чего тебе не хватает для представления себя, то что бы это было?

Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство»

Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, «Я такая же верная, как эта собака».

Эту технику можно предложить группе (например, на этапе знакомства), где каждый участник вытягивает свою карту и рассказывает что-то о себе группе через сходство с изображением.

Можно сузить задачу, дать задание в рамках одной темы – на работе. Например, «на работе я злой, как эта змея».

Работа с картинкой и со словом на карте одновременно

При таком подходе включаются в работу сразу 2 полушария мозга, развиваются межполушарные связи.

Техника «Соотнесение со словом»

Предложить клиенту выбрать карточку-картинку, представляющую его проблему. Затем предложить выбрать словесную карточку, наиболее полно отражающую суть проблемы. Затем поставить клиенту задачу найти и описать связь между этими картами. Какую часть проблемы (представлена карточкой) выражает это слово? И какую – не выражает? И наоборот – что из написанного больше всего отражено на карте, а что – нет?

Замечено, что такой подход часто порождает напряжение, раздражение клиента, т.к. он чувствует себя открывающимся, менее защищенным. Поэтому более мягкий вариант этой техники –

Закрытый выбор слова и открытый выбор изображения, т.к. клиент выбирает картинку осознанно, а слово – наугад. Так снижается напряжение. Вопросы к клиенту при этом остаются теми же – о связи между словом и изображением.

Возможен ответ, что слово совсем не подходит к картинке. Этот ответ тоже принимается, ведь его надо аргументировать.

Можно предложить к открыто выбранной картинке подобрать несколько слов (в открытую или закрытую) – в какой степени по шкале от 1 до 10 подходят эти слова к проблеме?

Техника «Очеловечивание»

Здесь работает принцип отделения человека от проблемы, возможность клиента посмотреть на проблему со стороны

Попросите клиента выбрать карту, олицетворяющую его проблему. Дайте ему задание поговорить со своей проблемой, расспросить, как ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Что ее ослабляет и что усиливает? Чего проблема боится?

Другой подход – подойти к картинке как к мудрому советчику. «Что говорит тебе эта кошка/птица/окно и т.д. на картинке? Что она может и хочет сделать? А ты что можешь и хочешь сделать сейчас?» так клиент получает доступ к своим же собственным ресурсам.

Техника «Режиссура»

Пусть клиент срежиссирует ситуацию с помощью метафорических карт – убирает и добавляет персонажей, оживляет и озвучивает картинки, добавляет музыку. «Что бы ты сюда добавил?» и т.д. После всех изменений следует привязать это к реальности: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?», «Что ты можешь сделать, чтобы это произошло в твоей жизни?»

Техника «Зум»

Как на фотоаппарате – приближать и удалять изображение на карте. Пусть клиент выберет основную карту. Затем попросить его выбрать дополнительные карты (с картинками или словами) и разложить их вокруг основной на различном расстоянии – на том, которое отражает их реальную близость к центральной картинке. Так складывается целостная картина. Или наоборот – вокруг основной карты разложить ее более мелкие детали, ее составные части – на расстоянии по важности. Обязательно нужно обсудить, что скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что приносит, например, радость и удовольствие?

Техника «Очки»

Клиент выбирает карточку, символизирующую проблему. Теперь пусть посмотрит на нее с помощью разных очков. «Что об этом сказал бы твой папа? А что мама/ коллеги на работе/дети? Какое бы впечатление эта картинка произвела бы на них? Чье мнение ты хочешь узнать?»

Техника «Раскрашивание»

Клиент выбирает метафорическую карту, представляющую для него проблему. Скажите клиенту «Представьте, что эта картинка нарисована простым карандашом. Какими бы цветами вы ее раскрасили?». Об этом можно поговорить, а можно и не обсуждать: иногда достаточно просто увидеть ситуацию по-новому.

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами «Римский мост»

В основе техники – яркий образ арочного моста. Все получаемые от клиента карты раскладываем так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов» – справа. Все, что касается настоящего, – в середине. Настоящее поддерживается с одной стороны прошлым, а с другой – будущим. Жизнь представляется как надежная арка, где все взаимосвязано. Можно выстроить второй слой арки – информационно-энергетический, поддерживающий его внешнюю оболочку. Важно, чтобы к окончанию встречи у клиента выстроилась надежная структура, поддерживающая его уверенность в преодолении проблемы, дающая силы.

По пособию Кац Г., Мухаматулина Е. «Метафорические карты. Руководство для психолога»

10

03.03.2018

Дорогие читатели, у всех у нас бывают моменты сомнений, страхов, затруднений. Иногда мы справляемся с ними сами, иногда ищем поддержки у друзей, психологов, применяем специальные техники. Метафорические ассоциативные карты это относительно новый психологический инструмент, который только начинает приобретать популярность. Но техники работы с метафорическими картами тоже служат этой цели – помогают разобраться в себе и снова найти точку внутренней опоры. О том, как это работает, и пойдет сегодня речь в рубрике . Ее ведущая – Хуторная Елена, писатель, автор интуитивных и метафорических карт, и я передаю Лене слово.

Приветствую вас, дорогие читатели блога Ирины. В продолжении темы о метафорических ассоциативных картах, о которых была статья на блоге , будет уместно рассказать о некоторых техниках их использования. Как мы уже говорили, ассоциативные карты вызывают у нас ассоциации, которые напрямую связаны с нашими глубинными установками и желаниями. Именно поэтому с помощью них достаточно легко и эффективно можно понять себя и найти оптимальное решение для стоящей перед нами задачи.

Расшифровка метафорических карт

У метафорических карт, как мы знаем, нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения. Именно поэтому в работе с ними можно пользоваться поддержкой психолога, который направляет нас в этой работе над собой, а можно делать это самостоятельно, просто осознавая тот новый взгляд на происходящее, иное видение, которое открывают для нас карты. И то значение метафорических карт, которое мы видим в них сами, и есть самое верное.

Также метафорические карты можно использовать для групповой работы. Например, они очень хорошо помогают познакомиться участникам в группе, и именно с такого применения метафорических карт мы и начнем.

Метафорические карты для знакомства в группе

Рассказ о себе

Напомню, что карты можно доставать в открытую или вслепую. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

Именно так это и работает – когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

Игра подходит для небольших групп. Если группа большая, можно убавить количество карт на каждого участника либо разбить группу на более мелкие.

Я – не я

Для такого знакомства участники вытягивают вслепую по две карты. Далее каждый участник рассказывает, какая из этих карт это он, а какая – не он, и объясняет, почему он думает именно так.

Хитрость этой игры заключается в том, что и та, и другая карта, конечно, будет о нас. Но, скорее, они будут олицетворять то, что мы принимаем в себе, то, что нам нравится, и то, что мы не принимаем и не слишком приветствуем в себе.

Поиск решения поставленной задачи

Метафорические ассоциативные карты подсказывают нам пути выхода из сложившихся ситуаций, способы решения актуальных для нас вопросов. И для этого тоже существуют простые и эффективные упражнения с метафорическими картами.

Путь к цели

Для реализации этой техники нужно в открытую выбрать две карты. Одна из них будет выражать для нас существующую на данный момент ситуацию в отношении поставленного вопроса. Вторая карта – это то состояние, та цель, которой мы хотели бы достичь.

После этого уже взакрытую вытягиваем три карты и кладем их, не открывая, между картой настоящего и картой, выражающей нашу цель. Эти три карты и покажут нам путь, который поможет нам достигнуть нашей цели.

По одной открываем закрытые карты и описываем, что мы видим в них. Они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть этот путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?

Реализация в профессии

В открытую выбираем три карты. Первая – это вы в начале своей профессиональной деятельности. Вторая – это вы в своей профессии на текущий момент. Третья – то, каким профессионалом вам хотелось бы стать.

Еще одну карту вытягиваем вслепую. Эта карта покажет, что поможет вам стать тем профессионалом, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Для обретения внутреннего спокойствия

С помощью метафорических карт можно менять свое душевное состояние, они помогают восстанавливать внутреннее равновесие. К примеру, нас что-то тревожит, беспокоит. Иногда это бывает какая-то вполне конкретная проблема, иногда что-то неосознанное, иррациональное, но в любом случае чтобы нормально чувствовать себя и здраво мыслить, нужно в первую очередь успокоиться.

Однако сделать это без сторонней поддержки бывает достаточно сложно. Иногда мы обращаемся к друзьям, близким за этой поддержкой, но не всегда они бывают доступны, не всегда способны уделить нам внимание. И в такие моменты очень хорошо бывает использовать карты. Более того, они также и более эффективны в таких случаях, потому что найти поддержку, по сути, мы всегда можем только в себе, в своих внутренних ресурсах. И именно этому как раз служат метафорические карты и техники работы с ними.

Нужно сформулировать запрос, проблему, которая нас волнует. И после этого задать себе вопрос:

  • что мне поможет успокоиться?
  • что мне нужно понять и принять, чтобы обрести внутреннее равновесие?
  • какой мой внутренний ресурс поможет мне вернуть спокойствие?
  • чему должна научить меня эта ситуация?

После этого вытягиваем вслепую от одной до пяти карт, по одной открываем их для себя и смотрим, о чем нам говорят карты, какой они дают нам ресурс, какое видение, которое помогает нам справиться с волнением.

Получить ресурс

Использование метафорических карт не только позволяет выявить существующую проблему, не только показать путь решения этой проблемы, но и дать ресурс, который поможет этот путь пройти. Собственно, об этом речь шла и выше, ведь мало просто понять, в чем заключается сложность, но нужно иметь силы, чтобы с этим справиться. И, конечно, эти силы тоже в нас есть, и нужно только открыть их в себе. И этому тоже может послужить работа с метафорическими картами.

Для этого можно в минуты затруднений просто вытянуть для себя карту, обратиться к своей внутренней мудрости: что может стать моим ресурсом в данной ситуации? И посмотреть, о чем нам эта карта скажет. А можно также использовать специальные техники.

Мои скрытые ресурсы

Вытягиваем взакрытую три карты. Первая – это то, как мы видим себя. Вторая – то, как видят нас окружающие, судя по тому, как они о нас говорят, какими нас представляют. Третья – это то, что мы не замечаем или не признаем в себе, но это тоже есть в нас и является тем самый ресурсом, использование которого может открыть перед нами гораздо большие возможности.

Препятствия и возможности

Работа с метафорическими картами в группе также дает нам прекрасную поддержку. Эту игру-упражнение хорошо выполнять в группе из 4-6 человек. Каждый участник вытягивает из колоды карты по числу присутствующих. Сами свои карты видим, но остальным участникам не показываем.

После этого участники среди своих карт выбирают карту, которая означает их препятствие. По очереди каждый выкладывает в центр карту со своим препятствием, рассказывает кратко, в чем оно заключается, что он видит в этой карте. Остальные же участники выбирают карту среди своего набора и добавляют ее к карте-препятствию в качестве возможности, которая поможет справиться с ситуацией, решит проблему, даст ресурс, и так же кратко описывают, в чем они видят этот ресурс, что его могло бы дать в ситуации с таким препятствием на пути.

Работа с метафорическими ассоциативными картами позволяет нам разобраться в себе, лучше понять свои желания, устремления, свои сильные и слабые стороны. Помогает справиться с проблемами, найти пути решения волнующих нас вопросов, создать нужный для достижения цели настрой. Именно поэтому психологи, да и не только психологи, а те, кто использует эти техники для себя, просто влюбляются в такой простой и эффективный инструмент, как метафорические карты. Возможно, это случится и с вами.

Конечно, для самостоятельного применения можно купить колоду МАК, кое-что почитать о том, как с ними работать, освоить по информации, выловленной из Интернета пару несложных техник – и применять МАК в своей жизни в свое удовольствие.
Но, если вы специалист, который применяет метафорические карты в профессиональной деятельности, то надо освоить инструмент глубже.

Как минимум, необходимо пройти . Никакое количество статей, книг и постов из социальных сетей не даст вам такой глубины понимания вопроса, структуры, прочной основы, как несколько дней обучения у хорошего специалиста. Даже если речь идет о том, что можно прочитать в открытом доступе, то очень разные вещи – прочитать или посмотреть на работу специалиста, попробовать своими руками, обсудить и тот и другой опыт с группой или тренером.
А ведь есть нюансы, о которых просто нигде не пишут. Это – не формат для постов, статей и кратких инструкций. Этому можно научиться только в обучающем процессе. И это – необходимый минимум для начала применения МАК в профессиональной деятельности.

Обучение метафорическим картам

Видимая на первый взгляд, кажущаяся простота работы с метафорическими ассоциативными картами может спровоцировать и иногда действительно вызывает «несерьезное» отношение к этой форме работы. Эффект усугубляется возможностью применения МАК «для себя» людьми без психологического образования.

Но здесь специалисту необходимо удержать себя от искушения и провести границу между игровыми формами работы с МАК, приятными открытиями о себе, сделанными самостоятельно и действительно глубокой психологической работой, которой ожидает от нас клиент.
Специалисту, который претендует на проведение серьезной работы, необходимо профессионально владеть всеми инструментами и методиками, которыми он пользуется. А профессиональное овладение невозможно без прохождения обучающего процесса.

Далее стоит четко позиционировать: что такое метафорические ассоциативные карты в моей практике? Если это – вспомогательный инструмент, а в основном специалист опирается в работе на другие методики, в которых он прошел обучение и сертифицирован, то краткого базового обучения работе с МАК может быть вполне достаточно.

Но если метафорические ассоциативные карты – основной или один из основных инструментов работы специалиста, то кратким, «общим» обучением МАК ограничиться не получится.

Метафорические карты в краткосрочной консультации: Проведение психологических игр с помощью МАК. Применение МАК в работе с парами. И чтобы научиться хорошо решать каждую такую задачу, этому надо обучиться. Только после этого специалист действительно понимает, что происходит, чувствует все нюансы ситуации, понимает значение проекций клиента и умеет на них профессионально реагировать.

И значит, чем глубже метафорические ассоциативные карты входят в работу специалиста, чем сильнее он на работу с МАК опирается или планирует опираться, тем более подробно и серьезно ему понадобится обучиться работе с МАК. И тем эффективнее будет работа и серьезнее результаты.

Врач-психотерапевт, сертифицированный тренер, арт-терапевт, специалист по телесно-ориентированной психотерапии и психотерапевтической кинезиологии, член Ассоциации профессиональных кинезиологовэАвтор программы по психотерапевтической работе с лишним весом и пищевым поведением. Ведущий обучающих программ и семинаров. Практикующий психотерапевт (частная практика) - индивидуальное консультирование и групповая работа.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – сравнительно новый, но от этого не менее действенный инструмент в руках грамотного психолога, психотерапевта. Существует множество наборов различных карт, и их количество постоянно увеличивается. В чем их сходства и отличия, каковы терапевтические возможности, особенности использования в работе, каким образом с ними вообще работать, каким клиентам и когда предлагать, что можно ожидать в результате работы – все это мы будем изучать, пробовать и исследовать на семинарах программы.

Метафорические ассоциативные карты (проективные, терапевтические карты) – это наборы фотографий, рисунков, картинок, подобранные таким образом, что неизменно вызывают у каждого из нас внутренний эмоциональный отклик, то или иное ощущение, воспоминание, ассоциацию. Карты позволяют обращаться к себе, к своему внутреннему миру, учиться слышать, узнавать и познавать себя; помогают увидеть, что мешает нам стоить отношения с собой и окружающим миром; искать и находить выход из травматических переживаний, жизненных ситуаций, помогать себе и принимать себя и мир все более целостно. Выступая неким посредником-переводчиком между человеком и его внутренним миром, карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, развивают творческое видение и глубинную креативность.

Программа построена таким образом, что независимо от уровня подготовки и опыта, позволяет каждому участнику знакомиться с МАК, методами и способами работы с ними, их терапевтическими возможностями в том режиме, который ему подходит. У каждого участника будет возможность побывать и в позиции клиента, и в позиции терапевта, и в позиции супервизора (наблюдателя). Это позволяет специалисту получать «объемное» представление и более глубинное понимание внутренних процессов и переживаний, происходящих у клиента, и более осознанно вести и сопровождать психотерапевтический процесс, помогая клиенту.

Цель программы:

  • Познакомить участников с возможностями, способами, техниками и особенностями использования Метафорических ассоциативных карт в режиме глубинной психотерапевтической работы.
  • Научить грамотному и безопасному построению терапевтического процесса; видению, слышанию и осознаванию того, что происходит с клиентом – и возможности эффективно, качественно и ответственно вести терапевтическую работу.

Для кого программа предназначена: для специалистов - психологов, психотерапевтов, консультантов; для представителей смежных профессий; для студентов психологических вузов, а также для всех, кто интересуется психологией, саморазвитием и личностным ростом.

Программа семинаров

Работа с Метафорическими ассоциативными картами(МАК) в психологическом консультировании и психотерапии


МАК. ОСНОВЫ РАБОТЫ

16.02 с 10-00 до 17-30

Выступая неким посредником между человеком и его внутренним миром, Метафорические карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, вывести на уровень осознания глубинные переживания; развивают творческое видение и глубинную креативность. Посредством работы с метафорическими картами специалист помогает клиентам развивать осознание себя, обнаруживать устойчивые паттерны поведения и защитные механизмы, прорабатывать и отреагировать заблокированные эмоции, исследовать возможности изменений, которые приведут к более адаптивному функционированию.

Цель

Познакомить участников с Метафорическими ассоциативными картами, их возможностями в работе психолога, психотерапевта, консультанта в групповом и индивидуальном режиме; показать основной алгоритм работы с картами в сессии; дать возможность исследовать особенности процесса, запускаемого использованием карт, отработать на практике полученные навыки

Программа

    Метафорические карты (МАК) - краткая история их появления и использования в психотерапии

    Виды МАК, особенности наборов и их психотерапевтические возможности

    Алгоритм ведения и структура сессии с использованием МАК

    Показания, противопоказания и техника безопасности при работе с МАК

    Знакомство с отдельными наборами карт – индивидуальная (демонстрация и отработка в парах) и групповая работа

Техники

    «Давайте познакомимся»

    «Знакомство с проблемой в трех картах»

  • «Что я хочу»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСА С ПОМОЩЬЮ КАРТ

29.09 с 10-00 до 17-30

Как правило, клиенты приходят на прием к психологу, психотерапевту с жалобами - на жизнь, на работу, на семью. Задача специалиста – помочь трансформировать жалобы и поток переживаний пришедшего человека в запрос. Запрос - это то, что структурирует процесс психотерапии и делает возможным целенаправленное движение к поиску выхода из проблемных ситуаций, искаженных представлений о себе, нескладывающихся отношений и т.п. Формирование запроса - основной момент в работе психолога, психотерапевта, консультанта. Работа, ведение клиента без запроса - в лучшем случае, дело бесполезное, в худшем - вредное. На семинаре мы будем знакомиться с тем, как можно использовать метафорические карты в формировании запроса.

Цели

Показать важность постоянной работы с запросом клиента, роль терапевта в этом процессе

Обозначить формы и виды работы с запросом

Познакомить и отработать на практике техники формирования запроса с помощью МАК

Программа

    Что такое запрос, чем он отличается от жалобы

    Как с помощью МАК перейти от жалобы к формированию запроса

    Понятие «линия движения по запросу», виды запросов и работа с ними

    Технические приемы, которые помогают формированию запроса

    Отработка упражнений

Техники для формирования запроса

    Что меня тревожит?

    Мостик

    Карта помощи

Метафорические ассоциативные карты. Работа с чувством вины

29.06 с 10-00 до 17-30 стоимость 3500 рублей

Чувство вины знакомо каждому человеку, и неразрывно связано с темой ошибок и ответственности. Зачастую взрослые используют чувство вины для управления и манипуляцией ребенком, даже не отдавая себе в этом отчета – и в результате ребенок вырастает с ощущением собственной «виноватости» и несоответствия, со страхом и ожиданием наказания за любое свое действие/бездействие. Работа с темой вины в психотерапии имеет свою специфику; знание видов вины и особенностей работы с ними позволяет строить терапевтическую гипотезу и более эффективно вести процесс

Цель семинара: познакомить участников и отработать на практике (в групповом и индивидуальном режиме) техники и приемы использования Метафоричеких карт в работе с чувством вины

Программа

  • Понятие «ВИНА» в психотерапии
  • Виды вины, механизмы возникновения и действия на человека
  • Показания к работе с темой вины
  • Техники работы с виной посредством Метафорических карт
  • Практическая отработка техник (демонстрация, работа в группе и индивидуально)

Упражнения

  • Знакомство с виной
  • Работа с виной
  • Моя поддержка

Метафорические ассоциативные карты. Работа с травмой

18.05 с 10-00 до 17-30

Работа с психологической травмой является неотъемлемой частью психотерапевтического процесса, ведь не существует человека, который не переживал бы в своей жизни психотравмирующих ситуаций различной степени тяжести. Важно знать и чувствовать специфику работы с травмой, видеть ее симптомы и уметь бережно и экологично проводить к лиента по этапам отработки травмирующего материала к выходу из травмы и исцелению.

Цель семинара: познакомить и отработать на практике приемы использования Метафорических карт в психотерапии травмы

Программа

  • Понятие «психологическая травма», виды травм и механизм их воздействия на человека
  • Отличия в работе с острой и застарелой психологической травмой
  • Профилактика проф. выгорания психотерапевта при работе с травмой
  • Возможности использования Метафорических карт
  • Отработка технических приемов по работе с травмой с помощью МАК (демонстрационная работа и работа в групповом и индивидуальном режиме)

Упражнения

  • Состояние. Контакт с собой
  • От чего к чему
  • Карта помощи

РАБОТА С СИМВОЛИКОЙ и МЕТАФОРОЙ ДЕРЕВА В ПСИХОТЕРАПИИ


12.05-13.05 СБ-ВСК С 10-00 до 18-30 стоимость 6000 руб

ДЕРЕВО - один из универсальных символов человечества, присутствует в культуре и мифологии практически каждого народа. В первую очередь, дерево означает жизнь. Но, как и каждый символ, дерево имеет множество значений. Корни дерева, уходящие в землю, символизируют земную жизнь, а ветви, тянущиеся в небо – связь с нашим «высшим Я». В зависимости от состояния дерева (старое-молодое, цветущее-обнаженное и т.д.), меняется и значение символа. Образ и метафора дерева используются в разных направлениях психотерапии – в психосинтезе, в символотерапии, в телесно-ориентированной терапии, в арттерапии и др. Символ дерева позволяет погружаться в глубинное бессознательное и обращаться к различным тематикам – от рождения до смерти, к поиску выхода из тяжелой ситуации, к вопросам саморазвития и реализации. Работа с символикой дерева учит настраиваться на себя, слышать и регулировать внутренние ритмы и циклы, «возвращаться к природе». Сама растительная символика, работа с образами различных деревьев вызывают интерес как у взрослых, так и у детей и помогают обойти сопротивление в работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Познакомить со значением символики деревьев на архетипическом и культуральном уровне

    Изучить психотерапевтические возможности работы с символом и метафорой дерева с различными категориями клиентов

    исследовать личностное значение символики дерева с помощью различных техник (работа с метафорическими картами, кельтским древесным алфавитом, фотографиями; с пластилином);

    Соприкоснуться с глубинными переживаниями, возникающими при работе с символом и использовать их для расшифровки значения символа в настоящий момент

    На практике отработать технические приемы работы в групповом и индивидуальном формате

ПРОГРАММА

    История использования символики деревьев

    Дерево как символ жизни

    Части дерева как отдельные символы

    Этапы и уровни работы с символами

    Варианты работы с символикой дерева

    Основные архетипы деревьев

    Преимущества работы со сложными клиентами и с психосоматическими проявлениями

    Формы сопротивления

    Практическая отработка предложенных техник

ТЕХНИКИ

    Я как дерево

    Внутренний ритм

    Моя природа

    Корни дерева

    Время года

    Знак исцеления

На семинаре потребуются следующие материалы

    Пастель масляная

    Гуашь

    Пластилин

    Кисточка, баночка для воды

  • Повязка на глаза

Метафорические карты в психотерапевтической работе

РАБОТА С ТЕМОЙ ЗАВИСТИ

16.06 с 10-00 до 17-00 стоимость 3500 руб

Разрешите представить-ЗАВИСТЬ

  • одна из 10 заповедей
  • входит в число 7 смертных грехов
  • ее невозможно утолить
  • под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги
  • ее история насчитывает многие тысячелетия
  • идеальное орудие для отравления своей жизни и окружающих

На семинаре будут рассмотрены возможности работы МАК с этой непростой темой.

Цель семинара

Познакомить участников с возможностями работы с темой зависти с помощью метафорических карт, дать возможность на практике исследовать запускаемый при работе с тематикой зависти процесс переживания подавленной агрессии, боли, страха и никчемности и обучить мягкой бережной работе по продвижению к самоценности, уникальности, глубинному ресурсу и потенциалу

Программа

    Зависть. Понятие, определение и смысл зависти

    Истоки зависти, глубинные причины возникновения

    Зависть и психосоматика

    Зависть как проявление блокировки/запрета на собственные желания

    Возможность работы с завистью как с «направляющей» к истинным желаниям и потенциалу

    Понятие «мягкой» работы, правила и техника безопасности

    Требования к специалисту (готовность работать со страхом, болью, агрессией)

    Особенности сопротивления при работе с тематикой зависти

Техники

    Мягкая работа

    История зависти

    Работа с ресурсом зависти


РАСПИСАНИЕ 2018-2019

Дата время

семинар

ведущий

17.08- 19.08

пт. вск. с 10-00 до 19-15
сб. с 18-00 до 21-15

Основные правила супервизии.
Арт-терапия.
Выходцева В.Н. 9000

с 10-00 до 19-15

Работа с пластилином и глиной. Телесная метафора

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с запросом

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

Работа с психосоматикой. Основные принципы и техники

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с конструктом «Я и Мир»

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с темой желаний

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Глина и пластилин. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа со сказкой

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Психотерапевтическая работа

с картами Таро

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Работа с мандалой в арттерапии

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с символами

Антипова А.М.

3500

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с темой отношений

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Форма записи на семинар