Рокада нет северо восточная и перово. Храм в вешняках может помешать строительству хорды

Храм в Вешняках может помешать строительству хорды

Михаил Комов

Moscow, Россия

На пути Северо-Восточной хорды совершенно внезапно возникло ещё одно препятствие. После серии уточнений трасса немного сдвинулась - и вплотную приблизилась к Вешняковскому кладбищу и Храму Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, чья история насчитывает более 360 лет. Это вызвало новую волну протестов местных жителей, в первую очередь - прихожан. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и выяснила, почему жители требуют отвести дорогу от церкви.

Спрямление трассы

В Вешняках активно идут подготовительные работы к строительству Северо-Восточной хорды (СВХ). Они уже вызвали серьёзный скандал, связанный с вырубкой деревьев в парке Кусково, а теперь вот привели к новому. В нескольких метрах от забора Вешняковского кладбища и от расположенного на нём Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках работает тяжёлая техника. Причём краны и бульдозеры настолько приблизились к культовому сооружению, что породили чудовищные слухи.

Многие прихожане думают, что храм будут сносить, - рассказывает служительница Валентина. - Но, наверное, он останется на месте. Пока вблизи от нас постоянно трудятся строители, но это они готовятся к началу больших работ.

По первоначальному проекту, одобренному ещё в 2010 году, СВХ (другое название - Северная рокада) должна была пройти южнее на несколько десятков метров. Затем проект уточнили, но даже после этого восьмиполосная трасса (по четыре полосы в каждом направлении) отстояла от Храма более чем на 50 метров. А по закону это именно то расстояние, которое не требует специальных охранных режимов строительства. Однако уже к январю 2016, после новых уточнений, трасса перешагнула эту границу: в январе 2016 года департамент градостроительной политики сообщил, что расстояние от объекта культурного наследия до трассы теперь составляет 44,7 метров. Но нарушения закона не допущено:

«Институтом Мосинжпроект разработаны и утверждены в установленном порядке специальные технические условия (СТУ) на уменьшение расстояния от объекта культурного наследия до проезжей части магистральной улицы непрерывного движения до 44,7 м вместо 50 м. В качестве компенсирующих мероприятий предусмотрено: ограничение скорости движения транспортных средств, установка в районе прохождения магистрали вблизи храма грязе-шумозащитного экрана, сооружение виброзащитного экрана, установка дорожных знаков. Пешеходное движение предусмотрено по тротуарам, пешеходным дорожкам, в целях безопасности устраиваются наземные пешеходные переходы и реконструкция внеуличного пешеходного перехода от платформы Вешняки».

Впрочем, как выяснилось, специальные технические условия разработаны плохо. В среду в департаменте культурного наследия Москвы их обсуждали специалисты - и проект с треском провалился. Его отправили на доработку.

Изначально в проекте строительства этой автотрассы вообще не было раздела об обеспечении сохранности памятника архитектуры, хотя это требует закон, - прокомментировал краевед и один из создателей движения «Архнадзор» Константин Михайлов, знакомый с результатами обсуждений. - А представленный документ вызвал у экспертов серьёзные замечания.

По словам экспертов, отсутствие утверждённых СТУ является «препятствием непреодолимой силы» - без них начинать стройку запрещено. Но их отсутствие не мешает проведению подготовительных работ.

Храм в Вешняках - действительно жемчужина московской истории. Он был построен по обету знаменитого боярина и государственного деятеля Фёдора Шереметьева в 1644 (по другим данным - в 1645) году. Строительство благословил Патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Из двух ярусов верхний основной был освящен в честь Воскресения Христова, нижний - в честь Пресвятой Богородицы. А на колокольне был устроен часовой механизм, управлявший тремя циферблатами и колокольным звоном - самая передовая техника для того века. Достаточно сказать, что похожий механизм на Спасской башне Кремля был смонтирован всего двумя десятилетиями раньше - в 1625 году.
За столетия внешний вид храма менялся: он был кирпичным, бордовым, изумрудно-зеленым, темно- и светло-желтым, серо-голубым. к концу XIX века Храм стал белым с голубыми куполами - и остаётся таким до сих пор.

Перед Великой отечественной войной, 13 сентября 1940 года Храм был закрыт, и возродился вновь 25 января 1947 года.

Взять в кольцо

На карте строительства хорды, размещённой на сайте Комплекса градостроительной политики Москвы, видно, что новая дорога пройдет недалеко от храма, замкнув архитектурную диковинку в кольцо автомобильных выхлопов и шума. С одной стороны - оживлённая улица Юности, с другой - улица Красный Казанец. СВХ обогнет с третьей, оставив между трассой и храмом - метры.

Напомним, что по заявлению Департамента градостроительной политики, расстояние между храмом и дорогой составит 44,7 метров запланированных. А вот судя по «Яндекс. Карты», на которых уже обозначена трасса СВХ, минимальное расстояние от магистрали до здания не превышает 20 метров.
Трасса будет близко, поэтому вдоль неё придется поставить шумозащитные экраны. Будут ширмы. Так церковь выключат из городского пейзажа, её нельзя будет увидеть со стороны хорды, которая пройдет впритык к территории к храму. Дорогу надо отодвигать!
Константин МихайловКраевед и один из создателей движения «Архнадзор»

Власти обещают поставить шумозащитные экраны. Один из активистов организации «Спаси Вешняки» Андрей Гнитиенко рассказал, что недавно технический заказчик проекта объяснил москвичам: СВХ закроют шумоизоляционные блоки. Кроме того, активистов уверили, что дорога рядом с храмом будет изготовлена по специальным технологиям, а скорость на ней знаками ограничат до 60 км/ч.

Якобы таким образом на этой территории снизят шумовую, вибрационную и другие нагрузки, - с сомнением говорит Андрей Гнитиенко.

Невидимые разрушители

Известно, что шумозащита от вибрационных воздействий не спасает. Эксперты уже несколько месяцев говорят о том, что колебания от постоянного движения по многополосной дороге будут негативно сказываться на храме. Почему именно на этом здании, а не на соседних - объяснила нам специалист по охране культурного наследия, профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина.
У Храма выявлены специфические проблемы устойчивости фундамента. Он подвергнется колоссальной угрозе из-за вибрационного воздействия. Сейчас не проработаны даже все вопросы сохранения церкви. Нужно решительным образом уводить трассу от храма и Кусковского лесопарка. Это просто государственная задача.

Экспертов пугает и сама мысль о том, что сакральное для многих москвичей и исторически ценное место решено замкнуть в неостанавливающийся автомобильный поток. В этом случае получится круг автотрасс со специфическим движением воздуха, которое сконцентрирует внутри (то есть там, где расположен Храм) выхлопные газы. А восточный округ - и так один из самых загазованных в столице.

Уровень загрязнённости в ВАО очень высок. Роза ветров такова, что именно здесь собирается и накапливается всё с запада. Например, много опасного диоксида азота, который оказывается в воздухе при выхлопах от транспорта, - утверждает руководитель проекта по решению экологический проблем «Росэко» Анна Нафиева.

Интересно, что первоначальный проект Северной рокады не предусматривал «асфальтового кольца» вокруг Храма - трасса должна была пройти гораздо южнее, по другую сторону путей Казанского направления Московской железной дороги. Как говорят специалисты, тот маршрут был несколько дороже, но зато позволял избежать множества согласований и юридических обременений, в том числе экологических. В частности, не требовалось вырубать деревья в Кусковском лесопарке, да и Храм бы Успения Богородицы не встал бы у неё на пути.

В какой момент трасса подвинулась - МОСЛЕНТЕ так и не удалось выяснить.

Москва. ВАО.РФ - В районах Перово и Вешняки продолжается противостояние строителей хорды и местных жителей, протестующих против изъятия 20 га территории у лесопарка Кусково, вырубки лесопарка Кусково и строительства там Северо-Восточной хорды, 6-и полосной платной автотрассы, части транзитной автотрассы из Китая в Европу.

Жители отлично понимают, что хорда значительно ухудшит состояние экологии в районах Вешняки и Перово. Выхлоп от машин, круглосуточно ежедневно проезжающих по транзитной 6-и полосной магистрали накроет ранее и так не совсем благополучные в экологическом плане спальные жилые районы востока Москвы. Роза ветров будет постоянно относить выхлоп автомашин на жилые многоквартирые дома Перово и Вешняков. И пластиковые окна тут ничем не помогут.

Значительный ущерб будет нанесён лесопарку Кусково. Помимо уменьшения территории лесопарка почти на 20 га(а может и больше), почва остальной части лесопарка будет постоянно подвергаться отравлению тяжелыми металлами и другими вредными химическими веществами, содержащимися в выхлопе машин, бензине, дизельном топливе, машинном масле, тосоле. А после зимы в почву лесопарка будет попадать огромное количество противогололедных химреагентов, убивая там всё живое.

Серьезный вред будет нанесён и здоровью людей. Дышать выхлопом машин совсем не полезно для здоровья, тем более 24 часа в сутки. Вредные вещества вызывают рак, лёгочные, аллергические и сердечно-сосудистые заболевания.

Под угрозой разрушения окажется храм в Вешняках 1644 года постройки и расположенное на территории храма кладбище.

Но и это ещё не всё! Под предполагаемым местом прохождения хорды расположен коллектор, по которому идёт канализация с половины Москвы. Состояние коллектора весьма дряхлое и под постоянной детонации и вибрации от хорды он может разрушиться и тогда канализационными стоками зальет не только лесопарк Кусково, но и половину района Вешняки.

Против строительства хорды и уничтожения лесопарка Кусково, в поддержку жителей районов Вешняки и Перово уже выступали житель Вешняков академик Глеб Васильев, депутат Государственной Думы РФ от КПРФ Валерий Рашкин, руководитель движения "Содействие " Александр Тимченко, муниципальный депутат района Перово от КПРФ Михаил Петров. Были собраны десятки тысяч подписей жителей.

Вот что пишет в социальной сети ВКонтакте неравнодушный житель района Перово Владимир Лосев :
"У нас в ВАО, в Кусково началась вырубка лесопарка Кусково под Северо-Восточную хорду. Там прямо по жилым кварталам должна пройти трасса по мощности автомобильного потока как МКАД. СВ-хорда станет частью платной автотрассы из Китая в Европу. Во всех европейских странах такие трассы выносят за пределы городов, даже в России трассы, например М4 "Дон", пускают в обход городов, в обход Воронежа, Ростова-На-Дону и др. Установлено, что выхлоп машин дает 98% к отравлению вредными веществами города(и только 2% промышленные предприятия в Москве) и является одним из самых весомых причин раковых заболеваний у населения. Кто решил отравить выхлопом жилые кварталы Москвы? Его нужно как фашиста к стенке поставить. "

22 июня 1941 года фашиста без объявления войны напали на Советский Союз. А спустя 75 лет, 22 июня 2016 года точно также, видимо по какой-то фашистской традиции, без объявления войны строители напали на Кусковский лесопарк. Пока не подоспели на выручку жители Восточного округа, были убиты десятки здоровых и сильных деревьев, а вместе с ними погибли птичьи гнёзда с птенцами и отложенными яйцами. Традиционнае места гнездования птиц и обитания мелких животных были разрушены. Лесопарку был нанесён значительный экологический ущерб.

Фотоматериал с места событий:




Буквально в 30 метрах от вырубленного участка, на ещё не уничтоженной поляне пока пасутся и гуляют на природе лошади:

Прямо у вырубленного участка лесопарка проходят огромные, в рост человека, трубы вентиляции канализационного коллектора и в воздухе чувствуется запах канализации и присутствие метана. Если лес раньше забирал и задерживал этот запах, то после вырубки лесопарка ничего не помешает доносить этот запах и эти газы до жилых домов.

Правительство Москвы самовольно снесло «самовольно» построенные постройки.

Для того чтобы добиться этого сноса в Гражданский кодекс РФ в ст. 222 срочно внесли изменения:

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Самовольная постройка подлежит сносу …

При этом ст. 222 в пункте 4 особо отметила, что самовольная постройка подлежит сносу, если занимаемый ею » … земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий … либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения».

Содержание новой редакции ст. 222 ГК РФ показывает, что самовольным строительством в Москве, нарушающим Закон, занимаются не только коммерсанты, но и Правительство Москвы, которое для ликвидации самовольных построек инициировало изменения в ст. 222 ГК РФ. Эти изменения коснутся и новых строек, которые будут вестись после ввода изменений в статью 222. Для того чтобы после окончания строительства новые постройки не могли бы быть признаны самовольными и подлежащими сносу, требования ст. 222 должны быть выполнены и в проектах этих новых построек. Для этого и проекты не должны быть самовольными, должны выполнять требования законов и перед реализацией должны пройти проверку на соответствие ст. 222 ГК РФ.

Таким самовольным проектом является проект участка Северо-Восточной хорды в московском районе Вешняки (ВАО). Трасса этого участка автомагистрали хорды по проекту прокладывается по территории лесопарка объекта культурного наследия регионального значения усадьба «Кусково». Прокладывается на участке, определенном п.1 ст. 222 ГК РФ, как « не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта».


Прохождение Северо-Восточной хорды

«Предоставленным в установленном порядке» является участок, определенный Генеральным планом города Москвы до 2025 года, по адресу: 1-й Вешняковский проезд, Рязанский район ЮВАО. Усадьба «Кусково» находится в другом, Восточном административном округе, и проложить здесь трассу запрещает утвердивший Генплан Закон г. Москвы № 17 от 05.05.2010.

Строительство хорды в усадьбе «Кусково» запрещает ФЗ № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия …» ст. 3_1, ст. 5_1, поскольку это является строительством «на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта». ФЗ № 73 2002 года запрещает такое капитальное строительство на территории объекта культурного наследия. В результате его будет вырублено 20 га леса, с десятками растущих в нем вековых дубов.


Усадьба «Кусково»

Таким образом, согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ строительство автомагистрали хорды в «Кусково» является самовольной постройкой и после того, как этот участок будет построен, автомагистраль должна быть снесена как самовольная постройка.

Автомагистраль хорды прокладывается в Вешняках по охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения 370-летнего Храма Успения Пресвятой Богородицы. Автомагистраль в этом месте захватывает земельный участок, который «расположен в зоне с особыми условиями использования территорий» (п.4 ст. 222 ГК РФ).

Таким образом, этот участок автомагистрали также подпадает под действие новой редакции ст. 222 ГК РФ. Участок хорды в соответствии с п. 4 ст. 222 является самовольной постройкой, и после окончания строительства автомагистраль в этом месте также должна быть снесена как самовольная постройка .

Автомагистраль прокладывается на расстоянии от здания Храма в четыре раза меньшем, чем допустимое, безопасное. Физическое состояние древнего Храма, построенного в 1644 году, не обследовано в соответствии с требованиями МДС 11-17 2004 года — «Правила обследования зданий … богослужебного … назначения», которое должно было быть сделано до начала проекта, чтобы выяснить выдержит ли здание Храма вибрационные нагрузки от потока машин автомагистрали, и можно ли вообще строить хорду в этом месте по этой причине.

Такие нагрузки неизбежно вызывают просадку фундаментов близ расположенных зданий. Для древнего Храма величина этих допустимых просадок установлена не более 5 мм (СП 22.13330.2011, Приложение Л). В проекте сделан расчет этих просадок для ограды Храма и хозяйственных построек на его территории. А для самого здания Храма расчета в проекте нет. Расчет или не сделан, или не опубликован, потому что показал большую просадку, чем 5 мм. То есть то, что Храм разрушится в проекте скрыто. В результате Храм будет разрушен вибрациями потока автомашин 10 000 в час. Жизнь молящихся прихожан поставлена под угрозу.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Автомагистраль хорды прокладывается в Вешняках на протяжении 3-х километров поверх трех тоннелей крупнейшего в Москве канализационного коллектора, через который на Люберецкую станцию аэрации ежесуточно проходит 3 миллиона кубометров стоков — это половина стоков Москвы.

Таким образом, автомагистраль хорды проходит «в полосе отвода инженерных сетей» и, согласно п. 4 новой редакции ст. 222 ГК РФ, является самовольной постройкой, которая после окончания строительства должна также быть снесена как самовольная постройка .

Диаметры тоннелей коллектора составляют 3, 4 и 6 метров, они построены 50 лет назад и, по свидетельству рабочих, занимающихся их ремонтом, стенки тоннелей прогнили настолько, что протыкаются ломом насквозь. Их чинят («санируют»), но прочность стенок этим восстановить невозможно. Для восстановления прочности тоннели должны быть построены заново, должны быть рассчитаны на новые нагрузки и новые внешние условия их работы.

Полоса отвода инженерных сетей (охранная зона) канализационного коллектора в условиях водонасыщенных грунтов Вешняков согласно «Регламенту эксплуатации канализационной сети г. Москвы (ДЖКХ и Б 2006 г.)», составляет 50 метров с каждой стороны, в которые попадает автомагистраль. Строительство автомагистрали поверх коллектора и в его охранной зоне запрещено нормативами строительства автодорог и нормами градостроительства (СП 34.13330.2012 п. 6.36; СП 42.13330.2011 п.п. 12.33; 12.34; СТО НОСТОЙ 2.17.66-2012 п.п. 6.4.2.; 6.4.7.; 6.4.8.).


Если автомагистраль не будет снесена как самовольная постройка, то при ее эксплуатации стенки тоннелей коллектора не выдержат новых нагрузок от веса дорожного полотна автомагистрали, веса и вибрации автомобильного потока 10 000 машин в час и будут постоянно разрушаться по всей длине коллектора, находящегося под автомагистралью. Дорожное полотно рухнет в эти провалы. Автомагистраль и коллектор нельзя будет эксплуатировать. Половина жителей Москвы останутся без воды и канализации. Прилегающие к автомагистрали жилые районы, лесопарк «Кусково», Храм, железная дорога, метро будут залиты фекальными стоками.

То, что новая редакция ст. 222 ГК РФ требует, чтобы автомагистраль хорды после ее постройки в Вешняках была снесена, говорит о том, что в Вешняках строить хорду нельзя.

Новая редакция ст. 222 ГК РФ считает самовольными и подлежащими сносу постройки, которые созданы на земельном участке:

« разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта»;

который «расположен в зоне с особыми условиями использования территорий»;

который расположен » в полосе отвода инженерных сетей».

Статья 222 ГК РФ запрещает строительство автомагистрали на таких земельных участках . Строить надо в соответствии с Генпланом в Рязанском районе ЮВАО. Там она не будет подлежать сносу.

До сих пор проект строительства автомагистрали в Вешняках нарушал все без исключения существующие федеральные законы и законы города Москвы в этой сфере, о чем мы неоднократно докладывали Правительству Москвы. Теперь проект перешел на нарушение новых законов, вышедших уже после его окончания.


По состоянию на 14 февраля 2016 года 121359. граждан России подписались под петицией, адресованной Президенту Российской Федерации и мэру Москвы, с требованием запретить строительство Северо-Восточной хорды на землях лесопарка объекта культурного наследия федерального значения усадьбы «Кусково». С учетом членов их семей, количество протестующих составляет несколько сот тысяч человек. Правительство Москвы не замечает эти протесты.

Жители района Вешняки в соответствии со ст. 222 ГК РФ требуют от Правительства Москвы предотвратить самовольное строительство участка хорды в Вешняках , отменить проект и перенести стройку автомагистрали на ее законное место, установленное Генпланом Москвы, — 1-ый Вешняковский проезд, Рязанский район ЮВАО.

По поручению инициативной группы
«Спаси Вешняки» архитектор
И.Н. Кузнецова

Строительство Северо-Восточной хорды (СВХ) или «Северной рокады», призванной соединить север и юго-восток Москвы единой магистралью и таким образом разгрузить МКАД и ТТК, было начато в 2013 году. Дорога длиной почти в 30 км была задумана как продолжение уже готового участка четвертого транспортного кольца (ЧТК): она пройдет от платной дороги Москва ― Санкт-Петербург до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки - Люберцы. Условно СВХ разделена на восемь частей, половина из них сегодня находится в стадии проектирования.

Проект последнего, самого восточного, участка дороги, от шоссе Энтузиастов до развязки на 8 км МКАД Вешняки-Люберцы, вызвал наибольший резонанс среди москвичей. С критикой строительства шестиполосной магистрали выступили жители района Вешняки: планируется, что СВХ пройдет по юго-западному краю парка Кусково, в том числе ― в Охранной зоне Объектов культурного наследия № 330. Для строительства трассы требуется вырубка деревьев по кромке лесопарка: по оценкам экологов, общая площадь территории под вырубку составит 20 гектаров. Тем временем петицию против вырубки деревьев в парке Кусково подписали более 145 тысяч человек.

Схема прохождения Северо-Восточной хорды. Источник: stroi.mos.ru

Активные протесты жителей Вешняков начались в июне 2016 года, когда была совершена первая попытка вырубки леса. Тогда протестующие разбили палаточный лагерь в парке, чем помешали проведению работ. 28 декабря 2016 года вырубка части деревьев все же состоялась, несмотря на протесты жителей. Несколько активистов позже за «неповиновение законным требованиям сотрудников полиции».

С наступлением 2017 года конфликт между сторонами продолжился в электронной переписке. Инициативная группа «Спаси Вешняки» направила письмо директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ профессору Михаилу Блинкину с указанием фактов нарушения законодательства при утверждении проекта СВХ на этом участке. Авторы письма пишут, что против строительства выступают такие организации как «Гринпис России» , МГО ВООПиК, Архнадзор, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и другие.



Помимо незаконной вырубки массива деревьев авторы письма приводят другие аргументы против строительства СВХ в Кусково. Один из них ― возможное разрушение Церкви Успения в Вешняках (объект культурного наследия федерального значения), построенной в 1644 году. В соответствии с рекомендациями МГО ВООПиК расстояние между дорогой и храмом должно составлять 100-200 метров, чтобы минимизировать риск разрушения здания и осадки от вибраций, создаваемых транспортом. В действующем варианте проекта хорды предусмотрено всего 44 метра защитной зоны.

«У нас по храму есть документы от архитектурной академии, от краеведов, от ВООПиК, от официальных организаций, ― рассказала один из авторов письма, архитектор Ирина Кузнецова. ― У нас есть подтверждения, что храм разрушится, если дорогу построят здесь. РПЦ, кстати, в защите храма тоже участвуют, но очень пассивно. Они переживают, написали несколько писем (пишут они примерно одно письмо в 4-5 месяцев), что они обратятся к Собянину, но открыто со словами „Остановите стройку“ они не выходят».

Другим аргументом авторов письма стала угроза разрушения тоннелей Люберецкого канализационного коллектора. По их мнению, эти тоннели мелкого залегания, расположенные прямо под тем местом, где планируется проложить магистраль, не смогут выдержать колоссальной нагрузки, создаваемой автотранспортом. «В результате, раздавив тоннели, хорда провалится в них, ее нельзя будет эксплуатировать и придется переносить в другое место или закрыть. Окружающие жилые районы, железная дорога, метро, парк Кусково, храм будут заливаться фекальными стоками. Половина жителей Москвы, жизнедеятельность которых обеспечивает коллектор, лишатся канализации и водоснабжения».



Акция против строительства Северо-Восточной хорды в Вешняках. Фото: Вконтакте

Ирина Кузнецова рассказывает, что существование тоннелей канализационного коллектора в принципе не было зафиксировано при разработке проекта СВХ: «Мы сейчас разоблачаем их расчеты один за другим. Расчет по коллекторам делал Мосинжпроект ― это хуснуллинская (Марата Хуснуллина, заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства) контора, которая всю Москву оккупировала. И конечно, они там наврали и в своих чертежах скрыли вообще, что там есть коллектор ― его же нельзя показать, он закопанный. Все специалисты понимают: у коллектора должна быть 50-метровая защитная зона, там рядом даже ничего с ним строить нельзя, потому что его нужно обслуживать. А здесь дорога по траектории совпадает с коллектором на протяжении трех километров. Люберецкий канализационный коллектор обслуживает 40% стоков Москвы, аварии будут бесконечные».

По мнению Михаила Блинкина, проблема с тоннелями коллектора может быть решена инженерами, поэтому этот аргумент защитников парка нельзя считать весомым: «Это типичные передержки, когда общественники, протестующие против какого-то проекта, пользуются инженерными аргументами. Московская инженерия сейчас способна решать такие задачи. Да, возможно, это будет дорого стоить, но это вполне решаемо».



Вырубка парка Кусково. Фото: Facebook

Авторы письма также отмечают, что в соответствии с Генпланом Москвы, утвержденном в 2010 году, участок СВХ должен проходить по противоположной стороне Рязанской МЖД ― 1-му Вешняковскому проезду. Но, как выяснилось, и там тоже недовольные жители.

«Я получил письмо от инициативной группы „Спаси Вешняки“, ― рассказывает Михаил Блинкин. ― Но у меня есть еще одно письмо от другой инициативной группы, которые пишут ровно противоположное и не хотят, чтобы дорога проходила по их району. Они говорят, что те спасают кромку кусковского парка, а они спасают место под окнами своих домов».

Ирина Кузнецова отмечает, что активисты из Вешняков вместе с экспертами неоднократно предлагали властям альтернативные варианты расположения участка СВХ ― там, где дорога не будет мешать ни одним, ни другим: «По действующему Генплану хорда должна проходить с той стороны железной дороги, где нет коллектора. Проектировщики нарушили Генплан, правительство Москвы приняло решение, что с нашей стороны надо дорогу строить, а с той стороны они будут строить и продавать дома. Мы понимаем и тех жителей, мы хотим, чтобы хорду убрали с нашей территории, но не в ущерб им. Мы предлагаем альтернативный вариант: проложить дорогу от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта, который был недавно расширен до 8 полос, только год назад закончилась реконструкция, теперь это новая, огромная магистраль. И тогда дорога не задевает ни тех жителей, ни нас. Мы им в каждом письме предлагали этот вариант, но официальных ответов пока не получали. Они говорят, что у них всё продумано, рассчитано, у них всё хорошо».



Вырубка парка Кусково. Фото: Вконтакте

Несмотря на все аргументы протестующих жителей Вешняков, Михаил Блинкин уверен, что такая магистраль нужна Москве: речь идет не только о разгрузке МКАДа и ТТК, но и о возможности попадать в город тем, кто живет за МКАДом: «Вопрос строительства хорды ― это еще и вопрос общественного транспорта. За МКАДом есть плотно застроенные территории, эти люди сразу получат выход в город. Там тоже есть инициативная группа, уже третья получается. Это жители, которые живут по ту сторону эстакады. Они покупали жилье в расчете на то, что эта хорда будет. Ни на автобусе, ни на автомобиле никак оттуда выбраться нельзя. Если строительство остановится, то мы увидим еще мощнее протесты со стороны этих жителей. Тут три группы москвичей, каждая из которых отстаивает свои интересы. Здесь много выигрывающих, много проигрывающих. Нужно согласованно находить решение - ничего другого человечество не придумало. Такие проблемы абсолютно типичны для всех стран. Для этого существует муниципальная демократия ― депутаты согласовывают решения, предлагают варианты, доказывают возможность альтернативы».. Мы разоблачаем этот проект и их вранье. Они хотят показать объемы: 6 км дороги от шоссе Энтузиастов до МКАДа стоят 23 млрд рублей, вы представляете? Это будет продолжаться бесконечно, как с „Зенит-ареной“».

«В принципе все понимают, что дорога должна быть, но рассуждают так: „давайте не будем строить ее у меня“, ― объясняет Блинкин. ― В научной литературе этот феномен называется „not in my backyard“ ― не на моем заднем дворе. Это классический городской конфликт, я сочувствую его обеим сторонам, и по одну сторону железной дороги, и по другую. Но надо понимать, что любое строительство в плотно застроенном городе всегда приводит к некоторому экологическому ущербу. Надо искать какие-то решения, наименьшее зло. Нет сладкого, хорошего для всех решения».

В декабре 2016 года Владимир Путин пообещал главе СПЧ Михаилу Федотову обсудить с мэром Москвы Сергеем Собяниным ситуацию вокруг строительства магистрали в Кусково. «По поводу парка „Кусково“, что там вырубают, я вообще первый раз слышу,- заявил Владимир Путин, комментируя на заседании по развитию гражданского общества с членами СПЧ информацию о вырубках в лесопарке.- Зачем вырубать парк „Кусково“, я понятия не имею».