Психологическая установка ее влияние на поведение человека. Базовые психологические установки

Предлагаю Вам пройти простые уроки самопознания в 4 сферах своей жизни и определить , которые мешают Вам жить. Самопознание начните с рассмотрения примеров других людей.

Психологические уроки самопознания

Уроки самопознания — это психологический практикум, направленный на познание своих заблуждений, внутренних конфликтов и своей личности.

Любой психологический практикум невозможен без самопознания и самоанализа. Пропустите этот важный этап и психотерапия превратится в болтовню двух давних подружек о том и о сём. .

Урок самопознания в этой статье мы начнем с осознания своих ограничивающих и ошибочных в 4-х сферах жизни.

4 жизненные сферы для самоанализа установок

  • Ошибочные психологические установки об
  • Ошибочные психологические установки о
  • Ошибочные психологические установки о

Примеры ошибочных психологических установок

Давайте посмотрим ошибочные установки в 4 сферах жизни Клиентов автора этого блога.

Читая эти высказывания, задумайтесь, какие из них относятся и к Вам, самоанализ начинается прямо с новой строки!

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о работе

— Большая часть моих проблем в жизни происходит из-за моей ответственной работы.

— Только работая дольше и усерднее, я смогу соответствовать требованиям своей должности.

— Я потеряю работу, если мой мобильный телефон не будет всегда включен.

— Моя работа управляет мной, а не наоборот. Я — не начальник!

— То, что я вкладываю львиную долю своей энергии в работу, а не в семью будет стоить того в будущем. Я делаю это для своей семьи.

— Моя работа — это я. Без моей работы и денег я никто.

— Если я получу прибавку к зарплате, я стану счастливее и буду считать себя лучше.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья об отношениях

— Моя семья понимает, что я так много работаю ради них.

— Моя жена нормально относится к тому, что я прихожу с работы обессиленным, ведь я стараюсь ради нее.

— Как только я стану партнером, мои шансы обрести семью и любовь повысятся.

— Я приношу домой деньги, а моя жена воспитывает детей. Так и должно быть сейчас.

— Мы просто не можем прожить на меньшие деньги и поэтому я тружусь как раб.

— Нет ничего неожиданного, что фотки моих любимых у меня в паспорте, ведь я так мало вижу свою семью из-за работы и командировок.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о здоровье

Сердечный приступ случается с людьми, которые едят как я, не занимаются спортом и имеют лишний вес, как и я. Но со мной этого не произойдет.

— Я чувствую себя хорошо, поэтому мое здоровье, вероятно, в порядке.

— Я еще молодая, поэтому могу себе позволить…. А пока у меня еще есть время.

— У меня нет ни времени, ни сил на занятия спортом.

— Заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе позволить.

— Все время, которое у меня есть я посвящаю своей семье и своей работе.

— Тратить время на занятия спортом — эгоистично.

— Если во всем остальном я веду правильный образ жизни, то я могу себе позволить курить (вставьте свое слово), и со мной ничего не случиться.

— -Мы все когда-нибудь умрем, поэтому если я немного нарушаю режим питания и сна, это того стоит.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о счастье

— Я никогда в жизни не найду настоящего счастья. Я знаю это.

— Я не могу быть счастливой и одновременно находиться в таком постоянном напряжении. Счастье — это свобода от напряжения.

— Никто в моем положении не мог бы быть счастлив.

— Мое счастье настанет, когда я достигну финансовой свободы. Знаю, это звучит смешно, но для меня это именно так.

— Я жертвую своим счастьем ради семьи (вставьте свое слово).

— Успех и счастье идут рука об руку.

Психологический Практикум самопознания ошибочных психологических установок

Найдите 3 потенциальные ошибочные установки, которым Вы сейчас следуете в каждой из этих 4-х сфер жизни.

Работа (например: я потеряю работу, если буду тратить время на занятие спортом в течение или если уйду пораньше, чтобы посмотреть, как мой ребенок играет в школьном спектакле ):

Семья (например: хотя я совершенно не в состоянии общаться с семьей, когда возвращаюсь домой с работы, они знают, что я люблю их ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Здоровье (например: заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе сейчас позволить ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Счастье (например: я буду более счастливой, когда финансовые трудности останутся позади ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Все эти ошибочные психологические установки отражаются на наших историях о нашей жизни, которым мы следуем.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Подсознание человека участвует во всех процессах, связанных с приспособлением человека к социуму и саморазвитием. Активация подсознания как мощного […]
  • Вчера состоялся вебинар психолога счастья: "Как составить эффективную формулу самовнушения". Итак, самовнушение новой жизни, как внушить себе новые […]
  • Мы постоянно подвергаемся самогипнозу в повседневности. Жалко, что неуправляемый транс является часто самообманом и негативной само мотивацией. Что […]

23. Психологические установки и их виды

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонаций до сознательного мотивированного подражания.

Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: - Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? - Когда женишься - узнаешь… Вечные конкуренткиСоперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

8. ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ - ВАШИ СОЮЗНИКИ Можете ли вы читать мысли? Это легче, чем вам кажется. Не задумываясь об этом, вы каждый день читаете мысли других, а они читают ваши.Как это происходит? Совершенно автоматически, путем оценки отношений.Помните некогда

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Установки, основанные на чувствах, и установки, основанные на знании Как диктует нам концепция установочной системы, представленная в главе 1, установки имеют как аффективную («чувственную»), так и когнитивную основу, включающую в себя убеждения и знания. Некоторые

Из книги Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь автора Витале Джо

Как обнаружить установки? Обнаружить свои установки не так уж сложно.Для начала разберемся в том, что такое установка. Согласно Брюсу Ди Марсико, создателю опционного метода – гениального инструмента для изучения установок, «под установкой мы понимаем допущение,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Установки Наши установки не всегда совпадают с теми, что угодны Богу. В Библии сказано, что нередко наше сердце далеко от путей Божьих (Екк 9:3, Рим 3:23). Дети не рождаются в мир с готовым христианским мировоззрением. Любого ребенка нужно научить спокойно относится к

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава III. Феноменология установки и гипотеза об иерархической уровневой структуре

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) 1. Основные черты содержательного обобщения и теоретического понятия…В эмпирическом мышлении решается в основном задача односторонней каталогизации,

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Установки Теперь обратимся к психическим установкам, которые можно выявить у разных типов личности. Бывают дерзкие, менее дерзкие люди, а бывают такие, которые готовы, казалось бы, уступить все. Однако невозможно найти человека, который бы по-настоящему уступал: это

Из книги Кодекс Стройности. Законы Страны Стройных автора Лукьянов Олег Валерьевич

Психологические установки Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень 1. Что вы почувствовали, когда прочитали длинную главу о ваших правах? Вам стало легче? Вы почувствовали вдохновение и энтузиазм? Многим становится грустно… Вина

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Установки и подходы Три предмета являются самыми интересными в мире. Секс, собственность и религия. При помощи первого мы можем создавать жизнь, при помощи второго мы поддерживаем ее, а при помощи третьего мы надеемся поддерживать ее в другом мире. Д. Карнеги Способы,

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

Установки и тренинги Постарайтесь запомнить самое основное! Общаясь с мужчиной, помните, что имеете дело именно с мужчиной. У него совсем иные реакции, ощущения и выводы из ситуаций, чем у вас, поскольку вы – женщина. Учитывайте, что мужчина иначе воспринимает время и

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Установки Упорной работой, в первую очередь над собой, над устранением своих ошибочных представлений о личности ребенка и его воспитании можно добиться значительных улучшений во взаимопонимании и взаимодействии всех членов семьи.Постарайтесь позитивно воспринять и

Из книги автора

Ограничивающие установки Это ошибочные установки о себе и мире. Это ошибочные заключения, которые мы сделали на основе прошлых событий и прошлого опыта. Например, кто-нибудь может иметь ограничивающую установку – не верить в возможность успеха из-за предыдущего провала.

Из книги автора

Ваши установки В этой книге мы изучим ограничивающие установки, которые относятся к самым разным жизненным областям, включая снижение веса, отношения, финансы и так далее. В этой главе мы рассмотрим наиболее общие установки – систему ограничивающих установок и привычек,

Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение к различным предметам, фактам, событиям, мнениям, но и прежде всего на то, в каком виде эти явления представляются, т. е. их реализация в мире восприятий.

Психологическая установка – это определенное состояние, которое, не являясь содержанием сознания, между тем оказывает значимое влияние на его работу. В данном случае настоящее положение вещей можно было определить следующим образом: представления и мысли, эмоции и чувства, акты волевых решений являются содержанием сознательной психической жизни, а когда эти психические проявления начинают действовать, то они по необходимости сопровождаются сознанием. Сознавать – значит мыслить и представлять, переживать определенные эмоции и выполнять волевые акты. Для возникновения установки необходимо наличие двух условий: имеющаяся актуальная потребность у субъекта и ситуация, ведущая к ее удовлетворению. Если имеются оба эти условия, то у субъекта возникает установка к активности. Определенное состояние сознания и соответствующее ему содержание образуется лишь на основе данной установки. Таким образом, необходимо точно различать, с одной стороны, конкретную установку, а с другой – конкретное содержание сознания. Установка не представляет собой ничего определенного из этого содержания, и, следовательно, характеризовать ее в терминах явлений сознания невозможно.

Различают внутренние установки, которые обусловлены потребностями, направленностью внимания, а также установки, вызванные определенными внешними событиями: объективные и субъективные установки. На промежуточном положении находятся установки, которые возникли как результат прошлого опыта, имеющего связь с данным предметом, и сохранившиеся в течение большого промежутка времени (вражда, дружба, доверие, уважение и т. д.).

Психологическая установка, представляет собой такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором определенные реакции возникают не только при повторном воздействии, но и в случае, когда ожидается их возникновение, на что могут указывать различные сигналы предзнаменования. При изучении психологической установки целесообразно проводить наблюдение за большой промежуток времени.

Для этого необходимо зафиксировать ее в определенной степени, что достигается при повторном воздействии раздражителей. Такие опыты называют фиксирующими или установочными, а установку, которая возникла в результате этих опытов, – фиксированной психологической установкой.


ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Теория планомерного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным (1902–1988) и его последователями. Она содержит общие правила формирования знаний и навыков, а также программы их применения в образовании.

По мнению П. Я. Гальперина, ориентировка – важнейший из компонентов действия, так как правильно сориентированный человек с большой вероятностью выполнит действие правильно с первого раза.

В первую очередь было изучено действие как элементарная единица деятельности, в связи с чем было особо выделено понятие «ориентировочная основа действия»(ООД).

Структура ООД включает в себя:

1) знания об условиях успешного выполнения действия;

2) знания о структуре, цели, длительности действия и т. д.

Различная ООД ведет к различным условиям для формирования знаний и навыков.

1. Неполная ООД – обучаемый имеет представление о самом действии и цели, но не знает, каковы условия его успешности. Действие формируется на основе проб и ошибок, содержит много лишних элементов. Это характерно для неорганизованного обучения.

2. Частично полная ООД – обучаемый имеет представление о действии, цели и правильности его выполнения. Однако знания являются сугубо практическими, не включаются в общую систему знаний субъекта.

3. Полная ООД – обучаемый получает полную картину действия, понимает его логику, способен самостоятельно переносить его в другие сферы.

Согласно этой теории для формирования нового знания или навыка необходимо выполнение следующих условий:

1) повышается мотивация субъекта;

2) знания закрепляются корректно во внешней форме (например, в виде наглядных пособий);

3) объясняется логика знания, его место в системе других знаний;

4) достигается запоминание.

П. Я. Гальперин выделял 6 параметров действия, четыре первых являются первичными, а последние два – вторичными, образующимися в результате сочетания первых:

1) уровень выполнения действия: материальный, речевой, умственный;

2) мера обобщения;

3) полнота фактически выполняемых операций;

4) мера освоения;

5) разумность действия;

6) сознательность действия.

П. Я. Гальперин выделял три группы действий.

1. Действия, которые необходимо усвоить.

2. Действия, которые необходимы в процессе обучения.

3. Моделирование и кодирование.

Обучение, по П. Я. Гальперину, состоит из пяти этапов:

1) создание ООД;

2) материализованное действие;

3) проговаривание вслух;

4) проговаривание про себя;

5) автоматизация действия.

Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.

Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Начиная общение, люди оказывают взаимное влияние друг на друга, которое обладает глубинными психологическими механизмами.

Психологические методы общения и взаимовлияния можно построить в некий психологический ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - динамическое свойство. Его некоторые проявления - от слепого копирования поведения, жестов и интонаций до вполне сознательного мотивированного подражания поведением.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование - свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И третий уровень взаимодействия - это убеждение: аргументированное сознательное речевое или письменное выражение идей, мнений, поступков. Убеждение действенно лишь тогда, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет хороших результатов.

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко