По окружающему миру сообщение о лекарственных растений. Детям о лекарственных растениях

Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в лесной чаще, чутьем находя растения, которые его избавляют от болезней.

Поздние письменные свидетельства применения лечебных растений сохранили жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности сила, которая скрывалась в растениях, представлялась людям из-за нехватки багажа знаний волшебной. Они надеялись на то, что имеются такие травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить память, вынудить полюбить ненавистного ему человека. Много сказаний было составлено про схожие на человечков корни женьшеня и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям силы. Позже ученые смогли разъяснить, почему нас врачует то или иное растение, а чудные вымыслы были отметены.

Многие растения выращивают на плантациях, например мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы. Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту. Это растение улучшает аппетит, успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.

Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит.

Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.

В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может вернуть силы утомившемуся человеку, положив листья в обувь. Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части. Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.

При сборе лекарственных трав, необходимо всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь эти ценные растения и на будущее.

В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.

Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди широко используют и применяют эти знания.

Ромашка - самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.

Еще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава ». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

Одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее, Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.

Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.

2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Популярные доклады

    Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.

    Что представляет собой луг? Луг - это местность, на которой в изобилии произрастают цветы и травы. Луг - это не только растения. Здесь обитает большое количество насекомых, которые опыляют растительность луга, а также животных; грызунов, птиц.

  • Доклад Баян музыкальный инструмент 4 класс сообщение

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

Одно из таких лекарственных растений - лопух.

Презентация про лопух (репейник)

Обыкновенный лопух или репейник, который мы можем встретить и в лесу и в огороде, и даже во дворах в городе - это лекарственное растение. У лопуха крепкий высокий стебель. Листья ярко-зелёного цвета, большие.

Цветы лопуха - колючие серо-розовые шарики.

Листья лопуха приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если болят суставы – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится.

Корень лопуха заваривают и пьют, когда болят суставы или желудок.

Ещё из лопухов готовят репейное масло, оно даже продается в аптеках. Очень полезно втирать это масло в корни волос – это укрепляет их.

Лопух растет везде, потому что его колючие семена, когда созревают, цепляются за шерсть животных и одежду людей и так разносятся на новые места. Но собирать его можно только в лесу и огороде, там, где чисто и нет выхлопных газов от машин.

Лопух должен быть в каждой домашней аптечке.

Вопросы к презентации:

1. Как выглядит растение лопух?
2. Какие болезни можно лечить лопухом?
3. Как лопух распространяет смена?

Медуница - травянистое растение. Растет она в лесу, на полянках, по берегам рек, в садах.

Медуница вырастает не выше 30 см в высоту. Ее стебель и пятнистые листья покрыты нежным пушком.

Зацветает медуница одной из первых - в конце апреля, и цветет всю весну. Цветы у нее в форме колокольчиков на верхушках стебельков.

Медуница – необычное растение. В начале цветения ее цветочки розовые, а дальше они меняют цвет и становятся синими.

Медуницу используют для лечения. Настой медуницы лекарственной поможет от кашля и простуды, улучшит иммунитет.

Листья медуницы добавляют в весенние салаты.

Медуницу очень любят пчелы, весной они собирают с нее нектар, чтобы делать мед. Цветочки медуницы и сами сладкие на вкус.

Медуница - многолетнее растение. Из корней следующей весной снова вырастут красивые и полезные цветы.

Вопросы по тексту

1. Где растет медуница?
2. Когда цветет медуница?
3. Какие цветки у медуницы?
4. От чего поможет настой медуницы лекарственной?

Презентации подготовил Максим Егоров
на урок Окружающий мир 2 класс


Какие растения называются лекарственными? Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными. Какие органы растений используются человеком в лечебных целях? Органы растения корень стебель лист цветок плод семя Ромашка аптечная Подорожник Шиповник коричный Горец птичий Тыква Одуванчик ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Все травы – лекари -душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лён, календула, крапива. Все целебные растения Знаем без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители, корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Деревья Кустарники Травы Боярышник Малина Смородина черная Дуб Липа Сосна обыкновенная Ромашка аптечная Пастушья сумка Мать и мачеха Чистотел большой Горец птичий Календула лекарственная Крапива двудомная Подорожник большой Душица обыкновенная ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д. ЧИСТОТЕЛ


В дословном переводе с китайского слово "женьшень" означает "человек-корень" (жень - человек, шень - корень). Это название было дано за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой. Препараты женьшеня назначают при усталости, переутомлении, неврастении. Широко известно их употребление при гипотонии с целью повышения артериального давления ЖЕНЬШЕНЬ




ПОДОРОЖНИК Подорожник применяют при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах


Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях, для укрепления волос Крапива - это и сорняк и лекарство одновременно. КРАПИВА


ЛАНДЫШ Ландыш (ядовит) – помогает при хронических заболеваниях сердца, сердечной слабости после перенесенных инфекционных заболеваний, а также действует как успокаивающее нервы средство. Употребляют чай из листьев ландыша как мочегонное средство при отёках и в меньшей степени - для очищения крови.







Отвар почек принимают при бронхите, ревматизме, и особенно как противоцинготное средство. Отвар почек применяют средство при нарушенном обмене веществ, сопровождающемся различными кожными заболеваниями. Пары отвара почек являются противовоспалительным, дезинфицирующим и облегчающим дыхание средством при кашлеСОСНА




Задание. Подбери растения по их действию. Лечебное действие Названия растений Содержащие витамины Противовоспалительные Вяжущие Потогонные Отхаркивающие Кровоостанавливающие Сердечно - сосудистые Успокаивающие Названия растений: боярышник, смородина, дуб, пустырник, крапива, липа, ромашка, тысячелистник, душица, календула, малина, подорожник, шиповник, сосна, горец птичий, мать–и - мачеха, пастушья сумка. смородина, шиповник календула дуб, горец птичий липа, ромашка, малина мать–и-мачеха, подорожник, сосна крапива, тысячелистник боярышник пустырник, душица ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Правила сбора и обработки лекарственных растений П р а в и л о п е р в о е: что собирать. П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. П р а в и л о третье: как собирать. П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать. П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять


Наземные части растений – траву обычно заготавливают вручную с помощью ножей, ножниц. Цветки и соцветия – в начале цветения. Листья - когда они вполне развернулись и достигли своего развития. Лучшим периодом считается период начального цветения растения. Плоды и семена - собирают выборочно, по мере полного их созревания. Корни и корневища - собирают главным образом осенью, когда увядает наземная часть растения. Растение отряхивают от земли, отрезают всю надземную часть, а затем промывают под проточной водой до чистоты. Промытые корни раскладывают на рогожке, слегка подсушивают, переворачивая, несколько раз в день. Правила сбора и обработки лекарственных растений


ГДЕ МОЖНО СОБИРАТЬ? Каждое растение имеет определенное место произрастания, которое необходимо знать. Нельзя собирать растения у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало




1. Какие растения называются лекарственными а) Растения,которые содержат ядовитые вещества б) Растения,которые растут, размножаются и расселяются без участия человека в)Растения, которые человек использует в лечебных целях 2. Лекарственными растениями -это а) Травы б) Кустарники в)Травы, кустарники, деревья 3. К лекарственным растениям не относится а) Чертополох б) Крапива Двудомная в) Ромашка аптечная 4. К ядовитым лекарственным растениям относится а) Мать-и-мачеха б)Календула лекарственная в) Дурман обыкновенный 5. Для остановки кровотечения используют а) Цветки липы б) Листья крапивы в) Листья и цветки душицы 6. К растениям, содержащим витамины,относится а) Пустырник б) Пастушья сумка в) Шиповник коричный Задание. Выбери правильный ответ Ответы: 1 в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 в



Слайд 2

Гипотеза: Большинство растений нашего края являются лекарственными. Цель: Узнать какие растения нашей местности являются лекарственными и используются ли они местным населением.

Слайд 3

Задачи исследовательской работы

Познакомиться с лекарственными травами, произрастающими в окрестностях сельского поселения Перегрёбное. Узнать правила сбора лекарственных трав. Провести опрос населения, чтобы узнать использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний. Познакомить одноклассников с результатами своего исследования. Методы исследования Сбор информации. Определение лекарственных трав нашей местности. Опрос. Период проведения исследования май 2011 года – февраль 2012 года

Слайд 4

Правила сбора лекарственных растений

Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой. Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны. Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной. Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду. Плоды и семена собирают только зрелыми.

Слайд 5

Виды лекарственного сырья

Сердечно – сосудистые средства Отхаркивающие средства Кровоостанавливающие средства Желудочно-кишечные средства Витаминные средства

Слайд 6

Витаминные средства

  • Слайд 7

    Календула

    Ноготками календулу звали,Словно солнышки эти цветки,Семена же её собирали,Так похожие на коготки!Улыбается ласково утром,Раздвигая реснички цветов,А понюхаешь - яркою пудройРазукрасит! А запах таков,Что с другим перепутать едва лиСможем терпкий густой аромат!- А как лечит! Достойна медали! -Так в народе о ней говорят.

    Слайд 8

    Шиповник

    Пробуждается всё, набухают зелёные почки,Зажурчали ручьи – им бежать до реки далеко.Мать-и-мачехи нежные жёлтого цвета цветочкиУлыбаются яркому тёплому солнцу легко,И танцуют, кружатся, под пение птиц в хороводе,Те стараются – без дирижёра непросто им петь...Разгорается шар ослепительный на небосводе,Обнимает лучами своими, в надежде согреть...Небеса вдохновляют тебя обнажить своё сердце, Шерстяные одежды зимы разбросать и забыть,От нахлынувших чувств – понимаешь, что некуда деться,Появляется сильная жажда взаимно любить...И мечтать, и вздыхать о родной неземной половинке;В ожидании руки веночек весенний сплетут. Приходи поскорей по весёлой зелёной тропинке!..Мать-и-мачехи жёлтого цвета цветы приведут....

    Слайд 9

    Крапива

    Посмотрите, притаилась,И "пушистой" притворилась!Мы тебя, крапива, знаем,Ни за что срывать не станем. «Много свойств во мне целебных.Я лечу зверюшек бедных,Для всего живого царстваЯ - отличное лекарство!».

    Слайд 10

    Чистотел

    Разросся буйным цветом чистотелВ полях, лесах и огородеНалился желтым соком пышнотелНа радость Матушке-природе.Знать есть на то причина иль бедаЧто, несмотря на засуху он все пышнееХороший лекарь чистотел во все годаПочти от всех болезней панацея.Во всех он состояниях хорошЕго заваривают, пьют, им мажут телоСо всеми он на «ты» и в дом к любому вхожЖаль, только душу не омоешь чистотелом

    Слайд 11

    Ромашка

    Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем Мы ее заварим.

    Слайд 12

    Одуванчик

    Одуванчик придорожныйБыл, как солнце, золотым.Но отцвел и стал похожимНа пушистый белый дым.

    Слайд 13

    Можжевельник

    Можжевельник, можжевельник,что печален, как отшельник?Снегом белым припорошенОдинок меж стройных сосен?И парадные ступенисторожишь, как пёсик верный.

    Слайд 14

    Багульник

    Где-то багульник на сопках цветет,Кедры вонзаются в небо...Кажется, будто давно меня ждетКрай, где ни разу я не был.

    Слайд 15

    Мать – и - мачеха

    Мать и мачеха по дороге, небо чистое на воде... Промочив по колено ноги я иду через лес к тебе...

    Слайд 16

    Социологический опрос

    Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Чем больше лечитесь: травами или лекарствами? Где берете травы для лечения? Какие лекарственные травы используете для лечения?

    Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Задачи:

    1. Развивающие:

    • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
    • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
    • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
    • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
    • развитие кругозора детей;
    • обогащение словарного состава учащихся;
    • развитие умения работать в коллективе.

    2. Образовательные:

    • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

    3. Воспитательные:

    • воспитание бережного отношения к природе;
    • воспитание положительного отношения к учёбе.
    • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
    • воспитание умения работать в группе.

    Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Ученики сидят группами по 4 человека.

    2. Изучение нового материала.

    Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

    Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

    Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

    Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

    Ученики: Различные растения.

    Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

    Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

    Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

    Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

    Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

    Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

    Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

    Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

    Ученики: Ядовитые растения.

    Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

    Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

    Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

    Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

    Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

    Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

    Ученики: Лес.

    Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

    Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

    – Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

    Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

    Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

    Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

    Ученики: Зверобой.

    Учитель: А среди ядовитых?

    Ученики: Ландыш, волчье лыко.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

    Ученики предлагают свои варианты.

    Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

    3. Физминутка (музыкальная).

    4. Практическая работа.

    Разъясняет план выполнения практической работы.

    План:

    1. Название растения.
    2. Место произрастания.
    3. Лекарственное или ядовитое.
    4. Занесено ли в Красную книгу.
    5. Использование в медицине.

    Напоминает о рациональном использовании времени.

    Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

    5. Закрепление изученного материала.

    Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

    Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растем мы вдоль дорог
    И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

    И если, случится тебе простудиться
    Появится кашель, поднимется жар,
    Подвинь к себе кружку, в которой
    дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

    Была зелёной, маленькой,
    Потом я стала аленькой,
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая. (Смородина)

    Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

    Красна, сладка, душиста
    Растет низко, к земле близко. (Земляника)

    Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

    Ученики: Зашифровано слово «Правило».

    Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

    Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

    Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

    Ученики:

    1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
    2. Узнай сроки сбора растений.
    3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
    4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
    5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

    6. Обобщение изученного материала.

    Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

    Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

    Выставление отметок.

    7. Домашнее задание.

    1. Работа с учебником стр. 19–21.
    2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
    3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.