У меня синдром аспергера что делать. Синдром Аспергера у взрослых: как распознать это расстройство

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Мы выражаем свои чувства мимикой, жестами, интонацией, и, воспринимая эти же сигналы, судим об эмоциональном состоянии окружающих. Дети с синдромом Аспергера с трудом выражают эмоции и испытывают затруднения в общении со сверстниками, предпочитая небольшой круг интересов и хобби. Считается, что этот недуг был у таких знаменитых людей, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн. Далее мы расскажем о лечении и основных симптомах синдрома Аспергера.

Синдром Аспергера – симптомы

Синдром Аспергера – это общее нарушение развития, для которого характерны трудности в социальном взаимодействии и ограничение сферы интересов и занятий небольшим стереотипным репертуаром. Внешне это расстройство может напоминать аутизм, но в отличие от последнего способности к речи и познанию сохраняются.

Симптомы синдрома Аспергера объединяются в характерную «триаду»:

  • Нарушения коммуникации;
  • Трудности в поддержании сотрудничества;
  • Социальное воображение.

Нарушения коммуникации подразумевают сложности в понимании жестов, мимики и интонаций, выборе тем для беседы. Дети с синдромом Аспергера не могут начать и окончить разговор, не понимают шуток и метафор, не различают смысла сложных слов и фраз, хотя могут их использовать.

Такие ребята с трудом поддерживают дружеские отношения, не понимают этические нормы, часто проявляют некорректное поведение и кажутся замкнутыми, безразличными, равнодушными и отчужденными.

Что касается воображения, то у таких детей оно богатое и разнообразное, однако продемонстрировать его результаты окружающим довольно трудно. Они не всегда понимают точку зрения других людей, ошибочно интерпретируют их чувства, действия, мысли. Характерный признак синдрома Аспергера: ролевые игры даются с трудом, но зато хорошо осваиваются игры логические.

В целом для заболевания характерны тревога и беспокойство во время общения, одержимость увлечением, стремление к порядку, неестественная речь, нередко все это сопровождается сенсорными нарушениями. При выявлении этих признаков стоит провести тест на синдром Аспергера.

Синдром Аспергера и трудности в общении

С рождения и до трех лет по известным причинам признаки синдрома Аспергера отсутствуют, но проявляются к моменту социализации. Речь становится монотонной и ослабленной, мимика – застывшей, голос – тихим и резким, а круг интересов ограничивается узким набором однообразных занятий. Для ребенка характерно активное, но кратковременное внимание, взгляд остается опустошенным.

Все эти внешние проявления накладывают свой отпечаток на личность ребенка. В нежном возрасте такой ребенок может быть чрезмерно спокойным или слишком раздражительным, испытывает трудности с засыпанием и капризен в пищевых предпочтениях. Когда приходит время посещать детский сад, такие малыши с трудном адаптируются к коллективу, не желают расставаться с родителями и отстраняются от других детей.

Испытывая стресс при общении, детки часто болеют и, лишаясь на время болезни общения со сверстниками, становятся еще более отчужденными. В результате, к школе симптомы синдрома Аспергера обостряются.

В школе такие детки часто становятся изгоями, и не трудно понять, почему так происходит. Не умея выражать свои эмоции, школьники с синдромом Аспергера кажутся одноклассникам неадекватными, эгоистичными, черствыми, что не удивительно с учетом того, что такие дети плохо реагируют на прикосновения других людей, избегают смотреть собеседнику в глаза, не принимают чужие идеи. И хотя может показаться, что они совсем не стремятся к социальным контактам, одиночество такие дети переносят с трудом.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Моторика и сенсорные особенности

Для детей с синдромом Аспергера характерна педантичность – они предпочитают упорядоченную жизнь и рутины, а любые спонтанные вмешательства в привычный режим лишь провоцируют тревогу. Это может выражаться в том, что ребенок отказывается пробовать новые блюда, болезненно реагирует на различные неожиданные раздражители – яркий свет, шум машин, тактильные контакты с другими людьми.

Если обычные дети боятся темноты, незнакомцев или не желают оставаться одни, то при синдроме Аспергера совсем другие фобии, такие как боязнь ветра, дождя, резких звуков и т.д. И, тем не менее, инстинкт самосохранения и необходимая осторожность в потенциально опасных ситуациях таким детям не свойственны.

Что касается моторики, то при синдроме Аспергера дети с трудом развивают координацию движений. Это проявляется при таких простых операциях, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, по этой же причине у них страдает почерк. В целом такие детки неуклюжие, у них может быть нарушение походки и осанки, наблюдаются стереотипные навязчивые движения.

Тест на синдром Аспергера и лечение

Может показаться, что признаки синдрома Аспергера – всего лишь результат неправильного воспитания, но на самом деле расстройство связано с определенными изменениями в развитии мозга. К возможным причинам недуга относят генетическую предрасположенность, вирусные инфекции в первые месяцы беременности.

Для диагностики заболевания используется тест на сидром Аспергера, разработанный психологами Кембриджского центра по изучению аутизма, а также другие нейропсихологические исследования. Впрочем, иногда под результаты опросов попадают и вполне адекватные в эмоциональном отношении люди. Помимо теста на синдром Аспергера применяются методы наблюдения за ребенком, анкетирование родителей и педагогов, а также методы неврологической диагностики, которые позволяют исключить органическое поражение головного мозга.

Специфического лечения синдрома Аспергера не существует. В легких случаях отклонения компенсируются работой педагогов и психологов. В сложных – требуются нейролептики, психостимуляторы и антидепрессанты, а также тренинги, лечебная физкультура и занятия с логопедом. Как правило, проблемы ребенка с синдромом Аспергера не могут быть решены полностью, но вырастая, он может создать семью и достичь больших успехов в областях, которые его заинтересуют.

Видео с YouTube по теме статьи:

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и , детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.

Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.

Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.

Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

  • творческая деятельность может быть ограниченной, а также повторяющейся или строго последовательной;
  • мысли интерпретируются проблематично, как и действия или чувства окружающих;
  • упускаются едва заметные мимические послания собеседника;
  • представлять предсказывания и альтернативное развитие ситуации достаточно сложно;
  • представлять и понимать точку зрения других людей тоже сложно.

Часто дети отдают предпочтения занятиям, связанным с системностью и логикой.

Отличительные признаки

Симптомы также представлены следующими признаками.

  1. Стремление поддерживать определенный порядок всегда и во всем обусловлено желанием сделать мир менее запутанным и беспорядочным. Пациент может настаивать на собственных распорядках и правилах.
  2. Особая увлеченность выражена сильным, в некоторых случаях одержимым интересом к коллекционированию или другим хобби. Иногда интерес не угасает на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях пациент переключает внимание на что-либо иное. Под воздействием стимула навыки и интересы совершенствуются настолько, что человек с рассматриваемой патологией невероятно успешно работает и учится в кругу собственных интересов.
  3. Сенсорные проблемы могут проявляться во вкусе, осязании, обонянии, слухе или зрении, также возможны варианты сложностей во всех видах ощущений одновременно. В зависимости от пациента определяется и степень этих затруднений. Чаще рассматривается два варианта – малочувствительность или сверхчувствительность.

Диагностика

Сложность диагностики рассматриваемого недуга заключается схожести его симптоматики с признаками других патологий.

Выявление расстройства чаще всего происходит в возрасте от 4 до 12 лет, при этом ранняя диагностика напрямую влияет на успешность дальнейшего лечения и социализации

Среди актуальных методов диагностики необходимо отметить следующие:

  • беседа с родителями и общение с ребенком посредством игр;
  • проведение тестов на психомоторику, определение навыков самостоятельного поведения;
  • проведение интеллектуальных тестов;
  • генетические и неврологические исследования.

Значимость дифференциальной диагностики при таком заболевании сложно переоценить. В некоторых случаях удается выявить такие патологии:

  • генерализированное или обессивно-компульсивное тревожное или биполярное расстройство;
  • депрессивное состояние;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • вызывающе оппозиционное расстройство.

При этом упомянутые расстройства имеют место быть одновременно с рассматриваемым типом восприятия мира, и диагностика пациента будет различной в каждом отдельном случае.

Методические указания для дифференциальной диагностики

Зачастую требуется дифференциация с аутизмом (синдром Каннера).

  1. В первый год жизни ребенка можно заметить первые признаки аутизма, тогда как в ситуации с аспергером симптоматика проявляется лишь спустя 2-3 года после рождения.
  2. Аутический ребенок сначала учится ходить, а затем разговаривать, тогда как при рассматриваемой патологии сперва проявляется бурно развивающаяся речь, а затем навыки хождения.
  3. При аутизме нарушена функция коммуникации, и речевые навыки для общения не используются, во втором же случае наблюдается своеобразное использование речи для коммуникации с окружающими.
  4. Аутичные дети в 40% ситуаций обладают сниженным интеллектом, а в 60% умственная отсталость ярко выражена. При аспергере наблюдаются нормальные и высокие показатели интеллекта.
  5. При аутическом расстройстве следует готовиться к неблагоприятному прогнозу из-за атипичной деменции и дальнейшей шизоидной психопатии. Для рассматриваемого в данной статье синдрома характерен благоприятный прогноз, но в редких случаях с возрастом развивается шизоидная психопатия.
  6. Часто специалисты сравнивают с шизофренией, тогда как признаки аспергера более схожи с психопатией.

Лечение

Требуется тщательная диагностика прежде, чем начать планирование лечения. В данном процессе участвуют невролог, психолог и другие специалисты, компетентные в данном вопросе. Учитывать необходимо не только симптомы, но и возраст пациент, а также индивидуальные особенности его развития. Среди эффективных направлений стоит отметить следующие:

  1. Психотерапия. Задача психиатра – наблюдение и коррекция поведенческих навыков. Вместе с терапевтом он планирует индивидуальную лекарственную и немедикаментозную терапию. Высоким спросом пользуются тренинги, цель которых заключается в поддержании и развитии коммуникативных умений, а также адаптирующие к общественной жизни тесты.
  2. Для профилактических и оздоровительных целей следует ввести в режим дня обязательную лечебную физкультуру, которая будет положительно сказываться на работе всех систем и органов организма. Временно траченные и нарушенные функции можно будет восстановить. Лечебно-физкультурный комплекс составляется врачом для каждого пациента в индивидуальном порядке.
  3. Возможные побочные эффекты являются причиной столь редкого и аккуратного использования медикаментозной терапии. Данный подход актуален для контроля симптоматики при наличии сопутствующих заболеваний. Этот список включает:
    • медикаменты для контроля приступов;
    • психотропные препараты;
    • стимуляторы;
    • ингибиторы обратного захвата серотонина;
    • нейролептики
  4. Облегчению симптоматики способствует также особый подход к питанию и индивидуальное планирование диеты. Негативное воздействие оказывают продукты с глютеном и казеином, мучные изделия и молочная продукция, поэтому их необходимо исключить.
  5. Прогноз

    Актуально говорить о благоприятном и иногда относительно благоприятном прогнозе лечения, который напрямую зависит от того, насколько рано была проведена достоверная диагностика.

    Смертельного исхода в данном случае не предвидится, но статус личности теряется в 20% случаев. Грамотное лечение и профилактика позволяет вести пациенту полноценную жизнь, заводить семью и друзей, подниматься по карьерной лестнице, заниматься любимым делом.

Синдром Аспергера – это психиатрическое расстройство, которое еще обозначается, как аутизм высоко функционального типа, но все же с некоторыми отличиями. Люди с синдромом Аспергера, невзирая на расстройство с его особенностями, имеют гениальные склонности к определенным жизненным аспектам, часто это математические способности, но не только. Данная патология весьма интересная с точки зрения изучения, поскольку поражает воображение.

Такие люди могут не быть способными выполнять довольно простые жизненные вещи и обеспечивать свои потребности, но при этом они глубинно развиты в определённой отрасли, которая для обычных социально активных индивидуумов является совершенно неизвестной и неиспользуемой.

Причины

Впервые это расстройство описано Гансом Аспергером, соответственно и названо в честь него. Сам первооткрыватель этой патологии описывал общие черты расстройства в частности по мужской линии. Он рассуждал о наследственной составляющей этого синдрома. Современные исследования не исключают, что расстройство имеет генотипическую зависимость и это важный аспект в формировании данной патологии. Нередко семьи, где есть человек с синдромом Аспергера, интравертированы и имеют мало социальных взаимодействий, даже если не имеют установленного расстройства. Это подталкивает к мысли, что синдром имеет генетические корни с разной степенью проявления патологического генотипа. Характерно, что в генотипе больных синдромом Аспергера имеется целая группа генов, которая определяет тяжесть и проявление расстройства, именно из-за разных нарушений имеются настолько разные симптомы этой патологии.

Имеются данные о провокации тератогенного воздействия на таких индивидуумов. Именно тератогены являются довольно опасными в провоцировании такой патологии. Влияние тератогенов весьма опасно и играет свою роль уже на первичных этапах появления эмбриона. Воздействия окружающей среды естественно также довольно значимы для этого расстройства, особенно в соединении с генетическими аспектами. Многие исследователи обозначают и то, что опасны не только эмбриональные воздействия, но и расстройства, которые начинались в детстве.

Полного механизма формирования синдрома Аспергера не описано, но имеются исследовательские данные о факторах, воздействующих на мозг, имеющих глобальное значение и нарушающих нейрохимические структуры. При синдроме Аспергера нельзя локализовать эту патологию в определенной доле. Изменения мозговой и тканевой структуры при синдроме Аспергера становятся значимыми после зачатия. Неадекватное мигрирование эмбриональных клеток нарушает структуру мозговых частей и изменяет связующие нейроны. Это приводит к мигрированиям нейрональных путей, отвечающих за мышление, поведенческие аспекты.

Инструментальной и рентгенологической диагностикой подтверждено частично две теории развития синдрома Аспергера. Люди с синдромом Аспергера этому расстройству подвергаются по теории недостаточной связности. При этом говорится о не полностью синхронизированном взаимодействии высокоуровневых функциональных нейронов. На фоне недостаточности такой работы включается переизбыток низкоуровневого функционирования. Это теория недостаточной обработки объединяется с теорией неполного восприятия. Таким образом, говорится о нейромолекулярной невозможности индивидуумом видеть целую картину бытия.

Теория зеркальных нейронов в своей разработке довольно новая, она настроена на разработку и выявление данного расстройства. Это теория говорит о том, что нарушения зеркальных нейронов, отвечающих за социальное взаимоотношения и за следование своей социальной природе, а также за эмоциональную эмпатичность нарушена у индивидуумов с аутистическими расстройствами.

Симптомы

Признаки синдрома Аспергера имеют сочетающуюся симптоматику. Синдром имеет в своем составе характеристику в виде нарушения социального и материального функционирования.

Люди с синдромом Аспергера стереотипны, их ограниченность в социо-психологическом плане довольно сильно нарушает их функционирование. Особенности синдрома Аспергера – это шаблонное поведение, с ним связаны все сложности адаптирования в новой обстановке. У таких людей нет когнитивной задержки, то есть их интеллект совершенно в норме, он может быть даже развитым выше среднестатистического. При этом сосредоточенность индивидуума настроена на определенную узкую тематику, он не переключаем и изменить вектор его интереса практически нереально.

В физическом плане для таких людей характерна неуклюжесть, возможна односторонняя говорливость в направленности тематики, интересующей больного. Речь неритмична и скудна на интонации.

Признаки синдрома Аспергера наиболее актуально определять при анализе социальных взаимодействий. Такие люди не эмпатичны, то есть не выражают свою принадлежность к социуму, они не в состоянии сопереживать или в целом быть в синтонном эмоциональном состоянии.

Люди с синдромом Аспергера не выстраивают дружеские связи, не стремятся разделять жизненные перипетии со своим окружением. Так же, как и мало интересуются бытом всех остальных. Но эти индивидуумы не критично замкнуты, они скорее равнодушны к чувствам окружения, они способны начать длительный монолог, который в итоге не завершится, пока сам человек этого не захочет. Такой индивидуум не будет замечать чувств собеседника, и того, насколько ему комфортно в такой обстановке.

Для социума такое общение воспринимается бесчувственным. Люди с синдромом Аспергера характеризуются возможностью проявлять селективный мутизм — «Падая на уши» знакомым, но совершенно игнорируя общение с кем-то новым. Когнитивные способности таких индивидуумов позволяют осознавать социальные нормы, но особенности функционирования мозга не позволяют следовать таким правилам. Нередко реализация социальных норм и социальных взаимодействий для таких людей недостижимая возможность. Если они даже применяют какие-то выученные социальные шаблоны, но выглядит это неуклюже и они проваливаются в своих стараниях, так и не получая должного уровня внимания и общения.

Особенности синдрома Аспергера — ограниченность и узость интересов. Нередко сосредоточенность индивидуумов не охватывает объект в целом, а распространяется на части. Узкоспецифические интересы – это «визитная карточка» синдрома Аспергера. Люди с данным синдромом нередко накопляют тома детальной, узкой, малоинтересной информации, при этом мало интересуясь этой проблемой в целом. Симптоматика такого рода, доминирующая при синдроме Аспергера, нередко может вовлекать даже всю семью индивидуума, но учитывая незначительность такого симптома этот синдром поначалу не диагностируют, скидывая такие черты на особенность характера.

Синдром Аспергера у детей

Данное расстройство обычно диагностируется с достаточно молодой возрастной категории. Проблемы с узкими увлечениями, которые захватывают всю жизнь крохи начинают становиться очевидными к 5-ти годам, при этом ребенок совершенно погружается в свои странные изучения определенной «проблемы». Имеется гипотеза, что у детей с синдромом Аспергера имеется нарушение базового доверия к мировому сообществу и именно такие индивидуальные характеристики подталкивают их к определенному типу взаимодействия с социумом.

Дети с этим синдромом нередко собирают целые тома малопригодной информации о каких-то узких вещах. При этом их зацикленность на деталях не позволяет им осознать широкий контекст изучаемой ими проблемы. Опасность этого симптома в том, что дети интересуются определенной темой очень глубоко, восхищаясь ей, это предиктор пропуска синдрома. Важно отличать, если ребенок интересуется чем-то довольно распространённым для своего возраста, просто более глубинно пытаясь изучить это, то можно предполагать, что это просто детское увлечение. А вот если тематика излишне узконаправлена, малопригодна для игр и совершенно не детская, то имеет смысл поискать еще клинические симптомокомплексы, которые могут поспособствовать выявлению этой патологии.

Для диагностирования детского проявления синдрома Аспергера важно наблюдать за движениями. При такого рода расстройствах в движениях имеется стереотипность в играх ребенка. Он однообразно взмахивает руками, возможно, вращается всем телом. Эти движения отличаются от тиков своей добровольностью, большой ритмичностью и меньшим темпом.

Еще с детского возраста можно заметить некоторые нарушения речи, они обычно несерьезны, поскольку малыш совершенно функционален и сохранен. Также присутсвует некоторая безэмоциональность, обычно совершенное равнодушие к реагированию окружения на них. Их разговор больше похож на общение с собой, и неопытному человеку будет сложно уловить суть беседы.

Нередко лексикон у таких детей необычайно изощрён. Они используют заумные выражения, но при всей этой вычурности, они имеют сложности с интерпретированием выражений, особенно фигуральных. Трудности в понимание переходят просто в буквальное понимание всего. И тогда каждое сказанное выражение воспринимается ребенком буквально. Тяжелыми речевыми оборотами для детей с синдромом Аспергера является сарказм, ирония, юмористические обороты. Примеры буквального понимания замечались за такими детьми, когда другие дети шутили, то детей с Аспергером это пугало и настораживало. Нередко они бежали домой из-за испуга.

Характерно, что у детей с синдромом Аспергера немного отстают моторные навыки, у них могут сложности с выполнением такого рода заданий, а также с открыванием коробок и различных шкатулок. Кроме этого такому ребенку может быть трудно засыпать.

Синдром Аспергера у взрослых

Данное расстройство создает для человека совершенно отличный мир, в котором есть лишь его мировоззрения. Естественно таким индивидуумам практически нереально адаптироваться, работать и создать семью. Они становятся гениальными личностями в определенной узкой нише, но как «социальные существа» остаются довольно несчастными. Взрослые с таким синдромом совершенно неадекватно воспринимают обороты речи, разные фразы, обусловленные для веселья. Они не способны разделить с кем-то юморную историю, так как для них юмор не является приятным явлением.

Также у взрослых имеются нарушения речи, которые распространяются не только на разговорные особенности, но и на понимание. Характерно, что расстройство нарушает восприятие речи на слух, немного затрудняя его. Взрослые люди с синдромом Аспергера нередко применяют метафоры, но понятны они только им самим. Людям с этим синдромом присуща педантичность и немалая холодность, формальность в речи и восприятии также становится довольно заметной для окружения. Самым заметным симптомом являются странности в интонации и громкости произношения, поэтому нередко создается ощущение разговора с роботом. Зачастую у них есть интересный акцент, речь может быть прерывиста, со странной высотой и тембром. Для таких индивидуумов возможно присуща эхолалия, то есть повторение фраз либо своих, либо за кем-то.

Для диагностики патологии речи при синдроме Аспергера учитывается три аспекта: некачественная прасодия, то есть нарушение интонации и тона, уклончивость при поддержании темы, нарушенная и патологическая обстоятельность. Также присутствует многословие, которое обычно обстоятельно вращается вокруг темы (постоянно повторяющейся). Речь у может быть несколько некогерентной.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых описываются нарушением перцепции, то есть механизмов восприятия внешних раздражителей, проблемами с моторными навыками, эмоциональными факторами и сном. Восприятия посредством визуального и аудиального каналов может сильно варьировать зависимо от информации, доносящейся к индивидууму. Восприятие у таких людей направлено на мелкие детали. Также таким людям довольно сложно адаптироваться и у них снижены возможности реакции привыкания.

Координация движений у больных несколько нарушена, нередко наблюдается плохой почерк, они довольно неуклюжи. В целом синхронность движений и двигательная активность – это сложное испытание для людей с синдромом Аспергера. Нередко бывают и более серьезные трудности, поэтому иногда им даже запрещено водить автомобиль. Обычно присутствуют проблемы двигательно-зрительной интеграции, нередко со сложностями проприоцепции. Естественно, вся эта симптоматика связана с расстройствами между синхронизацией определенных частей мозга. Сложности со сном у взрослых значительно сказываются на их самочувствии, проблема распространяется и на засыпание и на пробуждение.

Лечение синдрома Аспергера

Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде. Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует. Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют , а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.

При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе. Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.

Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.

Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.

В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность. Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.

Тест

Особенности синдрома Аспергера диагностируются с помощью различных методик. Важно верно диагностировать данное расстройство, применяя весь спектр современных подходов.

Моторные нарушения диагностируются посредством последовательной тандемной походки, а также некоторой шаткости в позе Ромберга. Кроме этого имеются классические диагностические критерии, которые учитывают все сферы индивидуального развития. Речевые нарушения диагностируются у логопеда, а лучший способ выявления проблем с общением – это обращение к психологу.

Имеется много тестовых методик, направленных на выявление расстройств с проявлениями аутического спектра, но все они сложно дифференцируют именно синдром Аспергера. У взрослых с этим синдромом согласно тестированию имеется нелюбовь к художественной литературе, причем это не связано со скудностью интеллекта. Это скорее связано с их более высоким научным интересом к литературе нехудожественной; некоторые связывают это со сложностью понимать эмоциональные переживания персонажей и художественные обороты.

При моторных тестах можно обнаружить, что люди с синдромом Аспергера с трудом совершают моторные движения, требующие последовательных действий, также у них бывают минимальные изменения в плане и апраксии.

Есть специальные эмоциональные тесты, которые направлены на тестирование распознавания эмоциональных состояний и таким индивидуумам они даются довольно плохо. У таких людей повышен уровень тревожности по всем показателям, а также имеются нарушения сна, которые также можно выявить объективными методиками.

Впервые определить наличие расстройства обычно можно к трем годам, поэтому крайне важно вовремя посещать медосмотры. Чаще всего распознать признаки расстройства возможно при медосмотре и после этого стоит применить скрининговые методики для определения синдрома Аспергера. К таким скрининговым опросникам относят: Аспергер синдром диагностическая шкала, АССКУ, детский тест на синдром Аспергера, Джильям Аспергер синдром тест, КАДИ. Тест подбирается адаптировано, зависимо от того, кто диагностируется — подросток или другой возраст, называется: «тест на аутистический спектр».

Аспергер немного иначе диагностировал расстройство и называл его аутистической психопатией, только позже эта патология была популяризирована его последователями, когда была опубликована книга с историями таких детей. Этот синдром включили в диагностический перечень не очень рано, это связано с сложностями диф. диагностирования данного заболевания.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Аспергера благоприятен в случае своевременного проведения описанной выше терапии. Тогда больные смогут и социально адаптироваться и найти оптимальные для себя условия труда. В условиях социально -психологической поддержки, эти индивидуумы способны найти себе пару, они могут обращаться в группы поддержки для пар, где у кого-то одного есть синдром Аспергера. Естественно, жизнь с таким человеком — это «особенная робота».

Для детей, которых верно адаптировали родители и сопровождали в процессе их развития значительной поддержкой, также возможна успешная социальная адаптация. Но при неблагоприятных условиях жизнь человека с таким расстройствам достаточно печальна. Он все большое аутизируется, испытывая значительные трудности с общением и не способен ни адаптироваться, ни жить самостоятельно, ни найти пару. Адаптация таких больных проходит довольно сложно, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных расстройств.

Учитывая гениальность таких людей в узких сферах, при их верной направленности возможно взрастить настоящего гения. Считается, что индивидами с подобными симптомами были Моцарт и Эйнштейн.

Профилактика синдрома Аспергера – это избегание тератогенов, которые в очень раннем возрасте могут неблагоприятно повлиять на плод, приводя нейрональные связи в нарушенный строй. Также важно снятие стресса у родителей, поскольку они индуцируют им ребенка. Семейное благополучие для поддержания климатического здоровья просто необходимо для поддержания здоровья детей.

Когда вы встречаете ребёнка с синдромом Аспергера, можно сразу обнаружить две вещи. Он не отстаёт в развитии от других детей, но у него имеются проблемы с социальными навыками. У такого ребёнка наблюдается тенденция к навязчивой концентрации на одной теме или к воспроизведению одной и той же манипуляции снова и снова.

Долгое время специалисты выделяли синдром Аспергера как самостоятельное заболевание. Сегодня он больше таковым не является. Синдром Аспергера — это часть более обширной категории, называемой расстройством аутистичекого спектра. Это нарушения нервной системы, характеризующиеся трудностями с коммуникацией и социальным взаимодействием, стереотипными и повторяющимися моделями действий и неравномерным умственным развитием, часто с когнитивными недостатками.

При синдроме Аспергера проявления менее выражены, чем при других типах расстройства спектра аутизма.

Синдром получил своё название в честь доктора Ханса Аспергера, педиатра из Австрии. В 1944 году он впервые описал это состояние. Доктор рассказал о четырёх мальчиках; у них наблюдалось «отсутствие сопереживания, слабая способность формировать дружеские отношения, разговор с самим собой, глубокое «погружение» в интересующий объект и неуклюжие движения». Из-за их навязчивых интересов и осведомленности о конкретных предметах он называл мальчиков «маленькими профессорами».

Многие эксперты сегодня обращают внимание на особые таланты и положительные аспекты болезни Аспергера и полагают, что это расстройство подразумевает другой, но не обязательно дефектный образ мышления. Положительные черты людей с синдромом Аспергера были названы полезными во многих профессиях и включают:

  • повышенную способность сконцентрироваться на деталях;
  • упорство в конкретных интересующих вопросах, не поколебавшись;
  • способность работать самостоятельно;
  • выделение деталей, которые могут быть упущены другими;
  • интенсивность и оригинальность мышления.

Хотя поставить диагноз болезнь Аспергера невозможно без прямого тестирования и наблюдения индивида, некоторые авторы предположили, что многие успешные исторические личности, вероятно, имели синдром Аспергера, включая Альберта Эйнштейна, Моцарта, Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и Марии Кюри. Конечно, окончательный диагноз исторических фигур с синдромом Аспергера невозможен, и многие из признаков, проявляемых людьми с этим расстройством, также могут возникать из-за умственной одарённости или даже синдрома дефицита внимания.

Причины

Этиология синдрома Аспергера неизвестна. У некоторых детей с расстройством были случаи осложнений в пренатальный и неонатальный периоды и во время родов, но связь между акушерскими осложнениями и синдромом Аспергера не подтверждена.

Неблагоприятные события в пренатальном, перинатальном и послеродовом периодах могут увеличить вероятность развития синдрома Аспергера. В шведском исследовании были зарегистрированы негативные перинатальные инциденты примерно у двух третей из 100 мужчин с синдромом Аспергера, а у матери наблюдались инфекции, вагинальное кровоизлияние, преэклампсия (поздний токсикоз) и другие критические эпизоды во время беременности. Неизвестно, является ли синдром следствием или причиной перинатальных осложнений в таких случаях.

Исследования мозга с помощью визуальных методов показали, что существуют структурные и функциональные различия в определённых областях мозга между лицами с синдромом Аспергера и теми, у кого он отсутствует.

Изучение истории семей, в которых у нескольких членов есть синдром Аспергера, позволило предположить, что имеется генетический вклад в развитие расстройства.

Исследования показали, что несколько генов, вероятно, задействованы в расстройстве спектра аутизма. У некоторых детей синдром Аспергера может быть ассоциирован с генетическими нарушениями, такими, как синдром Ретта (тяжёлая патология ЦНС) или синдром Мартина-Белл (синдром хрупкой Х-хромосомы). Кроме того, генетические изменения могут увеличить риск развития расстройства спектра аутизма или обуславливать степень тяжести симптомов.

Экзогенный фактор

Влияние окружающей среды имеет определённое значение. Несмотря на то, что некоторые семьи по-прежнему обеспокоены тем, что вакцины и/или консерванты в них могут играть некоторую роль в развитии синдрома Аспергера и прочих расстройств аутистического спектра, эксперты дискредитировали эту теорию.

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек. Необходимы дополнительные эпидемиологические исследования с использованием общепринятых критериев и скринингового инструмента, который ориентирован на эти параметры.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно. Однако в других частях мира, где ни один из этих факторов не может применяться, распространённость может быть совершенно иной.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира. Например, в Нью-Йорке многие жители являются иммигрантами, и не всегда можно получить медицинские записи из страны их происхождения.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

У детей с синдромом благоприятный прогноз, когда они получают поддержку от членов семьи, хорошо осведомлённых о расстройстве. Эти индивидуумы могут обучаться конкретным социальным ориентирам, но, как предполагается, основные социальные нарушения будут пожизненными.

У лиц с болезнью Аспергера наблюдается нормальная продолжительность жизни; однако у них более распространены сопутствующие психические заболевания, например, депрессия, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) и синдром Туретта (нервно-психическое расстройство). Коморбидные психические расстройства (взаимосвязанные заболевания), когда они присутствуют, существенно влияют на прогноз.

Депрессия и гипомания (мания в лёгкой степени) распространены среди подростков и взрослых с синдромом Аспергера, особенно с семейной историей этих состояний. У людей, ухаживающих за лицами с этим заболеванием, также может быть склонность к депрессии.

Повышенный риск самоубийства наблюдается у лиц с этим синдромом. Этот риск возрастает пропорционально количеству и тяжести сопутствующих заболеваний. Во многих случаях суицида синдром Аспергера у человека не диагностирован, так как уровень осведомлённости о состоянии часто невелик и методы, используемые для его идентификации, часто оказываются неэффективными и ненадёжными. У людей с этим расстройством, которые совершают самоубийство, часто есть другие психиатрические проблемы.

Симптомы

Симптомы индивидуума варьируются от лёгких до тяжёлых. Также будет разным уровень функционирования у каждого ребёнка. У детей могут быть все или только некоторые из описанных ниже характеристик. У них возможно будет больше проблем в неструктурированных социальных условиях или в новых ситуациях, связанных с навыками решения коммуникационных задач.

Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении со сверстниками и могут быть отвергнуты другими ребятами. У подростков с расстройством обычно развивается депрессия, и они чувствуют себя одинокими.

За пределами общения с ближайшими родственниками пострадавший ребёнок может проявлять неуместные попытки инициировать социальное взаимодействие и подружиться с окружающими людьми. Дети с синдромом могут бояться демонстрировать искренние желания общаться со сверстниками. Но члены семьи могут научить такого ребёнка выражать свою любовь к родителям с помощью многочисленных репетиций на протяжении многих лет.

Бывает, что пострадавший ребёнок не может проявлять привязанность к родителям или другим членам семьи.

У детей с синдромом Аспергера имеются особенные и узкие интересы, они исключают другие виды деятельности. Эти интересы могут иметь приоритет над их отношениями со своей семьей, школой и сообществом.

Перемены в повседневной жизни ребёнка (развод родителей, смена школы, переезд,) может также усугубить тревогу, депрессию и другие психологические нарушения.

Коммуникативные нарушения

Пострадавшие дети очень ограниченно используют жесты. Язык тела или невербальное общение могут быть неуклюжими и неуместными. Мимика может отсутствовать. При ответе на вопросы у ребёнка обычно возникают ошибки. Эти дети часто дают неуместные ответы.

У детей с синдромом Аспергера наблюдаются некоторые аномалии в речи и языке, включая скрупулёзную речь и странность в подаче, интонации, просодии (постановка ударения) и ритме. Непонимание языкового нюанса (например, буквальные интерпретации оборотов речи) является обычным явлением.

У детей часто наблюдаются практические проблемы речи, в том числе:

  • неспособность использовать язык в социальных контекстах;
  • прерывание речи другого человека;
  • неактуальные комментарии.

Речь бывает необычно формальной или трудной для понимания других людей. Дети могут озвучивать свои мысли без цензуры.

Объём речи может сильно различаться и отражать текущее эмоциональное состояние ребёнка, а не требования к коммуникации в социальной сфере. Некоторые дети могут быть разговорчивыми, другие молчаливые. Более того, один и тот же ребёнок может демонстрировать как многословность, так и стойкое молчание в разное время.

Некоторые дети могут проявлять селективный мутизм (отказ от говорения в определённых ситуациях). Некоторые могут говорить только с теми, кто им нравятся. Таким образом, речь может отражать индивидуальные интересы и предпочтения личности.

Форма выбранного языка может включать метафоры, которые имеют смысл только для говорящего. Сообщение, что-то значащее для оратора, может быть не понято тем, кто его слышит, или оно может иметь смысл только для некоторых людей, которые понимают личный язык говорящего.

Дети часто проявляют слуховую дискриминацию и искажение, особенно когда сталкиваются 2 или более человек, говорящих одновременно.

Сенсорная чувствительность

У детей с синдромом Аспергера может проявляться ненормальная чувствительность на звук, прикосновение, боль и температуру. Например, они могут демонстрировать либо чрезвычайно большую, либо уменьшенную чувствительность к боли. Возможна гиперчувствительность к текстуре продуктов. У детей бывает синестезия, когда раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе вызывает автоматический, непроизвольный ответ в другом сенсорном режиме.

Задержка моторных навыков

  • видимая неуклюжесть и слабая координация;
  • дефицит визуально-моторных и визуально-перцептивных навыков, включая проблемы с балансом, ловкостью рук, почерком, быстрыми движениями, ритмом.

Несколько факторов затрудняют диагностику синдрома Аспергера. Как и другие формы расстройства спектра аутизма, он характеризуется ухудшением социального взаимодействия, сопровождаемого повторяющимися и ограниченными интересами и поведением; он отличается от других расстройств аутистического спектра отсутствием общей задержки в речевом или когнитивном развитии. Проблемы диагностики включают несогласованность между критериями, противоречие в отношении различий между синдромом Аспергера и другими формами расстройств спектра аутизма.

Педиатр при проверке развития ребёнка может идентифицировать признаки, требующие дальнейшего изучения. Необходима всесторонняя оценка команды специалистов, чтобы подтвердить или исключить диагноз. В эту группу обычно входят психолог, невролог, психиатр, логопед, педиатр и другие специалисты, имеющие опыт диагностики синдрома Аспергера. Комплексная оценка включает неврологический и генетический аспекты с углублённым когнитивным и речевым тестированием для установления IQ. Также сюда включена оценка психомоторной функции, словесных и невербальных способов коммуникации, стиля обучения и навыков самостоятельной жизни.

Скрининг способов коммуникации включает в себя оценку:

  • невербальных форм общения (взгляд и жесты);
  • использования метафор, иронии и юмора;
  • постановки ударения и громкости речи;
  • содержания, ясности и согласованности разговора.

Тестирование может включать аудиологическое исследование, чтобы исключить нарушение слуха. Большое значение имеет выявление семейной истории расстройств аутистического спектра.

«Понимание чужого сознания» можно рассматривать как способность постигать смысл психических процессов самого себя и других, что позволяет прогнозировать реакции других людей на обычные ситуации. У ребёнка с синдромом Аспергера наблюдается недостаток в развитии этого понимания.

У детей с возможными проблемами развития скрининг на «понимание чужого сознания» является важным процессом, который специалист может использовать для выявления некоторых основных поведенческих симптомов синдрома Аспергера. Типичные дети демонстрируют его наличие перед началом школы. Таким образом, неспособность школьного ребёнка выполнить правильно какую-либо процедуру из скрининга указывает на необходимость направить его на дополнительное обследование.

Скрининг «понимания чужого сознания» состоит из двух основных компонентов: моделирование кукольной пьесы и задачи на воображения. Его можно выполнять в кабинете врача и других повседневных условиях, он занимает всего несколько минут.

Врач и пациент сидят на противоположных концах стола. Специалист показывает пациенту 2 куклы и называет их, говоря: «Это Света. Это Аня».

Моделирование включает в себя 2 процедуры. Во-первых, врач описывает и показывает Свету, помещая камешек в корзину. Затем удаляет Свету из комнаты и закрывает дверь, оставляя её снаружи. Далее врач описывает и показывает, как Аня вынимает камешек из корзины и помещает его в коробку. Наконец, специалист возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Ребёнок с развитым «пониманием чужого сознания» ответит, что Света будет искать камешек в корзине, куда она положила его перед выходом из комнаты. Если этот ответ получен, процедура заканчивается, и тогда врач может перейти к задаче на воображение.

Ответ «Света будет искать в камешек в коробке» сигнализирует о том, что у ребёнка нет «понимания чужого сознания». Такой ответ указывает на то, что пациент не может отличить разум Светы от своего собственного и, таким образом, не признаёт, что Света отсутствовала и не могла знать, что камешек был перемещён из корзины в коробку. Ребёнок предполагает, что, поскольку он знает, что камешек находится в коробке, Света тоже должна это знать.

Если пациент не отвечает, что Света будет искать камешек в корзине, врач продолжит задавать вопросы, чтобы прояснить понимание пациентом ситуации. Специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» Как здоровые, так и дети с синдромом обычно утверждают, что камешек находится в коробке. Затем врач спрашивает: «Где был камешек вначале?» Обычный ребёнок и малыш с расстройством заявит, что камешек был первоначально в корзине.

Во второй процедуре врач описывает и показывает, что Света помещает камешек в корзину, затем удаляет её из комнаты и закрывает дверь, оставляя куклу снаружи. Затем специалист описывает и показывает, как Аня вынимает камешек мрамор из корзины и помещает его в карман доктора. Наконец, врач возвращает первую куклу в комнату и спрашивает пациента: «Где Света будет искать камешек?»

Здоровые пациенты с «пониманием чужого сознания» отвечают, что Света будет искать в корзине, потому что именно сюда она последний раз помещала камешек. Если этот ответ получен, врач переходит к задаче на воображение. Если нет, специалист спрашивает пациента: «Где камешек на самом деле?» И «Где был камешек вначале?», чтобы удостовериться в понимании пациентом ситуации.

Процедура состоит из 3 частей. В первой врач говорит пациенту: «Закройте глаза и подумайте о большом белом плюшевом медведе. Мысленно сделайте снимок изображения. Вы видите белого плюшевого медведя»?

Здоровый пациент сообщит о том, что он видит изображение большого белого плюшевого мишки. Если пациент этого не утверждает, врач спрашивает: «Что вы видите, когда закрываете глаза?» Если пациент сообщает о каком-либо постороннем изображении, врач спрашивает: «О чём вы думаете?» Здоровый пациент будет с готовностью сообщать об изображении большого белого плюшевого мишки.

Следующая часть задачи — повторение первой части, с заменой медведя на большой красный шар. Здоровый пациент сообщит, что перед ним большой красный шар.

В третьей части задачи на воображение специалист просит пациента идентифицировать первое изображение, визуализированное во время упражнения. Здоровый ребёнок вообразит большого белого плюшевого медведя. Возможность вспомнить более ранний ментальный образ является доказательством наличия «понимания чужого сознания»; таким образом, невозможность распознать свои собственные прежние мысленные образы предполагает отсутствие этого понимания. Соответственно, если пациент сообщает, что первым изображением был красный шар, это свидетельствует о дефиците «понимания чужого сознания».

Специального лечения синдрома Аспергера нет. Все вмешательства, описанные ниже, в основном ориентированы на симптоматику и/или реабилитацию.

Выработка надлежащего социального поведения

Учителя имеют много возможностей помочь детям в развитии соответствующего социального поведения. Например, они могут моделировать различные ситуации, требующие определённого действия и поощрять совместные игры в классе. Педагог может показать соответствующие способы поиска помощи, когда ребёнок демонстрирует проблемное социальное поведение в классе. Учителя могут идентифицировать подходящих друзей для детей с синдромом и поощрять перспективную дружбу. Они также помогают детям справляться с социальными ситуациями, осуществляя контроль в перерывах между занятиями, в столовой и вовремя мероприятий на игровых площадках.

Показ видеороликов может способствовать самоконтролю за соблюдением правил в классе. Ребёнок может научиться наблюдать за другими детьми, за социальными сигналами и поведением. Поскольку смена школы, классной комнаты и преподавателя может усугубить симптомы, необходимо приложить усилия для минимизации изменений в графике и образовательной среде пациента.

Реализация коммуникационных и языковых стратегий

Детей с синдромом Аспергера можно научить говорить фразы для определённых целей (например, открытие беседы). Их также рекомендуется научить искать разъяснения, спрашивая людей перефразировать запутанные выражения. Их следует поощрять просить, чтобы сложные инструкции повторялись, упрощались, разъяснялись и записывались.

Педагоги, используя моделирование, могут научить пострадавших детей тому, как интерпретировать чужие разговорные сигналы, чтобы отвечать, прерывать или изменять темы. Поскольку интерпретация метафор и фигур речи часто затруднена, воспитатели должны объяснять эти тонкости языка, когда они возникают. При передаче серии инструкций ребёнку с синдромом Аспергера необходимо делать паузу между каждым отдельным пунктом.

Ролевая игра поможет детям с синдромом Аспергера научиться понимать намерения и мысли других людей. Пострадавших детей следует поощрять останавливаться и думать, как будет чувствовать себя другой человек, прежде чем действовать или говорить. Их можно научить воздерживаться от произнесения каждой мысли.

Некоторые дети с болезнью Аспергера обладают хорошим наглядно-образным мышлением. Этим детям рекомендуется объяснять всё с помощью диаграмм и других иллюстраций.

Дети с синдромом Аспергера могут часто сосредоточиться на занятиях в течение нескольких часов без перерывов и продолжать эту концентрацию ежедневно в течение многих лет. Например, многие дети отказываются от занятий на музыкальном инструменте даже на несколько минут в день, а ребёнок с синдромом может наслаждаться ежедневными упражнениями часами.

При правильном обучении таланты детей с синдромом Аспергера могут плодотворно развиваться. Соответственно, в раннем возрасте полезно выявлять и развивать особые интересы и способности ребёнка (например, к музыке или математике). Эти таланты также помогут ему заслужить уважение от одноклассников.

Родители и учителя должны применять творческие подходы к раскрытию навыков, способностей и талантов детей с болезнью Аспергера. Для развития таких талантов необходимо квалифицированное обучение.

Заключение

Иногда, когда люди слышат, что у ребёнка есть синдром Аспергера, их первый ответ будет чем-то вроде: «Но он выглядит совершенно нормальным». Это ошибочно и невежественно, потому что нет ничего ненормального или нетипичного в отношении ребёнка с синдромом Аспергера. У этих детей могут быть трудности с взаимодействием или другие проблемы, но во многом он такой же, как и любой другой ребёнок. Им просто нужен кто-то, который покажет им путь и поможет вписаться в общество.