Выборы 1 государственную думу 1993. Государственная Дума РФ: цифры и факты

Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Страница 1

Выборы 1993 года.

В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей). ru.musictext.net

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г.

С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году

19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года.

Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Другое о политике:

Дуайт Эйзенхауэр и глобализация холодной войны
В пылу предвыборной борьбы за Белый дом республиканская партия и ее кандидат Д. Эйзенхауэр критиковали внешнюю политику Г. Трумэна по двум основным направлениям: во-первых, за колоссальные расходы, которые подрывали бюджет и разрушали национальную экономику; а во-вторых, вместо трусливой концепции «сдерживания» коммунизма предлагалась до...

Предпосылки образования России
Важным положением геополитики является утверждение, в соответствии с которым способность общества поддерживать свое существование имеет тенденцию концентрироваться то в одном форпосте, то в другом в зависимости от изменения в ходе исторического развития направления внешних давлений. Другими словами, обстоятельства должны были сложить...

Соционический подход
Оригинальная попытка создания психологической типологии лидеров была предпринята в конце 1970-х годов. В рамках так называемой соционики (науки, претендующей на комплексный охват всех социальных явлений) тогда еще советскими исследователями - в частности, А. Аугустинавичюте. В 1980-е годы исследования продолжили украинские ученые А. Бук...

Выборы в Государственную Думу I созыва (1993). Первые выборы депутатов Государственной Думы прошли 12.12.1993 . Одновременно проводились выборы в Совет Федерации (первый и последний раз) и всенародное голосование по проекту Конституции РФ.

Проведению выборов и референдума по Конституции РФ предшествовали драматические события: роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 1400 от 21.9.1993 , противостояние президентской стороны и Верховного Совета.

В Указе Президента РФ №1400 и ряде последующих указов была провозглашена поэтапная конституционная реформа. Одной из главных ее составляющих стала замена двухъярусной системы законодательных органов Съезд народных депутатов - Верховный Совет на двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.

Первые выборы депутатов Государственной Думы проводились по Положению о выборах, утвержденному указами Президента РФ. В качестве основы для этого положения был использован проект закона РФ «О выборах в Верховный Совет Российской Федерации», подготовленный инициативной группой под руководством народного депутата РФ В.Л. Шейниса и обсужденный в июле 1993 года на Конституционном совещании. Первый вариант Положения «О выборах депутатов Государственной Думы» был утвержден Указом Президента №1400 от 21.9.1993 . Затем 1.10.1993 Указом № 1557 была утверждена уточненная редакция положения, которое стало называться «О выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году». Наконец, 6.11.1993 Указом №1846 в Положение были внесены изменения, в частности, изменялись правила признания выборов несостоявшимися.

Для избрания депутатов Государственной Думы была использована смешанная несвязанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Половина депутатов (225) избиралась по партийным спискам по единому общефедеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки. Для допуска к распределению мандатов избирательное объединение должно было получить более 5% голосов (от числа действительных бюллетеней). Другая половина избиралась по 225 одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства (для избрания необходимо было получить больше голосов, чем остальные кандидаты). Для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо было, чтобы число действительных бюллетеней составило не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

Право выдвижения федеральных списков было предоставлено избирательным объединениям, которыми считались общефедеральные партии, общефедеральные политические движения и блоки этих объединений. Для регистрации списка необходимо было собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей. Кандидатов в одномандатных округах могли выдвигать также группы избирателей. Для регистрации в одномандатном округе необходимо было собрать подписи избирателей в количестве не менее 1% от числа избирателей данного округа. Один и тот же кандидат мог баллотироваться по одномандатному и по федеральному округу. При этом, если он был выдвинут по одномандатному округу избирательным объединением и включен в зарегистрированный федеральный список этого же объединения, он регистрировался в одномандатном округе без сбора подписей.

Избирательные округа. Схема одномандатных избирательных округов была утверждена 10.10.1993 постановлением Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. При этом использовались данные о численности избирателей по состоянию на 25.4.1993 (день проведения всероссийского референдума).

В соответствии с данной схемой в 35 субъектах Федерации образовывалось по одному одномандатному избирательному округу, в остальных субъектах Федерации - по два и более. Наибольшее число одномандатных избирательных округов (15) было образовано в городе Москве.

В связи с тем, что по положению в каждом субъекте Федерации должно было быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа, число избирателей в округах, образованных в небольших субъектах Федерации, было значительно ниже средней нормы представительства. Так, в семи одномандатных избирательных округах число избирателей не превышало 100 тысяч. Наименьшее число избирателей (около 14 тыс.) было в Эвенкийском одномандатном избирательном округе № 224. Наибольшее число избирателей (около 738 тыс.) было в Астраханском одномандатном избирательном округе № 62, совпадавшим с территорией соответствующей области.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Федеральные списки выдвинули 35 избирательных объединений. Однако из-за того, что кампания была внезапной, крайне сжатой и фактически проходила в чрезвычайных условиях, успели собрать 100 тыс. подписей и были зарегистрированы только 13 списков. 14 избирательных объединений не представили на регистрацию подписные листы, 2 отозвали свои списки по собственной инициативе, 6 было отказано в регистрации.

Существенной особенностью выборов 1993 было то, что в соответствии с переходными положениями Конституции, принятой одновременно с избранием депутатов, члены Правительства РФ имели право на получение депутатских мандатов при сохранении ими постов в Правительстве.

Члены Правительства были включены в списки трех избирательных объединений. Наибольшее число министров (8, в том числе возглавлявший список первый вице-премьер Е.Т. Гайдар и 3 вице-премьера) было в списке «Выбора России», который в связи с этим воспринимался как «партия власти». В списке «Выбора России» был также руководитель Администрации Президента РФ С.А. Филатов, который от получения мандата отказался. Однако проправительственным был и список ПРЕС, возглавлявшийся вице-премьерами С.М. Шахраем и А.Н. Шохиным и включавший также министров юстиции и труда. В списке Аграрной партии России также был вице-премьер А.Х. Заверюха, хотя эта партия являлась скорее оппозиционной.

По 224 одномандатным избирательным округам (в Чеченской Республике, не подчинявшейся федеральной власти, никаких избирательных действий не проводилось) было зарегистрировано 1588 кандидатов (в среднем 7,1 кандидата на 1 мандат). Наибольшее количество кандидатов (20) было в Северном одномандатном избирательном округе №207 (Санкт-Петербург). В 8 округах было всего по 2 кандидата (из них 2 округа в Республике Татарстан). В Набережно-Челнинском одномандатном избирательном округе №25 (Республика Татарстан) был зарегистрирован только 1 кандидат, и выборы по этому округу не проводились.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу. В выборах приняли участие 58 187 755 избирателей, или 54,81% от числа зарегистрированных. По результатам голосования преодолели 5-процентный барьер и были допущены к распределению мандатов 8 списков. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 46 809 532 голоса, что составило 87,07% от числа действительных голосов, или 44,09% от числа зарегистрированных избирателей.

Положение о выборах разрешало, но не обязывало избирательные объединения разбивать свой список на региональные группы. Из 13 объединений разбили свой список только 6: «Выбор России», Аграрная партия России, «Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин », ПРЕС, «Гражданский союз» и «Будущее России - Новые Имена». При этом Аграрная партия России и «Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин » сделали общефедеральные части своих списков столь большими (37 и 34 соответственно), что ни один кандидат из региональных групп мандатов не получил. У ПРЕС мандаты получили лишь три кандидата из региональной группы, и только у «Выбора России» большая часть мандатов досталась кандидатам из региональных групп.

В целом по партийным спискам было избрано 133 москвича, что составило 59% от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе.

8 прошедших в Думу объединений отражали в основном политический спектр России. Занявшая первое место ЛДПР аккумулировала голоса как «патриотического», так и протестного электората. Левый фланг был поделен КПРФ и аграриями. Правительственные партии - «Выбор России» и ПРЕС - занимали соответственно правую и правоцентристскую ниши. Блок, возглавляемый Г.А. Явлинским (который уже тогда неофициально именовался «Яблоком»), представлял демократическую оппозицию с некоторым социал-демократическим уклоном. Демократическая партия России была в тот период скорее левоцентристкой. Движение «Женщины России» в основном занимало центристские позиции, однако в его электорате существенную роль играла протестная составляющая.

ЛДПР лидировала в 64 субъектах Федерации. Только в двух республиках (Ингушетии и Дагестане) партия получила менее 5%. Наибольшей (40,1%) была ее поддержка в Псковской области, а наименьшей (2,8%) - в Республике Ингушетия.

«Выбор России» лидировал в 12 субъектах Федерации (Республики Карелия и Татарстан, Пермская, Свердловская, Томская, Челябинская и Ярославская области, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий, Таймырский и Ханты-Мансийский автономные округа). В четырех республиках (Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесская и Тыва) за него голосовало менее 5% избирателей. Наибольшую поддержку (31,2%) блок получил в Москве, наименьшую (1,4%) - в Республике Ингушетия.

КПРФ лидировала только в четырех кавказских республиках (Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия). При этом в трех северных областях (Вологодской, Камчатской и Мурманской) и трех автономных округах (Таймырском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком) партия набрала менее 5%. Наибольшей (50,7%) была ее поддержка в Республике Дагестан, наименьшей (3,6%) - в Ямало-Ненецком автономном округе.

За движение «Женщины России» лучше всего (17,4%) голосовали в Ямало-Ненецком автономном округе, а хуже всего (2,2%) - в Республике Дагестан. В 7 субъектах Федерации движение получило менее 5%.

Аграрная партия России лидировала в Республике Башкортостан, Агинском Бурятском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах. Наибольшей (22,4%) была ее поддержка в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, а наименьшей (0,6%) - в Республике Ингушетия. Менее 5% голосов партия получила в 33 субъектах Федерации.

У «Блока: Явлинский-Болдырев-Лукин » наилучший результат (19,1%) был в Санкт-Петербурге, а наихудший (1,6%) - в Республике Тыва. В 30 регионах блок не дотянул до 5%.

Партия Российского единства и согласия лидировала в республиках Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкарская и Тыва. В 29 субъектах Федерации ПРЕС получила менее 5%. Наибольшей (35,7%) была ее поддержка в Республике Тыва, наименьшей (3,4%) - в Санкт-Петербурге.

Демократическая партия России лидировала в Республике Ингушетия, где получила абсолютное большинство (61,5%). Наименьшая поддержка у партии (2,2%) была в Республике Тыва. Почти в половине регионов (42) партия получила менее 5%.

Из объединений, оставшихся «за бортом», наибольшее число голосов получили Российское движение демократических реформ и «Гражданский союз». Поражение «Гражданского союза» было неожиданным, поскольку этот блок имел сильные позиции в Верховном Совете РФ, распущенном Президентом. Первое опиралось в основном на тот же электорат, что и «Яблоко», второе - на тот же электорат, что и Демократическая партия России.

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам. Выборы проводились по 223 одномандатным избирательным округам (кроме Набережно-Челнинского округа № 25, где был зарегистрирован всего 1 кандидат, и Чеченского округа № 32). В результате выборов были избраны 219 депутатов. Во всех четырех одномандатных округах Республики Татарстан, где проводились выборы, они были признаны несостоявшимися из-за низкой явки. Большинство политиков и избирателей республики выборы бойкотировали, на избирательные участки пришли от 8,9% (в Нижнекамском округе № 26) до 23,2% (в Приволжском округе № 27), доля действительных бюллетеней составила соответственно от 8,0% до 21,3%.

Более половины мандатов получили кандидаты, выдвинутые группами избирателей. Из избирательных объединений наиболее успешно в одномандатных округах выступили «Выбор России» и Аграрная партия России.

Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 9,85% (в Мытищинском округе № 109 в Московской области) до 73,5% (в Усть-Ордынском округе № 220) от числа действительных бюллетеней. Лишь 17 кандидатов набрали более 50% голосов избирателей.

Доля протестных голосов оказалась довольно высока. Наибольший уровень голосования против всех кандидатов (38,15%) оказался в Корякском округе № 217, а наименьший (1,1%) - в Ингушском округе № 12. В 32 одномандатных округах победители получили меньше голосов, чем проголосовало «против всех». Выборы в этих округах были признаны состоявшимися благодаря изменениям, которые были внесены в Положение о выборах 6 ноября 1993 года.

Состав Государственной Думы. Среди депутатов Государственной Думы, избранных 12.12.1993 , преобладали мужчины (386, или 86,9%). При этом из 58 женщин-депутатов 24 были избраны по одномандатным округам и 21 - по списку движения «Женщины России». Ни одной женщины не было среди депутатов, избранных по спискам Аграрной партии России и Партии российского единства и согласия. 2/3 депутатов были на момент избрания в возрасте до 50 лет.

Депутатами Государственной Думы стали 68 бывших народных депутатов РФ. Из них 32 были избраны по одномандатным округам.

Как уже отмечалось, по партийным спискам было мандаты получили 133 москвича. Еще 36 жителей Москвы были избраны по одномандатным округам. Таким образом, доля москвичей в Думе составила около 38%.

Повторные и дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов. В пяти одномандатных избирательных округах Республики Татарстан 13.3.1994 были проведены повторные выборы. На пять мест претендовали 30 кандидатов (от 4 до 11 кандидатов по округам). Во всех пяти округах были избраны депутаты. Явка составила около 60%.

За время работы Государственной Думы I созыва досрочно выбыли 17 депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу, и 10 депутатов, избранных 12.12.1993 по одномандатным избирательным округам. Из них 14 перешли на государственные должности в федеральные органы власти (8 избраны по общефедеральному округу и 6 - по одномандатным округам), один депутат (Н.В. Федоров, избранный по списку Демократической партии России) был избран руководителем субъекта Федерации, один депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на государственную службу в орган власти субъекта Федерации, 3 перешли на работу в иные организации (все трое избраны по общефедеральному округу), 8 умерли (5 избраны по общефедеральному округу и 3 - по одномандатным округам).

На государственные должности федеральные органы власти перешли 2 депутата, избранные по списку ЛДПР (Е.П. Ищенко и Э.В. Митрофанова), 2 депутата, избранные по списку Аграрной партии России (М.М. Абулбасиров и Н.В. Иванов), 2 депутата, избранные по списку «Блока: Явлинский-Болдырев-Лукин » (А.Л. Адамишин и Е.А. Амбарцумов), депутаты, избранные по спискам «Выбора России» (О.К. Застрожная) и ПРЕС (В.А. Туманов), а также избранные по одномандатным округам Ю.А. Брусницын, Х.М. Карлюков, А.Л. Кушнарь, С.П. Опенышев, Ю.Н. Родионов и. В. Стариков.

Мандаты выбывших депутатов, избранных по федеральному избирательному округу, были на основании закона переданы кандидатам из тех же федеральных списков.

Для замещения мандатов депутатов, избранных по одномандатным округам и выбывших до мая 1995, проводились дополнительные выборы. Таких округов было три. Из них два - в Московской области (Коломенский округ № 107 и Мытищинский округ № 109): избранные по этим округам бизнесмены С.Г. Скорочкин и А.Д. Айздердзис были убиты.

Выборы по Мытищинскому округу № 109 были проведены 30.10.1994 , баллотировались 12 кандидатов, явка составила около 30%, победил скандально известный бизнесмен С.П. Мавроди, получивший 29% голосов. Однако 6.10.1995 депутатские полномочия Мавроди были прекращены по предложению Мандатной комиссии в связи с нарушением им условий осуществления депутатской деятельности.

Выборы по Коломенскому округу № 107 были проведены 14.5.1995 , баллотировались 11 кандидатов, явка составила около 40%, победил летчик-космонавт Г.С. Титов, получивший около 20% голосов.

28 мая проводились дополнительные выборы по Орджоникидзевскому одномандатному избирательному округу № 164 (Свердловская область), в связи с тем, что избранный по этому округу депутат Ю.А. Брусницын перешел на административную работу. Баллотировались всего 3 кандидата, и в выборах приняли участие всего 9,1% избирателей (а число действительных бюллетеней составило 8,4%). Выборы были признаны несостоявшимися.

Повторные выборы по этому округу, а также дополнительные выборы по другим округам, где депутаты выбывали начиная с мая 1995, не проводились, поскольку до окончания срока полномочий Государственной Думы I созыва оставалось менее 6 месяцев.

12 декабря 1993 г . была принята Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции является избираемый всенародным голосованием президент . В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Постоянно действующий законодательный орган РФ — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы .

Государственная Дума Высшие органы власти Российской Федерации (по Конституции 1993 г.)

Политические партии и выборы в Государственную Думу РФ (1993, 1995 гг.)

12 декабря 1993 г . состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декабрьских выборов. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.

Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е.Т. Гайдара “Выбор России ”, наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либерально-демократической партии во главе с В.В. Жириновским . Избиратели отдали ей более 25 % голосов. ЛДПР получила в нижней палате парламента 70 депутатских мест.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (председатель Г.А. Зюганов ) получила 65 мест, аграрная партия (лидер М.И. Лапшин) — противница частной собственности на землю — 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии .

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко , Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин .

Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали значительно более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.

В составе Государственной Думы II созыва (1995 г.) 36 % мест получила КПРФ, 12 % — “Наш дом — Россия ” (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей),

Движение "Наш дом — Россия"

11 % — ЛДПР , 10 % — “Яблоко ” (блок Г. Явлинского), 17 % — независимые депутаты, 14 % — другие. Состав Думы определил острый характер межпартийной борьбы по всем вопросам, особенно путях политического и экономического реформирования. Особенно негативное отношение парламентариев вызывала правительственная политика в Чечне, внешнеполитическая деятельность, направленная на сближение с НАТО.

конституция закон государственность

Возникший в стране конституционный вакуум (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только президентской властью. Однако этой легитимности было недостаточно для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры. Оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, использовать такую форму непосредственного выражения его "суверенитета, как референдум .

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (указы об уточнении положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей .

Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период -- трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на всю политическую жизнь. Однако, несмотря на многие опасения оппозиции, не было никаких признаков президентской диктатуры или авторитарного правления. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили выпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовой информации. Политический режим сохранял прежний демократический характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности .

Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята. Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.

С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией .

Таковы особенности принятия Основного закона Российской Федерации, отражающие политические противоборства различных сил и сложившуюся обстановку в государстве.

3 Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Выборы 1993 года. В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г. С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года. Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Первая половина 1996 г. в политической жизни Рос­сии ознаменовалась беспрецедентной по своим масшта­бам агитационно-пропагандистской кампанией в под­держку действующего Президента РФ. Определяющее влияние на развернувшуюся предвыборную кампанию оказывала группа ведущих российских предпринимате­лей (так называемое «Обращение 13-ти») - руководите­лей крупнейших финансово-промышленных «империй» (в средствах массовой информации они получили назва­ние «семибанкирщины»), которые призвали предпринять все меры для переизбрания Б. Н. Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешной реализации. Перед российскими избирателями была нарисована убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны - либо по­строение новой российской государственности на демо­кратических основах и рыночных отношениях, либо воз­врат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального со­циализма».

Проведенные в два тура 16 июня и 3 июля 1996 г. президентские выборы принесли убедительную победу Б. Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, то есть до 2000 г. В ходе второго тура голосования Президент Российской Федерации, получивший около 40 млн. голосов избирателей, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого в стране курса радикальных соци­ально-экономических реформ.

Выборы Пре­зидента в 2000 году. В канун нового 2000 года Президент Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста. Исполняю­щим обязанности Президента был назначен глава прави­тельства В. В. Путин.

Выборы Президента состоялись 26 марта 2000 г. Им был избран уже в первом туре Владимир Влади­мирович Путин. 7 мая 2000 г. состоялась инаугурация В. В. Путина в качестве второго Президента Российской Федерации.


4 Внешняя политика России в новой геополитической обстановке

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного чле­на Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитические условия потре­бовали от российского руководства сформировать соот­ветствующую концепцию внешнеполитического разви­тия. Условно можно выделить два основных этапа форми­рования внешней политики России в современных усло­виях: 1992-1993 гг. были отмечены интенсивным поиском приоритетных направлений во внешней политике России в связи с распадом господствовавшей в течение всего по­слевоенного периода двухполюсной системы «Восток-За­пад», лидерами которой являлись СССР и США; 1994- 1997 гг. стали временем, когда главными задачами явля­лись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повы­шение степени интегрированности нашей страны в ми­ровую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском про­странстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

Постепенно сформировались два важнейших направ­ления российской внешней политики. Прежде всего это становление и развитие отношений с бывшими советски­ми республиками, или так называемым ближним («но­вым») зарубежьем, а также развитие отношений с веду­щими странами Запада, в первую очередь с США.

В последнее время внешняя политика России все более дистанцируется от Вашингто­на и на глобальном уровне происходит ее переориента­ция на роль ведущей евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.