Индивидуальная психотерапия. Задачи индивидуальной психотерапии

Душевное здоровье человека имеет такую же высокую ценность, как и здоровье физическое. Эти два показателя не просто тесно связаны между собой, а даже немыслимы друг без друга.

Но, к сожалению, бывает так, что наша психика, как и тело, требует особого внимания. Психические расстройства не зря называют «душевными болезнями». У человека, страдающего такими недугами, действительно «душа болит». Как помочь этому пациенту? Прежде всего – найти необходимого ему доктора.

Специалисты, работающие в медицинском центре «Гиппократ», – это психиатры, психотерапевты с практическим опытом более 15 лет. Среди них – ведущие научные сотрудники, кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Лечение, проводимое любым из этих специалистов, комбинирует психотерапию и медикаментозную помощь, чтобы достичь максимальных результатов.

Мы понимаем, что выбор врача – это всегда очень ответственное решение. Именно поэтому на сайте изложена подробная информация о каждом нашем докторе – опыт его работы, образование и профессиональные интересы. Но, несмотря на различия, все наши специалисты работают над общей целью – помочь. Мы уверены, что здесь вы найдете именно того, кто поможет вам.

Медицинский центр «Гиппократ» работает как со взрослыми пациентами, так и с подростками. Также мы помогаем семейным парам и ведем специальные программы по сопровождению беременности.

Продолжительность сеанса психотерапии, цену одного приема и курса терапии вы найдете в таблице ниже.

Цены на индивидуальную психотерапию

  • Однократный сеанс психотерапии По Москве и МО, выезжаем до 20 км от МКАД

    от 3 000 руб.
  • от 10 000 руб.
Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Задачи индивидуальной психотерапии

Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса: от изучения личности пациента через осознание к изменению, то есть к коррекции нарушенных отношений больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования личности (Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский).

Конечные задачи психотерапии состоят в достижении терапевтических изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень изменений в этих трех сферах различна при индивидуальной и групповой формах психотерапии. Индивидуальная психотерапия в большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений, и в этом отношении она обладает более мощным потенциалом по сравнению с групповой психотерапией (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии); групповая же форма терапии больше связана с изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах. Подчеркиваем, что речь здесь идет о потенциальных возможностях двух форм терапии, а не о том, в какой степени этот потенциал реализовывается в процессе терапии и на какой сфере изменений акцентирует свою работу терапевт.

Различия между индивидуальной и групповой психотерапией в аспекте формулирования терапевтических задач хорошо объясняются с помощью применения понятия «контур взаимодействия». При индивидуальной терапии общение ограничивается диадой «пациент-терапевт». Инструментом воздействия здесь выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. Отношения терапевта и пациента не являются отношениями равных людей; иными словами, контур взаимодействия «терапевт-пациент» является скорее «вертикальным».

При групповой психотерапии инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа. Здесь складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения, в которую систематически включены пациенты с широким диапазоном различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций. При этом пациенты находятся в относительно равной позиции по отношению друг к другу – «горизонтальный» контур взаимодействия.

Благодаря этим особенностям центр тяжести индивидуальной психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания. Возможности же ее в непосредственной коррекции эмоциональной и поведенческих сфер ограничены, однако эти сферы не исключены полностью из психотерапевтического процесса, а прорабатываются опосредованно, через изменение когнитивного компонента отношения. Непосредственная же работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами ограничивается взаимоотношениями «терапевт-пациент».

Учитывая специфику индивидуальной психотерапии, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский следующим образом формулируют конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект)

В отличие от групповой психотерапии, в которой ведущей ориентацией является интеракционная, индивидуальная психотерапия в значительно большей степени ориентирована биографически. Из этого вытекает и различие в материале осознания: групповая психотерапия в большей степени ориентирована на интерперсональное осознание, а индивидуальная – на генетическое (историческое). Именно поэтому в центре внимания индивидуальной психотерапии оказывается биографический материал.

На основании анализа своей биографии пациент может осознать:

1) мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

2) неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

3) связь между различными психогенными факторами и невротическими расстройствами;

4) меру своего участия в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

5) более глубокие причины своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений.

Эмоциональная сфера

Индивидуальная психотерапия имеет дело не столько с «живыми» эмоциями (кроме отношений «терапевт-пациент»), сколько с их отражением, поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. Пациент может:

1) получить эмоциональную поддержку от психотерапевта, способствующую ослаблению защитных механизмов;

2) научиться понимать и вербализовать свои чувства;

3) испытывать более искренние чувства к самому себе;

4) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);

5) произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

Поведенческая сфера

Пациент может корригировать свои неадекватные реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной сфере.

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Метод (процедура) индивидуальной терапии Общие рекомендацииВедущим психотерапевтическим лечением неврозов является метод перестройки отношений. Этот метод может быть назван глубокой психотерапией. Он дает возможность выяснить не только причины заболевания,

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Цели и задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии формулируются в общем виде как для индивидуальной, так и для групповой психотерапии, но решаются с помощью средств, применяемых в

Из книги Лингвистическая психотерапия автора Калина Надежда Фёдоровна

Теория психотерапии в индивидуальной психологии Теория индивидуальной психотерапии основывается на положении, что психотерапия представляет собой своего рода процесс переобучения, включающий в себя одного или более терапевта и одного или более пациента,

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Предмет лингвистической психотерапии и ее задачи. Психотерапия – одна из наиболее бурно и стремительно развивающихся сфер современной психологии. Ее предметная область чрезвычайно широка и неоднородна, а концептуально-теоретические основы и практические приложения

Из книги Когда я закрываю глаза, я вижу тебя автора Франке Урсула

Повышение индивидуальной производительности Она зависит от целого ряда факторов, как непосредственно свойственных процессу работы с информацией, так и находящихся вне его границ.Внутрипроцессуальные факторы включают продолжительность (экстенсивность) и

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

РАССТАНОВКИ: В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИЛИ В ГРУППЕ? В терапии мы соприкасаемся с биографически-конструктивистским и системно-феноменологическим уровнями действительности. Обычно клиент описывает свои симптомы на уровне «я», который сформирован событиями его биографии.

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ТЕХНИКИ РАССТАНОВКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существует несколько различных техник проведения расстановок в индивидуальной работе. Многие коллеги используют их на фоне своей базовой терапевтической подготовки и делают особый упор на элементы гештальттерапии,

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

РАССТАНОВКА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Четкая структуризация и продвижение вперед маленькими шагами позволяет во время сессии и в ходе расстановки держать в поле зрения различные динамики, существующие в семейной системе клиента, направлять процесс и проверять, какое

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Миф о важности индивидуальной терапии Считается, что человеку с серьезными эмоциональными нарушениями необходима индивидуальная терапия. Это убеждение основано на медицинской модели общения врач-пациент и религиозной модели общения священник-верующий. Так как эти

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.2.1. Техники индивидуальной психологии Техника 1. Первичное интервьюПри первоначальных интервью терапевт, кроме демографических данных, получает главным образом следующие виды информации.1. По собственной ли воле обратился пациент?Если нет, то его участие в терапии и ее

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Глава 1. Принципы индивидуальной психологии Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой». По-другому эту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и

Из книги автора

Начало индивидуальной любви. Проходит несколько веков, меняется социальный уклад жизни, строй человеческой психологии - и вся материя любви-чувства. Новый вид любви ярко отпечатывается в римской лирике I века до нашей эры - у Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия, Горация,

Из книги автора

Из книги автора

Типы семей. Цели и задачи семейной психотерапии 1. Семья типа «Па-Де-Де». Данный тип семьи состоит из двух человек, между которыми могут быть установлены различные варианты взаимоотношений, типа:а) сильная взаимность и зависимость друг от друга (чаще всего мать и

Такая форма работы подразумевает собственно психотерапию в обычном понимании - это работа врача-психотерапевта и человека, обратившегося за помощью. "Индивидуальная" - то есть приватная, в обстановке доверительного контакта, которому никто не мешает. Нет других пациентов, нет наблюдателей. Очевидно, что в такой атмосфере можно с большей долей вероятности установить доверительные отношения, а это является залогом эффективности психотерапии. Используя именно индивидуальный вариант терапии, психотерапевт не ограничен в применении методов лечения.
Такая форма психотерапевтического взаимодействия позволяет эффективно проводить работу в любых направлениях, будь то психоанализ или гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия или гипнотическое воздействие . Несмотря на развитие в последние десятилетия групповой формы работы, индивидуальный вариант остается безусловно самым удобным и самым эффективным. В такой атмосфере клиент психотерапевта может без стеснения доверить специалисту свои личные психологические проблемы и связанные с этим телесные недуги .
Я в своей работе использую когнитивно-поведенческую психотерапию как основной метод лечения. Но элементы других подходов и методик - например гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, гипно-суггестивные техники, психоанализ - также имеют место. Эти включения применяются по-необходимости и в каждом отдельном случае мною решается индивидуально - что и в каком виде будет применяться. Более того, я глубоко убежден, что используя только одну методику или подход, крайне затруднительно (по крайней мере на современном этапе развития психотерапии) быть эффективным в большинстве случаев невротических расстройств. Лучшим примером является психотерапия и вообще лечение панического расстройства. Панические атаки , которые являются основным и очень мучительным проявлением данного расстройства не являются отдельным заболеванием. Их природа бывает различна, и в зависимости от причин (или комплекса причин) - выстраивается психотерапия и если необходимо - медикаментозное лечение. Избавиться от болезненных проявлений панических атак помогает поведенческая терапия , но этого недостаточно для коррекции тех проблем, которые "терзают" человека на подсознательном уровне, которые явились основой для возникновения таких мощных "выбросов" нервного напряжения, как панические атаки. То есть для планомерного лечения такого невроза, как паническое расстройство , применяется уже когнитивная психотерапия, экзистенциальная терапия (логотерапия) и психоанализ.

Индивидульная, или "личная" психотерапия, отличается от семейной терапии тем, что объектом становится личная психологическая адаптация субъекта, а не усиление адаптационных способностей пары к благополучному сосуществованию.

Основные формы психотерапии

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.

Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.