Забывчивость лечение. Плохая память: что делать и как улучшить? Нарушения у лиц пожилого возраста

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


3абывчивость и рассеянность приносят много дискомфорта в нашу жизнь, и мы начинаем жаловаться на плохую память. В нужный момент забывается слово, деталь, дата, телефон, еще вчера так отлично всплывавший в памяти, номер автобуса или маршрутки, дата встречи, дней рождений родственников и знакомых. Развить память возможно и для этого существует достаточно много упражнений для развития памяти.

Память, прежде всего, процесс мыслительный, который включает запись информации, ее хранение и в дальнейшем при надобности извлечение.

А забывание - процесс, разгружающий нервную систему и оберегающий ее от перенапряжения. И часто мы забываем именно то, что нам приносит отрицательные эмоции и необходимость делать то, что нам не нравится.

Мы запоминаем визуально (зрительно), вербально (слух), с помощью обоняния, осязания и так далее, то есть, строим ассоциативные связи. Это когда знакомый запах может напомнить нам о ситуации, в которой вы его почувствовали.

Память можно поделить на:
  • непосредственную, это печать на клавиатуре (напечатал букву и забыл),
  • кратковременную, она сохраняет информацию до 30 секунд (набрал номер телефона и на время забыл),
  • долговременную, такая память хранит информацию на интеллектуальном и эмоциональном уровне дни и годы, составляется на основе суждений и наблюдений,скользящую, в этом случае информация, запоминается на необходимый промежуток времени и больше не используется, за ненадобностью.

Не будем сейчас говорить о стойких нарушениях памяти, таких как старческий склероз, болезнь Альцгеймера или потеря памяти после травмы или сотрясения мозга, вследствие болезни, опухоли мозга, стойких провалов в памяти прошедших недавно событий, в таких случаях надо срочно обращаться к психотерапевту или невропатологу. Поговорим о случайно обрушившихся на человека нарушениях памяти, когда мучительно вспоминаешь забытое слово или название, но оно появляется в голове, спустя несколько часов или дней, когда это уже совсем не нужно.

Память, всегда хорошо выручавшая нас в школе, институте, в самые ответственные моменты, вдруг стала подводить, почему это происходит и как это предотвратить?

Причины возникновения ухудшения памяти

Причин возникновения ухудшения памяти много, и проанализировав информацию, вы можете найти свою причину и попробовать решить проблему.

  • Депрессия, беспокойство, стресс - основные причины ухудшения памяти. Они сужают восприятие внешнего мира, до рамок переживаемой ситуации. Память человека слабеет пропорционально его беспокойству, это тем более относится к людям пенсионного возраста. Хотите сохранить память, сохраняйте спокойствие во всем. Нервничая даже по поводу своей забывчивости, вы только усложняете ситуацию. Однако австралийские ученые, проведя ряд исследований, сделали вывод, что в раздраженном, злом настроении, человек лучше запоминает детали, на которые в хорошем, даже не обратил бы внимания. А еще плохая погода, как ни странно, усиливает память, тогда как беззаботное и веселое настроение в солнечный день, ухудшает запоминание.
  • Алкоголь, антидепрессанты, успокаивающие средства замедляют мыслительные процессы, снижая восприятие информации.
  • Курение ослабляет функцию кратковременной памяти, поражает вербальную и визуальную память.
  • Недостаток в организме фолиевой и никотиновой аминокислот, витаминов, особенно группы В.
  • Ухудшением памяти может служить нарушения обмена веществ, хронические заболевания.
  • Дефицит памяти может быть связан с недосыпанием и хронической усталостью.
  • Спешка - главный враг в борьбе с рассеянностью и забывчивостью. Не спешите делать дело быстро, суетясь и спотыкаясь. В этом случае включается автоматизм, отключается эмоциональная и визуальная память.

Как улучшить свою память?

  • Проанализируйте свой ежедневный рацион. Белковая пища (мясо, яйца, молоко) содержит необходимые аминокислоты, в том числе триптофан и тирозин, которые влияют на улучшение внимания и памяти. Съедайте в день 2-4 банана, а также ешьте, содержащие кальций и калий, изюм, курагу, печеные яблоки и картофель, сыр, грецкие орехи, фисташки, творог, салаты из овощей с растительным маслом. Эти продукты, или точнее вещества, которые они содержат, обновят клеточные мембраны ваших нейронов.
  • Не пользуйтесь алюминиевой посудой для приготовления еды, храните продукты в посуде из керамики, стекла или просто эмалированной, так как доказано, что соединяясь с компонентами пищи, алюминий создает соединения, способные вызвать интоксикацию, вызывающую ухудшение памяти, и даже приводящую к деградации личности. Не стоит часто запекать в фольге продукты или хранить их в ней.
  • Народным средством для восстановления памяти может послужить хрен, добавляйте его к первым, вторым, холодным мясным блюдам, закускам.
  • Фитотерапевты советуют съедать по 2-3 свежие сосновые почки перед едой, они предохраняют память от преждевременного старения, продлевают жизнь, обостряют память. Соцветия лугового клевера улучшают мыслительные процессы, а также обмен веществ, заваривайте их как чайный лист и пейте вместо чая. Растительными нейростимуляторами памяти, активизирующими процессы запоминания можно назвать препараты, содержащие родиолу розовую, траву заманиху, лимонник, элеутерококк, аралию маньчжурскую, корень женьшеня, левзею.
  • Психологи советуют улучшить запоминание с помощью ассоциативной или эмоциональной памятью, связывая объект запоминания с чем-то еще, что может вам напомнить.
  • Исключите из своих действий автоматизм, который чаще всего приводит к забывчивости, запирая дверцу автомобиля, квартиры, выключая утюг, Делайте это осознанно, фиксируя свое внимание на действие, вскоре это войдет в привычку, и вы перестанете забывать такие мелочи.
  • Коррекцией внимания может стать ваше умение сосредотачиваться на конкретном моменте действия, при котором вы должны решить определенную задачу, то есть выделите главное, не распыляясь на все остальное.
  • Не откладывайте на потом что-либо, сделайте это сразу, и вы избавитесь от многих проблем, связанных с забывчивостью.
  • Одно из действенных эмоциональных средств для борьбы с забывчивостью был и остается позитивный настрой и юмор. Относитесь ко всему с юмором, в каждое свое действие вкладывайте долю иронии и шутки, и эмоциональная память поможет вам сохранить в памяти любое ваше действие, как яркое впечатление от происходящего, как у вас, так и у окружающих.
  • Больше нагружайте свой мозг новыми яркими впечатлениями, тренируйте его логическими задачами и головоломками, больше читайте интересной информации, книг.
  • Помните, что активный образ жизни, физические нагрузки, хорошее питание, полноценный сон, выходные на природе, правильное отношение к стрессам, внимательное отношение к своему здоровью - все это залог хорошего самочувствия и отличной памяти.

Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.

Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.

Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.

Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).

Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:

  • Болезни сердечнососудистой системы, когда нарушена правильная подача крови.
  • Некоторые болезни почек (учеными доказана взаимосвязь между проблемами почек и вербальной памятью).
  • Нарушение обмена веществ.

Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:

  • Нехватка нужных витаминов. Для качественной работы мозга и памяти необходимы полезные вещества, в том числе жизненно необходимы витамины группы B.
  • Колоссальные информационные перегрузки. В современном мире наш мозг оказывается под «бомбежкой» хаотичной и часто ненужной информации.
  • Стресс блокирует процессы, связанные непосредственно с памятью.
  • Отсутствие качественного сна. Во сне восстанавливается весь организм и мозг тоже.
  • Нездоровая пища, в том числе тонизирующие напитки.

Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:

  • Курение. Вещества, которые поступают с дымом в наш организм, практически «разъедают» мозг, и в связи с этим память существенно снижается.
  • Прием алкоголя и наркотиков очень сильно повреждает серотониновую систему головного мозга.
  • Отравление тяжелыми металлами, такими как свинец, ртуть.
  • Употребление некоторых групп лекарственных препаратов: антидепрессанты, антигистаминные, холинолитики.

Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.

Профилактика ухудшения памяти, тренировка внимания

Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.

Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.

Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.

Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.

Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.

Вконтакте

Одноклассники

Плохая память, причины и пути преодоления….

Можете ли вы с уверенностью сказать, где лежат ключи от квартиры?
А в каком месте находится ваша расческа? Какая прическа была у продавщицы в магазине, куда вы заходили недавно? Наверное, подобных мелочей вам не удастся вспомнить. «Подумаешь, ничего страшного!» – скажете вы. И будете неправы.

Легкая рассеянность грозит обернуться в будущем плохой памятью. Сегодня мы поговорим о том, почему возникают проблемы с памятью и как их решить.

Плохая память: причины

Память – мыслительный процесс, объединяющий функции запоминание информации, ее хранение и последующее воспроизведение.

Для того, чтобы щадить нашу нервную систему, уберечь ее от перенапряжения, существует функция забывания.

Обычно мозг старается «стереть» негативнуюинформацию и оградить человека от отрицательных эмоций. Именно по этой причине мы зачастую забываем выполнять те действия, которые нам не по душе.

Если пришло понимание, что с памятью есть проблемы, прежде всего, нужно определить, какой именно вид запоминания стал подводить.

Исходя из времени запоминания, память можно разделить на такие виды:

непосредственная – явление забывается сразу (например, напечатанная и тут же благополучно забытая буква);

кратковременная – информация хранится не более 30 секунд;

долговременная – хранение в сознании запомнившейся информации на протяжении многих лет;

скользящая – явление хранится ровно то количество времени, которое необходимо, затем стирается (к примеру, выученный экзаменационный билет).

Если память ухудшается, причина не в приближении старости или полученной травме, например, тяжелом сотрясении мозга.

Постепенное снижение способности запоминать информацию кроется в нарушении работы мозга.

Обычно это происходит по ряду определенных причин.

  1. Стресс, тревога, переживания. Мозг человека концентрируется на той проблеме, из-за которой он переживает беспокойство. Вследствие этого память ухудшается, человек становится рассеянным.
  2. Алкоголь. Замедляет процесс мышления, снижает восприятие окружающего мира. Подобное действие могут оказывать антидепрессанты и другие успокоительные лекарства.
  3. Курение. Никотин и другие отравляющие вещества значительно ослабляют визуальную и кратковременную память.
  4. Хроническая усталость и недостаток сна – одна из распространенных причин рассеянной памяти.
  5. Недостаток витаминов (фолиевой, никотиновой кислот).
  6. Самая распространенная причина – обычная привычка спешить. Второпях человек не концентрируется на мелочах, вследствие чего быстро о них забывает.

Бросаться в аптеку за лекарствами от «плохой памяти» совсем не нужно. Существует множество методик и способов улучшить запоминание, причем некоторые из них можно опробовать дома или во время поездки в общественном транспорте.

Если забывчивость не является последствием травмы, то с ней вполне успешно можно бороться. Воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно относитесь к мелочам. Сосредоточьтесь на деле, которое выполняете, каким бы простым оно не казалось. Решайте задачу, как только вспомните о ней, и пусть сопутствующая информация станет подспорьем вашей памяти. Например, паркуя машину, отметьте, что рядом растут два дерева, а напротив – магазин с вывеской такой-то. Вы задействуете при этом несколько видов памяти, и информация запомнится лучше.

Старайтесь не отвлекаться от поставленной задачи. Зайдя в комнату в поисках, например, ключей, ищите именно их, не обращая внимания при этом на посторонние предметы.

Учитесь включать логику и строить ассоциативные ряды. Например, вы должны запомнить адрес Иванова, 12. Представьте, что у вас есть знакомый с такой фамилией, который зайдет к вам в 12 часов. Таким же образом поступайте с именами. Например, вам никак не удается запомнить фамилию начальника. Придумайте какую-нибудь ассоциацию к ней. Каждый раз, встречая этого человека, воспроизводите в мозгу придуманный образ.

Если память снижается из-за нехватки в организме витаминов, значит, нужно усиленно восполнять их дефицит. Учеными доказано, что ухудшение памяти связано с недостатком железа, цинка, бора. Фрукты, овощи, мясо должны входить в ваш рацион постоянно.

Ну и, конечно, главный враг памяти – неправильный образ жизни. Алкоголь, курение, вредная пища, стрессы и постоянная усталость приводят к нарушениям в работе мозга. Пусть вашим спутником станет здоровый образ жизни, и тогда даже в преклонном возрасте болезни будут вам нипочем.

Вконтакте

Какой бывает память? Почему одним дается феноменальная способность запоминать огромные массивы информации, а другие не в состоянии удержать в памяти только что прочитанную заметку? Способность к сохранению знаний во многом зависит от образа жизни и возраста.

Память – это психическая функция, вид умственной деятельности человека. Благодаря ей он способен накапливать, сохранять и при необходимости воспроизводить информацию, получаемую с помощью органов слуха, зрения, обоняния и осязания. Согласно исследованиям, большая часть информации поступает с помощью зрения. Второе место в запоминании информации отводится органам слуха.

Любопытно, что в памяти человека может храниться не только информация, но и эмоции.

Известный герой детективов Шерлок Холмс охарактеризовал память так: «…человеческий мозг – это … пустой чердак, и вы его должны заполнить выбранной мебелью. Ошибочно думают, что у него эластичные стены. От нее зависит, как скоро наступит время забывания того, что вы знали раньше, при каждом новом поступлении информации».

Учитывая же современные достижения в области информационных технологий, нашу память можно сравнить с персональным компьютером, пользователями которого являемся мы сами.

По аналогии, информация из вводного устройства (это зрение, слух, осязание и обоняние) попадает на жесткий диск оперативной памяти, откуда при необходимости она извлекается и возвращается обратно. Роль процессора выполняет мозг, где происходят мыслительные процессы и обработка информации. А файлы, папки и ярлыки похожи на то, как хранится информация в нашей памяти.

Как идет развитие памяти?

Человек обладает памятью с самого рождения, однако ее пока еще можно назвать бессознательной. Затем появляется моторная (двигательная) и аффективная (эмоциональная) память. В возрасте 8-9 месяцев подключается интеллект, и механическая память постепенно вытесняется логической. Логическая память 3-4-летнего малыша имеет довольно простые формы и окончательно развивается к подростковому возрасту.

В детстве человек воспринимает события ярко и насыщенно, поэтому и память в детстве острее, и детские воспоминания, как правило, самые прочные.

У взрослого человека, в зависимости от продолжительности запоминания определенного количества информации память бывает сенсорная, кратковременная и долговременная.

Сенсорная память – мгновенная. На нее реагируют органы чувств, и сохраняет такая память ощущения.

При кратковременной памяти человек может быстро запомнить небольшое количество информации, но он так же быстро ее забывает. Например, человек с такой памятью способен за несколько секунд запомнить номер чужого телефона, но набрав его, тут же забыть.

Люди с долгосрочной памятью запоминают новую информацию медленно, но хранят в памяти долго.

Некоторые люди (их очень мало) обладают феноменальной памятью. Причем наличие такой памяти не является признаком их высоких умственных способностей. Человек с прекрасной памятью может слово в слово воспроизвести прочитанный отрывок текста, не всегда понимая его смысл.

Американец по имени Ким Пик родился со множеством серьезных неврологических расстройств, из-за чего начал ходить только к 4 годам. Зато к 7 годам он знал наизусть Библию, а в старшем возрасте запоминал до 98% прочитанного текста, за что его в шутку называли «Ким-пьютер».

Что значит плохая память?

Показателями эффективности памяти являются объем запоминаемой информации, продолжительность хранения, готовность, быстрота и точность воспроизведения. Проще говоря, если человек не может удержать в памяти или быстро вспомнить даже небольшой объем новой информации, он может пожаловаться, что у него плохая память.

Почему ухудшается память?

В соответствии с исследованиями, память человека примерно до 25 лет улучшается, и в это время он способен усвоить наибольшее количество новой информации. Далее у здоровых людей память остается неизмененной, а с возрастом постепенно ухудшается. Обычно это происходит на седьмом десятке лет.

Таким образом, одна из причин ухудшения памяти – старение. Чем старше человек, тем труднее ему овладеть новыми навыками. То, что легко дается в молодости, в старости для большинства людей становится затруднительным. Считается, что возрастное ослабление памяти – явление, естественное при старении, которое происходит из-за некоторых изменений мозга.

У пожилых людей обычно снижается кратковременная память, из-за чего ухудшаются их способности к обучению. Подобное ухудшение памяти в преклонном возрасте не отражается на уже имеющихся у них навыках, и его называют забывчивостью пожилых. Такая забывчивость не является признаком серьезной болезни.

В то же время прогрессирующее ухудшение памяти – один из первых симптомов такого серьезного заболевания, как деменция, или снижение познавательных функций. Потерю памяти приравнивают к безумию, что на латинском и означает – «деменция».

Деменция развивается медленно – в течение 10-12 лет человек может не замечать у себя признаков этого заболевания. И деменция не является естественным этапом старения.

Человек, страдающий деменцией, утрачивает способность не только запоминать новую информацию, - он забывает все то, что знал раньше. Сначала из его памяти уходят события ближайших прошедших дней, месяцев, а затем и лет. Одна из форм деменции – болезнь Альцгеймера.

Людей, страдающих деменцией, от забывчивых отличает то, что забывчивые люди не могут вспомнить детали какого-то события. В то время как больные деменцией могут полностью забыть само недавнее событие.

Деменция с потерей памяти может развиться и у молодых людей вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы, отравления токсическими веществами (например, угарным газом).

К патологическим причинам нарушения памяти относятся болезнь Паркинсона и рассеянный склероз, которые связаны с заболеванием центральной нервной системы.

Вызывают нарушение мозговой деятельности и, соответственно, ухудшение памяти заболевания щитовидной железы, туберкулез легких, печеночная и почечная недостаточность, гипертония, сахарный диабет.

Свойство ухудшать память имеют и некоторые лекарственные препараты (обезболивающие, антидепрессанты) – таково их побочное действие.

Длительная алкогольная интоксикация, курение, наркотики также могут стать причиной ослабления памяти. Влияют на нее и затяжные депрессии, частые стрессы, нарушение сна, резкая смена образа жизни.

Однако в последние годы на плохую память все чаще жалуются молодые люди, не имеющие никаких серьезных заболеваний. Все больше таких жалоб можно услышать и от детей-школьников, и от студентов, которым на запоминание нового материала приходится затрачивать больше времени, нежели предполагалось. Нередко жалобы на плохую память сопровождаются и другими симптомами – быстрая утомляемость, бессонница, головные боли, апатия, раздражительность, отсутствие аппетита и т. п. В этом случае причиной может быть общее переутомление организма.

Резко ухудшается память и при информационных перегрузках, которые довольно часто испытывают современные дети. Особенно если они находятся в плохо проветренных помещениях, мало бывают на свежем воздухе и ведут малоподвижный образ жизни. В этом случае их мозг будет испытывать недостаток кислорода.

Мозг человека на треть составляют жирные кислоты. Их источниками являются рыбий жир, морепродукты, растительные масла, орехи. Мозг любит также углеводы, содержащиеся в крупах, овощах, сладких фруктах – это так называемые «медленные» углеводы. Они, в отличие от «быстрых» (сахар, мучные изделия) усваиваются не сразу, а в течение всего дня. «Быстрые» же углеводы усиливают умственную активность мгновенно, но ее так же быстро сменяют усталость и ухудшение памяти.

Таким образом, хроническая нехватка в рационе продуктов, содержащих аминокислоты, а также витамины, особенно группы В, нередко служит причиной ослабления памяти.