Логоневроз (заикание): эффективные методы лечения в домашних условиях.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов

Как правило, заикание влияет на людей с детства. В то время как некоторым людям удается избавиться от заикания в более поздние годы жизни, другие вынуждены обращаться к разным специалистам.

Человек, страдающий от проблемы заикания, легко идентифицируется в толпе людей. Во время разговора он повторяет звуки или слова. Это может сопровождаться некоторым выражением, вроде кивка и сжатых мышц на лице. В основном, эти люди застревают во время беседы, и это нарушает их умение говорить и общаться.

Согласно наблюдению, существует равное соотношение мальчиков и девочек, страдающих от заикания среди детей. Но у взрослых людей случаи заикания чаще встречаются у мужчин, чем у женщины.

В этой статье я хочу обратить ваше внимание на то, что существуют народные средства для лечения заикания. Народные целители и Аюрведа имеют широкий арсенал средств для лечения заикания.

Средства Аюрведы для лечения заикания

В Аюрведе считается, что травы способны вылечить заикание. Эти аюрведические средства контролируют Вату, Питту и Капху тела.

Аюрведа сыграла заметную роль в древней медицинской системе и по-прежнему высоко ценится за ее преимущества. Индийские народные средства помогают устранить стресс, беспокойство и другие недомогания естественным образом. Нет никакого вреда в применении аюрведических средств, чтобы вести лучшую жизнь. В Аюрведе есть травы для лечения заикания.

Травы, которые могут вылечить заикание

Имбирь – средство для нервной системы

Оказывает прекрасное влияние на весь организм человека. Он не только улучшает проблемы, связанные с эмоциональной и нервной системой, но и улучшает работу мозга. Это индийское народное средство помогает в правильном функционировании иммунной системы и оказывает множественное положительное воздействие на другие органы тела.

Ашваганда легко лечит заикание

Ашваганда – это еще одно аюрведическое средство, которое помогает легко вылечить заикание. Эта трава содержит вещества, которые позволяют преодолевать потерю памяти, стресс и другие хронические болезни. Большинство из этих проблем связаны с образом жизни и вызывают неврологические дисбалансы. Люди, страдающие от заикания, часто жалуются на усталость, слабость в теле и неспособность сохранить энергию.

Применение этого индийского средства улучшает работу мозга, делая его более острым и здоровым. Ашваганда облегчает память, улучшает сексуальную жизнь и тем самым помогает уменьшить стресс.

Бакопа (брахми) улучшает функции мозга

Брахми – удивительный транквилизатор, наполненный многочисленными свойствами. Эта трава позволяет мозгу функционировать должным образом. Это индийское народное средство широко применяют для лечения таких проблем, как депрессия и стресс.

Брахми является основным ингредиентом в дополнениях к памяти и тонизирующих средствах для здоровья. Это средство помогает справляться со стрессом, выпадением волос и нервными проблемами. Я рекомендую применять бакопу тем лицам, кто хочет заострить свой ум, бороться с потерей памяти и улучшить общее состояние здоровья.

Готу кола помогает повысить концентрацию

Эта трава довольно богата питательными веществами, которые помогают в повышении концентрации. Это аюрведическое народное средство применяют при нескольких проблемах, связанными с нервами и усталостью, вызванной увеличением уровня стресса среди людей разных возрастных групп.

Вьюнок многоплодный – средство для хороших оценок на экзаенах

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов.

Аир обыкновенный – эффективное средство при заикании

Оказывает положительное влияние на людей, сталкивающихся с проблемами речи. Он позволяет организму оправиться от нескольких расстройств, связанных с нервами.

Мелисса – средство от беспокойства

Мелисса является одним из широко используемых эффективных травяных средств для заикания. Она успокаивает сердце и нервы человека, уменьшает беспокойство и нервозность. Возьмите 30-40 листьев мелиссы и сварите в 1 чашке воды.

Пейте по 1/3 чашки этого чая из мелиссы 3 раза в день. Это народное средство поможет успокоить нервную систему. Кроме того, мелисса очень эффективна для лечения заикания.

Вы можете использовать все перечисленные народные средства в разных комбинациях. Если вы будете регулярно применять эти травы, то вскоре избавитесь от заикания. Наконец, будьте терпеливы и не теряйте уверенности в возможности исцеления от заикания при помощи народных средств.

ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ

Метод «Лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» доказал свою

эффективность уже в процессе его создания, теперь мы имеем превосходный отлажено

действующий инструмент для исправления заикания любого типа в условиях коррекционной семьи.

Применение реконструированной речи обнаружило ряд особенностей, каждая из которых имеет

собственное коррекционно-терапевтическое значение, что обуславливает применение ЛФРРР не

только с заикающимися и не только для исправления речи. Мы не ставим себе цель в этой главе

объяснить механизм возникновения описываемых эффектов, т.к. это отдельная, серьезная

исследовательская работа, и ограничимся их реферативным описанием.

Память


Нами замечено, что лечение заикания у детей методом ЛФРРР серьезнейшим образом

улучшает память у детей, подростков и взрослых.

Из заметок. «У шестилетнего Артема Б. заикание средней степени выраженности. Мать

жаловалась, что сыну трудно дается изучение стихов. Ребенок на обследовании не смог

рассказать ни одного, воспроизведя лишь первую строчку: «Зайку бросила хозяйка». Начало

работы после снятия молчания показало тяжелое отставание в развитии памяти.

Стихотворение «Бычок» (4 строчки) мы изучали в общей сложности 12 часов до того, как

мальчик смог рассказать его без ошибок. С каждым днем новые стихи учились все более легко:

«Зайка» (4 строчки) - 5 часов, «Мишка» (4 строчки) - 2 часа, «Спать пора» (6 строчек) - 2 часа,

«Мишка косолапый» (8 строчек) - 1,5 часа. Далее стало понятно, что улучшение памяти

прозаических рассказов. Сложное стихотворение в 64 строчки далось Артему совершенно без

труда».

«Слава С. 12-ти лет страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Со слов матери

заикание мешало ему учиться в школе, и они обратились к школьному психологу, которая в

качестве совета для облегчения устных ответов предложила учить параграфы наизусть.

Мальчик совместно с мамой пробовал учить, но вскоре это привело к дополнительному нервному

расстройству, т.к. оказалось, что ребенок принципиально страдает слабой памятью и,

стремясь рассказать все точно, он только больше заикался. На лечении подросток очень

быстро овладел ЛФРРР. На третьей неделе применения, в качестве эксперимента, ему было

предложено выучить параграф из истории на полторы страницы учебника. Вячеслав выучил

параграф за 1 час и пересказал его практически безошибочно. Очень удивился своей удаче, и это

явилось дополнительным мотивационным стимулом к успешному лечению».

«Пятилетний Гоша Д. имеет заикание тяжелой степени выраженности. Мальчик отличался

речь давалась легко, стихи тоже. На третьей неделе ребенок для пересказа прочитал сказку

«Приезжайте в гости», изложенную по содержанию одноименного мультфильма. Мы ждали

пересказ и приготовились исправлять неточности, однако Георгий рассказал сказку наизусть

полностью совершенно точно. В дальнейшем уникально развившаяся память проделала это же

самое со всеми другими книжками для пересказа».

«Максим В. 17-ти лет заиканием не страдает. Сын наших знакомых очень стремился

поступить в литературный ВУЗ, но переживал, что провалит устный экзамен с

подготовленным наизусть произведением. Мы предложили родителям молодого человека

развить его память ЛФРРР, и они согласились. Юноше было дано задание выучить несколько

подобранных нами стихов и рассказов в реконструированном виде по одному ежедневно, а затем

также по одному рассказывать родителям. Через две недели Максим сообщил, что последнее -

«Бородино» учил 25 минут. Он обратил внимание на то, что память действительно стала

лучше, а уверенность в собственных силах повысилась. На экзамене педагог высказалась, что

замечает дикторское произношении, и поставила «отлично».

Качество речи


Речь подавляющего числа заикающихся людей страдает редукцией, нечеткостью

произношения, заменами и пропусками звуков, «проглатыванием» окончаний слов, что в целом

существенно снижает ее качество. Реконструированная форма позволяет устранить все

вышеперечисленные недостатки, существенно повысив качество речи.

Из заметок. «У Степы Ш. 6-ти лет заикание тяжелой степени выраженности,

множественные замены и пропуски звуков. Воспитатели детского дошкольного учреждения

(ДДУ) и родители утверждали, что сверстники не понимают речи мальчика из-за заикания.

Овладение ЛФРРР сопровождалось массовыми, «режущими слух» заменами гласных и согласных

звуков в прямом слоге. На третьей коррекционной неделе в процессе работы по развитию

навыков ЛФРРР зафиксировано полное отсутствие пропусков и замен звуков».

«Тринадцатилетняя Лера Н. имеет заикание средней степени выраженности, развитую

логофобию. Речь эмоционально бедная, нечеткая, тихая. Девочка ранее посещала

логопедический детсад, где пытались устранить стертую форму дизартрии (СФД), однако ее

остаточные явления сохранились, в основном как следствие недостаточной автоматизации

правильного звукопроизношения. Валерия глубоко переживала как свой основной дефект -

заикание, так и то, что ее речь звучит непонятно и неправильно даже в тех случаях, когда

ЛФРРР остаточные явления СФД преодолены. В результате свойственной

реконструированной речи звуковой локализации правильное произношение нормализовалось без

какой-либо дополнительной коррекции».

«Ольге К. 23 года. Она никогда не заикалась. В детстве страдала общим недоразвитием

речи (ОНР) и СФД. Посещала специализированный детский сад, а затем школу для детей с

тяжелыми нарушениями речи. Остаточные явления дизартрии сохранились. Девушка была

обучению методике ЛФРРР, в ходе которого Ольга полностью освоила реконструированную

речевую форму, применяя ее постоянно и выполняя специальные речевые задания. Через 1 месяц

на обследовании было констатировано полное устранение остаточных явлений дизартрии.

Настроение Оли сильно поправилось. «Теперь всегда буду реконструировать речь, считаю, что

по-новому она звучит лучше», - сказала девушка».


Эффективность исправления звукопроизношения


Детям, имеющим серьезные нарушения звукопроизношения, для эффективного лечения

заикания по методу фонетической реконструкции речи необходима их предварительная коррекция.

Ребенок не должен сомневаться в произношении отдельных звуков и затруднять тем самым

который подготовлен исключительно для заикающихся. Кроме традиционных логопедических

занятий он включает в себя некоторые элементы освоения ЛФРРР. Нами замечено, что

использование логопедом реконструированной речи во время занятий существенно ускоряет

коррекционный процесс. Дети, годами исправляющие речь в специализированных ДДУ,

оказываются способными нормализовать ее в кратчайший срок. Пытаясь на интуитивном уровне

подражать педагогу, они быстрее осваивают коррекционный материал, выраженность заикания при

Из заметок. «Шестилетний Игорь Б. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. В общей сложности у ребенка

нарушено 14 звуков. Мальчик 2 года занимался с частным логопедом, приходившим на дом.

применением ЛФРРР полностью устранена СФД, преодолено ОНР. Выраженность заикания

понизилась с 8 баллов по классификатору до 2 баллов».

«У Мити Р. 7-ми лет заикание тяжелой степени выраженности и стертая форма

дизартрии. Ребенок 2 года посещал логопедическую группу для заикающихся. В этом учреждении

дефектное произношение устранено не было, кроме того, в результате применения ненаучных

логопедических приемов, у мальчика существенно возросла выраженность заикания. В ходе

устранена СФД. Выраженность заикания по классификатору понизилась с 9 баллов до 1 балла.

«Пятилетняя Аня Т. имеет диагноз: общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии.

У девочки 12 дефектных звуков, заикания нет. Экспериментально в амбулаторных условиях

детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 46 логопедических занятий с

использованием ЛФРРР. Результат - преодоление ОНР, полное устранение СФД».

«У Насти Н. 4-х лет заикание средней степени выраженности и задержка развития речи

(ЗРР). Экспериментально в амбулаторных условиях детской поликлиники г. Лотошино

Московской области проведено 28 логопедических занятий с использованием ЛФРРР. Результат

- заикание устранено полностью, ЗРР преодолена. Родители самостоятельно приняли решение

о прекращении занятий ввиду полной нормализации речи».

Устранение дисграфии


Применение ЛФРРР в работе с заикающимися и незаикающимися детьми позволяет в ходе

традиционных логопедических занятий быстро устранить дисграфию (нарушение письма).

Из заметок. «Десятилетняя Даша А. имеет диагноз: заикание средней степени

выраженности, остаточные явления стертой формы дизартрии и речевого недоразвития,

дисграфия. Девочка посещала логопедический детсад, в котором практиковалась широко

распространенная методика коррекции заикания. Мать жаловалась на плохую успеваемость

ЛФРРР устранены заикание, остаточные явления СФД и ОНР. Количество ошибок на письме

снизилось до допустимой нормы. Школьный учитель Даши Галина Анатольевна Ш., обнаружив

моментальное исправление речи и письма, связывалась с нами по телефону для выяснения

причин таких изменений. Она оказалась заинтересованным, ищущим, уникальным педагогом,

самостоятельно преодолеть заикание у собственного внука».

«У Сони Ч. 9-ти лет остаточные явления стертой формы дизартрии, дисграфия. Заикания

нет. Учитель требовала перевода ребенка в речевую школу, обосновывая свою позицию

исключительно большим количеством ошибок на письме. Родители не хотели этого, а педагог

добивалась решения медико-педагогической комиссии. Экспериментально в амбулаторных

условиях с девочкой проведено 23 логопедических занятия с применением ЛФРРР. Результат -

остаточные явления СФД преодолены. Успеваемость по русскому языку на 4 и 5. Учитель

изменила свое мнение о девочке, а конфликт с родителями был урегулирован».


Обучение заикающихся детей чтению без заикания


На опыте применения ЛФРРР мы пришли к выводу, что заикающихся детей нельзя учить

чтению по общепринятым методикам, имеющим деление текста на слоги, а название букв

недопустимо формулировать в классической форме. Традиционный способ обучения заикающихся

детей чтению по слогам оказывает на них серьезное дестабилизирующее действие. Стереотип

заикания, сформировавшийся в устной речи, симметрично переносится на звуко-слоговое

отображение письменной речи, удваивая тем самым «объем» отрицательного опыта заикания,

причем в наиболее сложном речевом процессе - чтении. Именно по этой причине (а не по причине

психотравматизма) речь большинства заикающихся детей серьезно ухудшается при поступлении в

школу, где чтение вслух есть обязательный компонент развития. Наша методика позволяет научить

заикающихся детей названиям букв как ЭМ (м) или БЭ (б), учителя и родители дополнительно

осложняют психо-речевой процесс, и без того дезорганизованный заиканием. Заикающиеся дети

должны, изучая буквы русского алфавита, называть их как звуки, то есть не ЭМ, а М, не БЭ, а Б, не

ЭР, а Р. Чтением с применением реконструированной речи, в состав которой входят только чистые

звуки и прямые слоги, нам абсолютно всегда удавалось вначале остановить прогрессирование

заикания, а затем существенно снизить его выраженность. На сегодняшний момент мы убеждены,

что применение ЛФРРР при обучении чтению заикающихся детей - лучший и доступный способ

коррекции заикания в амбулаторных условиях.

Из заметок. «Шестилетний Паша К. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. Экспериментально в амбулаторных

условиях детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 48 логопедических

занятий с использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, преодоление ОНР и СФД,

снижение выраженности заикания с 9 баллов по классификатору до 3 баллов. На обследовании

через 6 месяцев после окончания занятий выраженность заикания оценена в 2 балла».

«У Егора М. 6-ти лет заикание средней степени выраженности. Экспериментально в

использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 6 баллов до 1 балла. На обследовании через 6 месяцев выраженность заикания не

изменилась».

«Юля З. 5лет 7мес. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Прошла

отдыхе в Греции. Результат - чтение без заикания, выраженность заикания 1 балл.

Обследование через 6 месяцев обнаружило отсутствие заикания».

«У шестилетнего Саши Т. заикание средней степени выраженности. Двуязычие в семье.

жительства в Италии. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 10 баллов до 3 баллов. Отдаленный на 1 год результат не изменился».


Тахикардия, гипертония и ЭЭГ


Почти у всех заикающихся встречаются такие нарушения здоровья, как частые ситуативные

тахикардия и гипертония. Причем они возникают в ситуациях, отнюдь не всегда связанных с

речевой активностью. Лечение по методу ЛФРРР освобождает человека от этих неприятных и

вредных нарушений. За двадцать лет работы с заикающимися мы не встречали рецидива этих

действие реконструированной речи при ситуативных тахикардиях мы наблюдали и у людей, не

страдающих заиканием. Кроме того, нами зафиксированы несколько случаев улучшения картины

электроэнцефалограммы (ЭЭГ) после лечения заикания методом ЛФРРР.

Из заметок. «У Кирилла Н. 12-ти лет заикание тяжелой степени выраженности, логофобия,

развитый комплекс заикающегося. Он и родители замечали, что в речевых (а позднее и в

неречевых) ситуациях сердце мальчика начинало учащенно биться, а лицо сильно краснело. На

обследовании при чтении сказки частота пульса составила 148 ударов в минуту (при норме 70-

80), артериальное давление 150/95 (при норме 120/70). Подросток поступил для лечения по

методу ЛФРРР. В период молчания у мальчика зафиксированы такие состояния перед сном, при

мытье в ванной, при возвращении с прогулки. После снятия молчания и начала применения

реконструированной речи нами отмечено постепенное снижение продолжительности

ситуативного состояния, а затем и его исчезновение на третьей коррекционной неделе. После

сообщил, что больше не помнит, чтобы «сердце когда-то выскакивало из груди».

«Двадцатипятилетняя Елена Г. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. На

обследовании, кроме жалоб на заикание, сообщила, что при возникновении речевой ситуации у

нее наблюдается учащенное сердцебиение, начинает болеть голова, а затем возникает

экстрасистолия (лишние непериодические сокращения) сердца, вызывающая нарушение дыхания.

Молодая женщина постоянно наблюдалась кардиологом, терапевтом и невропатологом. Не

расставалась с лекарствами, ее дамская сумочка пахла корвалолом, который применялся в

больших количествах при приступе тахикардии. Елена прошла экспериментальный

с третьей коррекционной недели, стала утверждать, что приступы не появляются. Общее

эмоциональное состояние Лены существенно улучшилось, однако, выходя на прогулку, она все

равно брала с собой корвалол. После лечения заикание не констатировалось, по прошествии 1

года у женщины появились неврозоподобные паузы, т.е. выраженность заикания составила 1

балл (против 10 до лечения). Никаких приступов больше не наблюдалось, однако старый флакон

сердечного средства продолжал покоиться в косметичке рядом с губной помадой».

«Денис Л. 6-ти лет имеет диагноз: заикание тяжелой степени выраженности, общее

недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, глазные тики. На ЭЭГ: значительная

дисфункция лобнобазальных отделов коры, эпилептиформная активность (пик-волна) с

акцентом в лобновисочных отделах справа, единичные генерализованные разряды пик-волна.

Ритмика дезорганизованная. Ребенок постоянно наблюдался невропатологом и получал

медикаментозное лечение: актовегин, кортексин, пантогам. Мальчик гипервозбудим, беспокоен,

тревожен, не в состоянии остаться без матери даже на полчаса. С ребенком проведены два

нами выявлено тяжелое нарушение слухоречевой памяти, которое потребовало особого

контроля над коррекционным процессом. Однако к концу четвертой недели Денис стал

существенно более адекватен и спокоен, а педагогический процесс более интенсивен. К концу

виде неполной автоматизации звуков РЬ и ЛЬ. Выраженность заикания снизилась с 9 баллов до

результат - отсутствие заикания. В общей сложности с Денисом и его мамой проведено более

400 коррекционных часов. У ребенка отмечен существенный прогресс как в речевой

деятельности и общении, так и конструктивном праксисе, предметной и игровой

обследован на электроэнцефалографе «Мицар-201». Обследование показало существенную

позитивную динамику - нормализацию ритма и отсутствие эпилептиформной активности».


English, Deutsch и Español


Несмотря на базисный для лечебной реконструированной речи методический принцип

безынформационного ритмизированного деления речи на звук и прямой слог, при дроблении

речевого потока на нескольких иностранных языках терапевтическая эффективность ЛФРРР

сохранялась в полном объеме. Этот феномен, вероятно, связан с глубинным и неисследованным

восстановительным характером реконструированной речи. Обращаем внимание на то, что

реконструкции на иностранном языке подвержена именно фонетическая структура, изображенная в

Девушка, 24 года, Москва.

В. Почему врач, мануальный терапевт, не смог Ирине вправить позвоночник?

О. Не смогла полностью расслабиться. Чтобы вправить шейные позвонки, нужно полностью довериться врачу, расслабиться. Есть причины и в самой физиологии. Предварительно надо было применить иглоукалывание, чтобы . С такого рода проблемами лучше обратиться к специалистам по восточной медицине, у них больше опыта, тактильные чувствования проблемы. В этом направлении надо сделать еще попытки, чтобы вправить шейные позвонки. Можно посоветовать: в интернете есть упражнения для шейных позвонков-восточные, очень простые, по времени занимают не больше семи минут-задействована нижняя челюсть, которая влияет на атлант. Выполнять их ежедневно, нормализуется кровообращение в головном мозге и отток спинномозговой жидкости, повысится энергия. Прежде, чем идти к мануалисту проделать эти упражнения в течении двух месяцев. Перед тем, как прийти на прием к специалисту, принять трехдневный курс с лавровым листом(рецепт есть в интернете на сайте).

В. Что с суставами? Если все хорошо, как удержать это состояние?

О. Для того, чтобы поддержать тазобедренные суставы, нужны упражнения-в виде утренней зарядки. Упражнения выполнять лежа на полу для того, чтобы снизить нагрузку на суставы. Движения – подъем и опускание ног, вращение согнутых ног, в частности выполнять по методике Дикуля. Результат не быстрый, потребуется время. Нужно запастись терпением, но результаты будут положительные. Для поддержания связочного аппарата применять продукты, в которых содержатся цинк, селен, сера-это все виды бобовых, помидоры, кукуруза, зелень, листья салата, кресс-салат, стрелки чеснока. Во все салаты добавлять льняное масло. Из молочных продуктов-творог. У Ирины в организме слишком много слизи, поэтому аллергические проявления и заикание связано и с этим. Очень важно отрегулировать питание. Исключить из рациона слизеобразующие продукты: рафинированный сахар, торты, пирожное, печенье-эти продукты заменить сухофруктами, фруктами. Хлеб употреблять без дрожжевой, из муки грубого помола. В неделю один день должен быть разгрузочным. Чтобы не было аллергии, нужно очищать лимфу, промывать носоглотку слабым соленым раствором. Для очищения лимфы использовать БАДы из серии Коралловый клуб в начале лета, перед цветением трав. Воду пить в объеме не менее двух литров в день.

В. Что с почками?

О. Почки это фильтр, система выделения и очищения. У Ирины когда-то не долечили инфекцию в почках. По почкам и желудочно-кишечному тракту: рекомендуется употреблять свежую тертую тыкву около 30 грамм за двадцать минут до еды один-два раза в день, зимой два-три месяца. Это полезно и для печени, и для сердца. И еще для восстановления функции почек-два килограмма репчатого лука измельчить, добавить два килограмма сахара, эту массу томить в толстостенной посуде на медленном огне в течении двух часов, после чего остудить, употреблять по одной столовой ложке два-три раза в день перед едой. Применять такое средство один раз в три года-выводит из почек песок и камни.

В. Какие советы по кишечнику и желудку?

О. Выше было перечислено. Употреблять больше хлорофилла-листья салата, петрушку, укроп, ботву свеклы, лук. Во время еды не запивать. Жидкость употреблять не менее, чем через полчаса. Не употреблять газированные напитки

В. Почему не снижается давление? И учащенный пульс?

О. Это связано с работой почек. Кроме упражнений, выше перечисленных, очень полезны прогулки. Употреблять систематически в течении дня воду, лучше всего структурированную.

В. Ухудшилась память и выпадают волосы. Причина?

О. Психологическое состояние-много переживает, много волнуется и пища, которая попадает в желудок усваивается не полностью, ферментативная не достаточность. Употреблять в большом количестве свежие фрукты и овощи, поддержать БАДами, ферментами-это ягоды, ананасы, папайя. И обязательно-льняное масло, которое содержит омега три жирных кислот, которое необходимо для питания волосяных луковиц. Делать ежедневно массаж волосяного покрова-массажной щеткой расчесывать волосы сто раз-усиливает приток крови, стимулирует рост волос. Полоскать после мытья волос отварами трав таких, как ромашка, крапива и завершить ополаскивание холодной водой. Затем нанести маску для волос. Для улучшения памяти читать регулярно тексты различной тематики и пересказывать, излагать письменно, т.е. подключить моторику пальцев. Учить стихи, изречения философов, разгадывать кроссворды, детально вспомнить события уходящего дня, проговаривая вслух. Использовать измельченный корень аира, нанеся на зубную щетку вместе с зубной пастой при чистке зубов ежедневно. Другой рецепт-одну чайную ложку меда перемешать с треть чайной ложкой аира, положить на язык и рассасывать до полного растворения. Этот рецепт применять три недели. Периодически полоскать рот нерафинированным растительным маслом, натощак утром в течении пятнадцати-двадцати минут и сплюнуть, за сорок минут до еды. Курс десять дней, раз в полгода. Еще один рецепт-в пол чайной ложки соды добавить десять капель трех процентной перекиси водорода и столько же лимонного сока и наносить на зубы, десна, втирая и прополоскать, курс десять-пятнадцать дней. Омега-3 и работа с шейными позвонками-это питание на клеточном уровне, так же поможет улучшению памяти. Применять витамины В1; В6; В12; аминокислоты. Система релаксации также будет способствовать улучшению памяти.

В. Поможет ли логопед избавиться Ирине от заикания?

О. Если подойти к этой проблеме комплексно-это система расслабления, очищающие мероприятия, без слизистая диета и логопед- даст результат. Результат закреплять работой над собой.

В. Решится ли проблема с речью?

О. Значительно улучшится. Будет разговаривать гораздо лучше. Заметно будет, но не так будет бросаться.

В. Обращение к невропатологу снимет ли нервное напряжение? И нужно ли обращаться к психиатру?

О. Помощь невропатолога целесообразна. Но взамен лекарствам надо искать альтернативу. Обращение к психиатру лишне.

В. Правильно ли будет, если она будет больше работать с руками?

О. Да. Развивать моторику рук. Писать больше и правой, и левой рукой, массировать ладони рук, используя предметы, вышивать. Вышивание расслабляет, успокаивает нервную систему, укрепляет зрение. Ирине необходимо постоянно над собой работать, даже в перерывах нужно движение, например: смотря телевизор перебирать пальцами рук и ног различные предметы. Для того, чтобы улучшить качество своей жизни, улучшить свое здоровье четко усвоить-нужна постоянная работа над собой. И она добьется очень хороших результатов. Такова ее судьба.

В. Помогут ли врачи г.С-ска вылечить ее болезни?

О. Врачи могут дать толчок, направление, но основные усилия требуются от Ирины. Неразумно полагать, что врачи обязаны нести ответственность. Это ответственность самой Ирины. Выполнять все то, что необходимо, тем будет лучше результат.

В. И все-таки врачи помогут?

О. Да, польза от этого будет и опять же в комплексе.

В. Как ей добиться уверенности в себе?

О. Да. У Ирины много комплексов в отношении себя, хотя и пытается с ними бороться. Когда она поработает над собой, начнет улучшаться и ее здоровье, будет повышаться и ее самооценка, соответственно будет расти уверенность. Ирина очень замкнута- нужно сломать этот барьер. Поэтому нужно больше читать, пересказывать, учить стихи. Тренировки по улучшению памяти будут помогать ей и в общении. Это придет не сразу, чем больше в ее мозгу будет откладываться информация, тем лучше. Сначала надо общаться с близкими людьми, с близким окружением, друзьями. Начать подражать тем людям, на которых хотелось бы ей быть похожей. Наблюдать за этим человеком со стороны, как он ведет себя с окружающими людьми, как он разговаривает, как он держится. Вжиться в этот образ в расслабленном состоянии.

В. Как ей перебороть чувство осуждения?

О. Ей нужно общаться с незнакомыми людьми, подойти задать вопрос-например, при чем выбирать любого. Если ее даже проигнорируют не обращать на это внимание.

В. В С-ске купила комнату. Удачна ли покупка?

О. Ей необходима самостоятельность и ответственность за себя. И этот шаг правильный. Есть одно но. Ирина человек, который легко поддается чужому влиянию. Наивно доверчивая. Ей нужно не поддаваться на провокации и уговоры, нужен внутренний контролер. Опыт необходим, поэтому покупка для Ирины очень удачная.

В. Найдет ли она работу в С-ке?

О. Работу найдет.

В. Будет довольна работой?

В. Как ей сложить отношения с молодыми парнями?

О. Необходимо поработать над собой-работа над комплексами, расслабляться. Она зажимается, боится. Не бояться высказывать свое мнение, свои мысли, по больше улыбаться. Нужно научиться любить себя, то, чего не хватает Ирине.

В. Будет ли у нее молодой человек?

О. Молодой человек будет, не так скоро.

В. Можно ли ей рожать детей? Будут ли дети?

О. Пока нет такой информации. Возможность иметь есть. В том физическом состоянии, которое у нее есть сейчас, рожать ей нельзя. Поправить положение можно работой над собой.

В. Что хотят передать Ирине высшие силы?

О. Отношение к самой себе, здоровье-это труд. То как мы ежедневно трудимся, ходим на работу для того, чтобы обеспечить жизнь необходимым, точно также, для того, чтобы поправить свое здоровье, нужно поддерживать ее ежедневно. Вот это нужно четко усвоить. Здоровье это сосуд и Ирина должна уметь обращаться с этим сосудом.

В. Почему у ней затылок ломит?

О. Нужно решать проблему с шеей и почками.

В. В жизни у ней все будет хорошо?

О. Не нужно бояться жить, руководствоваться страхами, сомнениями. Нужно настроиться, что будет жить долго и счастливо. Внутренний настрой очень важен.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .

Нам помогала:

Ольга Быстрова
Врач-невролог

Заикание - сложное нарушение речи, для которого характерны частые повторения или удлинения слов, слогов, звуков. А еще остановки, запинки и паузы. Виной всему спазм артикуляционной мускулатуры – мышц губ, неба, языка, гортани, глотки. Британская ассоциация заикания сообщает, что нарушениями речи страдают от 1,3 до 4,2% людей.

Виды заиканий

Некоторые формы заикания связаны с неврологическими дефектами, часто врожденными. C помощью магнитной томографии ученые из университетов Геттингена и Гамбурга установили, например, что у постоянно запинающихся людей повреждены нервные окончания, которые координируют работу мускулатуры языка и центров мозга, отвечающих за планирование речи и восприятие ее на слух.

Другие формы обобщенно называются логоневрозом: он возникает на фоне острого или хронического стресса. То есть люди нормально разговаривают в привычной обстановке – и сбиваются при эмоциональном напряжении (экзамен, незнакомая компания, публичное выступление). Тут зачастую присутствуют и прочие проявления невроза – фобии, тревожность, нарушения аппетита и сна.

Когда появляется заикание

Логоневроз обычно формируется в детском (2–6 лет) или подростковом периодах. С мальчиками такое случается чаще. Вероятно, нервная система девочек более устойчива к факторам, провоцирующим появление проблемы. Взрослые начинают заикаться реже.

У половины заикающихся граждан находятся родственники в старших поколениях с той же проблемой. Среди ближайшей родни логоневрозы выявляются, по разным данным, в 20–74% случаев.

Лечение заикания

К кому идти за помощью? К логопеду, чтобы восстановить артикуляцию, ритмику и координацию речи. К психологу или психотерапевту, чтобы провести коррекцию личностных расстройств (иначе труд первого специалиста насмарку) и поработать над социальной адаптацией. Заикающиеся люди неловко чувствуют себя в окружении традиционно говорящих, у некоторых доходит до социо­фобии. А еще – к неврологу, рефлексотерапевту, остеопату или врачу ЛФК, чтобы заняться мелкой моторикой пальцев рук, восстановить мышечный тонус, улучшить память и внимание. Хорошая новость: у некоторых счастливчиков заикание проходит само собой.

Можно ли вылечиться полностью? Да, если нет выраженных неврологических и психических проблем. Правда, заикание может и вернуться – стрессов-то в жизни хватает. Важно заниматься не только устранением логоневроза, но и восстановлением нейропластичности, она обеспечивает способность адаптироваться к меняющимся условиям.

Таблетки от заикания

Ученые из Университета Калифорнии предположили, что заикание связано с повышенной выработкой нейромедиатора дофамина, который среди прочего контролирует и работу речевых центров мозга. Препараты, блокирующие «виновное» вещество, могут использоваться в комплексной терапии нарушения.

Как быстро снять спазм

Нужно постараться расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание – вспомнить что-нибудь хорошее, перевести взгляд на радующий глаз предмет или лицо приятного человека, включить знакомую музыку. Можно выполнить несложные упражнения, только важно, чтобы дыхание не сбивалось.

Заикание не помеха

Некоторые заикающиеся артисты и политики, выходя на публику, перестают запинаться. «Если речь об умеренном логоневрозе, то, вероятно, это связано с высокой мотивацией и железной силой воли», – считает эксперт. А музыкант Джон Ларкин прославился благодаря своему нарушению. Его сингл «Scatman John», посвященный заиканию, разошелся тиражом 6 млн копий.