Ребенок не может уснуть ночью. Ребенок не хочет спать: что делать? Почему ребенок не хочет ложиться спать — днем, ночью, в коляске, в своей кроватке, в детском саду? Причины плохого сна у детей

И все,больше днем не спит. Потом он засыпает в восемь-девять часов вечера и спит до семи утра . Просыпается ночью иногда часто, иногда редко (4-5 раз я считаю редко), но каждый раз когда просыпается быстро опять засыпает с грудью.

После получасового сна утром,т.е. в 10.30-11.30 он просыпается невыспавшийся, трет глазки, зевает. Пыталась опять уложить его спать -- безрезультатно. Обычно мы потом играем дома, в двенадцать или час дня я его кормлю и мы идем на 2-3 часа на прогулку.На прогулке он обычно сидит в коляске, иногда пускаю его побегать на полчаса (надеваю на него шлейку, но он предпочитает не сам ходить а висеть на шлейке, моих сил хватает максимум на полчаса т.к. ребенок весит 12.6 кг). Приходим домой, кормление, и пускаю его играть в комнате. Так он играет до восьми-девяти вечера, пока не уложу спать. Начал ходить без поддержки он около 10ти месяцев, сейчас бегает. Во время игр ходит по комнате, очень редко сидит спокойно и недолго (пока что-то разглядывает, например книги).

Собственно, вопрос заключается вот в чем: почему ребенок не засыпает,если хочет спать?

Он как просыпается в 10.30-11.30 невыспавшийся, глазки плывут, зевает, трет глазки, так и проходит весь день,но не спит. Такой режим у нас месяцев с 10ти. Раза три за все время удалось уложить его спать часов в пять вечера , но тогда он просыпается через полчаса и уже капризничает и ревет пока не уснет в восемь-девять вечера на ночной сон. Если не укладывать спать в пять вечера , то весь день проходит без капризов, настроение у малыша хорошее. Я бы подумала, что ему хватает сколько он спит, если бы он не тер глазки и по виду не было бы видно, что он хочет спать.

Еще хочу заметить, что он активный ребенок и перед сном он вялым не становится,все так же продолжает бегать, болтать... Перед утренним сном я его укачиваю на руках. Это происходит так: он играет, а я раз в минут 10 беру его на руки и пытаюсь укачать. Он или сам просится на руки, или я сама его беру. Если вырывается с рук, то кладу на пол, минут через 10 опять на руки, и так он один раз перестает вырываться и засыпает. На руках он засыпает обычно минут за 10. Если просто уложить на кровать, то он с нее слезает или на ней же играет (он встает на ноги и я его спускаю на пол, потому что с кровати легко упасть) и так и не уснет.Уложить так же,как я это делаю вечером, не получается, т.к. он так и не успокаивается и все продолжает играть.

Вечером я его на руках не укачиваю. Часов в семь-половине восьмого вечера я его укладываю на кровать и даю грудь. Он может поесть и сразу заснуть (что бывает редко), или поесть и потом начать играть. Я его спускаю с кровати и он играет на полу пока не начнет хныкать. Тогда я его опять кладу на кровать, даю грудь (если хочет), если он опять встает на ноги то я его опять спускаю на пол... Так продолжается пока он не уснет с грудью или не перестанет вскакивать на ноги на кровате, если он садится, то я его мягко опять укладываю в лежачее положение, и так несколько раз пока не перестанет вертеться и наконец не уснет. Таким образом обычно на то, чтобы уложить ребенка спать уходит час или два.

Спит ребенок со мной на двухспальной кровате.

Водила к нескольким неврологам, все говорят,что с ребенком все хорошо, значит, ему хватает такой сон, но вот то, что у него весь день плывущие глазки меня беспокоит.

Еще хочу заметить,что он с рождения днем мало спал, месяцев с 6ти у него такой же режим,как и сейчас плюс он еще один раз засыпал в час дня на полчаса. И всегда вид такой же невыспавшийся.

Было у вас такое, ребенок хочет спать, но не может уснуть и плачет, капризничает, выгибается? Конечно бывало, ведь в этом нет ничего удивительного. Такое происходит, у кого-то часто, у кого-то редко. В чем причина, и как справляться, рассказываю в этой статье.

Помимо недомоганий или болезни (колики, заложенность носа и прочее), основных причины три.

1. Перегулял

Нервная система у малышей нестабильная, и часто перевозбуждение преобладает над торможением. Возможно, малыш готов был уснуть, но отвлекся, заигрался, и все, момент пропущен, гормоны стресса накоплены. Человеку тяжело.

Кроха как будто борется со сном, пытается уснуть, но справиться уже не может. Для того, чтобы избежать такой картины событий, необходимо знать . Ответственность за соблюдение ритмов на маме, как на ведущей в паре мама-малыш.

В случае с перегуливанием в помощь маме следующие рекомендации:

  • Сохранять спокойствие.
  • Выслушать ребенка, посочувствовать, предложить грудь. Малышей до 6 мес. немного подкачать (если необходимо), включить «белый шум» (налить себе стакан воды, включить чайник), малышей до 1,5-3 месяцев – запеленать. Читайте об этом подробнее
  • постараться уснуть вместе с ребенком.

2. Недогулял

И это тоже относится к ритмам. Особенно в переходные периоды, когда малыш готов бодрствовать чуть подольше, а мама настаивает на сне, дите выражает недовольство, когда его укладываешь, орет. В этом случае можно дать ребенку погулять еще 15-20 минут, и попробовать уложить снова. Если не хочет засыпать – еще 15.

Укладывать ребенка следует не дольше 10-15 минут. Если малыш приложился к груди, а через 15 минут довольный оторвался, значит, он готов бодрствовать еще.

Сразу понять, мало или много бодрствования ребенку не всегда просто. В этом случае следует действовать методом проб и ошибок. Ориентируясь на ритмы, попробовать уложить чадо минут на 10 раньше, если не подошел вариант, то дать больше времени на бодрствование. Следует наблюдать за состоянием ребенка. В итоге будет понятно, как поступить.

Дети считывают наше настроение, поэтому залог комфортного засыпания – соблюдение ритмов и состояние мамы.

3. Неудовлетворенные нужды

Человечек постарше, к примеру, 1-1,5 года может испытывать чувство голода или желание пописать. В отличие от взрослых, детям перед сном необходимо подкрепиться.

Помимо этого, есть несколько важных правил, которые порядком облегчать вам укладывания вашего дитяти:

  • Укладывать ребенка в разных позах, удобных маме. Т.к. мама имеет биологическое право на выбор позы, как ведущая в паре мама-малыш.
  • Не создавать специальных условий для дневного сна – тишина, темнота и прочее, все это усложнит засыпания в непривычных условиях.
  • После 3 месяцев исключить сны на улице – иначе появится привыкание, далеко не всегда удобное. Помимо того, сон на улице создает ребенку лишние сложности в виде движений воздуха, выхлопных газов и прочих выбросов, которые концентрируются как раз на уровне детской коляски. Лучше хорошо проветрить помещение перед сном.
  • Организуйте малышу активное бодрствование, так лучше засыпается.


Наблюдайте за своим ребенком, за его сигналами, за его состоянием. Проявите любовь и терпение. У вас все получится! Да, иногда дети как маленькие инопланетяне с которыми не понятно как обращаться и как расшифровать их язык. Если вы чувствуете себя подобным образом, обратите внимание на эти классные курсы для молодых матерей, которые вам обязательно помогут:

«Естественное родительство: мифы и рифы»

«Секреты счастливого материнства »

Сон является неотъемлемой частью для грудного ребенка, способствуя развивающемуся организму отдохнуть. При этом часто у родителей возникают ситуации, когда грудничок плохо засыпает на ночь, плачет в кровати, капризничает.

В результате ребенок не высыпаетcz и в течение дня может капризничать. Что делать, когда грудничок не может уснуть и долго крутиться перед ночным укладыванием – в этом поможет разобраться поиск источника проблемы.

Причины плохого засыпания у младенца

Сталкивались с такой проблемой, как отсутствие сна у ребенка вечером, родители часто теряются и не могут предпринять адекватных действий без посторонней помощи. При этом грудничок плохо засыпает с вечера, а днем спит нормально.

Важно знать, что возникновение трудностей с укладыванием указывает на присутствие болезней или изменение режима младенца.

По мнению доктора Комаровского, причины могут заключаться в следующем:

  • отсутствие желания спать у малыша;
  • у чада путаница с днем и ночью;
  • новорождённый голоден, хочет пить или у крохи что-то болит;
  • психологический и эмоциональный настрой родителя – подавленность и переутомление плохо отражаются на засыпании ребёнка;
  • чувство дискомфорта – намокший подгузник, неудобная пижама;
  • освещенность и шум в помещении – громкие звуки и яркий свет негативно сказываются на грудничке;
  • новорожденный проявляет чрезмерную активность и эмоции, перед тем как ложится спать;
  • перевозбуждение – это одна из основных причин с плохим засыпанием ночью.

Фактором, почему малыш плохо засыпает со слов Комаровского, может служить отсутствие либо изменение отработанного порядка ухода ко сну. Необходимо составить точное расписание дня для ребенка исходя из индивидуальности. К примеру, купание или чтение, будут ассоциироваться с последующим уходом к засыпанию.

Так, появление бессонницы, возможно в переходные моменты. Когда малыш скоро пойдет, будет разговаривать либо при росте зубов. Эти моменты следует переждать, сон нормализуется.

Если поменялась обстановка в комнате либо младенец боится засыпать ночью в одиночестве, это также может спровоцировать тяжелое укладывание.

Помешать здоровому сну может воздействие разных недугов:

  • астма;
  • изжога;
  • простуда;
  • инфекция в ушах;

Если узнать истинную причину, почему ребенок плохо засыпает на ночь, можно с легкостью наладить укладывание.

Методики самостоятельного засыпания

Очень часто родители задаются вопросом, как научить малыша засыпать самостоятельно? Существует 4 эффективные методики, которые позволяют приучить кроху к самостоятельному засыпанию на ночь.

Метод самоуспокоения

Этот способ содержит в себе словесное и тактильное влияние на чадо, помогающих укладываться самому и утешаться пробудившись.

Что делать, когда грудничок не хочет засыпать самостоятельно? Необходимо подготавливаться к укладыванию в определенное время. Чтобы малыш спал, могут помочь:

  • теплая ванная;
  • чтение;
  • слабое освещение;
  • тихая успокаивающая мелодия.

Когда подойдет время спать, нужно уложить младенца в кроватку и остаться рядом. Тихо выйти, если малыш уже уснул. Если грудничок ощутил уход и захныкал, необходимо вернуться. На руки брать нельзя, следует разговаривать.

Основная задача метода, когда кроха услышит голос матери, утихал и засыпал самостоятельно. Спустя время, грудничок привыкнет к тому, что поднявшись ночью, не берут на руки. Через 3 недели такого режима малыш сможет один спать намного дольше, чем раньше.

Способ – долгое прощание

Данный способ подойдет родителям, которые не переносят плач крохи. Как приучить засыпать ночью, когда у малыша начинается истерика, при уходе мамы из комнаты?

Рекомендуют постепенно родителю отходить от колыбели. Улаживая ребенка спать, нужно ежедневно присаживаться дальше на небольшое расстояние, пока совсем не покинете пределы комнаты. Когда грудничок знает, что мама около него, научится спать сам без капризов и боязни.

Класть в кровать необходимо, когда грудничок засыпает, но еще совсем не заснул. Сесть следует так, чтобы была видимость родителя. Если кроха станет плакать и тянуться на руки, следует погладить грудничка и пошептать успокаивающие слова. Брать на руки и реагировать на плач с истерикой стоит, если малыш будет очень бурным.

После того как грудничок станет спокойным, можно вернуться на прежнее место. Покинуть детскую следует тогда, как удостоверитесь, что он спит. Когда ночью ребенок снова проснется, то усыплять необходимо будет также как и вечером. Спустя 2 недели, грудничок сам будет засыпать в комнате.

Способ – без слез

Принцип методики заключается в оценке и если необходимо ассоциативных преображений, которые появляются у грудничка связанные с ночным засыпанием. Если появилась привычка засыпать в период кормления грудью либо при покачивании на руках, то конечно, грудничок начнет хныкать, положив его в кровать. Как тогда приучить спать ночью самостоятельно?

Если малыш засыпает только на руках у мамы, то потребуется изменить крохе ассоциации, которые связаны с ночным отправлением ко сну. Грудничок должен опробовать уснуть в разных ситуациях. Это может быть автомобиль, у знакомых, при укачивании в коляске. Также можно подобрать игрушку, которую кроха впоследствии брал бы с собой в кровать.

Необходимо сокращать продолжительность ночных кормлений и не бежать к младенцу по первому требованию. Следует приловчиться различать звуки, издаваемые крохой, чтобы иметь представление, спит малыш или нет. Когда грудничок поднялся и стал плакать, нужно покормить грудью или смесью.

Методика Фербера

Способ профессора с малых лет учит кроху рассчитывать только на свои силы, чтобы достигнуть требуемой комфортности, также вырабатывает терпеливость и смиренность.

Если грудничок плохо засыпает, следует использовать привычные правила. Это принятие ванны, кормление, колыбельная. Потом нужно уложить в люльку и выйти. Грудничок может захныкать. Потребуется вернуться и утешить с помощью слов или прикосновений. Доставать из люльки кроху не нужно.

Стоит быть готовым к тому, что возможно придется это сделать большое количество раз за ночь. С последующими ночами потребуется увеличивать время своего отсутствия.

Если необходимо успокоить малыша, лучше не предлагать грудь, бутылочку. Входить в детскую, только если заплачет. Через время метод подействует. Появляется привычка к самостоятельному ночному засыпанию.

Если грудничок не засыпает вечером сразу, это может, скорее всего, указывать на причину плохого сна в дневное время. Необходимо всегда укладывать кроху до 9 часов вечера, чтобы наутро грудничок проснулся отдохнувший и полный сил.


Если кроха плохо засыпает на ночь, родителю следует попытаться определить причину появления проблемы. При обнаружении одного из феноменов патологического сновидения, нужно обратиться к врачу.

  1. Нарушения продолжаются более 3 месяцев.
  2. Расстройства приводят к ухудшению настроения, изменению в поведении.
  3. Есть предположение о нарушении дыхания во сне.

Осмотрев маленького пациента, специалист, прежде всего, порекомендует наладить укладывания. Обеспечить комфортной атмосферой в комнате, удобной одеждой, исключить шум и повышенную активность, наладить дневные укладывания, оптимизировать кормления (класть спать лучше сразу после кормления).

Специалист может назначить грудничку успокаивающие напитки, чаи. При коликах прописывают соответствующие препараты в индивидуальном порядке.

В случае с нарушенным дыханием у младенца, Комаровский и другие медики рекомендует укладывать набок, меняя положение каждые 40 минут. Не укутывать и не перегревать, ведь температура увеличивает угрозу задержки дыхательного процесса. А также перед укладыванием проветривать комнату.

Борясь с плохим засыпанием на ночь, родители могут воспользоваться народными способами:

  1. Если грудничок беспокойно спит ночью, у изголовья кладут корень валерианы в мешочке. Хорошо также поможет отвар из ромашки, который нужно принимать ¼ стакана за час до сна. Для приготовления берется большая ложка продукта и заливается 200 мл кипятка. Положить маленькую ложку сахара, кипятить 15 минут. Давать теплым.
  2. Рекомендуют купать детей в отварах из спорыша, пижмы, бессмертника, девясила. Потребуется 50 грамм любой травы, прокипятить на водяной бане 15 минут, процедить и добавить в ванную. Можно добавлять и ароматические масла.

Профилактика

Чтобы минимизировать вероятность изменения ночного сна родителям следует придерживаться четкого режима дня.

Укладывать и поднимать кроху строго по времени. Если спать подольше положенного времени, возможны впоследствии капризы, расстройства. Перед укладыванием не перекармливать. Купать чадо в теплой ванне с добавлением отваров из лекарственных трав. Обеспечить комнату достаточным количеством свежего воздуха.

Важно вовремя выявить причину длительного засыпания крохи на ночь и неполноценного сна и принять необходимые меры. Здоровый сон малыша является неотъемлемой частью хорошего самочувствия.

Нередко родители сталкиваются с такой непростой ситуацией, когда малыш не просто не хочет ложиться спать, а напротив, ребенок хочет спать, но не может уснуть. При этом совсем не обязательно это будет младенец – это может случиться с ребенком двух или даже трех лет. Здесь специалисты рекомендуют четко разделять отказ ребенка просто засыпать с его усталостью и капризами, а также простым нежеланием находиться в кровати.

Почему ребенок не хочет ложиться спать?

Чаще всего малыши просто отказываются закрывать глаза, после того, как они умываются и ложатся. Более того, иногда ребенок хочет спать, но не может уснуть. В этом случае психологи говорят о наличии психологической проблемы, которая сводится сразу к нескольким моментам психологического плана, а именно:

1. Ребенок пребывает в стрессовом состоянии, то есть, он может быть напуганным, чем-то впечатленным или просто находиться в обстановке, которая для него не привычна.

2. Манипуляция родителями. Это характерно для тех случаев, когда сам ребенок привык, что его постоянно уговаривают на те или иные действия, а затем согласие подкрепляется материальным поощрением. Обычно это характерно для детей старше двух лет, которые учатся делать самостоятельные выводы.

3. Ребенок не успел устать на протяжении дня. Это случается, если с ребенком слишком мало играют и занимаются, полностью отдавая его в распоряжение компьютера или телевизора. Неудивительно, что нарушение сна отмечается именно по причине отсутствия физической и умственной нагрузки.

Другими словами, различные нарушения сна далеко не всегда означают, что ребенок действительно не хочет спать. Ведь иногда ребенок хочет спать, но не может уснуть. На это также есть целый ряд причин.

Почему так происходит, и что делать?

Обычно дети, которые хотят спать, но не могут уснуть, отличаются своей вялостью и капризностью. При этом малыш зевает и трет глаза, то есть, мама безошибочно определит, что малыш очень хочет спать. Но на любую попытку уложить его, ребенок начинает плакать. Причины такого поведения могут быть следующими:

1. Ребенок боится уснуть. На самом деле как таковой страх перед засыпанием может быть весьма серьезной проблемой. Обычно она обуславливается боязнью темноты и детскими кошмарами. Родителям не остается ничего, кроме как запастись терпением и позволить ребенку избавиться от своих страхов самостоятельно.

2. Ребенок не хочет оставлять то, что ему интересно. Это может быть какое-то увлекательное занятие или интересные люди, в том числе и родители.

3. Наличие у ребенка физического дискомфортного состояния или проблем со здоровьем. Это может быть связано с прорезыванием зубов или болезненными состояниями, а также с жаждой, неудобной одеждой и даже некомфортной температурой воздуха в помещении.

При этом дети могут капризничать и не укладываться спать не только в вечернее, но и в дневное время. Более того, многие родители не выдерживают капризов и по прошествии пары часов просто перестают укладывать ребенка на дневной сон. При этом некоторые ошибочно полагают, что ребенку удастся легче уснуть вечером. Но это не верно, ведь нервная система у малыша еще развита не слишком хорошо, поэтому она не в состоянии усердно работать на протяжении 10 или даже 12 часов подряд. Неудивительно, что при сильном перевозбуждении днем и отсутствии отдыха, уложить ребенка вечером будет еще сложнее. Поэтому дневной сон должен быть обязательно у ребенка, как минимум до трех-четырех летнего возраста.

Восстанавливать силы, потрачены в период дневной активности лучше в период сна, когда организм ребенка отдыхает, набирается сил.

Сон считается единственным источником обеспечивающий активизацию гормона роста. Однако многие дети после дневного бодрствования не могут уснуть.

Согласно статистическим данным и социологическим опросам, было установлено, что более 25 % детей до 3-х лет имеют нарушений сон в дневное или ночное время.

Уложить ребенка спать иногда требует много усилий со стороны родителей, которые могут часами рассказывать сказки, петь колыбельные, но никакие уговоры не помогут сомкнуть глазки и погрузится в крепкий и здоровый сон.

Причины плохого сна у детей

Существует огромное количество причин, по которым ребенок не может уснуть, все они способны вызывается как физиологическими факторами, так и патологическими.

Одной из причин нарушенного сна считается детская психика, которая очень возбудимая и после активного дня не позволяет спокойно уснуть.

Беспокойный сон малыша часто проявляется вследствие неправильного и не сформованного распорядка дня, когда он поздно засыпает и поздно встает, ведет малоподвижный образ жизни.

Избавиться от несформированного дня можно только благодаря четкому произведенному режиму, где нужно уметь чередовать бодрствование со сном, который занимает большую часть отдыха.

В неправильном режиме, большая доля вины самих родителей.

Подготовка ко сну должна стать ежедневным и привычным ритуалом.

Непосредственно перед засыпанием, посидите с ребенком, почитайте сказку или расскажите интересную историю, можно включить мультфильм.

Еще одной причиной, почему ребенок не может уснуть, является плохая эмоциональная обстановка в семье, когда он ложится спать обиженным, раздражительным или взволнованный.

Не следует решать конфликтные ситуации, ругать или выяснять семейные отношения перед сном в его присутствие, лучше оставить разговор на утро.

Помимо нарушения эмоциональной обстановки, дети плохо спят при постороннем шуме, ярком свете, голоде и ряду других причин.

К патологическим особенностям способствующие нарушению сна, относятся следующие факторы и заболевания:

  • нарушение работы нервной системы: стрессы, физические или психологические нагрузки;
  • нарушения функциональности внутренних органов и систем;
  • смена режима питания и рациона питания;
  • прорезывание зубов, колики;
  • нарушение температурных режимов: солнечный удар, переохлаждение;
  • При нарушенном процессе, важно следить за динамикой и его особенностями.

    Распространенным среди детей дошкольного возраста считается ночное недержание мочи (энурез). При периодическом недержании мочи в ночное время не следует постоянно будить ребенка в туалет, это негативно отображается на состоянии нервной системы.

    Часто дети во сне вздрагивают, скрипят зубами, просыпаются от кошмаров, в школьном возрасте, страдают сноговорением или сомнамбулизмом, когда во время сна может сидеть на кровати или ходить по комнате, в народе таких людей называют «лунатиками».

    Данные нарушения могут встречаться в любом возрасте, за исключением новорожденных.

    Причиной плохого сна у детей первых лет жизни считается невропатия, она характеризуется затрудненным засыпанием и беспокойством. При наличии данных расстройств, нужно обратиться к врачу невропатологу.

    Как уложить ребенка спать

    Если у малыша не наблюдаются патологические особенности сна, тогда следует придерживаться нескольких элементарных правил, которые помогут легко засыпать и с улыбкой просыпаться.

  • За 1 -2 часа до сна можно проводить вечернюю прогулку или хорошо проветривать комнату;
  • Перед сном нежелательно играть активные и веселые игры;
  • Исключить нервные перенапряжения;
  • Питание должно быть легкое и не ставать причиной для расстройства пищеварительной системы, особенно важно не употреблять пищу непосредственно перед засыпанием;
  • При отсутствии аллергии на лаванду, можно под подушку положить небольшой мешочек с этой травой. Она оказывает успокоительное воздействие.
  • Можно напоить ребенка чаем из ромашки с добавлением меда.
  • При ощущении страха, засыпать лучше с мамой, или папой, это поможет ощущать защищенность и безопасность.

Родители должны стараться сделать сон своего чада полноценным, и здоровым. Это поможет улучшить состояние здоровья, настроение, а также позволит взрослым выспаться вместе и ним.

Одно из лучших лекарств от плохого сна, считается любовь, ласка, и забота, которые ребенок должен получать ежедневно от своих близких и родных людей.

Влияние мультфильмов на детей. Слабая детская психика и сознание. Стоит ли смотреть телевизор. Польза и вред от современных мультиков. Какой мультфильм лучше смотреть малышам. Основные позитивные и негативные факторы.

  • Дети и деньги, стоит ли давать карманные деньги?

    Дети и деньги, отношение родителей к карманным деньгам. Когда стоит приобщать детей к покупкам и деньгам. Цена труда — откровенный разговор с ребенком обязателен.

    Почему ребенок не может уснуть?

    Малыши должны спать крепко, чтобы расти здоровыми и умными. Однако не всегда младенческий сон безмятежен. Каждая мама, хоть раз да сталкивалась с тем, что ребенок не может уснуть, или его сон постоянно прерывался плачем.

    Дети испытывают проблемы со сном гораздо чаще, нежели взрослые люди. Бессонница бывает не только у стариков, но и у маленьких детей. Чтобы понять, от чего Ваша кроха не спит, нужно знать некоторые физиологические особенности организма грудничка. Зная это, Вы можете помочь малютке заснуть.

    1. Первая причина – это голод. Новорожденный ребенок не всегда может терпеть длительные перерывы между кормлениями в ночное время. Вот он и будит мамочку своим плачем. Решить эту проблемы поможет совместный сон с грудничком. Тратя минимум усилий на изнуряющие подъемы ночью, мама в любой момент может дать грудь ребенку. Совместный сон благоприятно действует на психологическое и умственное развитие малышей. Они чувствуют маму и ощущают спокойствие.
    2. Вторая причина – это мокрые пеленки. Нерегулярная смена пеленок или подгузника вызывают пеленочную сыпь. Воспаленная кожа – сильный раздражитель. Ребенок может испытывать боль и жжение на кожных покровах промежности. Максимально тщательная гигиена и применение барьерных мазей или кремов не дадут развиться опрелости, а, значит и сон будет более продолжительным и спокойным.
    3. Третья причина – темперамент малыша. Он, просто еще не устал, или его нервная система требует больше времени на то, чтобы погрузиться в сон. Особенно сильно заметен повышенный темперамент в дневное время. Дневной сон необходим детям до трех лет в обязательном порядке. Груднички спят днем до трех-четырех раз. Если малыш еще не нагулялся, то, сколько его не качай, дневной сон ребенка не будет длительным и глубоким.
    4. Четвертая причина – болезни. Если кроха болеет, то самое первое, что начинает страдать – это сон. Заложенный носик при простуде не даст свободно дышать, кишечные колики мучительны для младенцев. Помимо этих причин, не давать спокойно спать, могут неврологические осложнения после родовых травм, такие как, внутричерепное давление, кривошеесть. Любые блоки и подвывихи на суставах, полученные во время тяжелых и затяжных родах, болят и не дадут прийти безмятежному сну. Если у мамочки есть подозрения на то, что ребенок не спит по этим причинам, то обязательно нужна консультация у детских специалистов. Своевременное лечение всех детских болезней очень важны для его здоровья на протяжении всей жизни.
    5. Пятая причина – эмоциональное состояние мамочки. Если мама много нервничает, переживает, в доме постоянные крики, то, даже если не будет других причин для беспокойного сна, ребенок никогда не будет спокоен. Психологическая атмосфера в доме растущего ребенка, закладывает в нем мироощущения, характер. А, мама – это индикатор происходящего вокруг. Если мамочка на грани нервного срыва, то малыш принимает этот мир, как враждебный, и своим криком протестует. Мама должна быть спокойной, ласковой и заботливой. В первые месяцы после родов, в этом мире ни что не должно для нее существовать, кроме ее долгожданного ребенка. Потом, когда малыш вырастет, он будет послушным и покладистым, умным и рассудительным, только по тому, что на первых порах его жизни, любящие родители оградили его психику от криков и скандалов!
    6. Шестая причина – это прорезывание зубов. У всех деток зубки лезут в разные возрастные периоды. Иногда это может происходить и в возрасте трех месяцев. Облегчить прорезывания можно специальными гелями для десен. И, тем не менее, есть высокая вероятность, что, пока не вылезут все зубки, Вы периодически будите сталкиваться с проблемами сна у ребеночка.

    В заключении хочется сказать, что груднички не могут контролировать процесс засыпания. Поэтому, не воспринимайте его отказ спать, как протест и действие «на зло» маме. Пройдет немного времени и все встанет на свои места. Вы будите наслаждаться совместным сном, глубоким и спокойным, приносящим Вам обоим истинное наслаждение!

    Вечером, перед сном надо загнуть уши и прижать их ладонями 5 раз. Затем большим и указательным пальцами как следует растирай ушные раковины во всех направления в течение минуты.

    Олеся, такой активный массаж лучше делать утром, чтобы зарядиться энергией. А если ночью ты не можешь заснуть, то помогут мягкое спокойное поглаживание ушной раковины и глубокое спокойное дыхание.

    mamochki-detishki.ru

    Ребенок не может заснуть

    С проблемой укладывания ребенка спать сталкиваются многие родители. Это связано с тем, что детская психика очень возбудима, и, наигравшись и набегавшись за день, малыш часто капризничает и долго не может успокоиться. Чтобы помочь малышу расслабиться и уснуть, детские психологи советуют сделать из процесса подготовки ребенка ко сну ритуал, который поможет крохе настроиться на засыпание.

    Плач маленького ребенка является пока единственной возможностью сообщить окружающему миру о том, что с ним не все в порядке.

    Однако не всегда плохой сон напрямую связан с неполадками в здоровье. Довольно часто нарушения вызваны внешними причинами. Для маленького ребенка, который еще плохо контролирует свои эмоции, причиной бессонницы или беспокойного сна может быть переизбыток впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Изменение условий жизни тоже часто приводит к нарушению сна - переезд на новую квартиру, ребенок пошел в садик, рождение еще одного ребенка в семье - все это влияет на эмоциональное состояние малыша, тем самым отражается на сне.

    Чтобы ребенок хорошо спал ночью, ему необходим дневной сон. Многие мамы после нескольких безуспешных попыток уложить спать ребенка днем, махают рукой на ситуацию. Мол, не поспит днем, значит, вечером лучше заснет. Однако дело обстоит с точностью да наоборот. Перевозбудившись за день, нервная система еще долго не дает ребенку заснуть. Вроде уже и глазки трет, и зевает во всю, но никак не засыпает. Кроме того такой ребенок и ночью спит беспокойно - ворочается, вскрикивает во сне.

    Давайте рассмотрим с вами основные неприятности, которые могут помешать малышу заснуть, и провоцировать крик о помощи. Последовательно, исключая перечисленные пункты, вы, скорее всего, обнаружите причину беспокойства ребенка.

    1. Ребенок голоден.

    2. Ребенку неудобно: мешают пеленки, одежда, трет подгузник. Если вы пеленаете малыша, попробуйте освободить его. Иногда крохе наоборот может понравиться пеленание, своеобразная теснота напоминает о мамином животике и дарит уют и спокойствие.

    3. Малышу жарко или холодно.

    4. Самое частое объяснение беспокойства новорожденного ребенка-это так называемые колики.

    5. У малыша режутся зубки.

    6. Повышенное черепное давление всегда вызывает детские крики и бессонницу. Ответить на этот вопрос может только врач, сделав процедуру измерения давления, ЭЭГ.

    Нужно добиться того, чтобы ребенок с удовольствием и без страха ложился в постель и засыпал. Совет "пусть покричит" не может быть признан лучшим выбором, так же как и привычка держать ребенка за руку, пока он уснет. Нужно научиться обращать внимание на сигналы ребенка, потому что, если он готов идти в кроватку, то он обязательно уснет. Неотъемлемой частью является ритуал отхода ко сну, иногда данная процедура может быть долгой, иногда — очень краткой. Дети, которые с удовольствием засыпают, лучше спят потом целую ночь.

    Необходимо исключить просмотр телевизора ребенком. Вообще. Да, очень удобно, включить ребенку мультики, и пока он смотрит телевизор, переделать свои дела. Однако частая смена кадров очень негативно влияет на психику ребенка. Даже безобидные с нашей точки зрения мультики, которые ребенок видел не один раз, вызывает эмоциональную неустойчивость, тем самым влияя на качество сна.

    Естественно, существуют грудные дети, для которых все добрые советы бесполезны и которые в течение всего первого года жизни имеют большие проблемы с засыпанием и сном. Даже если это, возможно, звучит жестоко и не нравится некоторым родителям, но ключ к решению данной проблемы находится в них самих. Большинству родителей трудно быть последовательными в действиях по отношению к своим детям, но последовательность необходима, чтобы, наконец, воцарился покой.

    Наиболее частой причиной расстройств сна у детей первых лет жизни является невропатия. Как правило, она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Проявлением невропатии будет и преждевременный отказ спать днем, обычно с 2-х или с 3-х лет. Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей, со склонностью к беспокойству и страхам.

    При нарушениях дневного сна, недопустимы какие — либо принуждения в отношении не спящих детей, даже если они в раннем возрасте отказываются спать. Необходимо укреплять общее состояние организма ребенка, больше двигаться, а также своевременно обращаться к специалисту.

    www.psychopro.ru

    Днем ребенок хочет спать но не может уснуть

    Моему сыну год и 1 месяц. Он просыпается утром в семь часов, потом в 10-11 часов утра засыпает на полчаса, просыпается соответственно в 10.30-11.30 и все,больше днем не спит. Потом он засыпает в восемь-девять часов вечера и спит до семи утра. Просыпается ночью иногда часто, иногда редко (4-5 раз я считаю редко), но каждый раз когда просыпается быстро опять засыпает с грудью.

    После получасового сна утром,т.е. в 10.30-11.30 он просыпается невыспавшийся, трет глазки, зевает. Пыталась опять уложить его спать — безрезультатно. Обычно мы потом играем дома, в двенадцать или час дня я его кормлю и мы идем на 2-3 часа на прогулку.На прогулке он обычно сидит в коляске, иногда пускаю его побегать на полчаса (надеваю на него шлейку, но он предпочитает не сам ходить а висеть на шлейке, моих сил хватает максимум на полчаса т.к. ребенок весит 12.6 кг). Приходим домой, кормление, и пускаю его играть в комнате. Так он играет до восьми-девяти вечера, пока не уложу спать. Начал ходить без поддержки он около 10ти месяцев, сейчас бегает. Во время игр ходит по комнате, очень редко сидит спокойно и недолго (пока что-то разглядывает, например книги).

    Собственно, вопрос заключается вот в чем: почему ребенок не засыпает,если хочет спать?

    Он как просыпается в 10.30-11.30 невыспавшийся, глазки плывут, зевает, трет глазки, так и проходит весь день,но не спит. Такой режим у нас месяцев с 10ти. Раза три за все время удалось уложить его спать часов в пять вечера, но тогда он просыпается через полчаса и уже капризничает и ревет пока не уснет в восемь-девять вечера на ночной сон. Если не укладывать спать в пять вечера, то весь день проходит без капризов, настроение у малыша хорошее. Я бы подумала, что ему хватает сколько он спит, если бы он не тер глазки и по виду не было бы видно, что он хочет спать.

    Еще хочу заметить, что он активный ребенок и перед сном он вялым не становится,все так же продолжает бегать, болтать. Перед утренним сном я его укачиваю на руках. Это происходит так: он играет, а я раз в минут 10 беру его на руки и пытаюсь укачать. Он или сам просится на руки, или я сама его беру. Если вырывается с рук, то кладу на пол, минут через 10 опять на руки, и так он один раз перестает вырываться и засыпает. На руках он засыпает обычно минут за 10. Если просто уложить на кровать, то он с нее слезает или на ней же играет (он встает на ноги и я его спускаю на пол, потому что с кровати легко упасть) и так и не уснет.Уложить так же,как я это делаю вечером, не получается, т.к. он так и не успокаивается и все продолжает играть.

    Вечером я его на руках не укачиваю. Часов в семь-половине восьмого вечера я его укладываю на кровать и даю грудь. Он может поесть и сразу заснуть (что бывает редко), или поесть и потом начать играть. Я его спускаю с кровати и он играет на полу пока не начнет хныкать. Тогда я его опять кладу на кровать, даю грудь (если хочет), если он опять встает на ноги то я его опять спускаю на пол. Так продолжается пока он не уснет с грудью или не перестанет вскакивать на ноги на кровате, если он садится, то я его мягко опять укладываю в лежачее положение, и так несколько раз пока не перестанет вертеться и наконец не уснет. Таким образом обычно на то, чтобы уложить ребенка спать уходит час или два.

    Спит ребенок со мной на двухспальной кровате.

    Водила к нескольким неврологам, все говорят,что с ребенком все хорошо, значит, ему хватает такой сон, но вот то, что у него весь день плывущие глазки меня беспокоит.

    Еще хочу заметить,что он с рождения днем мало спал, месяцев с 6ти у него такой же режим,как и сейчас плюс он еще один раз засыпал в час дня на полчаса. И всегда вид такой же невыспавшийся.

    Ребёнок не хочет спать: 6 способов наладить укладывание

    Укладывание спать - один из самых сложных режимных моментов в жизни с детьми. Мы не будем сегодня касаться вопросов физиологии, а поговорим о психологической стороне вопроса с точки зрения парадигмы Гордона Ньюфелда.

    Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.

    Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.

    Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.

    Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.

    Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.

    Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу разлуки или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?

    Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.

    Структура привязанности

    Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.

    Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.

    Первый уровень - привязанность через ощущения

    Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.

    Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.

    К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность

    Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.

    Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.

    Четвертый уровень - привязанность через значимость

    Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим быть значимыми, нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.

    В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви

    Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.

    Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность

    Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.

    Тревога привязанности

    Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:

    1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.

    2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.

    3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.

    4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.

    5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.

    6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.

    Способы успокоить тревогу ребенка перед сном

    Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.

    Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.

    Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.

    Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.

    3. Через принадлежность

    Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.

    Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.

    5. Через эмоциональную близость

    Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.

    Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.

    6. Через психологическую близость

    То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.

    Перекрывая время разлуки

    Давайте посмотрим, как еще мы можем перекрывать время разлуки во сне.

    Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.

    Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.

    Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.

    Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.

    Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.

    Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.

    В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.

    Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.

    Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.

    Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.

    В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.

    Что нам мешает уложить ребёнка спать?

    Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?

    Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.

    Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру

    Днем нам несложно уравновесить свое раздражение, сдержать себя. Утром нам это совсем легко, если мы выспались и позавтракали и полны сил. К вечеру способность к уравновешиванию негативных эмоций улетучивается. Это закономерно, потому что за день мы устаем. Мои ожидания, что ребёнок быстро уснет и я смогу уделить внимание себе - это голод по заботе о себе, потребность сбросить груз ответственности.

    Мне помогает выпить чаю перед тем, как начать укладывать детей спать, или каким-то иным образом позаботиться о себе, чтобы расслабиться. Пока я отдыхаю, дети проводят время с папой, чистят зубы и т.д. Кроме того, меня очень наполняет чтение книг детям, я стараюсь выбирать книги, которые мне самой интересны, тогда эта часть ритуала становится для меня удовольствием и отдохновением. Если же я не успею ни позаботиться о себе, ни почитать детям интересную книжку, тогда мне труднее справиться со своим раздражением непосредственно при укладывании.

    Нам очень важно быть заботливыми родителями, потому что только тогда ребёнок сможет успокоиться и уснуть. Перечисленные сложности будут присутствовать, мы должны ожидать их, быть готовыми к ним, чтобы предпринять какие-то меры и найти способ поддержать себя и успокоить своего ребёнка. Мы не должны ожидать от себя идеального спокойствия и самоконтроля к вечеру. Тогда мы заметим, что потихоньку станем менее раздражительными и более уравновешенными.

    1. Как укладывать ребёнка спать без груди? Допустим, маме нужно уехать на несколько дней, лечь в больницу, или она просто хочет свернуть грудное вскармливание.

    Напомню: грудное вскармливание - это уровень ощущений. Если мы будем давать ребёнку близость на уровне ощущений другим образом, то это поможет. Если мы будем отучать ребенка от ГВ, то ему понадобится в первое время гораздо больше ощущений, чем обычно. Нужно будет больше его обнимать, делать массаж, насыщать телесным контактом.

    Перед сном можно постепенно сокращать время кормления, делать так, чтобы ребёнок засыпал уже не непосредственно на груди. Я замечала на своих детях, что, когда они готовы, они сами начинают отворачиваться от груди и засыпать. Когда мои дети были уже достаточно большие, я иногда гладила их по спинке, заменяя таким образом часть времени кормления.

    Можно переключить ребёнка на что-то другое. Если будет совсем тяжело, то можно подключить папу. Папа точно справится. Вернется ли ребёнок к груди потом? Если ребёнок маленький, то он легко вернется.

    2. Трехлетняя дочь сопротивляется сну даже в объятиях. Мама предполагает, что у дочки активный период, и ей жалко времени на сон.

    Это скорее вопрос физиологии сна. У некоторых детей надо отслеживать малейшие признаки того, что они хотят спать, и начинать их укладывать уже в этот момент, иначе они перевозбудятся, и начнется следующий цикл возбуждения, когда дети не хотят спать. У других детей этот процесс занимает больше времени: сначала они начинают зевать, потом тереть глазки и т.д., у них этот процесс растянут во времени.

    3. Обязательно ли укачивать ребёнка, лежать с ним рядом, когда он засыпает? Не достаточно ли просто поиграть с ребенком, накормить его?

    Нам надо понять, сможет ли ребёнок это выдерживать. Игры я бы не стала применять, потому что это возбуждает, а, как правило, нужно, наоборот, что-то успокаивающее. Укачивания лично я не считаю обязательными, мои дети засыпали просто спокойно лежа рядом со мной, им этого было достаточно. Но не всем детям этого достаточно, кому-то необходимы укачивания.

    Нужно смотреть по своему ребёнку, может ли он сам уснуть. Такое тоже бывает, если ребёнок очень спокойный.

    4. Детям 2,5 и 4,5 года, учим их сейчас спать отдельно, а младший все равно ночью приходит ко мне.

    Если ребёнок доставляет вам дискомфорт, когда приходит, то можно переложить его, когда он уснет. Нам сейчас, например, тесновато в кровати со средней девочкой, если она к нам приходит, что изредка случается. Можно заранее предупредить ребёнка, что если он проснется, а нас рядом не будет, то у него всегда есть рядом наша вещь: ночная пижама с нашим запахом, рубашка, что-то другое; или можно сказать, что ребёнка будет ждать книжка, пусть он сразу зовет маму, если проснулся утром один, и они почитают вместе книжку.

    Главное - смотреть на ребёнка. Если он очень чувствительный, то может обидеться, ему будет тяжело в этой ситуации. Если же ребёнок не очень чувствительный, то, вероятно, он спокойно это перенесет.

    Надежда Шестакова, мама троих детей (сыну 10 лет, дочкам – 7 и 5 лет), студентка преподавательской программы Института Ньюфелда, ведущая группы поддержки «Заботливая альфа в Санкт-Петербурге», модератор сообщества «Заботливая альфа», переводчица (в том числе перевела книгу Деборы Макнамары «Покой, игра, развитие») .

    Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку , чтобы сообщить нам.