Закон от 28.12 г 426. Специальная оценка условий труда (соут)

Действующий

Следующим в перечне нормативных правовых актов, регулирующих вопросы спецоценки условий труда, назван комментируемый Закон. Он вступил в силу 1 января 2014 года (за исключением ) и направлен на комплексное регулирование правоотношений, круг которых очерчен в комментируемого Закона. Этот нормативный правовой акт является базовым, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере спецоценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку и пр.

Бесспорно, особая роль комментируемого Закона подтверждается и комментируемой статьи, предусматривающей, что нормы иных правовых актов, принятых в указанной сфере, должны соответствовать положениям РФ и комментируемого Закона. Это достаточно традиционный подход, реализуемый законодателем во всех относительно узких отраслях правового регулирования. Базовый закон всегда наделяется более высокой юридической силой по сравнению с другими законами (хотя формально для этого нет убедительных оснований, но есть причины юридико-технического характера). В случае обнаруженного противоречия правоприменитель должен руководствоваться правовым актом большей юридической силы. В отношении судов такая обязанность прямо предусмотрена в постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

2. Иными правовыми источниками, содержащими нормы о спецоценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено Конституции РФ. Согласно указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (23 мая 1969 г.) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется отечественным законодателем: согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" термин "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Как следует из постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Суды, как указано в данного постановления, должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (правило ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров).

01 января 2014 года ознаменовалось началом действия закона № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». В этот же день закончилось существование ранее действовавшего порядка, предусматривающего аттестацию рабочих мест по условиям труда .

Кого закон обязывает проводить специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда в соответствии с новым законом включена в обязанность для всех работодателей, если в штатном расписании предусмотрен хотя бы один работник, с которым подписан трудовой договор. Исполнять закон обязаны все работодатели, невзирая на формы собственности. Исключением не являются и работники у которых нет постоянного рабочего места на территории работодателя, например, торговые агенты или мерчендайзеры.

Освобождаются от соблюдения закона только индивидуальные предприниматели, если работают полностью самостоятельно и не имеют ни одного наемного работника. Не обязаны исполнять положения законодательства физические лица, заключившие договора на исполнение каких-либо работ со сторонними третьими лицами. Это положение действует только в том случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель, использующий надомный труд, если часть сотрудников или все работают удаленно от головного предприятия, не обязан проводить процедуру для подобных рабочих мест.

Что такое специальная оценка условий труда?

Законом специальная оценка условий труда определена, как последовательность мероприятий или процедур, направленных на выявление производственных факторов, негативно отражающихся на здоровье тех, кто там работает. Факторы могут при этом связаны непосредственно с трудовой функцией, которую сотрудник исполняет. А могут быть обоснованы общей производственной средой, в которой находится рабочее место. В трудовую функцию конкретного работника может не входить ни поднятие тяжестей, ни работа с горючими веществами. Но, если его рабочее место по причинам, обоснованным технологией производства, находится в «горячем» цеху, то такое рабочее место сложно отнести к оптимальным или допустимым.

Оплачивать все мероприятия, связанные с в соответствии с законом обязан только работодатель. Никакие поборы с сотрудников недопустимы.

Закон позволяет тем организациям, у которых на 01.01.2014 года была проведена аттестация рабочих по условиям труда, провести первую спецоценку через 5 календарных лет, но не позднее 31.12.2018 года.

Предприятиям, зарегистрированным после 01.01.2014 года, законом предписано провести первоначальную оценку не позднее 31 декабря 2018 года. При этом разрешено поэтапное проведение процедуры, чтобы снизить единовременную финансовую нагрузку.

Оценка условий труда для офисных работников

Если рабочее место находится на территории организации или ИП-работодателя, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто специальной оценке условий труда. Это касается и тех, кто работает только в офисе за компьютерами; и тех, кто работает на производстве; и работников, относимых к обслуживающему персоналу, таких как сторожа, вахтеры, уборщики и прочее. Существует ошибочное мнение, что офисные рабочие места подлежат декларированию, т.е. организация, производящая специальную оценку, указывает в своем заключении, что на рабочих местах нет факторов, отрицательно влияющих на здоровье и все эти данные вносятся в декларацию.

А как же поступить с освещенностью рабочей поверхности? Искусственная освещенность должна измеряться на всех рабочих местах.

Конечно же рабочие места, подлежащие декларированию, существуют, но их ничтожно мало. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда от 07.02.14 №82н. Декларация подается работодателем, она действительна в течение 5 календарных лет. Если за этот срок условия труда на данных рабочих местах не изменятся, то срок декларации будет продлен еще на 5 лет.

Но, данное послабление не касается случаев, о которых будет рассказано ниже, в соответствии с которыми предприятие будет обязано провести внеплановую процедуру по оценке рабочих мест.

Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

Если у предприятия или организации есть действующий документ, подтверждающий проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то в случае наличия хотя бы одного обстоятельства из нижеперечисленных, возникает необходимость в проведении внеочередной или внеплановой спецоценки.
Перечень подобных ситуаций определен ст. 17 ФЗ-426 и включает:

  • создание нового рабочего места, которого не было на момент проведения последней специальной оценки. Для таких случаев законодатели отвели 6 календарных месяцев на прохождение всех необходимых мероприятий;
  • несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем испытания. Сюда же включаются и случаи профессиональных заболеваний работников;
  • произошли существенные изменения в технологическом процессе; изменились материалы, комплектующие, средства труда, оборудование. Если изменения произошли в лучшую сторону, то работодатель даже при наличии затрат, будет заинтересован в проведении внеплановой специальной оценки условий труда, так как именно ее результаты будут учитываться при расчете взносов на дополнительное пенсионное обеспечение, оплачиваемое в ПФР;
  • трудовая инспекция может вынести заключение о необходимости проведения спецоценки, не дожидаясь положенных 5 лет, если поступают многочисленные жалобы на условия труда.

Специальная оценка условий труда. Зачем ее проводить?

Существовавший ранее порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был также обязательным для всех. Но, многие предпочитали заплатить относительно небольшой штраф, но не проводить дорогостоящую процедуру. В нынешних условиях закон не оставляет такого выбора: штраф или специальная оценка. Штраф для должностного лица с начала 2015 года составляет от 5 до 10 тыс. рублей. Организация, отказывающаяся проводить процедуры, предписанные законом, будет наказана ну сумму от 60 до 80 тыс. рублей. Подробно все штрафы и наказания по охране труда расписаны в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если предприятие, оштрафованное единожды, не примет меры по исправлению ситуации, то повторное наказание будет еще жестче. Должностное лицо на этот раз может быть внесено в список дисквалифицированных лиц на срок до 3 лет. Штраф для предприятий возрастает до 200 тыс. рублей. В зависимости от обстоятельств, деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 дней. Основанием для повторного наказания становятся ч5. Ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Предприятие, которое обязано или собирается в добровольном порядке провести специальную оценку условий труда обязано заключить договор с организацией, имеющей сертификат или лицензию на подобный вид деятельности. Проведение специальной оценки условий труда должно записано в качестве основного или дополнительного вида деятельности для данной организации. Помимо этого организация должна отвечать следующим требованиям:

  1. штатом должны быть предусмотрены 5 и более экспертов – обладателей сертификатов, разрешающих их владельцу выполнять работы, связанные со специальной оценкой условий труда;
  2. как минимум, у одного из этих экспертов должен иметься диплом о высшем медицинском образовании по направлению гигиены, будь то общая гигиена, гигиена труда, лабораторные исследования санитарно-гигиенической направленности;
  3. организация должна обладать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию;
  4. организация включена на момент проведения спецоценки в реестр компаний, имеющих право заниматься этим видом деятельности.

Руководитель предприятия, на котором проводится спецоценка, издает приказ за своей подписью о создании комиссии. Рекомендуется, чтобы число членов было нечетным. В обязательном порядке в комиссию включается лицо, которое на предприятии отвечает за охрану труда. Законодательством предусмотрено, что в организациях с численностью сотрудников 50 человек и более в штате должна содержаться выделенная единица, отвечающая за охрану труда. Если списочная численность меньше 50 человек, то возможно совмещение должностей.

Негласно рекомендуется привести в порядок все журналы, относящиеся к технике безопасности. Будут затребованы комиссией также штатное расписание и трудовые договора со всеми сотрудниками. Если в штатном расписании есть единицы, сокращение которых уже произошло или планируется в непосредственном будущем, то рекомендуется их вычеркнуть до начала работы комиссии. Если же предприятие планирует расширение штата в ближайшем будущем, то до начала всех процедур лучше внести все должности в штатное расписание. Это позволит избежать внеочередных спецоценок. Сделать это необходимо заранее, так как рабочие места для специальной оценки будут выбираться непосредственно из штатного расписания.

Выбранная организация, с которой заключен договор на оказание данного вида услуг, проводит исследования на всех рабочих местах для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. После того, как проведены все необходимые испытания и замеры, организация, выполняющая спецоценку, оформляет отчет в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н. К отчету в обязательном порядке прикладываются все протоколы измерений и отчеты экспертов. Ознакомиться с перечнем документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к отчету (п.1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Отчет в обязательном порядке подписывается всеми членами комиссии и визируется руководителем предприятия.

Каждое рабочее место по результатам оценки получает присвоенный класс:

  • 1 класс – рабочее место считается абсолютно безопасной для здоровья;
  • 2 класс – условия труда на таком месте считаются допустимыми;
  • 3 класс – работа на таком рабочем месте может принести вред для здоровья;
  • 
4 класс – работа в таких условиях является опасной для жизни и здоровья.

Классификация рабочих мест подробно расписана в ч.2 сч. 3, сч.14 Закона №426-ФЗ. При наличии на предприятии рабочих мест с 3-м или 4-м классом вредности, организация будет обязана выплачивать дополнительные взносы в ПФР в соответствии со ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 года №2012-ФЗ «О страховых взносах в ПРФ».

Оценка произведена. Что потом?

Каждый сотрудник предприятия в течение 30 дней с момента окончания проверки должен под роспись ознакомлен с выводами комиссии и эксперта. Если у предприятия есть официальный сайт, то в течение этого же времени результаты должны на нем размещены. Делается это в соответствии с п.6 ст.15 Закона №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Для предприятия проведенная оценка условий труда служит основанием для начисления дополнительных взносов в ПФР. Размер взносов определяется в соответствии с письмом ПФР от 12.02.2014 года № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, условия работы на которых признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

Для рабочих мест, в отношении которых вредные факторы не выявлены, составляется декларация соответствия, предоставляемая соответствующем виде и порядке в трудовую инспекцию. Срок действия такой декларации не превышает 5 лет, то есть до следующей специальной оценки условий труда.

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года. Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ .

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет - Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие "идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов". Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537 .;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Как изменялся ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП - на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо - на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную и вредных факторов производства и трудового процесса. По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам. В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, - это 426-ФЗ "О Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность. Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 "О специальной оценке условий труда" - это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами. Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое - специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий - процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ - все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ "О специальной оценке условий труда" гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

О применении результатов оценки

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда" закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса. Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания. Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности.

Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое - специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений.

Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 21-368/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 21-368/2018

    Решение № 7/2-593/2018 от 7 августа 2018 г. по делу № 7/2-593/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Пунктом 6 ч.1 ст. 17 названного Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте...

    Решение № 21-369/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 21-369/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Рабочее место бетонщика в обособленном подразделении «Тобольск» организовано и введено в эксплуатацию 01 мая 2017 года, а поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда проводится на вновь организованных рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода...

    Решение № 2-1960/2018 2-1960/2018~М-1726/2018 М-1726/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1960/2018

    Ухтинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 ФЗ №426-ФЗ). Случаи, в которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, предусмотрены ст. 17 ФЗ №426-ФЗ. Так, в частности, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников...

    Решение № 21-1005/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1005/2018

    Не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По смыслу пп. 6 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на рабочем месте несчастный случай...

    Решение № 21-1004/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1004/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что основанием для внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на...

    Постановление № 4А-161/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 4А-161/2018

    Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    К трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь...