Как сохранить душевное и психическое здоровье.

Data-lazy-type="image" data-src="http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove..jpg 598w, http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove-300x200.jpg 300w" sizes="(max-width: 598px) 100vw, 598px">

В поисках ответа на этот вопрос, я нашёл уйму частных мнений. Но интуиция мне подсказывает, что все эти мнения не достают до истинной глубины вопроса, и барахтаются где-то около поверхности.

Вот некоторые мнения, согласно опросу среди наших соотечественников

  • Когда есть смысл жизни. Так считают около 44% опрошенных.
  • 41% опрошенных высказали предположение, что такое чувство человек испытывает, когда у него есть крепкая счастливая семья.
  • 39% считают, что синонимом душевного здоровья является здоровый сон.
  • 38,5% высказались за то, что нормальным состоянием душевного здоровья человека является способность, и самое главное, желание активно общаться с окружающими его людьми.
  • Тягу к самопознанию и самосовершенствованию в этом контексте упомянули 37% опрошенных.
  • 36% респондентов считают, что не может быть душевного здоровья без регулярного секса.
  • Кто-то (36%) считает, что без умеренных физических нагрузок и активности.
  • 28% считают, что человек, который не имеет никаких вредных привычек , может считаться душевно здоровым.
  • А 25% сказали, что тот, кто правильно питается .
  • 22,5% считают, что можно стать душевно здоровым человеком, помогая ближним, занимаясь благотворительностью.
  • И 15% считают душевно здоровыми тех, кто является активным приверженцем какой-либо религии.

Как видите, мнения обывателей настолько разнообразны, что прийти к какому-то общему знаменателю, опираясь на них, сложно. Это не универсальное понятие и каждый может его трактовать по-своему.

Изменить жизнь, а потом стать душевно здоровым?

Не даром, ещё Карл Маркс писал, что бытие человека определяет его сознание.

На самом деле, всё гораздо проще, но и одновременно с этим, гораздо сложнее, чем хотелось бы. Достижение того, что называется душевным здоровьем, для каждого отдельно взятого человека должно проходить через два этапа.

Первый этап общий и для всех одинаковый. Тут мы должны осознать, что душевное здоровье – это есть состояние человеческого сознания, когда его всё устраивает, он доволен своей жизнью и живёт в соответствии со своими взглядами на жизнь, быт и прочее .

А вот чтобы каждому отдельно взятому человеку достигнуть душевного здоровья, необходимо провести большую работу над собой : осознать свои истинные приоритеты и желания, отделить их от желаний, навязанных масс-культурой и начать планомерно реализовывать проект своего собственного идеального мирка. Когда дело будет сделано, останется откорректировать некоторые детали, и с 99% вероятностью можно будет утверждать, что человек достиг душевного здоровья.

Первые шаги

Как понять, что действительно важно для вас в жизни, а что продиктовано вам окружением? Для этого можно воспользоваться услугами психоаналитика, который поможет вам разобраться в себе.

Правда, не каждому такие услуги по карману, кто-то просто с недоверием относится к услугам этих людей. Выход из этой ситуации есть.

Jpg" alt="душевное здоровье" width="605" height="378" srcset="" data-srcset="http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove-3..jpg 300w" sizes="(max-width: 605px) 100vw, 605px">

Тест на поиск своих истинных устремлений

Для этой процедуры нам понадобится несколько листов бумаги. Я обхожусь тремя-четырьмя листами формата А4.

Уединитесь в комнате, где вам никто не сможет помешать и отвлечь. Возьмите ручку и начинайте НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ записывать любые вопросы, которые вам будут приходить на ум. Не пытайтесь контролировать этот процесс, пишите любые глупости, которые только появятся у вас на уме. Абсолютно любые вопросы, начиная от «как мне стать миллиардером за месяц» до «как выглядит Бог и где он живёт». Пишите в режиме нон-стоп. Орфографические ошибки исправлять не надо, это выбьет вас из колеи.

На всё у вас должно уйти не более 10 минут. Нужное количество вопросов – 100. То есть по 6 секунд на вопрос.

После того, как процедура самоанализа будет завершена, внимательно изучите этот список. Постарайтесь выделить для себя наиболее важные вопросы. Обратите внимание, не повторяются ли некоторые вопросы по нескольку раз? Если да, то значит они наиболее плотно засели у вас в голове, возможно это и есть то, что вас по-настоящему волнует на сегодняшний день.

Выделите 10 самых актуальных и важных вопросов, составьте из них список, расположив эти вопросы по степени важности для вас. После этого вы получите примерный план достижения душевного здоровья. Ведь мы уже знаем, что душевного здоровья можно достичь через приведение своей жизни в соответствие со своими предпочтениями, взглядами на жизнь. А бытие определяет сознание.

Вышеописанный метод, конечно, не панацея, но позволит вам гораздо сильнее приблизиться к рационализации своей жизни, к правильному направлению движения по ней. Ведь никому не хочется растратить свою жизнь впустую. И кстати, такую процедуру желательно проводить хотя бы раз в месяц, чтобы, так сказать, держать руку на пульсе.

Попробуйте поэкспериментировать, придумать новый метод или модернизировать этот.

Рекомендую так же почитать статьи: о счастливой улыбке , как средстве профилактики, о том, как на самом деле вреден кальян и .

Читайте и будьте здоровы!

​​​​​​​​​​​​​​«Радости вам и здоровья!» - Когда люди желают своим друзьям радости, они желают им - душевного здоровья!

Душевное здоровье - внутреннее состояние, когда душа открыта людям и миру, бодра и радостна, не страдает болью и не болеет враждой. Это хорошее настроение, бодрость и энергия, интерес к жизни и внутреннее ощущение "Хорошо". Душевно здоровый человек - адекватен, позитивен и доброжелателен. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, жизненный мир для него - прекрасный и любимый.

Душевное здоровье - это не само счастье, а его обязательная предпосылка. Короткие переживания счастья возможны и на фоне душевного нездоровья, счастье длящееся возможно только у душевно здорового человека .

Нужно учесть, что многим людям вполне достаточно душевного здоровья, а переживание счастье для них приятно, но не более. Как мужчине, например, хочется поесть чего-то мясного, а пирожные для него - вкусно, но скорее лишнее.

Противоположность душевному здоровью - неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты - признаки ослабления душевного здоровья. Невроз и депрессия - уже явное душевное нездоровье, хотя, возможно, еще в рамках здоровой психики.

Маленькие дети, как правило, очень душевно здоровы. А вот человек-ребенок, как правило - невротичен. Склонность к обидам, обвинениям, неумение контролировать свои чувства и желания - это не показатели душевного здоровья.

Нельзя недооценивать, но и не следует переоценивать значимость душевного здоровья. Блистание ума, лидерские таланты, мужество и другие достоинства могут как украшать душевно здорового человека, так и у него отсутствовать. Душевно здоровый человек - не обязательно гений и святой. Это может быть бездуховный человек с низким интеллектом и отвратительными манерами.

Да, это может быть. Но чаще воспитанность и душевное здоровье - взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью .

Каков путь к душевному здоровью?

Душевное здоровье можно и нужно нарабатывать. Душевному здоровью способствуют привычка к здоровому образу жизни , умение отдыхать , позитивное мировосприятие , ответственность без чувства вины , взрослость и, как ни странно, экстравертированность . А вот интравертность, тем более самокопание , тревожное хождение по врачам и психотерапевтам душевного здоровья категорически не прибавляют. Есть тревожный признак - чем больше человек знает о существовании душевных болезней и травм детства - тем больше обычно он их в себе находит.

Как у Джером-Джерома: «А еще я понял, что у меня не в порядке печень… »

А вот простая зарядка и душ с утра, пораньше отбой и подъем, хорошие тренировки и регулярная физическая нагрузка, закаленное тело, привычка хорошо думать о людях и не сводить жизнь к пупу земли себе любимому и к своим глубинным и тяжким травмам несчастного детства, открытость миру и людям, забота о людях вокруг - как раз очень даже здоровью способствуют.

А кто любит более трудные задачки, чем просто наработать себе душевное здоровье, задумается о свой личной жизненной миссии . Продуктивное размышление!

​​​​​​​

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Душевное пищеварение для меня является удобным и простым, а главное эффективно работающим способом решения жизненных задач. Сложился он около десяти лет назад, когда я с семьей переехал из одного города в другой. Все полностью поменялось. Новая работа, новые знакомые – все новое. Новая работа, новые знакомые – все новое. Необходимо было перестраиваться, приспосабливаться и переучиваться, просто выживать.Требовался ИНСТРУМЕНТ для выживания. Опыт занятий психологией,йогой, НЛП и т.д. у меня...

Думаю, любой читающий эту статью знаком с тем, что такое душевная боль. И, вероятно, не только в теории.

Душевная боль подчас является результатом психологической травмы – свежей или той, что была получена ранее.

Психологической травмой считается реакция человека на значимое событие, инициирующее эмоциональные негативные переживания достаточной длительности и той или иной степени интенсивности.

Кто-то переживает чувства, ставшие следствием психологических травм чаще, кто-то реже. Это...

Казалось бы, какая связь между ухудшением памяти и проблемами на работе или между лишним весом и повышенной нервозностью? Оказывается, прямая. А изречение "все наши болезни - от нервов" не лишено смысла, потому что физическое здоровье действительно во многом зависит от здоровья психического.

Чтобы выяснить, почему возникают "душевные" проблемы и как их победить, мы "побывали на приеме" у психотерапевта высшей категории, кандидата медицинских наук Григория Рожковского.

Спасите наши души...

Скоро в школу
О школе ребенку, который еще не переступил ее порога можно сказать по-разному.

Школа – это прекрасно! Это очень интересная жизнь! Ты будешь каждый день узнавать что-то новое… Твой ум будет развиваться… Учиться – это хорошо, полезно, радостно.

Можно так. Но случается и иначе.
- Пойдешь в школу – будет не до игрушек. Засядешь за уроки! Смотри, веди себя в школе хорошо. Если учительница на тебя пожалуется, мало тебе не будет!

Но чаще всего родители н и к а к не...

Ученые давно доказали, что добряки, весельчаки и оптимисты гораздо реже посещают врачей, чем злюки и буки. Группа швейцарских исследователей под руководством Питера Брюггера пошла в своих исследованиях еще дальше...

Если хочешь быть здоров

Ученые провели весьма любопытный эксперимент. Набрали из числа добровольцев группу абсолютных оптимистов и пессимистов, сделали и тем и другим прививку от гриппа и стали ждать. Через месяц обнаружилось, что у пессимистов вырабатывается гораздо меньше...

Казалось бы все динамично развивалось.. Привычный график: работа-дом-работа-дом. На выходных нет сил и желания куда-либо идти.

Внезапное желание готовить и интерес к кулинарии, который ранее, если и появлялся, то пропадал через пару недель. А сейчас уже более 1,5 месяцев, и даже не пропадает.

Мне 22. Недавно взяла первый отпуск – трудовой, и справедливо заслуженный. Думала: улажу кое какие дела, высплюсь, схожу куда-нибудь. А может и не пойду. Отключу телефоны и буду искать уединения. Это...

«Мне кажется, чтобы приблизиться к нему, нужно расстаться с некоторыми ложными идеями, которые существуют в современном мире. Например, о том, что материальные блага (более высокая зарплата или дорогая машина) могут принести в нашу жизнь счастье и душевный мир.

Внутренний комфорт и эмоциональная удовлетворенность гораздо важнее внешнего благосостояния – источник счастья находится внутри нас, а не вовне. Это легко понять, размышляя над собственным опытом. Ментальная, эмоциональная...

Люди, эмоционально здоровые, контролируют свои эмоции и поведение. Они способны справиться с проблемами в жизни, построить прочные отношения и оправиться от неудач. Но работа над своим психическим и эмоциональным здоровьем требует таких же усилий, как и работа над красотой и здоровьем вашего тела.

Что такое психическое или эмоциональное здоровье?

Психическое или эмоциональное здоровье является показателем вашего психологического благополучия. Насколько хорошее это здоровье вы можем судить...

Силой доброю и могутною!
Ож и ты краса, красна девица,
Окажи нам честь да блесни красой,
Красой красною, мыслью мудрою!

Короче говоря, здорОво, дорогой! ЗдОрово живешь, весело и Волшебно, практически. Вот такая вот лингвистическая загадка, с одной стороны приветствие, с другой стороны пожелание здоровья, с третьей оценка качества происходящего.

Я так приветствую и здороваюсь с теми, с кем уже пообщались...

Для психолога душевное здоровье - это прежде всего гармония человека с самим собой. Нарушения взаимоотношений с окружающими людьми рассматриваются как исток и проявление внутренней дисгармонии. Соответственно усилия психолога направлены на перестройку системы отношений страдающего человека. Предполагается, что разрешение внутреннего конфликта приведет к изменению поведения в благоприятную сторону. В этом позиции психологов большинства направлений и школ совпадают. Различаются они в том, в чем именно разные специалисты усматривают истоки конфликта и какие предлагают пути его решения.

Сопоставляя различные точки зрения, можно увидеть, что они «стягиваются» к двум полюсам: одни психологи подчеркивают опасности, которые несет в себе культура для душевной гармонии человека, другие выявляют исцеляющий потенциал культуры.

К числу ученых, обличающих культуру как источник душевных страданий, относится 3. Фрейд. Его высказывание о том, что человек был бы гораздо счастливее, если бы культуры вообще не было, стало известным афоризмом. Фрейд выделял две группы причин для утраты душевного здоровья: первая -угроза безопасности индивидуальному «Я», вторая - противоречие между стремлением организма к самосохранению и инстинктивными влечениями. Что касается безопасности «Я», она, по Фрейду, и обеспечивается культурой, которая снабжает человека материальными благами и дает защиту от притязаний других людей на те же блага.

А. Адлер, в отличие от Фрейда, мало пишет о влиянии культуры на душевный мир человека. Между тем его позицию по этому вопросу можно понять из отдельных высказываний в разных контекстах. Смысл ее в следующем.

Показатель душевного здоровья - «вписанность» индивида в рамки своей культуры, его способность добровольно осуществлять тот образ жизни, который принят в обществе. Невротик, по Адлеру, проявляет нетерпимость к требованиям со стороны общества и отвергает «некоторые формы принуждения, которые нормальный человек вряд ли замечает», в том числе: уважать, прислушиваться, подчиняться, говорить правду, готовиться к экзамену или сдавать его, быть пунктуальным, доверяться человеку, автомобилю, железной дороге, доверить дом, хозяйство, детей, супругу, самого себя другим людям, отдаваться домашним делам, работе, вступать в брак, признавать правоту другого, быть благодарным, заводить детей, исполнять свою половую роль или испытывать сексуальную привязанность, утром вставать, ночью спать, признавать равные права и положение другого человека женского пола, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве.

К. Хорни и Э. Фромм расширили представление об истоках негативного влияния культуры на душевное здоровье, показав, что она способна провоцировать внутренний конфликт не только между биологическими влечениями и моральными установлениями, но шире - между различными потребностями и психологическими установками, сформировавшимися в человеке благодаря усвоению явных и скрытых культурных предписаний.

В своих работах Хорни четко формулирует, что она признает определяющее влияние культуры на душевное здоровье человека: ...Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем... Хорни напоминает известный и хорошо обоснованный культурологами факт, что оценка человека как душевно здорового или нездорового зависит от стандартов, принятых в той или иной культуре: поведение, мысли и чувства, считающиеся абсолютно нормальными в одной культуре, расцениваются как признак патологии в другой. Хорни приходит к выводу: Нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в данной культуре... Он не страдает сильнее, чем это неизбежно в его культуре. Невротик... неизменно страдает больше, чем нормальный человек... В действительности невротик -постоянно страдающее лицо.

Фромм четко сформулировал свою позицию: Человеческая натура - страсти человека и тревоги его -это продукт культуры. По Фромму, сама природа человека предполагает наличие ряда потребностей, которые должны быть удовлетворены. Это:

Потребность в единстве с людьми, в социальных связях с ними;

Потребность в трансцендентализации, творчестве как способе выйти за собственные рамки, превратить себя из объекта в субъект творения;

Потребность в безопасности, в укорененности, узах, поддержке и тепле (первоначально обеспечиваемых матерью);

Потребность в идентичности, осознании себя субъектом своей жизни и деятельности;

Потребность в интеллектуальной ориентации в мире и в эмоционально окрашенной системе ценностей.

Фромм показывает, что есть несколько способов, которыми может быть удовлетворена каждая из этих потребностей, причем одни благотворны для человека, а другие -разрушительны. Так, например, потребность в социальных связях может быть удовлетворена посредством подчинения или доминирования, однако оптимальными являются отношения любви, ибо лишь в любви удовлетворяется другая человеческая потребность - в независимости и интегрированности Я. Для Фромма важнейший показатель душевного здоровья - это способность человека реализовать заложенные в нем творческие задатки.

«Любой невроз - это результат конфликта между прирожденными способностями человека и теми силами, которые препятствуют их развитию».

Душевное здоровье было предметом размышлений Г. Оллпорта. Его подход принципиально отличался от того, который реализован в работах психоаналитиков.

По Оллпорту, в течение всей жизни человек переживает процесс становления. В отличие от незрелой, или невротичной, зрелая личность функционирует автономно, т. е. ее мотивы обусловлены не прошлым, а настоящим, они осознанны и уникальны.

Оллпорт выделил шесть черт, характеризующих зрелую личность:

1) широкие границы ≪Я≫, активное и увлеченное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях;

2) способность к теплым, сердечным социальным контактам, в том числе дружеской интимности и сочувствию;

3) самоприятие и умение справляться с собственными эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих;

4) реалистическое восприятие людей, объектов и ситуаций, постановка реалистических целей;

5) ≪самообъективность≫ -четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах, чувство юмора;

6) наличие системы ценностей, содержащей главную цель и придающей смысл всему, что делает человек.

Оллпорт отмечает связь душевного здоровья человека с его отношением к религии. Он выделяет два типа религиозности -внутреннюю и внешнюю. Внешняя - это привычка или традиция, которая используется для достижения каких-либо целей, например поддержания статуса, уверенности в себе и т. д. Внутренняя религиозность пронизывает все человеческое существование, она мотивирует человека к достижению идеального жизненного единства. Внешняя религиозность, как полагает Оллпорт, характерна для незрелой личности, человека с эгоцентрическими установками. Она разрушается, если жизненные обстоятельства слишком противоречивы, и не дает надежной психотерапевтической защиты. Внутренняя же религиозность, напротив, поддерживает человека в самых трудных обстоятельствах, хотя она не может существовать ради того, чтобы играть терапевтическую или профилактическую роль.

Настороженное отношение к культуре характеризует психологов гуманистического направления. Истоки его в том, что на Западе, как писал А.

Маслоу, сложилась исторически детерминированная тенденция негативно оценивать потребности человеческого существа, которые имеют так называемую животную природу. Как следствие, многие культурные институты устанавливаются для контроля, сдерживания, запрещения и подавления этой первоначальной природы человека. Напротив, именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят гуманистические психологи важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Маслоу назвал эту потребность и соответствующую ей деятельность самоактуализацией. Он отождествлял самоактуализацию со зрелостью и душевным здоровьем человека и постулировал врожденную направленность на достижение этого состояния.

Наблюдая за реальными людьми, А. Маслоу выявил характеристики, присущие, по его мнению, душевно здоровым людям: ясное восприятие реальности; открытость новому опыту; интегрированность, целостность, единство личности; спонтанность, экспрессивность; полное, продуктивное функционирование; бодрость; реальность Я, прочная идентичность, автономия, уникальность; объективность, беспристрастность; креативность; способность к любви.

Из работ Юнга следует, что душевное здоровье есть результат процесса индивидуации; что душевно здоровым может стать лишь человек, которого он наделяет званием личности, т. е. тот, кто самостоятельно осуществляет трансцендентальную функцию; тот, кто осмеливается погрузиться в глубины собственной души и интегрировать актуализированные переживания из сферы коллективного бессознательного с собственными установками сознания.

Путь к душевному здоровью как процесс индивидуации Юнг противопоставляет другому способу регуляции психики - подчинению различного рода общественным установлениям: моральным, социальным, политическим, религиозным конвенциям. Польза конвенций состоит в том, что они защищают отдельных людей и общество от опасностей, которые таит в себе проявление человеческой Самости.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что внутренний мир человека активно взаимодействует с окружением, перерабатывая опыт, полученный извне, формируя собственные позиции и убеждения, пути самоопределения, а затем в процессе экстериоризации ≪человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества≫.

Душевное здоровье - это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. При таком понимании душевное здоровье оказывается не константой, раз и навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень.

Критериями, или показателями, душевного здоровья являются:

Адекватность деятельности человека социокультурным требованиям и природному окружению;

Оптимальная саморегуляция, выражающаяся в переживании внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс);

Благоприятный прогноз, т. е. возможность человека сохранять адекватность деятельности и оптимальность саморегуляции в широкой временной перспективе.

Для динамической концепции душевного здоровья особенно важно, что в процессе адаптации человек не только осваивает требования окружения и ≪подстраивается≫ под них, но и развивает в себе новые Способности и способы деятельности, что позволяет ему по-новому действовать в проблемных ситуациях. Эта деятельность может быть направлена вовнутрь, на изменение собственной психической реальности, или вовне, на изменение взаимоотношений со средой.