Основные психологические установки. Психологические установки, помогающие жить

Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение к различным предметам, фактам, событиям, мнениям, но и прежде всего на то, в каком виде эти явления представляются, т. е. их реализация в мире восприятий.

Психологическая установка – это определенное состояние, которое, не являясь содержанием сознания, между тем оказывает значимое влияние на его работу. В данном случае настоящее положение вещей можно было определить следующим образом: представления и мысли, эмоции и чувства, акты волевых решений являются содержанием сознательной психической жизни, а когда эти психические проявления начинают действовать, то они по необходимости сопровождаются сознанием. Сознавать – значит мыслить и представлять, переживать определенные эмоции и выполнять волевые акты. Для возникновения установки необходимо наличие двух условий: имеющаяся актуальная потребность у субъекта и ситуация, ведущая к ее удовлетворению. Если имеются оба эти условия, то у субъекта возникает установка к активности. Определенное состояние сознания и соответствующее ему содержание образуется лишь на основе данной установки. Таким образом, необходимо точно различать, с одной стороны, конкретную установку, а с другой – конкретное содержание сознания. Установка не представляет собой ничего определенного из этого содержания, и, следовательно, характеризовать ее в терминах явлений сознания невозможно.

Различают внутренние установки, которые обусловлены потребностями, направленностью внимания, а также установки, вызванные определенными внешними событиями: объективные и субъективные установки. На промежуточном положении находятся установки, которые возникли как результат прошлого опыта, имеющего связь с данным предметом, и сохранившиеся в течение большого промежутка времени (вражда, дружба, доверие, уважение и т. д.).

Психологическая установка, представляет собой такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором определенные реакции возникают не только при повторном воздействии, но и в случае, когда ожидается их возникновение, на что могут указывать различные сигналы предзнаменования. При изучении психологической установки целесообразно проводить наблюдение за большой промежуток времени.

Для этого необходимо зафиксировать ее в определенной степени, что достигается при повторном воздействии раздражителей. Такие опыты называют фиксирующими или установочными, а установку, которая возникла в результате этих опытов, – фиксированной психологической установкой.


ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Теория планомерного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным (1902–1988) и его последователями. Она содержит общие правила формирования знаний и навыков, а также программы их применения в образовании.

По мнению П. Я. Гальперина, ориентировка – важнейший из компонентов действия, так как правильно сориентированный человек с большой вероятностью выполнит действие правильно с первого раза.

В первую очередь было изучено действие как элементарная единица деятельности, в связи с чем было особо выделено понятие «ориентировочная основа действия»(ООД).

Структура ООД включает в себя:

1) знания об условиях успешного выполнения действия;

2) знания о структуре, цели, длительности действия и т. д.

Различная ООД ведет к различным условиям для формирования знаний и навыков.

1. Неполная ООД – обучаемый имеет представление о самом действии и цели, но не знает, каковы условия его успешности. Действие формируется на основе проб и ошибок, содержит много лишних элементов. Это характерно для неорганизованного обучения.

2. Частично полная ООД – обучаемый имеет представление о действии, цели и правильности его выполнения. Однако знания являются сугубо практическими, не включаются в общую систему знаний субъекта.

3. Полная ООД – обучаемый получает полную картину действия, понимает его логику, способен самостоятельно переносить его в другие сферы.

Согласно этой теории для формирования нового знания или навыка необходимо выполнение следующих условий:

1) повышается мотивация субъекта;

2) знания закрепляются корректно во внешней форме (например, в виде наглядных пособий);

3) объясняется логика знания, его место в системе других знаний;

4) достигается запоминание.

П. Я. Гальперин выделял 6 параметров действия, четыре первых являются первичными, а последние два – вторичными, образующимися в результате сочетания первых:

1) уровень выполнения действия: материальный, речевой, умственный;

2) мера обобщения;

3) полнота фактически выполняемых операций;

4) мера освоения;

5) разумность действия;

6) сознательность действия.

П. Я. Гальперин выделял три группы действий.

1. Действия, которые необходимо усвоить.

2. Действия, которые необходимы в процессе обучения.

3. Моделирование и кодирование.

Обучение, по П. Я. Гальперину, состоит из пяти этапов:

1) создание ООД;

2) материализованное действие;

3) проговаривание вслух;

4) проговаривание про себя;

5) автоматизация действия.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко

,

Что такое психологическая установка?
Установка – это склонность и готовность определенным образом воспринимать и реагировать на события, людей и различные явления окружающей действительности. Иначе говоря, установка – это наше отношение к тому или иному объекту или явлению в нашей жизни, которое формирует наше понимание происходящего и последующее поведение.

Установки, как правило, нами не осознаются, это важно понимать. Ваш привычный способ трактовки событий и реакций на них часто кажется вам нормальным, естественным и правильным. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека, а чаще всего происходят из детства, и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения. То есть когда заходит речь об изменении установок, то целесообразнее говорить не об их правильности и неправильности, позитивности или негативности, а полагаться на то, насколько они помогают или мешают вам как в жизни в целом, так и в достижении поставленных целей. Аналогичным образом обстоят дела и с нашими ограничивающими убеждениями, о которых вы можете прочитать в моих статьях:

Давайте рассмотрим иррациональные, мешающие психологические установки на примерах:

  • Всегда существует единственное правильное решение любой проблемы и я должен его найти, иначе не избежать негативных последствий или даже катастрофы.
  • Я должен быть компетентным и успешным, я также я должен получить одобрение абсолютно всех значимых людей в моей жизни. Ужасно, когда этого не происходит.
  • Другие должны обращаться со мной доброжелательно, справедливо, подобающим образом. Ужасно, когда они этого не делают.
  • Все должны меня любить и поддерживать, иначе я никчемный человек, который не заслуживает любви и уважения (ничего хорошего в жизни).
  • Все мои желания должны исполняться легко и быстро, не встречая слишком много трудностей. Невыносимо, когда дела обстоят иначе.

На первый взгляд такие установки могут показаться крайностями, которые присущи очень ограниченному числу людей. Однако при более близком рассмотрении и анализе своих реакций, мыслей, эмоций и поведения в определенных ситуациях, вы возможно заметите у себя наличие схожих установок. Какое влияние такие установки оказывают на нашу жизнь, думаю, пояснять излишне.

Если человек воспринимает мир, окружающих его людей и происходящие с ним события через призму “все должны меня любить и поддерживать”, то каждый раз, когда его опыт предлагает альтернативную картину мира, этот человек будет испытывать тревогу, злость, негодование, собственную никчемность, его самооценка будет занижаться и ожидания от себя будут окрашиваться в негативный оттенок. Более того, человек с такой иррациональной установкой будет крайне зависим от чужого мнения и отношения к нему, будет искать и пытаться заслужить любовь и одобрение не только значимых для него других, но и людей в целом. В итоге, жизнь больше похожа на страдание, чем на прекрасное приключение.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Предлагаю Вам пройти простые уроки самопознания в 4 сферах своей жизни и определить , которые мешают Вам жить. Самопознание начните с рассмотрения примеров других людей.

Психологические уроки самопознания

Уроки самопознания — это психологический практикум, направленный на познание своих заблуждений, внутренних конфликтов и своей личности.

Любой психологический практикум невозможен без самопознания и самоанализа. Пропустите этот важный этап и психотерапия превратится в болтовню двух давних подружек о том и о сём. .

Урок самопознания в этой статье мы начнем с осознания своих ограничивающих и ошибочных в 4-х сферах жизни.

4 жизненные сферы для самоанализа установок

  • Ошибочные психологические установки об
  • Ошибочные психологические установки о
  • Ошибочные психологические установки о

Примеры ошибочных психологических установок

Давайте посмотрим ошибочные установки в 4 сферах жизни Клиентов автора этого блога.

Читая эти высказывания, задумайтесь, какие из них относятся и к Вам, самоанализ начинается прямо с новой строки!

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о работе

— Большая часть моих проблем в жизни происходит из-за моей ответственной работы.

— Только работая дольше и усерднее, я смогу соответствовать требованиям своей должности.

— Я потеряю работу, если мой мобильный телефон не будет всегда включен.

— Моя работа управляет мной, а не наоборот. Я — не начальник!

— То, что я вкладываю львиную долю своей энергии в работу, а не в семью будет стоить того в будущем. Я делаю это для своей семьи.

— Моя работа — это я. Без моей работы и денег я никто.

— Если я получу прибавку к зарплате, я стану счастливее и буду считать себя лучше.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья об отношениях

— Моя семья понимает, что я так много работаю ради них.

— Моя жена нормально относится к тому, что я прихожу с работы обессиленным, ведь я стараюсь ради нее.

— Как только я стану партнером, мои шансы обрести семью и любовь повысятся.

— Я приношу домой деньги, а моя жена воспитывает детей. Так и должно быть сейчас.

— Мы просто не можем прожить на меньшие деньги и поэтому я тружусь как раб.

— Нет ничего неожиданного, что фотки моих любимых у меня в паспорте, ведь я так мало вижу свою семью из-за работы и командировок.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о здоровье

Сердечный приступ случается с людьми, которые едят как я, не занимаются спортом и имеют лишний вес, как и я. Но со мной этого не произойдет.

— Я чувствую себя хорошо, поэтому мое здоровье, вероятно, в порядке.

— Я еще молодая, поэтому могу себе позволить…. А пока у меня еще есть время.

— У меня нет ни времени, ни сил на занятия спортом.

— Заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе позволить.

— Все время, которое у меня есть я посвящаю своей семье и своей работе.

— Тратить время на занятия спортом — эгоистично.

— Если во всем остальном я веду правильный образ жизни, то я могу себе позволить курить (вставьте свое слово), и со мной ничего не случиться.

— -Мы все когда-нибудь умрем, поэтому если я немного нарушаю режим питания и сна, это того стоит.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о счастье

— Я никогда в жизни не найду настоящего счастья. Я знаю это.

— Я не могу быть счастливой и одновременно находиться в таком постоянном напряжении. Счастье — это свобода от напряжения.

— Никто в моем положении не мог бы быть счастлив.

— Мое счастье настанет, когда я достигну финансовой свободы. Знаю, это звучит смешно, но для меня это именно так.

— Я жертвую своим счастьем ради семьи (вставьте свое слово).

— Успех и счастье идут рука об руку.

Психологический Практикум самопознания ошибочных психологических установок

Найдите 3 потенциальные ошибочные установки, которым Вы сейчас следуете в каждой из этих 4-х сфер жизни.

Работа (например: я потеряю работу, если буду тратить время на занятие спортом в течение или если уйду пораньше, чтобы посмотреть, как мой ребенок играет в школьном спектакле ):

Семья (например: хотя я совершенно не в состоянии общаться с семьей, когда возвращаюсь домой с работы, они знают, что я люблю их ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Здоровье (например: заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе сейчас позволить ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Счастье (например: я буду более счастливой, когда финансовые трудности останутся позади ):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Все эти ошибочные психологические установки отражаются на наших историях о нашей жизни, которым мы следуем.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Подсознание человека участвует во всех процессах, связанных с приспособлением человека к социуму и саморазвитием. Активация подсознания как мощного […]
  • Вчера состоялся вебинар психолога счастья: "Как составить эффективную формулу самовнушения". Итак, самовнушение новой жизни, как внушить себе новые […]
  • Мы постоянно подвергаемся самогипнозу в повседневности. Жалко, что неуправляемый транс является часто самообманом и негативной само мотивацией. Что […]