Что такое дислексия. Формы и причины дислексии

Дислексия

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

История

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

Диагностика дислексии

Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислектиков

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

См. также

  • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

Примечания

Литература

  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

    ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

    ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

    - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

    Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

    Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.

Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения

Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).

Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).

Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.

В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.

Механизмы заболевания

За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.

С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.

Причины дислексии

Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

  1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
  2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
  3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
  4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

Социальные факторы

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

Виды дислексии

Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.

Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.

Среди них выявляются следующие виды недуга:

  1. Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).

    В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.

    Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).

  2. Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.

    Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).

  3. Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
  4. Оптическая форма , как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
  5. Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.


Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»

Симптомы дислексии

Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:

  • заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
  • сложность в восприятии сведений;
  • плохое усвоение прочитанной информации;
  • дезориентация в пространстве;
  • нарушение, связанное с координацией движений;
  • трудности в понимании слов.

Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.

К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.

Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:

  • высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
  • сложности в письме;
  • возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
  • повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
  • слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
  • низкий уровень запоминания в целом;
  • трудности, связанные с определением сторон и пространства.
  • Диагностика дислексии

    Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.

  1. Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
  2. Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
  3. Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.

Лечение дислексии

Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.

Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.

Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.

Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.

К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.

Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.

Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.

Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Дислексия - что это такое: болезнь, педагогическая запущенность или особенность функций определенных отделов головного мозга? В каждом случае, дислексия индивидуальна – считают врачи. По статистике, на 5 мальчиков страдающих данным нарушением, приходится 1 девочка. Среди левшей дислексиков больше, чем среди правшей.

    Дислексия - что это?

    Нарушение узнавания различных знаков, символов и поэтому возникновение сложности в понимании – так обозначена дислексия, в международном медицинском справочнике МКБ – 10. Термин «дислексия» древнегреческого происхождения δυσ –нарушение, λέξις – речь. Дислексики – люди, которым сложно обучиться навыкам чтения, письменной речи. Выявленная дислексия у взрослых – показатель недостаточного внимания коррекции расстройства в детстве.

    Причины дислексии

    Дислексия встречается как у людей, с достаточным уровнем интеллекта (до 5%), так и с особенностями психического развития (25 – 50%). Механизмы дислексии не до конца ясны специалистам, но главная роль в возникновении принадлежит наследственной или генетической предрасположенности к нарушению (в 70% случаев). Не менее важными считаются и другие причины дислексии:

    • нейробиологические факторы – активность и плотность левой средней височной извилины значительно снижены;
    • нарушение в равновесии между полушариями;
    • правополушарный ;
    • беременность осложненная инфекциями (краснуха, герпес, корь) или применением токсичных веществ (курение, алкоголь, наркотики);
    • аномалии родовой деятельности: асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты;
    • травмы, тяжелые инфекции (менингит);
    • социальные факторы: синдром изоляции, неблагополучная семья, педагогическая запущенность или чрезмерные обучающие нагрузки.

    Дислексия - симптомы

    Диагностика дислексии может вызывать затруднения и быть сопутствующим симптомом более тяжелых нарушений. Родители, учителя могут заметить особенные трудности ребенка при обучении, что является поводом посетить специалиста. При этом, важно обратить внимание: общий уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Симптоматика дислексии:

    • затруднения в изучении алфавита;
    • буквы, слова, цифры – видят иначе;
    • отставание в письме, чтении;
    • дефекты в звукопроизношении;
    • плохая память на имена, числа, только что прочтенный текст;
    • прочтение текста медленное с большими паузами и перестановками букв, слогов в словах;
    • математические вычисления представляют сложность;
    • плохое распознавание букв, дающих одинаковые звуки;
    • чтение первой строки текста может быть правильным, но с последующей строки восприятие теряется;
    • высокая эмоциональная лабильность (раздражение, гнев);
    • во взрослом возрасте: затрудненное изложение мыслей, неспособность запоминать маршруты, даты;
    • пространственные нарушения и ориентация на местности: верх-низ, правое-левое – трудноразличимые категории.

    Виды дислексии

    Яркая симптоматика не обязательно предполагает наличие всех проявлений, и симптомы зависят, прежде всего, от вида нарушения. Специалистами выделены следующие формы дислексии:

    1. Аграмматическая дислексия - характеризуется недоразвитой речью, грамматическая конструкции предложения: времена, падежи, окончания неправильно согласованы: «я хотеть пойти на улица», «пестрый кошка».
    2. Фонематическая (акустическая) дислексия – самая распространенная среди младших школьников. Происходит перестановка слогов, смешение букв по одному различимому признаку в схожих словах и искажение структуры слова (ком-лом-дом, круг-друг, сосна-насос, наши-шина).
    3. Мнестическая дислексия – при этой форме, возникают сложности в определении букв в произносимом звуке или слове.
    4. Семантическая дислексия – чтение не представляет труда, но «механическое» и каждое слово воспринимается изолированно от всего текста и смысл прочитанного дислексик объяснить не сможет.
    5. Оптическая дислексия – проявляет себя по-разному: соскальзывание при чтении на другие строки текста, зеркальное чтение (справа налево), неправильное понимание букв, состоящих из одинаковых элементов, но с разным расположением (И-Н-П).
    6. Тактильная дислексия – схожа с оптической, но свойственна только незрячим людям. Во время чтения книг по Брайлю происходит соскальзывание пальцев на другие строки, путаница букв со схожим написанием.

    Дислексия и дисграфия

    Дислексия заболевание, часто сопровождающееся другими нарушениями. – нарушение письменной речи. Во время написания текста ребенком, происходит перестановка слогов, написание букв в зеркальном положении. Написанный текст изобилует ошибками, отсутствием заглавных букв и знаков препинания. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, интеллект при этом, также как при дислексии сохранен.

    Лечение дислексии

    Специфических схем медикаментозного лечения дислексии не существует. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше разнообразных мероприятий можно провести для улучшения успеваемости ребенка. Коррекция дислексии осуществляется логопедом, а при сопутствующих заболеваниях подключаются невропатолог, психиатр, офтальмолог. Программа коррекции включает в себя упражнения:

    • на работу со звукопроизношением;
    • на формирование грамматических систем;
    • на развитие слухоречевой и ;
    • на интеграцию зрительных и звуковых образов.

    Известные люди с дислексией

    Дислексия - болезнь гениев, существует мнение у некоторых специалистов - в этом можно убедиться, изучая биографии известных людей, страдающих расстройством, что не помешало им добиться успеха, стать востребованными в профессии и любимцами публики. Дислексия у знаменитостей, которые преодолели свои комплексы, и служат отличным примером, что не надо отчаиваться для других:

    Дислексия - книги

    Дислексия – что это такое и как избавиться от дислексии взрослому человеку самостоятельно. Все эти вопросы поднимаются в литературе, посвященной дислексии:

    1. «Дар дислексии» Р. Дэйвис
    2. «Дар обучения» Р. Дэйвис
    3. «Коррекция аграмматической дислексии» Е. Мазанова
    4. «Дислексия или Почему…» Т. Воронина
    5. «Дислексия мозга. За гранью известного» Т. Гогуадзе

    С того момента, когда ребенок идет в школу, у него часто возникают различные проблемы, связанные с обучением. Одной из них, довольно распространенных - является дислексия. Это когда при общем успешном обучении, успехах в других предметах, ученик никак не может овладеть чтением. При этом он может прекрасно рисовать, отлично считает, успешно осваивает нотную грамоту на уроках музыки. Но правильно и быстро читать никак не может научиться.

    При этом почти всегда родители, да и учитель не считают это отклонение заболеванием. Они полагают, что ребенок должен больше заниматься чтением и проблема вскоре исчезнет сама собой. Иногда так и случается.

    Но в большинстве случаев проблема с обучением чтению не проходит ни через год, ни даже через два. Когда становится понятно, что это заболевание, драгоценное время бывает упущено.

    Сегодня мы поговорим про это патологическое состояние. Как проявляется дислексия у детей, коррекция, симптомы лечение этого заболевания, какие? Все это выясним и обсудим.

    Почему возникает дислексия у детей (причины)?

    Существуют различные причины появления такого нарушения. Они отражены в названии видов дислексии.

    Например, заболевание разделяют:

    Дислексия травмы. Обычно развивается вследствие родовой травмы.
    - Первичная. Обусловлена наследственностью. Чаще всего встречается у мальчиков.
    - Вторичная. Обусловлена гормональными нарушениями, произошедшими еще во внутриутробном периоде.
    - Визуальная. Наблюдается неспособность правильно писать буквы, цифры, верно расставлять их при письме.
    -Аудиальная. Наблюдаются затруднения восприятия текста на слух.
    - Но основной причиной данной патологии специалисты считают нарушение работы определенных отделов мозга, которые отвечают за способности к познанию. Чаще всего такая дисфункция обусловлена наследственностью или генетическими нарушениями. Обычно один из родителей ребенка сам в детстве страдал от этого недуга.

    Дисплексия, если ее вовремя выявить, удачно лечится и корректируется. Но чтобы определить ее у ребенка, нужно знать ее признаки и симптомы. О них далее:

    Как себя проявляет дислексия у детей (симптомы заболевания)?

    Характерными признаками дисплексии являются:

    При чтении текста ребенок часто пропускает слова, а иногда целые предложения или даже абзацы. При этом он часто и подолгу трет глаза, глаза могут немного косить. В процессе чтения может немного прикрывать один глаз или совсем его закрывает. После чтения даже небольшого текста часто жалуется на усталость и головную боль.

    Всеми правдами и неправдами старается избежать любого чтения, не хочет выполнять домашнее задание. Ему с трудом удается рисовать самые простые геометрические фигуры.

    Также при дисплексии ребенок может писать слова в тетрадке задом наперёд. На уроках он отстает от других учеников по выполнению нормы техники чтения. Он плохо пишет.

    Но нужно быть внимательными в выводах, определяя наличие дислексию у детей. Дело в том, что описанные признаки характерны также для детей, имеющих проблемы со зрением. Поэтому проконсультируйтесь у специалиста-офтальмолога, а затем покажите ребенка логопеду. Ведь ни сами родители, ни педагог, не могут поставить точный диагноз. Это под силу только специалисту.

    Что делать при диагнозе дислексия у детей (лечение, коррекция) заболевания?

    Терапия заключается в применении различных обучающих программ, направленных на коррекцию причины нарушения. С помощью программ ребенок овладевает навыками правильного чтения, тренирует свои познавательные функции. С помощью корректирующих упражнений ребенок овладевает навыками фонематического, зрительного восприятия текста, учится его анализировать. У ребенка формируются пространственные восприятия и т.д.

    Лечение дислексии всегда комплексное, дифференцированное. Должно обязательно учитывать характер патологии, ее причину и проявления. С помощью коррекции, например, устной работы с текстом по специальной методике обучения, ребенок постепенно преодолевает трудности, чтение дается ему все легче. Он успешно справляется с распознаванием, как слов, так и чисел.

    При правильно выбранной методике, при регулярных занятиях, ребенок приобретает все нужные навыки и симптомы дислексии исчезают без следа.

    При необходимости корректирующие обучающие мероприятия дополняются лекарственным лечением. Его обычно назначают, когда у ребенка выявляются вторичные осложнения дислексии. В этом случае ему назначают ноотропные средства и витаминные комплексы.

    Для осуществления эффективной коррекции дислексии нужно обратиться в медицинский центр, где осуществляют коррекцию и проводят лечение данной патологии опытные профессиональные логопеды. Нужно понимать, что от опыта и профессионализма врача зависит успех лечения. Если ребенок попадет в руки непрофессионала, то данное расстройство может усугубиться и перейти в хроническую и уже неизлечимую форму.

    Помните также, что чем раньше приняты меры по коррекции и лечению, тем выше шансы на успех. Будьте здоровы!